деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 174-181.
DOI 10.14526/01 2017 221 УДК 796
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ
ЗАНЯТИЯМ
А.И. Козулько - доцент, Брестский государственный технический университет, ул. Московская, дом 267, г. Брест, Республика Беларусь, 224017
E-mail: nissan81283(a)mndex. ru
Аннотация. Правильная постановка физического воспитания в университете требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся. Материал. В статье рассматриваются различные приемы и способы формирования мотивации v студенческой молодежи к физической культуре и спорту, а также причины неудовлетворенности студентов занятиями физической культурой в университете. Методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; наблюдение; опрос; анкетирование; математическая статистика. Результат. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам, которые формируются из потребностей человека. Результаты исследования показали, что мотивационная заинтересованность студентов строительного факультета Брестского государственного технического университета в занятиях физической культурой находится на не высоком уровне, что сказывается на здоровье и работоспособности. Изучив предпочтения и пожелания студентов, сделаны выводы о необходимости внесения изменений в организацию занятий по физической культуре в целях повышения мотивации к ним. Заключение. Студенчество ведет малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Все это ведет к снижению мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, уровня их индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности. В связи с этим огромное значение приобретает структура мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой студенческой молодежи, поиск путей ее повышения.
Ключевые слова: анкетирование, мотивы, здоровье, молодежь.
MOTIVATION FORMATION FOR PHYSICAL-HEALTH-IMPROVING LESSONS
Alexsandr N. Kozulko - associate professor,
Brest State Technical University, 267, str. Moskovskay, Brest, 224017, Belarus
E-m ail: n is san81283(а)уап dex. ru
Annotation. Correct physical upbringing at a higher educational establishment demands knowledge and taking into consideration age-related peculiarities of students' organism development. In accordance with these peculiarities physical upbringing objectives are concretized, means and methods of their solution are specified, the degree of load on the organism is determined. Material. The article is about different techniques and ways of motivation formation among students for physical culture and sport and also about the reasons why students are unsatisfied with physical culture lessons at a higher educational establishment. Research methods: literature analysis and summarizing; observation; survey; questioning; mathematical statistics. Results. The main role in personality orientation formation belongs to realize motives, which are formed from a person's needs. The research results proved that motivational interest of students from building faculty of Brest State Technical University at physical culture lessons isn 7 high and it influences their health and working capacity. After studying students' preferences and desires, the conclusion was made concerning the necessity to change physical culture lessons organization in order to increase students' motivation. Conclusion. Students lead sedentary lifestyle, face the problems, connected with educational load increase, relative freedom of students life, the problems in social and interpersonal communication. These problems lead to motivation decrease among students for physical culture and sport lessons, the level of their individual health, mental and physical working capacity, physical development and physical readiness decrease. In this connection, great importance gains the structure of motivational interest in physical culture lessons among students, the search for the ways of its increase. Keywords: questioning, motives, health, young people.
Введение. В системе образования молодежи возрастающее значение имеет физическое воспитание. Физическая культура как часть общей культуры направлена на развитие физического и психофизиологического потенциала
человека, повышение его
работоспособности, социальной и творческой активности. Роль физической культуры в оздоровлении общества возрастает в связи с имеющейся тенденцией к снижению уровня здоровья и физической подготовленности учащихся, растущей угрозой употребления молодежью наркотиков и алкоголя, переносом ее интересов с духовных ценностей на материальные,
увлеченностью компьютерными играми с элементами агрессии, жестокости и низкопробной культуры.
Целью исследования явилось определение форм и методов формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой.
Задачи:
1) определить ценности жизнедеятельности студентов;
2) дать характеристику мотивам физкультурной и спортивной деятельности;
3) выявить основополагающие направления физической культуры, привлекающие студентов к занятиям.
Методы исследования: 1) анализ и обобщение литературных данных; 2) наблюдение; 3) опрос; анкетирование; 4) математическая статистика.
Материалы. Понятие здорового образа жизни пока больше связывается с физкультурно-массовыми мероприятиями, в то время как истинное оздоровление требует постоянной самодисциплины, самопознания, стремления к
сбалансированности умственной и физической деятельности.
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься физической культурой и спортом. Известно, что физическая культура и спорт имеют много общего с понятием «игра». Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать на
те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к физической культуре и спорту человек испытывает потребности, определяющиеся
удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней [7].
Мотивы, побуждающие человека заниматься физической культурой и спортом имеют свою структуру. Непосредственные мотивы спортивной деятельности: потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных, ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности: стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Выделим несколько основных функций мотивов:
1) побуждающую, состоящую в активизации индивида, в формировании и поддержании интереса, а также в реализации его намерений;
2) направляющую, обеспечивающую выбор и осуществление определенной стратегии и тактики поведения и деятельности;
3) управляющую, обеспечивающую отслеживание и коррекцию поведения и деятельности индивида через доминирующие мотиваторы, увязывая его активность с обдумыванием и критическим анализом получаемых результатов [3].
Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и от социальных факторов. Так, суточная активность студентов может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица более активны на занятиях по физической культуре и во время тренировок. Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного студента по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен. Ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой двигательной активностью требуется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны преподавателя и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактивными учащимися.
Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физической культуре являются: отсутствие интереса к занятиям по физической культуре в связи с тем, что на них не удовлетворяются потребности и склонности учащихся; натянутые или откровенно неприязненные отношения с преподавателем физической культуры; стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и непосильностью заданий (что может вызывать насмешки товарищей).
Согласно данным В.И. Ильинича [5], о результатах опроса студентов разных годов обучения относительно влияния субъективных факторов на формирование
мотивов, побуждающих ИХ к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности,
Приведенные данные
свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требований к физкультурно-спортивной деятельности. Тревожным выводом из данных таблицы является недооценка студентами таких
субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-
воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона
педагогических воздействий.
Результаты и их обсуждение. Для наиболее точного определения мотивации к физкультурно-оздоровительным
можно судить по данным следующей таблицы:
занятиям у студентов было проведено анкетировании, в котором приняли участие 82 студента 2-го курса
специальности ПГС строительного факультета, из них 40 девушек и 42 юноши.
Результаты анкетирования
показали следующее:
- 57,8% студентов (47 человек) проживают в общежитии, 35% (29 человек) живут дома, а 7,2% (6 человек) снимают квартиру;
- большинство студентов второго курса оценивают состояние своего здоровья как хорошее - 65% (53 человека), остальные 35% считают свое здоровье нормальным (29 человек).
На вопрос «Имеете ли Вы вредные привычки?» отрицательно ответили 35% студента (29 человек). Остальные 65% дали ответ «Да, курю/употребляю спиртные напитки» (53 человека).
Следующим был задан вопрос о питании. Он предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа. Полноценным свое питание назвали 21%
Таблица - Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности, %_
Субъективные факторы Курс
I II III IV
Удовлетворение 57,8 50,1 43,5 16,8
Соответствие эстетическим вкусам 51,7 42,3 30,4 21,9
Понимание личностной значимости занятий 37,6 24,0 17,5 8,3
Понимание значимости занятий для коллектива 34,0 22,8 14,1 9,6
Понимание общественной значимости занятий 30,9 21,3 12,6 7,4
Духовное обогащение 13,2 10,4 5,6 3,1
Развитие познавательных способностей 12,9 9,8 7,1 6,2
респондентов (17 человек),
сбалансированным - 24% (20 человек). Регулярно питаются 42,2% (25 человек); 66,3% (54 человека) считают, что питаются рационально.
В вопросе об источниках и степени информированности о влиянии физической культуры на организм человека, который также предполагал возможность нескольких вариантов ответа, 71% студентов (58 человек) указали, что ознакомлены с информацией о влиянии физической культуры на организм человека из Интернета, 29% (24 человека) - от преподавателей. Это связано, прежде всего, с недостаточным освещением вопросов физического воспитания в учебном заведении. Интересующиеся студенты вынуждены искать информацию в дополнительной литературе.
На вопрос «Удовлетворяют ли Вас занятия по физической культуре в вузе?» 24,6% опрошенных (20 человек) отметили, что их полностью удовлетворяют занятия по физической культуре, однако подавляющее большинство (76%) отметили, что занятия их удовлетворяют только частично (62 человека).
Регулярно занимаются физической культурой в свободное время 30% студентов (25 человек), самостоятельно занимаются 12% студентов (10 человек), 24% студентов (20 человек) не видят для себя необходимости в занятиях. Остальные 34% (27 человек) не занимаются по субъективным причинам, осознавая, однако, значение занятий. Такие результаты подтверждают неудовлетворенность студентов занятиями в вузе, поэтому многие предпочитают заниматься самостоятельно или дополнительно.
Студенты, не занимающиеся физической культурой систематически (47 человек), среди причин,
препятствующих этому, в большинстве своем отметили нехватку денежных средств и материально-технического обеспечения - 40% (19 человек) и
усталость, нежелание заниматься - 30% (14 человек). Также 30% (14 человек) отметили отсутствие навыков и привычки заниматься. Результаты говорят об общей загруженности студентов и недостатке денежных средств на дополнительные занятия в зале. Это связано прежде всего с отсутствием бесплатных занятий в секциях по видам спорта.
На вопрос «Какие дополнительные занятия оздоровительной направленности Вы предпочитаете?» (вопрос также предполагал возможность нескольких вариантов ответа) подавляющее большинство девушек ответили, что предпочитают нетрадиционные виды занятий физической культурой - 80% (32 человека). Молодые люди
предпочитают силовую атлетику - 71% (30 человек). Большой интерес студенты проявили также к туристическим походам и слетам 40% (33 человека).
Результаты по этому вопросу согласуются с вопросами об удовлетворенности занятиями в вузе и причинами отказа от дополнительных занятий.
Доминирующей мотивацией в занятиях физической культурой девушки назвали желание улучшить фигуру, осанку, похудеть 70% (28 человек); из второстепенных мотиваций ведущее место занимает желание укрепить здоровье -20% (8 человек), и 10% (4 человека) -удовлетворение двигательного голода, желание поиграть, подвигаться (рисунок 1).
10% 20%
70%
I желание улучшить фигуру, осанку, похудеть
желание укрепить здоровье
желание развивать физические качества, осваивать двигательные умения и навыки
Рисунок 1 - Доминирующие мотивации у девушек
У юношей доминирующей также является мотивация улучшения фигуры, наращивания мышечной массы - 57% (24 человека). Из второстепенных
лидирующеи мотивациеи оказался двигательный голод и желание подвигаться 43% (18 человек) (рисунок 2).
I желание улучшить фигуру, осанку, похудеть, нарастить мышечную массу
желание укрепить здоровье
двигательный голод, желание поиграть, подвигаться
Рисунок 2 - Доминирующие мотивации у юношей
На вопрос об отношении к неурочным формам занятий подавляющее большинство студентов ответило «положительно» - 82% (67 человек), и «скорее положительно» - 18% (15 человек), что говорит о желании студентов расширять свой двигательный опыт посредством новых, нестандартных форм занятий физической культурой. Студентов, относящихся к походам отрицательно, не оказалось.
Выводы. На основании изучения и обработки результатов нашего исследования оказалось, что
мотивационная заинтересованность
студентов строительного факультета
Брестского государственного
технического университета в занятиях физической культурой находится на не высоком уровне, так как девушки предпочитают занятия нетрадиционными видами физической культуры, которые не включены в программу вуза и требуют значительных финансовых вложений. Молодые люди предпочитают силовую атлетику, но отсутствуют бесплатные секции. Это напрямую сказывается на здоровье и работоспособности. Тем не менее, многие студенты занимаются физической культурой вне вуза, другие хотели бы заниматься, но не имеют такой возможности, что говорит о
неудовлетворительной постановке
физкультурной работы в вузе, которая не отвечает интересам и потребностям студенческой молодежи, а следовательно, не способна поддерживать
мотивационную заинтересованность. Изучив предпочтения и пожелания студентов, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в организацию занятий по физической культуре в целях повышения мотивации к ним.
Прежде всего, необходимо заметить, что мотивационная
направленность и интересы в сфере физической культуры и спорта у юношей и девушек различаются, в связи с этим следует заниматься с ними раздельно. Для них следует предусмотреть не только различные нормативы, но и различную направленность занятий, так как выбор тематики не ограничен определенным избранным видом спорта из-за отсутствия строгой спортивной направленности. Возможен также подбор видов ПО интересам, варьирование форм, средств и методов организации занятий. На базе нашего университета возможна организация занятий в тренажерном зале, в бассейне, занятий игровыми видами для юношей в помещении, для девушек -нетрадиционными видами в залах гимнастики. Также возможны
организованные походы в ледовый дворец, легкоатлетический манеж, прогулки и пробежки по парку.
Кроме того, студенты показали большую заинтересованность в таких формах организации занятий, как туристические походы и слеты. Они оказывают комплексное влияние на организм, способствуют развитию физических, психических и морально-волевых качеств, выносливости, взаимовыручке, воздействуют на эстетическую сферу студента, формируют представление о прекрасном,
способствуют привитию ценностей здорового образа жизни. В связи с этим являются альтернативой обычным
занятиям физическим воспитанием и стимулируют интерес к физической культуре и активному образу жизни.
Заключение. Студенчество ведет малоподвижный образ жизни, сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении и т. д. У студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Все это ведет к снижению мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, приводит к снижению уровня их индивидуального здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности. В связи с этим огромное значение приобретает структура мотивационной
заинтересованности студенческой
молодежи в занятиях физической культурой, поиск путей ее повышения.
Литература
1. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А.Рапопорт. -М.: Альфа-М, 2003. - С. 186-202.
2. Бароненко, В. А. Основы здорового образа жизни / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт, В. Н. Люберцев. - Екатеринбург: УГТУ, 2001. - С. 93-120.
3. Желобкович, М. П. Оздоровительно-развивающий подход к физическому воспитанию студенческой молодежи : учеб.-метод, пособие / М. П. Желобкович, Р. И. Купчинов. - Минск : БЕЛПОЛИГРАФ, 2004. - С. 88-112 с.
4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2000. - С. 295-310.
5. Ильинич, В. И. Студенческий спорт и жизнь : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. - М.: Аспект пресс, 1995. -С. 84-98.
6. Коледа, В. А. Физическая культура в формировании личности студента / В. А. Коледа. -Минск : БГУ, 2004. - С. 125-167.
7. Коледа, В. А. Основы мониторинга функционального и физического состояния студентов / В. А. Коледа, В. А. Медведев, В. И. Ярмолинский. -Минск: БГУ, 2005.-С. 108-115.
8. Физическая культура в формировании личности студента / В. А. Коледа. - Минск: БГУ, 2004. -С. 160-167.
9. Дуресон М. Наследие Олимпийскж игр в Лос-Анджелесе (1932г.) / М. Дуресон, М. Ливелин, 3. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической
культуры и спорта.-2016.-Т. 11.-№ 2. - С. 170-178. Режим доступа: http://www.iournal-
science.org/ru/article/598.html. DOI
10.14526/01 1111_116
10. Рябчук, А. В. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище / А. В. Рябчук, 3. М. Кузнецова, В. С. Головня // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 130-134. Режим доступа: http://www.iournal-scicncc.org/ru/articlc/688.html. DOI 10.14526/17_2014_17
11. José J. Escarce Best of the AcadcmyHcalth Annual Research Meeting. Nauchnye issledovaniya v oblasti zdravohraneniya [Health services research] / José J. Escarce, Jacqueline S. Zinn. 2014, Vol. 49, No. 1, DOI 10.1111/1475-6773.12124 (SCOPUS)
12. Christina M. Thornton, Kelli L. Cain, Terry L. Conway, Jacqueline Kerr, Brian E. Saelens, Lawrence D. Frank, Karen Glanz, James F. Sallis. Relation of Adolescents' Physical Activity to After-School Recreation Environment. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti i zdorov 'va [Journal of physical activity and health], 2017, Vol. 14, No. 5, pp. 382-388,'DOI https://doi.org/10.1123/jpah.2016-0365 (SCOPUS)
References
1. Baronenko, V. A. Student's health and physical culture / V. A. Baronenko, L. A.Rapoport. -Moscow : Alfa-M, 2003. - P. 186-202.
2. Baronenko, V. A. The basis of a healthy lifestyle / V. A. Baronenko, L. A. Rapoport, V. N. Lyubertsev. - Ekaterinburg: Ural State Technical University, 2001.-P. 93-120.
3. Zhelobkovich, M. P. Health-improving-developing approach to physical upbringing of students : educational-methodical manual /М. P. Zhelobkovich, R. I. Kupchinov. - Minsk : BELPOLIGRAF, 2004. - P. 88112 c.
4. Ilin, E. P. Motivation and motives / E. P. Ilin. - Saint-Petersburg : Piter, 2000. - P. 295-310.
5. Ilinich, V. I. Sport for students and life: manual for students of higher educational establishments / V. I. Ilinich. - Moscow : Aspect press, 1995. - P. 84-98.
6. Koleda, V. A. Physical culture in student's personality formation / V. A. Koleda. - Minsk : Belarussian State University, 2004. - P. 125-167.
7. Koleda, V. A. The basis of functional and physical state monitoring among students / V.A. Koleda, V. A. Medvedev, V. I. Yarmolinskiy. - Minsk : Belarussian State University, 2005. - P. 108-115.
8. Physical culture in student's personality formation / V. A. Koleda. - Minsk : Belarussian State University, 2004.-P. 160-167.
9. Dureson M., Livelin M., Kuznetsova Z.M. Legacy of the Olympic Games in Los Angeles (1932). Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-hiologieheskie problemy fizicheskoi kul'tmy i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2016, Vol. 11, no 2, pp. 170-178. Available at: http://www.iournal-science.ora/ru/article/SgS.html. DOI 10.14526/01 1111_116
10. Ryabchuk A. V., Kuznetsova Z.M., Golovnya V.S. Specificity of the upbringing process at cadet college ). Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-hiologieheskie problemy fizicheskoi kul'tmy i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2016, Vol. 11, no 4, pp. 130-134. Available at: http://www.iournal-science.ora/ru/article/ôSS.html. DOI 10.14526/17_2014_17
11. José J. Escarce Best of the Academy Health Annual Research Meeting. [Health services research] / José J. Escarce, Jacqueline S. Zinn. 2014, Vol. 49, No. 1, DOI 10.1111/1475-6773.12124 (SCOPUS)
12. Christina M. Thornton, Kelli L. Cain, Terry L. Conway, Jacqueline Kerr, Brian E. Saelens, Lawrence D. Frank, Kiren Glanz, James F. Sallis. Relation of Adolescents' Physical Activity to After-School Recreation Environment. [Journal of physical activity and health], 2017, Vol. 14, No. 5, pp. 382'-388, DOI https://doi.org/10.1123/jpah.2016-0365 (SCOPUS)
Подано: 16.05.2017 Принято: 19.05.2017
Козулько Александр Николаевич - доцент кафедры физического воспитания и спорта, Брестский государственный технический университет, ул. Московская, 267, г. Брест, Республика Беларусь, 224017, E-mail: nissan81283@vandex.ru
Для цитирования: Козулько А.Н. Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 181-188.