Научная статья на тему 'Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов'

Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / CULTURAL-LEISURE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едышев Д. В., Назаренко А. В.

Многие специалисты убеждены, что основным условием устойчивого социально-экономического развития страны является совершенствование государственной системы образования. В годы политико-экономического переустройства в конце XX, начале XXI века, система образования претерпела существенные изменения, из ее содержания было изъято воспитание, переданное семье. Устранение школы от выполнения воспитательной функции обусловило значительное снижение нравственности, уровня культуры, а также качества учебного процесса. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Теоретическое и. методологическое обоснование значимости повышения эффективности культурно-досуговой деятельности как способа управления формированием личности в соответствии с запросами и требованиями общества. Результаты. В данной статье рассматриваются педагогические условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности будущих педагогов. Разработана методика активизации культурно-досуговой деятельности путем реализации данных условий и проверена ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Реализация данных условий способствует более глубокому осознанию значимости культурно-досуговой деятельности, в процессе которой возникают ситуации, способствующие раскрытию сущности человека, его интересов, потребностей, запросов, способностей. В свободное время, не ограниченное рамками учебной и трудовой деятельности, человек более полно раскрывает свое отношение к внешнему миру, окружающим людям, высказывает собственную позицию по многим вопросам мироздания, общего развития; раскрепощается, высказывает свое мнение по многим позициям. Это позволяет в специально организованных педагогических ситуациях управлять формированием морально-волевых и нравственных качеств, способствовать увеличению потребности в познавательной, творческой деятельности, направленной на самопознание и самореализацию. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что выявление системы специальных педагогических условий существенно повышает эффективность культурно-досуговой деятельности, возможности для формирования личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF STUDENTS’ CULTURAL-LEISURE ACTIVITY EFFECTIVENESS INCREASE

Many experts believe that the main condition for sustainable social-economic development of a country is the state educational system improvement. During the years of political and economic reconstruction in the end of the XXth, the beginning of the XXIst century, the educational system has undergone significant changes, upbringing was taken from its content and transmitted to family. Eliminating school from fulfilling the educational function conditioned a significant decrease of morality, the level of culture, as well as the quality of the educational process. Methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data processing. Materials. Theoretical and methodological importance substantiation of the effectiveness increase of cultural-leisure activity as the way to control personality formation in accordance with the demands and needs of society. Results. This article presents pedagogical conditions of the future teachers cultural -leisure activity effectiveness increase. The methodology is created of cultural -leisure activity intensification by means of these conditions realization and its effectiveness is checked during the pedagogical experiment. These conditions realization provides a deeper understanding of cultural -leisure activity importance, during which the situations appear providing the nature revelation of a person, his interests, needs, demands and skills. During free time, not limited by educational and lab our activity, a person fully demonstrates his attitude to outer world, people, expresses his own view concerning the questions of the universe, general development; gets free and utters his opinion concerning different positions. It allows in specially organized pedagogical situations to control the formation of ethical -volitional and moral qualities, provides the increase of need for cognitive, creative activity, directed at self-actualization and self-realization. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that the system identification of specific pedagogical conditions significantly increases the effectiveness of cultural -leisure activity, the possibility for personality formation, capable of self-development and self-improvement.

Текст научной работы на тему «Условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов»

УДК 378 DOI 10.14526/01_ 1111_27

ББК 74.58

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Едышев Д.В. - аспирант Назаренко А.В. - доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова» г. Ульяновск

THE CONDITIONS OF STUDENTS' CULTURAL-LEISURE ACTIVITY

EFFECTIVENESS INCREASE

Edyshev D. V. - Post-graduate student, Nazarenko A. V. - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N.Ulyanov"

Ulyanovsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, воспитание, условия, профессиональная компетентность, педагогический эксперимент.

Аннотация. Многие специалисты убеждены, что основным условием устойчивого социально-экономического развития страны является совершенствование государственной системы образования. В годы политико-экономического переустройства в конце XX, начале XXI века, система образования претерпела существенные изменения, из ее содержания было изъято воспитание, переданное семье. Устранение школы от выполнения воспитательной функции обусловило значительное снижение нравственности, уровня культуры, а также качества учебного процесса.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.

Материалы. Теоретическое и. методологическое обоснование значимости повышения эффективности культурно--досуговой деятельности как способа управления формированием личности в соответствии с запросами и требованиями общества.

Результаты. В данной статье рассматриваются педагогические условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности будущих педагогов. Разработана методика активизации культурно-досуговой деятельности путем реализации данных условий и проверена ее эффективность в ходе педагогического эксперимента. Реализация данных условий способствует более глубокому осознанию значимости культурно -досуговой деятельности, в процессе которой возникают ситуации, способствующие раскрытию сущности человека, его интересов, потребностей, запросов, способностей. В свободное время, не ограниченное рамками учебной и трудовой деятельности, человек более полно раскрывает свое отношение к внешнему миру, окружающим людям, высказывает

собственную позицию по многим вопросам мироздания, общего развития; раскрепощается, высказывает свое мнение по многим позициям. Это позволяет в специально организованных педагогических ситуациях управлять формированием морально -волевых и нравственных качеств, способствовать увеличению потребности в познавательной, творческой деятельности, направленной на самопознание и самореализацию.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что выявление системы специальных педагогических условий существенно повышает эффективность культурно-досуговой деятельности, возможности для формирования личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.

Keywords: cultural-leisure activity, upbringing, conditions, professional competence, pedagogical ex periment.

Annotation. Many experts believe that the main condition for sustainable social-economic development of a country is the state educational system improvement. During the years of political and economic reconstruction in the end of the XXth, the beginning of the XXIst century, the educational system has undergone significant changes, upbringing was taken from its content and transmitted to family. Eliminating school from fulfilling the educational function conditioned a significant decrease of morality, the level of culture, as well as the quality of the educational process.

Methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical ex periment, testing, statistical data processing.

Materials. Theoretical and methodological importance substantiation of the effectiveness increase of cultural-leisure activity as the way to control personality formation in accordance with the demands and needs of society.

Results. This article presents pedagogical conditions of the future teachers cultural -leisure activity effectiveness increase. The methodology is created of cultural -leisure activity intensification by means of these conditions realization and its effectiveness is checked during the pedagogical experiment. These conditions realization provides a deeper understanding of cultural -leisure activity importance, during which the situations appear providing the nature revelation of a person, his interests, needs, demands and skills. During free time, not limited by educational and lab our activity, a person fully demonstrates his attitude to outer world, people, expresses his own view concerning the questions of the universe, general development; gets free and utters his opinion concerning different positions. It allows in specially organized pedagogical situations to control the formation of ethical -volitional and moral qualities, provides the increase of need for cognitive, creative activity, directed at self-actualization and self-realization.

Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed that the system identification of specific pedagogical conditions significantly increases the effectiveness of cultural -leisure activity, the possibility for personality formation, capable of self-development and self-improvement.

Актуальность. Культурно-

досуговая деятельность является важной сферой жизнедеятельности человека, специфика которой заключается в предоставлении широких возможностей для самоопределения, самопознания и самосовершенствования, что обусловлено отсутствием контроля, сдерживающего фактора, побуждающего к различным самоограничениям. Это придает данной сфере особую значимость, так как позволяет раскрыть латентные свойства

личности, побудительные мотивы к деятельности, способствует

самоутверждению и самореализации [2, 4]. Сложность общественно-политической, экономической, социальной и других сфер деятельности создают определенные трудности для организации культурного досуга, позволяющего в полной мере решать социально и общественно значимые задачи воспитания и развития личности. Нестабильность общественной жизни, обусловленная значительным

напряжением межгосударственных и межличностных отношений, снижает эффективность культурно-досуговой

деятельности, ограничивает применение ее форм. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности

рассматриваемой сферы деятельности людей, актуализирует поиск направлений, обеспечивающих улучшение ее качества.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости повышения эффективности культурно-досуговой

деятельности как способа управления формированием личности в соответствии с запросами и требованиями общества в сложный период его развития.

Задачи:

1. Выявить условия повышения эффективности культурно-досуговой деятельности студентов педагогических вузов.

2. Разработать методику активизации культурно-досуговой деятельности путем реализации данных условий и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Материалы. В философской литературе проблема свободного времени рассматривается как возможность проявления сущности человека вне рамок норм и правил, установленных учебной и трудовой (профессиональной)

деятельностью, ставящих субъекта перед необходимостью подчинения своих действий и поступков. Это не способствует свободному проявлению эмоций, что сохраняет психическую напряженность, накопленную в течение трудовой деятельности. Такое состояние не позволяет восстановиться после рабочего дня и существенно снижает познавательную и творческую активность, приводит к постепенному снижению умственной и физической

работоспособности.

Социально-педагогическая сущность досуговой деятельности заключается в предоставлении индивиду благоприятных возможностей для

самовыражения, освобождения психоэмоционального состояния от чрезмерного напряжения, накопленного в течение рабочего времени. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности

(игровая, физкультурно-спортивная,

туристическая и др.), обеспечивающих полное отключение от забот профессиональной деятельности, не только предоставляет индивиду возможности разнообразного общения и взаимодействия с людьми за пределами своей профессиональной сферы, но и снимает вынужденное самоограничение в выражении своих эмоций, мыслей, взглядов, высвобождает его внутреннее состояние, снимает нервно-психическое напряжение.

Как подчеркивает А.В. Фатов (2006), культурно-досуговая деятельность располагает значительными

воспитательными возможностями, что требует разработки специальной методики; глубокого осознания возможностей данного вида деятельности для преобразования личности в заданном направлении и, в первую очередь, формирования потребности в

саморазвитии и самосовершенствовании. По мнению Е.И. Леоновой (2005), проблема использования воспитательного потенциала культурно-досуговой

деятельности особо актуальна для образовательного и воспитательного процесса вузов, выпускники которых должны уметь использовать имеющийся творческий потенциал для решения сложных задач обеспечения устойчивого социально-экономического развития

страны. Однако наиболее востребованной система организации досуговой деятельности является в педагогических средних и высших учебных заведениях, выпускники которых, работая с детьми и подростками, призваны формировать социально активных людей с высоким уровнем духовно-нравственного развития и осознанием необходимости постоянной работы по развитию и совершенствованию личностно значимых качеств.

Решение данной задачи определило роль и место культурно-досуговой деятельности среди других направлений образования и воспитания как особо значимой, направленной не только на удовлетворение творческих потребностей, самоутверждения, но и на самопознание, самоопределение, саморазвитие. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что наиболее востребованной в настоящее время сферой культурно-досуговой деятельности

является воспитательная, формирующая не только личностные качества, но и навыки организации воспитательной деятельности с детьми, подростками и учащейся молодежью. Это требует осознания значительного воспитательного

потенциала культурно-досуговой

деятельности, в ходе которой обучающиеся, вовлеченные в

разнообразную интеллектуальную и двигательную активную деятельность, раскрывают свои сущностные признаки, латентные возможности, что очень важно для выявления потенциала каждого занимающегося и поиска наиболее эффективных способов педагогического воздействия с целью развития личности в социально востребованном обществом направлении.

Рассматривая значимость

культурно-досуговой деятельности с этих позиций, можно прийти к пониманию ее огромной важности как буферного пространства между несвободой и свободой самоощущения и

самовосприятия. В связи с этим особую значимость приобретает исследование характера взаимосвязей разнообразных социальных и педагогических факторов, обеспечивающих единство процессов воспитания и самовоспитания,

совершенствования и

самосовершенствования, познания и самопознания, развития и саморазвития личности [1, 3].

Оптимальные условия для успешной реализации данных задач содержатся в культурно-досуговой

деятельности, эффективность которой определяется:

- наличием социально-педагогического пространства, обеспечивающего необходимые возможности для выбора наиболее привлекательной формы проведения свободного времени в зависимости от уровня духовно-нравственного развития субъекта, его возраста, жизненного и профессионального опыта, интересов, способностей, потребностей;

- обеспечением положительного психо-эмоционального фона, гармонизирующего внутреннее состояние субъекта, выдвигающего положительные свойства его личности на ведущие позиции;

- наличием материальной базы, предоставляющей свободный выбор способа времяпрепровождения (спортивный зал, бассейн, теннисный корт, игровые комнаты для настольных игр) с широким выбором возможностей общения с людьми различных профессий, интересов, склонностей и др.

Результаты и их обсуждение. Как показали материалы наших исследований, а также изучение и обобщение передового педагогического опыта, для повышения эффективности культурно-досуговой

деятельности необходимо создание ряда условий, среди которых ведущее место должны занимать следующие:

- создание образовательно-воспитательного пространства, стимулирующего стремление студентов к участию в культурно-досуговой деятельности;

- компетентностное руководство организацией и проведением культурно-досуговой деятельности;

- установление взаимосвязей учебной, воспитательной и других видов деятельности;

- рациональный подход к организации культурно-досуговой деятельности, обеспечивающий создание групп занимающихся с учетом возрастных особенностей, сходства интересов,

склонностей и потребностей, уровня интеллектуального и физического развития;

- использование разнообразных форм культурно-досуговой деятельности;

- обеспечение положительного психо-эмоционального фона.

Для проверки эффективности реализации данных условий был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 168 студентов I-III курсов разных факультетов педагогического университета. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 84 студента в каждой. В КГ культурно-досуговая деятельность проводилась с учетом выбора студентами конкретных ее форм; в ЭГ реализовались условия, направленные на повышение эффективности культурно-досуговой

деятельности. Перед началом

педагогического эксперимента

учитывались следующие показатели, характеризующие отношение будущих педагогов к культурно-досуговой деятельности:

- активность посещения используемых форм культурно-досуговой деятельности;

- выполнение специальных заданий, связанных с проявлением творческого отношения;

- востребованность заданий, требующих проявления особых способностей; личностных качеств: находчивости, смекалки, настойчивости, целеустремленности;

- учет предложений студентов по направленности культурно-досуговой деятельности;

- положительная динамика сформированности морально-волевых и нравственных качеств.

Степень выраженности данных показателей определялась с помощью разнообразных критериев оценки, позволяющих с высокой степенью объективности выявить отношение будущих педагогов к культурно-досуговой деятельности.

Оценка выставлялась экспертной комиссией в количестве 5 человек -опытных, высококвалифицированных преподавателей разных факультетов. Использовалась 5-балльная система оценок.

I. Активность повышения используемых форм. Оценивалось посещение всех предложенных форм культурно-досуговой деятельности.

Критерии оценки:

5 баллов - стремление к участию в каждой из предложенных форм культурно-досуговой деятельности при высоком уровне интеллектуальной и двигательной активности;

4 балла - посещение данных форм занятий после разъяснения преподавателем их значимости для формирования профессионально-востребованных навыков при работе с детьми и подростками;

3 балла - участие в предложенных формах культурно-досуговой деятельности после информации о том, что это будет учитываться при оценке различных видов учебной деятельности;

2 балла - посещение некоторых форм занятий по личному выбору студента;

1 балл - участие в одной форме культурно-досуговой деятельности.

II. Выполнение специальных заданий, связанных с проявлением творческого отношения. Оценивалась степень проявления творческого отношения будущих педагогов к выполнению всех предложенных заданий.

Критерии оценки:

5 баллов - студент предлагал собственный вариант выполнения заданий, повышающих интерес занимающихся;

4 балла - предлагались дополнительные условия выполнения заданий, стимулирующие интерес занимающихся;

3 балла - уточнялись отдельные детали, придающие некоторую новизну подхода к выполнению каждого задания;

2 балла - выдвигались предложения по точному выполнению каждого задания, предложенного преподавателем;

1 балл - предлагалось сопоставление различных подходов к выполнению специальных заданий.

III. Востребованность заданий, требующих проявления особых способностей; личностных качеств: находчивости, смекалки, настойчивости, целеустремленности. Оценивалась готовность будущих учителей к выполнению заданий, требующих логического мышления, разработки четкого алгоритма выполнения заданий; организации знаний, имеющегося личного опыта их выполнения в различных ситуациях; четкого выполнения заданий в усложненных условиях.

Критерии оценки:

5 баллов - проявление высокого уровня логического мышления, разработка алгоритма выполнения заданий в максимально короткий период времени, указание связи полученного задания с усвоенным ранее материалом по конкретной теме; правильное выполнение заданий в усложненных условиях;

4 балла - некоторое увеличение времени для разработки алгоритма выполнения заданий; правильное указание связи задания с изученной ранее темой, выполнение заданий в более сложных условиях;

3 балла - разработка алгоритма выполнения задания в дополнительное время; установление связи содержания задания с изученным ранее материалом с некоторыми неточностями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 балла - составление алгоритма выполнения задания с помощью преподавателя; удовлетворение связи между заданием и изученным материалом после серии наводящих вопросов преподавателя;

1 балл - частичное выполнение задания с помощью преподавателя.

IV. Учет предложений студентов по направленности культурно-досуговой деятельности в профессиональной

работе. Оценивается способность студентов к выбору наиболее востребованной направленности

культурно-досуговой деятельности в профессиональной работе.

Критерии оценки:

5 баллов - студент четко и аргументированно называл не менее 3 направлений культурно-досуговой

деятельности, наиболее целесообразных для использования в учебных заведениях различного типа;

4 балла - будущий педагог называл предпочтительные направления культурно-досуговой деятельности, считая, что другие также могут использоваться в работе с детьми и подростками;

3 балла - студент называл 2-3 основных направления культурно-досуговой деятельности при некоторых затруднениях их обоснования;

2 балла - будущих педагог выдвигал предположения о наиболее значимых, на его взгляд, направлениях культурно-досуговой деятельности без аргументации;

1 балл - будущий педагог называл 1-2 направления после дополнительной консультации.

V. Положительная динамика сформированности морально-волевых и нравственных качеств. Оценивалась степень воздействия культурно-досуговой деятельности на формирование морально-волевых и нравственных качеств.

Критерии оценки:

5 баллов - активное участие в культурно-досуговой деятельности способствовало увеличению показателей морально-волевых и нравственных качеств;

4 балла - будущий педагог убедился, что активное участие в культурно-досуговой деятельности способствует увеличению показателей морально-волевых и нравственных качеств;

3 балла - студент пришел к выводу, что активное участие в культурно-

досуговой деятельности обеспечивает прирост морально-волевых и

нравственных качеств при определенных условиях;

2 балла - будущий учитель считает, что культурно-досуговая деятельность может способствовать улучшению морально-волевых и нравственных качеств в определенной ситуации, требующей их проявления;

1 балл - студент считает, что культурно-досуговая деятельность не создает условия для формирования морально-волевых и нравственных качеств.

Анализ материалов исследования показал, что степень понимания значимости культурно-досуговой

деятельности для повышения

профессиональной компетентности

будущих педагогов у студентов КГ и ЭГ не имеет существенных различий (р>0,05). В КГ культурно-досуговая деятельность осуществлялась в связи с планом работы вуза; в ЭГ были реализованы педагогические условия, призванные повысить эффективность культурно-досуговой деятельности. Так, для студентов ЭГ было организовано образовательно-воспитательное пространство, включающее приглашение представителей различных профессий, призванных принимать активное участие в воспитании подрастающих поколений: сотрудников музеев, известных артистов театров, сотрудников станции юных натуралистов, высококвалифицированных тренеров и известных спортсменов, чемпионов мира, Европы, которые раскрывали и разъясняли возможности воспитательного воздействия на формирование личности; показывали взаимосвязь их деятельности с педагогической деятельностью.

Создавались педагогические ситуации, требовавшие проявления способности к разъяснению, убеждению окружающих людей в большой значимости саморазвития и самовоспитания для повышения профессиональной

компетентности будущих педагогов; проводились деловые и ролевые игры, в которых студенты выполняли роль руководителей различных учреждений, призванных руководить деятельностью по образованию и воспитанию детей, подростков, учащейся молодежи. Каждый будущий педагог имел возможность разработать собственную программу деятельности, которую он защищал перед группой однокурсников и преподавателей, внося необходимые коррективы в ее содержание.

При реализации условий у студентов возникала потребность в глубоком осознании значимости культурно-досуговой деятельности как дополнительного фактора образования и воспитания, а также подготовки к предстоящей профессиональной

деятельности и повышении

компетентности. В процессе культурно-досуговой деятельности у будущих педагогов формировались разнообразные навыки ее организации и проведения в различных учебных учреждениях.

После окончания педагогического эксперимента повторно оценивалось отношение КГ и ЭГ к культурно-досуговой деятельности. Анализ полученных результатов показал, что у будущих педагогов как в КГ, так и в ЭГ сложилось более осознанное отношение к данному виду деятельности. Однако в ЭГ полученные результаты оказались более существенными. Так, перед проведением педагогического эксперимента экспертная группа оценила отношение студентов КГ к культурно-досуговой деятельности в 3,18±0,19 балла; в ЭГ, соответственно, 3,11±0,15 балла, после окончания педагогического эксперимента у студентов КГ оценка повысилась до 3,37±0,24 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, в 4,12±0,21 балла (р<0.05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что в процессе обучения в педагогическом вузе у студентов необходимо формировать

убеждения в больших возможностях культурно-досуговой деятельности при решении задач образования и воспитания, разностороннего развития личности, выявления и изучения интересов, способностей, потребностей

занимающихся. С этой целью необходимо выявить условия повышения

эффективности культурно-досуговой

деятельности, реализация которых способствует более глубокому осознанию будущему педагогами ее значительной роли в повышении профессиональной компетентности, формировании

разнообразных навыков обучения и воспитания детей и подростков путем вовлечения в активную культурно-досуговую деятельность.

Литература

1. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 28-38. http://elibrarv.ru/item. asp?id=21744097

2. Леснова, Е. И. Формирование социальной активности студентов в процессе культурно-досуговой деятельности : автореф. канд. ... соц. наук / Е. И. Леснова. - 2005. - 17 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М. Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

4. Тинькова, З. С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З. С. Тинькова.

- Орел : ОГПУ, 2012. - 150 с.

5. Фатов, А. В. Проблемы досуговой деятельности современной молодежи и пути их преодоления / А. В. Фатов // Закон и право. - 2006.

- № 16. - С. 85-86.

References

1. Aftimichuc О.Е. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 28-38, available at: http ://elibrary.ru/item.asp?id=21744097.

2. Lesnova E. I. Formirovanie sotsial'noi aktivnosti studentov v protsesse kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Social activity formation of students during cultural-leisure activity], 2005, 17 p.

3. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age-related psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence], Moscow: Publishing center "Academy", 1999, 456 p.

4. Tinkova Z. S. Teoriya i metodika kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Theory and methodology of cultural-leisure activity], Orel : Orenburg State Pedagogical University, 2012, 150 p.

5. Fatov A. V. Zakon i pravo [Law and regulations], 2006, No.16, pp. 85-86.

Статья поступила в редакцию: 14.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.