Научная статья на тему 'Роль краеведения в школьном образовании'

Роль краеведения в школьном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2520
285
Поделиться
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭКСКУРСИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EXCURSION / EDUCATION / REGIONAL ETHNOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортуна Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы изучения краеведения в школе, различные формы и уровни краеведческой работы в школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фортуна Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the problems of the study of local lore at school, different forms and levels of work in the school.

Текст научной работы на тему «Роль краеведения в школьном образовании»

ве, ведь подростковый коллектив детских объединений - это общественная микросистема. Принципы взаимоотношений в ней являются конкретной моделью общественных взаимоотношений, переносимых в будущую самостоятельную жизнь.

Примечания

1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Ушакова. М., 1995.

2. Выготский Л. С. Психология личности. Т. 2. М., 1982.

3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. вузов / [О. Е Лебедев и др.]; под. ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003.

4. Морозова Н. А. Дополнительное образование в современной России // Педагогика. 2003. № 8.

5. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.

С. А. Фортуна,

г. Москва

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются проблемы изучения краеведения в школе, различные формы и уровни краеведческой работы в школе.

The article considers the problems of the study of local lore at school, different forms and levels of work in the school.

Ключевые слова: краеведение, экскурсия, воспитание, образование.

Keywords: regional Ethnography, excursion, education, education.

Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Так было и в нашей стране, где сведения краеведческого характера получили отражение как в летописях, так и в различных государственных документах ещё в ХУ-ХУ1 вв. Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М. В. Ломоносов. Со-

ставляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения.

В процессе развития краеведения в России наметились два его направления: научное и школьное. Научное краеведение, направленное на всестороннее изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось с развитием науки. Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К. Д. Ушинский, который обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.

Формы краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, туристические походы, встречи с местными краеведами, вечера, конкурсы, олимпиады и т. д. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность, активизируется участие школьников в работе краеведческого кружка или музея.

Школьное краеведение - важный фактор различных видов воспитания, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

В системе современного общего образования, имеющего целью оптимальное развитие школьников, особая роль отводится знаниям по истории, культуре, экономике региона. Регионализация образования содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, дает особую ориентацию во времени, помогает реализовать ключевую идею закона Российской Федерации «Об образовании» о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, со-

ставляют единое «поле» познавательной деятельности школьников). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть кроме учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. И жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение».

Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие.

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то и отражается главный смысл слов нашего великого поэта А. С. Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность,

справедливость, совестливость,

чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;

труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным гражданам нашей страны глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны:

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее -будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития.

Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

В настоящее время происходит восстановление краеведческого направления деятельности библиотек общеобразовательных школ. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографичес-кого обслуживания должна стать одной из точек опоры в ценностном самоопределении человека, в развитии его связей с миром. Краеведческий поиск - увлекательное дело, но литературы о крае немного, информация разрозненна.

Каждое новое поколение постоянно возвращается к событиям и людям прошлого и по-новому осмысливает их. Привлекают события, личности, истоки культурного наследия нашей страны. Но сохранить старые документы - это ещё не всё. Надо суметь увидеть, что за ними стоит.