ве, ведь подростковый коллектив детских объединений - это общественная микросистема. Принципы взаимоотношений в ней являются конкретной моделью общественных взаимоотношений, переносимых в будущую самостоятельную жизнь.
Примечания
1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Ушакова. М., 1995.
2. Выготский Л. С. Психология личности. Т. 2. М., 1982.
3. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. вузов / [О. Е Лебедев и др.]; под. ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2003.
4. Морозова Н. А. Дополнительное образование в современной России // Педагогика. 2003. № 8.
5. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.
С. А. Фортуна,
г. Москва
РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются проблемы изучения краеведения в школе, различные формы и уровни краеведческой работы в школе.
The article considers the problems of the study of local lore at school, different forms and levels of work in the school.
Ключевые слова: краеведение, экскурсия, воспитание, образование.
Keywords: regional Ethnography, excursion, education, education.
Краеведение как народное знание о своих родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям.
Так было и в нашей стране, где сведения краеведческого характера получили отражение как в летописях, так и в различных государственных документах ещё в ХУ-ХУ1 вв. Важную роль в становлении краеведения в России сыграл М. В. Ломоносов. Со-
ставляя первый географический атлас России, он разослал по всем губерниям специальную анкету, содержащую вопросы о природе, историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения.
В процессе развития краеведения в России наметились два его направления: научное и школьное. Научное краеведение, направленное на всестороннее изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось с развитием науки. Важную роль в развитии школьного краеведения в России сыграл К. Д. Ушинский, который обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края.
Формы краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, туристические походы, встречи с местными краеведами, вечера, конкурсы, олимпиады и т. д. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность, активизируется участие школьников в работе краеведческого кружка или музея.
Школьное краеведение - важный фактор различных видов воспитания, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
В системе современного общего образования, имеющего целью оптимальное развитие школьников, особая роль отводится знаниям по истории, культуре, экономике региона. Регионализация образования содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, дает особую ориентацию во времени, помогает реализовать ключевую идею закона Российской Федерации «Об образовании» о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, со-
ставляют единое «поле» познавательной деятельности школьников). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть кроме учебных пособий научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. И жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение».
Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие.
Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то и отражается главный смысл слов нашего великого поэта А. С. Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность,
справедливость, совестливость,
чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;
труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Занятие краеведением помогает юным гражданам нашей страны глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны:
«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»,
«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее -будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития.
Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
В настоящее время происходит восстановление краеведческого направления деятельности библиотек общеобразовательных школ. Краеведческая составляющая библиотечно-библиографичес-кого обслуживания должна стать одной из точек опоры в ценностном самоопределении человека, в развитии его связей с миром. Краеведческий поиск - увлекательное дело, но литературы о крае немного, информация разрозненна.
Каждое новое поколение постоянно возвращается к событиям и людям прошлого и по-новому осмысливает их. Привлекают события, личности, истоки культурного наследия нашей страны. Но сохранить старые документы - это ещё не всё. Надо суметь увидеть, что за ними стоит.