УДК 378+17.01
КРАЕВЕДЕНИЕ
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
REGIONAL STUDIES AS CONTRIBUTION TO HIGH SCHOOL STUDENTS' PATRIOTIC EDUCATION
© 2015
Ю.С. Репинецкая Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
Yu.S. Repinetskaya
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье проанализированы задачи, функции, уровни школьного краеведения и его влияние на формирование патриотизма в полной средней школе.
The article analyses the objectives, functions, levels of regional studies taught at school and the contribution of the subject to the patriotic education in the secondary school.
Ключевые слова: модернизация образования; школьное краеведение; формирование патриотизма в полной средней школе.
Keywords: education modernization; regional studies as a school subject; patriotic education in the secondary school.
В современном мире все более значимыми проблемами для государства и общества являются задачи разработок и составления теоретических основ, практических технологий и содержания воспитательной работы, которая будет обеспечивать развитие патриотических качеств у подрастающего поколения.
Потребность развития патриотического сознания у современных подростков исходит из самой сути процесса усовершенствования 5 развивается честь и достоинство человека [1, с. 56].
Формирование осознанного чувства патриотизма происходит лишь тогда, когда школьник соприкасается с ценностями, идеалами, традициями. Именно поэтому неотъемлемой частью в патриотическом воспитании является краеведение: знание и понимание прошедших событий из истории родного края и его культуры.
Любовь к родным местам, представление об их истории, культуре традиций -вот та основа, на которой происходит рост и развитие духовной составляющей каждого члена общества. Популяризация краеведения превратилась в необходимость в современной образовательной среде.
Задачами краеведческой работы в воспитательном процессе стали:
1. Разработка и внедрение более действенных методов и приемов организации работы, способствующие развитию патриотизма с помощью активной практической деятельности, осуществление которой будет проходить в разных жизненных сферах.
2. Разработка патриотической ориентированности личности, которая обладающей качествами гражданина и патриота России и готовой с успехом выполнять свои гражданские обязательства как в мирное, так и в военное время.
3. Формирование патриотического мировосприятия, которое направлено на безопасное существование окружающей среды и успехов и достижений предыдущих поколений, воспитать гражданина, который будет готов брать ответственность за свой родной край и будет стремиться к созиданию на ее просторах.
4. Создание таких педагогических ситуаций, которые в дельнейшем будут способствовать развитию способности защищать Отечество, отстаивать его интересы на военных, спортивных и творческих конкурсах.
Структурой воспитания патриотизма с помощью краеведческой работы выступает:
- совокупность воспитательных задач, нацеленных на формирование: необходимости становления патриотом, патриотического мировосприятия и чувства, гордость за вооруженные силы России и их боевые заслуги, интереса к знакомству с военным делом; моральных и психологических качеств, важных для выполнения задач для обеспечения безопасности и защиты своего Отечества и его интересов; необходимых физических качеств подрастающего поколения;
- педагогическая деятельность субъектов воспитания, которая реализуется с учетом запросов психолого-педагогической науки и обеспечивает формирование и развитие обучаемых в соответствии с заданными воспитательными целями.
- управляемая деятельность подростков, направленная на самосовершенствование, осуществляемая с ориентацией на осознанный идеал гражданина, который готов выполнять задачи по обеспечению безопасности как самого Отечества, так и его национальных интересов [2, с. 93].
Краеведение мультифункционально по природе своей, оно имеет серьезный потенциал для решения известных социальных, экологических и экономических проблем, а также целого ряда образовательных задач, что проявляется в его функциях:
1. Просветительская - выражается готовностью и желанием учащихся приносить пользу своему народу, при вносить вклад в изучение родного края. Это важно формировать, давая им знания про этот край.
Неотъемлемые объекты познания в ходе краеведческой работы - люди и их труд, основные события и культура. Источники получения знаний и представлений - вещественные (находки археологов, памятники архитектуры и др.), изобразительные (рисунки, фотоматериалы, открытки и др.), письменные источники, фольклор, рассказы очевидцев, сторожил и др.
2. Демаскировочная функция. Ее сущность заключается в следующем: в ходе краеведческой работы становятся явными свойства явлений и предметов, о
существовании которых не полагали (обнаруживаются истинные свойства познанного объекта). Различные направления историко-краеведческой деятельности способствуют у детей рассмотрению обыденных вещей, явлений, к которым было равнодушное отношение или же обращали на них внимание лишь в одном качестве, теперь в ином плане.
3. Комментирующая функция. при помощи наглядных и словесных методов происходит комментирование действительности вокруг нас, и обрисовывается ее ценность [3, с. 7].
4. Ориентирующая функция. Деятельность в краеведческой сфере, в ходе которой окружающие нас предметы и объекты понимаются, переживаются, и также получают подходящие моральные оценки, корректирует отношения учащихся к людям, и предметам вокруг нас, учит верно разбираться в ней.
5. Стимулирующая функция. Краеведческая деятельность, которая направлена на изучение родного края и сопряжена с важной работой в родном городе или селе, порождает стимулы к развитию мо-тивационной сферы в общешкольных делах. Средствами-стимулами такой массовой деятельности выступают игры, соревнования, стремление школьников к утверждению себя в коллективе, а также заинтересованность родным краем [4, с. 76].
6. Научно-исследовательская функция краеведческой работы целенаправле-на на создание и проведение различных научных исследований в сфере истории, культуры и т. п.
7. Документирующая или памятни-коохранительная функция ориентирует на выявление, собирание и сохранение, осмысленную эксплуатацию памятников, формирование музейных и архивных фондов, банков данных по разнообразным вопросам культуры и истории страны [5, с. 78].
8. Образовательная функция играет важную роль в обучении, воспитании и развитии личности [6, с. 21].
9. Организационная функция способствует объединению людей, заполнению их досуга, дает возможности удовлетворить их креативные интересы.
10. Краеведческая деятельность способна обобщить полученные знания в области культуры, истории, литературы, экологии, искусства, литературы и т.д. [7, с. 44].
Особо важную роль в развитии личностных качеств подрастающего поколения играет школьное краеведение. Оно подразумевает педагогический процесс формирования деятельностного подхода у учащихся, связанного с исследованием ими родного края, и применением в дальнейшем приобретенных знаний и умений на практике, который способствует накоплению у старшеклассников опыта взаимодействия с культурным и социальным окружением [8, с. 161].
Основными принципами школьного краеведения, соблюдение которых помогает в воспитании чувства патриотизма у учащихся в настоящее время стали:
- комплексность - целенаправленность на многофакторное познание края (изучение природы, истории, экономики, экологии, культуры края и т.д.);
- взаимосвязь и единство краепо-знания и краестроительства (познания отчего края и использование приобретенных знаний в дальнейшей практической деятельности для последующего развития);
- взаимоотношение краеведческой и общеобразовательной подготовки учащихся;
- систематичность и непрерывность краеведческой работы;
- поисковая и исследовательская составляющая краеведческой деятельности;
- общественная и полезная значимость занятием краеведческой работы;
- профориентационная направленность;
- творческая деятельность [9, с. 68].
Одной из составляющей в системе
школьного краеведения являются организационные формы историко-краеведче-ской деятельности. К ним относится:
1. Процесс изучения краеведческого материала на уроках базового и профильного уровня отечественной истории. Здесь идет речь о включении некоторых элементов краеведения и о специализированных уроках по истории края в границах учебных часов по курсу отечественной истории.
2. Факультативные курсы, проводимые в старших классах полной средней школы. Здесь рассматриваются особые краеведческие факультативные занятия (например: «Наш край: страницы из истории», «Родное село: прошлое, настоящее, будущее»), а также исторические факультативы общего характера [10, с. 42].
3. Специализированные учебные курсы для классов, школ, лицеев и гимназиях с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. В последние годы в старшем звене разрабатываются элективные курсы, являющиеся обязательными по выбору учащимися.
4. Внеклассные занятия: кружки, научные ученические общества, клубы, лектории и т.д. [11, с. 19].
Как в педагогической литературе, так и в школьной практике историческое краеведение, как и школьное историческое краеведение в целом, можно разделить на три направления:
- учебное (уроки, факультативные занятия);
- внеурочное или внеклассное (занятия краеведческих кружков, ученических клубов, школьных обществ);
- внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников и др.) [12, с. 43].
Педагогически рассчитанное, основательное сочетание данных форм - важное условие благополучной организации и развития системы школьного исторического краеведения. Оно в большей мере подчинены объединению усилий как учительства и работников органов образования, так и учреждения дополнительного образования [13, с. 87].
Когда говориться о школьном краеведении, следует, естественно, различать ступени познавательной краеведческой деятельности учащихся. Можно условно говорить о трех таких уровнях.
В действительной школьной практике они, взаимосвязаны.
Во-первых, приобретение школьниками «готовых» знаний о своем крае с помощью рассказа учителя в классе и во время прогулок и экскурсий, со страниц учебных пособий и из сообщений средств массовой информации.
Во-вторых, это индивидуальное получение знаний, которые обеспечивают необходимые условия для более деятельной познавательной работы школьников (когда они в ходе учебных поисков получают «открытия», то есть фактически «переоткрывают» уже до этого известные факты и события из прошлого, закономерности и явления в окружающей среде). Источниками этих знаний выступают научно-популярная и научная литература, а также публикации в местной и центральной периодической печати, плюс материалы из школьных и государственных музеев [14, с. 1067].
В-третьих, знакомство школьников с историей родного края в процессе основательной исследовательской работы, представляющий научный интерес, когда ребята практически выступают как юные ученые-исследователи. В основном это дети из ученических научных обществ, краеведческих кружков и слушатели факультативов, элективных курсов, учащиеся классов с усиленным изучением истории [5, с. 78].
Для основной девятилетней школы свойственно первый и второй уровни. В старших классах основной 11 -летней школы (особенно для внеурочной деятельности) возрастает роль краеведческой
работы третьего уровня. В ней принимают участие школьники, особенно заинтересованные историей, глубоко увлеченные родным краем.
В процессе историко-краеведческой деятельности выделяются три основные направления сбора материала:
1. Планомерно-систематический сбор памятников и документов (работа с местной краеведческой литературой периодической печатью, с информаторами, работа в архивах);
2. Экспедиционный сбор (походы, экспедиции, экскурсии исследовательского характера, уроки-экскурсии);
3. Прием даров и случайных поступлений (совместное проведение краеведческих конференций, вечеров) [15, с. 287].
В ходе познания родного края в учащихся укореняется особо важное патриотическое чувство - ответственность за процесс развития их малой и большой Родины.
Именно исследование истории отеческого края как желание восприятия истории изнутри, от малой своей истории к большой (российской и мировой) является главным социальным вопросом актуализации многолетней истории предков в интересах развития здорового общества и гражданина в этом обществе.
«Моя история» - это наследство, от которого не отказываются. Это история, которая может начинаться с истории семьи, города, страны и определятся через отношение к миру, к мировой истории [16, с. 176].
•к "к "к
1. Константинов С.А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников // Вестник ТГПУ. - 2010. №4. - С. 56.
2. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков // Молодой ученый. - 2015. №6.4. - С.93.
3. Гера Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание школьников. -2005. №10. - С. 7.
4. Адамчик М.С. Микроистория в пространстве гражданско-патриотического воспитания // Интеграция образования. - 2012. №2. - С. 76.
5. Веденеева Г.И. Функции краеведческой работы и процесс социализации личности школьника // Вестник ТГПУ. - 2010. №12. - С. 78.
6. Данилова А.Р. Компетентностный подход к патриотическому воспитанию школьников в воспитательном процессе // Педагогика и психология. - 2013. №3. - С. 21.
7. Вишневская К.В. Некоторые аспекты патриотического воспитания школьников на муниципальном уровне // Интеграция образования. - 2008. №2. - С. 44.
8. Воробьева О.В. Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории // Молодой ученый. - 2014. №21.1. - С. 161.
9. Актуальные задачи педагогики: Матер. V междунар. конф. / Под ред. Г.Д. Ахметовой. Т. II. - Чита: Молодой учитель, 2014. - С. 68.
10.Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус. 2007. - С. 42.
11.Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник АГУ. - 2007. №3. - С. 19.
12.Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблема и подходы // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. №3. - С. 43.
13.Теория и практика образования в современном мире: Матер VI Междунар. науч. конф. / Под ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб.: Сатис, 2014. - С. 87.
14.Волкова А.Л., Покатыло В.В., Шигабутдинова Л.Р. О необходимости нравственного воспитания молодежи // Молодой ученый. - 2014. №4. - С. 1067.
15.Абзалова С.С. Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания // Молодой ученый. - 2012. №8. - С. 287.
16. Петракова Л.Е. Пути формирования патриотических ценностей у старших подростков в процессе преподавания истории родного края // Русин. - 2013. №3. - С. 176.
17.Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования// Молодой ученый. - 2012. №5. - С. 406.
18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения 27.12.2015).