Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы'

Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1645
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY / CIVIS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Елена Анатольевна

В статье автор делится опытом использования краеведческого материала на уроках истории и обществознания с целью формирования патриотизма и гражданского сознания. На сегодняшний день патриотическое воспитание является важнейшей государственной задачей, в решении которой ключевая роль принадлежит школе. Учитель, ведущий учебно-воспитательную работу, имеет много возможностей в формировании названных качеств. Автор приводит примеры использования на уроках текстов из книг известных владимирских писателей, показывает огромные возможности школьного музея, материал для которого собирают ученики и их родители. Также в статье показана роль самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение истории своей семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Абрамова Е.А. Email: Abramova17120@scientifictext.ru

Абрамова Елена Анатольевна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 44, г. Владимир

Аннотация: в статье автор делится опытом использования краеведческого материала на уроках истории и обществознания с целью формирования патриотизма и гражданского сознания. На сегодняшний день патриотическое воспитание является важнейшей государственной задачей, в решении которой ключевая роль принадлежит школе. Учитель, ведущий учебно-воспитательную работу, имеет много возможностей в формировании названных качеств. Автор приводит примеры использования на уроках текстов из книг известных владимирских писателей, показывает огромные возможности школьного музея, материал для которого собирают ученики и их родители. Также в статье показана роль самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение истории своей семьи.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, краеведение.

CIVIS-PATRIOTIC EDUCATION AT THE LESSONS OF HISTORY AND SOCIAL SCIENCE THROUGH USING LOCAL HISTORY MATERIAL: FROM PERSONAL EXPERIENCE Abramova E.A.

Abramova Elena Anatolyevna - Teacher of History and Social Science, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 44,

VLADIMIR

Abstract: in the article the author shares the experience of using the material of local history at the lessons of History and Social science for forming patriotism and civis consciousness. At present day patriotic education is the most important state task in decision of which the key role belongs to school. The teacher doing teaching and educational work has a lot of opportunities in forming named qualities. The author gives examples of using texts of famous Vladimir writers at the lessons, showing huge possibilities of the school museum, material for which is collected by pupils and their parents. The role of independent research work of pupils is also shown in the article. Keywords: patriotism, civis consciousness, local history.

УДК 372.893

Без воспитания, духовности, патриотизма, гражданственности не может полноценно существовать и развиваться ни одно общество. Эти важные качества, наряду с социальной ответственностью, экологической культурой являются элементами базовых национальных ценностей России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет базовые ценности как «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской

Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [5, с. 3].

Так как именно школа названа важнейшим социальным институтом, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, преподаватели всех учебных дисциплин планируют свою деятельность в соответствии с поставленными новыми образовательными стандартами задачами по формированию этих качеств. Гражданско-патриотическому воспитанию подростков в условиях введения в школах ФГОС второго поколения отводится значительная роль в учебно-воспитательном процессе. Большая часть детства приходится на школьный период, а это особый возрастной период в становлении личности, формировании её убеждений, освоении духовных ценностей, гражданских идеалов, интересов, убеждений. О значимости подросткового возраста в формировании социально значимых личностных качеств писал Л.С. Выготский, называя его временем «формирования, в первую очередь, общественно-политического миросозерцания...» [3, с. 62].

В решении социально значимых задач по формированию личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, у преподавателей истории и обществознания, несомненно, большие возможности. Именно уроки истории и обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить понимать историческое прошлое своей страны, уметь его анализировать, делать выводы, а значит помочь правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.

К сожалению, в настоящее время наблюдается падение интереса у значительной части школьников к обучению вообще и к изучению истории и обществознания, в частности. Ребятам исторические события кажутся абстрактным, далеким прошлым, не имеющим к современности никакого отношения. Даже использование современных педагогических приемов, ИКТ технологий не всегда позволяет мотивировать обучающихся, увлечь их. Считаю, что в этих условиях актуальным является использование краеведческого материала в образовательном и воспитательном процессе.

Историческое прошлое, рассматриваемое через призму краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Патриотизм начинается с любви к родителям, своим предкам, малой родине. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [4, с. 15].

Включение краеведческого материала в содержание учебных предметов способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно -коммуникативной деятельности школьников, формирует метапредметные и ключевые компетенции учащихся. Использование краеведческого компонента делает учебный материал осмысленным, личностным, более доступным, позволяет заинтересовать ребят. Кроме того, в материале с применением фактов родной истории заложен огромный воспитательный потенциал. Встречи с ветеранами, работа с подшивками старых газет, экскурсии на местные предприятия открывают такие удивительные факты, иногда тайны, которые вызывают у ребят любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.

Краеведческий материал стараюсь использовать на каждом уроке: богатая история Владимирской земли дает такую возможность.

Неоценим вклад Владимирского края в развитие культуры, в становление русской государственности. Наш край - родина известных ученых, полководцев, героев, композиторов, художников, писателей. С ним, так или иначе, связаны великие имена России разных эпох. Сколь тайн хранит древняя земля владимирская! «Прошлое оставляет нам зримые и незримые следы - следы

ушедших эпох, культур, событий. Подвигов. Во Владимирской области, как крае древнем, таких памятников прошлого немало» - такую оценку владимирской истории дает известный журналист, краевед Н.С. Софронов [8, с. 188].

Часто краеведческий материал использую для обеспечения мотивационной установки урока. Считаю удачным применение краеведческих источников для создания учебной ситуации. Так, например, при изучении темы «Столыпинская аграрная реформа» ребятам предлагается проанализировать статистические данные о количестве вышедших из общины крестьянских хозяйств Владимирской губернии, сделать вывод и затем найти в учебнике ответ на вопрос «почему при возможности самостоятельного хозяйствования количество пожелавших выйти из общины мало»? Такие приемы помогают уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью целой страны, почувствовать причастность к ней.

Большим подспорьем краеведческий материал становится при изучении тем «Культура», «Искусство». При изучении темы « Русская культура Х1Хв.» ребятам предлагается выяснить какие здания города Владимира построены в архитектурных стилях, перечисленных в параграфе, каким было первоначальное назначение этих зданий, что в настоящее время располагается в них. Итогом может быть составление презентации. При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, интернет-ресурсов у школьников есть возможности сделать качественные электронные презентации для сопровождения урока.

Задания такого типа заставляют ребят внимательнее и бережнее относиться к памятникам архитектуры, видеть их красоту и неповторимость, испытывать чувство гордости и сопричастности к культурному наследию.

В кабинете истории имеется немало краеведческих вещественных источников, собранных силами учеников и родителей: предметы крестьянского быта, монеты, старые книги, подшивки газет. Кроме этого, в нашей школе оформлена музейная комната, посвященная истории школы. Материалы для нее собираются на протяжении нескольких лет. Это и различные предметы, имеющие отношение к пионерской и комсомольской организации школы, и газеты и фотографии всех 45 выпусков. Поскольку большинство родителей - это выпускники нашей школы, у ребят сбор материалов и музейные уроки вызывают неподдельный интерес, уважение к старшим, создают возможности для самореализации учащихся в процессе этой социально-значимой, увлекательной работы. С помощью музейных предметов учащиеся не только погружаются в мир представлений о прошлом, но и формируют систему ценностей своего мира. В своем Письме от 12 марта 2003 года Министерство образования рассматривает «музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи» [6].

Учителя истории и обществознания очень часто в своей деятельности используют тексты, так как работа с ними формирует необходимые навыки для успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ или ОГЭ. Для организации такой работы мною часто используются произведения владимирских писателей Никитина, В.А. Солоухина. Ученики учатся оценивать не только исторический факт, но и героев с точки зрения общечеловеческих норм и ценностей, качеств гражданина России. Так понятия «гражданская позиция, гражданственность» рассматривается на примере очерков «Время собирать камни», автором которых является наш земляк В.А. Солоухин, четко отстаивающий свою позицию в отношении проблемы спасения гибнущих памятников истории, проблем экологии: «.В конце концов, это красота нашей земли, это наша культура, это мера нашей цивилизованности» [7, с. 15].

Проблема патриотического воспитания школьников, умеющих ценить и отстаивать демократические права и свободы, является очень важной и актуальной в условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, падения престижа

военной службы. Не секрет, что многие юноши воспринимают её как неприятную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. А это значит, что у значительной части старшеклассников акценты в социально-нравственном ориентировании смещены в сторону прагматизма. Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных школьников. Многие мыслители и педагоги прошлого отмечали огромную роль патриотизма в развитии и формировании личности. Так, например, К.Д. Ушинский говорил, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [98, с. 350].

И опять хочется подчеркнуть возможности уроков истории и обществознания с использованием краеведческого материала. Тема урока обществознания в 11 классе «Гражданин Российской Федерации» предполагает изучение прав и обязанностей гражданина и, в частности, воинской обязанности. Продолжением изучения этой темы стало внеклассное мероприятие «Пока ты есть - Россия будет, твое величество Солдат!». Особенностью его стали подготовленные ребятами выступления с использованием фотоматериалов о службе в армии своих отцов. Поразительно, но ученики больше знают об участии своих дедов и прадедов в Великой Отечественной войне, чем о солдатском прошлом родителей. С удивительной гордостью ребята рассказывали о службе своих отцов, а ведь она пришлась на мирное время и не связана с подвигами. Мероприятие было очень эмоциональным, живым, теплым.

Традиционно при изучении темы «Семья» ребята получают задание составить генеалогическое древо. Такая работа не только обогащает ученика исследовательскими навыками, но и помогает почувствовать себя частью живой истории, глубже узнать историю своего рода. Ежегодно в нашей школе проходит ученическая конференция «Моя родословная», где ребята выступают со своими проектами. Интересным представляется опыт использования материала фотоконкурса «Улица родная» на уроках и во внеклассной работе.

Сообщения учащихся о выдающихся исторических деятелях, имеющих отношение к владимирскому краю, не только делают урок увлекательным, интересным, но и способствует пониманию их роли и вклада в развитие исторического процесса, развивает чувство гордости, уважения к истории и культуре своего народа.

Огромны возможности краеведения в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом воспитании при изучении тем, связанных с экологией: «Человек и природа», «Глобальные проблемы человечества». Учащиеся получают групповые и индивидуальные задания - исследовать экологическую обстановку микрорайона и подготовить отчет о проделанной работе в виде фотогазеты, сочинения, рисунков. Кроме этого, материалы исследования используются затем в защите социального проекта «Твори добро». Силами учащихся и родителей после того, как были выявлены проблемы, была очищена от мусора часть леса, прилегающая к школьной территории, приведен в порядок огромный школьный сад, отремонтирована спортивная площадка.

Планируя свою деятельность, обязательно включаю уроки-экскурсии с посещением музеев, которыми так богат наш город. Здесь ученик может окунуться в прошлое, сопоставить, сравнить события разных времен, познакомиться с подлинными документами, увидеть экспонаты, которые дают информацию о боевых и трудовых подвигах предшествующих поколений. Трудно переоценить воспитательное и познавательное значение таких уроков. После музейных уроков ребята обязательно готовят отчет в виде сообщений, рефератов по теме экскурсии:

«Владимирцы - Герои Советского Союза», «Владимир в годы войны», «Оборона города во время татаро-монгольского нашествия» и т.д.

Используя краеведение как один из путей духовного и нравственного возрождения человека, творчески работающий учитель имеет огромные возможности для формирования исторического мышления учащихся, воспитания высоконравственного гражданина и патриота своей страны.

Список литературы /References

1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. М., 1982. 223 с.

2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982. 224 с.

3. Выготский Л.С. Педология подростка. Т. 4 // Собрание сочинений в 6 т. М., 1984. 432 с.

4. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М.: Педагогика, 1999. 152 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещении, 2014. 24 с.

6. Письмо Министерства образования РФ «О деятельности образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/15.

7. Солоухин В. Время собирать камни. М.: Правда, 1990. 685 с.

8. Софронов Н. Это интересно знать. Ярославль, 1976. 203 с.

9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Педагогика, 1979. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.