ИСТОРИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
И КРАЕВЕДЕНИЯ
Г. Н. Ищук,
г. Санкт-Петербург
МЕСТО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(продолжение. Начало в № 4 за 2012 год)
Начиналось возрождение интереса к своей «малой» Родине в годы Великой Отечественной войны. Примером этому может служить сбор материалов по истории этого периода (фронта и тыла) в разных формах: экспедиции, музеи, записи, сбор воспоминаний и другие. В 1942 г. под руководством П. П. Смирнова подготавливался сборник «Охрана памятников старины и искусства в СССР», в который включались данные о разрушениях памятников нашей страны фашистами и об их реставрации в будущем, который так и не был издан.
Многие краеведческие работы этого периода были также свернуты. Но, несмотря на это обстоятельство, с середины 50-х гг. вновь происходит обращение к местной истории при подготовке будущих учителей. Начали выходить книги, документы по истории городов, областей, заводов, фабрик. Это подтверждается в работах многих краеведов, например в статье В. К. Яцунского «История фабрик и заводов - одна из очередных задач советской исторической науки» [1], он напоминает о документальной базе заводов и фабрик Урала.
Другой подход, характерный стремлением увлечь учащегося общественно полезными делами, описал М. Г. Качурин в брошюре «Воспитай в труде». Он обобщает опыт «ряда петербургских школ Ленинградской области в осуществлении политехнического образования, воспитании у школьников трудовых навыков, подготовке молодежи к будущей самостоятельной трудовой жизни» [2]. В другой его брошюре «Всестороннее развитие личности школьника -задача сегодняшнего дня» [3] рассматриваются вопросы влияния политехнического образования на весь учебно-воспитательный процесс в школе.
А. В. Даринский в статье «Вопросы методики учебной и воспитательной работы» ставит задачу выяснения сущности географических знаний и особенностей содержания различных частей школьного курса географии на краеведческой основе, путей проведения практических работ на окружающей школу местности [4] и в экскурсионной работе с учениками. При этом используются межпредметные связи с историей, физической культурой и другими школьными предметами.
Итак, гонение на краеведение в 40-50-е гг. негативно отразилось на содержании школьного образования. Данная система содержания образования сохранялась фактически до второй половины 50-х гг. Что касается внеурочной и внеклассной деятельности, то после Великой Отечественной войны силами педагогов-энтузиастов в отдельных школах стали возрождаться некоторые формы краеведческой деятельности, в первую очередь связанные с военной тематикой. Благодаря самодеятельности передовых учителей и некоторых ученых-краеведов школьное краеведение оказало большое влияние на приобщение школьников и общественности к основам краеведения в изучении своего края.
Однако о возрождении школьного краеведения мы можем говорить лишь применительно к периоду «оттепели» после смерти И. В. Сталина, когда начавшиеся в стране позитивные перемены и некоторая демократизация жизни страны, связанные с именем Н. С. Хрущева, отразились и на жизни школы. Поставленные перед школой задачи укрепления связи школы с жизнью привлекли внимание педагогов к возможностям краеведческой деятельности.
В 50-60-е гг. получили распространение Всесоюзные экспедиции юных краеведов по родному краю, итоги которых освещались в печати. Началось фрагментарное введение краеведческого материала в учебный процесс, с последующей проверкой его усвоения учащимися. Элементы краеведения использовались не только на уроках географии, но и на уроках природоведения, истории, литературы.
Особенно ощутим вклад в развитие краеведения и влияние в этом плане на общественно-политическое сознание образовавшихся в середине 60-х гг. республиканских обществ охраны памятников истории и культуры (ООПиК) [5]. В 1961 г. Министерство просвещения РСФСР издает приказ «Об усилении краеведческой работы в школах и издании краеведческих пособий для
школ», с 1966-1967 учебного года краеведение включают в школьные программы по истории в 4-х и в 7-10-х классах. Выходят краеведческие пособия: «Краеведение» (1967), автором которого был К.Ф. Строев; в обществе «Знание» вышли «Беседы о краеведении» И. С. Юрьева (1966); в этом же году издается специальное пособие П. В. Иванова «Педагогические основы школьного краеведения». Издательством «Просвещение» выпускаются многие учебные пособия по краеведению, в которых приводятся краткие сведения по истории краеведения, а в 1969 г. об основных источниках изучения родного края, о краеведении на уроках истории, об этнографии, топонимике краеведческих музеях рассказывается в пособии для студентов педвузов под редакцией Н. П. Милонова. В этом же году Д. В. Кацюба выпускает первую часть пособия «Историческое краеведение».
В. Н. Липник в своем диссертационном исследовании «Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы» (1967) сделал вывод, что «местный материал должен использоваться не отрывочно, не эпизодически, а систематически в органической связи с материалом общего курса» [6]. Он также считает, что «в краеведении выделяются специфические формы работы, в значительной мере характерные для этой деятельности, это экскурсии и походы. Они становятся для школьников заманчивой перспективой» [7]. Еще в 50-е гг. А. С. Макаренко в своих работах отмечал, что «на протяжении целого года я мобилизовал вокруг похода и каждого воспитанника, и весь коллектив, и материальные условия и проводил культурную и другую подготовку» [8]. Учитывая мнения ученых, педагогов, свой личный опыт, можно сделать вывод, что краеведческая экскурсионно-ту-ристская работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, служит одним из средств идейно-политического воспитания, способствует углубленному изучению основ наук, приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы, формированию мировоззрения и высоких нравственных качеств, а также помогает в выборе будущей профессии.
Итак, к началу 70-х гг. в программах школ и педагогических институтов отводится место историческому, географическому, литературному и другим видам краеведения.
В статье А. В. Даринского «Вопросы содержания курса географии» рассматриваются вопросы о роли общих географических
понятий в повышении научного уровня школьного курса географии и в усвоении учащимися фактического материала [9]. Он отмечает, что современный курс географии в советской школе по своему содержанию в основном страноведческий. Главное место в нем занимают страноведческие курсы географии частей света СССР, это обеспечивает повышение научного уровня изучения фактического материала курса, не меняя его страноведческого характера.
Большой интерес также представляет его сборник статей «Краеведение и туризм» (1972), где большое внимания уделяется классно-урочной и воспитательной работе с учащимися.
С 1971 г. отводится почетное место историческому краеведению в пособии К. Ф. Строева [10].
В 1972 г. издается пособие «Литературное краеведение», составителем которого является М. Д. Янко. В этом же году Г. Н. Ищуком публикуются новые методологические разработки с целью обновления литературного краеведения. В статье «Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого» он утверждал, что «вопрос о социально-эстетических функциях литературы и искусства всегда, таким образом, находится на перекрестке "генетических" и "функциональных" изучений» [11]. В педагогических статьях Л. Н. Толстого «рождалось представление об эстетической "платформе", которая так органично, легко и правдоподобно понесет на себе впоследствии и исторические и творчески созданные лица народно-героической эпопеи». Примером может служить роман «Война и мир», в котором проявляется прием «гуманизации истории» [12].
Диссертационное исследование Г. Н. Ищука посвящено социальной роли литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого. По его мнению, развитие культуры и вызывает живой интерес к проблеме социальной природы и активной общественной роли литературы и искусства» [13] в воспитании социально активной личности, так как «взаимозависимость исторического и литературного процесса в их внутренних законах творчества, естественным путем влияют на общественную жизнь» [14].
Нами частично использованы функционально-социологические исследования этого автора для собственных структурно-функциональных разработок, в частности для составления структурных схем школьного образования в области краеведения.
В диссертационном исследовании С. А. Ежовой (1973) [15] внимание педагогических кадров специально обращается на необходимость последовательно обновлять и разнообразить методы преподавания, активно внедрять в практику работы школ передовые методы обучения, лучшие достижения педагогики и методики.
В этом исследовании она сделала вывод, что изучение работ и партийных документов развивает познавательную самостоятельность учащихся, прививает им умения и навыки в работе с историческими источниками, обеспечивая тем самым эффективность дальнейшего изучения родного края [16]. Такое утверждение позволяет нам опираться в развитии познавательности и социальной активности учащихся на исследовательскую краеведческую деятельность.
«Ребенок увидит значительно больше красоты при восприятии объекта в случае, если он попытается посвятить ему стихотворение, зарисовать его, снять кино или зафиксировать фотоаппаратурой. ... Тогда, когда он просто видит, воспринимает без потребности осуществить какое либо действие» [17].
Даринский считает что «большую актуальность педагогическим исследованиям придают взаимосвязи школьного и послешко-льного образования. В условиях непрерывного образования людей эта взаимосвязь будет всесторонней» [18]. В частности, «формирование всесторонне развитого человека предполагает различные направления послешкольного образования взрослых. Каждое из таких направлений опирается на знания и умения, полученные людьми в соответствующих школьных предметах» [19].
В 1969 г. вышло пособие под редакцией Н. П. Манолова для студентов педвузов об основных источниках изучения родного края (школьных музеях, об этнографии, топонимике, краеведческих музеях, краеведении на уроках истории), что также использовалось в нашем исследовании.
После широкого обсуждения в середине 70-х гг. были приняты общественный и республиканский законы об охране и использовании памятников истории и культуры. В них особенно выделены как «вид» памятников, «документальные памятники» такой тематики. В изданный ротапринтным способом сборник [20] вошли циркуляры, указы, инструкции и проекты законов об охране памятников, главным образом недвижимых, со времён Петра I и до 1917 г. В другой сборник [21] включены декреты, постановления,
распоряжения, принятые Правительством СССР, а также инструкции, разработанные в соответствии с решениями правительства 1917-1970 гг. Правовые основы нормативных документов в краеведческой деятельности тесно связаны, на наш взгляд, с социализацией как взрослых, так и подрастающего поколения.
С середины 70-х гг. во Всероссийском ООПиК формируется секция документальных памятников при президиуме его. В Москве и на местах собираются научно-методического характера конференции, семинары, краеведческие чтения, тезисы и материалы которых издаются. Подготовлены методические рекомендации и методические указания в помощь учителям по вопросам исторического краеведения и учебные пособия для школьников.
В пособии «Историческое краеведение» под редакцией Г. Н. Матюшина (1975) особо выделены главы: «Палеография в историческом краеведении», «Документальные памятники Государственного архива СССР», «Периодическая печать», которые используются нашими школьниками в краеведческих исследованиях.
В этом же году Д. В. Кацюбой выпускается пособие [22] для учителей, где представлен опыт краеведческой работы в средней общеобразовательной школе и отмечается, что школьное краеведение нуждается в дальнейшем совершенствовании его содержания, форм и методов работы. Автор считает, что именно исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески [23].
В статье этого пособия «Историко-краеведческие экскурсии» В. Ф. Помарнацкий и Н. И. Элиасберг обращают наше внимание на то, что «необычайно широкие возможности для разнообразной краеведческой работы открывает Ленинград. Все крупнейшие события в истории нашей родины, происшедшие за последние 250 лет, неразрывно связаны с ним», поэтому экскурсионной деятельности в школе они уделяют особое место [24] и считают, что для экскурсии необходимо определить цель, объект, маршрут, экспонаты и место, что «проведение экскурсии является важным общественно полезным трудом» [25].
В такой работе с учащимися предусматривалась и индивидуальная работа с экскурсоводами по маршрутам (организационная работа, посещение музеев, занятия на местности), а затем рассматривалась методика проведения учебной экскурсии. Такие учебные экскурсии способствуют созданию школьного музея. Методические основы для его создания описаны в книге Д. В. Кацюбы «Школьный музей» (1975), а также учебных пособиях «Практические занятия по курсу «Историческое краеведение», выпущенных в этом же году.
Исследователями совместно с учащимися в школе создана краеведческая экспозиция с использованием материалов учебного пособия, составителем которого является Н. И. Элиасберг. Это пособие знакомит учащихся с историей, экономикой, культурной жизнью города с начала ХХ века и до 70-х гг.
Такая работа с учащимися расширила возможности экскурсионной и музейной работы в социализации учащихся не только в учебной, но и в досуговой деятельности с учащимися и их родителями. Подобная комплексная работа расширяет кругозор и мировоззрение учащихся и стимулирует их в учебной деятельности.
В последующие годы опыт краеведческой работы накапливается. В середине 1970-х гг. были приняты законы об охране и использовании памятников истории и культуры. Во многих областях и городах нашей страны выходят сборники, альманахи, книги, серийные издания по истории отдельных улиц, домов, памятников краеведческой тематики.
Эти и другие краеведческие пособия освещают краеведческую деятельность учащихся с учетом их возрастных особенностей и подготовленности их к жизни, т. е. социализации школьников с помощью краеведения.
В 70-е, а особенно в 80-е гг. краеведение принимает многонаправленный характер (через исследовательские формы работы, через экспедиции, движения, культурно-просветительные объединения, акции, программы и др.).
Во многих областях и городах страны издаются краеведческие очерки, сборники, альманахи краеведческого содержания; книги, брошюры, даже семейные альбомы по истории отдельных памятников, улиц, домов и пр., которые послужили примером для написания нами очерков по Калининскому району города Санкт-Петербурга.
Поучительные наблюдения о методике ознакомления с документальными памятниками и использовании их в работе со школьниками содержатся в пособии для учителей «Методика истори-ко-краеведческой работы в школе» под редакцией Н. С. Борисова, (1982), а в 1983 г. Д. В. Кацюба выпускает пособие «Формы и методы внеклассной историко-краеведческой работы в школе». Н. И. Элиасберг завершает свое диссертационное исследование «Межпредметные и внутрипредметные связи при изучении вопросов права в курсе обществоведения». Она актуализирует эту проблему и определяет ее как «обобщающую синтезирующую функцию» [26].
Данный подход в осуществлении межпредметных и межкурсовых связей сориентировал нас на расширение их и помог нам в создании интегрированного подхода учебно-воспитательной работы через классно-урочную, внеклассную, внешкольную работу и досуговую деятельность учащихся и их родителей.
В период с 1985 по 1987 г. вышли три методические работы С. А. Ежовой, которые для нас сыграли важную роль при разработке рекомендаций по краеведению: «Методические рекомендации по нравственному воспитанию школьников» (1985), «Методика преподавания истории в средней школе» (1986), «Активизация познавательной деятельности и формировании познавательных интересов учащихся в процессе обучения истории в средней школе» (1987).
Так как исторические вопросы в краеведении являются базовыми, можно вновь обратиться к историческому краеведению, которое, по словам Д. В. Кацюбы, в этот период «прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует развитию учащихся, формированию у них научного мировоззрения, активной жизненной позиции ... Однако, несмотря на столь важное значение краеведения в школе, оно в силу ряда причин не заняло того места, которое могло и должно было занять в системе подготовки учителей в вузе» [27].
Всё более заметное место занимает краеведческая тематика на страницах печати - это добрая (демократическая) традиция нашей культуры, помощь краеведческой деятельности оказывают также повсеместно созданные архивные учреждения. В Москве, например, создано информационное пособие «Использование ГАФ в краеведческой работе» (1987). В том же году вышло следующее
пособие Г. Н. Матюшина «Историческое краеведение». В кратком пособии для учителей «Краеведение» под редакцией А. В. Дарин-ского, изданном также в 1987 г., выделяются разные направления краеведческой деятельности: историческое, литературное, искусствоведческое, географическое. Историческое краеведение представляет собой область прикладной истории, рассматривается как сфера научной и научно-практической деятельности, как воспитательная система различных видов деятельности учащихся (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной). В 1989 г. вышло полезное справочное пособие для краеведов-любителей «Архивы краеведам».
Сборник нормативных документов, методических указаний и рекомендаций, выпущенный комитетом по образованию мэрии Санкт-Петербурга для учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы (составители: А. В. Даринский, Н. И. Элиасберг), предназначен для знакомства с историей города на протяжении всего периода обучения в школе. В брошюре «Как надо давать историю СССР в школе» Н. И. Элиасберг (1989) рассказывает об опыте творческой группы учителей города, «объединившихся в поиске рациональных и эффективных способов изучения противоречивого развития СССР в 60-80-е гг. Опыт заключается в преодолении субъективизма оценок на основе педагогики сотрудничества. В совместных поисках ответов на важнейшие вопросы того времени и. - разное время (60-е, 70-е, нач. 80-х гг.) помогает понять наличие, с одной стороны, позитивных явлений, а с другой - накопление нерешенных проблем, возникновение предкризисных явлений» [28].
По организации деятельности учащихся для их активной социализации Н. И. Элиасберг считает нужным: включение в объяснение учителя проблемных ситуаций и стимулирование дискуссий; широкое привлечение самих учащихся к подбору материала для уроков, в «написание истории» 60-х, 70-х, нач. 80-х годов. Применение для этого форм групповой работы с элементами самоорганизации и самосоревнования [29].
Интересный материал по социализации школьников в истори-ко-краеведческой работе представил Г. С. Усыскин. Основные элементы такой работы следующие: подготовка; распределение обязанностей; паспорт памятника истории (наименование, типологическая принадлежность, датировка памятника, адрес, характер со-
временного использования); исторические сведения (история возникновения, перестройка и утраты, изменившие первоначальный облик памятника, реставрационные работы, время, автор, место хранения документов); описание; основная библиография, архивные источники, иконографический материал; техническое состояние; система охраны; кем составлен; дата составления; приложения; советы.
«Юные историки-краеведы в процессе паспортизации сумеют познать истоки исторических явлений. Сам поиск поможет их естественному стремлению возможно глубоко познать широкое прошлое, войти с ним в непосредственное соприкосновение» и активно социализироваться в современных условиях [30].
В 90-е гг. происходят коренные изменения как в жизни нашего государства, так и в развитии школьного краеведения, то есть значительно расширяется «поле краеведческой деятельности» учащихся, их родителей и учителей. Предметом краеведения становятся ранее запрещенные темы поиска, исследований и изучений, например таких, как темы духовности; культового зодчества; святынь; генеалогии (родословия) и др.
Не вдаваясь в сущность этого феномена, отметим, что ниже будут приведены другие научные подходы к определению краеведения. Если в начале 60-х гг. специалист в области географического краеведения А. С. Барков пишет, что «краеведение - есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методикам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края ...» [31], то Союз краеведов России считает что в 90-е гг. «краеведение - это созидательная деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшению социально-культурных и экологических условий жизни в своем крае» [32].
С каждым годом последнего десятилетия ХХ в. в России возрастает интерес к изучению родного края, его культуры и истории. Поэтому следует отметить, что наш город, Петербург, центр мировой культуры, представляет интерес для жителей не только города, страны, но и всего мира. Особенно усилился интерес к истории Петербурга в последние годы в связи с приближающимся юбилеем Петербурга - 300-летием его. Краеведение стало одним из обязательных компонентов образования в школах Петербурга. В 90-е гг. ставится вопрос о необходимости введения в школах города «Петербургове-
дения» как обязательного предмета, о фрагментарном, а затем и систематическом его преподавании с 1-го по 11-й классы. Аналогично ставится вопрос о введении «Москвоведения» в школах столицы.
Стали также появляться общественные краеведческие организации, общества, кружки, которые совместно с государственными учреждениями (научно-исследовательскими институтами, музеями и т. д.) проводили большую работу. По мнению В. А. Рыкованова, «общественные клубы краеведов - это самодеятельные добровольные объединения общественно-политического профиля, осуществляющие свою деятельность на основе краеведческого материала, созданные по общественной инициативе и утвержденные официальными органами» [33].
В. А. Рыкованов в своем исследовании подчеркивает отличие просветительской деятельности в краеведческих объединениях от организованных форм обучения по таким признакам:
а) «необходимость учета личных интересов каждого краеведа-любителя, что возможно в исследуемых любительских организациях;
б) усиление экологической информационной и практически-преобразовательной деятельности краеведов-любителей;
в) повышение самостоятельности в выборе учебных программ в соответствии с региональными особенностями;
г) максимальное использование аксиологического принципа»
[34].
С учетом изложенного материала краеведение можно рассматривать и в настоящее время как форму общественного движения. Сегодня существуют многие краеведческие общественные объединения, которые входят в состав Союза краеведов России и в общественные объединения, такие, как «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», «Географическое общество», «Педагогическое общество», «Мемориал» и др.
В «Хартии по охране исторических городов» обращено внимание на привлечение к этому делу как профессионалов, так и всего городского населения, начиная со школьного возраста, а точнее, как говорится в этом документе, «привлечение жителей к делу охраны следует начинать со школьного возраста, используя разные формы и широкую информацию» [35].
Некоторые исследователи предлагают наряду с определением «краеведение», термин «родиноведение» ранее введенный К. Д. Ушин-
ским. По мнению А. Е. Сейненского, термин «родиноведение» означает «знание о своей ближней родине.», этимологически происходя от слов «ведать, знать свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение понимается как путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частному к общему» [36].
Еще в 80-е гг. академик Д. С. Лихачев утверждал, что «чувство Родины нужно заботливо взращивать и прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение "перекати-поле"» [37].
Однако, не умаляя ценности этого определения, мы считаем, что для полноты бытия необходима материально-историческая привязка человека к определенной местности. Поэтому вовлечение школьников в краеведческую деятельность, являясь «самым массовым видом науки» [38], развивает познание, мышление и культуру. Таким образом можно говорить о «воспитании историей» [39], а это означает общение с людьми разного поколения, разного уровня образованности и разной степени специальной подготовленности.
Таким образом, можно утверждать, что «краеведческое знание - это комплексное знание, обычно историческое (шире историко-культурное, историко-экономическое, историко-социальное, ис-торико-правовое.) и географическое». Это способствует формированию представлений об истории и культуре, о взаимосвязях общества и природы, о том, что вслед за Д. С. Лихачевым, такой эт-но-социальный феномен называют экологией культуры» [40].
По мнению Д. С. Лихачева, главной задачей краеведения является патриотическое воспитание. В основе преподавания краеведения, по его словам, должен лежать «родиноведческий принцип». Кроме познавательных, воспитательных, просветительных задач краеведение помогает решать производственные и научные проблемы.
Отметим еще один культурологический подход, предложенный С. Б. Филимоновым, на основе которого рассматривается «школа познания и методики мышления, и школа воспитания -воспитания культурой (а основа культуры - память) [41].
Известный педагог-краевед Л. К. Ермолаева, не отрицая понятий «отчизновение», «регионоведение» или «градоведение», при
создании курса «История и культура Санкт-Петербурга», вкладывает такое содержание в понятие «краеведение», как «всесторонне ведать», изучать свой край - малую родину, отчий дом. Причем под «малой родиной» понимается не только район, город, но и близлежащий регион - область. Такой подход обусловлен тем, что, во-первых, город и область взаимозависимы; во-вторых, жизнь почти каждого петербуржца связана не только с городом, но и с его окрестностями» [42].
Для данного исследования большую ценность представляет определение школьного краеведения. Старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия МК РФ и РАН В. Е. Туманов понимает под школьным краеведением «широкий спектр специальных методик использования информации по истории природы и общества родного края в целях повышения эффективности обучения и воспитания учащихся» [43].
Другое определение школьного краеведения дает Г. И. Ловецкий. По его мнению, «школьное краеведение - это и познание природы, истории хозяйства, быта, взглядов и верований местного населения; это метод познания, основанный на дидактическом принципе от частного к целому , это первое мироосмысление, мощный и надежный культурно-исторический пласт основных типологических характеристик личности» [44].
Специалисты кафедры методики и преподавания географии РГПУ им. А. И. Герцена считают, что «программа по комплексному краеведению может быть использована при обучении студентов любой специальности, предусматривающей квалификацию учителя со специализацией "краеведение". Такие учителя смогут организовать и внедрить в школе краеведческий подход по всем учебным дисциплинам. Таким предметом несомненно может быть "Петер-бурговедение", сближающее все учебные дисциплины» [45]. Это название определяет сложный принцип изучения своего города. Введено в употребление оно было И. М. Гревсом и Н. П. Анциферовым в 20-е гг., которые внедряли этот предмет как комплексную научную и учебную дисциплину. «Все возрастающий интерес к городу, характерная черта современности - город становится своего рода героем нашего времени» [46] и часто фигурирует в работах ученых писателей общественных деятелей и педагогов. Ученый-краевед, один из основателей экскурсионного метода знаком-
ства с городом, значительно отличающегося от общепринятого, Н. П. Анциферов считает, что «целесообразна работа над изучением города в разных видах внеклассной работы (в часы продленного дня в клубных занятиях)» [47], а И. М. Гревс отмечает, что «город, край, подобно человеку, следует исследовать во всей его природе, во всех потребностях и разносторонней деятельности: в его анатомии, физиологии, психологии (как личность) и социологии (как элемент общества)» [48]. Таким образом, еще в 20-е гг. появляется новый предмет - «градоведение», освещенный в работах Н. П. Анциферова, Ф. Бродель, В. М. Вебера и документах Международного комитета памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО. Этот предмет в настоящее время является первым разделом курса «Петербурговедение» при подготовке будущих учителей-краеведов в РГПУ им. А. И. Герцена.
Изучение петербуржцами своего города вполне очевидно, и поэтому мы считаем, что в учебный процесс необходимо введение предмета «экскурсоведение», в котором теоретический материал дополняет практический во внеклассной и внешкольной работе, а именно в проведении экскурсий, путешествий, прогулок по городу, пригородам и области. Они рассматриваются не только как форма организации учебно-воспитательного процесса, одной из главных задач которого является формирование познавательного интереса учащихся и их социализация, а как принципы организации школьных экскурсий, как принципы развивающего и воспитывающего обучения: научности, последовательности, систематичности, доходчивости, яркости и эмоциональности раскрытия темы, принцип систематического целенаправленного включения учащихся в самостоятельную деятельность по изучению культурной, природной и социальной окружающей среды.
«Школьные экскурсии в Петербург и другие местности вошли в обиход земских школ в 1910 г. и широко практиковались как в Петербурге, так и в уездах: дети, благодаря этим экскурсиям, выносили массу живых впечатлений и образовательного материала, который запоминался на долгое время. Школы, совершавшие экскурсии, должны были, большей частью, удовольствоваться одной экскурсией, которая, по необходимости, носила открытый характер» [49]. «В целях большой наглядности обучения, Комиссия считала, что кроме посещения Петербурга, для осмотра храмов, памятников, музеев: Эрмитажа, Русского, Зоологического, Петропав-
ловской крепости и др., необходимы экскурсии в окрестности города» [50]. «Земская Управа просила Уездный Училищный Совет обратить внимание учителей земских школ на необходимость широкого применения местных образовательных прогулок в окрестностях школ, во время которых учащие могли бы сообщать основные сведения об истории и географии местности, а учащиеся собирали коллекции для пополнения школьных музеев» [51].
Экскурсионная работа тесно связана с музейной, поэтому большая краеведческая работа проводится в музеях города, области, России и мира, например в Санкт-Петербурге в дореволюционный период в области просвещения и воспитания населения функционировал Музей социальной защиты. В нем экспонировались материалы о здоровье, экономическом положении, бытовых условиях, о труде подростков и женщин. В музее была своя типография, выпускавшая различную полиграфическую продукцию, в том числе брошюры, буклеты, открытки.
Сегодня музеи сохранили связь со школами и выполняют культурно-просветительную, социализирующую и другие функции. Лидирующим по части краеведения в нашем регионе является Этнографический музей. Он обладает универсальностью, много-профильностью, так как включает разделы по экономике, истории, географии, быту и т. д. Большое значение в развитии краеведческой деятельности и социализации подростков принадлежит созданию школьных музеев с различной тематикой и названиями, например музей «А музы не молчали», посвященный искусству блокадного Ленинграда.
Важную культурно-просветительную работу по социальной тематике проводят также музеи-памятники, к которым можно отнести культовые сооружения (Исаакиевский собор, Казанский собор, храм Христа Спасителя, Храм Воскресения Христова - Спас на крови и многие другие). В частности, государственный музей-памятник Исаакиевский собор издает научно-популярную информационную продукцию, в том числе журнал «Музеи России», где исследуются проблемы социальной адаптации населения. Так, например, Б. В. Сапунов считает, что в пореформенный период «миллионы крестьян в поисках заработка устремились на заводы, фабрики, в рудники, на строительство железных дорог. и так же, как и теперь, процесс адаптирования к новым условиям был сложным и мучительным.» [52]. Также отмечалось «ощущение соци-
альной не защищенности простого человека перед законом капиталистического общества» [53]. В плане социального статуса жителей России отмечено, что «Феодально-крепостническое общество дореформенной России было строго детерминировано. Каждому от рождения до смерти было предписано определенное место на лестнице социальных отношений». Что капитал был основным критерием оценки человека в пореформенный период. Аналогичная ситуация отмечается многими исследователями (экономист В. Калашников, И. Фроянов и др.) в современный период реформирования России, когда снова происходит капитализация небольшой части населения на фоне обнищания, деморализации и люмпенизации основной части населения. В сфере образования В. Г. Воронцова отмечает такие недостатки, возникшие в настоящий кризисный период: «. уничтожение доступности, бесплатности, полноты образования, снижен образовательный ценз, разрушены детские организации, возникли безнадзорность и безработица выпускников, сокращена лучшая в мире система дошкольного воспитания» [54]. Поэтому она считает, что важнейшая роль в системе образования принадлежит учителям, которые оказывают непосредственное влияние на духовное обновление общества, от которых «во многом зависит формирование духовно богатого и социально активного молодого поколения» [55].
«Ориентации учителя и уровень профессионального мастерства взаимосвязаны: чем выше ориентация на социальную и познавательную активность, на общечеловеческие ценности (искусство, литературу, науку, общественную деятельность), тем выше валентность этих связей» [56].
В диссертационном исследовании Г. С. Усыскин (1991) дает анализ конкретных фактов и событий, связанных с деятельностью В. И. Ленина, и называет этот период «Петербургским периодом деятельности В. И. Ленина» (с ноября 1905 г. по декабрь 1917 г.). В его исследовании «рассматриваются с позиции личности школьника хрестоматии М. Г. Качурина «Петербург в русской литературе» (1994) и «Санкт-Петербург в русской литературе» (1996), в которых освещено, что петербургские традиции, включая вежливость, внимание, доброжелательность, произношение, которые способствуют социализации младшего поколения в петербургском пространстве» [57].
В связи с этим можно считать, что петербургское пространство должно осваиваться современными приемами, которые обсуж-
дались на Всероссийской практической конференции 24-25 марта 1995 г. в Москве, по материалам которой опубликован сборник [58].
Одним из принципов обновления современных программ Г. С. Усыскин считает игры и соревнования юных туристов:
«Туризм и краеведение - важнейшие средства воспитания, которые благодаря своему разнообразию и универсальности открывают широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни» [59]. «Первоначальные туристские навыки и краеведческие знания школьников -важнейшая нерешенная задача в большинстве школ, в своем классе» [60] «Затем совершенствование их в кружках, секциях, экспедициях. Этому способствуют туристские игры, соревнования, праздники, радостные события, которые поднимают интерес к туризму» [61].
Рассмотрим несколько исследовательских подходов к изучению школьного краеведения в его в историческом аспекте, представленных в 1995 г. Д. П. Финаровым и В. Ф. Любимовым в сборнике «Комплексное краеведение». «Первый подход к краеведению как необходимому принципу изучения своего края, родины, был освещен в трудах К. Д. Ушинского. Второй подход изложен известным географом, методистом Г. И. Ивановым в 1912 г., который рассматривал "родиноведение" как особый, независимый от географии предмет для низшей и средней школы. Третий подход прозвучал впервые на съезде учителей школ Сибири в 1914 г.», где «И. Н. Мальков предложил рассматривать "родиноведение" не как учебный предмет, а только как принцип преподавания. В дальнейшем было сформулировано обоснование этого принципа не только как дидактического, но и общепедагогического (П. В. Иванов, М. Н. Скаткин). Школьное краеведение из методического приема превратилось в общепедагогический принцип.» [62].
В пособии для учителей по краеведению содержится большой материал по вопросам исторического, географического, искусствоведческого направлений краеведения, а также советы и рекомендации по улучшению организации работы по охране природы и памятников истории, культуры. Такая же работа отражена в комплексной долговременной программе «Отечество», где краеведение рассматривается не только как форма общественного движения, но и как «наука - научная дисциплина интегрирующего харак-
тера, методология и методика которой используется широкими слоями общественности, это и научно-популяризаторская деятельность, и способ освоения историко-культурного и природного населения, приобретения разносторонних знаний о специфике развития истории природы и общества "своего края"» [63].
«В процессе развития краеведения в России наметилось два направления: научное и школьное. Научное краеведческое направление на всестороннее изучение различных территорий страны, расширялось и углублялось вместе с развитием науки» [64]. «Школьное краеведение - важный фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии» [65].
На основе указанных подходов сформулированы новые концепции школьного краеведения, например: в концепции В. П. Голова предполагаются три компонента в содержании программ: теоретический, лабораторный и практический. Это, по мнению ученого, касается деятельностного подхода учащихся к краеведению. В. П. Голов также выделяет три этапа образовательных, краеведческих программ:
1) информационно-познавательный, где учащиеся получают краеведческие знания от учителя в готовом виде, а отношения между ними являются субъект-объектными;
2) операционно-деятельностный, на котором формируются краеведческие знания, умения, навыки;
3) практико-ориентированный [66],
Концепция А. Е. Сейненского исходит из идей классического школьного краеведения (см. выше). Основу концепции составляют следующие концентры:
1. Мой дом. Родословная семьи.
2. Родная школа. Ее история и традиции.
3. Село, город: прошлое, настоящее, перспективы развития.
4. Район.
5. Автономный округ.
6. Область (край): принцип «маятника» (связь времен от семьи к городу, Отечеству и так далее) [67].
Эти концентры направлены на решение задач социальной адаптации школьников.
Идеи, порожденные концепцией другого ученого А. А. Ос-тапца [68], внедряются во многих регионах России, где важнейшим звеном является туристско-краеведческий аспект. Отличительной особенностью этой концепции можно обозначить гносеологическую спираль освоения детьми окружающего мира. С учетом возрастного подхода он выходит на типовую модель-матрицу для различных регионов, опираясь на базовые знания учащихся, усиливающие учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. В этой модели заложена преемственность непрерывного образования по схеме: «детский сад - школа - специальные профессиональные учреждения - вузы».
В концепции этого ученого можно выделить такие функции, как постепенно расширяющееся освоение окружающего мира, а также углубление в содержание туристско-краеведческо-экологи-ческой деятельности (от созерцательно-сенсорного восприятия окружающего мира в 1-2-х классах до исследовательской работы в 10-11-х классах).
В итоге реализации программы А. А. Остапец отмечает, что «естественно сливаются в едином воздействии на личность воспитательные, образовательные и оздоровительные влияния, то есть осуществляется гармоничное развитие личности учащихся» [69].
В складывающейся региональной системе школьного образования Санкт-Петербурга значительное место занимает краеведческая работа как в традиционных формах, так и в виде новых предметов: «История Санкт-Петербурга», «История и культура Санкт-Петербурга», а также история отдельных районов города. Накопленный в городе положительный опыт преподавателей этих курсов показывает, что они могут оказывать значительное воздействие на духовный мир учащихся, способствуя воспитанию, развитию и социализации петербуржцев.
В 1995 г. Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в помощь руководителям учителям и методистам образовательных учреждений города были рекомендованы варианты концепции краеведческого образования, например концепция Л. К. Ермолаевой. Преимущество предлагаемой концепции состоит в следующем:
- «четко прослеживается системный подход к краеведческому образованию учащихся, данная система охватывает все
этапы школьного образования: от начальной до старшей ступеней обучения;
- учитывает возрастные особенности учащихся;
- имеются определенные наработки по учебно-методическому обеспечению данного курса;
- не требует коренной ломки учебного плана школы, ибо допускает широкую вариативность введения краеведческого материала (как отдельными курсами, так и фрагментарными сюжетами в отдельных предметах);
- экспериментальная апробация данной концепции в ряде школ города подтвердила адекватность предложенных материалов потребностям школы, возможностям учителей и учащихся и так далее» [70].
В программе воспитания (Петербургская концепция) [71] жителя Петербурга заложен взгляд на Петербург как на мир с особой культурой, художественным целым, социально-пространственной системой, обладающей могучим воспитательным потенциалом.
Автором исследования в соавторстве с С. А. Волковым и В. А. Рыковановым разработаны «Концепция школы-лаборатории» [72] и «Концепция правовой школы на базе краеведческого и экологического образования» [73]. Основой этих концепций является индивидуализированный деятельностный, аксеодентический и региональный принципы, связанные с социализацией школьников и их семей.
О связи уроков с внеклассной и внешкольной работой В. И. Аксельрод в своем исследовании определил, что «новые подходы к краеведческому образованию учащихся, одна из задач которого - соединить знания о городе и крае, получаемые учащимися на уроках и во внеклассных и внешкольных объединениях, с их практической деятельностью в области краеведения (игровой, экскурсоводческой, исследовательской, музейно-поисковой, по восстановлению памятников истории и культуры, туристической)» [74]. Совместная работа на протяжении 8 лет с этим исследователем по краеведческой тематике способствовала ее совершенствованию и развитию в рамках общеобразовательного учреждения.
В настоящее время многие проблемы по формированию социально активных и грамотных школьников краеведов решаются за счет возрождения краеведения и поэтому большое место в петербургских школах занимает курс «Социальная практика», который является частью системы правового образования регионального
компонента и способствует также соединению урочной и внеклассной краеведческой работы. Введение этого курса способствует «успешной социальной адаптации школьников для возрастной группы к сложным условиям окружающей жизни.» [75] городе-мегаполисе и родном крае. Это способствует формированию у школьников гражданского самосознания. Данный курс также предусматривает разные подходы в реализации петербургской концепции воспитания городом в теме «Санкт-Петербург. Город, улицы, дома, школа». Одной из главных задач этой темы можно считать «осознание ответственности за соблюдение правовых и нравственных норм каждого жителя города» [76] - петербуржца.
Так же как и в 20-е гг., расширение школьной краеведческой деятельности дает толчок к научным исследованиям, с одной стороны, обобщающих опыт педагогов-практиков, а с другой - подводящих эту деятельность под теоретическую основу.
Наряду с монографиями, учебными пособиями, методическими рекомендациями был написан рад диссертаций по этой тематике, с 20-х гг. до конца ХХ в., в которых нашел отражение опыт петербургских школ, школьных музеев по проблемам социализации личности школьников.
Опыт школьной краеведческой работы в этот период оказался особенно важным в силу акцентированного школьного краеведения на социализацию учащихся, однако в этом процессе были слишком выделены аспекты политехнического характера, поэтому, не умаляя роли экономики родного края в процессе становления личности школьников, мы считаем, что это стало элементом краеведческой тематики, в частности географо-экономическое краеведение, хорошо изложенное А. В. Даринским, литературное краеведение - М. Т. Ка-куриным, историческое краеведение - Ю. П. Кацюбой, Н. И. Элиас-берг, С. А. Ежовой, А. Е. Сейненским, В. Е. Тумановым и др.
В то же время следует отметить, что политехнический аспект образования способствовал эффективной профессиональной ориентации школьников как одной из форм социализации. Учитывая этот опыт, мы проводим в школе профессиографические исследования (эмпирические и теоретические), на основе которых были разработаны несколько моделей: краеведа, экскурсовода, эколога, туриста, правоведа. Это позволило заложить базу для профессиональной ориентации учащихся по краеведческим признакам как одной из форм их социализации.
Этот период развития краеведческих исследований был для нас одним из наиболее плодотворных в получении результатов по проблемам социализации школьников.
Примечания
1. Яцунский В. К. Из истории заводов и фабрик Урала: сб. статей. Вып. 1. Свердловск, 1960. С. 5-9.
2. Качурин М. Г., Негинский С. Воспитай в труде. (Опыт школ Ленинградской области). Л.: Лениздат, 1957. С. 3.
3. Качурин М. Г. Всестороннее развитие личности школьника - задача сегодняшнего дня. М.: Просвещение, 1964.
4. Даринский А. В. Вопросы методики учебной и воспитательной работы. Т. 24. [Сб. ст.]. Л., 1937. С. 3, 30.
5. Милоногов Н. П., Кононов Ю. Ф., Рагон А. М., Черноморский М. Н., За-вадье А. С. Историческое краеведение: (основные исторические изучения родного края). М., 1969.
6. Липник В. Н. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: дис. ... канд. пед. наук / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1968. С. 125.
7. Липник В. Н. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1968. С. 15.
8. Макаренко А. С. Собр. соч. Киев, 1954. Т. 5. С. 188.
9. Даринский А. В. Вопросы содержания школьного курса географии: сб. ст. Л., 1970. С. 330.
10. Строев К. Ф. Краеведение. М., 1967; изд. 2-е доп. М., 1974.
11. Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого. Калинин, 1972. С. 4.
12. Там же. С. 110.
13. Ищук Г. Н. Социальная роль литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1972. С. 3.
14. Там же. С. 5.
15. См. печать (73-4. 25368). С. 3.
16. Там же. С. 16.
17. Зарандия М. И. Влияние гетерогенных потребностей на эстетическое воспитание ребенка // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 158.
18. Даринский А. В. Взаимосвязь школьного и внешкольного образования взрослых. Л., 1974. С. 3.
19. Там же. С. 4.
20. Охрана памятников истории и культуры России XVIII - начала XX века / отв. ред. Л. Г. Бескровный. М., 1978.
21. Охрана памятников истории и культуры России XVIII - начала XX века / отв. ред. Л. Г. Бескровный и В. Н. Иванов. М., 1973.
22. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории: Краеведение: сб. статей. М.: Просвещение, 1975. С. 5.
23. Там же. С. 7.
24. Там же. С. 121.
25. Там же. С. 127.
26. Элиасберг Н. И. Межпредметные и внутрипредметные связи при изучении вопросов права в курсе обществоведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1983. С. 3.
27. Кацюба Д. В. Школьное историческое краеведение и система подготовки студентов к краеведческой работе в школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / АПН ССР, НИИ содержания и методов обучения. М., 1987. С. 3.
28. Элиасберг Н. И. Как преподавать историю СССР периода 60-х нач. 80-х гг.: (10-е классы): методические рекомендации / Комитет по народному образованию исполкома Ленсовета, Лен. гор. ин-т усов. учит., каф. истории. Л.: ЛГИУУ, 1989. С. 7.
29. Там же. С. 9.
30. Усыскин Г. С. Паспорт истории: питерскими адресами Ильича: науч. паспорт памят. ленинских мест Ленинграда и окрестностей: метод. рекомендации / Институт истории партии Ленингр. обкома КПСС и др.; сост. Г. С. Усыскин. Л.: Ленингр. изд-во - Дворец пионеров и школьников, 1989. С. 10.
31. Барков А. С. Вопросы методики и истории географии. М., 1961. С. 80.
32. Наследие и современность: инф. Сборник. Вып. 2. Школьное краеведение: программы, идеи, опыт / под ред. А. В. Каменца. М.: Институт Наследия, 1995. С. 134.
33. Рыкованов В. А. Экологическое воспитание общественных клубах краеведов: метод. Рекомендации. Л., 1990. С. 2
34. Рыкованов В. А. Экологическое воспитание краеведов-любителей: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: СПбГАК, 1994. С. 55.
35. Хартия по охране исторических городов.
36. Сейненский А. Е. Школьное историческое краеведение. Современная модель (конец ХХ века). М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1994. С. 3
37. Лихачев Д. С. Раздумья / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровский. М.: Дет. лит., 1991. С. 201.
38. Там же.
39. Там же.
40. Шмидт С. О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. С. 15.
41. Там же.
42. Ермолаева Л. К. Система краеведческого в школах. СПб., 1996. С. 4.
43. Туманов В. Е. Население в системе образования // Наследие и современность / под ред. А. В. Каменца. М., 1995. С. 3.
44. Ловецкий Г. И. Школьное краеведение и его роль в реформировании системы образования. Современные проблемы / сост. В. П. Голов. М., 1995. С. 12.
45. Финаров Д. П., Любимов В. Ф. Комплексное краеведение // Природное и культурное наследие СПб. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. СПб.: Образование, 1995. С. 25.
46. Анциферов Н. П. Как изучать свой город. М.; Л., Госиздат, 1929. С. 9.
47. Там же. С. 10.
48. Гревс И. М. История и краеведение. Журнал «Краеведение». М., 1926. Цит. по изд. Краеведческий альманах « Отечество». М.: Профиздат, 1991. С. 6.
49. Доклады по народному образованию. СПб.: Земская управа, 1913. С. 15.
50. Там же. С. 16.
51. Там же. С. 17.
52 Сапунов Б. В. Психологические последствия реформы 1861 г. и их отражение в иконописных сюжетах // Музеи России. Вып 5. 1997. С. 11.
53. Там же. С. 11.
54. Воронцова В. Г. Предложение СПбГУПМ по проекту «Концепция очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации // Реформирование системы образования. СПб., 1997. С. 57.
55. Воронцова В. Г. Развитие социально-педагогических ориентаций учителей в процессе повышения квалификации: автореф. дис.... канд. пед. наук (13. 00. 01) / АПН СССР НИИ непрерывного образования взрослых. Л., 1990. С. 1.
56. Там же. С. 9.
57. Качурин М. Г. Петербург в русской литературе: хрестоматия. 9-11-е классы. М.: Фирма «Интерпакс», 1994. С. 15.
58. Усыскин Г. С. Принцип обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: пед. материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. СПб., 20-24 марта 1995 г. / сост. и науч. ред. Г. С. Усыскин. СПб.: СПбДТЮ, 1995. С. 1.
59. Там же. С. 5.
60. Там же. С. 4.
61. Там же. С. 5.
62. Финаров Д. П., Любимов В. Ф. Комплексное краеведение // Природное и культурное наследие СПб. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет. СПб.: Образование, 1995. С. 25.
63. Строев К. Ф. Краеведение. 2-е изд. М., 1974. С. 8.
64. Краеведение: пособие для учителей / А. В. Даринский, Л. Н. Кривоно-сова, В. А. Круглова, В. К. Лукренкова; под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987. 158 с.
65. Там же. С. 6.
66. Принцип обновления программного обеспечения в учреждениях доп. обр. : тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 20-24 марта 1995 г. СПб., 1995. С. 105.
67. Сейненский А. Е. Родной край: Страницы истории: в помощь педагогу-краеведу. М.: Интерпракс, 1994.
68. Остапец А. А. Концептуальные положения программы «Школа - окружающий мир» / Семен. орган. тур.-краевед. деятельности с восп. д/с учащимися нач. кл. и мл. подрост. 3-5 кл. : сб. выступ. 12-16 фев. 1996 г. М.: Центр дет.-юн. тур., 1996. С. 104.
69. Там же. С. 13-14, 103.
70. О концепции краеведческого образования в Петерб. школах. Мэрия СПб, Комитет по образ. пик. № 1137-уд. От 15.09.95.
71. Колесникова И. А., Нагавкина Л. А., Барышников Е. Н. СПб концепция. Программа и словарь пед. понятий по проблеме воспитания / Комитет Мэрии СПб., 1994.
72. Волков С. А., Ищук Г. Н. Концепция школы лаборатории // Вестник БА. 1996. Вып. 8. С. 58-63.
73. Рыкованов В. А. Ищук Г. Н. Концепция правового образования с учетом экологического и краеведческого факторов // Там же. Вып. 15. 1998. С. 59-61.
74. Аксельрод В. И. Моделирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования (на примере СПб): дис. ... канд. пед. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1998. С. 184.
75. Барышников Е. Н. Умрихина Т. И. Эйюби С. К. Элиасберг Н. И. Методические рекомендации к курсу «Социальная практика» для 5-7 (8) классов общеобразовательных школ / под ред. Н. И. Элиасберг. СПб.: СПбГУПМ, 1996. С. 3.
76. В помощь преподавателю курса «Социальная практика». Планирование, опыт преподавания / сост. и ред. Н. И. Элиасберг. СПб., 1996. С. 22.
В. И. Аксельрод,
г. Санкт-Петербург
ТРУД НАД ПОЗНАНИЕМ ГОРОДА
(Юношеский Университет Петербурга - путь длиною в 20 лет)
(1992-2012 гг.)
В статье рассматривается вопрос об истории создания Юношеского Университета Петербурга, о результатах его деятельности. Показаны также особенности образовательной программы Университета, какие возможности ее реализация дает участникам. Автор рассматривает различные виды деятельности Университета.
In article the question on history of creation of Youthful University of Petersburg, on results of its activity is considered. Features of educational program of the university are shown also, its realization gives what possibilities to participants. The author considers various activities of University.