Е. А. Патрушева
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ВИДЫ, ФОРМЫ
При исследовании истории становления и развития отечественного краеведения основное внимание обращается на выявление:
- подходов к содержанию понятия «краеведение» в разные исторические периоды;
- раскрытия видов и форм краеведческой деятельности.
Краеведение ведет свою историю с давних времен. В ряде источников отображена история краеведения, которая своими корнями уходит в глубь веков, когда знатоками родных мест были безвестные народные «краезнанцы» [1, с. 6]. Знания о прошлом селений, городов, областей нашей Родины оставались в народной памяти и устно передавались из поколения в поколение. Это были знания по истории, географии, ведению хозяйства и др. «Краезнанцы» - живые хранители местной истории, осуществляя преемственность в материальной и духовной культуре народов, влияли на воспитание подрастающего поколения в духе любви к родному краю. Первые сведения краеведческого характера получили отражение в летописях и различных государственных документах ХV-ХVI вв. [Там же, с. 6].
Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием «краезнатцев», проживающих в данной местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и
школьное, общественное и др.). Д. Д Семёнов обосновал важность введения в гимназиях учебного курса «Отчизнове-дение», позднее названного «Родинове-дение», включавшего сведения не только
будущего родного края; культурнопросветительская, популяризаторская деятельность по распространению полученных краеведческих сведений среди местного населения. Важной сферой деятельности краеведов-любителей стала работа по сохранению, восстановлению и охране природных и историкокультурных памятников.
Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и приумножались культурно-исторические традиции народа. Деятельность краеведов способствовала нравственно-патриотическому воспитанию населения.
Одновременно с любительским возникает и развивается научное краеведение. Во второй половине XVIII в. направление по научному краеведению сложилось при Академии наук. В это же время начали создаваться научные краеведческие общества, в которые входили и педагоги.
Со второй половины XIX в. земствами предпринималось немало усилий для сближения школьного обучения с историей и жизнью родного края. В конце XIX и в начале XX вв. российские педагоги Н. X. Воссела, Д. Д. Семёнов и
В. А. Звягинцев активно выступали в педагогической литературе с пропагандой идей преодоления отрыва школы от жизни с помощью краеведческого принципа «локализации» и педагогического средства - краеведения. К этому периоду относится начало специализации краеведческой деятельности, выделение ее отдельных сфер и направлений (научное,
по географии, но и по естественной истории и языку края. Данная методика предполагала приемы обучения «от частного (того, что окружало учащихся) к общему», так называемый синтетиче-
ский метод, позволяющий более успешно осваивать аналитический метод, когда обозначение целого предваряет познание частного.
В своих исследованиях академик С. О. Шмидт не раз утверждал, что понятие «краеведение» появилось в «Академическом словаре русского языка» (1916) как «изучение данного края, страны», хотя в действительности восходит к одному из давних значений слова «край»: «область, страна, местность», которое было принято в классической художественной литературе [12, с. 12]. По мнению С. О. Шмидта, «краеведение
- это наука или научнопопуляризаторская деятельность определенной тематики...» [Там же, с. 13].
К 1917 г. краеведение занимало большое место в социокультурной жизни больших и малых городов, а также содействовало их культурным традициям и связям с сельской округой.
В первые годы советской власти государственные органы управления образованием продолжали проводить линию, направленную на развитие краеведения и краеведческой деятельности, правда, при коренном изменении его содержания с позиций марксистско-ленинской идеологии и классового подхода.
В 1921 г. Н. К. Крупская обосновала положение о том, что исходным пунктом обучения «должно быть изучение родною края» [6, с. 81]. В 1924 г. она уже констатировала, что краеведение заняло видное место в работе учителя.
Однако в то время краеведение в школах Челябинской области еще не было массовым: организацией его занимались лишь учителя-энтузиасты. Этот этап в развитии краеведения в нашей области продолжался вплоть до Великой Отечественной войны.
В конце 1921 г. в Москве состоялась 1-я Российская конференция по изучению местного края, инициатором которой выступил Академический центр
при Наркомпросе РСФСР. Был образован общеметодический и организационный центр краеведческой работы - Центральное бюро краеведения (ЦБК) при Академии наук во главе с академиком
С. О. Ольденбургом - крупнейшим специалистом по теории и истории культуры. Широко развернулась краеведческая работа со школьниками. При ЦБК была организована школьно-краеведческая секция, которая разрабатывала методику работы, изучала и пропагандировала опыт школ. Материалы краеведческих конференций, изданные ЦБК, и методические пособия по краеведению представляют большой интерес, как историко-культурный, ориентирующий подростков на ценности региональной культуры и истории, так и интерес к процессу социальной адаптации населения и школы в кризисных ситуациях того времени через краеведческую, собирательную, охранную, экскурсионную, туристическую и просветительскую деятельность. Изучение этих материалов позволяет увидеть специфику научного и практического краеведения того периода: исследовались и популяризировались такие темы, как изучение истории заводов и фабрик, деревень, сел. В то же время в краеведческих исследованиях использовались церковно-приходские летописи, автобиографии, мемуары, фото- и кинодокументы и т. д. Тем самым в какой-то степени соблюдалась преемственность с дореволюционным краеведением.
На 1-й Всесоюзной конференции историков-марксистов в конце 1928 -начале 1929 гг. было заявлено, что краеведы «к изучаемым вопросам подходят по-буржуазному» [13, с. 64]. В 1929-30-е гг. краеведческое движение было «разгромлено», многие краеведы арестованы, другие отстранены от любимой работы. Дело в том, что краеведческие общества были выражением демократической самодеятельности, восходящей еще к дореволюционным традициям просвещения, что не соответст-
вовало «новым веяниям». Они, как известно, были порождены обстоятельствами, характерными для периода бюрократизации общества и культа Сталина.
Возрождение интереса к своей «малой» Родине началось в 40-е гг. - годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, что связано с ростом самосознания советских людей, прошедших суровое воспитание войной, с их патриотическими чувствами. Активно ведется сбор материалов по истории этого периода (фронта и тыла) в разных формах: экспедиции, музеи, запись воспоминаний и др.
17 января 1939 г. в Челябинске была организована детская экскурсионно-туристская станция (ДЭТС) под началом П. П. Тарасова. При ДЭТС были созданы две туристские базы, одна в городе, другая в поселке Каштак. Походы проводились по четырем маршрутам. В 1939-1940 учебном году станцией было проведено 110 различных мероприятий, в них участвовали более 2000 человек. В период Отечественной войны работа ДЭТС прекратилась.
После окончания Великой Отечественной войны и особенно в начале 50-х гг. в развитии краеведения и туризма в школах Челябинской области наступил новый этап. Хотя краеведение и получило к этому времени определенное развитие, однако единый организационный центр отсутствовал.
С начала 50-х гг. в педагогических вузах в содержание подготовки будущих учителей был включен краеведческий компонент. Доцент Челябинского педагогического института В. С. Старцев писал, что в начале 50-х гг. в ряде школ Челябинска (№№ 1, 17, 18 и железнодорожных школах №№ 1 и 2) краеведческая работа была хорошо поставлена. Большая заслуга в этом принадлежала учителям географии и биологии [2, с. 6].
В 50-е гг. начался третий этап в развитии краеведения в челябинской области. В этот период оно приобретает
определенные организационные формы. Создается областная детская экскурсионно-туристская станция (ОДЭТС). Впервые проводятся всесоюзные экспедиции пионеров и школьников.
В 1950 г. начинается краеведческая и туристская работа в Миасской средней школе. Туристы-краеведы школы принимают участие в районных, областных, республиканских и всесоюзных слетах. Они участники всех четырех всесоюзных экспедиций, всесоюзных походов «Из искры возгорелось пламя», «Дорогами ленинской мечты». Туристская и краеведческая работа находит свое отражение в положении о соревнованиях пионерских отрядов и в оформлении школы. Этому посвящены стенды: «Участие в экспедиции пионеров и школьников», «Родная русская природа», «Село Миасское к 50-летию Советской власти» [Там же, с. 6-7].
Однако о возрождении школьной краеведческой деятельности мы можем говорить лишь применительно к периоду «оттепели», когда начавшиеся позитивные перемены и некоторая демократизация жизни страны, связанная с именем
Н. С. Хрущева, отразились и на жизни школы. В 60-е гг. в Челябинской области активно развивались массовый туризм и краеведение. Возникали школьные музеи, организовывались геологические походы.
С 1966-1967 учебного года краеведение включают в школьные программы по истории в 4-м и в 7-10 классах. Выходят краеведческие пособия. В 1967 г. было издано, а в 1974 г. дополнено «Краеведение», где особое место отводилось историческому краеведению [10, с. 23].
В 80-е гг. усиливается практическая направленность школьного краеведения (проведение мероприятий, паспортизации, инвентаризации, реставрации памятников истории и культуры и уход за ними). Наряду с этим получила развитие педагогическая научно-иссле-
довательская работа, тематически связанная как с внеклассной, внешкольной деятельностью, так и с учебной практикой (музеи, паспортизация, слеты, полевые экспедиции, походы, занятия и т. д.). Происходит совершенствование учебных планов и программ, в которых усилено внимание к краеведческому компоненту.
В Челябинской области был сделан упор на решение таких важных проблем, как накопление и широкое использование конкретного краеведческого материала в школах по всем учебным предметам, выявление памятников природы и материальной культуры, теснейшее увязывание краеведческой работы с актуальными практическими задачами с целью дальнейшего успешного развития школьного краеведения.
В 90-е гг. в школьном образовании происходят качественные изменения, вызванные процессами реформирования российского общества. В результате обновления школьного образования создались благоприятные условия для более широкого включения школьного краеведения в учебный процесс. Обновляется и содержание краеведения. В него в качестве предмета поиска, ученических исследований включаются ранее запрещенные темы (религия и духовность общества, культовое зодчество, народные святыни, генеалогия и др.). В этот период Союз краеведов определяет, что «краеведение - это созидательная деятельность по сохранению природы, истории и культуры, улучшению социально-культурных и экологических условий жизни в своем крае» [11, с. 134].
Другое определение краеведения дает Г. И. Ловецкий. По его мнению, «краеведение - это и познание природы, истории хозяйства, быта, взглядов и верований местного населения; это метод познания, основанный на дидактическом принципе ”от частного к целому”, это первое мироосмысление, мощный и надежный культурно-исторический пласт
основных типологических характеристик личности» [7, с. 12].
В исследованиях часто используют определение краеведения, содержащееся в «Педагогической энциклопедии», в которой краеведение рассматривается, как «.изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение
- одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества» [8, с. 518]. Краеведческая деятельность - это проявление деятельной любви к родному краю, к Родине. Важная составляющая часть историко-краеведческой деятельности - овладение краеведческими знаниями по истории.
Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в крае - жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район). Изучаются различные сферы общественной жизни, подростки знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социальноэкономические, общественно-
политические, культурные связи и отношения.
Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах школьники знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики узнают, как в ходе непростых, порой трагических исторических событий, у людей формировалось сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.
В настоящее время краеведческую деятельность можно рассматривать
как форму общественного движения. Различные виды краеведческой деятельности (познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная) обладают огромным воспитательным зарядом, что создает благоприятные условия для развития личности, способствует духовноценностной и практической ориентации учащихся в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Подростки, участвуя в активной познавательной деятельности, обретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности - от простого усвоения исторических знаний на учебных уроках или внеклассных занятиях с помощью различных методов обучения до поиска новых знаний (поисково-
исследовательская деятельность в школьном клубе, в походах по родному краю, экспедициях и пр.). Исходной ступенью в формировании научных понятий, развитии абстрактного мышления учащихся является восприятие новых знаний. Краеведение позволяет получать новые знания в естественной обстановке и является достоверным способом проверки теоретических знаний на практике. В зависимости от возраста детей, использование краеведческого материала в процессе восприятия и понимания новых знаний способствует формированию побуждающих мотивов обучения [5, с. 43].
Использование местного материала в процессе поиска новых знаний создает условия для вовлечения подростков совместно с учителями в активную познавательную, творческую работу, направленную на поиск решения поставленной задачи. Их совместная деятельность формирует глубокий интерес учащихся к тем фактам, явлениям, в открытии которых они принимают участие, создает атмосферу творчества, активной познавательной деятельности.
Краеведческий материал способствует прочному закреплению полученных знаний, повышает качество усвоения подростками нового материала, облегчает последующую практическую работу над ним.
Таким образом, в процессе правильно организованного восприятия новых знаний краеведческий материал способствует успешному решению многих педагогических задач: он активизирует деятельность подростков, помогает развитию их наблюдательности, воображения, мышления, обогащает такими конкретными представлениями, без которых абстрактные понятия и законы науки не могут быть осознаны.
Основными задачами краеведения как одного из средств связи обучения с жизнью являются:
- глубокое изучение учителями, подростками общественной жизни, природы, экономики, культуры и быта местного края;
- научный отбор материала;
- определение объема и содержания краеведческого материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
- планирование использования краеведческого материала в системе преподаваемого предмета с указанием конкретного материала, времени и цели его использования;
- практическое использование краеведческого материала на факультативах, уроках различных типов;
- анализ того, какое влияние краеведческий материал оказывает на расширение кругозора, на развитие познавательной, творческой активности подростков, а также воспитание морали;
- обобщение опыта этой работы на научно-педагогической основе.
Преобразовательная деятельность заключается в создании духовнопрактических ценностей (организация выставок, историко-краеведческих уголков и школьных музеев, установление
мемориальных досок, открытие по инициативе школьников памятников героям) или достижении других практических результатов (шефство над семьями погибших в годы Великой Отечественной войны, охрана и уход за памятниками истории, местами погребения героев) [5, с. 43].
Ценностно-ориентационная (или оценивающая) деятельность носит духовный характер. Посредством этого вида деятельности ребенок осознает значимость для себя и для общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей. Ценностно-
ориентационная деятельность выступает и в форме производства, выработки нравственных ценностей, и в форме их потребления и усвоения массой людей, принадлежащих к самым различным социально-демографическим группам. Примером тому является процесс передачи традиций, когда старшие поколения вырабатывают нравственные ценности, младшие - потребляют. Особое значение ценностно-ориентационная деятельность приобретает на уровне поиска новых знаний об истории края. Любой найденный факт местной истории, новые сведения о тех или иных событиях, людях могут быть приняты или отвергнуты только в результате тщательного объективного анализа, оценки значимости данного факта с тех или иных позиций [Там же, с. 43-44].
Коммуникативная деятельность не только развивает у школьников навыки общения, потребность в нем, но и формирует готовность участвовать на самостоятельном этапе жизни в необходимых обществу формах межличностного общения.
К организационным формам краеведческой деятельности подростков в школе относятся следующие:
1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов
краеведения и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на изучение истории края до 15 % учебного времени) [9, с. 25].
2. Специальные учебные курсы в обычных школах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе. Значительное место занимают локальные материалы, изучаемые в начальной школе в целях исторической пропедевтики [9, с. 25].
Краеведческий курс формирует и систематизирует знания о ценности микромира, исторического наследия, о проблемах жизни края, о взаимосвязи человека и окружающей среды, способствует развитию умений самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. Возможны разные варианты введения краеведческого курса в учебный план школы:
1-й вариант - обязательный краеведческий курс от начальной школы до 9-го класса. При этом краеведческий компонент в других учебных курсах и во внеклассной работе играет здесь вспомогательную роль. В этом случае краеведческий курс в 10-11 классах имеет дополнительный характер, а краеведческий компонент в других учебных дисциплинах и во внеклассной работе приобретает ведущую функцию;
2-й вариант - обязательный краеведческий курс в 1-5 классах. В 6-7 классах краеведческий курс по выбору, а в других учебных дисциплинах и во внеклассной работе краеведческие компоненты играют ведущую роль при формировании знаний и умений. В 8-9 классах - вновь обязательный учебный курс [3, с. 43].
3 . Факультативные курсы (по преимуществу в полной средней школе, а также в 8-м и 9-м классах). Имеются в
виду специальные краеведческие факультативы: «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX - начале XXI вв.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее», а также общеисторические, программа которых предусматривает включение локальных материалов, например: «Страницы боевого прошлого народов нашей Родины», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война», «Из истории религий», «История русской культуры IX - начала XXI вв.». Проводятся они обычно за счет часов школьного компонента [9, с. 25]. Исследовательская направленность в работе факультатива по истории края является необходимым условием его успешной деятельности. Поэтому в работе факультатива особое внимание уделяется организации самостоятельной работы его слушателей. Проведение факультативных занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания [4, с. 142-143]. Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся самостоятельно производят сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.
Факультативные занятия удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве,
музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В краеведческом музее слушатели факультатива приобретают умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края. Здесь необходимо отметить значение реферата: он является основой индивидуального самостоятельного исследования [4, с. 142-143]. К его написанию предъявляются определенные педагогические требования: добровольность выбора темы, глубокий интерес к ней, максимальная самостоятельность учащегося в работе над рефератом. Кроме того, в реферате должен быть самостоятельный критический анализ собранной литературы и других источников, а также высказана своя точка зрения по тому или иному вопросу; наличие библиографии и ссылок на использованные источники; его изложение должно быть достаточно обоснованным, логичным и литературно грамотным.
Работа краеведов над рефератом сводится к следующему: определение темы, составление библиографии, разработка его плана, сбор и обработка материала, его систематизация, написание и защита реферата. Подготовка реферата учит подростков критически подходить к источникам, всесторонне обосновывать свои мысли, искать в историческом событии существенное, анализировать факты, давать им оценку, делать выводы, т. е. прививает интерес к научному исследованию.
4. Довольно широко распространена внеклассная работа по историческому краеведению. Мероприятия здесь можно условно разделить на три группы: те, на которых участники выступают в
роли потребителей информации; мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (праздники-инсценировки, игры); мероприя-
тия, которые позволяют применить знания и умения, полученные в учебном курсе (рефераты, олимпиады).
1. Ашурков, В. Н. Историческое краеведение: учеб. пособие для студентов ист. ф-та пед. ин-та / В. И. Ашурков. - М.: Просвещение, 1980.
2. Егоров, В. К. Краткий очерк развития школьного краеведения в Челябинской области // Материалы конференции по школьному краеведению. Разд. 2. - Челябинск, 1972.
3. Ермолаева, Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 3.
4. Историческое краеведение / под ред. Г. Н. Матюшина. - М., 1975.
5. Краеведение: пособие для учителей / под ред. А. В. Даринского. - М., 1987.
6. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения. В 6 т. / Н. К. Крупская. - М., 1978. -Т. 2
7. Ловецкий, Г. И. Школьное краеведение и его роль в реформировании системы образования / Г. И. Ловецкий // Современные проблемы. - М., 1995.
8. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Каирова и Ф. Н. Петрова. - М., 1965.
- Т. 2.
9. Сейненский, А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании / А. Е. Сей-ненский // История и обществознание в школе. - 2004. - № 10.
10. Строев, К. Ф. Краеведение / К. Ф. Строев. - Изд. 2-е, доп. - М., 1974.
11. Школьное краеведение: программа, идеи, опыт // Наследие и современность: ин-форм. сб. - Вып. 2. - М.: Ин-т Наследия, 1995.
12. Шмидт, С. О. Краеведение и документальные памятники / С. О. Шмидт. - Тверь, 1992.