Контроль является важной составляющей учебного процесса, так как именно формат контроля обуславливает содержание и технологии обучения. Исходя из цели обучения иностранным языкам, объектом контроля должна являться коммуникативная компетенция обучаемых при ведущей роли речевых умений в области говорения, аудирования, чтения и письма на основе аутентичных материалов, обеспечивающих также контроль знаний, умений и навыков социокультурного фона, типичного для лингвокультурного сообщества изучаемого языка и являющегося неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции.
М.А. Измоденова
заместитель директора по учебной работе, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №72, г. Челябинск
Возможности регионального компонента в образовании и воспитании обучающихся как условие их успешной социализации
«.. .Интерес к тому, что ближе всего -основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого «остального», к развитию общих представлений о научных знаниях, их источниках, о возможностях научного познания, его проверки и использования в практической деятельности». Председатель Союза краеведов России Сигурд Оттович Шмидт
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к самостоятельному вхождению в социум, квалифицированному труду, дает ученику систематизированные знания. Именно в школе должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Существуют различные формы организации краеведческого изучения: предметные занятия (история, география, биология, литература и т. д.), внеклассная работа (экскурсии, создание школьных музеев, походы и т. д.), дополнительное образование. Краеведческие знания могут использоваться на любом учебном предмете, не замыкаясь на уроках географии и истории, как принято считать. И учитель математики, музыки, изобразительного искусства и т. д. должен иметь достаточно местного материала для использования в учебной деятельности.
В начальных классах происходит первоначальное знакомство учащихся с природой и жизнью людей родного края в форме выполнения отдельных заданий, связанных с наблюдениями на близкой от школы территории. Учащиеся приобретают умения видеть окружающую жизнь, накапливают представления для понимания в усвоении учебных пропедевтических курсов истории, географии. Чем больше дети увидят своими глазами, тем богаче будут их представления, глубже чувства. Работа же по социальному развитию через краеведение начинается в начальной
121
школе через приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека. Поэтому в начальных классах должны быть запланированы экскурсии на природу, музеи и т. д., где первоначально формируются социальные компетенции - умение увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле, четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
Краеведческая работа с обучающимися начальной школы велика и многогранна. Дети учатся вести календари природы, в которых отмечают температуру, осадки, изменения в растительном и животном мире. Краеведческие материалы могут использоваться учителем и на уроках русского языка при написании диктантов, на уроках чтения - обращение к творчеству писателей и поэтов своего края. А во внеурочной деятельности, например, объектом изучения может стать любой предмет: старая семейная книга, фотография или открытка прошлых лет, неиспользуемая монета, марка и т. д. Легко можно пробудить у детей интерес к прошлому своей семьи. А это первый шаг к познанию истории страны.
Знакомые с окружающей природой, некоторыми местными культурными и историческими объектами школьники приходят в основную школу. Вопросы их социализации реализуются через краеведение учителями-предметниками. На уроках природоведения они продолжают знакомиться с трудом людей (вопросы профориентации), природными явлениями, наблюдают сезонные изменения, происходящие с животными и растениями (вопросы экологии).
Реализуя цель деятельности нашей школы - обеспечение адекватных условий для разностороннего развития личности учащихся - педагогическому коллективу школы приходится расширять бытовой и социальный опыт детей, создавать основу для безболезненной интеграции в современное общество и средствами краеведческих материалов. При этом нужно не забывать, что обучающиеся школ VIII вида с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому необходимо научить детей связывать теоретические знания с окружающей действительностью. Педагоги по возможности приближают учебный процесс к реальным жизненным условиям, моделируют жизненные и производственные ситуации.
В процессе преподавания истории использование материалов краеведения позволяет строить обучение на богатом конкретном материале, что вносит в этот процесс элемент научности. Задачи социализации обучающихся учитель-предметник решает же через посещение музеев, памятников истории и культуры, внешнее сотрудничество с музеями других школ.
Большие возможности имеются у учителя биологии. При изучении вопросов систематики, физиологии растений и животных, учащиеся знакомятся с представителями местной флоры и фауны. Собранные материалы наблюдений, гербарии, коллекции и т. п. являются наглядными пособиями на уроках. На этих же уроках рассматриваются и вопросы экологии, бережного отношения к природе, биологическим ресурсам родного края. Обучающиеся знакомятся с предприятиями, вместе с учителем изучают материалы местных справочных материалов, журналов и газет, ко-
122
торые решают эти задачи, тем самым обеспечивают предпосылки к успешной интеграции школьников в современное общество.
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы не только расширяет кругозор обучающихся, но и побуждает их к вдумчивому анализу жизни родного края. Важное место занимает и литературное краеведение, которое способствует более глубокому пониманию учащимися многонационального характера литературы страны, малой Родины. Краеведческие материалы используются при изучении биографий местных писателей, истории создания ими отдельных произведений, при написании литературных творческих работ. Вопросы же социализации реализуются через сотрудничество с музеями и библиотеками города, области, региона (например, дом-музей П.П. Бажова в г. Сысерть Свердловской области).
Особенно эффективная работа может вестись учителями географии. Работа по изучению строения Земли, изучению озер, рек, полезных ископаемых должна в полной мере включать местные материалы. На этих же уроках формируется интерес к геологии, топографии, экологии и т. п. Знания, полученные на уроках географии, помогут школьникам научиться осознанно воспринимать вопросы развития местной экономики, использования природных ресурсов. В результате правильно организованной работы в кабинете (музее) накапливается материал в виде таблиц, диаграмм, фото-документов и т. п. Данное направление формирует социальные компетенции обучающихся через воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, памятники природы, и желающего принимать участие в его развитии.
На уроках музыки есть возможность изучения местного фольклорного материала, песен о родном крае, проведения праздников; на уроках ИЗО изучение памятников культуры, архитектуры, изображение исторических и культурных объектов, природы родного края, оформление художественных выставок. Вопросы социализации уроков эстетической направленности реализуются в участии обучающихся в творческих конкурсах различных уровней и направленности «Искорки надежды», «Смотри на меня как на равного», «Праздник плодов и цветов», «Общественно-политический вернисаж» и др.
Краеведение находит свое место и на уроках математики. Измерение длины и ширины рек и озер, определение расстояния до удаленного места, предмета, определение высоты гор, использование различных исторических дат - все может стать предметом расчета и дополнительными сведениями по краеведению. Чтобы включить наших выпускников в процесс активной практической деятельности, учитель использует на своих уроках те материалы, которые помогли бы выпускнику в дальнейшем применять их в повседневной жизни. В содержание арифметических задач на материалах НРК входят задачи, составленные с использованием литературы по краеведению, справочных материалов, на основе действительных событий, фактов, а также сведений, полученных из Интернета. Данные материалы помогают более полно представить богатый природный и экономический потенциал родного края, осознать вклад населения в формирование на Урале мощного центра индустрии, оце-
123
нить роль региона как опорного края державы и т. п., т. е. получать некий социальный опыт в знаниях о своем регионе, крае.
О высоком уровне сформированности социальных компетенций учащихся, говорит их участие в городских конкурсах. Основной задачей этих мероприятий является формирование качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, необходимых для её дальнейшей деятельности в новых социально-экономических условиях. Говоря о таких конкурсах и не забывая о реализации национально-регионального компонента, хотелось бы отметить, что в текущем учебном году творческой группой нашей школы был инициирован и проведен I городской конкурс «Юные краеведы». Конкурс развивает у обучающихся познавательный интерес в области краеведения, повышает интерес детей и подростков к истории родного края.
В стране накоплен большой опыт учителей из различных областей и краев. Опыт, который подтверждает, что краеведение - средство связи школы с жизнью. Оно способствует развитию у учащихся познавательных интересов, помогает учителю активизировать учебный процесс, используя возможные межпредметные связи и проблемные ситуации в учебных темах. Решая основные образовательные и воспитательные задачи средствами материалов краеведения, мы формируем у обучающихся знания исторического, географического, экономического характера, воспитываем их «краезнатцами» - знатоками родных мест, для того чтобы в дальнейшем они смогли включиться в полноценную социальную жизнь на доступном для них уровне.
Г.М. Ильина
кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
К вопросу о содержании комплексной коррекционно-развивающей работы по социально-личностному развитию ребенка с задержкой психического развития
Социализация как феномен рассматривается в контексте проблемы соотношения биологического и социального в генезисе становления личности, разработанной в общей, педагогической, возрастной, социальной, медицинской психологии отечественными учеными Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элькониным и др.
Основные отечественные исследования, направленные на совершенствование форм и методов коррекционной работы c детьми, отстающими в развитии, имеют тенденцию к пониманию сущности проблем психического дизонтогенеза, заключающемуся в «расширении диапазона представлений о генезисе различных его вариантов за счет изучения личностных факторов социализации» (И.А. Коробейников)
В частности, это содержательный психологический анализ интеллектуальных достижений, предпосылок с учетом органических факторов и социальной ситуации развития детей с ЗПР (Г.Б. Шаумаров, Н.Г. Лускано-
124