Научная статья на тему 'Моделирование виртуальной практико-ориентированной среды обучения на базе облачных технологий'

Моделирование виртуальной практико-ориентированной среды обучения на базе облачных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY / BLENDED LEARNING / VIRTUAL PRACTICE-ORIENTED LEARNING ENVIRONMENT / CLOUD TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшина Н.Г.

Виртуальная практико-ориентированная среда обучения создается с целью формирования у учащихся навыков практической работы, востребованных во всех сферах социальной и профессиональной практики, и позволяет реализовать инновационные образовательные технологии, максимально приближая учебную деятельность к практике. Облачные сервисы дают возможность адаптироваться к меняющимся условиям современного общества, отражают тенденции ускорения социальных процессов, интеграции в единое информационное пространство, открывают доступ к новейшим IT-решениям в области автоматизации профессиональной деятельности.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

irtual practice-oriented learning environment is created for the purpose of formation of students' practical work skills that are in demand in all areas of social and professional practice, and allows you to implement innovative educational technologies to closely learning activities to practice. Cloud services make it possible to adapt to the changing conditions of modern society, reflect the trend of acceleration of social processes, integration into a single information space, open access to the latest IT-solutions in the automation profession.

Текст научной работы на тему «Моделирование виртуальной практико-ориентированной среды обучения на базе облачных технологий»

На базе Бондарской средней общеобразовательной школы был создан краеведческий клуб, целью которого стало изучение уникальной культуры однодворцев старинных сел Бондарского района Тамбовской области, обладающей специфическими характеристиками в рамках культуры Тамбовского региона. В сотрудничестве с краеведческим музеем проводилась исследовательская деятельность -реконструкция одежды, сбор экспонатов для музея, изучение артефактов (орудий труда, предметов быта, ремесленных изделий), знакомство с элементами архитектуры и др. Благодаря интегрированно-сти занятий участники клуба познакомились с жанрами традиционной культуры местного сообщества (однодворческой среды).

Участниками клуба ведется деятельность по реконструкции мужского костюма, продолжается сбор и воссоздание устного фольклора, подростки активно вовлекаются в разработку исследовательских проектов.

В форме экспедиционной исследовательской деятельности построена работа краеведческого клуба при Аграрно-промышленном колледже г. Кирсанова Тамбовской области. За время существования клуба было организованно и осуществлено более десяти экспедиций по историческим и памятным местам Кирсановского района. Среди маршрутов можно назвать следующие: «Паревка: двенадцать святых родников», «Оржевская святыня» (Родник Великомученицы Варвары), «Клетинщинский животворящий источник» (село Кобяки) и др. Собранный в рамках экспедиционной работы клуба материал оформлен в виде фоторепортажей, видеофильмов, презентаций, исследовательских работ и востребован педагогами общеобразовательных и воскресных школ, работниками школьных музеев.

Еще одним примером этнокультурного воспитания средствами краеведческого клуба может служить деятельность подросткового краеведческого клуба «Мордовский пятачок» при МБУК Центр культуры и досуга Мордовского района Тамбовской области. Целью клуба является этнокультурное воспитание через сохранение и распространение культуры и исторических традиций малой родины. Работа клуба построена на организации театрализованных праздничных и обрядовых представлений, занятиях в творческой мастерской, включает знакомство с творчеством умельцев-односельчан, изучение истории родного края, организацию экскурсий в краеведческом музее. Деятельность клуба сочетает несколько форм работы и помимо исследовательской и познавательной деятельности подростки привлекаются к активной художественно-творческой работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание подростков посредством краеведческих клубов достаточно эффективно и способствует формированию национального самосознания, положительного восприятия и интереса к национальной культуре, традициям, чувства гордости за свою нацию. Наиболее эффективными формами работы клубов, учитывающими возрастные и психологические особенности подростков, будут исследовательская поисковая деятельность, направленная на сбор и обработку информации, экспедиционная и туристическая деятельность, подразумевающая сбор и регистрацию объектов культурного и исторического наследия, проектная деятельность преследующая цель сохранения и воспроизведения образцов региональной культуры.

Литература

1. Долгов, С.А. Роль краеведческих клубов в социализации современных подростков и молодежи / САДолгов, ААПугачев / / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 11. - С.249-253.

2. Новочук, ПА. Формирование этнической самоидентичности молодежи в условиях социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.05 / П.А.Новочук. - Тамбов, 2009

3. Солодухина, Т.К. Методологические основы этнокультурного воспитания младших школьников в учреждениях культуры / Т.К.Солодухина / / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 6 (50). - С.211-216.

УДК 004.9:378

Н.Г.Яшина

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Виртуальная практико-ориентированная среда обучения создается с целью формирования у учащихся навыков практической работы, востребованных во всех сферах социальной и профессиональной практики, и позволяет реализовать инновационные образовательные технологии, максимально приближая учебную деятельность к практике. Облачные сервисы дают возможность адаптироваться к меняющимся условиям современного общества, отражают тенденции ускорения социальных процессов, интеграции в единое информационное пространство, открывают доступ к новейшим ГГ-решениям в области автоматизации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, смешанное обучение, виртуальная практико-ориентированная среда обучения, облачные технологии, профессиональное программное обеспечение.

Yashina N.G. MODELING VIRTUAL PRACTICE-ORIENTED LEARNING ENVIRONMENT BASED ON CLOUD COMPUTING

Virtual practice-oriented learning environment is created for the purpose of formation of students' practical work skills that are in demand in all areas of social and professional practice, and allows you to implement innovative educational technologies to closely learning activities to practice. Cloud services make it possible to adapt to the changing conditions of modern society, reflect the trend of acceleration of social processes, integration into a single information space, open access to the latest IT-solutions in the automation profession.

Keywords: vocational education , distance education technology , blended learning , virtual practice-oriented learning environment , cloud technologies , professional software

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучающегося, его мышления, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса, в формировании системы жизненно важных, востребованных на практике знаний и умений, что позволяет обучающимся успешно адаптироваться к жизни. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения. Важной проблемой является организация практико-ориентированного обучения в виртуальной среде. Современные технологии предоставляют широкие возможности для формирования практических умений и навыков обучающихся: видеоуроки, занятия в форме видеоконференций, компьютерное моделирование и визуализация объектов и процессов реального мира, работа с профессиональным программным обеспечением как средством имитации реальной профессиональной деятельности. Но имеющийся широкий спектр инструментов необходимо систематизировать, разработать рекомендации по обоснованному применению их в условиях дистанционного и смешанного обучения. Развитие дистанционных образовательных технологий в сфере профессионального образования требует разработки единых методологических принципов и решений в данной области [2].

Необходимость разработки моделей практико-ориентированного обучения в виртуальной среде обусловлена общими тенденциями развития системы образования: высокая конкуренция в сфере образовательных услуг; информатизация образования; внедрение инновационных образовательных технологий и финансовых механизмов; формирование инфраструктуры непрерывного образования; увеличение доли взрослого населения в структуре контингента студентов учебных заведений профессионального образования.

Кризисные явления в экономике стали причиной снижения занятости населения и необходимости профессионального переобучения, переподготовки высвободившихся рабочих и специалистов с учетом опережающего кадрового обеспечения процессов технологического переоснащения промышленного производства и антикризисного развития регионов. Поэтому наблюдается рост интереса к дистанционному обучению, которое повышает степень доступности качественного образования и обеспечивает его непрерывность для широких слоев населения, так как дистанционное обучение открыто для сотрудничества, инновационных преобразований, вариативности сроков, форм, методов и средств обучения, индивидуализации программ обучения. Дистанционное обучение активно развивается в крупнейших учебных заведениях Америки, Европы и России.

Современный рынок труда требует от профессионального образования качественно нового уровня знаний и практических навыков выпускников. Практика их трудоустройства показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы, практическое знание своей профессии. Молодые специалисты попадают в условия жесткой конкуренции рынка труда и испытывают трудности в ходе адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление требует еще нескольких лет после окончания образовательного учреждения, дополнительных усилий от самих молодых специалистов и финансовых затрат от компаний, в которые они приходят работать, на переквалификацию. Создание и развитие практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности является важной проблемой высшего профессионального образования.

Развитие дистанционного и смешанного обучения требует организации практико-ориенти-рованной среды учебного заведения на качественно новой основе. Одним из перспективных решений представляется организация виртуальной практико-ориентированной среды обучения как совокупности взаимодействующих облачных сервисов, ориентированных на решение общей задачи. Каждый из таких сервисов решает задачи численного моделирования, доступа к данным или обработки результатов, а связи между ними отражают структуру рассматриваемого объекта с заданной степенью детализации.

Можно выделить несколько направлений исследований, непосредственно связанных с пробле-

мой моделирования виртуальной практико-ориентированной среды обучения на базе облачных технологий: 1) виртуализация образования; 2) технологии дистанционного обучения; 3) облачные технологии в образовании; 4) практико-ориентированное обучение с использованием информационных технологий.

На сегодняшний день проблемы виртуального образования изучены в теоретических и прикладных работах по различным направлениям общего и профессионального образования (А.И. Артюхина, Н.Г.Багдасарьян, Ю.С. Брановский, Я.А.Ваграменко, О.А.Великосельский, К.С.Гамбург, В.В.Грачев, Б. Гейтс, А.Гор, Ю.М.Горвиц, Т.М.Емельянова, Л.С.Зазнобина, Р.И.Золотарёв, Р.В.Лубков, Н.Н.Поддьяков, М.И.Фокеев, Л.Д.Чайнова, С.Хилтс и др.).

Отдельные вопросы реализации возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов рассматриваются в публикациях как отечественных, так и зарубежных ученых. Формированию виртуальной образовательной среды в условиях традиционного и дистанционного обучения посвящены исследования А.А.Андреева, В.П.Тихомирова, А.В.Хуторского, D. Jeffrey, G.Lemire, M.Kaszap, ASenteni, A.Taurisson и др. Информационные технологии и Интернет как средство модернизации образования стали предметом изучения в работах А.Г.Асмолова, В.В.Лаптева, Е.С.Полата, Е.И.Машбица, А.П.Ершова, Я.А.Ваграменко, А.А.Кузнецова, А.Г.Кушниренко, В.М.Монахова.

Можно выделить и ряд других важных направлений исследований: разработка интегрированных образовательных систем на основе информационных технологий (М.Е.Вайндорф-Сысоева, Е.Ю. Журавлева, А.И.Экштейн); использование средств электронно-вычислительной техники и информационных технологий в профессиональной подготовке студентов (Ю.С.Брановский, И.Г.Захарова, Э.И. Кузнецова, А.Л.Денисова, Э.И.Кузнецов, И.В.Лапшина, Л.И.Мищенко, Е.В.Лобанова, Т.Н.Носкова, ВА .Садыкова, А.В.Юхвид); дифференцированное обучение информатике с использованием возможностей виртуальной реальности (Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик, О.И.Ляш); развитие информационной культуры и компьютерной грамотности (С.Г.Антонова, Е.П.Велихов, А.П.Ершов, Н.Б.Зиновьева, М.П.Лапчик, Н.В.Макарова, Е.Л.Медведева, ВАМинкина, ВАМонахов, К.Р.Овчинникова, Э.Л.Семенюк и др.).

В работах Т.В.Габай, Л.М.Кутеповой, В.Я.Ляудис, АВ.Россохина, В.В.Рубцовой, Е.Е.Таратуты, O.K. Тихомирова, Н.С.Чураевой, А.В.Юхвида и др. изучаются психические и психологические аспекты применения компьютерной техники и технологий в виртуальной реальности [1].

Авторы этих и целого ряда других работ внесли большой вклад в развитие теории и практики виртуального образования, но многие из них сводят использование технологий виртуального образования к созданию и использованию электронных учебников и тестирующих программ, мультимедийных материалов, компьютерных виртуальных симуляторов и тренажеров [3].

Российские ученые (Н.В.Апатова, А.Г.Гейн, Б.С.Гершунский, АП.Ершов, ДШ.Матрос, Е.И.Машбиц, И.В.Роберт, Э.Г.Скибицкий) предложили основные принципы создания и функционирования систем открытого и дистанционного образования; разработки автоматизированных обучающих систем и пути использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Педагогические возможности дистанционного обучения раскрываются в исследованиях Ю.В.Аксенова, В.Н.Барсукова, А.Д.Иванникова, Н.В.Масловой, Е.С.Полата, И.А.Свинторжицкой, С.А.Тангяна, а также в работах зарубежных авторов (Г.Орвиг, С.Дренска, Ю.Алкалай, М.Тайт). Дистанционное обучение рассматривается в качестве особой педагогической технологии, которая реализуется в определенной последовательности под опосредованным управлением преподавателя на расстоянии (Л.К.Авраменко, В.С.Збаровский, Г.С. Сухобская, Т.В.Шадрина и др.). Некоторым аспектам дистанционного обучения, связанным с инновационными педагогическими, информационными и телекоммуникационными технологиями, посвящены работы О.М.Владыко, В.В.Давыдкова, И.Г.Захаровой, О.В.Ильиной, И.И.Косенко, Т.С.Назаровой, О.А.Соседко, О.К.Филатова и др.). Большинство ученых сходятся во мнении, что дистанционное обучение обладает большим потенциалом в профессиональном образовании.

Одной из перспективных концепций для построения инфраструктуры учебного процесса являются облачные вычисления, отражающие модель предоставления доступа по требованию к массиву настраиваемых компьютерных ресурсов [4]. Облачным технологиям посвящены работы зарубежных и российских авторов: N.Antonopoulos, L.Gillam, P.Mell, T.Grance, K.Hunsberger, RJ.Martin, N.Hoover, А.Кру-пин, В.Романченко, А.Самойленко, А.Булусов, Л.Черняк. Разработке виртуальных лабораторий на основе облачных вычислений посвящено исследование Е.В. Болговой.

Особенностью профессионального образования является его ориентированность на формирование у обучающихся не только комплекса теоретических знаний, но и практических умений и навыков. Практико-ориентированное обучение предполагает наличие в учебном заведении (при учебном заведении или при его участии на предприятиях и в организациях) особых форм (мест, площадок) профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой деятельности. Раз-

личным аспектам практико-ориентированного обучения посвящены работы И.Ю.Калугиной, А.Л.Николаева, И.М.Буслаевой, Е.А.Сазановой. Однако специальных исследований, посвященных вопросам организации практико-ориентированного обучения в виртуальной среде, практически не проводилось. Не изучены возможности виртуализации практико-ориентированного обучения и условия их реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов. Практически отсутствуют исследования, связанные с построением распределенных практико-ориентированных учебных комплексов на базе современных технологий виртуализации и облачных технологий.

Важным направлением работ является моделирование, организация, формирование и развитие виртуальной практико-ориентированной среды обучения на базе облачных технологий.

Процесс формирования виртуальной практико-ориентированной среды обучения предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

1. Анализ параметров востребованности выпускников на рынке труда в соотнесении с требованиями государственных образовательных стандартов.

2. Концептуальное обоснование построения виртуальной практико-ориентированной среды обучения на базе облачных технологий, определение ее состава и структуры.

3. Определение требований к компонентам виртуальной практико-ориентированной среды обучения, разработка моделей обучения с использованием облачных сервисов.

4. Разработка форм и инструментов взаимодействия субъектов учебного процесса в условиях виртуальной практико-ориентированной среды обучения.

5. Проектирование программно-аппаратного обеспечения виртуальной практико-ориентиро-ванной среды обучения с использованием технологий облачных вычислений.

6. Моделирование элементов образовательной деятельности на рабочем месте; создание имитации будущей профессиональной деятельности выпускника.

7. Разработка методического подхода к оценке умений и навыков обучающихся в условиях виртуальной практико-ориентированной среды обучения

8. Оценка возможности применения предложенных решений для совместной учебно-научной деятельности распределенных групп обучающихся в рамках обеспечения межвузовской мобильности.

9. Разработка рекомендаций по организации взаимодействия обучающихся и работодателей в рамках многосторонней системы консалтинга и экспертной поддержки учебного процесса.

10. Определение параметров эффективности виртуальной практико-ориентированной среды обучения.

Таким образом, практико-ориентированная среда обучения будет представлять собой специально организованное виртуальное образовательное пространство, интегрирующее целепостановоч-ный, информационный, деятельностный, оценочный и корректировочный компоненты и реализующее функции профессиональной социализации будущего специалиста, включения его в современную систему деловой коммуникации, эффективной передачи информации, моделирования профессиональной деятельности и профессионального развития и самореализации личности, обеспечивающее развитие у будущего специалиста на этапе вузовской подготовки профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств.

Литература

1.Кутепова, Л.М. Методы диагностики психического состояния обучающихся в условиях реального дидактического процесса / Л.М. Кутепова, В.А. Садыкова, И.Р. Тимербулатова, Н.Г. Яшина / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств: научный журнал. - 2016. - №2. - С. 138-141.

2.Садыкова, В.А. Особенности развития профессионально важных качеств в процессе подготовки специалистов с использованием информационных технологий / ВАСадыкова / / Вестник Казанского технологического университета. -2014. -Т. 17. -№ 18. -С. 348-349. http://elibrary.m/item.asp?id=22480259

3.Шуклин, С.И. Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук/ С.И.Шуклин. - Курск, 2010. - 27 с.

4.Яшина, Н.Г. Использование облачных сервисов Google в учебном процессе / Н.Г. Яшина / / Облачные и инновационные технологии в сервисе: Материалы Международной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и учащихся, Казань, 14 апреля 2015 г. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2015. - 94 с. - С. 50-52. http://elibrary.ru/item.asp?id=25479660

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.