Научная статья на тему 'Проектирование компонентов технологии мобильного обучения студентов педагогических специальностей'

Проектирование компонентов технологии мобильного обучения студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOBILE LEARNING TECHNOLOGY / TEACHING METHODS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепухин Александр Владимирович, Семенова Ирина Николаевна, Эрентраут Елена Николаевна

В рамках выделенного противоречия между дидактическими возможностями мобильного обучения и недостаточным вниманием к вопросам проектирования методики (технологии) этого обучения формулируется проблема совместного проектирования преподавателями и студентами компонентов технологии мобильного обучения. На основе представленной методологии проектирования при стремлении к формированию новой модели профессиональной подготовки строится модель проектирования технологии мобильного обучения; выделяются особенности этой модели при организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепухин Александр Владимирович, Семенова Ирина Николаевна, Эрентраут Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the framework of the highlighted contradiction between the didactic possibilities of mobile learning and the lack of attention to the design of the methodology (technology) of this sort of training, the problem of teachers and students’ joint design of mobile learning technology components has been formulated. Based on the presented design methodology with the aim to form a new professional training model, the authors suggest a model of designing mobile learning technology and distinguish its features in organization of learning and cognitive activities for students of pedagogical profiles.

Текст научной работы на тему «Проектирование компонентов технологии мобильного обучения студентов педагогических специальностей»

11. Rushanin V.Ya. I. Tikhomirov - student of St. Petersburg Imperial Historical and Philological Institute (1870-1874). Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii iskusstva i kultury, 2014. No. 1. P. 106-117. [in Russian].

12. Rushanin V.Ya. Ivan Alexandrovich Tikhomirov - Director of Yekaterinburg Teachers' Institute (1912-1919). Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii iskusstva i kultury, 2014. No. 2. P. 131-139. [in Russian].

13. Rushanin V.Ya. Ivan Alexandrovich Tikhomirov: The return of the forgotten name. Chelyabinsk: Izdatelstvo Igorya Rozina, 2016. P. 432. [in Russian].

14. Rushanin V.Ya. Ivan Alexandrovich Tikhomirov: the beginning of the road (1852-1870). Gosudarstvennoy akademii iskusstva ikultury, 2013. No. 4. P. 132-138. [in Russian].

15. Rushanin V.Ya., Konev L.M. From the history of secondary education in the Urals (1861-1917). Magnitogorsk: Golos magnitogorskoy molodyozhi, 1994. P. 50. [in Russian].

16. Serikov V.V. Development of personality in the educational process. M.: Logos, 2012. P. 447. [in Russian].

17. Tyustin A.V., Shishkin I.S. Penza personalities. Those who multiplied the glory of Penza. In 3 vol. M.: Iceberg, 2012. T. 2. P. 214. [in Russian].

18. Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron. St. Petersburg: Izdatelskoye obschestvo Brock-hauza and Efrona, 1901. Vol. 33 (book 65). P. 478. [in Russian].

Сведения об авторе: Сидоренко Надежда Семеновна,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры отечественной истории и права,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: sidorenkons@cspu.ru

Information about the authors: Sidorenko Nadezhda Semenovna,

Doctor of Sciences (History), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Russian History and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: sidorenkons@cspu.ru

m о

Ix

<u

Si

I-

o

УДК 378 ББК 74.480

А.В. Слепухин, И.Н. Семенова, Е.Н. Эрентраут

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ТЕхНОЛОГИИ

мобильного обучения студентов педагогических специальностей

В рамках выделенного противоречия между дидактическими возможностями мобильного обучения и недостаточным вниманием к вопросам проектирования методики (технологии) этого обучения формулируется проблема совместного проектирования преподавателями и студентами компонентов технологии мобильного обучения. На основе представленной методологии проектирования при стремлении к формированию новой модели профессиональной подготовки строится модель проектирования технологии мобильного обучения; выделяются особенности этой модели при организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: технология мобильного обучения, методы обучения, информационно-коммуникационные технологии.

X

ф

т >

ю о

ф

I-

о о

X .0

га

s ^

ф

с

о

CÛ и

о U

Ё 2

S <0

1= с

A.V. Slepukhin, I.N. Semenova, E.N. Erentraut

DESIGNING TECHNOLOGY COMPONENTS OF MOBILE TRAINING FOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL PROFILE

Within the framework of the highlighted contradiction between the didactic possibilities of mobile learning and the lack of attention to the design of the methodology (technology) of this sort of training, the problem of teachers and students' joint design of mobile learning technology components has been formulated. Based on the presented design methodology with the aim to form a new professional training model, the authors suggest a model of designing mobile learning technology and distinguish its features in organization of learning and cognitive activities for students of pedagogical profiles.

Key words: mobile learning technology, teaching methods, information and communication technologies.

н >

^

H X

Ф ^

0

1 Ш

(0 ca о x <u S Ф

О

x >

с

ф

ц

О

m

<

Согласно требованиям нормативных документов, в частности Профессионального стандарта педагога [12], будущие специалисты, способные к реализации таких трудовых функций, как «общепедагогическая функция», «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ», должны владеть современными образовательными информационными технологиями, в том числе технологией мобильного обучения, и быть подготовлены к применению технологий для решения дидактических задач. Анализ отечественного (и зарубежного) опыта использования мобильных устройств [1; 3-11; 16 и др.] приводит к заключению о слабой разработке теоретических оснований, методологических основ построения и методики обучения проектированию и использованию технологии мобильного обучения. Необходимость разрешения противоречия между дидактическими возможностями мобильного обучения и недостаточным вниманием к вопросам проектирования методики (технологии) мобильного обучения определяет актуальность рассмотрения вопросов тех-нологизации этого вида деятельности, обеспечивающей формирование требуемых трудовых действий и компетенций студентов различных профилей, в том числе будущих педагогов.

Выделяя сущность и дидактические возможности мобильного обучения, отметим, что оно трактуется как техноло-

гия обучения с применением в процессе организации учебно-познавательной деятельности мобильных устройств для доступа к информации преподавателя и студентов, работы с предметным материалом и для организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса и оценивается как один из перспективных видов обучения. Так, сравнивая мобильное (m-learning) и электронное (е-learning) обучения (выделенное согласно [14]) отметим, что мобильное обучение отличается доступностью и во времени и в пространстве при постоянном доступе к учебному материалу. Реализация указанных особенностей позволяет сформировать у обучающихся понимание образования как непрерывного процесса, сопровождающего его в течение всей жизнедеятельности (life-long education) (например, М. Бренсфорд, Дж. Дуглас [17]). В подтверждение вышесказанного отметим позиции двух авторов: Дж. Трак-слера [21], согласно которой мобильные устройства, используемые в процессе обучения, значительно изменяют формы обучения и расширяют пространственные возможности организации процесса, способствуют развитию новых форм познания и формирования менталитета, а также подход, предложенный С. Гедде-сом [18], в рамках которого выделяется возможность влияния m-learning на поведение и менталитет обучающегося.

Сравнивая технологии мобильного и смешанного обучения, отметим идею

(согласно [19]) активного участия обучающегося в рамках мобильного обучения в своем собственном образовании: обучающийся - субъект образовательного процесса; m-learning рассматривается как индивидуализированное и неформальное обучение.

Выделенные отличительные особенности мобильного обучения усиливают значимость осмысления особых и специфических методологических основ проектирования рассматриваемой образовательной технологии.

В указанном контексте при построении модели проектирования компонентов технологии мобильного обучения студентов отметим обязательность учета положения о необходимости выбора:

• подхода к выделению основных структурных компонентов образовательной технологии (и этапов ее проектирования) - при этом, в частности, будем опираться на совокупность компонентов, выделенных В.В. Гузеевым [2];

• актуальных принципов проектирования: алгоритмичности, ситуативно-сти, финитности, сформулированных Б.Е. Стариченко [15];

• подхода к технологизации построения методов обучения - примем в качестве основного, например, подход, описанный И.Н. Семеновой в [20];

• подхода к технологизации проектирования методов управления - выделим в качестве основного подход, предложенный Б.Е. Стариченко в [15].

Интегрируя указанные идеи, представим модель проектирования компонентов технологии мобильного обучения студентов в виде рис. 1 и прокомментируем последовательность основных этапов реализации представленной модели.

На этапе выбора локальных дидактических целей преподавателем совместно со студентами проводится сопоставление требований ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога в рамках конкретной учебной дисциплины.

Отдельным предметом обсуждения при составлении совокупности дидактических задач является ориентация на трехуровневую модель их достижений, включающую компоненты структуры

естественнонаучного знания (основание, гипотезы, ядерный материал, выводы [2]); профиль обучения (гуманитарный,

естественнонаучный, физико-математический и др.); уровень учебно-познавательной деятельности (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в ситуации усвоения и в измененной ситуации). Выделенные компоненты будут являться основой для организации диагностической деятельности преподавателя и взаимо- и самодиагностики студентов.

Немаловажную роль в процессе реализации представленной модели играет создание систематического регулярного диагностического фона, в частности -выбор компонентов технологии во многом определяет особенности психолого-педагогической ситуации, включающие психофизиологические качества, познавательный интерес, профессиональные запросы обучающихся и пр. Система обратной связи как компонент фона запускает конструктор моделей обучения и управления, включающий автоматизированный (идеи автоматизации приведены нами в [13]) выбор методов обучения и управления, организационных форм учебно-познавательной деятельности (дидактическая основа технологии), выбор средств обучения и педагогических приемов (педагогическая техника).

Генерация «паутины» компонентов модели обучения, при функционировании в условиях осуществления конвенциально-ролевой рефлексии, придает технологии проектирования принципиально новую характеристику - автофункциональность, которая заключается в порождении технологией деятельности частной технологии организации действий с осмыслением необходимости применения этих действий в предметной (профессиональной) области и автоматически необходимой методики обучения этим действиям. Совокупность компонентов, выделенная в рис. 1 (см. с. 84) пунктирной линией, -сгенерированная в процессе совместного обсуждения и осмысления со студентами и постоянно гибко варьируемая (корректируемая) модель обучения. Сопоставление предполагаемых (спрогнози-

ш о

IX

ф

г

н

о

X

ф

т >

ю о

ф

I-

о о

X -О

га

s ^

ф

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

СО о

о и

Ё О

£ «о

1= с

X >

с

ф

ц

О

00 <

Рис. 1. Модель проектирования компонентов технологии мобильного обучения студентов

рованных) результатов деятельности с получаемыми является основанием для «самообучения» конструктора моделей.

Отметим еще одну особенность модели проектирования, ориентированной на студентов педагогических специальностей: осмысление модели, комбинирование и варьирование ее компонентов самими студентами в зависимости от различных психолого-педагогических ситуаций и конвенциально-ролевая рефлексия (согласно [20]) инварианта являются предметом отдельного обсуждения со студентами - будущими специалистами в области проектирования и реализации образовательных технологий и методик.

Прокомментируем используемые в модели информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и средства ИКТ для организации мобильного обучения.

Выделяя состав аппаратных средств, укажем на следующую их совокупность: карманный персональный компьютер, встроенная или внешняя цифровая фото-, видеокамера, модемное устройство, коннектор для сотового телефона, сотовый телефон, картs расширения памяти, модули (GPS, Wi-Fi), сервисные периферийные устройства. Программное обеспечение включает: адаптированные средства настольных компьютеров, графические и текстовые редакторы, электронные таблицы, облачные ресурсы, Интернет-приложения, медиаплееры, офисные и др. приложения дидактического назначения.

Отметим, что для обеспечения доступа к учебной информации с помощью мобильных устройств необходимы умения использования QR-кодов: кодирование и раскодирование информации. Выделим он-лайн-инструменты для генерирования QR-кодов: qrcoder.ru, qrstuff. com, QR Droid и др.; для раскодирования информации: приложения QR Reader, QR Scanner, NeoReader, iMatrix, BeeTag, QR Droid и др. Важным направлением обеспечения доступа обучающихся к учебным материалам, программному и методическому обеспечению учебных предметов является использование облачных технологий. Однако, несмотря

на широкие возможности указанного способа хранения данных, он имеет ряд существенных недостатков, отмеченных, в частности в [8], для преодоления которых целесообразно реализовать иной способ организации доступа, а именно - организацию FTP-сервера с использованием внешнего IP-адреса для обеспечения возможности подключения к серверу и доступа к его файлам из сети Интернет. В настоящее время представлено достаточное количество FTP-серверов, одним из них является сервер FileZilla, имеющий определенные преимущества [8]; при этом дополнительная программа FileZilla-Client предоставляет полный ряд необходимых функций, которые значимы для методической жизнедеятельности модели (рис. 1) при работе с файлами и возможность обращения к ресурсам с мобильного устройства. Доступ к видеоматериалам лекции обеспечивается за счет их размещения на Интернет-сервисе, например, youtube. com, web- или ftp-сервере учебного заведения (apache, Home Media Server).

Отмечая важность создания непрерывной обратной связи при реализации технологии мобильного обучения, отдельного обсуждения (и формирования соответствующих умений) заслуживает вопрос о проектировании методов онлайн-опроса и педагогической диагностики с помощью мобильных средств, а именно: для проведения опроса или анкетирования (anketolog.ru, google-формы, virtualexs.ru, webanketa.com, pollservice. ru, onlinetestpad.com, pulleverywhere. com, socrative.com и др.); для организации тестирования (конструкторы тестов onlinetestpad.com, banktestov.ru, master-test.net, maketest.ru, mr-tester.ru, igivetest. com/rus, rutester.net и др.).

В дополнение к указанным средствам отметим целесообразность использования персональных образовательных сред, как преподавателя, так и обучающихся для организации дистанционного и смешанного обучения студентов. Эти среды создаются средствами облачных технологий или специальными программными решениями: docent. com, blackboard.com, prometeus.ru, lotus.

ш о

IX

ф

•S

I-

о

X

ф

т >

ю о

о с; о

X

X

^ ф

со I-

о о

I- о

х X

Ф .0

5 ^

о (О

m

О Ф

ü с

ф °

S X

X S

СО О

о U

Ё °

£ ГС

1= с

н >

го ^

н

X

ф

^

О ±

и]

(О ей о

X

ф

ф О

х >

с

ф

ц

О

Ш

<

com/learningspace, lsibm.ru, webct.com, hypermethod.ru и др.

Выделенные технологии и особенности их реализации позволяют расширить дидактические функции мобильного обучения по сравнению с е-leaming и смешанным обучением за счет возможности:

• определения выбора студентами компонентов образовательной технологии;

• обеспечения преподавателю демонстрации лекционного материала в различных форматах сообразно индивидуальным особенностям восприятия информации;

• обеспечения быстрого доступа всех участников образовательного процесса к учебным и справочным ресурсам Интернет и персональной образовательной среды (доступ к учебным презентациям, тренировочным и диагностическим материалам, а также к инструментарию для выполнения практических и лабораторных работ);

• выполнения практических и лабораторных работ с использованием программных средств в аудиториях, не оснащенных компьютерной техникой;

• реализации методов фронтальной экспресс-диагностики: опПпе-опроса, анкетирования и тестирования с анализом и комментариями статистической информации по результатам опроса и диагностического мероприятия;

• реализации оперативных корректирующих воздействий по результатам экспресс-диагностики;

• организации взаимодействия преподавателя с обучающимися в режиме реального времени при содержательном и деятельностном обогащении обратной связи между преподавателем и обучающимися;

• индивидуализации и дифференциации учебного процесса на основе гибкого выстраивания хода лекции, вариации образовательных маршрутов в персональной среде обучения (уровень усвоения, форма представления и фиксации материала, выбор режима коммуникации: один-всем, все-одному и т.д.);

• организации дистанционной формы обучения.

Проведенный нами оценочный анализ результатов практической реализации представленной модели подтверждает возможность раскрытия дидактического потенциала современного мобильного обучения и позволяет поставить вопрос о формировании новой модели профессиональной подготовки. Основной критерий новизны требуемой модели заключается в возможности использования интерактивных методов обучения, а также методов, основанных на автономии обучающегося, при оптимальном сочетании традиционных и новых форм организации учебной деятельности (интерактивные лекции, вебинары, тренинги, мастер-классы) с включением новых видов учебно-познавательных заданий (творческая мастерская по разработке веб-проектов, учебных подкастов и ви-деокастов и т.д.).

Библиографический список

1. Бабешко, В.Н. Мотивационные аспекты использования мобильных технологий в образовательном процессе вузов [Текст] / В.Н. Бабешко, С.С. Колосков, А.В. Самочадин, А.Г. Гребеник // Научные ведомости. - 2015. - №9(216). - Вып. 36/1. - С. 144-151.

2. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.

3. Голицына, И.Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании / И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова // Образовательные технологии и общество. - 2011. - № 1. - С. 241-252.

4. Горюнова, Л.В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования [Текст] / Л.В. Горюнова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2013. - № 6. - С. 31-36.

5. Иванченко, Д.А. Мобильные устройства и сервисы в высшем образовании: основные барьеры и направления развития [Текст] / Д.А. Иванченко, С.О. Попов, И.А. Хмельков // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - №12(78). - С. 38-48.

6. Кувшинов, С.В. M-leaming новая реальность образования [Текст] / С.В. Кувшинов // Высшее образование в России. - 2007. - № 8. - С. 75-78.

7. Кудрявцев, А.В. Новые возможности использования мобильных устройств в учебном процессе вуза [Текст] / А.В. Кудрявцев // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7. - С. 71-76.

8. Кудрявцев, А.В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования [Текст] / А.В. Кудрявцев // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. -С. 66-70.

9. Куклев, В.А. Мобильное обучение как педагогическая инновация [Текст] / В.А. Куклев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №1. - С. 60-64.

10. Куклев, В.А. Сущностные характеристики мобильного обучения [Текст] / В.А. Куклев // Известия Волгоград. гос. пед. университета. - 2009. - № 1(35). - С. 68-72.

11. Лузгина, В.Б. Опыт использования мобильных технологий в образовательной среде вуза [Текст] / В.Б. Лузгина, Ж.А. Стаховская / / Образовательные технологии и общество. - 2016. - № 3. -Т. 19. - С. 463-472.

12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.

13. Слепухин, А.В. Конвенциально-рефлексивная система экспертирования для формирования у студентов педагогических вузов умений составлять и оценивать методы обучения в современной дидактической среде [Текст] / А.В. Слепухин, И.Н. Семенова, Е.Н. Эрентраут // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 120-129.

14. Стариченко, Б.Е. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе [Текст] / Б.Е. Стариченко, А.В. Слепухин, И.Н. Семенова // Образование и наука. - 2014. - №9. - С. 51-68.

15. Стариченко, Б.Е. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 4. Проектирование методов управления учебной деятельностью [Текст]: учеб. пособие / Б.Е. Стариченко, Е.В. Коротаева, Л.В. Сардак, А.Н. Егоров; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 141 с. m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Файн, М.Б. Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт [Электрон- ь ный ресурс] / М.Б. Файн // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 1. - Ре- ^ жим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006. - [Дата обращения: 9.02.2017]. £

17. Bransford M., Douglas J. How People Learn: Brain, mind, experience, and school. Washington (D.C.), 2000. P. 374.

18. Geddes S. Mobile Learning in the 21st Century: Benefit for Learners. 2004. Available at: http:// www.voced.edu.au/content/ngv%3A70571.

19. Rekkedal T., Dye A. Mobile Distance Learning with PDAs: Development and Testing of Pedagogical and System Solutions Supporting Mobile Distance Learners. Mobile learning: transforming the delivery of education and training / edited by Mohamed Ally. Published by AU Press, Athabasca University, 2009. ю P. 51-74. Режим доступа: http://www.aupress.ca/books/120155/ebook/99Z_Mohamed_Ally_2009-MobileLearning.pdf.

20. Semenova I.N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2013. P. 156.

21. Traxler J. Defining, Discussing and Evaluating Mobile Learning: the moving finger writes and having writ... Режим доступа: www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/346/875.

x

ф

т >

ю о

о

о с; о

X

X ^ ф

со I-

о о I- о х X Ф .0

References о то

с S ^

О Ф * с

о

1. Babeshko V.N., Koloskov S.S., Samochadin A.V., Grebenik A.G. Motivational aspects of the use of mobile technologies in the educational process of universities. Nauchniye vedomosti, 2015. No. 9 (216). Issue. 36/1. P. 144-151. [in Russian]. to |

2. Bershadsky M.E., Guzeev V.V. Didactic and psychological foundations of educational technology. Moscow: ^^ Tsentr "Pedagogicheskiy poisk", 2003. P. 256. [in Russian].

3. Golitsyna I.N., Polovnikova N.L. Mobile learning as a new technology in education. Educational technologies and society, 2011. No. 1. P. 241-252. [in Russian]. C

Ё2 £ rc

с

H

го

Œ H X Ф Œ

О ±

Ш

HB CQ О

X

ф

s ф

О

X >

с

ф

ц

О

od <

4. Goryunova L.V. Mobility as a principle of modernization of higher pedagogical education. Izvestia Yuzhnogofederalnogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki, 2013. No. 6. P. 31-36. [in Russian].

5. Ivanchenko D.A, Popov S.O., Khmelkov I.A. Mobile devices and services in higher education: the main barriers and directions of development. Remote and virtual training? 2013. No. 12 (78). P. 38-48. [in Russian].

6. Kuvshinov S.V. M-learning a new reality of education. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2007. No. 8. P. 7578. [in Russian].

7. Kudryavtsev A.V. New possibilities of using mobile devices in educational process of the university. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 2015. No. 7. P. 71-76. [in Russian].

8. Kudryavtsev A.V. The main opportunities for using mobile devices in higher education. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 2016. No. 6. P. 66-70. [in Russian].

9. Kuklev V.A. Mobile learning as a pedagogical innovation. Standarty i monitoring v obrazovanii, 2008. No.1. P. 60-64. [in Russian].

10. Kuklev V.A. Essential characteristics of mobile learning. Izvestiya Volgogradskogo gos. ped. un-ta, 2009. No. 1(35). P. 68-72. [in Russian].

11. Luzgina V.B., Stakhovskaya Zh.A. Experience in the use of mobile technologies in the educational environment of the university. Obrazovatelniye tekhnologiii obschestvo, 2016. No. 3. T. 19. P. 463-472. [in Russian].

12. Moscow Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher )". Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Care of the Russian Federation No. 544n of 18.10.2013 [in Russian].

13. Slepukhin A.V., Semenova I.N., Erentraut E.N. Conventional-reflexive expert system for forming the ability of students of pedagogical universities to compose and evaluate teaching methods in the modern didactic environment. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 2017. No. 6. P. 120-129. [in Russian].

14. Starichenko B.E., Slepukhin A.V., Semenova I.N. On the relationship between the concepts of electronic learning in higher education. Obrazovaniye i nauka, 2014. No. 9. P. 51-68. [in Russian].

15. Starichenko B.E., Korotaeva E.V., Sardak L.V., Egorov A.N. Methodology of using information and communication technologies in the educational process. Part 4. Designing methods of educational management. Ural. gos. ped. univ. Ekaterinburg, 2013. P. 141. [in Russian].

16. Fine M.B. Mobile learning in the educational process: foreign experience. Modern scientific research and innovations, 2015. No. 1. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006. [in Russian].

17. Bransford M., Douglas J. How People Learn: Brain,, mind, experience, and school. Washington (D.C.), 2000. P. 374.

18. Geddes S. Mobile Learning in the 21st Century: Benefit for Learners. 2004. Available at: http://www. voced.edu.au/content/ngv%3A70571.

19. Rekkedal T., Dye A. Mobile Distance Learning with PDAs: Development and Testing of Pedagogical and System Solutions Supporting Mobile Distance Learners. Mobile learning: transforming the delivery of education and training / edited by Mohamed Ally. Published by AU Press, Athabasca University, 2009. P. 51-74. Available at: http://www.aupress.ca/books/120155/ebook/99Z_Mohamed_Ally_2009-MobileLearning.pdf.

20. Semenova I.N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern, educational paradigm. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2013. P. 156.

21. Traxler J. Defining, Discussing and Evaluating Mobile Learning: the moving finger writes and having writ... Available at: www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/346/875.

Сведения об авторах:

Слепухин Александр Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. КтаИ: ikto2016@gmail.com

Information about authors: Slepukhin Alexander Vladimirovich,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Information and Communication technologies in Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian. E-mail: ikto2016@gmail.com

Семенова Ирина Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике,

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. КтаИ: semenova_i_n@mail.ru

Эрентраут Елена Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: erentraut@mail.ru.

Semenova Irina Nikolaevna, Candidate of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics,

Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian. E-mail: semenova_i_n@mail.ru

Erenraut Elena Nikolaevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russian. E-mail: erentraut@mail.ru

УДК 796.07 ББК 75.1

М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова

ВЛИЯНИЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗВИТИЕ 8 СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 1

о

ШКОЛЬНИКОВ 12-14 ЛЕТ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ я

В основе «круговой тренировки» лежит многократное повторение определенных движений в условиях заданного порядка изменения нагрузки и чередования с отдыхом при точном ее дозировании. Поэтому круговая тренировка является организационно-методической формой занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств, в большей степени скоростно-силовых. Эта организационно-методическая форма применяется на занятиях еще недостаточно широко, поэтому выбор темы является актуальным.

Ключевые слова: школьник, физическая культура, круговая тренировка, скоростно-силовые способности.

M.M. Stepanova, K.S. Stepanov, M.V. Shafikova

THE IMPACT OF CIRCUIT TRAINING ON THE DEVELOTMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-14 IN CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION

The concept of "circuit training" is based on multiply repeated movements with predetermined sequence of changing loads alternated with rest in accurate dosing. Thus, circuit training is considered to be an organizational and methodological form of physical exercises basically aimed at comprehensive

0 О.

1 ^

-I

0 *

^ >5 " О

1 T

A

го x I го

0

£^ГО S I

1 L_

<u £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° I

^ о

Ф s

S X

X -0

к ^

s о

^ ^

m 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.