Научная статья на тему 'Купинский музей традиционной народной культуры как часть регионального компонента культурологического образования'

Купинский музей традиционной народной культуры как часть регионального компонента культурологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
213
Поделиться
Журнал
Гаудеамус
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова С. И.

Tarasova S.I. Kupino museum of traditional national culture as a part of the regional component of cultural education. The author analyzes the cultural and educational activities of the museum of traditional national culture, the forms and methods of the joint work with the educational institutions of Belgorod region.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Купинский музей традиционной народной культуры как часть регионального компонента культурологического образования»

КУПИНСКИЙ МУЗЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.И. Тарасова

Tarasova S.I. Kupino museum of traditional national culture as a part of the regional component of cultural education. The author analyzes the cultural and educational activities of the museum of traditional national culture, the forms and methods of the joint work with the educational institutions of Belgorod region.

Музей традиционной народной культуры приобрел особую значимость в нашей стране в связи с актуальностью изучения традиционной народной культуры, обращения к исторической памяти народа, обретения национального самосознания.

Являясь фундаментом, национальными корнями, традиционная народная культура представляет собой свод не только народных песен, танцев, национальных костюмов, языка, обычаев, обрядов, но и включает в себя традиционную систему ценностей: отношения людей в семье и обществе, отношения между обществом и государством, отношения человека к Вере, Родине, Земле. Поэтому, представляется, что работа по сохранению и возрождению исконных культурных традиций должна быть организована как продуманная приоритетная система в культурной политике края. К сожалению, в настоящее время мы можем констатировать, что механизм естественной преемственности в сфере традиционной культуры разрушен и продолжает разрушаться. Выросло несколько поколений (в том числе и учителей), не знающих народных песен, обычаев, обрядов. Как быть? Ответ прост: изучать свою культуру. В Белгородской области базой для этого служит уникальный фольклорно-этногра-фический материал, представленный в экспозициях музея традиционной народной культуры села Купино Шебекинского района.

История Купинского Центра возрождения народной культуры и воспитания подрастающего поколения на народных традициях начинает отсчет с 1985 года, когда его созданием занялся агроном колхоза «Россия» Шебекинского района Белгородской области Николай Николаевич Кузюлев. Официальное открытие музея состоялось в 1991 году. В настоящее время Центр объединяет музей традиционной народной культуры, комплекс

«Крестьянское подворье», 22 кружка народных ремесел, в которых занимаются дети от 6 до 18 лет, выставочные залы, столярные мастерские, гончарную, кузню.

В музее собрано более трех тысяч экспонатов предметов крестьянского быта, в выставочных залах представлена многовековая история Шебекинского края. Об этом повествует учебный класс «История местных сел» под открытым небом, под кронами 500-летнего дуба на опушке Корочанского леса. Дополняет общую картину крестьянское подворье ХК века, включающее в себя избу, амбар, подвал, сарай, ветряную крупорушку. История Шебекинского района гармонично вплетена в историю России. Начинается все первобытными временами и заканчивается современностью. Каждый зал является учебным классом.

Класс «Русское оружие» располагает пушками, луками, арбалетами, камнеметал-ками, мечами, кольчугами, холодным оружием партизан 1812 года, макетами боевой башни XII и XVII вв. На занятиях дети наряжаются в кольчуги, стреляют из арбалетов и пушек или выходят с макетами ружей как настоящие солдаты. Выдерживается форма одежды изучаемого времени, отрабатываются оружейные приемы и строевая подготовка.

Класс «Великая Отечественная война» имеет макет землянки, письма, пришедшие от воинов, их винтовки и каски. Этой теме посвящен рассказ директора музея Н.Н. Кузюлева «Алешины яблоньки», по которому снят фильм, а сам рассказ помещен в хрестоматию для учащихся третьих классов.

Класс «Новый дом» располагает уникальными предметами народного декоративно-прикладного искусства, здесь можно узнать об обычаях и обрядах постройки и переселения в новый дом, познакомиться с

предметами интерьера, поработать со старинными инструментами.

Класс «Крестьянское подворье XIX

в.» включает в себя избу, амбар, подвал, сарай, ветряную крупорушку, оформлен в стиле горницы. Народные праздничные костюмы, вышитые полотенца, поэтичные обряды сватовства и свадьбы, девичьи гадания составляют основу занятий в данном классе. Знакомит с традициями рождения и воспитания ребенка. Детские игрушки, одежда, колыбельные песни являются необходимыми атрибутами данного класса.

Центр народного творчества работает в тесном контакте со школами и другими учебными заведениями. В основу процесса обучения положена специальная учебная программа по народоведению, по которой обучаются 450 школьников из разных сел Шебекинского и других районов области. В течение трех лет учащиеся младших классов овладевают народными ремеслами - вязанием, вышивкой, ковроделием, гончарным и столярным ремеслом, народной живописью, изготовлением макетов русского оружия и воинских доспехов. Успехи школьников в этом деле представлены в выставленных залах музея. Свою задачу работники музея видят в воспитании человека на русских народных традициях, что становится возможным и реальным через изучение традиций родного села, его истории, песен, родословной семьи, изучение русской общины, ее правил и законов, народных календарных дат, народных ремесел.

Собственно культурно-образовательная деятельность Купинского музея традиционной народной культуры и взаимодействие с образовательными учреждениями Белгородской области складываются с учетом двух существенных для музея содержательно-дидактических блоков: учащиеся (школа) в пространстве музея, музей (музейная педагогика) в школе. Первый предполагает разработку и реализацию собственно музейных образовательных методик и программ. Второй означает включение специальных музейных методик в учебные программы, лекционную работу в школе, внемузейные формы, в том числе выездные (в города и районы Белгородской области, другие населенные пункты), поддержка школьных студий.

Целью культурно-образовательной деятельности музея является формирование гармонично развитой личности, ее естественное воспитание, углубление информированности, образованности. Для ее достижения используются различные формы и методы совместной деятельности Купинского музея и образовательных учреждений Белгородской области:

- музейные занятия в школах, детских садах и в музее;

- беседы, лекции, циклы лекций (выездные и в музее);

- передвижные выставки из музейных коллекций в учебных заведениях;

- помощь в создании и консультации по работе школьных музеев;

- обзорные и тематические экскурсии по выставкам музея;

- викторины, конкурсы по краеведческой тематике;

- детские музейные праздники;

- семинары, педсоветы для музейно-пе-дагогической общественности по проблемам истории и культуры Белгородского края;

- театрализованные экскурсии по датам народного календаря для гостей и жителей Белгородчины;

- экскурсии по окрестностям с. Купино;

- специализированные программы для пришкольных лагерей;

- праздники отдыха для выпускников школ.

Традиционной для музея формой являются экскурсии, дающие общее представление о музее, тематические - по отдельным историческим периодам и событиям в крае. Наряду с традиционными в музее используются и другие формы массовой работы: лекции, беседы, игры-занятия, уроки, встречи с интересными людьми.

Приоритетным направлением в сфере научно-просветительной работы стала пропаганда культурного наследия. Для детей дошкольного возраста разработаны мероприятия «Что такое ремесло», «Крестьянский быт Шебекинского уезда XIX в.» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учащимся начальных классов музей предлагает мероприятия «Без пословицы речь не молвится» (о малых жанрах фольклора), «Село мое, село твое, село наше» (об истории с. Купино), «Ремесло старинное и

вечное» (народное творчество Белгородского края), «Из истории самовара», «Широкая масленица» и др.

Учащиеся старших классов могут многое узнать о природе, истории, культурных традициях края, посетив мероприятия «Русская кухня», «Мир русской избы», «Природные ресурсы края» и др. На мероприятиях используются материалы не только экспозиции, но и фондов музея. Многие мероприятия сопровождаются показом видеофильмов, диапозитивов, диафильмов.

Активное участие в проведении военно-патриотических мероприятий принимают ветераны Великой Отечественной войны. Организуются уроки мужества, встречи, беседы.

Проводятся внемузейные мероприятия: лекции, выставки-передвижки. Широк охват тем: «История Шебекинского края», «Трудовые и ратные подвиги белгородцев», «Мастера слова земли Белгородской», «Из истории развития гончарного промысла». В проводимых мероприятиях широко используется демонстрация музейных предметов, фотографий, слайдов, вещественных материалов.

Не разрушая традиционных форм музейного просветительства и учитывая меняющиеся запросы и потребности аудитории, инновационный процесс дополняет их новыми приемами, отвечающими современному уровню музейных технологий и современному этапу востребованности музея социумом. Культурно-образовательная деятельность предполагает развитие широкого репертуара форм и тем взаимодействия с учебными заведениями. В отличие от 1990-х годов, когда в структуре музейной аудитории преобладали туристы (взрослые посетители), а главной формой была обзорная экскурсия, в настоящее время Купинский музей по ряду причин ориентирован на детей дошкольного возраста и учащихся школ, колледжей, вузов. Причем внутри этой аудитории внимание сосредоточено на дошкольниках и школьниках.

Студенты, более самостоятельные в личных предпочтениях и интересах, в некоторой степени находятся на периферии научно-просветительской работы музея. В отношениях с вузами, с профессиональным образованием, как и раньше, преимущественное внимание уделяется экскурсионным про-

граммам, а также лекционным курсам и музейной практике по гуманитарным специальностям, что предполагает освоение студентами основ музееведения, ознакомление с особенностями музейной работы и спецификой музея народной культуры.

Остановимся более подробно на некоторых формах совместной деятельности музея традиционной культуры с. Купино и образовательных учреждений.

1. Абонемент «Свет Купино». Целью абонемента является проведение музейных занятий, направленных на развитие творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Задачи абонемента:

• Познакомить ребенка с музейной культурой на примере традиций русской семьи;

• Сформировать целостное представление о музейной среде;

• Развить стремление и стойкий интерес к народному творчеству;

• Сформировать основы общей культуры ребенка;

• Поощрять творческую деятельность ребенка.

1. «История в зеркале быта». Задачи:

- познакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, этикетом приема гостей) на основе экспозиции крестьянской избы;

- познакомить с традициями чаепития на Руси;

- сформировать в сознании детей чувство сопричастности крестьянской культуре через игру и фантазию.

Основной метод - сюжетно-ролевая игра.

2. «Рождественская сказка» (январь). Задачи:

- в игровой, театрализованной форме познакомить детей с народными обычаями празднования Рождества;

- дать представление о традициях празднования Рождества на Руси.

Основной метод - театрализация.

3. «Потешный промысел». Задачи:

- продолжить погружение детей в мир русской старины;

- активизировать восприятие прошлого русского народа через народные игры и игрушку как этнографический источник;

- развить у детей интерес к народному искусству;

- при содействии мастеров народного творчества научить детей изготавливать традиционные куклы-закрутки и раскрашивать игрушки из глины.

Основной метод - погружение в историко-культурную среду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. «Душа моя, Масленица». Задачи:

- познакомить детей с традициями проведения народного праздника Масленицы;

- посредством формы подачи информации активизировать внимание ребенка и усилить интерес к содержательной стороне действа;

- вызвать доверие ребенка органичностью происходящего и расположить его к соответствующему обстановке поведению;

Основной метод - театрализация.

5. «Крестьянское подворье - оплот для большой семьи» (апрель). Задачи:

- продолжить знакомство детей с укладом крестьянского подворья;

- дать детям представление о флоре и фауне Белгородчины, используя загадки, пословицы, поговорки;

- ввести в активный словарь понятия «подворье», «изба», «амбар»;

- познакомить детей с ветряной крупорушкой и обратить их внимание на ее значение в жизни крестьянской семьи.

Основной метод - вопросно-ответный.

6. «Пикник в Купино» (май). Содержание:

- подведение итогов, награждение лучших работ;

- игровая программа с участием профессионального фольклорного коллектива.

2. Этностудия - это трехгодичный цикл игровых и театрализованных занятий, проводимых как на специально оборудованной площадке, так и непосредственно в залах музея традиционной народной культуры. Эмоциональную насыщенность эти занятия приобретают благодаря включению в беседу с детьми фольклорных текстов, в первую очередь сказок. Поэтому программа этностудии носит название «Сказочная этнография».

Кроме музейного педагога, в работе этно-студии принимают участие и другие специалисты: профессиональный художник, музыкант и мастера прикладного творчества, обучающие детей основам изобразительного

искусства и различным видам художественного творчества. Лучшие рисунки и поделки демонстрируются на музейных выставках.

Программа «Сказочная этнография» предполагает прохождение учащимися трех образовательных ступеней.

Первая ступень (дети 6-7 лет). Знакомство с русской стариной. Мифологические и фольклорные сюжеты. Мир дикой природы (лес и водная стихия), дом (крестьянская изба) как обжитое человеком место, возделанная нива.

Вторая ступень (дети 7-8 лет). Будни и праздники русской деревни. Детский народный календарь.

Третья ступень (дети 8-9 лет). Человек и природа. Традиционные занятия, обычаи и обряды народов России.

Приобщение к истокам родной культуры, воспитание уважительного отношения с традициями других народов способствуют формированию у детей этнического самосознания, исторического мышления и подлинной культуры. Этностудия помогает каждому ребенку проявить творческие способности и одновременно приобрести знания и практические навыки, способствующие раскрытию его как личности.

3. Музейные занятия - это сочетание экскурсии, лекции, игры. Оно проходят с использованием подлинных материалов археологических, этнографических, историко-бытовых экспедиций и наглядных музейных пособий. Участники занятий выполняют творческие задания, лучшие из которых отмечаются памятными призами.

Музейные занятия проводятся по всем периодам и темам истории России с древнейших времен и до начала ХХ века, а также по действующим в музее выставкам.

Например, тема «В какой одежде ходили прежде?». Основная сюжетная линия занятий - знакомые ребенку сказки: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка». Это улучшает восприятие детьми темы занятия. Основной видеоряд - куклы в старинной одежде, сшитой для них по точным выкройкам из ткани, по цвету и фактуре аналогичной средневековой, а также предметы быта из коллекции музея, предметы музейного значения, привезенные из

краеведческих экспедиций. Это прялки, гребни, веретена и т. п.

1. В какой одежде ходили прежде?

2. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

3. Как рубаха в поле выросла.

4. Боярская дочь Василиса и боярский сын Феденька.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Или это может быть цикл тем «Преданья старины глубокой».

Встреча первая. Сказочной тропой в мир восточных славян. Знакомые с раннего детства русские сказки по-новому будут осмыслены участниками занятия. Видеофрагменты и археологические памятники экспозиции музея позволят погрузиться в удивительный мир древности, узнать о жизни восточных славян VII-VIII вв., их верованиях и обычаях, некоторые из которых присутствуют в современной жизни и по сей день.

Встреча вторая. Древнерусские былины. Участники занятия перенесутся в Русь былинную, посмотрев фрагменты из художественных фильмов об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Садко, услышав фрагменты известных музыкальных произведений. Экспозиция музея познакомит с теми историческими памятниками, которые «окружали» былинных персонажей: помогали им в ратном деле, сопутствовали в мирных трудах.

Встреча третья. Русь под игом. Занятие расскажет о времени монгольского ига и борьбе русского народа с завоевателями. Посетителей ждут фрагменты мультипликационных фильмов и знакомство с музейными предметами, среди которых вещи, найденные на полях сражений, ювелирные изделия, прекрасные образцы иконописи, рукописи и книги, а также другие уникальные памятники.

4. Бенефис одного экспоната. Бенефис (benefice (франц.) - выгода, польза) - форма, которая рассчитана на наличие категории учащихся, регулярно посещающих музей. Общим для нее является особый интерес к подлиннику, желание узнать самые разные подробности о людях, чья жизнь или творчество были связаны с данным предметом.

Цель:

- через знакомство с подлинником вызвать интерес и уважение к отечественной истории;

- на фоне яркого эмоционально-чувственного восприятия дать ощущение целостности культурного наследия и неразрывности связи времен;

- формировать чувство уважения к Музею, как к хранилищу объективных свидетельств истории.

Задачи:

1. Критерий выбора экспоната:

- подлинник (как полномочный представитель своего времени);

- функционально законченное устройство;

- уникальность, этапность, историческая значимость;

- аттрактивность.

2. Круг вопросов, которые должны стать составными элементами «бенефиса»:

- техническая характеристика экспоната: место в истории развития научно-технической мысли;

- описание тех технических идей, которые остались практически неизменными в течение последующего времени, в современных аналогах;

- галерея портретов людей: создатель -автор, круг его знакомств, круг его интересов; владельцы или те люди, судьба которых связана с данным предметом, или с ее автором;

- временная привязка, дающая характеристику эпохи (популярные и известные литературные произведения, исторические события, известные личности); одна из целей временной привязки - показать неразрывность, целостность исторических процессов, многогранность понятия.

3. Культурное наследие:

- аргументация критерия выбора конкретного экспоната в соответствующей коллекции;

- легенда приобретения экспоната музеем (если таковая имеется).

5. Музейная гостиная. Форма культурно-образовательной деятельности музея, когда навстречу со школьниками приходят знаменитые мастера народных промыслов или просто интересные люди Земли Белгородской гончар Виталий Никитович Калашников; ткачиха Александра Сергеевна Под-ставкина; кружевница Вера Федоровна Лихачева; вышивальщицы Мария Николаевна Оленина, Елизавета Федоровна Суетина; печник, столяр Валерий Васильевич Кику;

мастер изготовитель оружия и доспехов Василий Михайлович Шиповский; певуньи Татьяна Алексеевна Долженко, Пелагея Яковлевна Енина, Анна Петровна Ишкова, Надежда Семеновна Остапова.

Действо происходит в дружеской, теплой обстановке. Во время лекции-диалога используются музейные предметы как основа познания. Так у школьника создается целостно-ориентировочное представление о деятельности мастера.

6. Клуб исторической реконструкции. Основная цель клуба исторической реконструкции - пробуждение интереса к отечественной и мировой истории, изучение народной культуры и быта; воссоздание исторических событий и персонажей методом исторической реконструкции для воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, ее героическому прошлому и веры в великое будущее России. Занятия клуба проходят в классе «Русское оружие».

7. Музейные фольклорные и этнографические праздники. Эта форма ориентирована на активное творческое участие старших школьников и студентов и приурочивается к традиционным национальным, религиозным, профессиональным праздникам, знаменательным датам в жизни музея. В структуру праздников включается знакомство с новой экспозицией, выставкой, приуроченной к данному событию, концерт фольклорного, этнографического ансамбля, викторины, олимпиады, народные игры, гуляния. Площадкой для проведения праздников служит пространство музея и околомузейной территории.

8. Клубно-кружковая работа. Кружки -одна из наиболее удачных и не устаревающих форм работы с детьми. Именно в музее предоставляется возможность удачного сочетания теоретических и практических занятий с подростками. Ребята не только пополняют свои знания по древней истории, краеведению, народной культуре при прослушивании лекций и экскурсий на экспозиции, но и изучают тематическую литератору, работают с фондовыми материалами.

Кружок «Юный гончар» представляет собой одну из форм деятельности Купинско-го музея. На занятиях кружка учащиеся знакомятся с историей гончарного ремесла, получают представление об изготовлении ху-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дожественной керамики, на личном опыте ощущают сложность и тонкость работы с изделиями из керамики, овладевают гончарным и ткацким ремеслами.

Такой многолетний и многоэтапный проект, каким предполагает быть гончарный кружок (а он рассчитан на 3 года обучения для школьников среднего звена и на 2 года -для старшеклассников), требует к себе системного подхода. Одной из сторон такого подхода являются педагогические технологии, методы и приемы которых используются как школьными, так и музейными педагогами.

Клуб юных любителей народного искусства приглашает учащихся И-Х классов ознакомиться с разнообразием коллекций Купинского музея и научиться воспринимать произведения народного изобразительного искусства.

Цель Клуба - через активизацию художественно-творческих способностей детей, их познавательного интереса к постижению языка и истории изобразительного искусства воспитать истинных любителей народного искусства, способных размышлять над художественными произведениями и давать им собственную оценку.

Занятия с детьми дошкольного возраста осуществляются как в дошкольных учреждениях, так и в музее по индивидуальным программам с учетом специфики каждого детского сада на основе ежегодно заключаемых договоров.

Студия творческого развития. Задачей студии является раскрытие творческого потенциала детей от 4 до 8 лет и формирование основ изобразительной грамотности и музейной культуры. Занятия проходят на экспозициях Купинского музея, в гончарной мастерской, на окружающем музей крестьянском подворье. Содержанием занятий является рисование, игры в музейной среде в сопровождении музыки, знакомство с бытом русского народа, видами и жанрами народного изобразительного искусства, а также работа с художественными материалами.

Школа народных мастеров. Обучение в школе народных мастеров позволяет работать с учащимися по долговременной программе, имеющей следующие направления: сохранение в крае традиционной среды, ее изучение, творческое освоение и развитие;

воспитание любви к традиционным отечественной культуре и отечественным духовным ценностям; формирование национального самосознания, исторической памяти и чувства патриотизма; подготовка народных мастеров художественных промыслов (ткачество, вышивание, гончарные, столярные работы и пр.). Так, в гончарной мастерской работой руководит мастер-гончар Виталий Никитович Калашников. Мастер учит детей работать на гончарном круге, вылепливать из глины и обжигать копии старинных игрушек, свистулек. В ткацко-прядильной мастерской обучение древнему ткацкому ремеслу ведет Людмила Романовна Долженко. На ткацких станках учащиеся ткут цветные дорожки из лоскутов, холсты из ниток.

9. Музейная практика для старшего школьного возраста. Программа музейной практики рассчитана на два года обучения. Она содержит теоретический курс по основам музейного дела и практические занятия.

На первом году обучения программа предусматривает общее знакомство с музеем (экспозиции, фондохранилище, научный архив и библиотека; цели и задачи научно-экспозиционного, научно-фондового отделов). В течение года учащиеся усваивают азы музейного дела, учатся выступать перед аудиторией, приобретают навыки выставочной и оформительской работы. В конце года проводится родительское собрание, на котором учащиеся демонстрируют родителям умение провести экскурсию, и им вручают удостоверение экскурсовода.

Программа второго года обучения предполагает углубленное знакомство с научно -фондовой работой, библиографическую практику, изучение методики массовой работы.

10. Музейная школа для студентов педагогических учебных заведений. Цель школы - научить студентов методам музейной работы, чтобы, став учителями, воспитателями дошкольных учреждений, они смогли проводить занятия для дошкольников и школьников в залах музея.

Формой творческого контроля полученных в музейной школе знаний является проведение деловой игры «Создаем музей». Ее цель заключается в выявлении творческого потенциала участников игры, предоставлении возможности каждому выбрать и осваивать в предлагаемых рамках тот вид деятельности, который отвечает особенностям характера и наклонностям, возможности найти свое место во временном творческом коллективе.

Таким образом, анализ культурно-образовательной деятельности музея традиционной народной культуры, а также его форм совместной деятельности с образовательными учреждениями показал, что:

- Купинский музей традиционной народной культуры является важнейшим элементом региональной культуры;

- культурно-образовательная деятельность музея входит составной частью в региональный компонент культурологического образования, в котором изучению местных народных традиций отводится решающая роль.

Поступила в редакцию 13.09.2005.