Научная статья на тему 'Этнографическая культура как региональный туристский ресурс (на примере Белгородской области)'

Этнографическая культура как региональный туристский ресурс (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
337
64
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ETHNOGRAPHIC CULTURE / ETHNOGRAPHIC TOURISM / BELGOROD REGION

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Комарова Марина Евгеньевна

В статье рассматривается богатство этнокультурных ресурсов регионов России, специфичность этнокультуры и возможность ее использования для формирования туристского имиджа территории и развития этнографического туризма. Важнейшей задачей развития данной отрасли является увеличение потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями, богатым туристско-рекреационным потенциалом и высоким уровнем развития туризма. Автор отмечает, что решение этой задачи требует активной пропаганды этнокультурного многообразия страны и выделяет основные предпосылки развития этнографического туризма. В статье конкретизируется понятие этнографического туризма, определены его особенности, виды и отличительные черты, приведены рекомендации по разработке анимационных программ этнографических туров. Определено, что структура анимационных программ этнографического туризма должна быть разнообразна, в ее состав могут входить различные компоненты: народные праздники, история и архитектура в совокупоности с традициями народного зодчества, литературное наследие, агрокультура, национальная кухня, фольклор, народные ремесла и промыслы. Автором обобщен опыт развития этнографического и сельского туризма в Белгородской области по всем компонентам анимационных программ и разработан ряд концептуальных мероприятий для дальнейшего позиционирования этнокультурного наследия и привлечения туристов в регион.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Комарова Марина Евгеньевна,

ETHNOGRAPHIC CULTURE AS A REGIONAL TOURISM RESOURCE (EXPERIENCE OF BELGOROD REGION)

The article considers the richness of ethnic and cultural resources of Russia regions, the specificity of the ethnic culture and the possibility of its use in creation the tourist image of the area and the ethnographic tourism development. The increasing of the tourist flow in the central zone of the European part of Russia (Central Federal District) is the most important objective of the tourism sector. Central Federal District has the highest socio-economic indicators, the rich touristic and recreational potential and high level of tourism development. But, as author notes, tourism development in CFD requires the active promotion of ethnic and cultural diversity of the country. Author also highlights the main preconditions for the development of ethnographic tourism. The definition of ethnographic tourism is specified, its characteristics, types and distinctive features are determined. The recommendations for the development of animation programs ethnographic tours are given. Author pays the attention on the demand for diversification of structure of animation programs ethnographic tourism; its composition have to include various components: folk festivals, history and architecture altogether with the traditions of folk architecture, literary heritage, agriculture, national cuisine, folklore, folk arts and crafts. The author summarized the experience of ethnographic and rural tourism in the Belgorod region and developed a number of conceptual activities to further positioning of ethno-cultural heritage and attract tourists to the region.

Текст научной работы на тему «Этнографическая культура как региональный туристский ресурс (на примере Белгородской области)»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/14535

Комарова Марина Евгеньевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Российская Федерация);

канд. геогр. наук, доц.; e-mail: komarova@bsu.edu.ru

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматривается богатство этнокультурных ресурсов регионов России, специфичность этнокультуры и возможность ее использования для формирования туристского имиджа территории и развития этнографического туризма. Важнейшей задачей развития данной отрасли является увеличение потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями, богатым туристско-рекреационным потенциалом и высоким уровнем развития туризма. Автор отмечает, что решение этой задачи требует активной пропаганды этнокультурного многообразия страны и выделяет основные предпосылки развития этнографического туризма. В статье конкретизируется понятие этнографического туризма, определены его особенности, виды и отличительные черты, приведены рекомендации по разработке анимационных программ этнографических туров. Определено, что структура анимационных программ этнографического туризма должна быть разнообразна, в ее состав могут входить различные компоненты: народные праздники, история и архитектура в совокупоности с традициями народного зодчества, литературное наследие, агрокультура, национальная кухня, фольклор, народные ремесла и промыслы. Автором обобщен опыт развития этнографического и сельского туризма в Белгородской области по всем компонентам анимационных программ и разработан ряд концептуальных мероприятий для дальнейшего позиционирования этнокультурного наследия и привлечения туристов в регион.

Ключевые слова: этнографическая культура, этнографический туризм, Белгородская область.

Россия располагает огромным потенциалом для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, большое этническое разнообразие. Культурная идентичность находит отражение во внешности, вере, языках, менталитете и традициях жителей России, представляет интерес для других народов, тем самым стимулирует развитие этнографического туризма в стране.

Почти в каждом регионе России, на сегодняшний день, получают развитие проекты в области этнического и этнографического туризма. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, реализовать возможность ближе познакомиться со своей национальной культурой и погрузиться в ее традиции.

Важнейшая задача развития этнографического туризма в ближайшие десятилетия - увеличение потока туристов в центральную зону европейской части России, характеризующуюся наиболее высокими социально-экономическими показателями, богатым туристско-рекреационным потенциалом и высоким уровнем развития туризма.

По определению В.И. Зорина и В.А. Квартального, этнографический туризм представляет собой вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории [3]. Другими словами, этнографический туризм выступает формой историко-литературного наследия региона, которая основана на интересе потенциального потребителя к подлинной

жизни народа, к народным традициями, обрядам, культуре и творчеству. Именно специфичность этнокультуры и определяет ее привлекательность для иностранных туристов, являющихся представителями других культур. Наиболее четко и ярко эт-нокультура проявляется в этнических традициях, символике, различных формах материальной культуры, фольклоре. Объекты этнографического туризма обычно содержат информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры.

Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически для любой категории туристов - как для жителей региона, так и для иностранцев, как для молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков, так и для возрастной категории людей, имеющих различную мотивацию к путешествиям. Однако это туристское направление не достаточно популярно в России и не распространено среди широкого круга потребителей.

Центральная Россия (Центральный федеральный округ, ЦФО) обладает бесспорным конкурентным преимуществом перед такими богатыми этнокультурными ресурсами макрорегионами, как Поволжье, Урал или Русский Север, которые являются историческими очагами становления русского этноса и имеют сложившийся имидж широко известных центров народной культуры [1]. В последние годы происходит стремительное этнокультурное возрождение посредством реконструкции фольклора, быта, промыслов, народных обрядовых действ и т.п., оптимизируется создание этнопарков, национальных деревень, разрабатываются специальные программы этнокультурного туризма с посещением заповедных уголков многонациональной России. Многие регионы, благодаря стремлению людей вернуться к своим национальным корням, инициируют возрождение или занимаются развитием многообразных, самобытных и уникальных видов народных художественных промыслов и ремесел. Особую роль в этом процессе должен сыграть ЦФО, исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России [2].

Формирование регионами имиджа неповторимых и уникальных туристских центров этнографического туризма требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны. К предпосылкам развития этнографического туризма в России можно отнести следующее:

- высокую степень этнического разнообразия населения, проявляющуюся не только в национальном или макрореги-ональном масштабе, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, сельских поселений);

- уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

- необходимость эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности - с низким рейтингом туристских предпочтений туристов [1].

Российским регионам есть что показать и иностранным гостям, и соотечественникам, но чтобы привлечь внимание потенциальных туристов, удовлетворить их потребности и пожелания, необходимо создать конкурентоспособные продукты на внутреннем туристском рынке [10].

Одним из направлений этнографического туризма является аборигенный туризм - это форма этнографического туризма с участием представителей коренного населения в анимационных программах этнографических туров. Использование анимационных программ в сфере этнического и бытового туризма помогает наиболее ярко и разнообразно представить программу тура [7].

Программа этнографических туров должна быть составлена с учетом интересов туристов, увлекающихся фольклором, интересующихся историей и национальными особенностями данного региона. Целесообразно снабдить экскурсионные автобусы аудиокассетами с записями национальной музыки для воспроизведения ее во время длительных переездов, что

подготавливает туристов к восприятию темы, а гид может прокомментировать музыкальное сопровождение. Не лишним будет посещение тех мест, где туристы смогут приобрести на память изделия народных промыслов, поэтому при организации туров необходимо оставлять туристам свободное время для отдыха, прогулок и покупок. При разработке анимационных программ необходимо включать посещение фольклорных праздников, концертов русских народных коллективов. Привлекательным является личное участие туристов в плясках, хороводах, играх и т.д.

К сожалению, использование этнографических объектов в качестве анимационных часто сопряжено с рядом проблем. Некоторые по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но находятся в недостаточно хорошем для осмотра состоянии или имеют плохую транспортную доступность. Однако одиночные этнографические объекты, т.е. разбросанные на территории различных территориальных единиц и поэтому не включенные в экскурсию, могут быть прекрасным объектом при условии грамотно составленной анимационной программы.

Структура анимационных программ этнографического туризма должна быть разнообразна, в ее состав могут входить различные компоненты: народные праздники, история и архитектура в совокупо-ности с традициями народного зодчества, литературное наследие, агрокультура, национальная кухня, фольклор, народные ремесла и промыслы.

Перечисленные компоненты анимационных программ с успехом реализуются в Белгородской области. В соответствие с целями настоящего исследования рассмотрим их отдельные характеристики.

1. Для организации анимационных событийных туров большое значение имеет использование календаря праздников и знаменательных событий. Такие туры вызывают интерес туристов к тем или иным датам, а личное участие в анимационной программе делает их незабываемыми [9]. Так, на фестивале народности и исторической реконструкции «Маланья», который проходит в Прохоровском районе, можно

познакомиться с фрагментами праздников народного календаря, обычаями, обрядами, поучаствовать в народных играх. В день праздника Святой Троицы в Чер-нянском районе проходит международный фольклорный фестиваль «Лето красное» с участием фольклорных коллективов.

2. Наличие уникальных исторических объектов также может предопределить успешное развитие этнографического туризма в регионе. Крепости, усадьбы, дворцы, храмовые постройки и другие архитектурные объекты являются важными элементами туристско-анимационной программы и охотно посещаются туристами. На архитектуре Белгородской области сказалось пограничное положение и влияние Украины, даже обычные деревенские дома по своему строению напоминают украинские хаты. Храмовая архитектура также имеет свои особенности: для крыш храмовых построек характерны плавные рельефные черты. В регионе под государственной охраной находится более 2131 объекта истории и культуры. Уникальным археологическим памятником славянорусской культуры является Хотмыжское городище, не меньший интерес представляют объект духовного наследия Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь с его подземным храмом и уникальным иконостасом, основанный в XVII в., единственное в области шестиэтажное, бревенчатое, рубленое здание мельницы купца Баркова.

3. Литературные памятники региона имеют меньшую привлекательность по сравнению с другими элементами культуры, но все же составляют существенный анимационный мотив и основу организации разноплановых анимационных программ. Особый интерес могут представлять книжные памятники Белгородчины: коллекции рукописных книг, летописей, церковнослужебных произведений, труды знаменитых русских историков, которые хранятся в библиотечной коллекции Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

4. Этнографический туризм непосредственно связан с агротуризмом и сельским туризмом. Уровень развития сель-

ского хозяйства, экология и экологичность продуктов питания привлекают внимание любителей агротуризма, а также фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Белгородская область как агропромышленный регион уделяет большое внимание сельскому туризму. Наибольшее развитие он получил в Грайворонском районе, где созданы все условия для поддержания народных художественных промыслов и ремесел. В рамках этнографического туризма реализуется программа «Сохранение исторических и культурных ценностей Грайворонского края». В районе создается крупный туристический комплекс - базовое предприятие «Ремесленно-промысловый двор». Его задачи - сохранение, развитие и пропаганда традиционных народных художественных промыслов и ремесел, преемственность поколений, изготовление и реализация изделий мастеров и сувенирной продукции. Уже открыты ремесленные мастерские по различным видам народных промыслов и ремесел. На территории планируется обустройство крестьянского рынка, площадок для отдыха, гостевого домика, русской печи, детского городка, спортивной площадки, беседок, автостоянки. Не покидая территории комплекса, можно будет познакомиться с крестьянским бытом, пообщаться с домашними птицами и животными, собственноручно накормить их, покататься на лошади или на тракторе. При желании на огороде можно заняться прополкой, а на лугу - косьбой, затем отдохнуть в тени деревьев или прогуляться по фруктовому саду. На сегодняшний день в живописных уголках района расположено около 100 туристических усадеб, посетив которые каждый желающий сможет открыть для себя мир старинного грайворонского фольклора, попробовать блюда национальной кухни, ознакомиться с ремёслами, побывать на народных празднествах и гуляниях.

Одним из первых был создан туристический комплекс «Лесной хутор на Гранях». Сегодня комплекс предлагает следующие услуги: проживание в деревянных домиках с сеновалом на чердаке, знакомство с самобытной культурой края, участие

в народных праздниках, обрядах и гуляниях, дегустацию традиционных блюд из русской печи, мастер-классы по народным промыслам и ремеслам, посещение пасеки, крестьянского двора, музея под открытым небом и сувенирной лавки.

В программу специализированного этнографического тура также включаются различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, например, в сборе урожая или меда. В селе Почаево расположена усадьба пасечника «Петривки». Хозяева готовы предложить гостям экскурсию на пасеку, показать технологию пчеловодства, угостить душистым медом.

Сельская усадьба «Такушки» сумела соединить в себе современные удобства с настоящим русским колоритом. Хозяйка этой усадьбы - хранительница многих рецептов по приготовлению традиционных русских блюд в печи и душистого хлеба. Здесь гостям покажут вышитые рушники и подзоры, выбитые занавесы и шторы, тканые дорожки, ковры, полотенца и покрывала, вязаные носки. Хозяйка преподаст мастер-класс по ковроделию, вышивке крестом и гладью, ткачеству, выбивке и вязанию [6].

В Прохоровском районе созданы четыре туристских комплекса - «Русская усадьба», «Рыбацкая артель», «Слобода кочевников» и парк регионального значения «Ключи». В культурно-оздоровительном комплексе «Русская усадьба» находится конный манеж и есть возможность заняться конным спортом. В окрестностях туристического комплекса организованы конные маршруты. В районе на высоком уровне организованы познавательно-оздоровительные, культурно-исторические и этнографические туры по усадьбам. К числу объектов, готовых принять туристов, относятся подворье «Дубрава», родовая усадьба «Деревянные кружева» [8]. Усадьба представляет интерес не только в плане ландшафтного дизайна, но и в плане украшения подворья деревянной ажурной резьбой. «Русское подворье» - настоящий

музей предметов старины, призванный сохранять память и исторические корни для будущих потомков. Здесь гостей знакомят с предметами быта и старины: инструменты кузнеца, кирки, самовары, угольные утюги, лапти, телеги и многое другое.

По нашему мнению, развитие сельского и этнографического туризма на базе использования родовых усадеб позволит значительно повысить туристскую привлекательность Белгородской области [5].

Самым удачным проектом в области этнографического туризма можно считать новосозданный в 2011 г. в Прохоровском районе парк регионального значения «Ключи» рядом с деревней Кострома, на территории бывшей барской усадьбы помещика Константина Питры. В парк включена этнографическая деревня «На Ключах реки Псёл». Музей создан для сохранения культуры, традиций, народно-художественных промыслов района и для изучения этнографического прошлого края. Здесь можно познакомиться с традиционным русским укладом жизни и быта крестьян кон. XIX - нач. XX вв. На территории есть купель, пляж с прудом, «тропа здоровья» и «дерево желаний». Перед взглядом посетителей предстают семь подворий, каждое имеет свою тематическую направленность. Для воссоздания деревни по селам Прохо-ровского района искали заброшенные, но крепкие деревянные дома постройки времен соответствующего периода, которые были демонтированы и вновь собраны на территории музея.

Участников экскурсий встречают девушки в народных костюмах с хлебом и солью, гостей знакомят с бытовыми условиями жизни на Руси, для экскурсантов проводят мастер-классы по ложкарному искусству, плетению коклюшками, изготовлению кукол и оберегов. Все желающие могут принять участие в народных играх, забавах и хороводах, попробовать дымящиеся ароматные блинчики из русской печи с травяным чаем [12].

5. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Питание является неотъемлемым составляющим поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их

качество обязательно оставят след в воспоминаниях об отдыхе.

6. Фольклор проявляется в героическом эпосе, сказках, легендах, песнях, танцах, пословицах, загадках и т. п. Музыкальное наследие региона служит прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа. Так, Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» ежегодно собирает творческие коллективы и мастеров декоративно-прикладного искусства из России, Украины, Белоруссии, Польши. Он стал популярен и среди творческих коллективов других государств и является торжеством народной песни, музыки и души. Также на Белгородчине стал традиционным областной фестиваль «Узорный хоровод» с народными гуляниями, плясками, песнями и частушками, с показом традиционных хороводных фигур, свадебных обрядов. В рамках фестиваля «Белгородская слобода» проводятся презентации сельских подворий, выставка-ярмарка изделий мастеров-ремесленников, выступления народных фольклорных коллективов.

7. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о путешествии, один из приемов закрепления впечатления от турпоездки.

Для расширения и популяризации исторического, культурного и этнографического наследия и традиций региона в Белгороде создана автономная некоммерческая организация «Центр развития туризма и народных художественных промыслов «Золотая подкова». Центр принимает активное участие в создании и развитии на территории области научно-методических, культурно-образовательных, технологических организаций сферы народных художественных промыслов и ремесел; сети мини-гостиниц для организации индивидуального и коллективного туризма; оказывает содействие в распространении сувенирной и подарочной продукции, создаваемой мастерами-ремесленниками; в обучении мастерству в лучших традициях художественных промыслов и реме-

сел области; в организации внутреннего и сельского туризма. На базе Центра проводятся выставочные экспозиции по туристскому потенциалу городов и районов области; мастер-классы по различным видам традиционных ремесел; консультации по правовым, экономическим, техническим вопросам в сфере внутреннего и въездного туризма, а также в сфере охраны интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, связанной с туризмом. Центр также предлагает свои услуги по организации выставок, ярмарок, фестивалей, презентаций, корпоративных мероприятий в городах и районах области; проведению тематических экскурсий для различных возрастных и социальных групп населения [11].

Белгородская область является ярким примером сотрудничества органов власти федерального уровня с региональными администрациями в деле развития этнической народной культуры и туризма. С целью популяризации культурного наследия и туристско-рекреационного потенциала Правительство региона утвердило долгосрочную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013-2017 годы». Общий объём финансирования программы составляет 2,09 млрд. руб., средства будут выделены как из федерального, так и из областного бюджетов. Программа предусматривает создание и совершенствование областной нормативно-правовой базы развития туризма, модернизацию туристских объектов, продвижение туристского продукта Белгородской области на внутреннем туристском рынке и повышение квалификации кадров индустрии туризма. Особое внимание будет уделено развитию в регионе событийного, рекреационного, делового, сельского и религиозного туризма. В течение пяти лет на территории Белгородской области намечено построить ряд крупных туристско-рекреационных комплексов: зоопарковую зону «Яруга» в Грай-воронском районе, «Серебряную подкову» - в Валуйском районе, парки «Белая крепость» и «Сказочный лес» в Белгороде и музейный комплекс на базе усадьбы князей Юсуповых в Ракитянском районе.

Таким образом, сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления. На сегодняшний день в Белгородской области в сфере сельского и этнографического туризма уже достигнуты определенные результаты в рамках соответствующей программы, и в целом развитие этнотуризма в регионе не стоит на месте. Вполне возможно, что в ближайшем будущем регион будет принимать туристов из ближнего и дальнего зарубежья. Область располагает всем необходимым потенциалом для развития этнотуризма, имеет множество культурных объектов, накопила богатый опыт в разработке культурных анимационных программ.

По мнению автора, для дальнейшего развития и продвижения этнографического туризма в регионе необходимо реализовать ряд концептуальных мероприятий.

1. Разработать концепции и программы развития туризма и рекреации на ближ-не- (3-5 лет) и среднесрочную (6-12 лет) перспективу для всех муниципальных образований Белгородской области.

2. Составить атласы инновационных предложений применительно к разным муниципальным образованиям, которые должны использоваться как средство для инициации инвестиций в развитие туристской отрасли.

3. Разработать сценарии праздников, связанных с историко-культурной спецификой, юбилейными датами и событиями локальной истории. Примером может служить Ракитянский район, где стали традиционными Юсуповские собрания.

4. Возродить традиционные ярмарки и былую ярмарочную развлекательную культуру. В области уже стали традиционными фестивали-ярмарки «Белгородская слобода», «Хотмыжская осень и др.

5. Разработать новые туристские маршруты, основанные на уникальной истории, природе и культуре края.

6. Осуществлять поддержку местных традиционных ремесел, художественных промыслов через организацию фестивалей народной культуры и других культур-

ных акций (например, костюмированных спектаклей-визиток населенных пунктов).

7. Использовать местный фольклор, топонимику, «народную демонологию» для создания программ, посвященных тем или иным природным объектам. Например, памятник природы «У истоков Северского Донца», праздник реки Везел-ка или реки Псел, праздник бардовской песни у старого трехсотлетнего дуба в п. Дубовое.

8. Разрабатывать тематические программы, посвященные знаменитым личностям Белгородчины (М.С. Щепкин, Н.В. Станкевич, В.Ф. Раевский, Б.П. Шереметьев, Н.Ф. Ватутин, В.Г. Шухов).

9. Создавать новые знаки, актуализирующие историко-культурную специфику, память о местных событиях и связанных с данным регионом знаменитостях. Примером может служить установка памятника князю Ю. Трубецкому, первому белгородскому губернатору в центре г. Белгорода, открытие ресторана «Крепость», стилизованного под традиционное крепостное сооружение.

10. Организовывать события, связанные с традиционными для данной местности плодами сельского хозяйства или изделиями промышленного производства (например, праздник лука в с. Стригуны).

11. Организовывать народные праздники, театрализованные программы, связанные с датами народного и русского православного календаря. Так, уже стал традиционным праздник «Масленица» - про-

воды русской зимы, который с размахом отмечается в Белгороде и селах области.

12. Разрабатывать и реализовывать проекты муниципальных общественных, частных музеев по примеру Музея народной культуры г. Белгорода, Староосколь-ского дома ремесел, Дома народного творчества с. Ездочное Чернянского района, усадьбы-музея истории культуры Ра-китянского района, Центра традиционной культуры с. Купино Шебекинского района, Музея хлеба, Дома гуся и пр.

13. Актуализировать культурное наследие через акции новообретения забытых культурных ценностей, храмовых комплексов. В Валуйском районе Белгородской области воссоздан храмовый комплекс Новый Иерусалим. Это своеобразный аналог священного города.

14. Разрабатывать экскурсионно-ани-мационные проекты для музеев по примеру ремесленных мастерских с. Купино, где можно не только посмотреть глиняные кувшины, кузнечные изделия, но и попробовать себя в роли творца.

Реализация предложенных мероприятий позволит увеличить поток туристов в регион, даст толчок развитию этнографических туров в районах области, наименее привлекательных с точки зрения традиционных видов туризма, будет способствовать культурному, познавательному, духовному и патриотическому воспитанию общества, привлечению дополнительных средств на содержание памятников и объектов народной культуры.

Список источников:

1. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм в России: состояние проблемы и перспективы развития (региональный аспект) // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды IV Междунар. науч. - практ. конф. МГУ, Москва, 28-29.04.2009. М.: Диалог культур, 2009. С. 193-194.

2. Ганьшина Г.В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3. С. 78-84.

3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М.: Сов. спорт, 1999. 664 с.

4. Иванченко Д. Сельский туризм - экскурс в прошлое и настоящее // Белгородское бизнес-обозрение. 2010. № 11. С. 14-15.

5. Комарова М.Е., Комаров Р.К. Родовые усадьбы Белогорья как фактор развития сельского туризма // Актуальные вопросы экономической науки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: БГСА, 2012. С. 101-105.

6. Королева И.С. Потенциал развития сельского туризма в Центрально-Черноземном районе // Проблемы региональной экологии. 2012. № 2. С. 119-122.

7. Курина В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма. URL: http://tourlib.net/ statti_tourism/kurina.htm (Дата обращения: 12.10.2015).

8. Официальный сайт Прохоровского района. URL: http://www.admprohorovka.ru (Дата обращения: 12.10.2015).

9. ПугачеваА.И. Провинциальная культура как региональный туристский ресурс (на примере Ивановской области) // Туризм и гостеприимство без границ: тенденции и перспективы развития: Сб. мат. по итогам Междун. науч. - практ. конф. Иваново: изд-во ИГУ, 2013. С. 96-99.

10. Савченко И.М. Этнографический туризм - одна из перспективных форм развития туризма в регионе // Проблемы региональной экономики. 2012. № 3. С. 38-39.

11. Селезнева А. «Золотая подкова», или гостеприимная Белгородчина // Белгородское бизнес-обозрение. 2012. № 3. С. 10-11.

12. Управление по развитию туризма, рекреационных зон и народных промыслов администрации Прохоровского района. Этнографическая деревня «Кострома». URL: http://prohtur.narod2.ru (Дата обращения: 12.10.2015).

Marina E. Komarova

Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia) PhD in Geography, Associate Professor

ETHNOGRAPHIC CULTURE AS A REGIONAL TOURISM RESOURCE (EXPERIENCE OF BELGOROD REGION)

The article considers the richness of ethnic and cultural resources of Russia regions, the specificity of the ethnic culture and the possibility of its use in creation the tourist image of the area and the ethnographic tourism development. The increasing of the tourist flow in the central zone of the European part of Russia (Central Federal District) is the most important objective of the tourism sector. Central Federal District has the highest socio-economic indicators, the rich touristic and recreational potential and high level of tourism development. But, as author notes, tourism development in CFD requires the active promotion of ethnic and cultural diversity of the country. Author also highlights the main preconditions for the development of ethnographic tourism.

The definition of ethnographic tourism is specified, its characteristics, types and distinctive features are determined. The recommendations for the development of animation programs ethnographic tours are given. Author pays the attention on the demand for diversification of structure of animation programs ethnographic tourism; its composition have to include various components: folk festivals, history and architecture altogether with the traditions of folk architecture, literary heritage, agriculture, national cuisine, folklore, folk arts and crafts. The author summarized the experience of ethnographic and rural tourism in the Belgorod region and developed a number of conceptual activities to further positioning of ethno-cultural heritage and attract tourists to the region. Keyword: ethnographic culture, ethnographic tourism, Belgorod region.

References:

1. Butuzov A.G. Etnokul'turnyj turizm v Rossii: sostojanie problemy i perspektivy razvitija (regional'nyj aspekt) [Eth-no-cultural tourism in Russia: state and prospects of development issues (regional aspect)] // Turizm i rekreacija: fundamental'nye i prikladnye issledovanija [Tourism and recreation: fundamental and applied research]: trudy IV Mezhdunar. nauch. - prakt. konf. MGU, Moskva, 28-29.04.2009. Moscow: Dialog kul'tur, 2009. PP. 193-194.

2. Ganshina G.V. Osobennosti razvitija i sohranenija narodnyh hudozhestvennyh promyslov Central'nogo federal'nogo okruga [Peculiarities of national artistic trades development and protection in Central Federal District] // Sovre-mennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2011. Iss. 3. PP. 78-84.

3. Zorin I.V., Kvartal'nov V.A. Turistskij terminologicheskij slovar' [Tourist terminological dictionary]. Moscow: Soviet sport, 1999. 664 p.

4. Ivanchenko D. Sel'skij turizm - ekskurs v proshloe i nastojashhee [Rural tourism - excursion into the past and the present] // Belgorodskoe biznes-obozrenie [Belgorod Business Review]. 2010. Iss. 11. PP. 14-15.

5. Komarova M.E., Komarov R.K. Rodovye usad'by Belogor'ja kak faktor razvitija sel'skogo turizma [Family manors in Belogoriya as a development factor of the rural tourism] // Aktual'nye voprosy ekonomicheskoj nauki [Current issues of economic science]: materialy Mezhdunar. nauch. - prakt. konf. Belgorod: BGSA, 2012. PP. 101-105.

6. Koroleval.S. Potencial razvitija sel'skogo turizma v Central'no-Chernozemnom rajone [The potential for development of rural tourism in the Central Black Earth region] // Problemy regional'noj ekologii [Problems of regional ecology]. 2012. Iss. 2. PP. 119-122.

7. Kurina V. Kul'turno-poznavatel'nye vozmozhnosti etnicheskogo turizma [Cultural and educational opportunities ethnic tourism]. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/kurina.htm (Accessed on October 12, 2015).

8. Oficial'nyj sajt Prohorovskogo rajona [Official website of Prokhorovsky district]. URL: http://www.admprohorovka. ru (Accessed on October 12, 2015).

9. Pugacheva A.I. Provincial'naja kul'tura kak regional'nyj turistskij resurs (na primere Ivanovskoj oblasti) [The provincial culture as a regional tourism resources (experience of Ivanovo region)] // Turizm i gostepriimstvo bez granic: tendencii i perspektivy razvitija [Tourism and hospitality without borders: trends and prospects]: Sb. mat. po ito-gam Mezhdun. nauch.-prakt. konf. Ivanovo: Pub. ISU, 2013. PP. 96-99.

10. Savchenko I.M. Etnograficheskij turizm - odna iz perspektivnyh form razvitija turizma v regione [Ethnographic tourism - one of the most promising forms of tourism development in the region] // Problemy regional'noj eko-nomiki [Problems of regional economy]. 2012. Iss. 3. PP. 38-39.

11. Selezneva A. «Zolotaja podkova», ili gostepriimnaja Belgorodchina [«Golden Horseshoe», or welcoming Belgorod region] // Belgorodskoe biznes-obozrenie [Belgorod Business Review]. 2012. Iss. 3. PP. 10-11.

12. Upravlenie po razvitiju turizma, rekreacionnyh zon i narodnyh promyslov administracii Prohorovskogo rajona. Et-nograficheskaja derevnja «Kostroma» [The Office of Tourism Development, recreational areas and handicrafts of Prokhorovsky district administration. Heritage Village «Kostroma»]. URL: http://prohtur.narod2.ru (Accessed on October 12, 2015).

Рис. 1 - Этнографическая деревня «Кострома» в Прохоровском районе Белгородской области (фото М.Е. Комаровой)

Рис. 2 - Студенты каф. туризма Рис. 3 - Истоки реки Северский Донец

и социально-культурного сервиса НИУ «БелГУ» (фото М.Е. Комаровой) на VIII Фестивале-ярмарке славянской культуры «Белгородская слобода 2015» в г. Валуйки