Научная статья на тему 'Методика музейной педагогики в школе как уникальная воспитывающая и развивающая среда'

Методика музейной педагогики в школе как уникальная воспитывающая и развивающая среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1293
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ETHNOGRAPHIC MUSEUM / ЭКСПОНАТ / EXHIBIT / ЭКСКУРСИИ / EXCURSIONS / TRIPS / CREATIVE PROJECTS / ПОХОДЫ / ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глозман Е. С.

В статье представлена методика создания этнографического музея-мастерской, описаны виды деятельности школьников на уроках технологии и в системе дополнительного образования, организованной на его базе, проанализирована роль музея в воспитании и развитии учащихся школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSEUM TEACHING METHOD AT SCHOOL AS A KIND OF UNIQUE EDUCATIONAL AND DEVELOPMENT ENVIRONMENT

The article introduces the method of organizing an ethnographic museum workshop, set of students' activities in the compulsory Handicraft classes and in the after school classes based on that museum and its educational and development role at school are ana-lyzed.

Текст научной работы на тему «Методика музейной педагогики в школе как уникальная воспитывающая и развивающая среда»

4. РавенДж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - М.: Когито Центр,

1999.

УДК 371.381 ББК 79.1

МЕТОДИКА МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ШКОЛЕ КАК УНИКАЛЬНАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ

И РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Е.С. Гпозман, доцент, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, учитель технологии Центра образования № 293 г. Москвы, (495) 618-55-50

В статье представлена методика создания этнографического музея-мастерской, описаны виды деятельности школьников на уроках технологии и в системе дополнительного образования, организованной на его базе, проанализирована роль музея в воспитании и развитии учащихся школы.

Ключевые слова: этнографический музей, экспонат, экскурсии, походы, проекты.

THE MUSEUM TEACHING METHOD AT SCHOOL AS A KIND OF UNIQUE EDUCATIONAL AND DEVELOPMENT

ENVIRONMENT

Glozman Уе.8.

The article introduces the method of organizing an ethnographic museum workshop, set of students' activities in the compulsory Handicraft classes and in the after school classes based on that museum and its educational and development role at school are analyzed.

Keywords: ethnographic museum, exhibit, excursions, trips, creative projects.

«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим.

Кто владеет настоящим, тот владеет будущим.»

Л. Гумилев

Сегодня в стране идет активный поиск обновления педагогического процесса, переосмысливание самой сущности образования и воспитания. С этих позиций попытаемся осмыслить роль школьного этнографического музея-мастерской как уникальной воспитывающей и развивающей среды.

Центр образования № 293 города Москвы многие годы работает над созданием модели технологического образования школьников, возрождением и развитием ремесел России, введением этнокультурного компонента в учебно-воспитательный процесс.

Учебно-методический и этнохудожественный комплекс технологического образования, воспитания и профессиональной ориентации ЦО № 293 создан при активном участии учащихся, родителей, выпускников и учителей.

Комплекс включает:

1) кабинет технологии 1-4 классов и Музей игрушки;

2) слесарно-механическую мастерскую и Этнографический музей-мастерскую изделий труда, быта и декоративно-прикладного творчества из металла;

3) столярно-механическую мастерскую и Этнографический музей-мастерскую изделий труда, быта и декоративно-прикладного творчества из древесины;

4) мастерскую художественной керамики и Этнографический музей-мастерскую изделий труда, быта и декоративно-прикладного творчества из стекла и керамики;

5) мастерскую художественной ковки и исторической реконструкции и Этнографический музей-мастерскую изделий труда, быта и декоративно-прикладного творчества из металла;

6) мастерскую обслуживающего труда и Этнографический раздел предметов украшения одежды;

7) кабинет новой техники, информатики и профессиональной ориентации;

8) музей истории школы и Этнохудожественный раздел «Выставки работ и творческих проектов учащихся, родителей, выпускников и учителей».

Все музеи и разделы, размещенные в кабинетах и мастерских, объединены в единый этнографический музей-мастерскую «Школьное подворье», с основным фондом более 1500 и запасным - более 300 единиц хранения. В основу фонда легли материалы этнографических экспедиций и краеведческих походов, дары учащихся, выпускников, родителей, жителей района и учителей; работы мастеров народных промыслов; творческие проекты учащихся.

Материалы этнографических музеев размещены в мастер-

ских в виде «экспозиционных поясов», они доступны для обозрения и разнообразного использования.

Задачи образования и воспитания видятся нам не просто в усвоении учащимися суммы знаний и умений, а в воспитании просвещенной личности, субъекта культуры, путем создания разносторонних условий личного участия, сопричастности к живому опыту народной культуры.

В концепции этнокультурного образования в Российской Федерации [9, с. 5] сказано: «Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования, которое рассматривается как важнейший компонент этнокультурного образования».

У каждого музея своя история и свое лицо. Этнографический музей-мастерская рассматривается нами не в традиционном понимании музея - как иллюстрация к школьному учебнику, не как «довесок» к книжным знаниям, а как самодостаточный образовательный институт, инструмент познания, как целостная картина мира, хранилище народной памяти, эталонов и нравственных ценностей, как «школа вещей визуального восприятия», как средство приобщения к культурным ценностям, как деятельностное пространство, - как уникальная воспитывающая и развивающая среда.

Историю учащиеся должны видеть, щупать, пробовать на вкус. Одно дело рассказать им об основных приемах кузнечной ковки, другое - привести их в школьную кузницу, где не только показать эти приемы и готовые изделия, но и дать возможность воспроизвести этот прием многократно, изготовить свой шедевр кузнечного мастерства. В экспозиции этнографического музея-мастерской представлены и изделия, выкованные руками учащихся: светцы, жиковины, декоративные светильники, каминные наборы, декоративные решетки, кованые розы. Особый раздел музея - историческая реконструкция кольчатых и проволочных кольчуг ХП-ХШ веков - творческие проекты учащихся 7-11 классов.

Рядом подлинная деревянная утварь, игрушки, прялки, лапти, берестяной кошель, рубель и скалка, старинный руко-мой, самовары и чугунные утюги на любой вкус, ухват, старинная керосиновая лампа и творческий проект учащихся -действующая модель-копия Смоленской прялки начала 19 века. Этнографический музей-мастерская художественной керамики постоянно пополняется копиями глиняной утвари старинного быта и профессионально выполненными учащимися изделиями декоративно-прикладного творчества - подсвечниками, вазами, декоративными тарелками, игрушками.

Так, этнографический музей-мастерская предлагает качественно новый уровень освоения учащимся действительности,

ее исторического прошлого и настоящего, учит ориентироваться в предметном мире культуры.

Личное участие школьников в освоении наследия вытекает из самой природы механизма передачи традиций и заключается в освоении не только содержания, смысла народной культуры, но и средств их выражения (живопись, художественные ремесла, игра, устное народное творчество) в традиционных для народной культуры формах.

Реализация такой программы вносит новое содержание и в формы сотрудничества учителей с родителями, и в сотворчество детей и родителей: поиск предметов старины, этнографические походы и экспедиции, совместная разработка и изготовление творческого проекта, беседы о родословной, забота о материально-технической базе музейно-образовательного пространства.

Главными целями всей деятельности музея-мастерской являются: становление личности учащегося, развитие его творческих способностей в процессе ознакомления, погружения в нравственный, духовный, исторический, этический опыт поколений; формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям культуры, воспитание патриота своего края, своей родины; развитие творческих способностей, воображения; обучение школьника первичному понимания языка музея, умению видеть и воспринимать предметный мир культуры; формирование у школьника потребности в общении с ценностями культуры, способности бережного отношения к ним, обогащение его знаний о высокой предметной культуре наших предков и практическое овладение опытом этой культуры.

Проведенное нами исследование о наличии в школах Москвы и Московской области этнографических или краеведческих музеев показало следующую картину. Из 112 исследуемых школ, в 92 нет музеев такой направленности, в 9 есть небольшие экспозиции с такой тематикой и лишь в 11 школах (в основном с этнокультурным компонентом) имеются этнографические или краеведческие музеи.

Вывод - в каждой десятой школе имеется музей с этнографической или краеведческой направленностью, что, естественно, необоснованно мало.

Мы полностью согласны с мнением автора монографии «Музейное дело в России», который считает, что «... несмотря на наметившиеся тенденции системного подхода к проблеме участия музеев в образовательном процессе школ, в целом организация взаимодействия музея и школы носит стихийный характер» [4, с. 444].

Наш 30-летний опыт работы по взаимодействию музея и школы показал: музей-мастерская является центром учебно-воспитательной, музейно-педагогической, исследовательской, этнографической и краеведческой работы.

Практически все экспонаты различных разделов этнографического музея плодотворно используются на уроках истории, географии, литературы, москвоведения, технологии и в системе дополнительного образования, начиная с 1-го класса, что позволяет наглядно изучать историю труда, быта и художественного творчества, технологию изготовления, виды обработки различных материалов, инструменты и оборудование, историю декоративно-прикладного искусства, принципы художественной обработки материалов и т.п. Эти и другие учебные предметы школы оказались обеспечены интереснейшим фактографическим материалом, в котором музейный экспонат выступает связующим звеном между различными областями знаний, расширяет представления учащихся о реальном предметном мире.

Музейный экспонат (от лат. экспонатус - выставленный на показ) - это:

• образ времени;

• история труда и быта;

• духовный и национальный пласт культуры;

• малая Родина;

• учебно-наглядное пособие;

• банк объектов труда;

• база для научно-исследовательской творческой и проектной работы;

• настольная, предметная и материальная книга для ученика и учителя.

В содержание школьных программ образовательной области «Технология» и дополнительных образовательных программ для учащихся 1-11 классов ЦО № 293 введены этноху-дожественные курсы и разделы:

• по художественной ковке и исторической реконструкции;

• резьбе и росписи по дереву и деревянному зодчеству;

• художественной керамике и гончарному делу;

• бисероплетению и золотному шитью;

• народному костюму и дизайну одежды.

Наши музейно-образовательные программы являются программами развивающего базисного (основного) и дополнительного образования. В их основе лежит предметно-вещевой мир культуры, музейных предметов, историко-культурная среда как источник знаний и ценностных социально значимых ориентиров.

Значительное место в экспозициях музеев-мастерских занимают лучшие работы и творческие проекты учащихся: действующие модели прялок, копии самоваров, оружия ХУ-ХУ1 веков, инструментов, кольчуг, предметы декоративно-прикладного творчества. Мастерство передается «из рук в руки»: проводятся встречи с мастерами-профессионалами художественных ремесел, отчетные и персональные выставки учащихся, конкурсы по защите творческих проектов, мастер-классы для студентов педагогических вузов, учителей технологии и педагогов дополнительного образования.

Особое место в обучении старшеклассников на уроках технологии и в системе дополнительного образования отводим проектному методу обучения и защите творческих проектов. Одним из условий создания творческих проектов ставится включение в работу этнографического материала, раскрытие межпредметных связей, компьютерное сопровождение раскрываемой темы.

В содержание проектного метода обучения включены: метод проекта и его составляющие; исторический аспект становления проектного метода обучения; этапы проектной деятельности; основы художественного проектирования и конструирования; подготовка учащихся к выполнению проекта; критерии оценки проекта; подготовка технико-конструкторской документации; составление технологической карты; экономическое и экологическое обоснование.

Практическая, материальная часть проекта включает: обсуждение темы, идеи и постановка целей; совместная работа учащихся и преподавателя; самостоятельная работа учащихся; составление рабочих чертежей; подбор материалов, инструмента, оборудования; изготовление рабочего варианта изделия (проекта); обсуждение наработанного материала с учителем; устранение замечаний и изготовление окончательного варианта проекта; предзащита и устранение замечаний; презентация проекта.

Примерный перечень творческих проектов, выполненных учащимися 10-11 классов по материалам этнографического музея-мастерской «Школьное подворье»:

• домовая резьба в архитектуре русской избы. Украшение окон наличниками;

• декорирование резьбой по дереву предметов быта;

• солярные знаки и их назначение в украшении дома;

• деревянная посуда в крестьянском доме. Скобкарь северного типа;

• применение художественной ковки при создании каминных наборов;

• историческая реконструкция кольчатых доспехов;

• историческая реконструкция проволочных кольчуг;

• материальная культура пушкинской поры. Подвесной подсвечник;

• народный северный костюм.

Ведущее место в деятельности музея занимают этнографические экспедиции и краеведческие экскурсии. Как правило, этнографические экспедиции и краеведческие экскурсии проводятся во время зимних и летних каникул. Краеведческая работа признается специалистами одним из основополагающих рычагов становления и развития личности школьника, так как объединяет в себе комплекс познавательной, развивающей, физической, интеллектуальной и коммуникативной деятельности детей. Краеведческая деятельность позволяет накапливать ценный жизненный опыт, формирует активную жизненную позицию, навыки самостоятельной работы, ответственность - т. е. все, что послужит основой дальнейшей жизни.

Краеведческие экскурсии являются первой ступенькой для школьников в процессе непосредственного «живого» приобщения к истории, инициируют интерес к предметному миру народной культуры, заставляют ощутить себя частью целого разнообразного историко-культурного пространства.

Детские и юношеские впечатления и переживания подчас являются решающими в формировании мировоззрения, запоминаются на всю жизнь, являются бесценным эмоционально-интеллектуальным багажом.

Знакомство с памятниками истории, природы, народной культуры, музеями, достопримечательными местами, интересными людьми, среди которых, как правило, не последнее место принадлежит работникам музеев, краеведам-энтузиастам, экскурсоводам, мастерам народного творчества часто дает первый импульс к приобщению к этой удивительной, бесконечно интересной и разнообразной форме познавательного досуга. Большое значение имеет коллективность этой деятельности - активное неформальное общение на основе общности интересов помогает формированию и проявлению лучших качеств в каждом подростке.

Большое впечатление вызвала у участников краеведческая экскурсия в город Смоленск и его окрестности. Ведь именно здесь на хуторе Флерово, что у села Талашкино, Мария Клав-диевна Тенишева еще в середине Х1Х века основала удивительную сельскохозяйственную школу. В ней ребята ближайших деревень имели возможность освоить не только основы грамоты и счета, но и овладеть традиционными ремеслами. Здесь появился уникальный этнографический музей, собравший предметы быта из различных губерний России. В мастерских села Талашкино, работали Рерих, Репин, Малютин, Врубель!

Краеведческо-познавательный характер экскурсии включает такие аспекты, как приобщение к истории, зарождение интереса к миру материальной культуры, формирование гражданской позиции школьника. Как правило, такие экскурсии -краткосрочные, со стационарным базированием. Это позволяет совершить несколько радиальных экскурсий - как пешеходных (зимой они совмещаются с лыжными прогулками), так и автобусных. Проведение краеведческих экскурсий позволяет сформировать актив школьного музея, выявить способности и направленности личности подростка для дальнейшей совместной деятельности. Этому способствует и проведение во время экскурсии ролевых игр, конкурсов, защит групповых проектов. Большое значение имеет коллективность этой деятельности, общение в разновозрастном коллективе (ученики, родители, учителя). Это способствует созданию сплоченной команды единомышленников для дальнейших творческих дел.

Одной из форм работы несомненно является проведение этнографической экспедиции (похода), где не только собирается уникальный подлинный материал «из первых рук», но и накапливается необходимый опыт планирования и координирования работы коллектива, умения работы с информацией, ведения музейной документации (полевой дневник, описание экспоната и пр.), прививается вкус и умение найти ту или иную интересную с научной точки зрения вещь, документ, вербальную или видеоинформацию.

Практическая исследовательская деятельность в музейных

экспедициях стимулирует развитие способностей каждого участника, стремление к самообразованию, самореализации, вырабатывает жизненную позицию по отношению к сохранению и изучению истории и культуры края, дает многие практические жизненные навыки, расширяет кругозор, формирует мировоззрение школьника.

Опыт проведения этнографических экспедиций в Пряжев-ский район Республики Карелия, в Троицко-Печерский район Республики Коми, в Республику Алтай на Каракольские озера, в Архангельскую область, район Кенн-озеро, в Иркутскую область, на озеро Байкал и др. позволяет делать вывод о высоком потенциале данной формы деятельности как в воспитательно-познавательном плане, так и в плане физического развития школьников: формируются туристические навыки, приобретается опыт исследовательской деятельности.

Проведение этнографических экспедиций и краеведческих экскурсий способствует творческому самовыражению школьников, что играет несомненную роль в выборе будущей профессиональной деятельности.

Естественно, чтобы достичь зримого результата, работа с учащимися должна начинаться с самого раннего детства, в нашем примере - с первого класса, где они на уроках технологии или в системе дополнительного образования под руководством учителя создают свои, посильные для их возраста учебные проекты этнографической направленности.

Работа со школьниками младшего возраста особенно важна, т. к. именно здесь закладываются все основы, все начала. Наиболее доступный и легко осязаемый вид знакомства с миром - конкретные предметы музейных экспозиций. Необходимо научить младших школьников воспринимать окружающий предметно-вещевой мир не только таким, каким они его видят, но и во всем богатстве ассоциативных связей.

Концепция музея-мастерской как уникальной развивающей и воспитывающей среды позволяет конструировать такие связи.

Мы стремимся научить ребенка видеть красивое, отличать настоящее от подделок, типичное от типового, уникальное от тиражированного. А сделать это можно только на конкретном материале культурно-исторического наследия. Нельзя понять содержание народной сказки, пословицы или поговорки, не зная традиционного уклада русской деревни, планировки деревенской избы, топонимики. Такая база, закладываемая с детства, позволит ребенку понимать и постигать отечественную историю и культуру, постепенно переходя от простого к сложному, от частного к общему.

Так в процессе знакомства с народной культурой в младшем школьном возрасте начинается формирование национальных чувств, уважительного уважения к традициям и истории своего и других народов. Это особенно важно сегодня, когда так необходимо восстанавливать связь времен, обновлять национальную память народа. Такое воспитание следует начинать с раннего возраста, т.к. к 11-12 годам этап формирования национального сознания, согласно научным исследованиям, уже завершается. «Велик белый свет, но теплей своего края нет» - эта мудрость передавалась в народе из поколения в поколение.

Деятельность этнографического музея-мастерской помогает преодолеть присущие сегодняшнему поколению иронию, недоверие, а иногда и апатию, развить интерес, поставить вопросы, заставить думать, реализовать себя как творческую личность.

Этнографический музей мастерская - многотомная книга, в которой представлены история труда и быта, наша народная культура. Здесь зримо соединено прошлое, настоящее и будущее, творцами которых являются люди и время.

Литература

1. Глозман Е.С. Музей-мастерская и профессиональная подготовка учащихся (метод. рекомендации). Методический сборник «Школьные музеи». - М.: Изд-во ДЮЦТТ «Медведково», 1998.

2. Глозман Е.С. Использование этнографического и краеведческого материала в курсе материальных технологий. VI Международная конференция по «Технологии». - М.: МИПКРО, 2000.

3. Глозман А.Е., Глозман Е.С. Школа резьбы по дереву. -М.: Эксмо, 2007.

4. Музейное дело России. Монография / Под ред. М.Е. Каулен и др. - М.: Изд-во «ВК», 2005.

5. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы / Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2007.

7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. - М.: Интеллект-Центр, 2006.

9. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. -Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», Изд-во «Весть», 2006.

УДК 8.085 ББК 83.7

ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РИТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ З.И. Курцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ, (916) 327-27-56, [email protected]

В статье рассматривается проблема этической направленности риторической подготовки специалистов второго уровня профессионального образования - магистрантов. На примере специального курса «Риторика и этика» автор предлагает возможные пути более глубокого осмысления этического начала в античной и современной риторике, развития у магистрантов ответственного отношения к слову, речевому поступку.

Ключевые слова: этика, риторика, речевой поступок, риторическое образование магистранта.

ETHICAL ORIENTATION OF UNDERGRADUATE'S RHETORICAL EDUCATION

Kurtseva Z.I.

The article is about the problem of ethical orientation of the specialists' of the second level of professional education - undergraduate's -rhetorical education. By the example of the special course of studies "Rhetoric and ethics" author suggests the possible way of deeper understanding of ethical basis of antic and up-to-date rhetoric, the undergraduate's development of careful treatment of a word, speech action.

Keywords: ethics, rhetoric, speech action, undergraduate's rhetorical education.

Современное образование высшей школы претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура (без прежней подготовки специалиста с пятилетним обучением), в соответствии с подписанными несколько лет назад международными обязательствами России по участию в Болонском процессе, объединяющем более пятидесяти стран (в том числе почти всех европейских), с целью создания единого образовательного пространства.

В материалах XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций» (2007 г.) существенное внимание уделяется воспитательной компоненте. Так, в частности, в обсуждаемом проекте стандартов ВПО предполагается «развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, культурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности...»'.

В проекте государственных стандартов отмечается, что магистр филологии должен обладать как универсальными, так и общепрофессиональными компетенциями. Среди общих (универсальных) компетенций выделяется «способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности», а также умение «использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности» 2 .

Не менее важной задачей является формирование углубленных практических общепрофессиональных компетенций, в частности:

- владение различными способами речевого поведения в разных сферах коммуникации, в ситуациях предотвращения и урегулирования конфликтов;

- владение коммуникативными стратегиями, тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;

- умение использовать законы риторики в профессиональной деятельности3.

Как видим, роль риторического образования и риторики как учебной дисциплины довольно велика.

Риторическое образование, в нашем понимании, - это многоуровневая теоретико-прагматическая система, основной целью которой является обучение общению в разных сферах коммуникации, коммуникативно-речевое и нравственное совершенствование личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.

Подготовка магистрантов в МПГУ с дополнительной специализацией «Риторика» предусматривает изучение специального курса «Риторика и этика» с целью более глубокого осмысления этического начала в античной и современной риторике, осознания речевого поступка как риторической категории, а также развития у магистрантов желания использовать предмет риторики в качестве средства формирования коммуникативно-нравственной культуры подрастающего поколения.

Цель спецкурса «Риторика и этика», прежде всего, сводится к тому, чтобы рассмотреть этическую составляющую риторики

1 Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций. - Москва-Уфа, 2007. - С. 16

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Проект. - М., 2007. - С. 25

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Проект. - М., 2007. - С. 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.