Научная статья на тему 'О классификации современных базовых форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок)'

О классификации современных базовых форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2105
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФОРМА / БАЗОВАЯ ФОРМА / ПРОИЗВОДНАЯ ФОРМА / ПРЕДМЕТНОСТЬ / СТАТИЧНОСТЬ / MUSEUM-PEDAGOGICAL FORM / BASIC FORM / DERIVATIVE FORM / STATIC NATURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галкина Татьяна Васильевна

Статья посвящена представлению новой в музееведении классификации музейно-педагогических форм деятельности в российских музеях. При этом главным критерием является использование музейного предмета или музейной экспозиции. На основе этого критерия выделяется лекционный блок: лекция как базовая форма и производные формы. К важнейшим характеристикам лекционного блока относятся наличие музейного предмета или музейной экспозиции, а также статичный характер формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CLASSIFICATION OF MODERN BASIC FORMS OF MUSEUM-PEDAGOGICAL ACTIVITY AT RUSSIAN MUSEUMS

The article is devoted to the new classification of museum-pedagogical forms of activity at Russian museums in museum study. The main criterion is the use of museum item or museum exposition. On the basis of this criterion lecture bloc could be singled out: lecture as a basis form and derivative forms. To the most important characteristics of lecture bloc one could refer the availability of museum item or museum exposition and also static character of the form.

Текст научной работы на тему «О классификации современных базовых форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях (лекционный блок)»

УДК 37.02; 371

Т. В. Галкина

О КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ БАЗОВЫХ ФОРМ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ (ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК)

Статья посвящена представлению новой в музееведении классификации музейно-педагогических форм деятельности в российских музеях. При этом главным критерием является использование музейного предмета или музейной экспозиции. На основе этого критерия выделяется лекционный блок: лекция как базовая форма и производные формы. К важнейшим характеристикам лекционного блока относятся наличие музейного предмета или музейной экспозиции, а также статичный характер формы.

Ключевые слова: музейно-педагогическая форма, базовая форма, производная форма, предметность, статичность.

Развитие современного российского музея как коммуникационной системы в конце XX - начале XXI в. привело к введению в музейную практику значительного количества как новых музейно-педагогических форм, так и модернизированных традиционных форм. Такое разнообразие форм музейно-педагогической деятельности вполне соответствует современным требованиям развития инновационных музейных технологий, нацеленных на повышение роли аудитории в музейно-педагогическом процессе, когда посетитель музея становится «главным лицом», вступающим в диалог и отстаивающим свое мнение в музейной экспозиции. В связи с этим главной проблемой становится организация музейно-коммуникационного взаимодействия, позволяющего влиять на формирование музейной культуры посетителя. Особая роль в этом процессе отводится выбору и применению наиболее эффективных форм музейно-педагогической деятельности.

Однако в последнее время фиксируется некоторая неопределенность понятийного аппарата музейной педагогики, многочисленные разночтения в попытках идентификации форм музейно-педагогической деятельности. Так, в учебном пособии «Основы музееведения», опубликованном в 2005 г. Российским институтом культурологии и Государственным институтом искусствознания, в качестве базовых форм названы следующие: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), музейный праздник, историческая игра [1, с. 487]. Эти же формы перечислены и в учебном пособии «Я поведу тебя в музей...» М. Ю. Юхневич [2, с. 63]. Если с выделением таких исторически сложившихся базовых форм, как лекция, экскурсия и консультация, можно согласиться, то определение остальных названных форм в качестве базовых не представляется обоснованным. Остается невыясненным критерий отбора: по какому критерию были выделены данные формы в качестве базовых?

В классификации музейно-педагогических форм, предложенной музееведом О. А. Ботяковой, выделены два класса: класс элементарных (базовых, простых) форм и класс комплексных форм [3, с. 104]. К элементарным формам она отнесла экскурсию, лекцию, консультацию, музейное занятие, музейный урок, спектакль, концерт, дефиле (демонстрация моделей одежды), бал, мастер-класс. При этом критериями разделения элементарных форм на два типа послужили функции: образовательно-воспитательная и рекреационная. Так, производными от образовательно-воспитательной функции стали лекция, консультация, музейный урок и музейное занятие, а производными от рекреационной функции названы экскурсия, спектакль, концерт, дефиле, бал и мастер-класс. В связи с предложенной классификацией возникает ряд существенных вопросов: какова зависимость формы от функции? Почему экскурсия, историческая роль которой в образовании и воспитании аудитории общепризнанна, отнесена к производным от рекреационной функции? Произвольный характер закрепления связей между формами и функциями не позволяет применять данную классификацию в музейной практике.

Наряду с этим неясность в определении культурно-образовательных форм стала общим местом для научных статей, написанных музейными сотрудниками. Часто, описывая какое-то музейное событие, его называют и проектом, и программой, и музейным мероприятием одновременно. Видимо, наличие некоторой неопределенности категориального аппарата формирующейся научной дисциплины - музейной педагогики - является переходным периодом к институ-циализации понятийного аппарата молодой науки.

В связи с тем, что вопрос требовал решения, была проведена значительная работа по выявлению существующих форм музейно-педагогической деятельности в российских музеях и сделана попытка их классификации. Анализ литературы позволил выявить около 60 форм музейно-педагогической работы, практикуемой ныне в российских музеях. При этом в связи с выявившейся некоторой неопределенностью в названиях и содержании форм музейно-педагогической

деятельности существует необходимость разработки понятийного аппарата для более четкого их определения. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в музейной педагогике позволяет произвести классификацию современных форм музейно-педагогической деятельности, в основе которой лежит критерий использования музейного предмета или музейной экспозиции. Вводимый критерий является чрезвычайно важным при определении музейной формы деятельности и способствует более четкому разграничению музейного или немузейного содержания данной формы работы. Использование вышеназванного критерия позволило разделить музейно-педагогические формы на следующие: 1) базовые формы; 2) синтетические формы; 3) немузейные формы; 4) формы организации аудитории при музее.

Базовые формы - это исторически сложившиеся формы: лекция, экскурсия и консультация, в которых музейный предмет или музейная экспозиция являются неотъемлемой частью музейно-педагогического процесса. Рассмотрим первую базовую форму музейно-педагогической деятельности - музейную лекцию, которая представляет собой систематическое, последовательное устное изложение определенной темы с обязательным привлечением музейных предметов в качестве дополнительного источника информации и демонстрационного материала.

Необходимо отметить, что одними из самых ранних форм культурно-образовательной деятельности, устанавливающих коммуникационные связи между музеем и посетителями, были лекции. По мнению М. Ю. Юхневич, музейные лекции, для чтения которых первоначально приглашались ведущие специалисты в той или иной области знания (лекции по биологии в Политехническом музее в Москве читал К. А. Тимирязев, по физике - А. Г. Столетов и П. П. Лазарев, по воздухоплаванию - Н. Е. Жуковский) [2, с. 65], во многих музеях стали использоваться раньше других форм [4, с. 311]. Так, в музее Метрополитен (Нью-Йорк, США) всего через несколько недель после основания (1870) начали читаться лекции по искусству [5, с. 119]. Такие лекции, распространявшие знания и пропагандировавшие новые научные достижения, являлись настоящим событием общественной жизни и собирали большое количество музейных посетителей. В конце XIX - начале XX в. музейные лекции и экскурсии получили распространение как часть системы внешкольного образования.

Необходимо подчеркнуть, что музейная лекция является недостаточно эффективной музейной формой, оторванной от музейной экспозиции и не использующей ее потенциал. Тем не менее, как первая культурно-образовательная музейная форма, она является базовой музейной формой. Она выступает как традиционная, статичная, групповая, познавательная форма, хотя поведение аудитории колеблется от активного к пассивному.

Как статичная форма музейно-педагогической деятельности лекция послужила основой для создания новых статичных форм музейной работы. Производными от базовой формы лекции являются лекторий, музейный урок, школа в музее, учебный курс, дискуссия, конференция (научные чтения) и др. А в Выборгском замке (г. Выборг Ленинградской области) работает такая интересная форма музейно-педагогической практики как музейный лекторский десант, который выезжает в сельские школы с лекциями, занятиями и мини-выставками [6, с. 74]. Что касается беседы как музейно-педагогической формы, то ряд музеев использует эту форму работы, привлекательную присущей ей диалоговой структурой. Например, беседы по истории родного края на протяжении многих лет проводит сотрудник Зеленоградского краеведческого музея в одной из библиотек города. Участниками этих бесед являются рабочие, учителя, врачи, музыкальные работники в свою очередь помогающие музею в комплектовании музейных предметов [7, с. 37]. Беседа очень часто применяется для диалога с маленькими посетителями музея.

Одним из старейших лекториев в российских музеях является лекторий Оружейной палаты музея-заповедника «Московский Кремль», основанный в середине 1960-х гг. и положивший начало формированию постоянной взрослой аудитории музея-заповедника. В то время публике предлагались лекционные циклы по отдельным видам древнерусского искусства. В середине 1980-х гг. была расширена тематика и разработана трехгодичная программа Университета истории древнерусской культуры. В Оружейной палате впервые появилась трибуна ученого: здесь выступали корифеи отечественной науки, авторы известных книг. Публичные лекции такого типа в столице проводились впервые и вызвали значительный интерес. Результаты анкетирования показали, что лекторий выходного дня посещают люди разных возрастов и профессий: 3 % - школьники 10-16 лет; 5 % -студенты; 9 % - молодые специалисты; при этом преобладали лица среднего (45 %) и пожилого возраста (38 %). Основной контингент (82 %) составляли специалисты с высшим образованием, среди них около 18 % имели ученые степени; 10 % - со средним или средним специальным образованием и учащиеся. Из числа дипломированных специалистов абсолютное большинство (около 70 %) имели техническое, естественное и экономическое образование, остальные (около 28-30 %) - гуманитарии. Примерно третья часть специалистов активного возраста работалиучи-телями, преподавателями вузов, техникумов и экскурсоводами. Примерно 30 % общего числа посетителей составляли постоянный контингент, посещавший лекторий Оружейной палаты 5-10 лет. В числе слушателей было несколько супружеских пар. С начала 1990-х гг. в афише лектория появились новаторские для того времени циклы лекций и отдельные темы

«Герб. Флаг и гимн России», «Русь и Золотая Орда. Опыт зависимости и независимости», «Официальный церемониал в Московском Кремле», «Домашний быт русских царей» и др. В 1990-х гг. большой популярностью пользовалась многолетняя программа «Личность и история. Исторические портреты политических деятелей отечественной истории», посвященная раскрытию психологии власти от княгини Ольги до Николая II. При лектории был создан Клуб любителей отечественной истории и культуры. Со второй половины 1990-х гг. формы работы с посетителями обогатились включением в лекционные циклы презентаций музейной видеопродукции, музыкальных вечеров и концертов [8, с. 151-155].

В середине 1990-х гг. в лекториях Государственного Исторического музея (Москва), Саратовского областного музея краеведения, Новгородского историко-художественного музея-заповедника разрабатывалась тематика «Личности в истории», а в лекториях Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музея искусства народов Востока, Политехнического музея в Москве и Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге пользовалась популярностью тема «По городам и музеям мира» [8, с. 154].

Работая с взрослой аудиторией, лекторы разрабатывали лекции и для учащихся старших классов, и для студентов, как в Нижнетагильском государственном музее изобразительных искусств созданы следующие лекции: «Страницы музейной коллекции». «Музеи мира», «Культура и искусство древней Руси» [9, с. 137-138].

Большой популярностью пользуются лектории в естественнонаучных музеях. Научно-популярные лекции «Голоса весеннего леса», «Как понять язык животных?» читаются в Государственном Дарвиновском музее в Москве. При этом активно используется в работе музея коллекция записей акустических сигналов мира фауны (в коллекции звуковые сигналы более 500 видов животных) [10, с. 92].

В Политехническом музее в Москве старшеклассники 9-11-х классов посещают лекторий с демонстрациями физических экспериментов. Ребята не просто становятся посетителями лектория, а выполняют проектное задание, которое получили перед посещением музея. Такая форма работы является довольно привлекательной для учителей физики, которые переносят свои уроки в Политехнический музей.

Судя по исследованной литературе, лектории в эпоху освоения Интернета являются не самым распространенным явлением в музейной практике. При этом если лектории крупных российских музеев со сложившимися традициями (как лекторий Оружейной палаты) продолжают свою деятельность, то в провинциальных музеях век расцвета лекториев миновал, хотя, возможно, с внедрением новых интернет-технологий эту форму работы можно возродить. Спе-

цификой работы такой музейно-педагогической формы, как лекторий, является направленность на формирование постоянной мотивированной аудитории (хотя довольно небольшой группы).

Рассмотрим наиболее интересные новые музейнопедагогические формы лекционного блока. Музейный урок (в специальных классах в музее или в школе) -это традиционный школьный урок с введением предметного ряда из подлинников и новоделов для раскрытия определенной темы. В школе музейный урок может принимать форму урока-игры, а в музее - экскурсии-викторины, экскурсии-исследования. Например, музейный урок «Говорящая одежда древних славян» для младших школьников предлагает И. Н. Фролова из Государственного историко-архитектурного, художественного, ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» (проводится в средней школе № 838 г. Москвы). Структура: объяснение темы урока и запись названия на доске с помощью ответов на вопросы; моделирование игровой ситуации: дети представляют себя вятичами и разыгрывают пантомиму по тексту стихотворения; беседа о роли и функциях одежды с раздачей наглядного материала с изображением разных элементов одежды; закрепление материала [11, с. 175-180].

В этом же музее разработан «Урок в музее» - цикл из пяти тематических занятий - и посвящен истории родного края XI-XIX вв. Посещая музей в течение двух лет, дети знакомятся с сохранившимися до наших дней курганами славян-вятичей, первыми владельцами усадьбы Черная Грязь, родственниками русского царя из династии Романовых - Стрешневыми, владельцами усадьбы - Кантемирами, архитектур ным ансамблем В. И. Баженова [12, с. 142].

Интересные музейные уроки проводятся в учебных классах «Крестьянская изба», «Кузница», «Геологическое прошлое нашего края» Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В этих учебных классах на занятиях «Об Иване-кузнеце, Василисе-руко-дельнице и народных умельцах», «Встреча Праздника Покрова», «О колоколах, бубенцах и иерихоновс-ких трубах», «По следам невиданных животных» дети играют в народные игры, выполняют творческие задания, работают с музейными предметами [13, с. 147].

Поучителен многолетний опыт Ставропольского краевого музея изобразительных искусств по организации музейных уроков по истории и изобразительному искусству древней Греции и Японии для учащихся 3-х классов гимназии «Лик». Так, тема «Культура Греции» раскрывается на 4-х уроках: 1) история, местоположение, природа, люди (видео и слайды); 2) искусство древней Греции (слайды и коллекция подлинных музейных предметов); 3) урок изобразительного искусства - дети рисуют «древнюю Грецию» в качестве закрепляющего урока; 4) выставка работ учащихся в музее и их обсуждение с детьми.

Такая структура музейных уроков позволяет делать музейные предметы «героями урока», закрепляя понятия «музейный предмет», «экспонат», «подлинник», «сохранность музейного предмета» и закладывая тем самым основы музейной культуры школьников [14, с. 175-178].

Музейный урок, как форма музейно-педагогической деятельности, показывает свою эффективность, хотя недостаточно распространен в музейной практике. Это связано с проблемами организации таких уроков: заключения договора с администрацией школы о сотрудничестве, решения транспортных проблем с вывозом детей в музей, проблем сохранности вывозимых в школу музейных предметов и др.

Названия со словом «школа» («школа в музее», «музейная школа» и др.) появились в музейной практике в конце 1990-х - начале 2000-х гг. Эта новая музейно-педагогическая форма является и формой организации постоянной аудитории при музее, и перспективной формой освоения основ музейной культуры для детей.

Школа в музее - это синтез формы (школьный урок) и музейного содержания (использование музейных предметов или урок в экспозиции) для разновозрастной аудитории, характеризующийся регулярностью, продолжительностью (от месяцев до 2-4 лет), сезонностью (летние школы). Базовая аудитория -дети начальных классов, которые начинают знакомиться с музеем, однако открыты школы и для старшеклассников, и даже для беременных женщин.

Выявленные материалы об этой форме музейнопедагогической деятельности позволяют выделить следующие школы: 1) школы музейного профиля; 2) школы, возрождающие русские традиции народного образования; 3) школы профессиональной направленности; 4) школы - «ученье с развлеченьем»; 5) школы для взрослых.

Так, к школам музейного профиля относится «Школа Мамонта», открытая в 1997 г. в Омском государственном краеведческом музее. «Школа Мамонта» приглашает школьников 1-4-х классов на двухлетний цикл занятий. Ее цель - ввести музей в круг жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, так и местом для отдыха и развлечений, научить узнавать памятники истории и культуры, таким образом, формировать музейную культуру у детей. Каждый ученик школы получает эмблему с мамонтенком и вписывает в эту эмблему-бэйдж свое имя (это удобно для ведения занятий). После занятий дается домашнее задание в виде рисунков, поделок, сочинений, а в конце учебного года проводится выставка работ учеников «Школы Мамонта». Программа 1-го года обучения состоит из 7 занятий: «Таинственный сундук» (беседа), «Знакомьтесь, музей» (экскурсия), «По медвежьему следу» (экскурсия), «По рекам и озерам» (экскурсия), «Лесная прогулка» (экскурсия),

«Лесные загадки» (викторина), «Рождественская елка» (утренник). Программа 2-го года обучения: «Изобретатели далекого прошлого» (археология), «Правнуки медведя, гагары и лося» (о хантах), «В краю акынов» (о казахах), «Заселение края русскими», «Русский народный костюм», «В старой сибирской деревне», «Масленица», «Угадайка» (игра-викторина) [15, с. 83-88].

Подобная школа музейного профиля «Музейная школа» создана в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Важной особенностью занятий в школе является сочетание военно-исторического и музееведческого материала. Еженедельные занятия рассчитаны на 4 учебных года и включают экскурсии, лекции, занятия в фондах, самостоятельную исследовательскую работу [16, с. 64].

Успешно работает школа музейного профиля «Школа в музее», созданная в Детском учебно-методическом центре краеведения и музейной педагогики Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в 2001 г. (автор Е. М. Акулич). Были определены 9 аудиторных групп: 1) дошкольники (игровые и обучающие программы с учетом программ детских садов); 2) школьники 1-3-х классов (тематические уроки по предметам, экскурсии, конкурсы рисунков и поделок; 3) школьники 58-х классов (тематические уроки по предметам, экскурсии, викторины, экспедиции, специальные курсы); 4) старшеклассники 9-11-х классов (тематические уроки по предметам, экскурсии, викторины, экспедиции, специальные курсы, конференции, индивидуальная исследовательская работа); 5) слушатели мастерских традиционных промыслов и ремесел (занятия в мастерских, лекционные курсы, занятия по освоению технологий местных промыслов, выставки-ярмарки работ, фольклорный праздник в рамках ежегодного фестиваля «Тобольский музей встречает друзей»); 6) научные общества учащихся при Детском центре «Твоя родословная» и «Тобольск в судьбе и творчестве русских писателей» (программа по воспитанию исторического сознания и музейной культуры, в том числе «Декабристские вечера» (в рамках вечеров проводится интеллектуальная игра и конкурс чтецов «Их память в сердцах Отечества сынов», «Ершовские дни»); 7) преподаватели, музейные работники (специальные курсы, методические семинары, разработка и презентация музейных уроков, тематических мероприятий); 8) семейный клуб «Наследие» (специальные программы для родителей с детьми в выходные дни); 9) клуб «Дорогами войны» совместно с городским советом ветеранов (военно-патриотическая тематика, встречи с ветеранами) [17, с. 128-134].

К музейным школам, возрождающим русские традиции народного образования, относится Старорусская школа, открытая в 1992 г. в Детском центре Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповед-

ника [18, с. 4]. Вводный урок «Как учились дети в старину», затем уроки по истории, грамматике (где дети изучают славянскую азбуку и букварь XVII в., читают на церковно-славянском языке, пишут гусиными перьями), математике (где школьники учатся считать на вишневых косточках, взвешивают безменом фунт соли, отмеряют аршином кусок полотна, решают задачи из «Арифметики» Магницкого), географии, литературе, краеведению. Тематика уроков расширяется: «Я послал тебе бересту», «Деньги рассказывают», «Как строили на Руси», «На страже Руси», «Куликовская битва», «Книги Древней Руси», «Русь белокаменная», «Владимир архитектурный». Знакомство со старинными вещами и традициями (даже желание постоять в углу на горохе) закладывают основы музейной культуры школьников [19, с. 163169].

Музейные школы профессиональной направленности включают «Школу гидов» для учащихся 8-11-х классов с 2-годичным сроком обучения, которая строится на базовой основе программы «Воспитание личности музейными средствами» (автор В. В. Кутя) и открыта на Московской городской станции юных туристов [20, с. 144-147], школу юного космонавта «Сириус», которая несколько лет работала в Мемориальном музее космонавтики в Москве под руководством Героя России, летчика-космонавта А. И. Лазуткина [21, с. 46], воскресную художественную школу Томского областного художественного музея, где был проведен комплекс мероприятий с детьми: лекции по истории русского искусства, практические занятия в студии ручного творчества, в художественной студии, в дизайн-студии, психологические групповые тренинги с родителями и индивидуальные консультации [22, с. 213]. Интерес представляет работа летней школы юных краеведов в селе Коптелово Алапаевского района Свердловской области для детей от 11 до 16 лет. Школа работала 8 дней и включала знакомство с селом, архитектурными особенностями и функциями русского дома, деревенскими играми и забавами, фольклорным ансамблем, а также экскурсию на конеферму, практикум по верховой езде, сценарий «деревенской свадьбы», мастер-классы по уральской росписи, по работе с берестой, по лоскутному шитью и ткачеству [23, с. 134-139]. «Школа юного экскурсовода» для учащихся старших классов Страховской средней школы создана в Государственном историко-художественном и природном музее-заповеднике В. Д. Поленова [24, с. 86]. Профессиональными навыками помогает овладевать детям и подросткам «Школа боцмана», созданная в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Она представляет собой специальный учебный класс, оборудованный экспонатами музея, моделями кораблей и необходимыми учебными пособиями для отработки первичных навыков морской подготовки в составе боцманской команды (рында для отбивания

склянок, стенд с образцами морских узлов, сигнальные флаги для передачи флотского семафора, библиотека), а также тренажерами для освоения навыков сигналопроизводства и подачи специальных корабельных сигналов. Школа активно сотрудничает с районными и городскими подростковыми клубами, районными дворцами творчества юных по специально разработанной программе. При «Школе боцмана» работает «Школа искусств» и кружок юного судомоделиста [25, с. 115-116].

Совмещает профессиональную подготовку с отдыхом летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи, открытая в 1993 г. Музей-заповедник «Кижи» представляет собой островной музей под открытым небом, главной жемчужиной которого является всемирно известный Кижский архитектурный ансамбль (с уникальным Покровским храмом). Кроме этого, на остров свезены более 80 памятников культовой и гражданской архитектуры трех народов Карелии (остров Кижи находится в Онежском озере в 68 км от Петрозаводска, столицы Карелии). Летняя музейно-этнографическая школа - это музейно-образовательный проект, направленный на творческое развитие личности ребенка на основе активного использования образовательного потенциала историкокультурного и природного наследия музея-заповедника «Кижи». За 12 лет работы школа приняла 151 группу по 15 темам - это 1740 учащихся 1-11 -х классов из 14 районов Карелии, 6 школ Петрозаводска, а также детские группы из Москвы, Соловецкого музея-заповедника и Финляндии. Тематика сессий разнообразна: «Археологические памятники Заонежья», «Промыслы и ремесла Карелии», «Кижи в зеркале прессы (журналистская практика)», «Пленэр в Кижах» и др. [26, с. 131-132].

К музейным школам по типу «ученье с развлече-ньем» относится «Сказочная школа», открытая в 2004 г. в детском музее «Волшебная страна» им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета. Первыми учениками «Сказочной школы» стал первый класс средней школы № 4 с классным руководителем Д. П. Хорошко [27, с. 89-92].

Музейные школы для взрослых представляет «Мамина школа» - материнская школа пестования (5 занятий) для беременных женщин, которая работает в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга (автор О. А. Ботякова).

Следовательно, музейная школа выступает как новая, перспективная, статико-динамичная, групповая, познавательная форма с достаточной активностью аудитории. Работа школы в музее носит регулярный характер (с определенной периодичностью), формируя таким образом мотивированную постоянную аудиторную группу.

Т аким образом, лекционный блок характеризуется обязательным наличием предметной (в натуральной или визуальной форме) среды и, в основном,

статичностью проведения лекционных форм. К этому необходимо добавить, что производные формы (лекторий, музейный урок, музейная школа, а также учебный курс, дискуссия, конференция, научные чтения, семинар, музейно-краеведческая секция и др.) явля-

ются статичной, групповой, познавательной и довольно эффективной формой музейной коммуникации для разновозрастной аудитории, но особенно для среднего и старшего звена общеобразовательной школы.

Список литературы

1. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. 504 с.

2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пос. по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос ин-т культурологии. М., 2001. 224 с.

3. Ботякова О. А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России [Электронный ресурс]: дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.03. СПб.: РГБ, 2007. (Из фондов Российской государственной библиотеки). 240 с.

4. Российская музейная энциклопедия. М., 2005. 413 с.

5. Лайдеккер К. Музей Метрополитен и образовательная работа в художественных музеях США // Образовательная деятельность художественного музея. СПб., 2000. Вып. 6. 199 с.

6. Волкова Л. Г. Музейная педагогика в Выборгском замке // Музей для всех. М., 2003. Вып. 4. 159 с.

7. Визбул Т. В. Музей и город // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.

8. Фаизова И. В. Методы маркетинга в работе со взрослой аудиторией музея «Московский Кремль» // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.

9. Кузнецова Н. С. Работа студентов педагогического вуза на базе Нижнетагильского государственного музея изобразительных искусств как фактор профессионального роста будущего педагога // Музей для всех. М., 2003. Вып. 4. 159 с.

10. Дубровская Е. П. Диалог «музей - посетитель» в экспозиционном пространстве естественнонаучного музея // Музей и нематериальное культурное наследие. М., 2005. Вып. 6. 196 с.

11. Фролова И. Н. Детский музей в школе // Музей и общество. Проблема взаимодействия. М., 2001. Вып. 3. 202 с.

12. Фролова И. Н. Царицыно от прошлого к будущему // Музей для всех. М., 2003. Вып. 4. 159 с.

13. Смирнова Р Р Программа «Музей и горожане» (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) // Там же.

14. Попова Г. Ю. Междисциплинарный аспект в формировании тематики музейных уроков. Коллекция декоративно-прикладного искусства. Уроки «Культура Греции», «Культура Японии» // Образовательная деятельность художественного музея / Труды Российского научнопрактического центра по проблемам музейной педагогики. СПб., 2000. Вып. 6. 199 с.

15. Кудрявцева Г. Л. «Школа Мамонта» - программа музейных занятий учащихся в Омском государственном краеведческом музее // Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997. 120 с.

16. Слесаревский Н. И. Центральный военно-морской музей и образовательные учреждения Санкт-Петербурга // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.

17. Муратова 3. Т. Культурно-образовательный проект «Школа в музее» // Там же.

18. Преображение палат. Путеводитель по Государственному Владимиро-Суздальскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Владимир, 1998. 16 с.

19. Марова М. П. Музейные уроки в старорусской школе. Пять лет работы // Музей и общество. Проблема взаимодействия. М., 2001. Вып. 3. 202 с.

20. Корнилова С. А. Интерактивная образовательно-воспитательная программа «Школа гидов» // Там же.

21. Костина Ю. В., Степанова К. Б. Современные тенденции развития коммуникации в Мемориальном музее космонавтики // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.

22. Новак М. В. Опыт работы с детьми с ограниченными физическими возможностями в Томском областном художественном музее // Теория и практика развития в художественных музеях Сибири. Томск, 2005. 230 с.

23. Русаков Л. Ф., Узикова Н. А. Летняя музейно-педагогическая школа в селе Коптелово // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.

24. Глашкина М. Н. Работа с детьми - основа музейной политики (опыт музея В. Д. Поленова) // Музей и его уадитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.

25. Слесаревский Н. И. Программа работы Центрального военно-морского музея со школьниками // Там же.

26. Казанцева Е. А. Социологические и психологические исследования аудитории в музее-заповеднике «Кижи». Первые итоги // Там же.

27. Галкина Т. В., Петунина О. О. Тактика маркетинга в детском музее сказочника Александра Волкова // Там же.

Галкина Т. В., кандидат исторических наук, доцент, декан историко-географического факультета.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, б0, г. Томск, Томская область, Россия, бЗ40б1.

E-mail: Klio@tspu.edu. ru

Материал поступил в редакцию 18.09.2009

T. V Galkina

ABOUT CLASSIFICATION OF MODERN BASIC FORMS OF MUSEUM-PEDAGOGICAL ACTIVITY AT RUSSIAN MUSEUMS

The article is devoted to the new classification of museum-pedagogical forms of activity at Russian museums in museum study. The main criterion is the use of museum item or museum exposition. On the basis of this criterion lecture bloc could be singled out: lecture as a basis form and derivative forms. To the most important characteristics of lecture bloc one could refer the availability of museum item or museum exposition and also static character of the form.

Kew words: museum-pedagogical form, basic form, derivative form, static nature.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: Klio@tspu.edu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.