Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания школьников музейными средствами'

Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания школьников музейными средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СПЕЦИФИКА МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И МУЗЕЙНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова Сияра Магомедовна, Раджабов Исмаил Магомедович

Статья посвящена исследованию психолого-педагогических проблем эстетического воспитания школьников музейными средствами. В статье аргументирована необходимость рассматривания музея в качестве своеобразного ценностного ориентира, связанного с эффективным решением задач эстетического воспитания школьников. Обосновывается необходимость целенаправленного ознакомления учащихся с ценностями национальной художественной культуры посредством музейных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания школьников музейными средствами»

С.М. Гусейнова И.М. Раджабов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МУЗЕЙНЫМИ

СРЕДСТВАМИ

Аннотация: статья посвящена исследованию психолого-педагогических проблем эстетического воспитания школьников музейными средствами. В статье аргументирована необходимость рассматривания музея в качестве своеобразного ценностного ориентира, связанного с эффективным решением задач эстетического воспитания школьников. Обосновывается необходимость целенаправленного ознакомления учащихся с ценностями национальной художественной культуры посредством музейных средств.

Ключевые слова: культура, образование, эстетическое воспитание, психолого-педагогические проблемы, специфика музейного дела и музейных средств.

В современном обществе проблемы эстетического воспитания, приобщения подрастающего поколения к отечественным культурным ценностям приобретают особую роль, становясь составным элементом художественно-эстетического и творческого потенциала как отдельной личности, так и всего общества. Культурные и художественные традиции каждого народа, являющиеся многовековым художественным опытом, накопленным поколениями, выступают в качестве того самого неиссякаемого источника, обращение к которому позволяет достичь новых вершин в искусстве. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в частности, воплощает как эстетические, так и этические идеалы народа, являет собой гармоническую совокупность национальных художественных традиций и мирового культурного наследия, при этом осуществляя формирующую и воспитательную функцию в процессе развития личности.

Эффективное использование педагогического и дидактического потенциала произведений искусства, национального и мирового культурного наследия в становлении высокоорганизованной личности является важнейшим принципом художественного образования и эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства и других дисциплинах эстетического цикла в школе. При этом представляется важным максимальное использование регионального компонента, творческих способностей и потребностей, изначально заложенных в каждом ребенке, его специфики восприятия своеобразия отечественной художественной культуры и искусства региона. Знания, умения, получаемые на уроках изобразительного искусства, являются основой осмысленного отношения к прекрасному в природе, творчестве, явлениях действительности.

Особенно важна роль современной школы в нейтрализации негативного воздействия не внушающих доверия средств массовой информации (например, интернет-сайты сомнительного содержания). Именно на дисциплинах эстетического цикла в школе закладываются основы формирования художественного вкуса всесторонне развитой личности, ее объективного восприятия позитивного отечественного и мирового культурного наследия. В процессе художественного образования и эстетического воспитания на учащегося воздействует весь комплекс учебных дисциплин, но в рассматриваемом случае мы отдаем приоритетное значение в развитии художественной культуры школьников музеям

© Гусейнова С.М., Раджабов И.М., 2013

как центрам национальной культуры [8, с. 26]. Музейная экспозиция в силу своих специфических возможностей может стать неисчерпаемым потенциалом в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Последовательное приобщение школьников к музейной эстетике, продуманное сочетание организации воспитательных мероприятий (экскурсия в музей, встреча с мастерами изобразительного и декоративно-прикладного искусства и музейными работниками и др.) с учебными занятиями в школе (например, использование на уроках изобразительного искусства музейных экспонатов в качестве наглядных пособий) посредством музейных средств позволяет не только дать учащимся необходимую сумму знаний в области изобразительной грамоты, развить художественно творческие способности, привить художественный вкус, но и научить творчески воспринимать достижения национальной и мировой художественной культуры, творчески переработать полученные знания и навыки. Воздействие совокупности указанных факторов находит психологическое и практическое воплощение как в эстетическо-оценочной, так и в художественно-практической преемственности.

У учащихся школ должна быть стройная система художественно-эстетических критериев и оценок, восприятий и представлений, способностей к усвоению и подготовленной систематизации полученных знаний, умений и навыков, выработанная как им лично, так и старшими наставниками. Целенаправленное систематизированное ознакомление учащихся с ценностями национальной художественной культуры посредством музейных средств, использование в эстетическом воспитании школьников колоссального педагогического потенциала, сосредоточенного в музеях, эстетическое воспитание подрастающего поколения в процессе приобщения к национальной художественной культуре с учетом специфики музейных возможностей является стержневым методическим положением нашего исследования.

Теоретическая концепция эстетического воспитания учащихся в процессе максимально эффективного использования ценностей музейной культуры в развитии творческих способностей школьников основана на трудах выдающихся ученых прошлого и современности, подробно рассматривавших проблемы формирования личностного творческого потенциала: Ананьева Б.Г., Анохина П.К., Выготского Л.С, Гегеля Г., Давыдова В.В., Зинченко В.П., Игнатьева Е.И. , Кагана М.С, Крюковского Н.И. и др. Так, например, подчеркивая ценность не столько результата, сколько самого процесса творческой переработки изученного материала в детском творчестве, Л.С. Выготский утверждает: «То, что ребенок видит и слышит, является первым опорным толчком для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия» [3, с. 21]. Обращаясь к научному творчеству Е.М. Игнатьева следует отметить, что, по мнению ученого, развитие изобразительной деятельности детей нередко рассматривается как процесс спонтанный, в то время как ребенок, постоянно созерцающий образцы искусства в повседневной жизни (особенно в условиях национальных регионов), подсознательно усваивает технологические, художественно-творческие приемы их изготовления.

В процессе исследования проблем восприятия предмета и его изображения следует обратиться к научному творчеству Н.Н. Волкова, утверждавшему, что способность правильно видеть и воспроизводить действительность основывается на гармоничном сочетании анализа и синтеза. При этом восприятие не рассматривается как бездумное созерцание, но предполагает понимание качественно отличительных особенностей предмета и стадий его изображения. Развитию творческих способностей учащихся в процессе восприятия объектов природы, явлений действительности, в частности произведений

искусства, музейных экспонатов, посвящены исследования Ветлугиной Н.А., Дзержинской И.Л., Ковальской Е.Г., Сакулиной Н.П., Флериной Б.А. и др. Подчеркивая, что характер творческой деятельности ребенка определяется тем, что он в своем сознании не отделяет себя от объекта восприятия, Н.А. Ветлугина пишет: «В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе» [2]. Также Г.В. Лабунская отмечала непременное непосредственное участие ребенка в изображаемых им в рисунке событиях: «Он всегда внутри рисунка, а не вне его, всегда участник того, что происходит в изображенном» [6, с. 186].

В нашем исследовании были также использованы и творчески переосмыслены работы ведущих ученых, внесших значительный вклад в методику художественного образования и эстетического воспитания школьников, в трудах которых подробно рассматривается роль изобразительного и декоративного искусства в развитии творческой личности: ученые Зарецкий И.И., Коваль Л.Г., Комарова Т. С, Кузин В.С, Лихачев Б.Т., Некрасова М.А., Неменский Б.М., Раджабов И.М., Сидельниковский А.П., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.Я. и др. Исследования ведущих ученых в области изобразительной деятельности являются отправной точкой в осмыслении эстетических, художественно-творческих возможностей школьников. Ученые подчеркивают, что с ранних лет дети способны к адекватному восприятию объема, формы, линейных очертаний, конструктивных особенностей, локального цвета объектов действительности и особенно ярких изделий декоративно-прикладного характера, нередко являющихся комплексным компонентом повседневного быта (игрушки, посуда, вышивка, коврик и др.) и неотъемлемой составляющей предметного оформления комнаты, класса, кабинета. Исследователи утверждают, что в первые годы жизни ребенок в недостаточной степени воспринимает изображения и обращается с ним как с реальным предметом. Восприятие произведений искусства связывают с появлением элементарной способности соотносить предмет и его изображение. В возрасте 10-14 лет это служит временным тормозом для развития эстетического восприятия в плане установления буквального соответствия между предметом и его изображением. Так, в работе Н.М. Зубаревой, исследовавшей восприятие натюрморта детьми 4-6 лет, доказано, что в дошкольном возрасте яркие красочные работы, выполненные в декоративном стиле, вызывают наиболее ярко выраженное эмоционально окрашенное восприятие.

Важное значение изобразительного и декоративно-прикладного творчества в процессе эстетического воспитания личности отмечают и зарубежные ученые: Джефферсон Б., Крамер Э., Ламберт У, Лоунфельд В. (США), Роуланд К. (Великобритания) и др., утверждавшие, в частности, что изобразительная деятельность позитивно способствует культурному и творческому развитию личности ребенка (К. Роуланд), интеллектуальному развитию и нравственному формированию зрелой личности (Э. Крамер), эмоциональному развитию (В. Лоунфельд) и т.д. Категории отечественной музейной педагогики берут свое начало в просветительской деятельности Бакушинского Н.А., Бартрама Н., Зеленко А., Лихтварка А., Романова Н., Шмита Ф.И. и мн. др. авторитетных ученых, рассматривавших проблемы эстетического воспитания, формирования ценностного отношения к культурному наследию средствами музейных экспонатов.

Так в работе Ф.И. Шмита «Искусство как предмет обучения» рассматриваются цели и задачи эстетического воспитания детей, раскрывается понимание искусства как активной психической деятельности, способствующей формированию творческой личности. Утверждая приоритет воспитательной функции над образовательной, Шмит считал, что, создавая условия для нормального психического развития, школа готовит

ребенка как к процессу активного познания мира, так и к продуктивному применению знаний в практической жизни. Ф. Шмит считал, что «.... Детей нужно воспитывать не в тесном душном классе, а везде: в живой природе, во всевозможных мастерских и повсюду, где дети могут почерпнуть полезный опыт. Из этого следует, что для обучения детей не только не нужно заставлять их сидеть спокойно каждый день в течение ряда часов, а нужно, наоборот, дать им возможность двигаться, действовать, делать, ибо моторные (двигательные) образы и моторные привычки и ассоциации не менее, а более ценны, чем все иное» [10, с. 18]. Отдавая приоритет природе перед искусством и отрицая возможность изучения истории искусства в художественном музее, он утверждал, что восприятие работ профессиональных мастеров и посещение музея навязывает детям готовые художественные формы и стереотипы восприятия, опасные для творческого развития.

Большое место эти вопросы занимают в творчестве А.В. Бакушинского - теоретика и историка искусства, критика и выдающегося педагога, последовательно сочетавшего в своей деятельности разработку теории художественного воспитания с методикой экскурсионной работы в художественных музеях. Однозначно выступая против бесстрастного описания сюжета произведения или исторических фактов в экскурсии, он выступал за пробуждение творческой активности в процессе общения личности с памятником искусства. Рассматривая работу в музее как педагогический процесс и возражая против иллюстративного подхода к рассмотрению произведения искусства, А. Бакушинский видел в зрителе не объект воздействия, а, прежде всего, партнера, способного к сопереживанию в процессе восприятия, считая, что художественное произведение является символом, выражающим творческое действие художника, побуждающим зрителя к творческой самореализации. «Отсюда, - писал он, - глубочайшая социальная ценность и значимость искусства и его творческого переживания» [1, с. 59].

Специфика педагогического потенциала музейного дела, музейной экспозиции раскрыта ведущими деятелями музейного дела Галичем Г.Н., Гнедовским М.Б., Кожухо-вой Е.Н., Кульчинской Н.Л., Макаровой Н.Г. и др. Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды ученых, рассматривавших музеи в качестве своеобразного ценностного ориентира, связанного с эффективным решением задач эмоционально-эстетического восприятия произведений искусства, явлений действительности: Дукельского В.Ю., Никишина Н.А., Полякова Т.П., Юхневича М.Ю. и др.

Тем не менее в условиях усиления роли музея в жизни современного общества, обусловивших необходимость профессиональной подготовки специалистов, способных решать педагогические задачи в условиях музейной среды и образовательных учреждений, не будет преувеличением сказать, что работники системы образования пока еще не имеют достаточно ясного представления о содержании музейной педагогики. Думается, что модернизация отечественного образования будет способствовать этому пониманию. Как движение в нужном направлении следует рассматривать открытие в 2002 г. на базе факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея подготовки специалистов этого профиля [9, с. 6].

Многое делается в этом направлении и в области современного отечественного художественно-педагогического образования. Так, например, на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета в качестве наиболее эффективного средства нравственно-этического становления личности в процессе художественного образования учащейся молодежи признано систематическое ознакомление молодого поколения

с творческим наследием выдающихся художников и мастеров прикладного искусства республики. Этому способствует как возможность непосредственного восприятия подлинников высокопрофессиональных произведений дагестанских художников-преподавателей художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета, художественных училищ Дагестана, возможность общения с признанными мастерами в творческих мастерских, музеях и выставочных залах, формирующей сознание опосредованной сопричастности учащейся молодежи к миру высокого искусства, так и творческий анализ самобытных художественных образов, а также традиционных и современных произведений декоративно-прикладного искусства, древних архитектурных памятников и других объектов художественной культуры [5]. Гордостью художественно-графического факультета является художественный музей национального прикладного творчества, собрание которого состоит из экспонатов, собранных студентами в процессе прохождения пленэрной практики в высокогорных селениях Дагестана.

С точки зрения авторов исследования представляется целесообразным и эффективным в деле эстетического воспитания школьников организовывать в условиях общеобразовательных учебных заведений музеи силами самих учащихся. Такой подход, несомненно, представляет собой эффективную форму решения проблем художественно-эстетического образования, приобщения учащихся к ценностям отечественной художественной культуры и имеет специфические особенности. Прежде всего, оформление интерьера и расположение выставочных образцов необходимо продумать с учетом доступности экспонатов, являющихся наглядными пособиями для проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий с детьми. Наличие музейного хранилища различного рода коллекций этнографического, искусствоведческого и исторического значения позволит школьникам получить наглядно-эмоциональное представление о культуре родного края, что, бесспорно, способствует эстетическому восприятию и более эффективному усвоению учебного материала. Преподавание дисциплин эстетического цикла с использованием музейных экспонатов устранит опасность механического усвоения абстрактных искусствоведческих понятий, обеспечит сознательное эмоционально-эстетическое освоение детьми уникального своеобразия художественной культуры Дагестана, ознакомление с которым следует строить не только на словесных образах и репродуктивных примерах, но и непосредственном эмоционально-эстетическом восприятии явлений действительности, объектов отечественной художественной культуры. Вместе с тем имея яркое представление об этнографических особенностях быта местного населения, отечественных памятниках истории, культуры и искусства, учащимся будет легче усвоить недоступное для непосредственного наблюдения культурное наследие отдаленных регионов России и зарубежья. Этнографические достопримечательности родного края, художественно-эстетические особенности объектов истории, культуры и искусства Дагестана служат педагогу своеобразным эталонным образцом для сравнительных разъяснений, в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, освоении подрастающим поколением мирового художественного наследия [4, с. 135].

Большим подспорьем педагогу в этом отношении послужит знакомство учащихся школ с различными краеведческими, художественными, а также домашними музеями, имеющимися в различных художественных и промышленных центрах Республики Дагестан. Многовековой эстетический потенциал народных художественных промыслов и ремесел, предметы традиционного быта, выступающие в качестве экспонатов различных музеев - это самобытная, в своем роде уникальная познавательная школа, способствующая эстетическому воспитанию и формированию оценочных художественных критериев

школьников. Образовательно-воспитательный потенциал народного наследия, способствующий воспитанию таких качеств личности, как уважение к народным традициям, преемственность эстетических потребностей и оценочных суждений, а также трудолюбие, усидчивость, аккуратность, внимание, восприимчивость к самобытному своеобразию и образности декорировки предметов быта, заслуживают более пристального внимания к экспозиционному материалу, тщательного исследования педагогического потенциала музейного дела.

Умелое использование специфических возможностей музея на уроках изобразительного искусства в школе способствует не только приобщению учащихся к окружающему предметному миру, но и формированию интереса к эстетике общечеловеческих ценностей. Музеи как хранители культурного наследия обладают значительным нравственно-эстетическим потенциалом. В музейных экспонатах ярко проявляется ценностные ориентации народа, его национальная специфика, исторически сложившиеся представления о прекрасном и безобразном, художественные оценочных критерии и категории.

На занятиях эстетического цикла в школе, в частности уроках изобразительного искусства, педагог посредством музейных средств может приобщить учащихся как к традициям национального, так и высоким образцам мирового искусства, добиваясь при этом формирования у школьников понимания целостности художественно-эстетической культуры. Вместе с тем развитие у школьников ярко выраженного устойчивого интереса к отечественному художественно-эстетическому наследию во многом зависит от разнообразия исторического, краеведческого, этнографического экспозиционного материала, используемого учителем в образовательно-воспитательном процессе. Как следствие, современный этап развития музейного дела характеризуется не только пополнением собрания и хранением экспонатов, распространением информации о музейной коллекции, но также и даже в первую очередь в формировании посредством музейных средств определенных нравственных качеств, эстетических суждений, убеждений, ценностных ориентации, способствующих осуществлению первостепенных задач эстетического воспитания школьников. Поэтому наиболее прогрессивные сотрудники краеведческих, искусствоведческих, вузовских музеев современности стремятся наладить плодотворные контакты со школами, разрабатывают специальные программы, направленные на комплексное решение образовательно-воспитательных задач, стремятся выявить и исследовать новые аспекты педагогического потенциала музейной экспозиции в формировании эмоционально-эстетического ценностного восприятия как произведений отечественного и мирового искусства, так и явлений действительности. Теоретический анализ работы в данной области показывает, что одним из основных условий эффективности научных исследований и педагогической практики на пути становления теоретических основ приобщения к художественной культуре школьников средствами музейной экспозиции является изучение и познание накопленного педагогического творческого опыта предыдущих поколений [7, с. 115].

Тем не менее анализ результатов нашего исследования в данном направлении выявляет, что на сегодняшний день музейная культура и предметы музейной экспозиции пока еще не стали неотъемлемым органическим элементом системы художественного образования и эстетического воспитания, так как учителя предметов эстетического цикла в дагестанских школах в недостаточном объеме используют на уроках и воспитательных мероприятиях богатый художественно-педагогический потенциал музеев в эстетическом воспитании школьников.

В помощь педагогу современной школы авторами данного экспериментального исследования изучены, разработаны и систематизированы условия, способствующие эффективному эстетическому воспитанию подрастающего поколения в процессе приобщения к музейной экспозиции. Содержание исследования может быть использовано преподавателями дисциплин эстетического цикла на уроках в общеобразовательной школе, а также в качестве методических рекомендаций по проведению воспитательных мероприятий и факультативных занятий по музейному делу.

Библиографический список

1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи / А.В. Бакушинский. - М., 1981.

2. Ветлугина Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка : Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. - М., 1972.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1967.

4. Дамаданова С.Р. Художественная культура Дагестана в системе вузовского образования республики // Современное образование: содержание, технологии, качество: сборник на-учно-метод. трудов. - Вып. 8. - СПб., 2006.

5. Дамаданова С.Р. Эстетическое воспитание учащейся молодежи средствами изобразительного искусства и отечественной художественной культуры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования [Электронный журнал из перечня ВАК]. -Вып. № 1. - 2013. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/107

6. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. - М., 1965.

7. Раджабов И.М. Гуманизация художественно-педагогического образования: Региональный подход: монография / И.М. Раджабов. - Махачкала, 2011.

8. Раджабов И.М., Скоробогатов Д.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре: учеб. пособие / И. М. Раджабов. - Махачкала, 2003.

9. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А. Столяров. - М., 2004.

10. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения / Ф.И. Шмит. - Харьков, 1923.

В.П. Иванов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПОМОЩНИКОВ КОМАНДИРОВ ЧАСТЕЙ ПО РАБОТЕ С ВЕРУЮЩИМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ВООРУЖЕННЫХ

СИЛАХ РОССИИ

Аннотация: в статье показаны причины введения в российских Вооруженных Силах института военного духовенства и обозначены актуальные проблемы, возникшие в связи с новой религиозной обстановкой в стране, ростом числа верующих в армии и на флоте и решением Президента РФ о введении института военных священников.

Ключевые слова: институт военного духовенства, конфессии, религиозная обстановка, сотрудничество с религиозными организациями, воспитательная работа с верующими военнослужащими.

© Иванов В.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.