Научная статья на тему 'Музейный краеведческий модуль: характеристика и назначение'

Музейный краеведческий модуль: характеристика и назначение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / МУЗЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ / MUSEUM PROGRAMS / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова М.В.

В статье рассматривается опыт музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в разработке и реализации программ, объединенных в информационнопросветительский краеведческий модуль «Арктическая мозаика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL HISTORY IN MUSEUM PROGRAMS: CHARACTERISTICS AND FORMS

The article describes the experience of Museum of artistic exploration of the Arctic named after A.A. Borisov in development and implementation of museum programs “Arctic mosaic”.

Текст научной работы на тему «Музейный краеведческий модуль: характеристика и назначение»

М.В. Титова

Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера", отдел «Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова»

(г. Архангельск)

■ ■ V V V

Музейный краеведческим модуль: характеристика и назначение

Ключевой проблемой многих аудиторию, когда процесс

музеев является то, что они, работая с наследием, недостаточно внимания обращают на настоящее и, следовательно, на будущее. Кроме того, по нашему мнению, своим несоответствием современным тенденциям

развития социума данные учреждения культуры сами поддерживают стереотип о том, что музей — это здание, наполненное старыми вещами, в залах сидят старушки-смотрительницы, а экскурсовод усыпляет посетителей своим монотонным и неинтересным рассказом. Несомненно, основной задачей любого музея является сбережение культурного наследия и его охрана, но

в современном мире в центре внимания находятся не вещи, а человек. И именно на его просве-щение и образование должна быть направлена деятельность музея, согласно антропо-центрической научной пара-дигме.

Для музея крайне важно, сохраняя традицию, «идти в ногу со временем» и соответствовать постоянно меняющейся информационной среде и запросам аудитории. В сфере просвещения

смотрены обязательные программы образования как в школах, а, значит, появляется возможность творчески (более вариативно) передавать знания.

Музей позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием

способов воздействия на

приобретения знаний

стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями от изучения собранных в музее раритетов и иных ценностей истории и культуры [1, с. 28].

Программы музея

художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова (г. Архангельск) представляют собой разрозненные наработки и методические проекты, которые не сведены в единый модуль, что значительно затрудняет системную просветительскую деятельность учреждения. Для ее организации планируется

создать информационно-просветительский краеведческий

который включает в себя различные программы

и мероприятия по доведению в разных формах краеведческой информации до школьников и студентов: лекции, практические занятия и семинары, тематические экскурсии (возможны также походы выходного дня, научно-спортивные и этнографические экспедиции и пр.).

Название «Арктическая

мозаика» отражает как специфику музея, так и структуру

граммы являются «паззлами», а из них складывается «мозаика», иллюстрирующая всю образо-вательно-

просветительскую работу музея.

В разработке модуля принимают участие научные сотрудники Музейного

объединения, а также представители тех организаций,

В статье рассматривается опыт музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в разработке и реализации программ, объединенных в информационно-просветительский краеведческий модуль «Арктическая мозаика». Ключевые слова: музей, музейные программы, краеведение.

M.V. Titova

Museum of artistic exploration of the Arctic named after A.A. Borisov (Arkhangelsk)

Local history in museum programs: characteristics and forms

The article describes the experience of Museum of artistic exploration of the Arctic named after A.A. Borisov in development and implementation of museum programs "Arctic mosaic". Key words: museum, museum programs, local history.

у музеев есть ряд преимуществ. информационно-просветитель-Например, здесь не преду- ского модуля: музейные про-

важно помнить, что модуль «Арктическая мозаика»,

Титова Марина Владимировна,

младший научный сотрудник отдела «Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова» Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" (г. Архангельск)

с которыми музей активно сотрудничает (см. ниже).

Цель создания модуля: повышение качества просветительской деятельности музея художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова в сфере краеведения.

Задачи: разработка модуля (сбор материалов; анализ и обработка собранной информации; написание музейных программ) и последующая его реализация (рецензирование музейных программ экспертами; корректировка программ, внесение изменений и поправок; апробация; распространение информации о модуле (сайт Музейного объединения, группы в социальных сетях, СМИ, семинарские занятия для педагогов и пр.)).

При создании модуля учитывался опыт других музеев.

Например, в Архангельском краеведческом музее действует музейно-образовательная программа для учащихся 2-7 классов «Градоведение» (цикл занятий разработан совместно с музеем Малые Корелы), которая включает две ступени обучения (2-4 классы и 5-7 классы).

На этих музейно-образо-вательных занятиях дети изучают вопросы, связанные с рождением г. Архангельска, его торговой и промышленной жизнью, градостроительной историей, ролью в судьбе Российского государства. Автобусные экскурсионные маршруты, входящие в программу, помогают провести более зримые параллели между прошлой и сегодняшней жизнью города и горожан. При поступлении на первую ступень программы «Градоведения» учащимся выдается именное удостоверение, дающее право бесплатно посещать новые выставки Архангельского краеведческого музея, а также работать в научной библиотеке и архиве музея. Выпускникам и I, и II ступеней обучения выдается специально разработанный диплом, являю-

щийся итогом познавательных и системных занятий.

Для примера приведем содержание занятий первой ступени. Для второклассников музей предлагает цикл программ «Архангельск изначальный».

На первом, вводном, занятии «Почему Архангельск назвали Архангельском?» (Гостиные дворы) ребята знакомятся с прежним центром Русского Севера -Холмогорами, с историей возникновения Михайло-Архан-гельского монастыря на берегу Северной Двины, со строительством недалеко от его стен города Архангельска. Вторая встреча «Архангельск купеческий» (Гостиные дворы) посвящена развитию торговли на Белом море, установлению экономических связей между Архангельском и другими крупными городами (как российскими, так и зарубежными). Музейная программа «Петр I в истории Архангельска» (Гостиные дворы) рассказывает о посещениях Петром Первым нашего города, также школьники узнают о Новодвинской крепости и о подвиге Ивана Рябова. Четвертое занятие «Псковский проспект в зеркале времени» проходит в Музейном комплексе М.Т. Куницыной и знакомит с главной пешеходной улицей города - пр. Чумбарова-Лучинского. Завершающей является автобусная экскурсия «Путешествие по старому городу» [2].

Еще один пример систематизации программ и экскурсий можно привести из опыта работы Ненецкого краеведческого музея (Нарьян-Мар). Многие его образовательные программы нацелены на школьников 9-11 классов и отличаются широтой охвата краеведческих аспектов.

Так, например, цикл музейных занятий «Культура народов, проживающих на территории НАО» знакомит старших школьников с жизнью, бытом, тради-

циями и верованиями ненецкого народа: «Чум - традиционное жилище ненцев», «Инструменты и орудия мужчин», «Узорная живопись», «Ненецкие святилища», «Народная медицина ненцев», «Ненецкая кухня», «Музыкальное искусство ненцев», «Ненецкий фольклор», «Ненецкие игры и игрушки», «Печорская сказительница

М.Р. Голубкова», «Творчество ненецкой художницы Н.В. Ва-лейской», «Творчество Тыко Вылки», «Образы ненецкой тундры в графике Григория Ря-боконя» и др. [3].

В музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова приходят посетители разных возрастных групп, поэтому для удобства разработки модуля целевая аудитория была разделена на: дошкольников, школьников, студентов. Также в ходе дальнейшего наполнения модуля возможно расширение целевой аудитории: например, родители с детьми (программа «Выходной в музее»), небольшие группы подростков (квесты, празднования Дня рождения) и пр.

Каждой возрастной группе предлагается цикл музейных краеведческих занятий. Для дошкольников это студия английского языка «Совенок» и цикл «Звуки и краски».

Программа студии «Совенок» составлена таким образом, что малыши в процессе изучения иностранного языка познают родной край. Большинство учебников английского содержат в избытке страноведческие материалы, относящиеся к англоговорящим странам. Мы уверены, что все помнят из школьной программы «Tower of London», «Big Ben», «Trafalgar Square» или «London is the capital of Great Britain». Для нас же важно рассказать ребятам о Русском Севере и Арктике. В интересной игровой форме малыши знакомятся с таким явлением как северное сияние, узнают, на берегу какого моря они живут, какие животные обитают на Севере. Одновременно с этим формируется словарный запас английских слов. В первую очередь, необходимо отработать навыки говорения, чтобы дети могли свободно и без страха общаться на английском языке на знакомые им темы (алфавит, счет, названия цветов, фразы приветствия, рассказ о себе и своей семье). Перед ребятами не ставится задача вызубрить новые слова или научиться писать на английском - эти знания они получат в школе. Гораздо важнее развить в ребенке любознательность и расширить его кругозор.

Воспитанники студии «Совенок» посещают музей раз в не-

делю, каждое занятие (длительностью 60 минут) посвящено конкретной теме, которая раскрывается в ходе просмотра видео, работы с карточками, подвижных и настольных игр, а также мастер-классов (рисование, лепка, поделки, научные эксперименты).

Еще одна программа, которую музей предлагает дошкольникам, это цикл музыкально-художественных занятий «Звуки и краски», в интерактивной форме (импровизированные оркестры с участием детей, постановки театра теней и мини-спектаклей, подвижные игры, творческие мастерские) знакомящий ребят с музыкальными классическими произведениями, живописью северных мастеров, музыкальными инструментами.

Для младших, средних и старших школьников разработаны (не полностью) циклы, состоящие из шести занятий, в течение которых ребята знакомятся с: основной экспозицией музея художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова; географией и историей освоения (промышленного и культурного) Арктики; климатом и экологией арктических территорий; коренным населением Севера (ненцы, поморы); животными Арктики; растениями Арктики (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Информационно-просветительский краеведческий модуль «Арктическая мозаика»

Дошкольники (+ 1-3 классы) 1-3 классы 4-7 классы 8-11 классы

1. Студия английского языка «Совенок» 2. Цикл музыкально-художественных занятий «Звуки и краски» 1. «День мороженого» 1. «Арктические просторы» 1. «В стране холода»

2. «Арктическая каюта» 2. «Загадки Арктики» 2. «А мы уйдем на Север...»

3. «Полярная метеостанция» 3. «Он о своем острове» 3. «Арктический субботник»

4. «Я слышу тундры мягкие шаги» 4. «В гостях у Нума» 4. «Священная Память»

5. «Рожденные во льдах» 5. «Каждый охотник желает знать...» 5. «В краю непуганых птиц»

6. «Арктические подснежники» 6. «Кладовая полуденного солнца» 6. «Красная Книга белой земли»

* жирным шрифтом выделены уже разработанные программы и экскурсии

Для учащихся 1-3 классов первая встреча с музеем художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова проходит в форме игры-путешествия

«День мороженого», в ходе которой школьники знакомятся с основной экспозицией музея, выполняя различные творческие задания. Логическим завершением становится находка клада -сундука с мороженым. Второе занятие «Арктическая каюта» посвящено истории поморского судостроения, навигации, лоции и построено в форме путешествия с использованием интерактивной карты маршрутов экспедиций художника А.А. Борисова. Следующая встреча «Полярная метеостанция» посвящена изучению климата арктических широт, наблюдениям за погодой, в ходе научных экспериментов ребята изучают агрегатные состояния воды, ее свойства. Во время четвертого занятия этого цикла «Я слышу тундры мягкие шаги» школьники узнают о быте и культуре ненецкого народа. И, наконец, два последних занятия «Рожденные во льдах» и «Арктические подснежники» раскрывают ребятам тайны животного и растительного мира Арктики.

Школьники среднего звена (4-7 классы) постигают заполярный мир в ходе следующих занятий: «Арктические просторы» (приключенческая игра для любознательных по творчеству А.А. Борисова), «История одной карты» (картография, «Карта Марина» Олауса Магнуса), «Он о своем острове» (о человеке с Новой Земли - Тыко Вылке), «В гостях у Нума» (мифы ненецкого народа), «Каждый охотник желает знать...» (ненцы - охотники на пушного и морского зверя) и «Кладовая полуденного солнца» (лекарственные растения Арктики, водоросли).

Для старшеклассников

(8-11 классы) музейные занятия проходят в форме дискуссионно-

го клуба (например, на импровизированном заседании Русского географического общества): «В стране холода» (рассказ о пионерах арктических широт, духе романтики, героизме и первооткрывателях), «А мы уйдем на Север.» (история освоения Арктики), «Арктический субботник» (НП «Русская Арктика», уборка арктических территорий, экологические проблемы),

«Священная Память» (сакральные места ненцев, сохранение ненецких традиций сегодня), «В краю непуганых птиц» (охрана животных, Красная Книга, запрет на зверобойный промысел), «Красная Книга белой земли» (растения Арктики, занесенные в Красную Книгу, уязвимость экосистем).

Школьникам, а также педагогам вручаются сертификаты об успешном прохождении цикла занятий.

Еще одна целевая аудитория, с которой работает музей, это студенты. Для них предлагаются обзорные экскурсии по музею: «Художник вечных льдов» (жизненный и творческий путь художника А.А. Борисова), «Сын Полярной звезды» (живопись ненецкого художника Тыко Вылки) и «В белой панице земля» (история, быт и традиции ненецкого народа).

Также научными сотрудниками музея ведется работа по созданию тематических экскурсий (лекций) для студентов разных направлений обучения. Например, специфика нашего музея заключается в том, что он художественный, и в залах представлено творчество многих северных живописцев. Для искусствоведов, на наш взгляд, будет интересна экскурсия «Рассказ, написанный красками», знакомящая с арктическими пейзажами на полотнах северных художников (А.А. Борисов, И.К. Вылка, А.В. Казаков, А.Я. Румянцев, Г.А. Рябоконь, Д.К. Свешников).

Александр Алексеевич Борисов в своих книгах много писал о том, что во время путешествий он и его команда нередко оказывались на грани смерти, поэтому тематическая экскурсия для психологов «Чертоги Снежной Королевы» расскажет о психологической устойчивости, работе в команде, взаимовыручке во время экспедиций в Арктику. Проектную деятельность художника мы планируем отразить в лекциях «Увезу тебя я в тундру.» (рассказ о железнодорожном строительстве в условиях Крайнего Севера) для студентов института транспорта и «Места живительной силы» (беседа о санаторном лечении на Русском Севере) для студентов медицинских институтов.

Некоторые тематические экскурсии отражают историю изучения и освоения Арктики: беседа «За широтой 66°33'44"» (география тундр и арктических пустынь) для географов, лекция «Сквозь вьюги лет» (история освоения Арктики) для историков, занятие «Сокровища вечной мерзлоты» (полезные ископаемые Арктики) для студентов нефтегазовой отрасли. Экскурсии «На всех парусах» и «Чумовая архитектура» познакомят судостроителей и архитекторов со спецификой создания судов и жилых построек на Севере.

Студенты-гуманитарии (лингвисты, фольклористы

и журналисты) смогут узнать об истории русско-норвежских отношений, ненецкой мифологии и писателях тундры во время тематических экскурсий «Моя-по-твоя», «С белого листа» и «Шепот арктических Богов».

Отдельное внимание уделяется разработке лекций для студентов, изучающих музейное дело: беседа «Работа в музее: ожидание и реальность» (специфика работы в музейной сфере, необходимые компетенции

научного сотрудника) для музееведов, лекция «Музей - храм

или форум?» (рассказ о музеях как храмах культуры и центрах просвещения) для культурологов и практическое занятие «Все оттенки снега» (история создания новой экспозиции музея, работа с макетами) для дизайнеров.

Важно отметить, что написание тематических экскурсий требует от музейного научного сотрудника серьезной подготовки и работы с большим объемом книг, статей, архивных материалов; также требуется рецензирование таких программ специалистами.

Нельзя обходить вниманием и такую аудиторию музея, как взрослые и люди серебряного возраста. Для них создан «Краеведческий лекторий» (одна из классических форм работы музейных учреждений). Темы лекций: «Музы арктических Героев» (рассказ об отважных покорителях Арктики и их женщинах), «Оленная армия» (Великая Отечественная война на Севере), «Поборники древлего благочестия» (старообрядчество на Русском Севере), «Духовный Север» (монастыри и скиты полярных широт), «На Север от Нулевой версты» (лоцманская служба, лоции), «История одной карты» (Олаус Магнус и его «Карта Ма-

рина»), «На все четыре стороны» (о четырех художниках, запечатлевших на своих полотнах арктические пейзажи: А.А. Борисов, И.К. Вылка, С.Г. Писахов, Н.В. Пинегин), «На перекрестке миров» (культура кочевых и оседлых народов), «Ненэця' вада. Ненецкий язык и письменность. От создания букваря до вопросов сохранения языка».

Совместные проекты с различными организациями также могут повысить качество просветительской деятельности музея. Нашими партнерами являются образовательные учреждения (Детская школа народных ремесел (Школа Бурчевского), Эколо-го-биологический лицей, Арктический морской институт имени В.И. Воронина, САФУ, СГМУ), учреждения науки (Интеллектуальный центр САФУ, Архангельское отделение Русского географического общества, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН), библиотеки (Архангельская областная научная библиотека имени Н.А.Добролюбова. Соломбальская библиотека имени Б.В. Шергина), национальные парки («Кенозерский», «Русская Арктика»), а также Федерация спортивного туризма Архангельской области, ГАУ «Патриот»,

ненецкое землячество

«Тосавэй», АРОО «Поморская Экспедиция и др.

Информационно -просвети -тельский краеведческий модуль

- проект долгосрочный, предполагается его дальнейшее расширение и наполнение. Его реализация в музее художественного освоения Арктики имени А.А.Борисова позволит упорядочить и систематизировать работу музейных программ, а также повысит качество работы музея, постепенно превращая его из «камеры хранения» в современный центр просвещения населения в вопросах истории, географии, экологии и краеведения.

Литература:

1. Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи.

- СПб., 2007. — 264 с.

2. Архангельский краеведческий музей. Официальный сайт. URL: https: //kraeved29.ru/index.php?option =com_content&view=article&id=2io:2 0i3-i0-29-06-35-i4&catid=34:20i3-io-29-o6-22-oo&Itemid=45 (дата обращения: 20.11.2017)

3. Ненецкий краеведческий музей. Официальный сайт. URL: http://www.naomuseum.ru/tematika-ekskursij-interaktivnykh-zanyatij-i-lektsij/i6i-shkolnikam-9-ii-klassov-i-studentam (дата обращения: 20.ii.20i7)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.