Научная статья на тему 'Детские музейные центры исторических музеев Сибири: сравнительный анализ интернет-ресурсов'

Детские музейные центры исторических музеев Сибири: сравнительный анализ интернет-ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
19
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР / CHILDREN''S MUSEUM CENTER / МУЗЕЙ / MUSEUM / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / САЙТ / WEBSITE / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомова Ю.А., Патрушева Г.М.

Рассматривается проблема представления культурно-образовательной деятельности Детских музейных центров (ДМЦ) исторических музеев Сибири в сети Интернет в период с 2001 г. по 2017 г. Исследованы вопросы использования музейных сайтов, социальных сетей, интернет-СМИ в качестве вспомогательных ресурсов для развития и популяризации таких центров. В работе анализируется информативность сайтов, актуальность и новизна имеющихся материалов, а также удобство созданного контента. Авторами изучены интернет-ресурсы Детских музейных центров исторических музеев Сибири (Омск, Салехард, Тобольск, Абакан и п. Шушенское Красноярского края) и предложены механизмы дальнейшего развития подобных центров в сети Интернет.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомова Ю.А., Патрушева Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Children''s Museum Centers of Historical Museums in Siberia: Comparative Analysis of Internet Resources

The article deals with the problem of representing the cultural and educational activities of the Children's Museum Centers (DMC) of the historical museums of Siberia in the Internet from 2001 to 2017. Questions of using of the museum websites, social networks, internet mass-media as auxiliary resources for development and promoting of such centers are investigated. In work the informational content of the websites, relevance and novelty of the available materials and also convenience of the created content is analyzed. The authors have studied the Internet resources of the Children's Museum Centers of Historical Museums in Siberia (Omsk, Salekhard, Tobolsk, Abakan and Shushenskoye in the Krasnoyarsk Territory) and proposed mechanisms for the further development of such centers in the Internet.

Текст научной работы на тему «Детские музейные центры исторических музеев Сибири: сравнительный анализ интернет-ресурсов»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 286-296. УДК 069.01

DOI 10.25513/2312-1300.2018.2.286-296

Ю. А. Сомова, Г. М. Патрушева

ДЕТСКИЕ МУЗЕЙНЫЕ ЦЕНТРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ СИБИРИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Рассматривается проблема представления культурно-образовательной деятельности Детских музейных центров (ДМЦ) исторических музеев Сибири в сети Интернет в период с 2001 г. по 2017 г. Исследованы вопросы использования музейных сайтов, социальных сетей, интернет-СМИ в качестве вспомогательных ресурсов для развития и популяризации таких центров. В работе анализируется информативность сайтов, актуальность и новизна имеющихся материалов, а также удобство созданного контента. Авторами изучены интернет-ресурсы Детских музейных центров исторических музеев Сибири (Омск, Салехард, Тобольск, Абакан и п. Шушенское Красноярского края) и предложены механизмы дальнейшего развития подобных центров в сети Интернет.

Ключевые слова: Детский музейный центр; музей; культурно-образовательная деятельность; сайт; интернет-ресурсы.

Yu. A. Somova, G. М. Patrusheva

CHILDREN'S MUSEUM CENTERS OF HISTORICAL MUSEUMS IN SIBERIA: COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNET RESOURCES

The article deals with the problem of representing the cultural and educational activities of the Children's Museum Centers (DMC) of the historical museums of Siberia in the Internet from 2001 to 2017. Questions of using of the museum websites, social networks, internet mass-media as auxiliary resources for development and promoting of such centers are investigated. In work the informational content of the websites, relevance and novelty of the available materials and also convenience of the created content is analyzed. The authors have studied the Internet resources of the Children's Museum Centers of Historical Museums in Siberia (Omsk, Salekhard, Tobolsk, Abakan and Shushenskoye in the Krasnoyarsk Territory) and proposed mechanisms for the further development of such centers in the Internet.

Keywords: Children's Museum Center; museum; cultural and educational activities; website; Internet resources.

Основой культурно-образовательной деятельности в музеях России с 1990-х гг. стало формирование у посетителя ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Меняется подход и к самой аудитории, которая начинает восприниматься как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде. Музеи переходят на новую стадию, в рамках которой происходит объединение разнообразных форм культурно-образовательной деятельности в систему. Элементами этой системы стали программы для различных категорий населения, но наи-

© Сомова Ю. А., Патрушева Г. М., 2018

более активно развивалось так называемое детское направление музейной работы. Серьёзно рассматривалась проблема результативности музейной коммуникации, так как при разработке программ невозможно было не учитывать возрастные особенности детей, их возможности восприятия. Кроме того, обозначилась потребность в появлении особого типа специалиста - музейного педагога [1, с. 7-14].

Вопросами музейной педагогики в нашей стране занимались учёные нескольких ведущих научно-образовательных центров. Так, в Москве активно решались проблемы

взаимодействия музея и его аудитории, в том числе и школьников, лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии (Н. А. Никишин, В. Ю. Ду-кельский, А. В. Лебедев) [2; 3; 4]. Основной формой работы творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (И. М. Коссо-ва, М. Ю. Юхневич, Е. Б. Медведева) были научно-практические конференции и семинары, проводимые на базе региональных музеев [5; 6; 7]. В Российском центре музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (Б. А. Столяров, А. Г. Бойко) разрабатывались концепции и методики взаимодействия художественного музея с системой образования. Сотрудники центра активно внедряли новейшие технологии в практическую деятельность музеев России, а также уделяли большое внимание теоретическим аспектам педагогики художественных музеев, визуальной культуре и информационно-образовательным технологиям [8; 9; 10]. Первым в стране центром, где идея взаимодействия музея с системой образования получила организационное закрепление в масштабах республики, стал республиканский детский музейный центр Карелии при Государственном музее-заповеднике «Кижи» (Л. В. Шилова). Он являлся научно-методическим и координационным центром Карелии в области музейной педагогики, реализо-вывал долгосрочные программы подготовки специалистов (конференции, стажировки, открытые занятия), организовывал работу Летней школы для специалистов из музеев России и зарубежных стран на о. Кижи [11]. В лаборатории эстетического образования Московского института развития образовательных систем (Г. П. Сергеева) занимались созданием музейно-образовательных программ, содействующих использованию культурного потенциала Москвы. На базе института продолжил свою работу семинар «Музей и подрастающее поколение» (руководитель Е. Г. Ванслова), который систематически проводился в Москве два раза в год (первоначально в НИИ культуры) с 1984 г. [12]. Он собирал музейных педагогов со всей России для обсуждения их профессиональных проблем. Участники семинара создавали ав-

торские музейно-педагогические программы для детей дошкольного и школьного возраста, как, например, программа «Музей и культура» (авторы Е. Г. Ванслова, Т. В. Чумало-ва, Т. Н. Панкратова и др.) [13; 14]. Помимо перечисленных центров, музейная педагогика развивалась и во многих региональных музеях, специалисты которых выступали с новыми инициативами.

Сам термин «музейная педагогика» получил известность у отечественных музееведов благодаря деятельности немецких учёных конца XIX - начала ХХ в. (А. Лихтварк, К. Фолль, Г. Фройденталь, А. Рейхван) [15]. Практическое применение методам и приёмам, позже получившим название «музейная педагогика», в советской России уже в 1920-х гг. дали создатели первых детских музеев: Н. Д. Бартрам, основатель «Музея игрушки», Я. П. Мексин, директор Музея детской книги, А. У. Зеленко, создатель неосуществлённого проекта Детского музея-дворца ребёнка, в котором, как предполагалось, разместятся не только музейные экспонаты, но и театр, а также площадка для отдыха детей. Данные начинания в 1930-х гг. были забыты, происходит перестройка музеев всех профилей на идеологическую работу. Принципы ориентации на возрастные особенности музейной аудитории, взаимосвязи школы и музеев, подготовки детской аудитории к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств возрождаются в России в 1980-90-х гг. [8, с. 54-56]. Осуществление культурно-образовательных программ с применением игровых, интерактивных, театрализованных методик актуализируют детские музеи, тем самым существенно обновляя всю систему образования. В настоящее время они являются одной из самых динамичных и популярных групп музеев. М. Ю. Юхневич были выделены следующие их типы: детские музеи, которые возникают в структуре традиционных «взрослых» музеев на правах специально созданных подразделений; самостоятельные детские музеи; музеи, не имеющие стационарной площадки и осуществляющие свою деятельность на основе краткосрочных проектов; музеи, являющиеся частью других, не музейных, детских культурно-образовательных центров; музеи-консорциумы, представляющие собой инновационную органи-

зационно-правовую модель совместной деятельности учреждений культуры и образования [1, с. 196-199]. Позже исследователями был определён ещё один тип детских музеев, это музеи в системе российского государственного образования [16].

В данной статье рассматриваются детские музеи, возникшие в структуре традиционных «взрослых» музеев на правах специально созданных подразделений, чаще всего они имеют название Детские музейные центры. На территории Сибири они появляются только в 2000-х гг., вобрав в себя многие преимущества уже существующих детских центров и став закономерным этапом их дальнейшего развития. Учитывая потребности современного информационного общества, центры постепенно переходят на новый уровень использования в своей деятельности мультимедийных и других новейших технологий, расширяют своё информационное пространство, завоёвывают внимание посетителей к собственным событиям и мероприятиям. Перед ними стоит задача по-новому себя позиционировать: находить эффективные механизмы общения с аудиторией, применять перспективные технологии работы. На сегодняшний день не существует обобщающих трудов, аналитических материалов, рассматривающих культурно-образовательную практику подобных центров в Интернете, их роль и значение в региональном информационном пространстве.

Целью статьи является анализ культурно-образовательной деятельности Детских музейных центров исторических музеев Сибири, представленной в сети Интернет (сайты музеев, социальные сети, интернет-СМИ), определение роли, проблем и перспектив использования данных информационных ресурсов в развитии и популяризации таких центров.

Содержание деятельности ДМЦ проанализировано нами через изучение разных видов источников, так теоретические аспекты культурно-образовательной деятельности музеев отражены в работах М. Ю. Юхневич, Е. Б. Медведевой, Б. А. Столярова, А. Г. Бойко, И. М. Коссовой, Т. В. Галкиной, проблемы и перспективы использования в музейной работе информационно-коммуникационных технологий поднимались Н. А. Никишиным,

А. В. Лебедевым, В. Ю. Дукельским, вопросы образования школьников в музейной среде изучались Е. Г. Вансловой, О. Л. Некра-совой-Каратеевой. Важным источником о практической работе ДМЦ ОГИК музея стали учредительные документы (Устав «Детского музейного центра»), газета «Ведомости Детского музейного центра», ежегодно хронологически освещающая направления его деятельности, и сборник научных трудов «Известия ОГИК музея» (статьи Г. И. Сороколетовой, Ю. А. Маркиной (Сомовой)). Основным источником о деятельности ДМЦ исторических музеев Сибири стали музейные сайты, социальные сети «ВКонтак-те», «Фейсбук», «Одноклассники», региональные интернет-СМИ, дающие представление об актуальных формах работы центров на сегодняшний день.

Критериями отбора ДМЦ являются территориальный признак (все они расположены в районах Западной и Восточной Сибири) и общий исторический профиль музеев. На основе изучения музейных сайтов нами были выделены характерные черты таких подразделений: наличие собственного помещения с интерактивной экспозицией и выставочным пространством с большим количеством предметов вспомогательного музейного фонда, специалистов в области музейной педагогики, методистов, творческих работников; обособленность в отдельные структуры с собственным названием (Детский музейный центр, Семейный музейный центр); широкий спектр культурно-образовательных программ, разработанных для разновозрастной аудитории: уникальные разработки сценариев праздников, театрализованных экскурсий, игровых занятий, интеллектуальных игр, творческих конкурсов, квестов, мастер-классов, а также семейные программы и выставки, мастерские, творческие объединения, кружки и студии; организация и проведение научных конференций и семинаров, издание информационных, научных и методических материалов. Вместе с тем каждый ДМЦ имеет свои региональные особенности и отражает специфику того музея, при котором он функционирует.

Рассмотрим интернет-площадки Омского государственного историко-краеведче-ского музея (ОГИК музей), Ямало-Ненецкого

окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского (МВК им. И. С. Ше-мановского), Тобольского историко-архитек-турного музея-заповедника, Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызла-сова в городе Абакане (ХНКМ им. Л. Р. Кы-зласова), Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» в Красноярском крае (музей-заповедник «Шушенское») с точки зрения удобства созданного контента, а также объёма и актуальности представленной информации о текущей работе детских центров.

В ноябре 2001 г. в Омском государственном историко-краеведческом музее было открыто принципиально новое подразделение - Детский музейный центр. Согласно уставу ДМЦ, основой его деятельности стал поиск и внедрение нетрадиционных форм работы с детской аудиторией. Целью любого внедряемого проекта являлся педагогический эксперимент по развитию мотивации личности к занятиям творчеством, углубление духовной, патриотической сферы ребёнка через вариативные формы учебно-исследовательской, краеведческой работы. Перспективное достижение цели требовало от ДМЦ создания условий активизации познавательной деятельности, обучение детей приёмам и методам исторического исследования, комплексного изучения родного края, познания традиционной культуры народов, населяющих омский регион [17, л. 1].

Детский центр в своём составе имеет и Ямало-Ненецкий окружной музейно-выста-вочный комплекс им. И. С. Шемановского. Его особенностью является наличие большого количества культурно-образовательных программ, реализуемых на средства региональных и всероссийских грантов и фондов, а также социально ориентированных проектов. Деятельность центра началась 1 сентября 2004 г. с проведения масштабного праздника «Дня знаний». Культурно-образовательная составляющая является приоритетным направлением в работе всего комплекса, вследствие чего центру уделяется большое внимание, здесь разрабатываются и внедряются новые проекты, программы, используются современные технологии, направленные на всестороннее использование музейных ресурсов, организацию и совершенство-

вание работы с целевой аудиторией - детскими и молодёжными группами [18].

Преимущественно на программы для родителей с детьми ориентируется семейный музейный центр «Камелёк» Тобольского ис-торико-архитектурного музея-заповедника. Он был открыт в здании Тобольской губернской типографии в начале 2016 г. Здесь создана атмосфера для учебно-игровой и познавательной деятельности на основе диалога «взрослый - ребёнок». «Камелёк» - символ домашнего очага, особое культурно-досуго-вое пространство, где проводятся мероприятия по повышению культуры взаимоотношений в семье, рассказывается о народном быте, игрушках и прикладном творчестве. Одна из основных задач центра - укрепление института семьи [19].

Основные формы работы Детского музейного центра Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова (г. Абакан), действующего с 2015 г., посвящены археологии и этнографии Хакасии. Заявлено, что главной задачей центра является развлекательно-просветительская деятельность, все образовательные программы разрабатываются детально, используются современные музейно-педагогические методики [20].

Следующим детским музеем в структуре «взрослого» назовём ДМЦ Историко-этно-графического музея-заповедника «Шушенское» (Красноярский край). Сам музей-заповедник является уникальным комплексом под открытым небом. Исторически сложившаяся часть села конца XIX - начала XX в. является памятником федерального значения, имеет статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края. В избах и на усадьбах воссозданы условия жизни сибиряков, отражены основные занятия крестьян, показаны подсобные промыслы и ремёсла. В двух домах, где квартировал в годы ссылки В. И. Ленин, сохраняется мемориальная обстановка. Музей предлагает посетителям широкий выбор форм культурно-образовательной деятельности (экскурсии, фольклорно-развлекательные программы с участием ансамбля «Плетень», этнографический и кукольный театры, мастерские народных промыслов и др.). Детский музейный центр музея-заповедника создан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 2001 г. на базе кружка детского творчества, он отличается тем, что реализуемые им культурно-образовательные программы и акции для детей имеют ярко выраженную социальную направленность [21].

С момента своего создания детские центры активно занимались популяризацией своей деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Были созданы странички на музейных сайтах, которые содержали информацию по основным направлениям их работы. Далее с расширением форм деятельности она как дополнялась описанием собственно программ, так и использовалась в качестве инструмента для проведения различных виртуальных игр, конкурсов и викторин. Планируя новый проект, программу или мероприятие, методисты центров занимаются подготовкой и рассылкой пресс-релизов, принимают участие в подготовке сюжетов на радио и телевидении, публикуют статьи и объявления в газетах и журналах, выпускают буклеты, брошюры, путеводители, рекламные листовки. Большинство центров обладает собственными логотипами, которые используются в информационных письмах и афишах.

Культурно-образовательная деятельность центров разнообразна, зависит она не столько от содержания музейного собрания, сколько от специфики его целевой аудитории и сложившихся традиций. Так в ОГИК музее традиционно большое внимание уделялось научно-исследовательской работе, в результате чего одной из приоритетных форм деятельности ДМЦ становится Молодёжная научная конференция «Омское Прииртышье: природа, история, культура», проводимая с 1996 г. (с 2001 г. организуется непосредственно ДМЦ). Её целью является распространение и популяризация краеведческих знаний среди учащихся старших классов школ и студентов высших и средних специальных учебных заведений. По результатам конференции лучшие работы отмечались медалью имени А. Ф. Палашенкова, публиковались в научном сборнике «Известия ОГИК музея». В конференции ежегодно принимало участие более 150 учителей, школьников и студентов. Из них около 60 выступали с докладами на трёх секциях: «История Омского Прииртышья», «Культура Омского

Прииртышья», «Экономика и экология Омской области», - остальные исследования представлялись в качестве стендовых [22]. Итоги конференции отражаются на сайте музея, там же размещаются положение, информационные письма и методические рекомендации для участников [23]. Для подготовки научно-исследовательских работ и выступления школьников на подобных конференциях в ДМЦ были созданы творческие объединения «Юный историк Сибири», «Экологическое краеведение», «Школа юного этнографа», «Археологическое бюро», «Юный музеолог». Среди рассматриваемых музеев, подобное направление встречено нами только в работе ДМЦ МВК им. И. С. Шеманов-ского в формате межшкольного научного общества «В былое распахнуть окно».

Другой формой работы ДМЦ ОГИК музея и его своеобразным брендом можно назвать краеведческие интеллектуальные игры, способствующие формированию умения нестандартно мыслить, легко и быстро воспринимать и анализировать информацию - находить решения в различных ситуациях, оперативно ориентируясь в современном информационном обществе. Их продолжительные сроки, преемственность и частота посещений командами формируют вокруг центра своё социальное пространство, длительные связи с педагогами и школьниками. На сайте представлены материалы по трём состязаниям: детская интеллектуальная игра «Всезнайки» для учеников 5-6-х классов, областная детская интеллектуальная игра «Знатоки краеведения» для 7-9-х классов и виртуальная молодёжная краеведческая игра «Люби и знай свой край» для 10-11-х классов и учащихся 1-2-х курсов среднеспециальных и высших учебных заведений [24]. Интерактивные экскурсии, беседы, театрализации являются основными формами проведения отборочных этапов, которые продолжаются в течение учебного года. Некоторые задания (кроссворды, тесты, викторины) размещаются на сайте музея и выполняются командами удалённо.

Детскими центрами активно внедряются направления работы, ориентированные на продолжительное сотрудничество с образовательными учреждениями и, как правило, дополняющие имеющиеся учебные програм-

мы региональным компонентом. В ОГИК музее несколько лет реализуется культурно-образовательная программа «Детство» для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включающая занятия «Бабушкин сундук», «Волшебное превращение копейки», «Как хлеб на стол попал» и др. Эта и другие программы центра включены в «Культурно-образовательную тематику ОГИК музея». В ДМЦ МВК им. И. С. Шема-новского в настоящее время продолжается образовательный проект «Экспериментальная музейная академия» для детей 5-7 лет, которая включает два направления. Первое -факультет гуманитарных и занимательных наук «Хочу всё знать!», в рамках которого ребята знакомились в игровой форме с английским языком, учились создавать авторские книги, ставили фокусы и эксперименты и изучали историю своего края. Второе - факультет искусствознания и музееведения «В гостях у муз», который направлен на знакомство детей с музейной работой. В рамках программы Музейной академии дети принимали участие в мастер-классах, посещали выставки, игры, экскурсии, конкурсы и викторины, творческие встречи, праздники. Преподавателями выступали сотрудники комплекса. Завершался год выставками достижений и вручением сертификата об окончании «Экспериментальной музейной академии». В данном центре работает и другая программа под названием «Школа + музей», состоящая из четырёх информационных блоков: историко-музееведческого, историко-этнографического, историко-культурного, эколого-географического. Занятия адаптированы под разные возрастные категории, в них широко используется демонстрация музейных экспонатов, аудио- и видеоматериалов.

Культурно-образовательные программы ДМЦ музея-заповедника «Шушенское», также обладающего тесными связями с образовательными учреждениями края, носят ещё и ярко выраженную социальную направленность. Они включают акции: «У опасной черты», привлекающая внимание к проблеме употребления наркотиков и алкоголя детьми и подростками, «Мы помним, мы гордимся!», посвящённая чествованию ветеранов Великой Отечественной войны, «Один день в музее» - специальная программа для вос-

питанников детских домов, «Передай добро по кругу» - сбор вещей и игрушек для детей из малообеспеченных семей и др. В летнее время осуществляется работа этнографической площадки для «трудных» подростков, состоящей из культурно-воспитательных и спортивно-оздоровительных мероприятий, консультаций психологов, тренингов, артте-рапии, эколого-этнографические туров, экскурсий, работы в музейных мастерских. Кроме того, центр организует межрегиональный шахматный турнир для воспитанников детских домов п. Шушенского, г. Минусинска, с. Ермаковского и с. Тесинского под названием «Шушенская ладья». Ещё одним важным моментом в деятельности центра является использование помощи волонтёров. Волонтёрский отряд «Сфера» был сформирован во время реализации проекта-победителя краевого грантового конкурса «Социальное партнёрство во имя развития», он участвует в краевых и районных молодёжных событиях, активно помогает в мероприятиях, проводимых на территории музея-заповедника.

Социальные программы обогащают формы работы и других детских центров. Так, с 2014 г. в МВК им. И. С. Шемановского реализуется проект «Мир без границ», направленный на решение вопроса социализации детей с особыми нуждами, оказание консультативной и методической помощи семьям, воспитывающим детей, которые, в силу своих психических и интеллектуальных возможностей, не могут самостоятельно реализовать свои интересы. Проводится он Благотворительным фондом поддержки детей Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямине» и МВК им. И. С. Шемановского на средства гранта Департамента внутренней политики ЯНАО. Проект рассчитан на детей с различными заболеваниями, продуманные занятия позволяют найти к каждому ребёнку индивидуальный подход. Всего в программе несколько блоков занятий: «Путешествие во времени», «Народные ремёсла» и «Национальные игры» [25].

Для успешного взаимодействия с посетителем необходима готовность музея к своевременному реагированию на запросы и потребности общества в организации досуга, применении развлекательных приёмов,

элементов шоу, создании атмосферы доброжелательности и праздника. Этому направлению отвечают такие формы работы, как театрализованные экскурсии, игровые занятия и праздники, которые, вследствие своей зрелищности и рекреационной направленности, имеют широкое применение во всех рассматриваемых детских центрах. Музейные праздники, проводимые в них, делятся на семейные (дни рождения, юбилеи, «Именины в музее»), событийные (выпускные, творческие встречи) и народные календарные («Святки», «Масленица», «Пасха», «Иван Купала»). В ОГИК музее проводятся также театрализованные экскурсии «Как на наши именины», «Сороки», «Страна Пионерия» и циклы игровых занятий под названием «Один день лета весь год кормит» и «Делу время - потехе час» [26]. В рамках большой музейной программы все ДМЦ Сибири активно участвуют во всероссийских акциях «Ночь музеев», «Ночь искусств» и в праздниках «День знаний», «День города», «Рождество и Новый год».

Ещё одной формой работы центров являются студии и кружки. В МВК им. И. С. Ше-мановского работает творческая студия «Со-творение», объединяющая в себе детский этнографический кукольный театр и мастерскую национальных ремёсел. Главная цель студии - популяризация этнического наследия региона. Обучающая программа включает в себя музейные занятия по археологии, этнографии, истории, а также практические занятия по освоению профессиональных навыков в области декоративно-прикладного и театрального искусства. Занимаются ученики как в собственном помещении центра, так и на экспозиции. Стоит отметить, что её работа реализуется на средства Грантов Президента Российской Федерации и Канадского Фонда при посредничестве Канадского Агентства международного развития [25]. Поскольку студия рассчитана на длительный контакт с постоянной группой посетителей, она имеет преимущества перед другими формами работы. Они заключаются в наличии «обратной связи», необходимой для отслеживания перехода количества накопленной учащимися информации в качество - приобретение ими знаний и навыков.

Развитию творческих способностей содействуют музейные практические занятия и мастер-классы. В ХНКМ им. Л. Р. Кызла-сова проводятся мастер-классы «Загадки археологии», «Древнее искусство», «Радуга цвета», «Кофе-арт», «Петроглифы Хакасии» и «Этнораскраска», а также занятия за интерактивным столом и в Геологической лаборатории; в ДМЦ музея-заповедника «Шушенское» мастер-классы «Народная игрушка», «Живая глина», а в музейном центре «Камелёк» - «Кукла из сундука», «Роспись деревянных игрушек» и «Сказочный герой».

Семейным программам наибольшее внимание уделяется в музейном центре «Камелёк» Тобольского историко-архитектур-ного музея-заповедника. Осуществляются они в следующих формах: экскурсии для семей по экспозициям, интерактивные занятия, мастер-классы по росписи деревянных игрушек, ковроткачеству, изготовлению народной куклы, а также семейные фотоконкурсы и викторины, народные подвижные игры с музыкальным сопровождением. Занятия в «Камельке» включены в абонементные программы музея для разных возрастных групп, среди них - «Азбука семьи» (деловая игра), «Роль мужчины и роль женщины в семье», «Традиционный семейный уклад» для 10-11-х классов. В ДМЦ ОГИК музея работает воскресный семейный клуб «Музейный калейдоскоп», в рамках которого родители с детьми принимают участие в занятиях, включающих просветительную, игровую и творческую составляющую. Получение ребёнком новых знаний по истории и культуре края, воспитание любви и бережного отношения к культурному и природному наследию, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков было целью проводимых занятий. Постоянные посетите -ли получают грамоты, призы и подарки в конце каждого учебного года. На сайте представлена программа мероприятий клуба на текущий год. Для семейного посетителя в ОГИК музее организуется и ряд творческих конкурсов. Так, ученики городских школ и детских садов, а также ребята из воскресного клуба могут принять участие в конкурсе декоративно-прикладного искусства «Новогодняя игрушка», который завершается соответствующей выставкой и новогодним ут-

ренником [23]. В музее-заповеднике «Шушенское» реализуется программа «Молодая семья в музее» и работает семейный клуб «Уклад», основными задачами которых являются объединение семей на основе общих интересов, организация культурного досуга, сохранение и развитие народных традиций, участие в благотворительных акциях [21]. Интересно, что для семейного посетителя в ХНКМ им. Л. Р. Кызласова организована особая релаксационная зона, где ребёнка можно занять развивающими играми и мультфильмами.

Довольно редко ДМЦ Сибири используется такая форма работы, как музейный фестиваль. Благодаря зрелищности и высокой степени интерактивности, включению участников празднества в совершаемое действо фестивальная форма наиболее полно отвечает задачам организации познавательного досуга населения, удачно сочетаясь с основными направлениями культурно-образовательной деятельности музеев. Единственным подобным примером является Всероссийский фестиваль семейного, детского творчества «Жароптицево перо», посвящённый творческому наследию П. П. Ершова и культурным традициям Сибири, проводимый ежегодно семейным музейным центром «Камелёк» Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника [19].

Таким образом, Детские музейные центры Сибири являются новыми структурами в существующих музейных учреждениях, возникшими в 2000-х гг. и находящимися в поиске собственных форм взаимодействия с посетителем. Их появление является закономерным этапом развития детского направления в музеях России. Они характеризуются разнообразной административной структурой, отличаются друг от друга ресурсными базами, практическим опытом сотрудников в области научно-практических исследований и менеджмента, региональной спецификой музеев. Исследуемые ДМЦ объединяет целый комплекс общих черт: осуществление миссии музея, направленной на развитие творческого потенциала личности ребёнка, наличие одинаковой (детской) аудитории, применение в качестве основной интерактивной методики как в экспозиционной, так и в культурно-образовательной деятельно-

сти. Новые музейные подразделения разместились в помещениях, наиболее приспособленных для работы с детской и семейной аудиторией. В семейном музейном центре «Камелёк» оно представляет собой интерактивную экспозицию, выполненную в виде традиционного крестьянского дома, а в ХНКМ им. Л. Р. Кызласова - юрты, где проводятся экскурсии-легенды «Камень, дающий жизнь», «Сказка о талгане», организуются хакасские национальные игры, открываются выставки. С 2002 г. ОГИК музеем предпринимались попытки по созданию собственной музейной комнаты, но и в настоящее время образовательное пространство для проведения занятий и организации выставок отсутствует, для этих целей используется «взрослая» экспозиция музея и кабинет сотрудников ДМЦ [27].

Наличие тех или иных форм в перечне образовательных и рекреационных услуг каждого конкретного ДМЦ главным образом зависит от специфики его целевой аудитории (половозрастной и социально-профессиональный состав) и сложившихся традиций культурно-образовательной деятельности. Наиболее перспективными и результативными в практике ДМЦ простыми формами работы с детьми являются экскурсии, занятия, музейные уроки, мастер-классы, минимастер-ские, конкурсы, викторины, спектакли, концерты. Популярными комплексными формами являются культурно-образовательные программы по принципу «Школа + музей», разработанные в соответствии с возрастными особенностями детей и рассчитанные на длительный контакт с постоянной группой посетителей, фестивали и праздники, обладающие выраженной рекреационной составляющей, студии и кружки, семейные клубы, интеллектуальные игры, направленные на обучение и развитие творческих начал личности ребёнка.

Представляя формы культурно-образовательной деятельности в сети Интернет, музеи сталкиваются с рядом существенных проблем. Так, структура сайта «взрослого» музея обычно не предполагает наличия вкладки ДМЦ на главной странице, а информация о культурно-образовательной деятельности представлена хаотично, не обладает достаточной полнотой, кроме того, обновляется нерегулярно. Так, например, на сайте

МВК им. И. С. Шемановского сведения о работе центра являются доступными, удобно и логично расположенными, но необнов-лёнными. Формы работы семейного центра «Камелёк» Тобольского историко-архитек-турного музея-заповедника плохо структурированы. Во вкладке на главной странице отражены только общие направления работы отдела без названия конкретных программ, большинство материалов расположено в новостях музея, а состоявшиеся события быстро опускаются в ленте. На сайте ХНКМ им. Л. Р. Кызласова информация о деятельности центра представлены крайне скудно, кроме того, она растворена среди общих программ музея. Сайт ОГИК музея содержит мало фотоматериалов о текущих событиях ДМЦ, нет функции обратной связи, информация о сотрудниках центра труднодоступна. Большие возможности популяризации своих программ центры могли бы приобрести, имея в социальных сетях собственные страницы, а также взаимодействуя более самостоятельно с различными интернет-СМИ.

С нашей точки зрения, улучшить работу центров можно, используя определённые механизмы развития, а именно формирование устойчивых внешних коммуникационных связей: сотрудничество с государственными и образовательными учреждениями региона, привлечение партнёров и спонсоров в организации социальных акций и участии в проектах и грантах. Важным средством этого взаимодействия и вспомогательными площадками для реализации центрами их культурно-образовательной функции станут музейные сайты, социальные сети, интернет-СМИ. Вследствие хаотичности представления информации на музейных сайтах авторами предлагается единый алгоритм её размещения: расположение вкладки с названием центра на главной странице сайта «взрослого» музея; чёткое структурирование информации по направлениям деятельности; наполнение каждой отдельной ссылки общими актуальными сведениями, прикрепление информационных писем с подробностями мероприятий; регулярное обновление новостной ленты текущими событиями центра с приложением фотоматериалов (анонс и итоги мероприятия); наличие онлайн сервисов для голосований, игр, конкурсов, об-

ратной связи и т. п.; размещение логотипов партнёров и спонсоров.

Будущие перспективы ДМЦ мы видим в расширении своего информационного пространства для акцентирования внимания широкой общественности и непосредственно целевых групп к музейным событиям и мероприятиям. В социальных сетях им необходимо иметь отдельные профили и ориентироваться непосредственно на свою целевую аудиторию. В таком случае посетители смогут в большей степени принимать участие в жизни центров посредством разного рода интернет-конкурсов, голосований, обсуждений планируемых мероприятий. Использование виртуальных способов общения позволит им стать более открытыми, доступными и привлекательными для молодёжной аудитории.

Большую роль в популяризации деятельности ДМЦ играют статьи в федеральных и местных интернет-СМИ, как правило, они с готовностью анонсируют новые мероприятия, и задачей сотрудников центра является грамотное и оперативное их информирование. Анонсы мероприятий, общие сведения, контактную информацию об МВК им. И. С. Шемановского можно найти на официальных, новостных, туристических и образовательных интернет-порталах: «РЕГИОН.89.РФ», "Arctic info", "Strana.ru", «вОтпуск.т», «Туристско-информационный центр», «Открытый урок.рф». Реализуемые семейным центром «Камелёк» акции находят отражение в интернет-СМИ Тюменской области "tumix.ru", "tobolsk.info", «То-больск.ги», "Onbos.ru" и др. Статьи о новых мероприятиях ДМЦ ХНКМ им. Л. Р. Кызла-сова публикуют единое информационное пространство «Юг Сибири», «Афиша Ха-кассии Репаблик», ежедневное республиканское издание «Хакасия» и др. Информацию о социальных акциях музея-заповедника «Шушенское» с большой готовностью отражают информационный портал о культуре красноярского края «Культура24», туристический портал «Шушенский район -заповедный край», а также партнёры - Шушенский детский дом. ОГИК музей представлен на сайтах Министерства культуры Омской области, информационных ресурсах «Заотдых», "Om1.ru", «Афиша Омск», «Омскпресс» и др.

Дальнейшему развитию центров, кроме всего прочего, будут способствовать свободный доступ к интернет-ресурсам в музеях, наличие кафе и рекреационных зон на экспозиции, мест для общения молодёжи. Для квалифицированного анализа и изучения посетителя необходима помощь специалистов-социологов и последующее практическое применение полученных результатов. Весьма важным в реализации центрами коммуникационных задач является кадровый вопрос, появление новых специальностей, сюда входят музейные педагоги, психологи, режиссёры и программисты. Особо стоит отметить наличие волонтёров при центрах, на данный момент это направление кажется перспективным. Всё это в итоге будет способствовать формированию благоприятного имиджа ДМЦ.

Итак, появление и развитие новых Детских музейных центров в исторических музеях Сибири является важным и перспективным направлением в продвижении идеи детского музея в нашей стране. Современное общество диктует свои условия, которым ДМЦ необходимо соответствовать, используя в своей деятельности новейшие информационно-коммуникационные технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей : учебное пособие по музейной педагогике / Министерство культуры РФ ; Рос. ин-т культурологи. - М., 2001. - 223 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Музей и новые технологии // На пути к музею XXI века / сост. и науч. ред. Н. А. Никишин. -М. : Прогресс-Традиция, 1999. - 216 с.

3. Музейное проектирование / отв. ред. А. А. Щербакова ; сост. А. В. Лебедев. - М., 2009. - 256 с.

4. Дукельский В. Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - С. 82-92.

5. Музей и нематериальное культурное наследие : сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. - Вып. 6 / сост. И. М. Коссова. -М. : ИКАР, 2005. - 196 с.

6. Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия : сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. - Вып. 7 / сост. И. М. Коссова. - М. : ИКАР, 2006. - 223 с.

7. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. - М., 1997. - С. 17-25.

8. Музейная педагогика. История, теория, практика : учебное пособие / Б. А. Столяров. -М. : Высшая школа, 2004. - 216 с.

9. Бойко А. Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концепции визуального мышления // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 1998.

10. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее : учебное пособие. - М. : Высшая школа, 2005. - 207 с.

11. Образовательная деятельность музея // Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет. -Петрозаводск : Скандинавия, 2006. - 12 с.

12. XXII-XXIX Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение» : сб. материалов. - М., 1999-2007.

13. Ванслова Е. Г. Музей и культура : программа для учителей начальных классов и музейных работников. - М. : МИРОМ, 2001. - С. 1-64.

14. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика и культура. Культурное пространство человечества и духовный мир педагога. - М. : Ассоциация творческих учителей России, 2002. - С. 7375.

15. Юхневич М. Ю. Разработка понятия музейная педагогика в зарубежном музееведении // Музееведение: вопросы теории и практики. - М., 1987. - С. 147-164.

16. Галкина Т. В. Музейная педагогика: актуализация культурно-образовательного пространства педагогического университета // Устойчивое развитие непрерывного образования в условиях модернизации : материалы Международной научно-методической конференции 14-17 апреля 2003 г. - Томск : ТГПУ, 2003. - Т. 1. - С. 47-52.

17. Устав Детского музейного центра // Архив Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея. Ф. 1. Д. 1.

18. Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. - URL: http://cultura-yamala.ru/podvedomstvennye-uchrezhdeniya /yamalo-nenetskij-okruzhnoj-muzejno-vystavochnyj-kompleks-im-i-s-shemanovskogo (дата обращения: 12.10.2017).

19. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. - URL: http://tiamz.ru/ru/ (дата обращения: 12.10.2017).

20. Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова. - URL: http:// www.nhkm.ru/index.php?lang = ru (дата обращения: 12.10.2017).

21. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». - URL: http://www.shush.ru/ (дата обращения: 14.10.2017).

22. Сороколетова Г. И. Молодёжная конференция в ОГИК музее // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева ; науч. ред. П. П. Вибе. - 2002. - № 9. - С. 311-313.

23. Омский государственный историко-краеведче-ский музей. - URL: http://sibmuseum.ru/ (дата обращения: 10.10.2017).

24. Маркина Ю. А. Интеллектуальная игра в Омском государственном историко-краеведче-

ском музее как форма работы Детского музейного центра со школьниками и студентами // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея / сост. П. П. Вибе, Т. М. Назарцева ; науч. ред. П. П. Вибе. -2013. - № 18. - С. 280-286.

25. Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставоч-ный центр имени И. С. Шемановского // Детский центр. - 11К1_: http://www.mvk-yamal.ru /¡п1:огт^81уа/с^8к1уЧ8ег^г/ (дата обращения: 14.10.2017).

Информация о статье

Дата поступления 10 января 2018 г.

Дата принятия в печать 14 мая 2018 г.

Сведения об авторах

Сомова Юлия Аркадьевна - аспирант кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,

Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: Julie-Markina@rambler.ru

Патрушева Галина Михайловна - канд. ист. наук, доцент, профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: gmp-04@rambler.ru Для цитирования

Сомова Ю. А., Патрушева Г. М. Детские музейные центры исторических музеев Сибири: сравнительный анализ интернет-ресурсов // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 2 (18). С. 286296. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2.286-296.

26. Патрушева Г. М. Развитие форм досуговой деятельности в Омском государственном исто-рико-краеведческом музее и музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля // Материалы Международной научной конференции (Кемерово, 10-12 ноября 2011 г.). - Кемерово, 2011. - С. 205-206.

27. Сбор экспонатов // Ведомости Детского музейного центра Омского государственного ис-торико-краеведческого музея. - 2002. -№ 1. - С. 4.

Article info

Received

January 10, 2018

Accepted May 14, 2018

About the authors

Somova Julia Arkadevna - Graduate Student of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: Julie-Markina@rambler.ru

Patrusheva Galina Mikhailovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia) Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: gmp-04@rambler.ru For citations

Somova Yu. A., Patrusheva G. M. Children's Museum Centers of Historical Museums in Siberia: Comparative Analysis of Internet Resources. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 2 (18), pp. 286-296. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.2.286-296 (in Russian).