Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в инновационной практике Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея'

Информационно-коммуникационные технологии в инновационной практике Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР / ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / САЙТ МУЗЕЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CHILDREN''S MUSEUM CENTER / OMSK STATE HISTORICAL AND LOCAL LORE MUSEUM / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INNOVATIONS / MUSEUM''S SITE / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомова Ю.А.

Раскрываются основные сферы применения информационно-коммуникационных технологий в культурно-образовательной деятельности Детского музейного центра (ДМЦ) Омского государственного историко-краеведческого музея (ОГИК музея) в период с 2001-го по 2017 г., их роль и значение в региональном социокультурном пространстве. Особенностью статьи является то, что в ней рассматриваются информационно-коммуникационные технологии не всего музея, а его отдельного подразделения ДМЦ. Исследованы механизмы действия внешней и внутренней коммуникативных систем, включающие такие направления внедрения коммуникационных технологий, как сайт, социальные сети, использование интерактивных методов и мультимедийных средств в проведении экскурсий, интеллектуальных игр, занятий творческих объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and Communication Technologies in the Innovative Practice of the Children''s Museum Center of the Omsk State Historical and Local Lore Museum

The article reveals the main areas of application of information and communication technologies in the cultural and educational activities of the Children''s Museum Center of the Omsk State Historical and Local Lore Museum in the period from 2001 to 2017, their role and significance in the regional socio-cultural space. The feature of the article is that it considers information and communication technologies not of the entire museum, but of its separate unit the Children''s Museum Center. The author investigates the mechanisms of action of external and internal communication systems, including such directions of introduction of communication technologies as a site, social networks, use of interactive methods and multimedia means in conducting excursions, intellectual games, and classes of creative associations.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в инновационной практике Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея»

МУЗЕОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 245-253. УДК 069.01

DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.245-253

Ю. А. Сомова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Раскрываются основные сферы применения информационно-коммуникационных технологий в культурно-образовательной деятельности Детского музейного центра (ДМЦ) Омского государственного историко-краеведческого музея (ОГИК музея) в период с 2001-го по 2017 г., их роль и значение в региональном социокультурном пространстве. Особенностью статьи является то, что в ней рассматриваются информационно-коммуникационные технологии не всего музея, а его отдельного подразделения - ДМЦ. Исследованы механизмы действия внешней и внутренней коммуникативных систем, включающие такие направления внедрения коммуникационных технологий, как сайт, социальные сети, использование интерактивных методов и мультимедийных средств в проведении экскурсий, интеллектуальных игр, занятий творческих объединений.

Ключевые слова: Детский музейный центр; Омский государственный историко-краеведческий музей; информационно-коммуникационные технологии; инновации; сайт музея; мультимедийные технологии.

Yu. A. Somova

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE INNOVATIVE PRACTICE OF THE CHILDREN'S MUSEUM CENTER OF THE OMSK STATE HISTORICAL AND LOCAL LORE MUSEUM

The article reveals the main areas of application of information and communication technologies in the cultural and educational activities of the Children's Museum Center of the Omsk State Historical and Local Lore Museum in the period from 2001 to 2017, their role and significance in the regional socio-cultural space. The feature of the article is that it considers information and communication technologies not of the entire museum, but of its separate unit the Children's Museum Center. The author investigates the mechanisms of action of external and internal communication systems, including such directions of introduction of communication technologies as a site, social networks, use of interactive methods and multimedia means in conducting excursions, intellectual games, and classes of creative associations.

Keywords: Children's Museum Center; Omsk State Historical and Local Lore Museum; information and communication technologies; innovations; museum's site; multimedia technologies.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества XXI в. Его отличительной особенностью становятся

© Сомова Ю. А., 2018

тенденции сближения различных способов передачи информации на основе новейших цифровых носителей, сделавших возможным слияние культурной индустрии (печати, кино, телевидения и компьютера) и коммуни-

кации (телефона, телевизора и электронных сетей), что придало ускорение как процессам глобализации культуры, так и диверсификации культур [1, с. 196]. Сеть позволяет достичь невиданных ранее коммуникационных возможностей: работать с любыми типами информации (от текстовой до мультимедиа и цифровой), получать её из любой точки земного шара, распространять для неограниченного числа потребителей, осуществлять мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т. д.) [2, с. 122].

Учитывая потребности общественного развития, музеи также стремятся применять на практике социально востребованные инновационные решения, которые приводят к изменениям музейной деятельности. Музеи за счёт мультимедийных и других новейших технологий расширяют своё информационное пространство, завоёвывают внимание посетителей к музейным событиям и мероприятиям. Процесс взаимодействия между музеем и социальной средой в информационно-коммуникационном пространстве довольно сложный и многоаспектный, так как музеи являются активными участниками социальной жизни своего региона и страны в целом. Музейные работники стремятся расширить спектр и качество предоставляемых услуг, сотрудничая с представителями органов власти, информационными партнёрами (СМИ), спонсорами, специалистами различных отраслей, коллегами [3, с. 18-19]. Перед ними стоит задача по-новому себя позиционировать, находить эффективные механизмы общения с аудиторией, видеть перспективные технологии работы.

Непосредственно термин «коммуникация» в российском музееведении получил распространение в конце 80-х гг. XX в. Значение слова «коммуникация» (с лат. communication) - это связь, сообщение [4]. Современное общенаучное понятие «коммуникация» имеет два источника. Первый - это разработанная в 1949 г. К. Шенноном математическая теория связи, в которой были намечены основные элементы передачи информации. Другой источник - работы канадского учёного М. Маклюэна, опубликованные в 1960-х гг. Ему принадлежит и ряд выска-

зываний о музейной коммуникации. Одна из первых работ по теории музейной коммуникации принадлежит канадскому учёному Д. Камерону, который рассматривал музей как коммуникационную систему. В центре её - музейный посетитель. Если в рамках традиционного подхода посетитель рассматривается как объект обучения и воспитания, то Д. Камерон даёт посетителю статус «субъекта», равноправного участника коммуникации с правом самостоятельного отбора информации [5, с. 66-67] . Эта теория соотносится с современными подходами в образовании, где первостепенным является всестороннее развитие личности обучаемого. В Российской музейной энциклопедии понятие «музейная коммуникация» трактуется как «процесс общения, передачи и осмысления информации, значений, происходящий между музеем и обществом...» [6]. Отличительной чертой данного процесса является направленность на деятельность, т. е. причина его возникновения лежит в необходимости совместной деятельности пользователей коммуникации и достижения взаимопонимания, выработки общей системы понятий, терминов и норм по отношению к сфере совместных интересов [7, с. 199].

Музеи сегодня могут стать ключевыми элементами городской и региональной среды, именно они являются одними из главных хранителей культурных ресурсов. В Омской области одним из таких учреждений можно назвать Омский государственный историко-краеведческий музей, основанный в 1879 г. Для города Омска старейший музей Сибири выступает центром сохранения и трансляции исторической памяти, фонды которого насчитывают более 230 тыс. единиц хранения. С конца 1990-х гг. ОГИК музеем ведётся глубокое научное исследование и популяризация музейного фонда региона на основе новейших информационно-коммуникационных технологий. Было создано несколько интернет-каталогов, сайт музея, сотрудники работали над каталогизацией музейных коллекций, велась их оцифровка. В 2003 г. была внедрена современная автоматизированная система учёта музейных фондов КАМИС-2000 [8, с. 230].

Главным способом осуществления коммуникативной функции в современном му-

зее, а также показателем востребованности музейных услуг обществом является просветительная работа учреждения. С 1990-х гг. музей стал рассматриваться как средство развития творческого потенциала человека, одновременно формирующее его ценностные ориентации. В связи с этим особое внимание стало уделяться проектированию новых форм культурно-образовательной деятельности, в том числе и в направлении работы с детской аудиторией. В 1998 г. в ОГИК музее был создан экскурсионно-просветитель-ский отдел, занимающийся разработкой программ, ориентированных на младших школьников и дошкольников. Несколько позднее образован отдел музейной педагогики, в профессиональный спектр которого вошла работа со школьниками старшего и среднего возраста. В ноябре 2001 г. по инициативе директора музея П. П. Вибе было открыто принципиально новое подразделение - Детский музейный центр (ДМЦ).

Согласно уставу ДМЦ основой его деятельности стал поиск и внедрение нетрадиционных форм работы с детской аудиторией. Целями любого внедряемого проекта являлись педагогический эксперимент по развитию мотивации личности к занятиям творчеством, углубление духовной, патриотической сферы ребёнка через вариативные формы учебно-исследовательской, краеведческой деятельности. Перспективное достижение целей требовало от ДМЦ создания условий обучения детей приёмам и методам исторического исследования, комплексного изучения родного края, познания традиционной культуры народов, населяющих Омский регион [9, л. 1]. Таким образом, ДМЦ должен был стать своего рода коммуникационной площадкой для детей и подростков, средством воспитания подрастающего поколения в музейной среде. Информационная составляющая первого года существования Центра отразилась в содержании буклета, который включил основные положения устава, описание работы творческих объединений ДМЦ: «Антропологическое бюро», «Юный историк Сибири», «ЛАД», «Школа юного этнографа», - а также проекты: ежегодная молодёжная музейная экспедиция, игры для школьников «Колесо истории» и «Знатоки краеведения» [10].

Среди задач ДМЦ были обозначены знакомство участников объединений с основами музейной работы, формирование национального самосознания и нравственных ориентиров, воспитание бережного отношения к историко-культурному наследию края, содействие определению жизненных планов личности, включая предпрофессиональную ориентацию на гуманитарные факультеты вузов. Данные цели и задачи соотносятся с современной образовательной парадигмой, имеющей целью развитие личностных компетенций обучающихся. Достижение данных компетенций невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Целью статьи является рассмотрение основных сфер применения данных технологий в культурно-образовательной деятельности ДМЦ Омского государственного истори-ко-краеведческого музея, их роли и значения в региональном социокультурном пространстве. Согласно исследованию Е. В. Щербаковой [3, с. 19], музейная коммуникация может быть внешней, внутренней и межмузейной, представляя различные технологии взаимодействия. Рассмотрим подробнее механизмы действия внешней и внутренней коммуникативной системы относительно инновационной практики ДМЦ ОГИК музея.

Внешняя коммуникация направлена на связи и общение за стенами музея, т. е. в различных социальных средах, в том числе в виртуальных сообществах. ДМЦ с момента своего создания активно занимался популяризацией своей деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Была создана страничка на сайте ОГИК музея, которая содержала информацию по основным направлениям его работы. Далее с расширением форм деятельности она как дополнялась описанием собственно программ, так и использовалась в качестве инструмента для проведения различных виртуальных игр, конкурсов и викторин. В новостном разделе сайта регулярно обновлялись сведения о текущих мероприятиях ДМЦ, зачастую превышая объёмом все прочие материалы музея. Создание собственной страницы на сайте ОГИК музея помогло решить Центру следующие задачи: привлечение внимания к ДМЦ широкой общественности,

целевых групп, состоящих из учителей школ города, преподавателей вузов, школьников и студентов, семейного посетителя, - а также способствовало формированию благоприятного имиджа ДМЦ, заинтересованности партнёров и спонсоров.

Представлен Центр и в социальных сетях: «ВКонтакте», 'ТасеЬоок", «Одноклассники», "Instagram", - но в рамках аккаунта ОГИК музея. На наш взгляд, здесь необходимо иметь собственные профили и ориентироваться непосредственно на целевую аудиторию. Использование виртуальных способов общения позволило бы ДМЦ стать более открытым, доступным и привлекательным для молодёжной аудитории социокультурным пространством. Посетители могли бы задать вопросы музейным сотрудникам и получить оперативные ответы, принимая, таким образом, участие в общественной жизни музея.

Планируя новый проект, культурно-образовательную программу или мероприятие, методисты центра занимались подготовкой и рассылкой пресс-релизов, принимали участие в подготовке сюжетов на радио и телевидении, публиковали статьи и объявления в газетах, выпускали информационные брошюры, буклеты, путеводители, рекламные листовки, купоны на скидку, использовали телефонное оповещение и СМС-рассылку. Кроме того, центр занимался отправкой информационных писем по электронной почте. Для этого с помощью анкет, форм заявок на участие в интеллектуальных играх, конкурсах и тому подобном формировалась база данных. Размещалась информация о формах работы ДМЦ на сайте Министерства культуры Омской области, а также партнёров, в частности БОУ ДО г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива"», и спонсоров: ОАО «ОмПО "Радиозавод им. А. С. Попова" (РЕЛЕРО)», ООО «Производственно-коммерческая фирма "Сибирская белочка"», социально-благотворительный фонд «Третьяковские традиции». Информационные партнёры: газеты и журналы - освещали работу ДМЦ на своих страницах («Телесемь», «Теленеделя», «Бэбибум», «Аргументы и факты», «Ваш Ореол», «В курсе» и др.). Крупные мероприятия, проводимые Центром, отражались на портале АИС «Еди-

ное информационное пространство в сфере культуры» [11].

Формы культурно-образовательной работы ДМЦ ОГИК музея, через которые происходит взаимодействие посетителей с сотрудниками центра, с музейными экспонатами, с прошлым в пространстве музея, формируют его внутреннюю коммуникацию, отражая одну из основных функций музея - репрезентацию культурного и природного наследия региона. Одной из таких форм взаимодействия являются основанные на базе ДМЦ творческие объединения школьников, куда приглашались ученики в возрасте от 13 до 16 лет. В разные годы работали следующие объединения: «Юный историк Сибири», «ЛАД», «Школа юного этнографа», «Археологическое бюро», «Семейный летописец», «Юный музеолог», «Экологическое краеведение», театральная студия «Теремок». Объединения стали площадками для общения молодёжи, обмена мнениями, самовыражения и взаимопомощи. Руководители объединений поддерживали в учениках всяческую инициативу, творчество, любопытство, не ограничивая рамками времени и лекционной аудитории. В процессе обучения осуществлялась тесная связь между объединениями ДМЦ: проведение совместных семинарских занятий, экскурсий, викторин и т. д. Кроме того, учащиеся являлись активными участниками и даже организаторами других программ Центра: интеллектуальных игр, театрализованных экскурсий, конкурсов, квестов, тем самым приобретая опыт общения с музейным памятником и навыки творческой деятельности. Контролем результатов обучения являлась текущая научная работа ребёнка, обсуждаемая с руководителем направления и всеми слушателями на семинарах, а затем представляемая на итоговой научной конференции творческих объединений ДМЦ [12]. Учащиеся, чьи работы были признаны лучшими, выступали на Областной молодёжной научно-краеведческой конференции «Омское Прииртышье: природа, история, культура».

Данная конференция проводилась с 1996 г. ОГИК музеем, а затем непосредственно ДМЦ с целью распространения и популяризации краеведческих знаний среди учащихся старших классов школ и студентов высших и средних специальных учебных за-

ведений. Были поставлены задачи поиска и поддержки творческой молодёжи, формирования позитивного общественного мнения к вопросам развития краеведения. По результатам конференции лучшие работы отмечались медалью имени А. Ф. Палашенкова, публиковались в научном сборнике «Известия ОГИК музея». Сбор заявок на участие в конференции проводился посредством электронной почты, туда же высылались тезисы докладов, затем проходил отбор. Лучшие работы допускались к выступлению на конференции, остальные демонстрировались в качестве стендовых. В конференции ежегодно принимали участие до 100 человек. Из них около 60 выступали с докладами на трёх секциях: «История Омского Прииртышья», «Культура Омского Прииртышья», «Экономика и экология Омской области» [13]. Каждая секция была оборудована мультимедиа-техникой, в результате чего появлялась возможность визуальной презентации работы. Итоги конференции в обязательном порядке публиковались на сайте музея.

Ещё одной формой внутримузейной коммуникации можно назвать интеллектуальную игру «Знатоки родного края», которая впервые была проведена в 1999 г. в рамках краеведческого фестиваля. Впоследствии эта традиция закрепилась и мероприятие стало ежегодным, получив новое название -«Знатоки краеведения». Сегодня игра является своего рода визитной карточкой ДМЦ. При её проведении сотрудниками Центра отрабатывались современные интерактивные методики и использовались различные игровые технологии. Согласно положению в ней принимали участие команды учебных заведений города и области, состоящие из учащихся 8-9 классов. Заявки на участие присылались по электронной почте, затем проходил виртуальный отборочный этап. Задания (кроссворд, эссе, тест или др.) размещались на сайте музея и выполнялись командами удалённо. Компетентное жюри из состава музейных работников и приглашённых специалистов оценивало ответы и выставляло необходимые баллы. Результаты этапа публиковались на сайте. Игра связывалась определённой темой, к примеру «Эпоха и личность», «В храме Клио», «Омск - город на двух реках», что закрепляло в сознании

школьника определённое событие, подчёркивало его важность. Последующие этапы проводились в музейных залах и включали более сложные задания. Сначала ребята посещали экскурсии, а затем в игровой форме соревновалось одновременно 4-5 команд. Формы соревнований также были самые разные: «Проведи экскурсию», «Исправь ошибку в тексте», «Третий лишний» и др. Для демонстрации или выполнения задания использовались мультимедийные средства. Заканчивались интеллектуальные состязания в апреле творческим финалом [14, с. 280-284]. На каждом этапе разрабатывались новые интерактивные экскурсии как по экспозиции, так и по временным выставкам, в том числе из фондов других музеев. Соответственно, участники всегда были в курсе текущей выставочной жизни и современных направлений музейной мысли. В случае если выставка из фондов другого музея закончила свою работу, а какая-то из команд не успела с ней познакомиться в силу объективных причин, сотрудники организовывали виртуальный тур по ней. Тематика игры могла затрагивать моменты, не отражённые в экспозиции, тогда разрабатывались виртуальные экскурсии с использованием мультимедийной презентации или видеофильма. Например, экскурсии по историческим улицам Омска: «По улице Дворцовой», «Любинский проспект» и др. У игры был и свой постоянный спонсор, им выступала администрация ОАО «ОМПО "Радиозавод им. А. С. Попова" (РЕЛЕРО). Генеральным директором радиозавода в 2004 г. являлся А. С. Поляков, который подписал с директором ОГИК музея П. П. Вибе договор о сотрудничестве. Благодаря этому финалисты получали качественные дорогостоящие призы, в свою очередь, радиозавод имел возможность позиционировать свою марку на сайте музея, страницах печатной продукции и информационно-рекламной площадке ведущего культурного учреждения города [15].

Аналогом игры «Знатоки краеведения» является Областная детская интеллектуальная краеведческая игра «Всезнайки» для 5-6 классов, которая разрабатывалась с учётом возрастных особенностей данной аудитории и содержала меньшее количество этапов. Интерактивные экскурсии, беседы, теат-

рализации являлись основными формами проведения отборочных этапов. Затем команды соревновались в различных интеллектуальных конкурсах, отвечали на вопросы краеведческих викторин, разгадывали ребусы и кроссворды. Финал традиционно состоял из представления девиза и эмблемы команды, интеллектуального конкурса и творческого домашнего задания, тематика которого варьировалась [14, с. 285-286].

В 2009 г. на сайте музея был запущен инновационный проект - виртуальная молодёжная краеведческая игра «Люби и знай свой край». Изначально игра была индивидуальной и давала возможность показать свои способности в области краеведения каждому ученику, но вскоре претерпела изменения, стала командной и нашла свою аудиторию (школьники 10-11 классов, а также учащиеся 1-2 курсов высших и среднеспециальных учебных заведений). Проходили состязания в два этапа - отборочный и основной, на каждом из них представлялось несколько блоков заданий, на вопросы которых необходимо было ответить и отправить свой ответ по электронной почте. Для успешного участия в игре командам рекомендовалось посетить музей [16]. Такая форма виртуального участия отвечает современным возможностям интернет-технологий и, несомненно, является актуальной и востребованной. Это направление работы одно из самых перспективных, количество участников с каждым годом растёт. Но для дальнейшего развития нужно совершенствовать техническую составляющую игры, сервис должен работать в онлайн-режиме, предоставляя возможность ответить на вопросы здесь и сейчас.

Стоит отметить, что интеллектуальная игра способствует формированию умения нестандартно мыслить, легко и быстро воспринимать и анализировать информацию, находить решения в различных ситуациях, оперативно ориентируясь в современном информационном обществе. Продолжительные сроки игры и частота посещений командами формируют вокруг Центра своё социальное пространство, длительные связи с педагогами и школьниками. Возможность принимать участие в разных формах работы ДМЦ усиливают прочность этих коммуникационных процессов.

Отличительной чертой успешного взаимодействия с посетителем сегодня является готовность музея к своевременному реагированию на запросы и потребности общества в организации досуга, применении развлекательных приёмов, элементов шоу, создании атмосферы доброжелательности и праздника. Этому направлению отвечают такие формы работы ДМЦ, как театрализованные экскурсии, игровые занятия и праздники. Известно, что ребёнок лучше познаёт мир в игре. Театральные постановки, которые оживляют сюжеты давно минувших времён, помогают детям прочувствовать факты и явления культуры, стать участниками реконструированного прошлого. Ряд экскурсий объединялся в тематические циклы и предназначался для учеников младшего школьного возраста. Цикл экскурсий «Один день лета весь год кормит» состоял из праздников осеннего урожая, которые включали информацию из русского земледельческого календаря («День капусты», «День луковой слезинки» и др.). Игровые занятия из цикла «Делу время - потехе час» проводились в летний период в пришкольных лагерях («У медведя во бору», «Сидел Фома на лавочке»). Кроме того, в течение всего года школьники посещали театрализованные экскурсии: «Как на наши именины», «Сороки», «Страна Пионерия», «День рождения в музее»; народные календарные праздники: «Святки», «Масленица», «Иван Купала»; а перед Новым годом праздник «Новогодний утренник в музее» [17]. Принимали методисты ДМЦ участие и в организации таких музейных праздников, как «Ночь музеев», «День города», «День топора».

Другой формой проведения досуга можно назвать воскресный семейный клуб «Музейный калейдоскоп». Семейные посетители имели возможность провести выходной день с пользой в музейном пространстве. Музей здесь выступает как культурной средой, в которой происходит общение, так и образовательным ресурсом. Родители с детьми принимали участие в различных занятиях, которые, как правило, состояли из трёх частей: просветительной (беседа, экскурсия), игровой (конкурсы, игры, загадки по теме экскурсии) и творческой (создание поделки, подарка, сувенира ребёнком совмест-

но с взрослым). В работе с посетителями семейного клуба преследовались следующие цели: формирование элементарных представлений по истории и культуре края, воспитание любви и бережного отношения к культурному и природному наследию, развитие творческих способностей ребёнка, развитие коммуникативных навыков. Постоянные посетители получали грамоты, призы и подарки в конце каждого учебного года. Таким образом, коммуникационные механизмы этой направленности предполагают общение с экспозиционным пространством музея посредством образовательно-развлекательной деятельности.

К коммуникационным технологиям внутреннего механизма можно отнести внут-римузейные издания, оформленные в фирменном стиле. С 2002 г. ежегодно издаётся газета «Ведомости Детского музейного центра», где отражаются основные направления его работы, значимые события, а также размещается информация о планируемых проектах. Выпускаются отдельные брошюры, буклеты, путеводители, посвящённые ДМЦ, методические инструкции для участников конференции, программы включаются в «Культурно-образовательную тематику ОГИК музея». Методисты центра публикуют свои статьи в музейных изданиях: сборниках научных трудов «Известия ОГИК музея», материалах Всероссийской научно-практической конференции «Ядринцевские чтения», научно-популярном альманахе «Омский краевед». Принимали участие во всероссийский и региональных конференциях.

Взаимодействие образовательных учреждений с музейной средой является ещё одной формой внутренней коммуникации. Для популяризации программ среди учителей в залах музея проводились семинары, демонстрировались экскурсии, игры, мастер-классы. Раскрывались цели и задачи данных форм работы. Кроме того, для ознакомления предлагалась наглядная информация (информационные письма, буклеты, музейная культурно-образовательная тематика). Работники Центра принимали участие в семинарах, проводимых органами муниципальной власти, а также иными организациями: БОУ ДО г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспекти-

ва"», БУК Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина» и др.

Ещё с 2002 г. ДМЦ предпринимались попытки по созданию собственной музейной комнаты, для этого был объявлен сбор предметов быта Х1Х-ХХ вв., а также игрушек того времени [18]. Но своего помещения у ДМЦ не появилось и сегодня. Обучающиеся творческих объединений должны были принимать участие в создании музейных экспозиций и оформлять собственные, в планах была организация «Музейного исторического театра». Надеемся, что данные проекты воплотятся в жизнь в скором будущем.

Кроме того, в музее отсутствует свободный доступ к интернет-ресурсам, нет кафе и рекреационных зон на экспозиции, места для общения молодёжи (за исключением большого кабинета сотрудников ДМЦ). Недостаточно, на наш взгляд, оснащена аудиовизуальными средствами экспозиция, хотя большой шаг в этом направлении уже сделан на обновлённых выставочных площадях. Требуется для развития отдела и более глубокое изучение посетителя, так как анкетирования носят эпизодический характер. Для квалифицированного анализа и изучения необходимы помощь специалистов-социологов и дальнейшее практическое применение полученных результатов. Весьма важным в реализации музеем коммуникационных задач является кадровый вопрос, необходимо появление новых специальностей, объединяемых в группу специалистов в области музейной коммуникации. Сюда входят музейные педагоги, психологи, режиссёры, музыканты и художники, программисты [19, с. 62-63]. Именно они станут незаменимым связующим звеном между музеем и публикой.

Таким образом, без развития коммуникативной функции, основанной на использовании современных технологий и ориентированной на посетителя, не может быть дальнейшего развития Центра. На сегодняшний день в ДМЦ существуют разнообразные формы взаимодействия с посетителем, в которых используются механизмы действия внешних и внутренних коммуникативных систем. Активное использование информационных способов общения, мультимедиа

и интерактивных технологий позволяет ДМЦ повышать свой статус и коммуникативную деятельность, расширяя границы развития и существования в региональном социокультурном пространстве.

Важное условие формирования положительного образа и представления о ДМЦ в будущем как о современном развлекательно-образовательном и информационном центре создаёт необходимость организации в нём условий комфорта, доброжелательности и возможности предоставления различного рода услуг: новых образовательных проектов, собственных обновляющихся выставок, инновационных программ. Необходимым остаётся решение кадрового вопроса, дальнейшее внедрение информационных и мультимедийных технологий в музейную деятельность, а также появление собственного помещения и специальных рекреационных зон отдыха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мастеница Е. Н. Культурное наследие и музей в эпоху глобализации // Электронный век и музеи. - Ч. 1. - Омск, 2003. - С. 196-203.

2. Абанкина Т. В. Влияние информационных технологий на некоммерческий маркетинг // Музей будущего: информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - С. 115-142.

3. Щербакова Е. В. Коммуникационные технологии в инновационной практике музейной деятельности // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по материалам XXXVI Между-нар. науч.-практ. конф. - № 5 (36). - Новосибирск : СИбАК, 2014. - С. 18-23.

4. Словарь-справочник лингвистических терминов // TextoLogia.ru. - URL: http:// www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/kommunikaciya/?q=486&n = 713 (дата обращения: 27.08.2017).

5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учебное пособие. - М. : Высшая школа, 2004. - 216 с.

6. Словарь музейных терминов // Российская музейная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. А. А. Сундиева. - Т. 1. - М., 2001. - URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp (дата обращения: 27.08.2017).

7. Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. - М. : Российский институт культурологии МК РФ, 2010. -199 с.

8. Вибе П. П. Краеведческий музей как ресурсная база формирования инфраструктуры историко-культурного пространства региона: анализ исторического опыта Омского государственного историко-краеведческого музея // Седьмые всероссийские краеведческие чтения. - М., 2013. - С. 228-571.

9. Устав Детского музейного центра // Архив Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея. Ф. 1. Д. 1.

10. Детский музейный центр Омского государственного историко-краеведческого музея : буклет. - Омск, 2001. - 8 с.

11. Афиша Омска // Культура.РФ. - ит_: https:// www.culture.ru/afisha/omsk/ (дата обращения: 04.09.2017).

12. Маркина Ю. А. Творческие объединения Детского музейного центра как форма культурно-образовательной деятельности ОГИК музея // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея. - 2014. - № 19. -С. 201-209.

13. Сороколетова Г. И. Молодёжная конференция в ОГИК музее // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. -

2002. - № 9. - С. 311-313.

14. Маркина Ю. А. Интеллектуальная игра в Омском государственном историко-краеведче-ском музее как форма работы Детского музейного центра со школьниками и студентами // Известия Омского государственного исто-рико-краеведческого музея. - 2013. - № 18. -С. 280-286.

15. И чувства добрые к России пробуждать // Сигнал. - 2004. - № 1-4. - С. 1.

16. Маркина Ю. А. Виртуальная игра как одна из форм работы Детского музейного центра со школьниками и студенческой аудиторией // Первые Ядринцевские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 170-летию со дня рождения Н. М. Ядринцева (Омск, 30-31 октября 2012 г.) / под ред. П. П. Вибе, Е. М. Бежан. -Омск : ОГИК музей, 2012. - С. 251-253.

17. Патрушева Г. М. Развитие форм досуговой деятельности в Омском государственном исто-рико-краеведческом музее и музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля // Материалы Международной научной конференции (Кемерово, 10-12 ноября 2011 г.). - Кемерово, 2011. - С. 205-206.

18. Сбор экспонатов // Ведомости Детского музейного центра Омского государственного ис-торико-краеведческого музея. - 2002. -№ 1. - С. 4.

19. Дьякова О. П. Некоторые проблемы реализации музеем коммуникативной функции // Электронный век и музеи. - Ч. 2. - Омск,

2003. - С. 56-66.

Информация о статье Article info

Дата поступления Received

24 октября 2017 г. October 24, 2017

Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.

Сведения об авторе

Сомова Юлия Аркадьевна - аспирант кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: Julie-Markina@rambler.ru

Accepted February 1, 2018

About the author

Somova Julia Arkadevna - graduate student of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: Julie-Markina@rambler.ru

Для цитирования

Сомова Ю. А. Информационно-коммуникационные технологии в инновационной практике Детского музейного центра Омского государственного историко-краеведческого музея // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 245253. й01: 10.25513/2312-1300.2018.1.245-253.

For citations

Somova Yu. A. Information and Communication Technologies in the Innovative Practice of the Children's Museum Center of the Omsk State Historical and Local Lore Museum. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 245-253. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.1.245-253 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.