Научная статья на тему 'Формирование воспитательного пространства современного музея'

Формирование воспитательного пространства современного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИСУБЪЕКТ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ / MUSEUM SPACE / MUSEUM AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / INTERACTION / POLYSUBJECT / UPBRINGING SPACE OF THE MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна

В статье рассматривается один из путей решения проблемы развития и самореализации личности посредством диверсификации современных образовательных маршрутов, выхода образовательной и воспитательной деятельности за пределы традиционной образовательной организации. Активную роль в этом процессе играют музеи. Показано, как в результате совместной деятельности музейных педагогов, педагогов образовательных организаций, родителей учащихся происходит формирование полисубъекта воспитательного пространства современного музея. Выводы иллюстрированы примерами музейно-педагогической деятельности различных сообществ в музеях Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Polysubject of the Upbringing Space of the Contemporary Museum

The one of the ways of solving the problem of development and self-realization of personality through diversification of modern educational routes and the problem of moving beyond the traditional educational institution is considered in the paper. The museums play active role in this process. It is shown how the polysubject of upbringing space of the modern museum is formed as a result of the joint activity of museum educators, pedagogues of educational institutions, students' parents. The conclusions are illustrated by examples of the museum and pedagogical activity of the various communities in the museums of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Формирование воспитательного пространства современного музея»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

В статье рассматривается один из путей решения проблемы развития и самореализации личности посредством диверсификации современных образовательных маршрутов, выхода образовательной и воспитательной деятельности за пределы традиционной образовательной организации. Активную роль в этом процессе играют музеи. Показано, как в результате совместной деятельности музейных педагогов, педагогов образовательных организаций, родителей учащихся происходит формирование полисубъекта воспитательного пространства современного музея. Выводы иллюстрированы примерами музейно-пе-дагогической деятельности различных сообществ в музеях Санкт-Петербурга.

Сегодня в сфере образования, в государственной образовательной политике РФ сложились принципиально новые требования к организации образовательной деятельности и ответственности общества за ее результаты. Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС основного общего и высшего образования ориентируют систему образования на создание условий для развития личности, удовлетворения ее потребности в самореализации, формирования инициативности, самостоятельности, ответственности.

М.С. Якушкина

Ключевые слова:

музейное пространство,

музейно-педагогическая

деятельность,

взаимодействие,

полисубъект,

воспитательное

пространство музея.

Вместе с тем повседневная практика воспитательной деятельности образовательных организаций, реализующих программы основного общего, среднего общего, высшего профессионального образования, свидетельствует о недостаточном внимании к сотрудничеству с иными субъектами образования. Ориентация учреждения на диверсификацию современных образовательных маршрутов, выход образовательной и воспитательной деятельности за пределы традиционного образовательного учреждения [5] повышает роль и значение каждого социального института, осуществляющего просветительскую или образовательную деятельность. Обновляются формы образовательной деятельности, просветительские функции дополняются образовательными и воспитательными. Анализ современных исследований свидетельствует о том, что музеи являются наиболее результативными в разработке образовательных маршрутов среди социальных институтов, не относящихся к системе образования. Доказано, что музейное пространство обладает воспитательным потенциалом, который может оказывать значимое влияние на развитие человека, его социализацию. В музейном пространстве, содержащем подлинные предметы материальной культуры, создаются условия для активного полилога между ребенком, взрослым, информационным полем, создаваемым артефактом - музейным предметом. Здесь возможно включение любого посетителя в многообразные, доступные ему виды деятельности и становление его как субъекта воспитательного пространства (С.В.Дармодехин, А.В.Мудрик, Н.Л.Селиванова, М.С.Якушкина).

В связи с поставленными задачами важным представляется отметить проявившуюся способность и новые возможности современного музея как социального института взаимодействовать с посетителями и учреждениями-партнерами, образуя сообщества людей, занятых музейно-педагогиче-ской деятельностью, ориентированной на образовательные организации, реализующие программы основного общего, среднего общего, высшего профессионального образования. Такие сообщества постепенно становятся «монополистами» этого вида деятельности, «авторами» и владельцами творческих продуктов - результатов этой деятельности. Сплоченное общими интересами входящих в него людей сообщество привлекает в музей новые группы педагогов, предоставляя далее им в пользование свой «продукт» (Ю.П. Андреев, Н.М. Коржевская, Н.Б. Костина).

Взаимодействие между субъектами музейного пространства (музейными сотрудниками), отдельными посетителями музея (детьми - дошкольниками, школьниками, взрослыми - студентами, школьными и вузовскими

преподавателями, родителями школьников, организаторами образования, музейными педагогами), детскими, взрослыми и детско-взрослыми общностями (школьными, студенческими, педагогическими коллективами, семейными группами) с образованием полисубъекта является ключевым моментом в процессе создания воспитательного пространства музея.

Данное взаимодействие можно рассматривать как деятельность отдельных субъектов по достижению общих целей и результатов, обеспечивающую условия для: самоопределения участников взаимодействия; формирования совокупности норм, правил, традиций, регулирующих их отношения; развития субъектной позиции детей и взрослых; как взаимодействие профессиональных сообществ по типу «учреждение - учреждение» и по типу «общность - общность». «Полисубъектное взаимодействие» - особый уровень взаимодействия отдельных субъектов, на котором разворачивается процесс единого развития внутренних содержаний субъектов, связанный с непосредственным взаимодействием субъектов , способным порождать особый тип общности - полисубъект (В.А. Петровский). Наиболее близко к понятию «полисубъект» широкое и многозначное понятие «групповой субъект» («совокупный субъект»). Понятие «групповой субъект» чаще всего используется исследователями в отношении группы людей, выступающих как единое целое, способных продемонстрировать свою субъектность. Иногда «групповым субъектом» называют любую совокупность людей, объединенных по какому-то признаку (О.Г. Красношлыкова, Е.В. Филатова, К.С. Пигров). Полисубъект может быть определен как уровень группового субъекта, который обладает способностью проявлять свою субъектность, а входящие в него люди способны к построению субъект-субъектных отношений и объединены совместной творческой деятельностью, способностью понимания системы отношений внутри полисубъекта. Понятие «полисубъект» используется для обозначения особого рода общностей, которые нельзя просто свести к малым группам (коллективам), обладающим определенной однородностью, - не каждая из таких групп обладает способностью быть субъектом. Полисубъект выступает в качестве развивающейся общности, в которой развитие каждого субъекта включено в процесс развития полисубъекта, при этом полисубъект развивается только тогда, когда процесс саморазвития становится естественным для всех компонентов полисубъекта. Полисубъектность можно обнаружить у группового субъекта на высших этапах его развития. Полисубъектное взаимодействие может возникать в общностях разного типа (семья, производственная бригада, психотерапевтическая, творческая, тренинговая, проектная группа и т.д.).

Можно сказать, что полисубъект понимается как целостное образование, которое отражает феномен единства развития ценностных ориентаций субъектов, объединенных совместной творческой деятельностью, проявляющих активную позицию в преобразовании окружающего мира, в процессе саморазвития, в отношениях с другими полисубъектами.

В основе деятельности полисубъекта воспитательного пространства музея лежат общезначимые ценности: нравственное отношение к культуре, искусству, науке, человеку, обществу, самопознание, самопонимание, самоопределение, социальная адаптация, со-трудничество, со-творчество взрослых и детей, в которых доминирует равный обмен личными смыслами, опытом. Музейные образцы культуры аккумулируют опыт предшествующих поколений (традиции, знания, ценности). Благодаря им, в сознании и поведении людей, объединенных исторической судьбой и территорией проживания, часто воспроизводятся ценностно-значимые для социума образцы поведения, устоявшиеся нормы, апробированные опытом многих поколений.

Формирование полисубъекта в музейном пространстве можно представить в виде нескольких последовательных этапов.

1-й этап. Изменение требований к организации образовательной деятельности, определяющейся потребностью образовательных организаций в совместных организованных действиях с музейными сообществами. Здесь важная роль принадлежит работе по ориентации сотрудников музея на совместную деятельность с посетителями и представителями других социокультурных институтов, анализ проблем традиционной экскурсионной деятельности в музее.

2-й этап. Создание в музее творческой группы лиц, заинтересованных в решении задач, связанных с возникшей потребностью в изменении му-зейно-педагогической деятельности его сотрудников. При этом происходит активное формирование связей и отношений музея с образовательными организациями и иными социокультурными институтами, формирование нового вида деятельности музейных педагогов - проектной деятельности, образование новых сообществ - проектных групп. Новые сообщества -проектные или иные творческие группы - характеризуются общими свойствами (возникают самопроизвольно в соответствии с инициативой своих субъектов и заказом социума, имеют часто общественный способ управления) и отличаются друг от друга направлением проектной деятельности, механизмом катализа их развития. Наиболее активные проектные группы, творческие коллективы, иные сообщества (организации, советы, клубы

и т.д.) способны поддерживать и создавать новые инициативы, группы. Между ними формируются устойчивые связи, с помощью которых возникают и реализуются новые проекты и программы, способствующие качественным изменениям в деятельности музея.

3-й этап связан, прежде всего, с изменением позиции музейного педагога. Музейный педагог в условиях развивающегося воспитательного пространства музея меняет свою традиционную позицию экскурсовода на кураторскую. Общей задачей музейных педагогов - кураторов становится создание ситуаций, в которых ребенок и взрослый сопричастны к тому, что они видят, слышат; к тем предметам, с которыми они знакомятся; тем произведениям искусства, которые они созерцают, слушают, которым сопереживают. Большое значение для решения такой задачи имеют музейные помещения, улицы, прилегающие к музею, парки. Символическую роль играют витрины для экспонатов, возвышения-сцены, экран. Необходимо учитывать, что доступность многих помещений всегда была ограничена правилами посещения музея. Это определяет стиль поведения посетителей, взаимоотношения посетителя и экскурсовода, их деятельность.

Важную роль при формировании новой общности в музее играет деятельность музейного педагога как куратора проекта, формирующего механизмы актуализации творческого потенциала членов проектной группы. Куратор, формируя фокус-группы, создает условия для начала творческого процесса в проектной группе - распределение обязанностей в группе, определение лидера, ускорение процесса становления субъектов проектной деятельности и т.д.

4-й этап. Формирование новых норм и правил взаимодействия субъектов, их практическое применение, формирование полисубъекта.

Смыслом этого этапа можно считать, по сути, создание сети разновозрастных групповых субъектов, формирующих сетевой полисубъект, порождающий новые человеческие отношения, новую культурно-образовательную деятельность музея [4, с.281], поддерживающий реальные взаимодействия субъектов развивающегося воспитательного пространства музея. Смысл такой сети - во встрече разных и непохожих друг на друга участников сетевого взаимодействия. Иногда такие сети называют социально-функциональными, или контактными [4, с. 279]. Узлом такой сети являются, например, крупные музейные выставки-фестивали с участием взаимодействующих музеев и образовательных партнеров музеев. Они не только демонстрируют достижения мастеров, как в традиционном музее, но с участием постоянных посетителей конструируют общее отношение к

культурным событиям и художественным объектам, порождающим культурные артефакты как новое содержание музейных экспозиций. Аналоги таких сетей в образовании предлагают профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики (1).

Важным в сети является процесс передачи ценностей в результате межпоколенческих отношений (2). По мнению специалистов, процесс взаимодействия представителей разных поколений может быть условно представлен в виде последовательных ступеней общения: взаимное согласование культурного уровня, эрудированности, компетентности, одаренности, контактности и т.д.; узнавание символики субкультуры (обычаи, ритуалы, понятия), интересов, мотиваций, ценностей; определение форм взаимоотношений. Особенностью сближения и согласования позиций старших и младших поколений сегодня является взаимное согласование, расширение и обогащение собственного опыта и детей, и взрослых [3, с. 350].

К условиям создания сетевого полисубъекта следует отнести: возможность проявления собственной инициативы в музее участников проектных групп; доступ участников к накопленным информационным материалам и иным ресурсам; возможность быстрого установления многосторонних связей между участниками, реализующими конкретную программу в рамках общего проекта; обеспечение групповой поддержки и оценки инициативы; возможность участия в поддержке и оценке других инициатив; возможность участия в формировании общих критериев эффективности деятельности проекта (сообщества); возможность представлять совместную деятельность; возможность участия в управлении совместной деятельностью. Предпосылкой становления музейного сетевого полисубъекта можно считать создание профессиональных, проблемно-ориентированных объединений, ассоциаций музейных педагогов и иных музейных специалистов, программ совместной деятельности музеев и образовательных организаций, общественных организаций на базе музеев.

При развитии взаимодействия музейной сети с иными сообществами может возникнуть сетевая социокультурная организация, интегрирующая потенциал и ресурсы всех взаимодействующих институтов и сообществ. В социокультурной организации, как правило, активно развивается сетевое управление, признаки которого: децентрализация сети, частичное лидерство в определенной сфере деятельности, широкая специализация, тяготение к образованию неформальных объединений в музее и образовательных организациях.

Сделанные заключения были доказаны в ходе совместной музейно-пе-дагогической деятельности разных образовательных организаций и музеев Санкт-Петербурга: МАЭ им. Петра Великого, музея кукол, Музея-квартиры И.П. Павлова и др. В ходе совместной работы в музеях было отмечено формирование полисубъекта, включающего сотрудников музея, педагогов, детей и учащихся, их родителей; которыми был разработан образовательный маршрут в рамках системы повышения квалификации педагогов, апробирована новая технология совместной деятельности детей и взрослых - «парк культуры» (технология, основанная на создании общности представителей различных социокультурных институтов и интеграции их воспитательной (образовательной) деятельности на территории учреждения культуры, оказывающего психоэмоциональное воздействие на субъектов деятельности. Она представляет собой пример взаимодействия по типу «общность-общность», развитие деятельности формирующейся общности происходит от репродуктивной к творческой, результатом которой является создание совместного творческого продукта разновозрастных групп детей и взрослых); разработаны учебные пособия для учащихся начальной школы, их родителей, учителей, музейных педагогов - «Прикосновение к вечности. Уроки Кунсткамеры», «Игры народов мира».

Активная музейно-педагогическая деятельность МАЭ определялась по сути тем, что этнографический музей позволял посетителям погрузиться в мир традиций и обычаев разных народов мира и имел реальную возможность на этой основе со-дружества с педагогами образовательных организаций Василеостровского района, реализующих программы основного общего, среднего общего, высшего профессионального образования. В формирующейся полисубъектной сети на территории Кунсткамеры и взрослым, и детям были созданы условия для «принятия» другого человека, народа, его мироощущения, мировоззрения через «понимание» его взглядов, обычаев, традиций, образа жизни. Сегодня для многонациональной России это одна из сложных и актуальных задач.

Творческая группа учителей начальных классов Василеостровского района Санкт-Петербурга и Ломоносовского района Ленинградской области разработала и опробовала в школах и на экспозициях музея проект «Игры народов мира», который сегодня широко используют педагоги музеев и школ Санкт-Петербурга, родители петербургских школьников. Содержание проекта отражает возможные варианты взаимоотношений, направления совместной деятельности детей и взрослых: «Школьная перемена» «Бабушка, поиграй со мной», «Домашние игры для детских семейных

праздников» и др. Результат - творческий продукт совместной деятельности его участников - сборник «Игры народов мира». Сборником могут пользоваться педагоги, дети, родители, организаторы учебного процесса и оздоровительного отдыха детей. На его страницах изображения игр и игрушек, которые можно найти в музейной экспозиции. Особенный интерес вызывают разделы: «Один дома», «Я и мой друг», «В летние каникулы на даче, в лагере или просто во дворе».

Разработанный в процессе деятельности группы учебно-методический комплекс «Прикосновение к вечности. Уроки Кунсткамеры», сборник «Игры народов мира» создают условия для творческого роста взрослых и творчества детей, показывают на практике возможность использования богатейших коллекций Кунсткамеры в образовательной и воспитательной деятельности в начальных классах. Используя возможности музея, дошкольники, учащиеся начальных классов вместе с учителями участвуют в сказочных путешествиях в мир математики, русского языка, чтения, других традиционных школьных предметов. В основу этих путешествий положены хозяйственно-экономическая деятельность, быт, проблемы жизнедеятельности народов мира, позволяющие ребенку сопоставлять современный мир с историей, рассматривать свои собственные проблемы в историко-культурном контексте, сопоставлять свои возможности и поведение в экстремальных жизненных ситуациях с героями той или иной экспозиции музея. К программе «Прикосновение к вечности. Уроки Кунсткамеры» театром «Перфоманс» был создан видеоряд «Ожившие экспонаты».

Интересен результат развития программ совместной деятельности сотрудников музея-мастерской А.И. Куинджи с педагогами образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, основного общего, среднего общего образования, других музеев - создание и деятельность художественной студии и музыкального салона для жителей дома, в котором расположен музей.

В ходе совместной деятельности различных субъектов на Васильевском острове музеями были реализованы сетевые проекты: «Малая краеведческая олимпиада», «Из истории острова» (исследовательская деятельность школьников), «Мой любимый музей» (проект передвижной художественной выставки), «Охрана памятников», др. В помощь разработаны и апробированы не только интерактивные учебно-методические пособия, позволяющие изменить учебную и воспитательную деятельность в образовательных организациях, но и рабочие тетради: «Мой покоя дух не знает» (посвящена жизни и деятельности М.В. Ломоносова); «Всю правду про себя скажу я

сам!» (посвящена творчеству Н.А. Некрасова»), «Уроки парламентаризма»; учебное пособие «Экологические игры». Примером продукта деятельности сетевого музейного полисубъекта может служить программа «Моя любимая кукла» с участием образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, основного общего, среднего общего образования, музеев. Программа получила развитие как в разработке новых форм учебной работы, так и в тематике совместной деятельности детско-взрослых сообществ в музее, образовательных организациях. Апробирована программа годичной школы-семинара «Моя любимая кукла» для воспитателей дошкольных образовательных организаций. В программе семинара был представлен, наряду с концептуальными вопросами, опыт совместной деятельности педагогических коллективов Васильевского острова, сотрудников МАЭ, Музея кукол и школы «друзей музея» МУК-1. Заслуживает внимания проект «Петербургские салоны». Девиз салонов - «Стройте мосты от человека к человеку». Предполагалось, что «салон» - это помещение для приема гостей в необычном доме-музее, где сотрудники музея, приглашенные гости, родители, учителя, посетители музея собираются на творческие встречи. При этом дети, готовясь к «салону», создавали для хозяев дома «живые» подарки - театрализованные и музыкальные номера, тематика которых подсказана им музейными экспонатами.

Было отмечено, что в ходе совместной музейно-педагогической деятельности разных педагогических сообществ в музеях Васильевского острова появилось более 20 разнообразных творческих групп школьников, родителей, педагогов. Творческие группы представлены в таких формах, как: локальные экспериментальные площадки, педагогические мастерские, творческие лаборатории, проектные группы, временные творческие объединения, проблемные творческие группы, педагогические студии, парки культуры и др. Популярными стали программы совместных праздников, театральной, музыкальной, художественной деятельности разновозрастных групп. Наибольший интерес вызвали праздники на территории МАЭ («Встреча весны», «День русской березки», «Сказки народов мира», «В гостях у императора», «Петербургские салоны»), на территории музея кукол («Львы стерегут город»,» Новый год», «Петербургские салоны»), на территории музея-мастерской А.И. Куинджи («Музыкальная сказка о Репке», «Петербургские салоны»), на территории Центрального военно-морского музея - посвященные морским памятным датам, на территории музея-ле-докол «Красин» - посвященные истории Санкт-Петербурга, в школе №29 («Рождение Петербурга», «Мифы Древней Греции»).

В течение последних 7 лет в музеях Санкт-Петербурга в целях развития полисубъекта формирующегося воспитательного пространства был реализован проект по развитию самостоятельной деятельности ребенка на территории музея. Пример - создание программы самостоятельной работы с куклой детей-дошкольников. Программа включала в себя разные направления, связанные с определенными действиями ребенка с куклой: изготовление народных, этнографических кукол, кукол-оберегов; изготовление кукол-страхов и обучение ребенка управлять ими для того, чтобы снять страх; изготовление кукол для домашней игры; обучение ребенка игре с куклами для освоения действий взрослых [6].

На первом этапе реализации проекта дети создавали свою куклу и учились общаться с ней, как с «другом», создавая с помощью родителей, воспитателей сценки, мини-спектакли. Например, в Детском историческом центре Музея политической истории России, где воссоздан интерьер крестьянской избы, постоянно работает «Мастерская Филиппка». Здесь детям предлагают самим сделать игрушки, в которые играли сельские дети в ХУ111-Х1Х столетии.

Второй этап реализации проекта заключался в создании театра дошкольников «Кукла на руке» и игровых уголков к программе «Пляшущая кукла» или «Кукла-марионетка». Основными площадками для этого направления эксперимента стали Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства. Программы предусматривали не только самостоятельное изготовление игрушек-кукол-марионеток, пальчиковых кукол, кукол-перчаток, но и создание кукольных спектаклей с пальчиковыми куклами куклами-перчатками и куклами-марионетками. Кукла-перчатка -одна из самых живых и веселых театральных игрушек. Воссоздание праздничных ритуалов народов мира предусматривало использование масок.

Третий этап - создание театральных программ, формирующих сначала деятельность ребенка с маской, затем полноценную театрализованную деятельность - постановку спектаклей в костюмах (осваивая поэтапно программу, ребенок развивает самостоятельность, творчество).

Так, например, в Российском этнографическом музее разработан комплекс образовательных программ, в которых заложена идея целостного восприятия культур разных народов России через знакомство с традиционной культурой и бытом в игровой и театрализованной форме. Занятия в музее обязательно включают народные игры, танцы, знакомство с подлинными этнографическими предметами, в частности, с игрушками из гли-

ны, дерева, соломы, бересты. Это могут быть наборы матрешек, петушки, свистульки, куклы. Дети рассматривают игрушки, описывают их, узнают, что игрушки всегда жили вместе с людьми, служили им, украшали их быт. Занятия начинаются с приветствия кукле, одетой в национальный костюм. Посещая эти занятия, дети не только знакомятся с народным искусством, но и сами становятся создателями игрушек из природного материала под руководством мастера - педагога. Наиболее востребовано изготовление детьми кукол-персонажей русских народных сказок. Далее с помощью самостоятельно изготовленных детьми кукол происходит постановка и показ уникального - единственного в своем роде спектакля.

В музее политической истории России детей знакомят с жизнью крестьян на Руси в Х1Х веке; рассказывают, например, как проходил сев, какие традиции соблюдались: самый уважаемый человек на селе выбирался для того, чтобы весной бросить в землю первые зерна, при этом он надевал лучшую рубаху, плел новые лапти, а корзина для сева внутри обшивалась холстиной, чтобы ни одно зернышко не пропало зря. Детям разрешают трогать игрушки, рассматривать их, поиграть с ними. Им можно примерить детскую крестьянскую рубашку, лапти, подержать в руках корзину, попробовать определенным движением руки «бросить зерна в землю». Цель занятия: через игрушку как этнографический источник «погрузить» детей в мир русских традиций.

Яркий пример такой деятельности демонстрируют зарубежные партнеры МАЭ - Музей американских индейцев в Нью-Йорке, где программы для детей предусматривают самостоятельное изготовление игрушек-кукол и воссоздание элементов быта - изготовление цветов, плетение корзин, плетение украшений из бисера, - приготовление пищи того народа, с которым в данный момент знакомятся дети. Под руководством музейного педагога происходит весь процесс приготовления, затем дети съедают все приготовленное , убирают за собой и уходят из музея довольные и с игрушками в руках.

Важной задачей является включение на первом этапе создания полисубъекта в самостоятельное творчество в музее присутствующих на занятиях родителей, совместное обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей. В Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН на Китайской экспозиции широко представлены тряпичные игрушки, сделанные детьми и взрослыми вместе. Здесь представлены различные куклы, собака Шидза (благопожелательный образ), тигры большие и маленькие (тигр - символ силы и здоровья).

Позитивный опыт в организации самостоятельной трудовой деятельно-

сти детей и родителей с вышедшими из использования предметами - орудиями труда накоплен в этнографической деревне-музее под названием «Кикиберг», расположенной недалеко от Гамбурга. Она представляет начало ХХ века, а возраст орудий труда - более 70-80 лет. Деревня «Кикиберг» длительное время являлась партнером МАЭ (Кунсткамеры) по организации этнографических исследований, экспедиций с участием школьников. В эту деревню родители с детьми могли приехать на несколько дней - это специфика музея удаленного от города. На территории музея можно пожить в деревенском доме. Поработать на пасеке и попробовать мед. Поработать в конюшне: поухаживать за лошадью и покататься на ней. Скосить участок поляны и покормить корову, заработав при этом молока. Можно постричь овец, почистить пруд, где разводят рыб, покормить их, заработав рыбу на ужин. Можно смастерить деревянную игрушку на старинном станке, но самое популярное место у посетителей - это кузница, где под руководством мастера можно выковать себе сувенир на память о посещении музея. Каждый посетитель сам выбирает себе занятие, мастера-педагоги помогают освоить ту или иную трудовую деятельность. Они показывают: как правильно косить траву, собирать мед на пасеке, доить корову, стричь овец. Посетителям предоставлена возможность «примерить» на себе различные образы: косаря, пасечника, пчеловода, конюха, кузнеца.

В исследовании возможности развития полисубъекта в формирующемся воспитательном пространстве музея участвовали образовательные организации Ломоносовского района Ленинградской области. Было отмечено, что программы совместной деятельности музейных специалистов, педагогов, школьников, их родителей «Музей идей: озарение», «Прикосновение к вечности. Уроки Кунсткамеры», «Поиск, открытие, творчество» могут быть реализованы при работе в залах малых областных тематических и мемориальных музеев, школьных музеев, на природе. Особый смысл реализации программы «Музей идей: озарение» в сельской школе придавали экспозиции, рассказывающие о судьбах учителей и выпускников. Практика показала, что огромный потенциал в решении этих задач заложен в мемориальных музеях и музеях-квартирах (усадьбах): малый музей - поле максимально «сжатых» временных, пространственных и личностных характеристик; он создает у человека ощущение камерной, почти домашней обстановки, «подталкивающей» к самостоятельным суждениям, высказываниям; к самопознанию; «дух» творческой личности, которой посвящен музей, способствует следующему шагу - сопоставлению, анализу («а что могу я?); осознанию границ собственной компетентности; незначительное, на первый взгляд,

поле деятельности человека в малом музее имеет способность «разворачиваться» в зависимости от возможностей посетителя как исследователя, обучая его исследовательским навыкам, формируя способность к аргументированной оценке своей деятельности; интеграция школы с малыми музеями, в первую очередь, позволяет создать новое сообщество, воспитательное пространство, в котором меняется мировоззрение человека.

Программа совместной деятельности разных субъектов воспитательного пространства музея предусматривала приобретение учащимися навыков работы с неадаптированной литературой в музейных библиотеках. Так, например, школьники имели возможность работать с оригинальной литературой, посвященной последним экспедициям, естественнонаучным открытиям Н.М. Пржевальского,и архивными записями его ученика - естествоиспытателя, исследователя Монголии и Тибета П.К. Козлова, хранящимися в его музее-квартире.

Опытно-экспериментальная работа показала, что приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству в сельских музеях, например, выступает своеобразной школой чувств, активизирует их мысль, фантазию, речь, память, эмоции, сохраняет связи между поколениями. Овладевая навыками народного творчества, ребята учатся по-новому воспринимать привычные вещи, учить других, получать вдохновение и радость от результатов труда - все это нашло выражение и подтверждение в активном участии детей и взрослых в ежегодных ярмарках, выставках. Результаты творческого труда детей и взрослых экспонируются на выставках и вернисажах, регулярно проводимых на селе (самые популярные - Ярмарка ремесел, Радуга детства с присвоением школьной стипендии на год).

На примере деятельности музея в школе деревни Ропша можно проследить формирование сетевого полисубъекта в школьном музее. Музей возник в школе поселка Ропши около 50 лет назад и включает в себя экспозиции, посвященные различным этапам истории. У истоков создания музея и системы музейной работы стояли яркие педагоги-энтузиасты. Сегодня музей имеет помощников-друзей из деревни, сотрудничает со специалистами из Эрмитажа. С Эрмитажем у школы формируются постоянно действующие проекты и программы. Экспозиция ропшинского музея посвящена не только военным подвигам и сражениям. За время своего существования музей превратился в целый историко-краеведческий комплекс, имеющий свои раритеты.

Музей стал источником формирования и развития воспитательного пространства самой школы и деревни. В соответствии с целями и задачами

по развитию воспитательного пространства деревни Ропша образовательная и воспитательная деятельность в школе в течение всего учебного года и летних каникул так или иначе связана с пополнением фондов и развитием музея. Музей - место встречи гостей, место сбора ветеранов, место проведения уроков, праздников, место работы и общения.

Ярким событием в жизни музея всегда становятся находки поисковых летних экспедиций. Окаменелости древних животных рассказывают об истории местности в силурийский геологический период, когда Ропша была дном древнего моря. Эта часть экспозиции - объект самовыражения старшеклассников как знатоков в области географии, геологии, истории, предмет их фантазии на экскурсиях для малышей. В музее отражены и современные экологические проблемы реки Стрелки.

В музейной коллекции существует уголок старинного быта с куклами, полотенцами, прялками и деревенскими лавками. В музее проводятся занятия, на которых можно увидеть педагогов и старшеклассниц, одетых в красочные деревенские костюмы - они ведут мастер-классы по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства. Костюмы, песни, прибаутки, как на старинных русских посиделках - все это способствует проявлению субъектности созданной в Ропше музейной общности.

Постепенно в музее появились экспонаты, освещающие историю роп-шинской усадьбы с ХУШ по начало ХХ века, раритеты ропшинского Дворца. Самым ценным считают макет колокольни из цельного ствола дерева. Существует версия, что макет сделан Петром 1. Об истории Ропши рассказывают уникальные документы с Ропшинской бумажной фабрики и подарки охотников. Часть экспозиции посвящена истории самой школы. Это выпускные альбомы, фотографии коллективных дел, праздников. Каждый приходящий в музей школьник и взрослый «проживает» музейное пространство, соизмеряя свои возможности и свой характер с личностными качествами героев школьного музея. Некоторые недавние ученики Ропшинской школы погибли в Чечне. Их фотографии висят рядом с фотографиями полувековой давности тех, кто погиб на Великой Отечественной войне.

Важным периодом в процессе развития музея стал программно-проектировочный этап развития школы в начале 2000-х гг. Вокруг музея возникли этнографический клуб «Рукодельницы», коллективы реставраторов, экскурсоводов, исследователей, архивариусов. Благодаря деятельности школьного музея и самой школы границы деревни стали постепенно расширяться. В последние годы идет процесс взаимодействия ропшинской шко-

лы и представителей социокультурных учреждений близлежащей волости и Санкт-Петербурга. Школа объединяет разные деревенские социальные службы, активно взаимодействует с государственными и общественными организациями, в том числе, сообществом волонтеров в Государственном Эрмитаже и др. Сегодня музейное сообщество является активным полисубъектом, развивающим воспитательное пространство Ропшинской школы, Ропши.

Взаимодействие субъектов воспитательного пространства каждого музея создает условия для освоения ими достижений культуры через новые музейные технологии; новый язык образования; использование воспитательного потенциала новых совместных проектов и программ. По мере развития воспитательного пространства музея укрепляются партнерские связи музея (особенно с образовательными организациями), взаимодействие субъектов все более усложняется и взаимообогащается. Анализ практической деятельности музеев Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что сегодня экспозиции построены не на определенной сумме знаний, сообщаемых посетителю экскурсоводом, а на зрительно воспринимаемом материале (вещи в экспозиции выступают в качестве визуальных моделей конкретных культурных традиций), поэтому от посетителя требуется высокий уровень визуальной активности и развития визуального мышления. Существование музейного экспоната в сознании многозначно и для полноценного понимания содержания памятника необходимо научить посетителя наблюдать, сравнивать, переживать увиденное, уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Музей может не только познакомить с культурой различных народов мира, но и помочь воспринять ту или иную культуру как уникальную целостность, помочь познать скрытый смысл музейного предмета.

Взаимообусловлены и взаимосвязаны в музее процессы развития самостоятельной деятельности посетителей музея, становления их субъектной позиции, формирования полисубъекта и преобразования музейного пространства в воспитательное пространство музея. В процессе самостоятельной деятельности посетителей музея по реализации индивидуальных и групповых социально значимых проектов происходит развитие их субъектной позиции, становление полисубъекта и событийной общности. Музейное пространство преобразуется субъектами в воспитательное пространство музея, которое становится условием развития каждого посетителя как субъекта.

Литература

1. Адамский А.И. Программа «Родительское собрание» (Электронный ресурс) / А.И. Адамский - Режим доступа: http:// www/yabloko.ru/ Publ/2003/

2. Илакавичус М. Р. Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как площадка для формирования межпоколенче-ского доверия / М.Р. Илакавичус // Молодой ученый. - 2014. - №9 (68). - С. 26-30.

3. Маркова О.Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения / О.Ю. Маркова // Коммуникация и образование: Сборник статей / Под ред. С.И. Дудника). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - С. 345-364.

4. Реморенко И.М. Разное управление для разного образования / И.М. Реморенко. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

5. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. научн. статей / Сост. и отв. ред. Д.В.Григорьев, ред. Е.И.Соколова. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001.

6. Якушкина М.С. Значение традиций использования куклы для развития личности ребенка и взрослого // Вестник ПСТГУ Сер.:Педагогика. Психология. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. - 2011. - №2. - С. 39-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.