ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ учащихся Тиунова Е.В. Email: [email protected]
Тиунова Елена Владимировна - учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 34, пгт Джубга
Аннотация: в статье автор поднимает проблему социализации и воспитания гражданственности учащихся. И в качестве решения рассматривает «патриотизм» как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственные аспекты. Так одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач МБОУ СОШ № 34 пгт Джубга является организация работы школьного музея «Исток». Его создание вызвано стремлением учащихся знать больше об истории своего населенного пункта и ближайшей местности, а также сохранить историю своей малой Родины.
Ключевые слова: школьный музей, воспитание, учащиеся, гражданственность, образование, патриотизм, общество, история, организация, программа.
SCHOOL MUSEUM AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND EDUCATION OF CITIZENSHIP OF STUDENTS
Tiunova E.V.
Tiunova Elena Vladimirovna - Teacher of history and social studies, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 34, TOWN DZHUBGA
Abstract: in the article, the author raises the problem of socialization and education of citizenship of students. And he considers "patriotism " as a solution, as the most important value, integrating not only social, but also spiritual and moral aspects. So one of the conditions for the successful solution of cognitive and educational tasks of MBOU secondary school No. 34 village. Dzhubga is the organization of the school museum "Source". Its creation is caused by the desire of students to know more about the history of their village and the nearest locality, as well as preserve the history of their small homeland.
Keywords: school museum, education, students, citizenship, education, patriotism, society, history, organization, program.
УДК 331.225.3
В современном обществе остро стоит вопрос социализации и воспитания гражданственности учащихся. Краеведение и музееведение являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников патриотизма и любви к родному краю, а также создания условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты [1].
В наше непростое время, когда многие страны пытаются фальсифицировать историю, необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,
демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской позиции, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач МБОУ СОШ № 34 пгт Джубга является организация работы школьного музея «Исток». Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, воевали во время Великой Отечественной войны, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Дата основания музея - 11 июня 1967 года. Первоначально действовал как комната Боевой и трудовой славы.
26 мая 2003 г. музей прошел аттестацию и паспортизацию, получил свидетельство о присвоении статуса «Школьный музей».
Музей располагает четырьмя залами: выставочный зал, где проходят выставки и тематические экскурсии, главный экспозиционный зал, рабочий кабинет совета музея и кабинет кубановедения. Общая площадь музея - 163,9 кв. м, площадь, занятая под экспозиции - 90,2 кв.м [2].
Главный экспозиционный зал с основными и вспомогательными фондами музея разделён на 8 тематических витрин:
• «Дореволюционный период»;
• «Революция и Гражданская война»;
• «Довоенный период»;
• «Великая Отечественная война» (имеется диорама);
• «Послевоенный период»;
• «История школы»;
• «История посёлка Джубга»;
• «Спортивные награды и дары музею».
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края [3].
Например, в рабочем кабинете музея хранятся документация по музею, письма-треугольники с фронта, фотографии, военные билеты земляков, удостоверения участников Великой Отечественной войны, письма выпускников нашей школы.
Практически все экспонаты, которые находятся на хранении, можно отнести к основному фонду (80%), фонд постоянно пополняется, в книге основного фонда насчитывается - 1907 экспонатов (2018 год).
Школьный музей «Исток» - это музей, отражающий узкие локальные темы истории родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Организация работы музея
Ученическая аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьном музее ученик выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель [4].
1. Начальная школа - посетители музея.
2. Среднее звено - привлекаются к работе в музее. Составление экспозиций, работа с источниками, населением пгт Джубга по сбору экспонатов
3. Старшее звено - экскурсоводы, они же состоят в школьном экспедиционном отряде «Краевед», ведут переписку с архивами; учувствуют в конкурсах, посвященных музейной жизни: таких как «Юный архивариус», передают опыт своим преемникам.
В музее вместе с директором работает музейный совет, состоящий из самых активных учащихся.
В выставочном зале, где проходят выставки и тематические экскурсии, Советом музея оформлены разнообразные стенды:
• «Учительская династия»;
• «Школа горда славою своих учеников»;
• «Наши выпускники - на страже Родины»;
• «Наш район в Туапсинской оборонительной операции Великой Отечественной войны»;
• «Герои Советского Союза Туапсе и Туапсинского района».
Школьники сами оформляют стенды по истории Краснодарского края, истории села и школы, где размещают экспонаты и документы из нашего музейного фонда.
В музее систематически проводятся встречи с ветеранами, экскурсии, конкурсы, викторины, классные часы, уроки кубановедения, вечера встреч выпускников и другие мероприятия. Участниками мероприятий являются учащиеся, педагоги, ветераны, воины-интернационалисты, почетные жители села, района, выпускники школы прошлых лет. Юные экскурсоводы проводят экскурсионную работу, как для учащихся начальной школы, так и для населения. Оказывают содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. Проводятся Дни открытых дверей для жителей поселка. Ежегодно перед праздником 9 мая организуется экскурсия для ветеранов.
С советом ветеранов мы регулярно сотрудничаем.
Краеведческая работа непрерывно ведется в нашей школе уже в течение нескольких десятилетий. Собранный материал по истории нашего поселка хранится в нашем школьном музее.
Так 15 апреля 2015 года основной фонд музея пополнился новыми экспонатами периода Великой Отечественной войны.
Более десяти лет назад поисково-исследовательская студия «Наследие» и школьный экспедиционный отряд «Краевед», во время очередного похода, на гору «Три брата» х. Полковничье, по местам боёв Туапсинской оборонительной операции в годы Великой Отечественной войны, обнаружили ржавые детали самолёта. Местный житель из села Полковничье рассказывал о том, что в далеком 1942 году видел горящий советский самолёт, рухнувший где-то в горах. В то время ему было 8 лет.
Ребята продолжали работать на месте, где обнаружили остатки самолёта. Ими были найдены детали приборной доски с номерами. Детали отправили в Туапсинский филиал Краевой поисковой организации «Кубанский Плацдарм», который начал работу по восстановлению данных о самолёте в архивах.
В апреле 2015 были проведены окончательные исследовательские работы, в результате которых найдены обгоревшие петлицы летчика (кубари), а также детали самолёта с индификационным номером, который позволил отыскать имя лётчика. Огромную архивную работу провели участники поисковой организации «Кубанский Плацдарм» под руководством Евгения Парфирьева.
Руководитель Туапсинского филиала Краевой поисковой организации «Кубанский Плацдарм» вышел на управление образования МО Туапсинский район и выразил благодарность ученикам школы, входившим в экспедиционный отряд «Краевед». ПРОГРАММА, обеспечивающая работу музея
В 2011 году мной была разработана программа краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной внеурочной деятельности, занявшая I место в 2016 году в краевом конкурсе программ « Оценка качества достигаемых результатов: личностных, предметных, метапредметных». Она внедрена в учебный процесс и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
В 2014 году на базе Всероссийского лагеря «Орленок» проходил семинар директоров школьных музеев Краснодарского края, в рамках которого учащимися нашей школы была так же организована экскурсия.
В 2016 году наш музей занял III место в Краевом конкурсе, проводимом общественной организацией памяти маршала Г.К. Жукова (продолжение работы, юные жуковцы).
В 2017 году I место в муниципальном этапе краевого конкурса смотра организации военно-патриотической работы.
Список литературы /References
1. Сагутдинов Р.М., Нуретдинова Л.А. Программа // Патриотическое воспитание учащихся. [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Патриотическое воспитание(программа).doc/ (дата обращения: 29.08.2019).
2. Тиунова Е.В. Статья о работе школьного Музея МБОУ СОШ 34 пгт. Джубга. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-o-rabote-shkolnogo-muzeya-mbou-sosh-pgt-dzhubga-3687121 .html/ (дата обращения: 29.08.2019).
3. Сударикова Т.Э. Программа школьного музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы // Программа деятельности историко-краеведческого музея. [Электронный ресурс], 2008. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/05/08/programma-shkolnogo-muzeya/ (дата обращения: 29.08.2019).
4. Сычугова Энвера. Программа деятельности историко-краеведческог музея на базе МКОУ Чернопенская средняя общеобразовательная школа. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/126/29790.php/ (дата обращения: 29.08.2019).