Научная статья на тему 'Новое время для школьного музея'

Новое время для школьного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЯ / ЭКСКУРСИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгачева Елена Аркадьевна

Главную задачу, которую хотел подчеркнуть автор этой статьи приобщить учащихся к исследовательской деятельности на основе истории своей семьи, школы, наших земляков, исторических и природных достопримечательностей нашего края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое время для школьного музея»

Эксперимент в школе

Главную задачу, которую хотел подчеркнуть автор этой статьи - приобщить учащихся к исследовательской деятельности на основе истории своей семьи, школы, наших земляков, исторических и природных достопримечательностей нашего края.

Долгачева Елена Аркадьевна

учитель истории и обществознания МОУ Ерденевская СОШ с. Гловтеево Малоярославецкий район Калужская область ESH@kaluga.ru

Новое время

для школьного музея

Чем может помочь музей школе?

Ключевые слова: патриотизм, история, экскурсионные исследования по местам боевой славы, культура.

«Уважение к прошлому -вот та черта, которая отделяет образованность от дикости»

А.С. Пушкин

Несколько лет шли споры о том, что считать главной целью воспитания подрастающего поколения, на что ориентироваться и к чему стремиться. И, наконец, на сегодняшний день приоритеты воспитания определены. Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель отражена в Законе РФ «Об образовании» (ст. 2): воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Понятие «гражданин» включает множество аспектов: правовое воспитание, экологическое, патриотическое, формирование основ здорового образа жизни и др. Николай Михайлович Карамзин акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству:

■S Физическую любовь, то есть привязанность к месту своего рождения, малой родине.

■S Нравственную - любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается, живет.

■S Политическую - любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Исходя из этих критериев, мы и строим нашу работу по воспитанию гражданственности. Изучение своей малой родины, изучение судеб своих родных и земляков не столько с целью сбора информации, сколько для формирования активной жизненной позиции учащихся -желания обустраивать, улучшать место, где мы живем.

Понятие Родины для ребенка всегда начинается с ближайшего окружения.

Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Поэтому только тесная взаимосвязь семьи и школы в этом процессе может стать надежным фундаментом для воспитания Гражданина. Гражданствен-

ность неотделима от человечности, нравственности, культуры. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любви к родному краю. Невозможно любить народ, не уважая родителей и своих сверстников.

Так или иначе, качественные особенности в воспитании гражданина оказывает среда. Окружение школы (предприятия, памятники, театры, музеи и много другое) должны работать на воспитание гражданственности, а учитель должен умело использовать взаимодействие школы со средой, включать учащихся в жизнь своего поселка, города, района. Мы знаем, что человека воспитывает всё. Но именно в школе этот процесс принимает целенаправленный характер, а главным лицом в управлении этим процессом выступает учитель. В первую очередь сам учитель должен занимать активную гражданскую позицию, быть патриотом, быть примером Гражданина для своих учеников.

Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность: кружковая, краеведческая, поисково-исследовательская, экологическая, патриотическая, правоохранительная и др.

Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, дает уверенность в собственных силах, повышает степень гражданской устойчивости. В этом направлении воспитания можно отметить большую роль школьных музеев, музейно-краеведческую работу в целом. Таким образом, воспитательные возможности школьного музея и других направлений краеведческой работы очевидны.

«Музей в школе, музей для школьников, музей как продолжение учебного процесса, как наполнение воспитательной работы...» (к.п.н. Юрий Самохин). Именно через краеведческое направление налаживается непосредственная живая связь с традиционными ценностями старшего и младшего поколения нашей малой родины. Воспитательное значение краеведческой работы в том, что она, опирается на живые примеры труда и подвига наших земляков, отражает конкретные человеческие судьбы, чем воспитывает патриотизм, расширяет кругозор детей, содействует развитию их общественной активности.

В 80-е годы в нашей школе был создан музей Боевой Славы, поддерживалась тесная связь с ветеранами 62 Армии и 197 Речицкой стрелковой дивизии, освобождавшей нашу местность от немцев. Однако изменившиеся условия и современные требования к образованию заставляют нас искать новые, более интересные, формы музейной деятельности. И в этом направлении мы решили пойти по пути исследования. Так оформился проект создания в школе нескольких музейно-выставочных экспозиций различной тематики. Были созданы творческие группы, в состав которых вошли ученики, учителя и частично родители, которые начали поисково-исследовательскую деятельность по пяти направлениям. Содержание всех музейно-выставочных экспозиций построено на краеведческом мате-

46

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Эксперимент в школе

риале. Главная задача этой идеи - приобщить учащихся к исследовательской деятельности на основе истории своей семьи, школы, наших земляков, исторических и природных достопримечательностей нашего края.

Темы музейно-выставочных экспозиций и задачи исследования:

S Великая Отечественная война на территории Калужской области.

о Исследовать вклад своих предков в победу в Великой Отечественной войне (проекты «История войны в судьбе моей семьи», «Георгиевская ленточка»).

о Показать примеры подвига наших земляков в годы Великой Отечественной войны (изучение жизни и подвига нашего земляка Героя Советского Союза Буздалина С.Г., подвиг Соколова Г., жители нашего села - участники Великой Отечественной войны).

о Изучение и экскурсии по местам боевой славы Калужской области.

S Музей истории школы.

о Собрать воспоминания родителей учащихся -выпускников школы. о Создать цифровой фото архив школы. о Оформить летопись учителей и выпускников школы.

S Флора и фауна Калужской области.

о Изучение экологического состояния природных объектов нашей местности с целью привлечения внимания органов власти к решению природоохранных проблем. о Творческие исследования флоры и фауны нашей области. о Картинная галерея.

о Изучение и оформление в виде картинной галереи творчества художников Малоярославецкой земли и просвещение учащихся в этом направлении. о Музей компьютерной техники. о Проследить процесс технического совершенствования компьютерной техники от первого школьного компьютерного класса (1991 год) до сегодняшнего дня.

о Накопление экспонатов техники, в том числе из семейных коллекций.

Создав актив и определив основные задачи, сейчас мы занимается сбором и поиском информации и экспонатов, накапливаем материалы и продумываем варианты их оформления. Детям интересны эти проекты, они учатся находить удивительное рядом. Результатом исследовательской деятельности и работы творческих групп станут готовые экспозиции. Мы думаем, что со временем число и тематика наших экспозиций будут расширяться (здесь безграничные возможности для детского творчества и фантазии). И, конечно, эти материалы будут активно использоваться в ходе уроков и внеклассных мероприятий.

Не менее значима и результативна в деле воспитания гражданских качеств личности работа краевед-

ческих кружков и проведение экскурсий. В практике нашей школы мы попытались соединить эти два направления в единую программу дополнительного образования «Краеведческий туризм».

Основной целью, которой является не только активная экскурсионная деятельность учащихся, но главное - просветительская работа среди школьников. Собирая информацию по истории Калужского края, дети её анализируют, обобщают и представляют для широкой аудитории через печатные газеты «Вестник краеведа» и «Школьные новости», устные журналы, конкурсы и викторины об историческом прошлом нашего края и наших земляках. Занятия в кружке строятся на активном использовании информационно-коммуникационных технологий. Проводимые экскурсии могут быть заочными и виртуальными, но главное, чтобы информация, полученная во время их проведения, стала мотивом для дальнейшего, пусть маленького, исследования, или вызывала желание поделиться ею с другими школьниками. Объектами изучения в течение последних нескольких лет стали основание городов Малоярославца и Калуги, события и памятники Отечественной войны 1812 года, история Казанского собора, личности Г.К. Жукова, К.Э. Циолковского, Д.И. Менделеева, М.Цветаевой, Е.Дашковой, А.Н. Радищева, усадьба Полотняный Завод, подвиг Подольских курсантов и др.

Данные формы работы позволяют обращаться непосредственно к чувствам детей, закладывают прочный фундамент для формирования таких важных человеческих качеств, как любовь к природе, своей родине, чувство гордости и патриотизма.

«Уважение к прошлому - вот та черта, которая отделяет образованность от дикости», - слова великого А.С. Пушкина очень уместны сегодня. Ведь мы всё меньше внимания уделяем своему прошлому, больше задумываясь о будущем. Хотя, чтобы лучше предопределить своё будущее, нужно сначала познать прошлое. А прошлое начинается с истории нашей семьи и малой родины, самых любимых и почитаемых.

Литература

1. Борщеговский Г.М. Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся МОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №2.

2. Клепиков В.Н., Прозоров В.Б. Диспут на тему: «Как обрести свою родину?» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.

3. Сатушева Т.Г., Соловьева Г.В. Бинарный урок (история, литература) // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №1.

4. Сивицкая Е. А. Северная школа: история, настоящее, будущее // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №3.

5. Наумова Л.И., КалининаН.В. Культурологическое образование в прогимназии: содержание и реализация // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №5.

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.