Научная статья на тему 'Музей как составляющая открытого образовательного пространства, как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся'

Музей как составляющая открытого образовательного пространства, как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благинина А. М., Юрова Н. С., Балашов А. М.

Статья посвящена рассмотрению образовательной и воспитательной функции музея при образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM AS A CONSTITUENT OF OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT, AS A CENTRE OF PUPILS CIVIL-AND-PATRIOTIC EDUCATION

Educational functions of a museum at an educational establishment are considered.

Текст научной работы на тему «Музей как составляющая открытого образовательного пространства, как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся»

УДК 378

А.М. Благинина, Н.С. Юрова, А.М. Балашов МОУ СОШ № 182

МУЗЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, КАК ЦЕНТР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена рассмотрению образовательной и воспитательной функции музея при образовательном учреждении.

A.M. Blaginina, N.S. Yurova, A.M. Balashov General secondary school № 182

MUSEUM AS A CONSTITUENT OF OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT, AS A CENTRE OF PUPILS CIVIL-AND-PATRIOTIC EDUCATION

Educational functions of a museum at an educational establishment are considered.

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково -собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от

профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. При школе № 182 создан музей боевой Славы 46-го гвардейского Таманского Краснознаменного ордена Суворова III степени женского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков. Музей принимает участие во всех районных, городских, областных, общероссийских конкурсах и фестивалях. Вся работа, проводимая музеем, ведет к объединению, сплочению школьников, приобщает к искусству не только, как потребителей, но и как созидателей, то есть развивает художественно-творческие способности детей.

Открытие информационных и коммуникационных технологий для широкого доступа послужило толчком внедрения проектного обучения в образование, а также в музееведение. Проектный стиль мышления, соединяя в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, открывает каждому доступ к информационному ресурсу образования, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого. Всероссийским комитетом ветеранов войн, Департаментом образования Новосибирской области и Управлением образования г. Новосибирска отмечены инновации нашей школы в области музейной педагогики.

На музейных часах, факультативах и дополнительных занятиях по информатике был разработан учебно-методический проект (УМП) «Культурный центр Сибири». Участниками УМП были учащиеся 7-11 классов, в 2003 году данный УМП участвовал в областном конкурсе «Применение информационных технологий в обучении» и занял 2 место. В настоящее время материалы данного УМП используются на уроках как приложение к программам по МХК, истории Сибири и предмету «Новосибирсковедение» и во внеклассных мероприятиях, например, при подготовке к различным конкурсам и интеллектуальным играм по истории города.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное

отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. В 2007 г. готовясь к областному туру Всероссийского конкурса по организации работы по патриотическому воспитанию молодежи в номинации «Музеи общеобразовательных учреждений», родилась идея нового проекта «Наша малая Родина» (диплом II степени). На необозримых просторах России, на юге Западной Сибири, расположилась наша малая Родина - Новосибирская область. 28 сентября 2007 г. ей исполнилось 70 лет. На территории области привольно раскинулось множество больших и малых деревень, сел, рабочих поселков, городов и ее центр - Новосибирск. Этот город, родившийся чуть больше четырех десятков лет раньше самой области, проделал за невероятно короткий срок путь от «поселка при строительстве моста через Обь» до мегаполиса с почти двухмиллионным населением и является признанным индустриальным, торгово-финансовым, научным и культурным центром Сибири. 2008 г. объявлен годом семьи и в этом же году наш город отмечает свое 115-летие. На Сибирской ярмарке «УчСиб-2008» был представлен проект «Наша малая Родина - моя большая семья», который был отмечен малой золотой медалью, дипломами и знаком памяти профессора В.Н. Мельникова.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно -исследовательской деятельности музея. В УМП «Патриотами не рождаются, патриотами становятся», посвященного 60-летию Великой Победы, центральное место занимает тема войны, непосредственно связанная с деятельностью школьного музея, посвященного боевому пути 46-го женского гвардейского авиаполка. Великая Отечественная война показана здесь сквозь призму жизни женщин -летчиц: во время войны и уже в мирное время. Весь материал собран учащимися, их родителями, учителями школы №182 за период с 1968 года по настоящее время. Над УМП работали учащиеся 8 -11 классов. В 2004 г. УМП «Патриотами не рождаются, патриотами становятся» стал лауреатом областного конкурса «Применение ИТ в обучении», в 2005 г. - победителем, в 2006 г. УМП удостоен диплома лауреата на Сибирской ярмарке «УчСиб-2006» в конкурсе "Через прошлое к будущему", получил свидетельство Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия ХХ век".

В музейно-краеведческой работе дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. В 2006 г. учащиеся 10 класса (Вилисов Б., Фефелов Д.) - участвовали в городском смотре-конкурсе телевизионной

социальной рекламы "Наше телевизионное видение" (дипломы, ценные подарки участникам и школе).

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. У руля Кировского района стоят наши земляки Кировки, ученики нашей школы №182 - глава Кировского района Н.А. Терехов и заместитель главы администрации Е.Н. Носкова. Торгашев М.П. закончил военный институт и в настоящее время обучает молодых солдат.

Работа в музее вызывает интерес к прошлому, настоящему и будущему. Этот интерес приводит в музей за сведениями по интересующим их вопросам. Так, книга Памяти привлекла в музей не один десяток людей, что помогло узнать им о судьбе родных, не вернувшихся с полей сражения. Практическими делами учащиеся, работающие в музее, подтвердили это. Они собрали и оформили материал о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла Кировского района для создания книги Памяти. Это не только дань уважения нашим предшественникам, но и средство патриотического воспитания. Благодаря усилиям учеников (1-11 классы) и учителей начальных и старших классов были напечатаны две книги. Каждая страница первой книги «Спасибо, солдат» - это дань благодарности подвигу народа в Великой Отечественной войне. Книга посвящена поколению победителей, ветеранам войны и труда. В книге представлены не только рассказы, но и рисунки, передающие детское видение далекой войны. Книга «Дорогие мои земляки» посвящена 70-летию Новосибирской области и 115 годовщине г. Новосибирска, подвигу ветеранов и тружеников тыла Кировского района г. Новосибирска в годы Великой Отечественной войны. Сбор материала для этой книги начинала основатель музея Михайлова Л.И. Воспитание на ярких примерах, в контакте с интересными людьми, на делах, исполненных человеческой глубины, - вот к такому воспитанию мы стремимся, используя возможности школьного музея.

© А.М. Благинина, Н.С. Юрова, А.М. Балашов, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.