Научная статья на тему 'Работа с учащимися через проектную деятельность предметов «Музееведение» и «Информатика»'

Работа с учащимися через проектную деятельность предметов «Музееведение» и «Информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрова Н. С., Балашов А. М., Благинина А. М.

Статья посвящена работе с одаренными и талантливыми учащимися. В статье рассказывается о проектах, которые под руководством педагогов выполняются как старшеклассниками, так и учащимися начального и среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрова Н. С., Балашов А. М., Благинина А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PUPILS PROJECT ACTIVITIES THROUGH THE SUBJECTS "MUSEUMS STUDIES" AND "INFORMATION SCIENCE"

The article is devoted to the work with gifted and talented pupils. The projects made by the pupils of all grades under the teachers guidance are considered.

Текст научной работы на тему «Работа с учащимися через проектную деятельность предметов «Музееведение» и «Информатика»»

УДК 378

Н.С. Юрова, А.М. Балашов, А.М. Благинина МБОУ СОШ № 182

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТОВ «МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» И «ИНФОРМАТИКА»

Статья посвящена работе с одаренными и талантливыми учащимися. В статье рассказывается о проектах, которые под руководством педагогов выполняются как старшеклассниками, так и учащимися начального и среднего звена.

N.S. Yurova, A.M. Balashov, A.M. Blaginina

Municipal educational establishment general secondary school # 182, Novosibirsk

DEVELOPMENT OF THE PUPILS PROJECT ACTIVITIES THROUGH THE SUBJECTS “MUSEUMS STUDIES” AND “INFORMATION SCIENCE”

The article is devoted to the work with gifted and talented pupils. The projects made by the pupils of all grades under the teachers guidance are considered.

В настоящее время все большее значение придается выявлению талантов в школе и работе с одаренными и творческими учащимися. Выявление талантов должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие обучающиеся:

- Имеют более высокие по сравнению с большинством

интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную

потребность;

- Испытывают радость добывания знаний, умственной деятельности.

Можно выделить три категории одаренных и талантливых детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в

определенной области науки.

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении,

но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью

психического склада, незаурядными умственными резервами.

Условиями успешной работы с одаренными учащимися является осознание важности работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Включение в такую работу необходимо в первую очередь учителей, обладающими определенными качествами:

- Увлеченность своим делом;

- Способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- Профессиональная грамотность;

- Интеллектуальность, нравственность и эрудированность;

- Проводником передовых педагогических технологий;

- Способность быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемыми результатами работы являются:

1. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся:

- Участие в различных конкурсах (районные, городские, областные, всероссийские);

- Участие в работе Сибирской ярмарки «УчСиб»;

- Участие в научно-практических конференциях (НПК) школьников;

- Участие в олимпиадах;

- Прохождение учебы группой экскурсоводов в «Юниоре» и получение сертификатов о ее окончании.

2. Издание исследовательских работ учащихся и проектов.

В такой работе используем проектный стиль мышления. В результате были выполнены следующие проекты:

1. Проект «Культурный центр Сибири».

Участники проекта: учащиеся 7-11 классов.

2 место в областном конкурсе.

Приложение к программам по МХК, истории Сибири и предмету «Новосибирсковедение»).

2. Проект «Патриотами не рождаются, патриотами становятся». Участники проекта: учащиеся 8-11 классов.

Лауреат областного конкурса, Свидетельство Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век».

3. Наши учащиеся: Прудникова Е., Татаринова Н. выступали со своими проектами в городском конкурсе «Поклонимся Великим тем годам», посвященного 60-летию Великой Победы. Результат: Победители, дипломы, сертификаты.

4. Учащиеся Вилисов Б. и Фефелов Д., выступая в городском смотре-конкурсе телевизионной социальной рекламы "Наше телевизионное видение", получили дипломы и ценные подарки, а школа № 182 награждена ценным подарком.

5. Проект «Как прекрасен этот мир!».

Участники проекта: учащиеся 4-10 классов. Медаль памяти Н.М. Мельникова, Диплом «УчСиб-2006». Приложение к программам по МХК и ИЗО.

6. Проект «Наше Отечество».

Участники проекта: учащиеся 5-10 классов. Диплом «УчСиб-2007».

7. Проект «Наша малая Родина».

Участники проекта: учащиеся 4-11 классов.

Диплом II степени Областного тура Всероссийского конкурса по организации работы в патриотическом воспитании молодежи, посвященного 70-летию со дня образования Новосибирской области, в номинации «Музеи общеобразовательных учреждений». Ценный подарок - принтер.

8. Проект «Наша малая Родина - моя большая семья». Участники проекта: учащиеся 2-11 классов. Медаль памяти Н.М. Мельникова, Малая золотая медаль «УчСиб-2008», дипломы, ценные подарки.

9. Проект «Моя Родина - Россия»

Участники проекта: учащиеся 2-11 классов.

Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию молодежи. Грамота областного смотра-конкурса работы военнопатриотических клубов и объединений НСО.

Призовой сертификат:

5 офицерских камуфляжных костюмов;

1 туристическая палатка;

3 спальных мешка.

10. Вышли в свет 2 книги («Спасибо, солдат!», «Дорогие, мои земляки!»)

11. Проект «Я поведу тебя в музей» участвовал в Областном конкурсе педагогических инициатив в сфере информационных технологий «Применение средств ИКТ в образовательном процессе как необходимое условие современного урока», результат - Диплом 2 степени.

12. 2008 г. был объявлен годом семьи. По этому случаю с учениками были подготовлены работы «Загляните в семейный альбом» (о семье руководителя музея Н.С. Юровой) и «Альбом школы № 182 (о педагогических династиях школы № 182: семья Михайловой Л.И., семья Копыловой В.Р., семья Васильевой А.И.). Работы участвовали во II районном конкурсе мультимедийных презентаций «Моя семья» (октябрь 2008 г.) и получили дипломы и памятные знаки.

13. В электронном виде был выпущен сборник стихов зав. библиотекой Л.И. Мельниченко, который стал лауреатом в городском конкурсе работ учителей. Одно из стихотворений из сборника вошло в городской журнал «Новосибирская школа».

14. Учащиеся развиваются, воспитываясь и обучаясь. С этой целью организовали видеостудию «Поиск», в которой занимаются обучающиеся, параллельно работающие над проектами.

Необходимо отметить положительные моменты в проектной деятельности, происходящие в последнее время:

Если раньше надо было коллег как-то призывать к этому роду деятельности, то сейчас учителя-предметники сами приходят со своими идеями,

мыслями, задумками, обращаются с предложениями работы над тематическими проектами по разделам учебных программ. Например, в 5 классе на уроках математики изучается тема «Проценты» Чтобы детям эта тема была понятней и интересней, решили с учителем математики обыграть эту тему и т. о. родилась сказка «О проценте».

Молодеют и сами участники-авторы (учащиеся) проектов. Если над первыми проектами работали ученики 7-11 классов, то сейчас подключается и начальная школа. Обучающимися начальной школы выполнены следующие проекты:

1. Электронный дневник класса. Участники: ученики 4 «Б» класса». Создали портфолио класса за 4 года обучения в начальной школе.

2. «Я - гражданин. Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

3. «Ставим свои сказки», причем не только на родном - русском языке, но и на иностранных языках (английском и немецком), где дети выступают в роли сочинителей сказок, художников, звукооператоров, режиссеров.

4. С учащимися 2-х классов работали над проектом «Братья наши меньшие» (о домашних животных), большую помощь в этом оказали родители учеников: старались внести что-то свое, неповторимое. Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе.

В заключении хочется сказать, что педагоги, начав пользоваться методом проектного обучения, уже не могут отказаться от него, поскольку он несет в себе мотив творческого развития всех соучастников педагогического сотрудничества, развивает навыки самообразования и позволяет достичь оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Винобер Т.А. Особенности работы по новым технологиям, развивающим творческие способности учащихся. - Иркутск, 2004.

2. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под. ред. В.Д. Симоненко. -Брянск - Ишим, 1998. - 295 с.

3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - № 7. - 2000. - С. 151-157.

4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. - № 4. - 2000. —С. 52-55.

5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. - № 1. - 2000. -С. 41-45.

6. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. - М.,

2000.

©Н.С. Юрова, А.М. Балашов, А.М. Благинина, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.