Научная статья на тему 'Технологии скаутского воспитания в становлении личности гражданина России'

Технологии скаутского воспитания в становлении личности гражданина России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СКАУТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / EDUCATION / SCOUT TRAINING / PATRIOT / CIVIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

В статье рассматриваются возможности использования технологий скаутского воспитания в гражданском становлении личности школьника. Представляется программа «Патриот», даются методические рекомендации по ее реализации в образовательной среде школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologie of scout training in personality formation of the Russian citizen

The author considers possibilities of use of scout training technologies in civil formation of the pupil personality. The “Patriot” programme is submitted, there are also provided methodical recommendations on its realization in the educational environment of school.

Текст научной работы на тему «Технологии скаутского воспитания в становлении личности гражданина России»

Задача педагога-организатора туристско-краеведческой работы с учащимися состоит в умении раскрыть общественную значимость каждой походной должности, показать её прямую связь с предметами школьного учебного процесса. Именно система тури-стско-краеведческих должностей помогает осуществлять краеведческий принцип в обучении.

Приложение

1. Детский туризм в России: очерки истории 1918-1998 гг. / под ред. Ю. С. Константинова. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

2. Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М., 2006.

3. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. М., 1999.

4. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М., 2002.

5. Персин А. И. Краеведение и школьные музеи. М., 2006.

6. Сборник официальных документов... М., 1999.

УДК 371.4; 371.8

М. П. Нечаев

ТЕХНОЛОГИИ СКАУТСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

В статье рассматриваются возможности использования технологий скаутского воспитания в гражданском становлении личности школьника. Представляется программа «Патриот», даются методические рекомендации по ее реализации в образовательной среде школы.

The author considers possibilities of use of scout training technologies in civil formation of the pupil personality. The "Patriot" programme is submitted, there are also provided methodical recommendations on its realization in the educational environment of school.

Ключевые слова: воспитание, скаутское воспитание, патриот, гражданственность.

Keywords: education, scout training, patriot, civic consciousness.

Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное. Поэтому гражданская активность и патриотическое воспитание личности обучающегося в образовательной среде школы рассматриваются многими исследователями как стратегический ресурс модернизации российского образования [1].

Сегодня жизненная позиция человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько всесторонним развитием его личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. В последнее время, сместив прежние системы ценностей, все больше людей, а особенно молодежь, испытывают недостаток в духовно-нравственном развитии, проявляется дефицит в общечеловеческих ценностях.

Именно поэтому необходимо особое внимание обращать на вопросы системы воспитания подрастающей личности. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты, методологической основой которых является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдвигают перед современным образованием важные задачи - усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Решению этих задач способствуют социально-воспитательные программы и проекты, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с потребностями и интересами детей.

В этом отношении весьма продуктивной является программа скаутского воспитания «Патриот», реализованная в результате научно-практического взаимодействия кафедры воспитательных систем Академии социального управления Московской области и ее базового учреждения - школы № 4 г. Воскресенска [2].

Скаутские технологии являются одним из воспитательных средств, которые используются взрослыми для организации свободного времени детей и молодежи в соответствии с их потребно-

стями и интересами, и воспринимаются ребятами как возможность проявить самостоятельность, индивидуальность и независимость. Скаутинг призван не заменить собой семью, школу, а лишь дополнить их деятельность по воспитанию в будущем гражданине понятие о долге и чувство собственного достоинства, помочь приобрести навыки внутренней дисциплины, а также закалить физически, научить дружбе и ответственности, обрести систему ценностных ориентиров в жизни.

Идея детской организации на базе школы заключается в создании определенной модели общественных отношений, в которых на практике, в реальной деятельности ребенок приобретает конкретный гражданский опыт, приобщается к историческому и культурному наследию своей Родины, у него формируется национальное самосознание, патриотизм.

Особенностью программы скаутского воспитания является комплексный подход к мероприятиям и акциям, направленным на развитие:

- личностных качеств каждого обучающегося;

- детско-взрослой образовательной общности;

- самоуправления в скаутском отряде, классе;

- самоорганизации деятельности школьной детской организации;

- взаимодействия детской организации с различными институтами общества [3].

Цель программы скаутского воспитания «Патриот» - создание необходимых условий для воспитания социально активных, законопослушных гражданин и патриотов; способных эффективно адаптироваться к современным быстро меняющимся условиям жизни и участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.

Ценностные приоритеты, на которых основана программа, определены нами на основе следующих принципов:

- устойчивое развитие - реализация целей и задач программы должна помогать увеличению воспитательной эффективности деятельности школы, способствовать вовлечению большего числа детей, подростков, молодых людей и активных взрослых в организацию;

- сбалансированность - оптимальное сочетание личных, общественных и государственных интересов;

- соучастие - посильная помощь и сознательное участие детей, подростков, молодых людей и активных взрослых в социальных преобразованиях;

- открытость - возможность свободного и добровольного вступления в движение, открытость мероприятий для всех структур гражданского общества;

- координация деятельности - согласованность действий различных структурных единиц детско-взрослой общности на основе скаутского движения.

Реализация Программы осуществляется по семи направлениям деятельности:

1. Поколение Памяти.

2. Акция «Автограф».

3. Твори Добро.

4. Россия - Родина моя.

5. Игра, игра, игра.

6. Отвага, мужество и честь.

7. Талантлив каждый.

Каждое из направлений реализуется в комплексе с теми программами, которые есть в скаутском движении, расширяет деятельность социально значимыми мероприятиями, дает возможность развития патруля (микрогруппы), класса, школьной, городской и областной организации в социальной среде. Рассмотрим основное содержание вышеобозначенных направлений.

Поколение Памяти

Задача этого направления работы заключается в развитии взаимодействия с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда, ветеранами локальных войн, престарелыми людьми; формирование знаний об исторических фактах и явлениях. При реализации данного направления организуются следующие формы воспитательной работы:

• адресная поддержка ветеранов войны и трудового фронта;

• благоустройство памятников и памятных мест, связанных с Великой Отечественной и локальными войнами;

• шествия, митинги у Вечного огня с возложением цветов, вахты Памяти;

• посещение школьных и краеведческих музеев;

• собственная поисковая и проектная деятельность;

• интерактивные выставки о Великой Отечественной войне;

• встречи поколений;

• поздравления, концерты для ветеранов.

Акция «Автограф»

Ее задача - научить ребят умению презентовать себя и свою деятельность, освоив навыки риторики; популяризировать детское движение через осуществление контакта со значимыми лицами города, района, получение наказов от интересных людей. Ребята принимают активное участие во всевозможных конкурсах и проектах, фестивалях и акциях.

Твори Добро

Реализация этого направления подразумевает осуществление традиционных мероприятий и разнообразие акции «Дни Добрых Дел» в различных направлениях и областях социально значимой (волонтерской) деятельности. При реализации данного направления организуются следующие формы воспитательной работы:

• шефская помощь детским садам, детским домам, приютам;

• экологические акции и десанты по благоустройству территории школы, микрорайона;

• шефство над памятниками, мемориальными комплексами;

• проведение экологических акций на территории микрорайона и города;

• озеленение территории школы;

• адресная помощь ветеранам, одиноким и пожилым людям;

• организация концертов в школах и районе;

• изготовление подарков, сувениров к праздникам;

• выпуск стенгазет;

• посещение центра социального обеспечения.

Россия - Родина моя

В рамках данного направления работы обучающимся предлагается изучить историю родного края, провести встречи с интересными людьми, организовать изучение биографии людей, прославивших родной край, их вклада в историю города, района, области и страны в целом. Ребята отправляются на экскурсии, в походы по родному Подмосковью, посещают интересные места нашей страны и просто путешествуют, наслаждаясь красотой родной страны. Посещение отдельных памятных мест подталкивает юных следопытов-скаутов в направлении собственной исследовательской деятельности, активизирует познавательный интерес.

Играть любят все, и игровая деятельность, реализуемая в направлении Игра, Игра, Игра, не ограничивается подвижными и интеллектуальными играми. Задача этого направления - внедрить в практику деятельности новые игровые технологии, разработать и провести игры по следующим видам деятельности:

интеллектуальному:

• викторины, игры на развитие психологических процессов, игры на развитие эвристического мышления,

• игры на развитие различных качеств личности, ролевые игры;

спортивно-оздоровительному: подвижные игры и т. д.;

туристическому: игры с использованием туристических навыков;

• комплексные игры, включающие в себя все предложенные виды деятельности.

При этом необходимо организовать игры на уровне района, области, использовать различные виды игр в мероприятиях, проводимых в школе и районе, создать копилку игр.

Отвага, мужество и честь

Это направление программы «ПАТРИОТ» предполагает расширить блок спортивно-оздоровительных мероприятий, усилить работу по пропаганде здорового образа жизни и укреплению физического здоровья. В процессе реализации данного направления предполагается:

• вовлечение обучающихся в спортивные секции;

• физическое совершенствование каждого воспитанника и всех вместе;

• организация занятий на свежем воздухе;

• организация занятий по строевой подготовке;

• изучение военно-прикладных программ;

• организация походов выходного дня.

• проведение спортивных мероприятий;

• пропаганда здорового образа жизни (агитбригады, издание стенгазет);

• сдача нормативов по физической подготовке (в соответствии с возрастными нормами);

• обязательное включение в программы летних лагерей спортивно-туристического блока игры «Будь готов!» и спартакиад.

Талантлив каждый

Это направление призвано разработать систему мероприятий, способствующих раскрытию творческого потенциала каждого ребенка. Реализация данного направления предполагает:

• посещение мастер-классов по обучению различным видам творчества;

• изготовление индивидуальных и коллективных работ для пополнения классных, школьных и городских музеев;

• самостоятельное изготовление сувениров, памятных подарков для друзей из других отрядов, городов, стран и т. д.;

• организацию конкурсов на сочинение песен, спектаклей, агитбригад и т. п. на заданную тематику;

• организацию творческих показов, выставок, ярмарок декоративно-прикладного творчества учащихся;

• организацию обмена сувенирами, изготовленными своими руками;

• участие в фестивалях детского творчества на различных уровнях.

Оценка деятельности классных коллективов в рамках программы «ПАТРИОТ» производится следующим образом. В качестве внешней мотивации к деятельности предлагается игровой момент по сбору «Картинки-пазла» формата А4, состоящей из 28 элементов (пазлов). Каждая частичка-пазл может быть получена только в результате активного участия организации в каком-либо мероприятии, акции по одному из направлений деятельности по программе. В каждом из направлений деятельности отряд (класс) может получить 3-4 пазла. В результате, если «Картинка-пазл» собрана полностью, она становится ДИПЛОМОМ активного участника программы «ПАТРИОТ», который каждый отряд (класс) может разместить у себя на стенде личных достижений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В годовщину битвы под Москвой школа провела игру «Рубежи Победы», в ходе которой учащиеся не красивыми словами, а конкретными делами доказывали, что они являются достойной сменой героическому поколению войны, что они готовы брать на себя ответственность за судьбу своей страны. Каждый класс получил маршрутный лист-диплом, на который он прикреплял звездочки за выполнение заданий, указанных в бланках. Вот их примерное содержание для учащихся 9-11-х классов.

Бланк-задание для класса

№ п/п Задание Форма отчета

1 Проведите поход выходного дня по ули- Маршрутный лист похо-

цам нашего города. Выясните, где рас- да, фотографии. Истори-

положены мемориальные доски героям ческие сведения

войны, кому они посвящены

2 Примите участие в музейно-историчес- Фотографии и отзывы

кой акции «Доблесть нашего края» ребят об экскурсии

3 Проведите спортивную эстафету для Сценарный ход эстафе-

младших классов ты и фотографии участников

4 Встретьтесь с почетными гражданами Фотографии с встречи

г. Воскресенска или подготовьте мате- или беседы. Наказ гостя

риалы для беседы с младшими школьни-

ками по этой теме

5 Составьте книгу рекордов вашего класса Альбом рекордов и материалы на сайт школы

6 Примите участие в акции «Война и моя Мини-сочинения с фото-

семья». Напишите о членах вашей семьи, графиями

участвовавших в Великой Отечествен-

ной войне

7 Организуйте сбор материала об истории Презентация и материа-

школы в годы войны и подготовьте его лы на сайт школы

для беседы с учащимися 5-8-х классов

8 Примите участие в экологической акции у памятников и мемориалов города Фотографии с акции

9 Примите участие в акции «Победите Фоторепортаж с состя-

нас!», предложите вид состязания для заний

ваших ровесников и проведите его

10 Примите участие в акции «Подари ре- Благодарственные отзы-

бенку радость!», изготовьте подарки для вы от детского сада

детского сада и вручите их детям или

проведите игры для детей

В результате прохождения программы «ПАТРИОТ» у взрослых участников проекта были сформированы и развиты следующие умения:

- организаторские (организация жизнедеятельности детей и подростков, деятельности органов детского самоуправления, координация собственной деятельности, формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях, общение в малых группах и общегрупповых дискуссиях);

- проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы, определение конкретных целей и задач, создание разнообразных программ, планирование собственной деятельности);

- конструктивные (разработка коллективных творческих дел, мероприятий, деловых и ролевых игр);

- диагностические (диагностика индивидуальных особенностей личности, диагностика уровня развития коллектива);

- аналитические (анализ собственной деятельности, анализ деятельности детского и подросткового коллектива, анализ и коррекция личного опыта общения);

- прикладные (организация оформления стендов, отрядного уголка, изготовления призов, выпуска стенгазет, информационных листов и т. д.).

Благодаря реализации Программы проекта, каждый участник получил:

- опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;

- возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявления и демонстрации ее в ходе реализации социального проекта;

- возможность реализации собственного опыта социально значимой деятельности;

- опыт реализации лидерских качеств, знаний и умений;

- навыки организации коммуникации как одного из средств поддержки собственной активности;

- разработанные в совместной деятельности материалы по организации и проведению социально значимых акций;

- опыт разработки, организации и анализа социально значимых акций в составе инициативных и творческих групп.

Высокий научный и практический уровень реализованных идей позволил школе № 4 г. Воскресенска занять второе место в областном конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию [4].

Примечания

1. Нечаев М. П. К проблеме развития детско-взрослой образовательной общности // Взаимодействие социальных институтов в реализации национальной инициативы «Наша новая школа»: сб. материалов I межрегион. науч.-практ. сессии. М.; Смоленск: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. С.135-141.

2. Нечаев М. П. Управление развитием деятельности кафедрального базового образовательного учреждения // Научно-методический журнал «Педагогическая академия». М.: ГБОУ «Педагогическая академия», 2013. № 1. С. 48-53.

3. Нечаев М. П., Дьякова З. Ф., Сайгушева С. Ю. Скаутское движение как ресурс развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы // Научно-методический журнал «Педагогическая академия». М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011. № 2. С. 46-50.

4. Патриотическое воспитание в общеобразовательных учреждениях Московской области / ред.-сост. М. П. Нечаев. М.: АСОУ, 2013. 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.