Научная статья на тему 'Программа воспитательной работы классного руководителя «Мы - новое поколение России!»'

Программа воспитательной работы классного руководителя «Мы - новое поколение России!» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1824
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ / МЕХАНИЗМ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякова Анна Александровна

Автор представляет программу воспитательной работы для учащихся 5-11-х классов. В статье даны рекомендации по воспитательной работе с учащимися с целью формирования духовно-нравственных ценностей, повышения историко-культурологической и гражданско-правовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа воспитательной работы классного руководителя «Мы - новое поколение России!»»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Патриотическое воспитание на уроках

и во внеурочной деятельности

А.А. Корякова

Программа воспитательной работы классного руководителя «Мы — новое поколение России!»

Аннотация

Ключевые слова:

Автор представляет программу воспитательной работы для учащихся 5-11 -х классов. В статье даны рекомендации по воспитательной работе с учащимися с целью формирования духовно-нравственных ценностей, повышения историко-культуро-логической и гражданско-правовой грамотности.

патриотическое воспитание, работа с молодежью, социально-патриотическое, гражданско-правовое, историко-культурологическое направления работы, паспорт программы, механизм и направления реализации программы

Программа «Мы — новое поколение России!» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20102015 годы» и др. и предназначена для учащихся 5-11-х классов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Паспорт программы деятельности классного руководителя «Мы — новое поколение России!»

Наименование программы: программа деятельности классного руководителя «Мы — новое поколение России!».

Основание для разработки программы:

► национальный проект «Образование»;

► Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;

► школьная программа развития классного коллектива.

Социальный заказ: родители учеников.

Основной разработчик программы: классный руководитель Анна Александровна Корякова.

Исполнители программы:

► классный руководитель;

► учащиеся класса;

► родители учащихся;

► участники сетевого взаимодействия:

- ассоциация патриотических отрядов «Возвращение»;

- воинская часть № 34081;

- ЦДТ «Галактика».

Цели программы:

► развитие личности учащегося с устойчивым нравственным поведением, способного к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме;

► создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни.

Задачи программы:

► сформировать патриотическое сознание и гражданское поведение;

► развивать нравственные качества: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие;

► сформировать опыт социального поведения выпускника;

► ознакомить детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры и сформировать чувство гордости за свой народ и свою страну;

► изучить особенности культуры, природы, народных традиций малой родины.

Сроки реализации программы:

► 5-8-е классы — 2008-2012 гг.;

► 9-11-е классы — 2012-2015 гг.

Ожидаемые результаты реализации программы:

► гражданско-патриотическая зрелость учащихся;

► высокие этические нормы поведения и жизни;

► активная гражданская позиция;

► стремление к духовному обогащению и развитию;

► чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

► знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

► стремление к здоровому образу жизни;

► участие в ежегодных школьных проектах;

► воспитание творческой, образованной личности, способной к самореализации;

► ориентация учащихся к профессиональному и социальному самоопределению;

► повышение уровня социальной активности и инициативы школьников;

► эффективные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Оценка эффективности программы:

1) духовно-нравственные параметры:

► повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции обучающимися;

► повышение интереса к историческому прошлому города, области и страны;

► утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;

► уровень реализации творческого потенциала обучающихся в области патриотического воспитания;

► отсутствие негативных явлений в среде обучающихся, увеличение их социальной активности;

2) количественные параметры:

► процент участия детей в мероприятиях по патриотическому воспитанию;

► участие обучающихся в конкурсах по гражданско-патриотической тематике различных уровней;

► проведение мероприятий гражданско-патрио-тической направленности.

Система контроля за исполнением программы. Контроль за реализацией программы осуществляется:

► администрацией МАОУ СОШ № 167;

► классным руководителем;

► родителями учеников.

Пояснительная записка Введение

Программа гражданско-патриотического и социального воспитания «Мы — новое поколение России!» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20102015 годы», областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011-2015 годы», Уставом МАОУ СОШ № 167, локальными правовыми актами, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвен-

цией о правах ребенка, Конституцией РФ, программой развития МАОУ СОШ № 167.

Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического и социального воспитания обучающихся классного коллектива и направлена на формирование патриотического сознания школьников.

Программа опирается на принципы универсальности основных направлений гражданско-патриотиче-ского и социального воспитания и личностно-ориенти-рованного подхода, предполагающего использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся [5].

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, методических, творческих мероприятий, направленных на обеспечение и решение задач в области гражданско-патриотического и социального воспитания классного коллектива.

Патриот — это человек, проникнутый патриотизмом.

Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Таким образом, патриотическое воспитание — это

работа с молодежью, направленная на то, чтобы вырастить новое поколение людей, знающих историю своего Отечества, гордящихся ею, людей высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, горячо любящих свою Родину.

Механизм и направления реализации программы

Программа создана для классного руководителя и рассчитана на обучающихся:

► 5-8-е классы, когда у подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях, организуемых в школе, районе, городе [14];

► 9-11-е классы — период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому необходимо подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о ее историческом развитии, но и формировать у них ответственность за ее будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины [3].

Гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско-патриоти-

Эстетические качества

Интеллектуальные качества

Правовые качества

Ч X

Гражданско-н патриотическое н воспитание

Нравственные качества

Трудовые качества

ч

Физические качества

Рис. 1. Гражданско-патриотическое воспитание

ческие качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям. Если рассматривать структуру гражданско-патриотического воспитания как совокупность качеств личности, подлежащих формированию, то она будет выглядеть следующим образом (рис. 1).

Гражданско-патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

Принципы, на которых строится программа

► Систематичность.

► Открытость.

► Доступность.

► Субъектная позиция учащихся.

► Воспитание через социально значимую деятельность.

► Интеграция усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

Основные направления программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

► Социально-патриотическое — усвоение социального опыта, установление социальных связей, принятие ценностей различных социальных групп и общества в целом. Формирование активной социальной позиции, проявления чувств благородства и сострадания, милосердия и любви, проявления заботы о старших и младших, чувства собственного достоинства и дисциплинированности.

► Духовно-нравственное — формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении; повышение культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, усвоение высоконравственных норм поведения, формирование чести и ответственности.

► Спортивно-оздоровительное — формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, воспитание здорового спортивного соперничества между детскими коллективами. Пропаганда здорового образа жизни. Развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

► Гражданско-правовое — формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитание уважения к государственной символике; знакомство с правовыми нормами и процедурами; формирование отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

► Эколого-краеведческое — формирование экологической культуры учащихся. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий — загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.

► Историко-культурологическое — усвоение базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях. Изучение наших корней, многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе. Осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней. Признание и поддержка культур, традиций всех представителей многонационального народа Российской Федерации. Воспитание толерантности, т. е. уважения и признания культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

Реализация программы осуществляется через мероприятия гражданско-патриотической направленности, классные часы, внеклассные мероприятия, конкурсы, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные мероприятия, походы, конференции, круглый стол.

Цели и задачи воспитания решаются системно, на каждой ступени взросления обучающихся.

Использована методика доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (см. приложение).

План основных мероприятий, 5-8-е классы, 2008-2015 годы Социально-патриотическое направление

Участие в благотворительных акциях:

► «Рождественский подарок» (сбор подарков для детей-сирот) — декабрь;

► «Открой свое сердце навстречу добру!» (сбор подгузников для дома малютки) — март.

Участие в социальных акциях:

► «Красная ленточка» (День борьбы со СПИДом) — декабрь;

► «Сохраним славу России» (покраска танка в парке Победы) — май;

► «Георгиевская лента» (ко Дню победы) — май;

► «Подарок ветерану!» (поздравление ветеранов ВОВ на дому) — май.

Участие в городских, областных и общероссийских акциях:

► «Весенняя неделя добра», ежегодная общероссийская акция — апрель.

Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня:

► всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс «Я помню! Я горжусь!» — в течение года;

► городской конкурс рисунков «В кругу семьи» — апрель-май;

► городской конкурс «Лучик» — январь-апрель.

Участие в общешкольных мероприятиях:

► концерт ко Дню пожилого человека — октябрь;

► концерт ко Дню матери — ноябрь;

► поздравительный концерт ко Дню защитника Отечества — февраль;

► конкурс поздравительных стенгазет к 23 февраля — февраль;

► фольклорный праздник «Душа моя, Масленица» — март;

► школьный фестиваль «Радуга талантов» — март;

► литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Победе, — май;

► выставка рисунков «Весна Победы» — май;

► поздравительный концерт ко Дню Победы — май.

Классные мероприятия — в течение года

5-й класс:

1) «Люди мира, на минуту встаньте!», классный час с презентацией;

2) «У войны не женское лицо», классный час;

3) «Праздник народного единства. Что мы празднуем?», беседа;

4) «Аты-баты, стань солдатом!», классный вечер;

5) «Мы составляем наш автопортрет», анкетирование;

6) «История Отечества — история Урала», единый урок;

7) «Ему было всего 19» (посвящается погибшим в Афганистане), классный час с презентацией;

8) «Я ребенок — я гражданин», классный час: ролевая игра;

9) «Символы государства», классный час.

6-й класс:

1) «Ради жизни на земле», литературно-музыкальная композиция с презентацией;

2) «Знаменательные события, известные люди в истории Екатеринбурга», беседа;

3) «Этих дней не смолкнет слава!», беседа;

4) «Символика России», классный час: своя игра;

5) «Я и мой класс», диагностический тест;

6) «Защитник Отечества — каков он?», открытый урок: ролевая игра;

7) «День защитника Отечества», праздник;

8) «Живая память» (посвящается погибшим в Афганистане), классный час с презентацией.

7-й класс:

1) «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!», классный час;

2) игра «Счастливый случай», классный час, посвященный 23 февраля;

3) «Горжусь тобой, моя Россия», классный час;

4) «Урал — жемчужина России», урок гражданственности и патриотизма (с презентацией);

5) «Поговорим об ответственности», правовая беседа с презентацией;

6) «Всему начало — отчий дом», классный час;

7) «Закон, по которому мы живем», классный час с презентацией;

8) «Семейная летопись», классный час;

9) «Поле русской славы. Куликово поле», классный час с презентацией.

8-й класс:

1) «Идут по войне девчата», классный час;

2) «На войне детей не бывает», историко-литературная композиция;

3) «Я ребенок — я гражданин», классный час;

4) «Я имею право на...», дискуссия;

5) «Великая Отечественная война», классный час с презентацией;

6) «Афганистан — наша память и боль», классный час с презентацией;

7) «Конституция — закон жизни», классный час с презентацией.

Духовно-нравственное направление Классные мероприятия — в течение года

5-й класс:

1) «По каким правилам мы живем?», «Уроки нравственности», анкетирование, составление нравственного кодекса;

2) «Человек сам себе враг?», «Уроки нравственности»;

3) «Наш класс. Законы жизни», беседа;

4) «День памяти жертв Беслана», беседа;

5) «Отношение к школе и ее имуществу», беседа;

6) «Праздник мам», праздник;

7) «Семейная летопись», классный час;

8) «День космонавтики», классный час с презентацией.

6-й класс:

1) «Мои духовные ценности», «Уроки нравственности», диагностика духовных ценностей учащихся;

2) «Нет уз святее товарищества», «Уроки нравственности», практикум;

3) «Человек среди людей», «Уроки нравственности»;

4) «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?», беседа;

5) «Этикет и мы! Проблема разговорной речи», беседа;

6) «Дом без одиночества», классный час с презентацией;

7) «Весенний калейдоскоп», праздник, посвященный 8 марта;

8) «Мои права и обязанности», классный час.

7-й класс:

1) «Что такое культурный человек?», «Уроки нравственности»;

2) «Что такое интеллигентность?», «Уроки нравственности»;

3) «Сам себя воспитать должен», «Уроки нравственности»;

4) «Сладкая жизнь», КВН, посвященный 8 марта;

5) «Как научиться управлять собой», классный час;

6) «Я и учитель», диспут;

7) «Мы составляем наш автопортрет», беседа;

8) «День памяти воинской славы», классный час.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8-й класс:

1) «Внешний облик — внутренний мир», диспут;

2) «Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание», «Уроки нравственности»;

3) «Человек и его судьба», «Уроки нравственности»;

4) «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности», «Уроки нравственности»;

5) «Есть ли у юных идеалы?!», дискуссия;

6) «Умеем ли мы общаться?», деловая игра;

7) «Весеннее настроение», праздничный тур конкурса «А ну-ка, девочки»;

8) «Поощрение и наказание в семье», беседа.

Спортивно-оздоровительное направление

Участие в соревнованиях, эстафетах различного

уровня:

► День здоровья — сентябрь, май;

► «Папа, мама, я — спортивная семья!» — октябрь, апрель;

► школьная военно-спортивная игра «Зарница» — февраль;

► участие в мероприятиях в рамках районной военно-спортивной игры «Экспедиция "Память"» — в течение года;

► первенство школы по волейболу, баскетболу и пионерболу — в течение года;

► «Веселые старты» ко Дню Победы — май.

Гражданско-правовое направление

► День памяти Холокоста — январь.

► Проведение встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн — февраль, май.

► День памяти жертв СПИДа — май.

► Международный день семьи — май.

► Посещения музеев города: ВДВ «Крылатая гвардия», «Шурави» и т. д. — в течение года.

Эколого-краеведческое направление

► Участие в городских геоэкологических соревнованиях — октябрь.

► Участие в городском экологическом проекте «Родники» — в течение года.

► Участие в городском экологическом конкурсе «Любить Урал — жить на Урале» — в течение года.

► Участие в городском экологическом конкурсе «Наша Родина — наш район» — в течение года.

► Участие в городском экологическом конкурсе «В лабиринтах природы» — в течение года.

► Акция «Кормушка» — ноябрь.

► Акция «Все как один макулатуру сдадим!» — в течение года.

► Акция «Чистый двор» — апрель.

► Акция «Наш цветущий школьный двор» — май.

► Конкурс «Отходы — в доходы» — ноябрь.

► Экологический КВН «Люблю тебя, мой край родной!» — январь.

► Биологический турнир «Растения и животные» — февраль.

► Экологическая викторина «Родник» — март.

► Защита экологического плаката — ноябрь.

► Организация экскурсий, походов выходного дня — в течение года.

► Тематические классные часы: «Земля и ее обитатели», «Охрана окружающей среды», «Праздник цветов», «В гостях у природы», «Жалобная книга природы» и т. д. — в течение года.

Историко-культурологическое

► Участие в конкурсе творческих работ ко Дню Победы «К серым столбикам фамилий я нередко подхожу...» — апрель.

► Ток-шоу «Закрытый показ», посвященное Дню памяти жертв Холокоста, — просмотр и обсуждение фильмов («Расскажи мне сказку, доктор!» (5-6-е классы), «Дети из бездны» (7-8-е классы)) — январь.

► Участие в создании «Школьного альбома Памяти», посвященного Великой Победе, — апрель.

► Классные часы, беседы, лекции, на военно-патриотическую тематику — в течение года.

► День памяти А.С. Пушкина («Открытый микрофон») — февраль.

► Организация показа и обсуждение научно-популярных и художественных фильмов истори-ко-культурологической направленности — в течение года.

► Игра-эстафета «Традиции и обычаи народов Урала» — март.

► Оформление информационных стендов, посвященных памятным датам мировой истории, — в течение года.

► Встречи с интересными людьми — в течение года.

План основных мероприятий, 9-11-е классы, 2012-2015 годы

Планирование и организация деятельности волонтерского отряда — сентябрь.

Социально-патриотическое направление

Участие в благотворительных акциях:

► «Ты можешь их спасти» (сбор кормов для животных) — октябрь;

► «Рождественский подарок» (сбор подарков для детей-сирот) — декабрь;

► «Открой свое сердце навстречу добру!» (сбор подгузников для дома малютки) — март;

► «Красная ленточка» (День борьбы со СПИДом) — декабрь;

► «Сохраним славу России» (покраска танка в парке Победы) — май;

► «Георгиевская лента» (ко Дню Победы) — май;

► «Подарок ветерану!» (поздравление ветеранов ВОВ на дому) — май;

► «Ледяной городок» (постройка снежных фигур) — декабрь;

► «Орлы не курят!» (посвященная Всемирному дню без табака) — октябрь;

► «За покупками, в поисках правды» — октябрь.

Участие в городских, областных и общероссийских акциях:

► городская акция «10 000 добрых дел в один день» — сентябрь;

► областная акция «3000 шагов к здоровью» — октябрь;

► городская акция «Молодежь — за трезвую Россию!» — октябрь, март;

► городская акция «Жизни — ДА!» — октябрь;

► «Весенняя неделя добра», ежегодная общероссийская акция — апрель.

Участие в акциях и мероприятиях, проводимых областной организацией «Возвращение», — в течение года:

► всероссийская акция «Пост № 1»;

► всероссийские акции «Ветеран» и «Милосердие»;

► областная акция «Помним! Гордимся! Наследуем!»;

► областная акция «Вспомним всех поименно»;

► заочные конкурсы:

- «Летопись отряда» — жизнь отряда за год;

- «Солдаты победы», выставка рисунков;

- «Война в судьбе твоей семьи»;

- альманах «Интервью ветерана войны, труженика тыла, детей войны»;

- встречи «Мы помним ваши имена», митинг у «Черного тюльпана»;

- концертные выступления в госпитале ветеранов всех войн.

Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня:

► участие в открытом фестивале патриотической песни «России сможем послужить.» — февраль;

► городской конкурс «По ту сторону книги» — в течение года.

Участие в общешкольных мероприятиях:

► концерт ко Дню пожилого человека — октябрь;

► концерт ко Дню матери — ноябрь;

► поздравительный концерт ко Дню защитника Отечества — февраль;

► конкурс поздравительных стенгазет к 23 февраля — февраль;

► фольклорный праздник «Душа моя, Масленица» — март;

► школьный фестиваль «Радуга талантов» — март;

► литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Победе, — май;

► школьный конкурс видеофильмов «Война глазами детей» — май;

► телеклуб «Фильмы о войне» — май;

► оформление информационных стендов ко дням воинской славы России — май;

► поздравительный концерт ко Дню Победы — май.

Классные мероприятия — в течение года

9-й класс:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) «О любви и войне», литературно-музыкальная композиция;

2) «Через века, через года помните.», урок мужества, посвященный освобождению нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков;

3) «Знай и люби свой край», классный час с презентацией;

4) «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах), классный час;

5) «Именем святой Екатерины», игра «Колесо истории»;

6) «Мы — русские, мы — россияне», классный час;

7) «День воина-интернационалиста», классный вечер;

8) «Человек и закон», деловая игра.

10-й класс:

1) «Родина для меня, я для Родины»;

2) «То, чем можно гордиться, говоря о Родине»;

3) «Если бы я был президентом.»;

4) «"У моей России щедрая душа." Россия на мировой арене»;

5) «О моих правах и обязанностях»;

6) «О защитниках страны. Вчера. Сегодня. Завтра»;

7) «Что значит быть человеком?».

11-й класс:

1) «"Родина моя! Хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви!" Об эмигрантах и эмиграции»;

2) «Хорошо там, где нас нет?!»;

3) «Фашизм в истории человечества и в жизни каждой семьи»;

4) «.Гражданином быть обязан.»;

5) «Места России, в которых мне хотелось бы побывать»;

6) «"Не проходите мимо!" Что стоит за этими словами?»;

7) «О человеческой благодарности, памяти и беспамятстве»;

8) «Как прожить жизнь так, чтобы потом сказать: "Жизнь удалась"»;

9) «Как жить в гармонии с собой?».

Духовно-нравственное направление

Классные мероприятия — в течение года

9-й класс:

1) «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей», «Уроки нравственности»;

2) «Десять заповедей — основа нравственности человечества», «Уроки нравственности»;

3) «В чем смысл жизни?», дискуссия;

4) «Как стать счастливым?», дискуссия;

5) «Будем милосердны к старости!», «Уроки нравственности»;

6) «Карманные деньги», дискуссия.

10-й класс:

1) «О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях»;

2) «О свободолюбии и личной свободе»;

3) «О патриотизме ложном и мнимом»;

4) «У памяти своя тропа, свои нечитанные строки, свои особые истоки, своя особая струна.»;

5) «Что такое призвание и как его найти».

11-й класс:

1) «Что такое профессиональная этика и профессиональная непригодность»;

2) «Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения образования (многоступенчатость образования, подготовительные курсы)»;

3) «Есть такая профессия — Родину защищать»;

4) «Я — гражданин России»;

5) участие в городском проекте «Профи-Дебют-Масштаб-город».

Спортивно-оздоровительное направление

Участие в соревнованиях, эстафетах различного уровня:

► День здоровья — сентябрь-май;

► школьная военно-спортивная игра «Зарница» — февраль;

► мероприятия в рамках районной военно-спортивной игры «Экспедиция "Память"» — в течение года:

- конкурс знатоков истории Отечества «Великая Отечественная война: военные юбилеи»;

- соревнование по зимнему полиатлону;

- смотр строя и песни «Статен и строен, уважения достоин»;

- соревнование по биатлону;

- конкурс песни «На привале»;

- конкурс знатоков родного края «Из Екатеринбурга в Свердловск и обратно»;

- соревнование по пожарно-прикладному виду спорта;

- соревнование «Школа безопасности 2012»;

► первенство школы по волейболу, баскетболу — в течение года.

Гражданско-правовое направление

► День памяти Холокоста — январь.

► Проведение встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн — февраль, май.

► День памяти жертв СПИДа — декабрь.

► Международный день семьи — май.

► Посещение музеев города: ВДВ «Крылатая гвардия», «Шурави» и т. д. — в течение года.

Эколого-краеведческое направление

► Участие в городских геоэкологических соревнованиях — октябрь.

► Участие в областном экологическом проекте «Родники» — в течение года.

► Участие в городском экологическом конкурсе «Любить Урал — жить на Урале» — апрель.

► Участие в городском экологическом конкурсе «В лабиринтах природы» — апрель.

► Акция «Все как один макулатуру сдадим!» — в течение года.

► Акция «Чистый двор» — апрель.

► Акция «Наш цветущий школьный двор» — май.

► Экологический КВН «Люблю тебя, мой край родной!» — ноябрь.

► Организация экскурсий, походов выходного дня — в течение года.

► Тематические классные часы: «Цивилизация — начало борьбы с природой», беседа — в течение года.

► «Энергетика: вчера, сегодня, завтра.», деловая игра и т. д. — в течение года.

Историко-культурологическое направление

► Участие в конкурсе творческих работ ко Дню Победы — апрель.

► Ток-шоу «Закрытый показ», посвященное Дню памяти жертв Холокоста, — просмотр и обсуждение фильмов «Обыкновенный фашизм», «Список Киселева», «Додик» — январь.

► Участие в создании «Школьного альбома Памяти», посвященного Великой Победе, — апрель.

► Классные часы, беседы, лекции на военно-патриотическую тему — в течение года.

► День памяти А.С. Пушкина («Открытый микрофон») — февраль.

► Организация показа и обсуждение научно-популярных и художественных фильмов истори-ко-культурологической направленности — в течение года.

► Игра-эстафета «Традиции и обычаи народов Урала» — март.

► Оформление информационных стендов, посвященных памятным датам мировой истории, — в течение года.

► Встречи с интересными людьми — в течение года.

Важными составляющими в работе по граждан-ско-патриотическому воспитанию являются традиционное проведение месячника по патриотической и спортивной работе (февраль, май), участие в городских и районных акциях патриотической направленности.

Работа с родителями

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитать высоко-

нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма — жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможна без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия классного руководителя и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

Формы работы:

► составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;

► спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья»;

► сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;

► встречи за круглым столом «Как молоды мы были...»;

► родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

► конференция отцов «Слава защитникам Отечества», посвященная Дню защитника Отечества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

► проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики»;

► встреча с родителями-военными «Есть такая профессия — защищать Родину».

Аналитическая справка, 5-8-е классы, 2012-2015 годы

Направление работы соответствовало патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Итоги проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что в классе прогрессирует процесс становления системы гражданско-патриотического воспитания, вопросы организации гражданско-патриоти-ческого воспитания приняли системный характер, стали нормой в повседневной деятельности класса. В течение 4 лет класс активно принимал участие в ежегодных конкурсах и программах, социально значимых для ребят (табл. 1).

Систематически проводились мероприятия, формирующие гражданскую зрелость: в благотворительных акциях в поддержку детей-сирот (в сборе макулатуры класс постоянно занимает призовые места в школе), создание газеты ко Дню Победы и Листов памяти о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, и тружениках тыла, тематические классные часы. Для обучающихся начальных классов силами обучающихся класса проводятся мероприятия ко Дню Победы, конкурсы, развивающие игры интеллектуального характера.

Класс активно участвует в юнармейской районной игре «Экспедиция "Память"», которая длится в течение всего учебного года.

Учащиеся активно участвовали в общественно полезных акциях, социальных проектах муниципального, областного и федерального уровней:

► «Дни милосердия». Поздравление ветеранов с Днем пожилого человека на дому, поздравительный концерт в образовательном учреждении, уборка снега на территории социального центра, уборка снега на территории детского сада № 140, сбор макулатуры (на вырученные деньги — покупка канцтоваров для детского дома). Благотворительная акция для дома ребенка № 6 (сбор подгузников), благотворительная акция для детского дома «Рождественский подарок», участие в благотворительной ярмарке «Верните мне маму»;

► «Весенняя неделя добра». Вахта памяти «Пост № 1», акция «Чистый двор ветерану», акция «Сохраним славу России» (покраска танка в парке Победы), сбор макулатуры (на вырученные деньги — покупка канцтоваров для детского дома), участие в субботнике «Чистый город», акция «Чистый двор» и др.

Все учащиеся класса систематически посещают школу и успевают по всем предметам, ни один из учащихся не состоит на внутришкольном учете. Класс является лучшим на параллели по успеваемости, демонстрируя 50 % достигших повышенного уровня достижения стандарта, среди которых 16 % успевают на отлично.

Результаты анкетирования учащихся и родителей подтверждают наличие взаимоуважения, взаимопомощи и дружеской атмосферы. Отзывы родителей свидетельствуют о положительной оценке моей деятельности в качестве классного руководителя.

Диагностика учащихся 5-8-х классов подтверждает качественные изменения в получении подростками опыта гражданской деятельности в рамках классного сообщества и в общественно-политической жизни школы, района: повышается уровень воспитанности учащихся, растет общественная активность подростков.

При оценке уровня развития классного коллектива, а также в связи с возрастными особенностями детей определена необходимость внести в программу по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы — новое поколение России!» на период 9-11-е классы работу, ориентированную на профориентацию, чтобы учащиеся смогли сделать осознанный выбор своего дальнейшего послешкольного жизненного пути. Социальная зрелость предполагает готовность к жизненному самоопределению, в том числе готовность к гражданскому и профессиональному самоопределению.

Результатом профессиональной ориентации должен стать не просто выбор профессионального образовательного учреждения, а определенный план карьеры, в рамках которого будут определяться шаги профессионального становления. Сегодня учащийся должен быть готов к профессиональному и карьерному росту, к образованию в течение всей жизни, уметь самостоятельно ставить перед собой цель и определять этапы достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы.

Табл. 1. Аналитическая справка за период 2008-2012 гг. (5-8-е классы)

Команда/ученик

Ур<

Конкурс, достижения

2008/2009 учебный год, 5-й класс

Команда «Отважные» Городской

Коллектив 5А класса Районный

Полина Шумилина Районный, областной

Диплом II степени в городском конкурсе «Любить Урал — жить на Урале». 3-е место в городских геоэкологических соревнованиях. 1-е место в конкурсе экодесанта

1-е место в районном конкурсе коллективных детских проектов «Самый классный класс» (туристско-краеведческая линия) Победитель районного конкурса творческих проектов «Моя семья». Призер областного конкурса «Мой род в истории», благодарственное письмо

2009/2010 учебный год, 6-й класс

Виктория Мальцева Городской

Алина Фархутдинова Городской, региональный (областной)

Экологический отряд Городской 6А класса

Команда «Мобильные Городской, всерос-ребята» сийский

Команда «Умнички» Международный Команда «Отважные» Городской

V городской конкурс «В лабиринтах природы», 1-е место в номинации «Знатоки биологических наук»

V городской конкурс «В лабиринтах природы», 2-е место в номинации «Самый внимательный читатель — зоолог».

1-е место в региональном конкурсе «Мы разные — мы вместе»

Городская грамота за активное участие в городском экологическом проекте

«Родники-2009»

Городской конкурс «Любить Урал — жить на Урале», 1-е место в конкурсе презентаций «Седой Урал кует победу».

Дистанционная эколого-биологическая олимпиада (Ярославль, сентябрь 2009 г. — май 2010 г.), сертификат участников 1-4-го туров Диплом участника «Экомарафон — 2010» от Международного детского компьютерного центра Ассоциированной школы ЮНЕСКО

1-е место в городских геоэкологических соревнованиях.

2-е место в конкурсе экодесанта_

2010/2011 учебный год, 7-й класс

Команда 7А класса Городской

Команда «Мобильные Всероссийский

ребята»

Экологический отряд 7А класса Дмитрий Никитин

Городской

Всероссийский, международный

Диплом III степени в городском конкурсе «Любить Урал — жить на Урале». 1-е место в конкурсе презентаций «Екатеринбург XXI века», городской конкурс «Любить Урал — жить на Урале»

Дистанционная эколого-биологическая олимпиада (Ярославль, сентябрь 2010 г. — май 2011 г.), сертификат участников 1-4-го туров Городская грамота за активное участие в городском экологическом проекте «Родники — 2010»

Участие во всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Портфо-лио» (в разделе «Экология»).

Фестиваль Евразийского экономического форума молодежи «Путь на Север — 2011»_

2011/2012 учебный год, 8-й класс

Команда класса

Городской

Команда «Уникум» Всероссийский Алина Фархутдинова Международный

Юнармейский отряд Районный «Альфа»

1-е место в Х городских геоэкологических соревнованиях «Тропами уральских рудознатцев».

Победитель номинации «Знатоки истории. Интеллектуальный конкурс», «Любить Урал, жить на Урале»

Дистанционная эколого-биологическая олимпиада, сертификаты, благодарственное письмо

Международный Евразийский экономический форум молодежи «Путь на Север — 2012» Диплом III степени в конкурсе социальной рекламы в номинации «Лучшая экосоциальная реклама» Юнармейская игра «Экспедиция "Память"»:

1-е место — конкурс знатоков истории Отечества «Символы России». 3-е место — соревнование по зимнему полиатлону. 1-е место — смотр строя и песни «Статен и строен, уважения достоин». 3-е место — конкурс песни «На привале».

1-е место — конкурс знатоков родного края «Из Екатеринбурга в Свердловск и обратно»_

9-й класс из 25 человек окончили с аттестатом отличия 4 ученика, 14 учащихся — на 4 и 5. По окончании 9-го класса 6 человек поступили в колледж. На данный момент в классе обучаются 26 человек. Процент отличников выше среднестатистического по школе и составляет 11,1; процент учащихся с одной тройкой ниже среднестатистического по школе и составляет 7,4; не-аттестованных нет.

Аналитическая справка, 9-11-е классы, 2012-2015 годы

Аналитические данные приведены в табл. 2.

Традиционно класс активно принимает участие в социальных акциях: «Дни милосердия», «Весенняя неделя добра», вахта памяти «Пост № 1», акция «Чистый двор ветерану», акция «Сохраним славу России», «10 000 до-

Табл. 2. Аналитическая справка за период 2012-2015 гг. (9-11-е классы)

Команда/ученик Уровень

Конкурс, достижения

2012/2013 учебный год, 9-й класс

Команда 9А класса Городской

Юнармейский отряд Районный «Альфа»

Волонтерский отряд Районный 9А класса «Счастливы вместе»

Учащиеся 9А класса Городской

Команда 10А класса Районный

Юнармейский отряд Районный, «Альфа» городской,

областной

Волонтерский отряд Городской, 10А класса «Счаст- областной

ливы вместе»

1-е место в городских геоэкологических соревнованиях. 1-е место в конкурсе экодесанта Районная военно-спортивная игра

«Экспедиция "Память"», общий результат — 1-е место (старшая группа).

1-е место — конкурс знатоков истории Отечества.

1-е место — соревнование по зимнему полиатлону.

1-е место — смотр строя и песни «Статен и строен, уважения достоин».

3-е место — соревнование по биатлону.

1-е место — конкурс песни «На привале».

1 -е место — конкурс знатоков родного края «Из Екатеринбурга в Свердловск и обратно».

2-е место — соревнование по пожарно-прикладному виду спорта. 2-е место — соревнование «Школа безопасности 2013»

Победитель районного этапа областного конкурса социально значимых проектов «Будущее за нами». Проект «Песочная сказка», 2012 г.

Социальная акция в поддержку заявки Екатеринбурга «ЭКСП0-2020» (благодарственное письмо)

_2013/2014 учебный год, 10-й класс_

2-е место — «По ту сторону книги».

3-е место — XI конкурс по избирательному праву «Момент истины» Районная военно-спортивная игра

«Экспедиция "Память"», общий результат — 1-е место.

1-е место — конкурс знатоков истории Отечества «Великая Отечественная война: военные юбилеи».

2-е место — соревнование по зимнему полиатлону.

1-е место — смотр строя и песни «Статен и строен, уважения достоин».

2-е место — соревнование по биатлону.

1-е место — конкурс песни «На привале».

1 -е место — конкурс знатоков родного края «Из Екатеринбурга в Свердловск и обратно».

2-е место — соревнование по пожарно-прикладному виду спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-е место — соревнование «Школа безопасности 2014».

3-е место — районная военно-спортивная игра «Зарница-2014». 1-е место — городская военно-спортивная игра «Зарница-2014».

Общий итог: 4-е место — областная военно-спортивная игра «Зарница-2014».

Отдельные виды областных соревнований:

1-е место — конкурс «Если ты остался один с пострадавшим»;

1-е место — конкурс знатоков истории «России верные сыны»;

2-е место — конкурс «Костер дружбы»;

3-е место — соревнование по прикладной физической подготовке; 3-е место — конкурс «Сборка-разборка автомата Калашникова»; 2-е место — дуэльная стрельба

Диплом за 1-е место в интернет-проекте «Волонтеры Екатеринбурга», 2013 г. Диплом за 2-е место в межтерриториальном этапе областного конкурса социально значимых проектов «Будущее за нами», 2013 г.

Диплом призера конкурса «Время действовать!». Проект «Песочная сказка», 2014 г.

Окончание табл. 2.

Команда/ученик Уровень

Конкурс, достижения

2014/2015 учебный год, 11-й класс

Юнармейский отряд Районный «Альфа»

Сборная команда юнармейских отрядов «Альфа» (11-й класс) и «Надежда России» (8-й класс)

Юнармейский отряд «Альфа»

Команда 11А класса

Районный

Районная военно-спортивная игра «Экспедиция "Память"»: 1-е место — конкурс знатоков истории Отечества «Великая Отечественная война: военные юбилеи». 1-е место — соревнование по зимнему полиатлону. 1-е место — смотр строя и песни «Статен и строен, уважения достоин». 1-е место — соревнование по биатлону.

1-е место — конкурс песни «На привале»

2-е место — районная военно-спортивная игра «Последний герой — 2015»

Районный, городской Районный

1-е место — районная военно-спортивная игра «Зарница-2015».

1-е место — городская военно-спортивная игра «Зарница-2015»

2-е место — районный конкурс «Академия Фемиды»_

брых дел в один день», «Открой свое сердце навстречу добру», «Ты можешь им помочь», акции по сбору средств для бездомных животных «Ты сильный, смелый, а может, еще и добрый!», «Новый год для каждого ребенка», «Твое настоящее — это выбор будущего».

Формирование гражданско-патриотических качеств личности — это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества — это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность. Одним из критериев результативности опыта является диагностика оценка мотивации к творческой деятельности, творческой активности учащихся, основанной на методике Т.И. Шамовой и Е. Торренса. Результативность опыта отслеживалась на всех этапах работы посредством констатирующей, текущей и итоговой диагностики. Результат диагностики показал, что независимо от предметных приоритетов учащиеся показывали следующее распределение по уровням сформированности у них гражданско-патрио-тических качеств:

1) любовь к Отечеству, к людям: высокий — 84 %, средний — 16 %, низкий — 0 %;

2) преданность Отечеству, людям: высокий — 73 %, средний — 20 %, низкий — 7 %;

3) готовность служить Отечеству: высокий — 89 %, средний — 0 %, низкий — 1 %.

Результаты работы определяются факторами и условиями. При осуществлении планирования граж-данско-патриотического воспитания в классе учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:

► наличие четких целей и нормативных требований;

► аргументированность гражданско-патриотиче-ского воспитания школьников;

► планирование воспитательно-образовательной деятельности по проблеме гражданско-па-триотического воспитания школьников с учетом результатов диагностики;

► учет личностных особенностей учителей и учащихся.

Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:

► методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся;

► соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;

► применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности;

► разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;

► взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Свой опыт педагогической деятельности как классного руководителя по теме гражданско-патриотическо-го воспитания, толерантности я представляла на заседаниях школьного методического объединения классных руководителей педагогических советах школы, городских конференциях, семинарах, являюсь одним автором школьных программ, имею печатные работы.

Литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

2. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учеб.-методич. пособие по разделу «Основы военной службы». М.: Военные знания, 2001.

3. Берестовицкая С.Э., Сизова М.Б., Семенова Т.В., Белова Е.А. Мировоззрение как личностный результат образования: традиции и инновации / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С. 3-18.

4. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006.

5. Блинкова Л.В., Гуринова Н.П. Организация личностно-ори-ентированного сопровождения профессионального роста педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 42-44.

6. Буторина Т.С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2004.

7. Воронцов В.Л. Могущество знания. М.: Знание, 1979.

8. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / [Авт.-сост.] Т.А. Орешкина. Волгоград: Учитель, 2007.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы».

11. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011-2015 годы».

12. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.

13. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. М.: ТЦ Сфера, 2005.

14. Ложкина Е.Ю. К вопросу о развитии человеческого капитала образовательного учреждения средствами профессиональных образовательных конкурсов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 58-60.

15. Мизиковский Г.В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. М.: Просвещение, 1990.

16. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

17. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / [Авт.-сост.] Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков и др. М.: Дрофа, 2001.

18. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / [Авт.-сост. ] И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2006.

Приложение 1

Результативность работы классного коллектива по развитию патриотического самосознания учащихся за несколько лет

Для изучения исходного состояния сформирован-ности патриотизма была использована методика доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика была использована в 5-м классе в сентябре 2008 г.

Результаты диагностики показали следующее распределение по уровням сформированности патриотизма у учащихся:

1) любовь к Отечеству, к людям: высокий — 23 %, средний — 46 %, низкий — 31 %;

2) преданность Отечеству, людям: высокий — 19 %, средний — 30 %, низкий — 51 %;

3) готовность служить Отечеству: высокий — 28 %, средний — 39 %, низкий — 33 %.

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности патриотизма у учащихся определилась необходимость активизации их патриотического воспитания.

Был проведен теоретический анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования. Были изучены психолого-педагогические особенности подростков, определены цель и задачи.

Ежегодно в течение последующих 3 лет проводился текущий мониторинг результативности исследования с 6-го по 9-й класс по методике Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». В ходе мониторинга выявлялась динамика степени проявления показателей патриотического воспитания учащихся классного коллектива. Распределение школьников по уровням сформированности (высокому, среднему, низкому) каждого показателя проводилось в соответствии со следующей шкалой:

► высокий уровень (А). Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрело-

сти. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней;

► средний уровень (Б). Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий, как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского долга;

► низкий уровень (В). Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы, выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников;

► нулевой уровень (Г). Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный, абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слабо развитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.

Ответы на вопросы 1-3, 5-8, 17, 19, 23 являются показателем сформированности любви к Отечеству, к людям.

Табл. 3. Динамика степени проявления показателя «Любовь к Отечеству, к людям»,

Номер вопроса Сентябрь 2008 г. 2009/2010 г. 2010/2011 г. 2011/2012 г.

А Б В А Б В А Б В А Б В

1 40 27 33 44 29 27 45 32 23 48 33 19

2 31 29 40 33 30 37 34 36 30 36 39 25

3 32 39 29 34 36 30 36 40 24 38 40 38

5 25 49 25 32 52 16 32 54 14 34 55 11

6 31 35 34 32 37 31 34 42 24 36 43 21

7 33 46 21 34 48 18 36 51 13 37 52 11

8 34 32 34 36 33 31 37 37 26 39 38 23

17 26 45 29 27 44 29 27 47 26 28 49 23

19 19 16 65 23 17 60 23 25 52 24 26 50

23 21 20 59 25 22 53 25 29 46 26 30 44

Общий показатель 29 38 33 32 35 33 33 40 27 34 41 25

Ответы на вопросы 10, 14, 20-22, 24-28, 30 характеризуют преданность Отечеству, людям.

Ответы на вопросы 4, 9, 11-13, 15, 16, 18, 29, 31 характеризуют готовность служить Отечеству.

В ходе тестирования ни один учащийся не показал нулевой уровень сформированности патриотического самосознания. Поэтому графа (Г) отсутствует.

I

Ш

ШШ

Динамика степени проявления показателя «Любовь к Отечеству, к людям» представлена в табл. 3 (в процентах) и на рис. 2.

Динамика степени проявления показателя «Преданность Отечеству, людям» представлена в табл. 4 (в процентах) и на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

ш

Сентябрь 2008 2009/2010 2010/2011 2011/2012 Годы

■ Высокий уровень(А)

□ Средний уровень(Б)

□ Низкий уровень(В)

Рис. 2. Динамика степени проявления показателя «Любовь к Отечеству, к людям»

Сентябрь 2008 2009/2010 2010/2011 2011/2012 Годы

■ Высокий уровень (А)

□ Средний уровень(Б)

□ Низкий уровень(В)

Рис. 3. Динамика степени проявления показателя «Преданность Отечеству»

Табл. 4. Динамика степени проявления показателя «Преданность Отечеству, людям»,

Сентябрь 2008 г.

2009/2010 г.

2010/2011 г.

2011/2012 г.

Номер вопроса А Б В А Б В А Б В А Б В

10 24 25 51 26 22 51 27 29 44 35 30 35

14 31 35 34 34 33 32 36 35 29 41 38 21

20 20 27 53 22 23 55 22 25 53 28 27 45

21 19 28 53 22 27 51 23 31 46 29 36 35

22 15 51 34 17 51 52 17 51 32 25 53 22

24 19 31 50 21 28 51 22 33 45 29 34 37

25 17 47 36 19 45 36 20 47 33 26 48 26

26 20 17 63 22 15 63 22 18 60 32 22 46

27 18 27 55 21 26 53 22 27 51 28 31 41

28 14 24 62 17 22 61 17 25 58 22 28 49

30 14 25 61 16 23 61 17 28 55 23 31 46

Общий показатель 19 31 50 20 31 49 22 32 46 29 34 37

Табл. 5. Динамика степени проявления показателя «Готовность служить Отечеству, людям», %

Номер вопроса Сентябрь 2008 ; г. 2009/2010 г. 2010/2011 г. 2011/2012 г.

А Б В А Б В А Б В А Б В

4 18 28 54 18 26 56 19 27 54 24 29 47

9 19 26 55 20 24 56 20 23 57 24 25 51

11 20 32 48 22 28 50 24 29 47 31 30 42

12 21 28 51 23 26 51 24 28 48 27 30 43

13 19 35 46 22 31 47 24 34 42 28 36 36

15 22 33 45 24 30 46 26 31 43 30 34 36

16 24 32 44 25 32 43 27 38 35 31 41 28

18 23 33 44 24 30 46 27 33 40 31 35 34

29 20 35 45 21 33 46 26 35 39 31 39 31

31 19 34 47 22 36 42 24 40 36 28 43 29

Общий показатель 20 31 49 22 30 48 24 32 44 28 34 38

I

Щ|

11111111

Сентябрь 2008 2009/2010 2010/2011 2011/2012 Годы

■ Высокий уровень(А)

□ Средний уровень(Б)

□ Низкий уровень(В)

Рис. 4. Динамика степени проявления показателя «Готовность служить Отечеству»

40 35 30

25

(%) 20

15 10 5 0

Сентябрь 2008 2009/2010 2010/2011 2011/2012 Годы

О Любовь к Отечеству, к людям —□— Преданность Отечеству, людям ▲ Готовность служить Отечеству

Рис. 5. Динамика показателя «Высокий уровень сформированности патриотизма»

Динамика степени проявления показателя «Готовность служить Отечеству» представлена в табл. 5 (в процентах) и на рис. 4.

Представленные в таблицах результаты свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. Сравнительный анализ полученных результатов с исходным уровнем сформированности патриотизма у учащихся класса (табл. 6) свидетельствует, что по всем трем показателям возросло количество учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности патриотических качеств (рис. 5):

► любовь к Отечеству, к людям: с 29 до 34 %;

► преданность Отечеству, людям: с 19 до 29 %;

► готовность служить Отечеству: с 20 до 28 %.

К тому же уменьшилось количество учащихся, демонстрирующих низкий уровень сформированности чувства патриотизма (рис. 6):

► любовь к Отечеству, к людям: с 33 до 25 %;

► преданность Отечеству, людям: с 50 до 37 %;

► готовность служить Отечеству: с 49 до 37 %.

В целом результаты диагностики дают основания утверждать, что организация патриотического воспитания учащихся создает благоприятные условия для развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности. Для оценки результативности разработанной системы формирования патриотического самосознания у учащихся

Табл. 6. Сравнительный анализ полученных результатов учащихся, %

Показатель Исходный уровень, сентябрь 2008 г. 2009/2010 г. 2010/2011 г. 2011/2012 г.

А Б В А Б В А Б В А Б В

Любовь к Отечеству, к людям 29 38 33 32 35 33 33 40 27 34 41 25

Преданность Отечеству, людям 19 34 50 20 31 48 22 32 46 29 34 37

Готовность служить Отечеству 20 31 49 22 30 49 24 32 44 28 34 38

60 50 40 § 30 20 10 0

Сентябрь 2008 2009/2010 2010/2011 2011/2012 Годы

О Любовь к Отечеству, к людям —□— Преданность Отечеству, людям А Готовность служить Отечеству

Рис. 6. Динамика показателя «Низкий уровень сформированности патриотизма»

1 %

□ Устойчиво-позитивное отношение ■ Ситуативно-позитивное отношение

□ Ситуативно-негативное отношение

Рис. 7. Сформированное^ личностного роста подростков в категории «Отечество»

во внеурочное время в сентябре 2014 г. был проведен контрольный эксперимент в выпускном 11-м классе, т. к. пятиклассники 2008 г. стали выпускниками школы. По методике Д.В. Григорьева и П.В. Степанова была проведена диагностика личностного роста учащихся 11-го класса. В графе «Отношение подростка к Отечеству (патриотизм)» ответы учащихся распределились следующим образом:

► устойчиво-позитивное отношение: 56 %;

► ситуативно-позитивное отношение: 43 %;

► ситуативно-негативное отношение: 0 %;

► устойчиво-негативное отношение: 0 % (рис. 7).

Таким образом, из 25 учащихся 11-го класса 19 показали устойчиво-позитивное отношение к Отечеству. Им присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить. При этом подобные чувства вызваны не модой на патриотизм, они являются глубоко личными, пережитыми. У шестерых отношение к Отечеству ситуативно-позитивное. Они переживают чувство Родины как чувство родного дома, родной деревни. Однако им кажется, что то, что происходит в стране и на их малой ро-

дине, имеет между собой мало общего. При необходимости они не откажутся помочь ветеранам, хотя сами своей помощи могут и не предложить. Ситуативно-негативного и устойчиво-негативного отношения нет ни у одного учащегося.

Эффективность использования системы внеурочной деятельности по развитию патриотического самосознания у учащихся подтверждается следующим:

► повысился интерес к изучению истории родного края, проводятся викторины, беседы для учащихся начальных классов и младших школьников; активизировалась проектно-ис-следовательская деятельность;

► повысилось качество образования (прослеживается положительная динамика успешности обучения (качество знаний): 2008/2009 учебный год — 70 %; 2009/2010 учебный год — 73 %; 2010/2011 учебный год — 78 %);

► возросла историческая эрудированность учащихся, расширился кругозор: ребята успешно участвуют в конкурсах разного уровня, пишут заметки в газету, участвуют в различных акциях, готовят сообщения и рефераты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.