.-ИННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИе]ПРОЕКТЫ,ДРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
Кулёва Любовь Михайловна
директор МБОУ лицей № 12 Цапкова Надежда Ивановна
заместитель директора по правовому регулированию
МБОУ лицей № 12 г.Екатеринбург
J Ч
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
КАК ОДНОГО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
___________СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛОМ__________________
Аннотация. В статье представлен опыт работы современного лицея по созданию условий для воспитания личности, способной максимально с себя реализовать, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирование личности гражданина своей страны.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью.»
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остаётся основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стре-
мящимся достичь основной цели развития физически и нравственно-здоровой личности, её гражданского потенциала. Лицей отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу, определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и призван обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой связи с 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнёров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [2,3,4,7], в числе ряда других направлений, ведётся и системная деятельность по разработке новых форм патриотического воспитания учащихся» [1,5]. В рамках данного направления педагогическим коллективом лицея разработана лицейская программа патриотического воспитания «Отчизне посвятим души прекрасные порывы». Данная программа разработана в соответствии с программами: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» на 2011-2015 годы. Её следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Цель программы: становление патриотизма как важнейшейдуховно-нравственной и социальной ценности, формирование личности гражданина с присущими ему взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, в том числе на основе сохранения и приумножения культурного наследия многонационального Урала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создание условий для воспитания личности, способной максимально с себя реализовать, ответственной за свои поступки и решения, умеющей жить в демократическом обществе.
1. Формирование эффективной системы, обеспечивающей патриотическое воспитание учащихся.
2. Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к многонациональным традициям родного края.
3. Объединение усилий школы, семьи, общественности в военно-патриотическом воспитании обучающихся.
4. Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных духовно-нравственных ценностей родного края.
Патриотическое воспитание, по мнению разработчиков, это систематическая и целенаправленная деятельность всех субъектов образовательного процесса по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа военно-патриотического воспитания строится на принципах, изображённых на схеме:
Программа «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» рассчитана на учащихся 1-11 классов, коллектив учителей, родителей. Содержание программы определяет основные направления деятельности педагогического коллектива лицея по основным компонентам воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодёжи в современных условиях, на основе изучения индивидуальных особенностей ребёнка, уровня его интеллектуальных, психических и физических особенностей [10]. Программа формирует новый взгляд на образование педагогов, учащихся, родителей активно влияет на окружающий нас социум, опираясь на опыт учителей и достижения школы прошлых лет, проблемы сегодняшнего дня.
Основные направления программы:
1. Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2. Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
3. Гоажданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
51
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
4. Военно-патриотическое. Оборонно-спортивное Основано на формировании у молодёжи высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
5. Я и семья. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности, воспитание культуры семейных отношений, создание условий для участия родителей в патриотическом воспитании обучающихся.
6. Экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий -загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.
Данные направления реализуются на следующих уровнях:
• Учебном (в рамках курсов «История», «Обществознание», «Политика и право», «Человек и общество», «Мировая художественная культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»);
• Внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи школьникам с учётом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы, как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с проблемными феноменами культуры);
• Институциональном (жизнь в лицее организована таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества как демократического правового пространства востре-бовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникла ситуативная активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними);
• Социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями членов школьного сообщества и местных органов власти).
Работа по направлениям построена с использованием иновационнных технологий и ИКТ.
В ходе работы в рамках программы члены педагогического коллектива принимали во внимание тот факт, что сегодня ребятам нельзя ничего навязывать, так как это вызывает явный протест и отчуждение. Поэтому все усилия были направлены на то, чтобы создать такой психологический климат в лицее, чтобы дети сами заинтересовались тем, что предлагают им учителя [6,7,8,9].
Подробнее о каждом из направлений.
1. Духовно-нравственное
«Созидается общество началами нравственности»,- говорил Ф. М. Достоевский.
Для этого в лицее решался комплекс задач:
• создание условий для формирования нравственных привычек и нравственных черт характера - честности, мужества, трудолюбия, и т.д.;
• формирование нравственного сознания;
• поддержание процесса формирования нравственных убеждений, ценностей, определяющих стойкое позитивное отношение к добру и негативное отношение к злу.
Для решения этих задач при организационном участии и активной поддержке лицеистов систематически проводятся массовые акции:
• Операция «Примите наши поздравления» (изготовление сувениров, открыток к календарным праздникам и поздравление учителей ветеранов).
• День пожилых людей.
• Акция «Поделись теплом души своей». Благотворительные концерты в госпитале ВОВ, домах-интернатах, детских больницах, в Центре социальной помощи.
• Конкурс поздравительных открыток для бабушек и дедушек ко Дню пожилого «А ну-ка, бабушки!», праздник, посвящённый Дню пожилого человека.
• Операция «Ветеран живёт рядом» (оказание помощи ветеранам войны).
• Акция «От детей детям» (проведение праздников, игровых программ, концертов в детском центре, детских садах).
Учащиеся и учителя лицея активные участки различных конкурсов районного, городского, областного, всероссийского уровней.
2. Историко-краеведческое
«Живу я в глубине России, в краю озёр и рудных скал,
Здесь реки - сини, горы - сини, и в синих отсветах металл»
Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой Родины. Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. «Родина без нас может обойтись, мы без неё - ничто». Эту истину должен чувствовать каждый ребёнок. Для достижения этой цели был разработан проект «Поиск». Работа ведётся по трём направлениям:
• Боевая и трудовая слава Урала.
• История лицея.
• Этнография Урала.
В музее собрано более 100 экспонатов. За 20092011 г.г. посещение музея учащимися лицея возросло с 30% до 90%. Охвачено поисковой работой 40% учащихся лицея. Выросло число экскурсоводов от 5 до 15человек. Симахиной Даше и Сорокину Кириллу присвоено звание «Лучший экскурсовод Свердловской области».
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
В 2009 году в районном фестивале «Вечная Россия» победители в номинации «Лучший музейный работник года», в смотре музеев 3 место в городе. В 2011 году в районном смотре-конкурсе 1 место, в этом же году в городском смотре-конкурсе 1 место в номинации «Уникальный экспонат».
В Татищевских чтениях в декабре 2011года, учащийся 11-Б класса Чубаров Александр занял 3 место в регионе за научно-исследовательскую работу «ВИЗ вчера, сегодня, завтра», за активную работу музей награждён 27 грамотами различного уровня.
В проведении поисково-исследовательской и экскурсионной работы принимают участие педагоги, родители, учащиеся, общественные организации: «Память сердца», областной клуб «Фронтовые радисты» (нас связывает 10-летняя дружба, члены клуба постоянные гости на классных часах, уроках мужества). С 2001 года музей сотрудничает с 59 Сивашской Краснознамённой бригадой связи. Учащиеся лицея присутствуют на принятие присяги, посещают музей части.
3. Гражданско-правовое
«Поэтом можешь, ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Мероприятия направлены на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Регулярно проводятся встречи с представителями КДН и ЗП, инспекторами ОДН № 9, работниками прокуратуры.
В лицее развито ученическое самоуправление, активно работает Совет старшеклассников «СЛАва», Совет старост, волонтёрский отряд «Пламя», Совет музея.
Ежегодно проходят выборы Президента лицея. Учащиеся 9-11 классов занимаются в Открытой Правовой Школе Института юстиции Уральской государственной юридической Академии. Учащаяся 11-Г класса Кондратьева Дарья участница Интернет-викторины «Твоё избирательное право», призёр конкурса программы «Буква Закона». Ежегодно лицей принимает участие в олимпиадах по истории, праву и обществознанию различных уровней: районного, регионального, всероссийского.
В 2011 году лицей принял участие в выборах в Молодёжный парламент Свердловской области, учащаяся 11-Г класса Афанасенко Анна стала членом парламента. В 2010 году Быков Александр, учащийся 11-А класса был избран членом Молодёжной избирательной комиссии Свердловской области. (Положение о молодёжных избирательных комиссиях в Свердловской области от 21.10. № 31/163). Систематически проводятся беседы, посвящённые символике страны: созданию Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ. Такая работа в доступной форме проходит в младших классах: «Почему флаг нашей Родины -триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».
4. Военно-патриотическое. Оборонно-спортивное
«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»
Воспитывая гордость за свою Родину, чествуя народных героев, сохраняя историческую память поколений в памяти подрастающего поколения, мы включаем воспитание младших школьников с непосредственно военно-патриотической деятельности: «Зарница»,
смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Своевременное приобщение их к традициям, родившимся в лицее, нацелено на подготовку патриотов.
В 2007 году создан проект оборонно-спортивного класса. При поддержке Регионального пограничного управления по Уральскому федеральному округу ФСБ России, а также при активном участии депутата Представителей Законодательного собрания Свердловской области Никифорова А. В., был сформирован первый в лицее оборонно-спортивный класс. Учащиеся торжественно приняли присягу, одели форму... И через год эти ребята стали неузнаваемы. К 2012 году в лицее сформировано три оборонно-спортивных класса:11-А,10-А, 9-А и межклассная группа на параллели восьмых классов.
Учащиеся - активные участники военно-спортивных соревнований. В военно-спортивной эстафете на базе ОМОН ребята заняли второе место (2009 год), третье место (2010 год), первое место (2011 год). В соревнованиях по военно-прикладным видам спорта в пос. Кедровка - 4 место в области.
Традиционно учащиеся оборонно-спортивного класса стоят в почётном карауле у вечного огня Славы на площади Субботников и мемориала «Чёрный тюльпан», возлагают гирлянды.
Учащиеся хотят, а родители стремятся, чтобы дети учились в оборонно-спортивном классе. Дисциплина, элементы строевой подготовки, военной подготовки вырабатывают чувство ответственности, выносливости, уверенности, умению работать слажено в коллективе. Воспитывают чувства патриотизма. После окончания оборонно-спортивного класса, ребята поступают в военные училища и служат в Вооружённых силах РФ
Мустакимов Алексей - курсант Курганского института пограничной и таможенной службы ФСБ России.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
53
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Просвиров Николай и Иванов Георгий - курсанты Пермского военного института внутренних войск МВД РФ.
В младшей и средней школе дети любят и тщательно готовятся к Смотру песни и строя. Все лицеисты стремятся попасть в сборную команду на параллели для участия в лицейских олимпийских играх. В зимней олимпиаде участвуют и родители. Ежегодно праздником являются соревнования «Лыжня России».
5. Я и моя семья
Воспитывая культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, повышая педагогическую и психологическую компетенцию родителей, мы создаём условия для участия родителей в воспитательном процессе.
В лицее в спортивно-массовых мероприятиях принимают участие дети, родители и педагоги: «Весёлые старты», «День семьи», лицейский кросс, лыжные соревнования, спартакиады, церемонии награждения лучших спортсменов лицея - это праздники единства учителей, детей и родителей, где всегда побеждает дружба.
Хочется отметить, что число участников увеличивается, ряды пополняются за счёт болельщиков. Культивирование спортивных занятий праздников способствует активности семей в занятиях физической
культурой, их социальной устойчивости и ответственности за здоровье своё и своих детей.
Два раза в год проходит «День открытых дверей»,-двери нашего лицея открыты всегда, но в этот день родители могут посетить любой урок, любое внеурочное мероприятие. Родители с большим удовольствием приходят на Рождественские баллы. Обратная связь -анкетирование. Мы с уважением относимся к замечаниям, советам родителей.
Наши учителя активно участвуют в районном конкурсе «Папа, мама, я - спортивная семья».
6. Экологическое
Любовь к родному краю, чувство красоты, ощущение неотделимости от природы своего края воспитываются в лицее не только на уроках гуманитарного цикла, но и на уроках географии, биологии, природоведения.
В лицее работает экологический отряд «Дети природы», и каждый год его ряды пополняются новыми членами. В экологическом кружке занимаются ученики 6-11класса. Состав групп разновозрастный, количество участников от 20 до 30 человек. Занятия проводятся преимущественно в форме экскурсий, практикумов в природной среде, а также часть занятий проходит на базе ГДЭЦ.
Особую роль имеет применение проектной деятельности: несколько лет кружковцы принимают участие в районных и городских конкурсах, где проекты «Зелёные лёгкие нашего города» и «Исетский пляж» стали призёрами.
С большим интересом учащиеся занимаются учебно-исследовательским мониторингом в составе городского проекта «экологическая паутинка», который проводится Городским Детским экологическим Центром и стал призёром Областного экологического форума и Российского конкурса экологических проектов. В рамках этого проекта проводятся исследования состояния воды, почвы, уровня радиации и транспортной нагрузки в пределах социума (м-н Заречный), а также состояния природного комплекса сквера у Дворца молодёжи (табл. 1,2,3).
Таблица 1
Радиационный фон улиц в социуме ОУ
№ улицы 9 часов сред- нее 13 часов сред- нее 17 часов сред- нее
1 Черепанова 12 10 6 9 16 17 17 17 18 13 18 16
2 Бебеля 9 9 6 8 9 12 12 11 25 20 27 24
3 Готвальда 10 8 9 9 18 23 19 20 15 20 16 17
4 Опалихинская 20 14 13 16 16 16 16 16 11 10 13 11
Таблица 2
Радиационный фон парка в микро- и макро-социуме ОУ
Название парка 10 замеров радиации
Парк Дворца молодёжи 8 13 15 11 15 15 13 9 16 11
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Таблица 3
Результат подсчёта интенсивности автотранспорта. Дорога по ул.Готвальда
Услов- ное обозна- чение Марки автотранспорта 9 часов 13 часов 17 часов
М-1 Грузов.бенз. двигат. 24 42 42
М-2 Грузовыдиз.двигателем 186 192 174
М-3 Грузовые на газе 84 114 120
М-4 Автобусы бен.двигат. 54 60 48
М-5 Автобусы дизел. 18 36 48
М-6 Легков.частные 1368 1866 1878
М-7 Легков. служ 12 24 36
итого 1746 2334 2304
Активное участие принимают члены отряда в разнообразных конкурсах, проводимых в районе, городе и области. Так, команда кружка и работы отдельных её участников становились призёрами районного экологического брейн-ринга, городского экологического сбора «Зелёное кольцо Мегаполиса», Гео-экологического марафона «Тропами уральских рудознатцев», Областного экологического форума, выставки «ЮНэКО-2008,2009», конкурсов «Чистая вода России», Марш парков-2009», «Екатеринбург - город будущего», эколого-туристического десанта «Верх-Исетский карьер 2009».Участники отряда проводят социальные опросы среди учащихся лицея и горожан по качеству воды, здоровому образу жизни, состоянию зелёных насаждений г. Екатеринбурга. Были оформлены фотовыставки, фотоотчеты, собрано большое количество материалов по состоянию окружающей среды как в самом лицее, так в районе и в городе.
Основные направления деятельности экологического отряда «Дети природы»:
• Социологические опросы жителей города;
• Измерение показателей состояния окружающей среды: радиоактивный фон, рН воды, высота снежного покрова, учёт автотранспорта;
• изучение состояния природы в сквере Дворца молодёжи;
• Участие в школьных, районных и городских экологических акциях;
• Участие в эко туристических мероприятиях
Наш девиз: «Мы этой природы разумные дети и за неё всегда в ответе»
Результаты работы экологического отряда:
• 2009 год - 1 место в районном экологическом десанте «Верх-Исетский карьер».
• 2009 год - лауреат городского экологического фестиваля «Сохраним планету Земля и наш город».
• 2009 год - 2 место в областной экологической акции «Марш парков» - Иорданян Лаура.
• 2009 год - 2 место в городском экологическом фестивале «Сохраним планету Земля и наш город», в номинации «Праздник фито-чая».
• 2010 год -1 место в VIII областном экологическом форуме. Секция «Комплексное исследование экосистемы».
• 2010 год - диплом участника городского экологического сбора «Зелёное кольцо мегаполиса - 2010».
• 2011 год - 1 место в областном конкурсе «Чистая вода России», в номинации «Голубое золото России».
• 2011 год - победители в номинации «Публичная защита отчёта» городского эко-марафона «Лесопарки г. Екатеринбурга - 2011 год».
• 2011 год - в общем зачёте городского эко-марафона «Лесопарки г. Екатеринбурга - 2011 год».
• 2011 год - диплом участника всероссийского проекта «Больше кислорОда».
Подводя некоторые итоги работы коллектива лицея в рамках программы, следует отметить, что в ходе её реализации был обеспечен анализ состояния уровня патриотического воспитания в лицее, обеспечена активизация деятельности в рамках патриотического воспитания, идёт процесс изменения социальной и гражданской позиции лицеистов, развивается самовыражение учащихся в ходе социально-полезной, творческой, исследовательской деятельности.
Литература
1. .Валамина О.В., Давыдова Н. Н. Реализация модели общественно-активной школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 6.-С.30-35.
2. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С.88-94.
3. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление: практика и анализ.- 2011.- № 5.- С.39-44.
4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5. С.56-63.
5. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Разработка интегративной модели создания условий для формирования социально-успешной индивидуальности в условиях общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.- С.51-55.
6. Крапивина Л. А. Формирование социальной компетентности подростков в разновозрастных объединениях позитивной направленности // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2011.- № 4.- С.119-134.
7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.
8. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2012.- № 1 (90).- С.56-64.
9. Сиденко Е. А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.-№ 1.
10. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 11 (79).- С.3-12.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013
55