Научная статья на тему 'Система организации экологической работы МБОУ лицея №5 г. Елец, Липецкой области'

Система организации экологической работы МБОУ лицея №5 г. Елец, Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замурий С. Ю., Руднева М. В.

Экологическая работа имеет огромное значение в решении разнообразных учебно-воспитательных задач, которые стоят перед современной школой. Для формирования экологической культуры обучающихся, знаний учащихся о природе; навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе в МБОУ лицее № 5 г.Ельца ведется системная работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замурий С. Ю., Руднева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система организации экологической работы МБОУ лицея №5 г. Елец, Липецкой области»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

юридический журнал. 2015. № 1 (80). С. 207-208.

2. Вильданова В.Ф., Заглядина О.Н. Подготовка магистров по направлению «педагогическое образование» в условиях новых образовательных стандартов (на примере БГПУ имени Акмуллы) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 6. С. 17-19.

3. Темербекова А.А., Чугунова И.В, Байгонакова Г.А. Методика обучения математике: Учебное пособие. -СПб.: Издательство «Лань»,2015. С.225-229.

4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ М-во образования науки Рос.Федерации. - 6-е изд., перераб. - М: Просвещение, 2017. С 24-25.

© Жданова К.Р., Фаткуллина А.Т.,2017

УДК 336

С.Ю.Замурий,

учитель биологии М.В.Руднева,

учитель географии МБОУ лицей №5 Г.Елец, Липецкая область, Российская Федерация

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МБОУ ЛИЦЕЯ №5 Г.ЕЛЕЦ, ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Экологическая работа имеет огромное значение в решении разнообразных учебно-воспитательных задач, которые стоят перед современной школой. Для формирования экологической культуры обучающихся, знаний учащихся о природе; навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе в МБОУ лицее № 5 г.Ельца ведется системная работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Ключевые слова

Экологическая работа в школе, экологическое воспитание, виды экологической работы, учебная деятельность, внеурочная деятельность, образовательные, воспитательные задачи.

В МБОУ лицее № 5 города Елец не первый функционирует экологический клуб «Зеленая планета» который способствует обеспечению условий для развития и самореализации обучающихся, а так же формированию экологически целесообразного образа жизни лицеистов. Актуальность данного направления заключается в том, что экологическое образование обучающихся - это условие его дальнейшего выживания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход естественной эволюции. Выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе « человек -окружающая среда».

Основная цель работы экологического клуба «Зеленая планета» в МБОУ лицей № 5 города Ельца: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Формирование ценностных ориентации учащихся, знаний учащихся о природе; навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; позитивного опыта взаимодействия учащихся с природой. На ступени основного общего образования для

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи: -Стимулировать учащихся к постоянному наполнению знаний об окружающей среде. -Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека.

-Способствовать овладению прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

-Способствовать развитию духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.

- Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить применять экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.

- Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологической тропы, защита природы от разрушения, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты)

-Создание банка данных форм и методов природоохранной работы.

Для решения одной из глобальной проблемы современности - взаимоотношения человека и природы, для воспитания экологической культуры обучающихся в МБОУ лицее .№ 5 г.Ельца ведется системная работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Основной формой работы является организация внеурочной деятельности обучающихся. На начало 2015-2016 учебного года в рамках клуба «Зеленая планета» были разработаны программы дополнительного образования, которые ведут все учителя естественного цикла. Виды экологической работы в МБОУ лицее .№ 5 г.Ельца различны: индивидуальные, групповые, массовые.

Работа с одаренными детьми. Одним из оптимальных способов выявления и поддержки одаренных детей является организация и проведение предметной Всероссийской олимпиады. Результаты подготовки обучающихся по экологии к олимпиадам школьного, муниципального и регионального уровня представлены в следующей таблице.

Призовые места во Втором (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Учебный год Победители Призёры Ф.И.О. учителя

кол-во обучающихся кол-во обучающихся

2014-2015 4 9 Замурий С.Ю.

2015-2016 2 13 Замурий С.Ю.

2016-2017 5 14 Замурий С.Ю.

Результаты олимпиад продемонстрировали, что обучающиеся приняли активное участие. Данный результат свидетельствует о высоком профессионализме педагогов и их умении заинтересовать учеников своим предметом. При подготовке к олимпиадам учителя применяли как систематичный, научный подход, так и творческий.

Замурий С.Ю. были созданы условия для организации качественной подготовки одаренных учащихся к региональному этапу всероссийской олимпиады. Итоги участия в них учеников ОУ показывают, что целенаправленная работа с детьми данной категории дает положительные результаты.

Призовые места в третьем (региональном) этапе Всероссийской олимпиады школьников

№ Ф.И. учащегося предмет класс Ф.И.О. учителя место

2014-2015 учебный год

1 Крючкова Т. экология 10в Замурий С.Ю. победитель

2 Копылов М. экология 10в Замурий С.Ю. призер

3. Черкасова Г. экология 11в Замурий С.Ю. призёр

2015-2016 учебный год

4. Копылов М. экология 11в Замурий С.Ю. призёр

5. Чистякова П. экология 10в Замурий С.Ю. призер

6. Крючкова Т. биология 11в Замурий С.Ю. победитель

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 2410-6070

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников

№ Ф.И. учащегося предмет класс Ф.И.О. учителя место

1 Крючкова Т экология 11 Замурий С.Ю. участник

Эколого-краеведческие экспедиции. Ежегодно обучающиеся, под руководством учителей естественного цикла проводят учебно-исследовательские походы в окрестностях города Ельца. Лицеисты проводят исследования воды, почвы, растений, рассматривают проблемы, связанные с экологией окружающей среды. Изучаем не только памятники природы, но и составляем экологические маршруты. В преддверии Всемирного метеорологического дня отправляемся с детьми на метеостанцию «Елец». Метеоролог Сидорова И. П. сама проводит экскурсию с обучающимися и дает возможность посмотреть приборы.

Не менее интересной для детей была экскурсия на предприятие по вторичной переработке полимерного сырья.

Эколого-краеведческие экспедиции являются эмоционально яркой и очень содержательной формой работы для учеников. Они дают возможность наиболее полно и предметно приложить полученные знание на практике. Результаты исследований учащихся находят отражение в рефератах, исследовательских и проектных работах.

Учебно-исследовательская работа. Важной задачей своей методической работы педагоги МБОУ лицея 5 города Елец считают превращение экологических знаний и умений в инструмент творческого осмысления мира, добывания и переработки новой информации. Решение этой задачи обеспечивается применением проблемно-исследовательских подходов к обучению.

Ученические учебно-исследовательские работы представляют собой специфическую форму контакта учащихся с окружающей средой, средство их приобщения к экологическому исследованию. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а обучение ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного компетентного учителя. Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Обучающиеся МБОУ лицея №5 города Елец, участвуя, в конференциях и экологических конкурсах занимают только призовые места. По итогам конференций готовятся сборники публикаций, в которые входят статьи обучающихся МБОУ лицея № 5.

Лицей № 5 сотрудничает с Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина. С 2009 года на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры защиты растений и химии университета под руководством Рудневой М.В.(учитель географии) и Алексеевой Е.Н. (учитель химии) работает группа учащихся 8-10 классов лицея в рамках проектно-исследовательской деятельности. Среди приоритетных направлений - организация совместных мероприятий научно-практической и методической направленности, стимулирование творчества учащихся.

Экологические акции. Ежегодно в декабре учителями биологии проводится акция «Будем друзьями птиц». В марте в МБОУ лицее № 5 под руководством учителя географии Рудневой и учителя биологии Замурий С.Ю. проходит конкурс рисунков среди 7 - х классов посвященных «Дню защиты Земли». В апреле учащиеся 5 и 6 классов готовят выставку фотографий в рамках природоохранной акции «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Под руководством Рудневой М.В., учителя географии обучающиеся работают в школьной теплице, активно участвуют в озеленении территории вокруг лицея. Ребята выращивают рассаду цветов в теплице лицея и высаживают ее на клумбы лицея.

С приходом весны всем нестерпимо хочется чистоты, порядка и свежести, чтобы можно было не дышать пылью, чтобы приятно было пройтись по чистым улицам родного города. Субботник имеет большое воспитательное значение. В акции «Наша чистая планета» участвуют все учащиеся МБОУ лицея 5 г.Ельца среднего и старшего звена.

В рамках областной акции «Дни защиты от экологической опасности» ежегодно в апреле в МАОУ ДОД ДЮЦ «Детский парк им. Б.Г. Лесюка» проводит городскую экологическую акцию «Посади деревце!»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

среди учащихся образовательных учреждений. Лицеисты активно принимают участие в посадке молодых деревьев на территории Детского парка города Ельца.

Каждый год в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности» проводятся городские соревнования юных экологов «Экологический полигон». Команда нашего лицея под руководством учителей биологии Замурий С.Ю. и Бородулиной О.И. принимают активное участие в этом мероприятии. Все участники должны были пройти десять этапов трассы и выполнить различные задания. Ребята разгадывали биологические кроссворды, определяли следы животных, отвечали на вопросы из жизни птиц и насекомых, пели песни о цветах. Но самое главное то, что в конце соревнований все вместе очищают парк Сорокалетия от мусора. По результатам этих соревнований команда Замурий С.Ю. заняла первое место и Бородулиной О.И. второе место среди общеобразовательных учреждений города Ельца.

Системная работа по экологическому воспитанию проходит и через учебную деятельность. Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. Это визитная карточка каждого учителя. Экологический урок - это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс. Задачи такого урока - это воспитание экологического самосознания, а также патриотизма, любви к родному краю и понимания того, что любой человек может влиять на экологическую ситуацию в своём городе. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения - семинары, лекции, игры, конференции и другие формы.

В ноябре 2016 года в рамках Всемирного дня вторичной переработки прошел экологический урок в 7 классах «Разделяй с нами». Ребята узнали много удивительных фактов о привычном мусоре, о раздельном сборе отходов и переработке, благодаря которой из отходов получаются новые вещи

Ежегодно 15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Основная цель праздника - продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области экологической безопасности и о состоянии окружающей среды, а также воспитание и подготовка гражданина, умеющего мыслить экологически. В нашем лицее в этот день проходят экологические уроки и внеклассные экологические мероприятия. В 2016 году учителем биологии Замурий С.Ю. был проведён конкурс рисунков «Птицы Красной книги Липецкой области» Он явился итогом изучения темы « Птицы родного края» в 7 классе. В 11 классе прошёл урок -конференция «Думай глобально, действуй локально», на котором учащиеся выступали со своими мини-проектами по улучшению экологического состояния в нашем городе.

Экологическая работа имеет огромное значение в решении разнообразных учебно-воспитательных задач, которые стоят перед современной школой. Все мероприятия многогранны. Они могут углублять школьный материал по экологии, биологии, географии Воспитывать идеалы, формировать экологическое мировоззрение, экологические вкусы, этику поведения в природе, эмоции, взгляды, суждения, воспитывать культуру экологического труда, патриотические чувства, бережное отношение к природе. Экологическая работа решает образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию разнообразных практических умений и навыков по охране окружающей среды. В результате выпускник лицея - это:

- личность, уважающая себя, осознающая ценность своего здоровья, здорового образа жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья;

- личность, умеющая организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных;

- гражданин общества, активно принимающий участие в школьных спартакиадах, эстафетах, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. Ведет краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях;

- личность, умеющая составить правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

и контролирует их выполнение в различных формах мониторинга.

-гражданин общества, с активной позицией участника практической природоохранительной деятельности.

Список использованной литературы: 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования .

© Замурий С. Ю., Руднева М.В., 2016

УДК 337

Р.Р. Ильясова

К.х.н., доцент, ФГБОУ ВО «БашГУ г. Уфа, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье авторами описана возможность использования современных методов химического образования (видео-опытов, дидактической игры и т.д.) при проведении уроков химии в средней школе.

Ключевые слова Педагогические методы, технологии.

В условиях модернизации современного образования для учителя химии особенно актуальным становится оптимальный выбор методов, средств, технологий предметного обучения, конечная цель которых - формирование и развитие у учащихся умений и навыков самостоятельно ставить и принимать решения, в том числе, нестандартные в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Учителю химии необходимо учитывать особенности познавательной деятельности учащихся на уроках, важно научить понимать и объяснять реальные свойства веществ видимого мира и невидимого микромира, используя теоретические, а также модельные представления. Следует отметить, что постоянно возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебного материала приводят к тому, что у многих учащихся изначально невысок интерес к изучению химии, науки достаточно сложной: современные учебники химии богаты набором сложных уравнений, формул, схем. Отсюда частое нежелание учащихся изучать непростые учебные тексты химического содержания и отсутствие умений воспринимать их. В результате появление трудностей в усвоении предмета в дальнейшем приводит к недостатку знаний абитуриентов по химии.

Поэтому сделать учебный материал на уроке химии интересным и понятным - это важнейшая задача учителя химии.

В связи с вышеуказанным, становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся, развивают их познавательную активность, умения, навыки, учат практически использовать химические знания. Для повышения эффективности обучения можно использовать наряду с традиционными методами и нетрадиционные формы организации обучения.

Авторами изучены и экспериментально исследованы на занятиях традиционные методы обучения химии (рассказ, беседа и иллюстративно-демонстрационный метод) и нетрадиционные (дискуссия, игра, демонстрация видео-опытов) в 8 классах МАОУ ЦО № 35 г. Уфы на уроках по общей химии, тема «Классы неорганических соединений». При этом:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.