Научная статья на тему 'Образовательная деятельность информационно -экономического лицея'

Образовательная деятельность информационно -экономического лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зулина Надежда Ивановна, Абаскалова Надежда Павловна, Гудымова Оксана Викторовна, Анисимова Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная деятельность информационно -экономического лицея»

Со

Селезнева Марина Михайловна,

преподаватель математики, воспитатель, стажер кафедры педагогики АПК и ППРО Московская область

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ВО ВНУТРИСАНАТ0РН0Й ШКОЛЕ

В современном мире проблема сохранения и укрепления здоровья детского населения приобретает первостепенное значение. По мнению экспертов всемирной организации здоровья (ВОЗ), даже в экономически благоприятных странах нет свидетельств того, что здоровье подрастающего поколения становится лучше, В нашей стране, несмотря на реформирование современной школы в интересах учащихся, здоровье детей и подростков ухудшается, что связано, прежде всего, с условиями их жизни и воспитания. Многолетние исследования Института профилактической медицины М3 РФ и Института возрастной физиологии РАО доказывают, что в последнее десятилетие число здоровых учащихся по России от первого к старшим классам снизилось в 4 - 5 раз.

Снижение показателей здоровья детей наглядно подтверждается динамикой показателей их заболеваемости. В последние пять лет общая заболеваемость детей до 14 лет по России в целом увеличилась на 18,2 %, при этом негативные тенденции относятся практически ко всем классам болезней. Так, частота анемий у подростков возросла в 3,8 раза, болезней костно-мышечной системы - в 2,6 раза, болезней органов пищеварения - в 1,9 раза, аллергической патологии - в 1,6 раз, болезней систем кровообращения -в 1,9 раза. Значительно увеличилось число детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями, участились заболевания ОРЗ. Доля детей, относимых к 1 -ой группе здоровья, составляет чуть более 30% (Уварова Е.В., Кулаков В.И., 2005).

Сложившаяся ситуация избавляет нас от специального обоснования необходимости в курсовом санаторном лечении детей. Такое лечение детям предоставляется круглогодично, в том числе и в учебное время. К сожалению, далеко не все подобные санатории могут обеспечить обучение школьников. Если ребёнок, нуждающийся в таком лечении, хотя бы один раз в год будет отдыхать в оздоровительном учреждении (а это 21 -24 дня), то у него возникнут серьёзные пробелы в обучении. Большинство родителей и детей полагают, что единственной целью пребывания ребёнка в санатории является улучшение здоровья. Хорошо, если дети серьёзно относятся к обучению и самостоятельно занимаются по своим учебникам, но, как показывает практика, таких детей очень мало, и чаще всего это- старшеклассники.

Детские санатории, в структуре которых есть школа, в той или иной мере решают проблему обучения в процессе лечения детей. К примеру, детский санаторий «Васильевское», расположенный в зелёной зоне Московской области, принимает на лечение детей с 1-го по 9-й классы. В начальной школе установлена четырёхдневная рабочая неделя, в основной школе -

шестидневная, занятия идут по кабинетной системе. В день проводится только три урока, занятия ведутся по основным предметам, расписание уроков составляется с учётом лечебных процедур, вторым завтраком и ежедневной утренней прогулки. Урок длится 40 минут с обязательной физкультминуткой, разработанной врачами в соответствие с диагнозами детей. Таким образом, решается вопрос о перегрузке детей учебными занятиями.

Во внеурочное и каникулярное время с детьми работают воспитатели. Работа проводится в соответствии с тематической направленностью каждой смены. Воспитатель организовывает различные отрядные мероприятия, беседы с детьми в соответствии с заданной тематикой, обеспечивает посещение кружков, кинотеатра, дискотек и других общесанаторных мероприятий, возит на экскурсии. Организованная таким образом система позволяет решать множество задач современной педагогики: реализовать интеллектуальное, нравственное, патриотическое, культурное, трудовое воспитание детей, поправить их здоровье, обеспечить непрерывное обучение по программе общеобразовательной школы.

Наряду с этим в воспитании и обучении подростков в условиях медицинского учреждения возникает множество проблем, которые требуют своего разрешения. В отечественной педагогике разработаны модели образовательных учреждений, которые ориентированы для работы либо с умственно отсталыми детьми, либо с детьми-ин вал идами, а так же с детьми, находящимися на реабилитации после оперативных вмешательств или в период обострения хронического заболевания. К рассматриваемому нами лечебно-оздоровительному учебному учреждению разработанные модели не могут быть применены, так как в нем встречаются не только воспитанники с ограниченными физическими и социальными возможностями, но и дети с разным социальным статусом. «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения - говорит Л. С. Выготский, - не замыкать таких детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми».

Создавая новую образовательную модель, необходимо учитывать, что дети, приезжающие на лечение, из разных социальных институтов по-разному адаптируются к новой среде. Некоторые легко принимают условия пребывания в санатории, другие долго «переболевают» разлуку с домом. Бывают случаи, когда дети вообще не могут справиться с адаптацией и, не добыв смену до конца, возвращаются домой. Кроме того, дети из разных регионов страны имеют разный культурный кругозор (например, одни приехали из Москвы и Московской области, другие - из Ямало-Ненецкого автономного округа), и тогда возникает проблема создания дружного коллектива, А главное создаваемая модель должна разрешить

вопрос о качестве образования. Проводя урок в классе по двум, трём и более темам одновременно, так как ученики приезжают с разным уровнем знаний и занимаются по разным учебным пособиям, в которых не совпадает календарное тематическое планирование, учитель едва успевает подвести учащихся к изучению общей темы. Хорошо, если речь идет о математике или русском языке, а если говорить о биологии или истории - предметах, на которые отводится по одному часу в неделю. По таким предметам ребята и вовсе получают по 2-3 урока за смену. Как в такой ситуации быть работникам «санаторных» школ, как им учить детей?

Перед исследователями стоят следующие задачи:

1. Проанализировать множество уже существующих моделей воспитания и обучения. Изучить разные подходы и методики организации учебной и воспитательной деятельности детей в рамках лечебной и реабилитационной педагогики и сопоставить возможности их использования с условиями данного санатория.

2. Смоделировать на основе анализа результатов проделанной работы такую образовательную систему, благодаря которой в рамках 24-дневной смены учитель (воспитатель) мог бы сплотить в кратчайшие сроки коллектив из детей разных групп, организовать их совместную деятельность, научить взаимодействовать друг с другом независимо от диагноза, их социальных, интеллектуальных и физических возможностей, обеспечить качественным образованием.

Жизнь подтверждает, справедливость высказывания Л.С. Выготского: «...если все решительно в человеческом организме и подлежит воспитанию, то в реальных условиях нашего века это воспитание натыкается на целый ряд препятствий». Риск получения больным ребёнком некачественного образования достаточно высок вследствие отсутствия в обществе чётких представлений об оптимальных подходах к решению этой проблемы, Разработка такой модели, которая обеспечит нуждающимся в лечении детям возможность получать качественное образование, продвинет педагогическую науку в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, Более того, она позволит реализовать нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и физическое воспитание, которое не всегда возможно в привычных условиях воспитательного процесса.

Литература

1. Гаркуша Л.Ю., Милехина Е.Н. Здоровье подростков и факторы, влияющие на него. / Журнал «Сестринское дело», 2007, №3

2. Грядунова Г.М. Психол о го-педагоги чес кие условия организации образовательного процесса во внутрибольничной школе. М., 2004.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2005.

СО

Зулина Надежда Ивановна,

директор МОУ- Информационно-экономического лицея, Абаскалова Надежда Павловна, доктор педагогических наук, научный руководитель лицея Гудымова Оксана Викторовна, заместитель директора по научно-методической работе Анисимова Любовь Владимировна, председатель Совета лицея Пономарева Юлия,

председатель молодежного центра самоуправления «Лидер»

г. Новосибирск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ

1. Исторические аспекты развития Информационно-экономического лицея (ИЭЛ)

Информационно-экономический лицей является правопреемником СОШ №174, которая была открыта в 1986г. в Юго-западном жилом массиве г. Новосибирска.

Изначально выбранные направления и приоритеты определили дальнейшее развитие образовательного учреждения. Решением коллегии главного управления образования администрации Новосибирской области от 19 июня 1992 года школа № 174 стала экспериментальной площадкой «Школа прикладной экономики», реализуя программу эксперимента «Формирование

личностного самоопределения старшеклассников в условиях школы прикладной экономики». В 1998 году успешно прошла аттестацию и получила новый статус - школа № 174 с лицейскими классами. Создание информационного образовательного пространства, введение углублённого изучения информатики и информационных технологий, применение информационных технологий в образовательном процессе позволили спустя два года, при повторном прохождении аттестации, школе получить статус - муниципального общеобразовательного учреждения - Информационноэкономический лицей. Информационная и экономическая специализация рассматриваются педагогическим

коллективом как средство экономического, правового, интеллектуального и творческого развития учащихся.

Информационно-экономический лицей имеет положительный опыт планирования своей деятельности по развитию образовательного учреждения от общеобразовательной школы до лицея, которое осуществлялось на основе качественных программ, с помощью современного образовательного менеджмента.

Стратегическое развитие образовательного учреждения определяет концепция информационно - экономического лицея. Согласно Концепции лицея, всё образовательное пространство учебного заведения, каждое звено образовательной среды, выполняя определённый объём функций, способствуют не узкопрофессиональной ориентации выпускников на экономические профессии, а самоопределению личности школьника на основе развития способности адаптироваться к новым социально-экономическим отношениям в обществе.

За последние три года Концепция ИЭЛ претерпела изменения: модернизирован блок информатизации образовательного пространства, широкое применение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, переход на стандарты нового поколения, введение профильного обучения.

В основе концепции лицея лежат принципы гуманистической педагогики, образовательный процесс сориентирован на признание ценности учащегося как личности. Концепция рассматривается как совокупность мер по развитию лицея и внедрению инновационных технологий с использованием и расширением материально-технической базы. Вариативность программ, реализация принципов дифференциации и индивидуализации формируют образовательное пространство и обосновывают применение личностноориентированных педагогических технологий.

В лицее реализуются развивающие технологии, игровые и коммуникативные, осуществляется проектная деятельность. Реализация разноуровневого подхода на основе психологического обоснования в ситуации параллельно функционирующих здоровьесберегающих технологий способствует наиболее полной интеллектуальной реализации, определяющей дальнейшее развитие учащихся. Наличие контроля и самоконтроля, мониторинг и рефлексивный анализ внедряемых инновационных технологий делают концепцию лицея реально достижимой.

Принципиально важно, что сегодня лицей может обновлять содержание образования, обеспечивая его новыми современными технологиями, вести опытнопоисковую исследовательскую работу.

В образовательном учреждении разработаны и реализуются следующие программы: «Программа информатизации образовательного пространства ИЭЛ», «Формирование информационной культуры личности», «Экономическое образование в ИЭЛ», «Здоровье», «Одарённый лицеист», программа работы со слабоуспевающими учащимися.

Характерной чертой педагогического коллектива ИЭЛ является участие в инновационной деятельности, стремление к новому.

В настоящий момент Информационно-экономический лицей является:

• базовым общеобразовательным учреждением по реализации комплексного проекта модернизации образования в Новосибирской области. Основание: приказ департамента образования Новосибирской области «О реализации комплексного проекта модернизации образования в Новосибирской области» № 734 от 24.07.2007г., приказ начальника Главного управления образования мэрии г. Новосибирска «О муниципальных базовых школах» №866-од от 09,11.2007 года;

• базовым общеобразовательным учреждением по внедрению и отработке здоровьесберегающих технологий в образовании, основание: приказдепартамента образования администрации Новосибирской области от 15.11.2005г. № 1079;

• участником проекта «Внедрение современных информационных и коммуникативных технологий в практику управления образовательным учреждением» регионального уровня. Основание: приказ департамента образования Новосибирской области № 61 от 29 января 2007 года;

• экспериментальной площадкой для проведения апробации учебных материалов нового поколения вне регионов проекта «Информатизация системы образования» федерального уровня. Основание: Национальный фонд подготовки кадров, федеральный центр организации апробации, решение конкурсной комиссии от 6 сентября 2005 года утверждено на заседании Стратегического комитета 29 сентября 2005 года, протокол №7/09-5;

• экспериментальной площадкой по теме «Модели непрерывного информационного образования» с 2008 по 2010 г.г. Основание: соглашение о сотрудничестве между издательством БИНОМ и ГУО Областным центром информационных технологий Новосибирской области БИНОМ-ИКТ - 38-07/08 от 15 января 2008 года;

• базовым общеобразовательным учреждением по апробации учебно-методических комплектов на региональном уровне. Основание: приказ департамента образования Новосибирской области № 982 от 16 октября 2007 года;

Сегодня информационно-экономический лицей -современное образовательное учреждение, которое известно далеко за пределами города и области. Вклад лицея в развитие образования, внедрение инноваций и реализация современных технологий не раз отмечались поощрительными наградами и дипломами.

2. Социальная значимость образовательного учреждения

Территориальная удаленность информационноэкономического лицея от культурных, образовательных и научных центров не помешала стать известным в городе учебным заведением.

Информационно-экономический лицей находится на Юго-западном жилом массиве Ленинского района г. Новосибирска, инфраструктура которого активно раз-

вивается. Строятся новые жилые дома, открыты торговые комплексы, улучшена система транспортного обслуживания, В ближайшее время будет благоустроен бульвар Победы.

Несмотря на территориальную удалённость, в данном образовательном учреждении обучаются учащиеся не только с микроучастка школы, но и с других районов города, что свидетельствует о доступности получения образования в лицее.

Всего уч-ся Микроучасток, закреплённый за лицеем Юго-западный массив Ленинский район Другие районы города

2005-2006г. 838 476/57% 242 / 29% 84 / 10% 36/4%

2006-2007г. 777 388/50% 249 / 32% 93 / 12% 47 / 6%

2007-2008г. 785 353/45% 259 /33% 110/14% 63 /8%

2007-2008Г.

Всего 837 учащихся

2006-2007Г.

Всего 777 учащихся

2005-2006Г.

Всего 785 учащихся

0% 20% 40% 60% 80% 100%

На сегодняшний день в образовательном учреждении обучаются 785 учащихся, 33 комплекта классов, занятия проводятся в две смены.

В основном, обучение в лицее - очное, на сегодняшний день 14 учащихся по состоянию здоровья находятся на индивидуальном обучении. Для данного контингента обучающихся п ростра ива ются индивидуальные образовательные программы, которые позволяют получить качественное образование.

С 2005 года лицей является городской базовой школой по предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста.

В лицее работает «Школа раннего развития» для детей 5-6 лет, основной целью которой является выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в лицей, облегчение в дальнейшем адаптации в первом классе с использованием развивающих занятий в игровой форме. Ведущей целью подготовки детей к школе является формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка и др. Из года в год количество детей, подготовленных к школе через данную систему, возрастает.

Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на этапе перехода из дошкольного детства к школьному обучению. Все учащиеся, прошедшие через школу развития, имеют хороший уровень готовности к школе, снижен стрессогенный фактор при переходе ребенка к школьному обучению.

80 -|

70 ■ Предшкольная

подготовка

60 -

Школа раннего 50 -| развития

40 -| 36

30

30

20 10 -О

30

.

2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008

29% 10% 4°/<

□ Микроучасток, закреплённый за лицеем

□ Юго-западный массив

□ Ленинский район

□ Другие районы города

3. Инновационные образовательные программы

В Информационно-экономическом лицее работает трудоспособный, высокопрофессиональный и творческий педагогический коллектив.

Всего преподавателей 70

Совместители 11/16%

Преподаватели с высшим образованием 65/ 93%

Преподаватели со средним специальным об- 5/7%

разованием

Всего аттестовано 62/89%

Высшая категория 36/51%

Первая категория 20/ 29%

Заслуженный учитель РФ 2

Отличники народного просвещения 7

Почётные работники общего образования РФ 7

Награждены Почётной грамотой Министерства 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образования

Награждены Почётной грамотой Министерства 8

образования и науки РФ

Кандидаты наук, доктора наук 3

В каждом методическом объединении учителей предметников разработано положение о научно-исследовательской деятельности, которое соотнесено с актуальными лицейскими задачами, с реализацией информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Научно-методической работой охвачены 100% педагогического состава. Каждая кафедра имеет пакет методических материалов. Педагоги школы постоянно обмениваются опытом на районных, городских, областных конференциях и семинарах. Они участвуют в конкурсах «Учитель года», дают открытые уроки по разным предметам для учителей района, города и области, принимают участие в городском смотре кабинетов.

За высокие достижения в подготовке учащихся деятельность педагогов лицея не раз была отмечена грамотами, дипломами и благодарственными письмами управления образования, департамента образования Новосибирской области, губернатора, мэра.

Работая над повышением качества образования, педагогический коллектив пришел к выводу, что эффективность деятельности в значительной степени зависит от умелого владения учителями современными образовательными технологиями. Учителя ИЭЛ постоянно совершенствуют свою профессиональную подготовку. С 2004 года учителя прошли курсовую переподготовку 65 раз в основном в НИПКиПРО, ГЦРО, ОблЦИТ, ГЦ «Эгида».

Учителя используют на уроках мультимедийные программные средства, компьютерные учебники и презентации, ресурсы сети «Интернет».

При библиотеке создана медиатека, фонд которой состоит более чем из 350 видеофильмов, компакт-дисков, аудиокассет. В библиотечном фонде около 23000 экземпляров художественной литературы, словарей, справочников, учебников и других книг.

Образовательная деятельность обеспечивается необходимой технической базой: 71 персональный компьютер; 2 ноутбука; 5 мультимедийных проекторов; 3 интерактивных доски SMART BOARD; 20 видеомагнитофонов и DVD; 2 видеокамеры; 8 копировальных аппаратов; 18 принтеров; 6 сканеров; 3 многофункциональных устройства; 1 цифровой фотоаппарат; 10 музыкальных центров и другое.

Установка сервера и наличие локальной сети значительно облегчает внедрение в образовательный процесс современных технологий.

Локальная сеть объединяет 62 компьютера, из которых на 52 обеспечена возможность выхода в Интернет. На 1 компьютер приходится: в 2005-2006 - 28 учащихся, в 2006-2007 - 17 учащихся, в 2007-2008 - 10 учащихся.

Развитие инновационных программ идет за счет расширения и углубления имеющегося лицейского потенциала, функционирования информационно-коммуникационных технологий, внедрения в учебный процесс проектной деятельности, новых современных технологий, имеющих личностно развивающий характер.

Образовательная программа ИЭЛ имеет свои особенности за счет осуществления ранней специализации по экономике и информатике. Со второго класса вводится иностранный язык, информатика и экономика, Вариантная часть учебного плана предоставляет широкие возможности для осуществления индивидуального и дифференцированного обучения, развития личности учащегося и повышения качества образования.

Вся вариантная часть учебного плана лицея составлена на основе диагностических данных обучающихся, корректируется с учетом пожеланий родителей и возможностей педагогического коллектива, способствуя реализации образовательных потребностей и интересов учащихся. В индивидуальный школьный компонент включены занятия активно-двигательного характера (бассейн, занятия в тренажёрном зале, ЛФК, танец, аэробика и др.).

Обучение в начальной школе осуществляется по развивающей программе «Школа 2100», «Школа России», «Школа XXI века». Главным приоритетом в начальной школе выступает направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка.

Основная ступень обеспечивает системное обучение и воспитание в рамках стандарта образования, решает задачу ранней профориентации учащихся, подготовки к обучению в профильных классах: технологический профиль (информационные технологии), экономический профиль. Максимально используются занятия в кружках и секциях, проводятся интегрированные уроки по профилю лицея (география-экономика, математика-информатика, математика-экономика, об-ществознание-экономика и др.), предлагаются элективные курсы, идёт исследовательская работа в научном обществе учащихся, приветствуется участие в предметных олимпиадах, в классах проводится профориентационная работа. На этапе пред профильного обучения учащиеся имеют право выбора образова-

тельного маршрута, могут переходить из одной подгруппы в другую в рамках одного класса.

В профильных классах информационного и экономического направлений продолжается индивидуальная работа с учащимися. Образовательная программа обеспечивает дополнительную углубленную подготовку по предметам профиля. Более 80% часов школьного компонента учебного плана идет на углубление профильных дисциплин, которые реализуются преподавателями ВУЗов и высококвалифицированными специалистами лицея, в том числе и через элективные курсы. Учащимся предлагаются следующие дисциплины: языки программирования, компьютерный дизайн, основы маркетинга и менеджмента, юридическое право, бухгалтерский учет, психология управления и др. Использование информационно-коммуникационных технологий служит основой при выполнении научно-исследовательских проектов, которым изначально присуща значимость при формировании способностей к критическому осмыслению информации, анализа и интерпретации. В старших классах введена зачетная система контроля, проводятся экзаменационные сессии.

Образовательный процесс в старшей школе включает:

• индивидуальные формы учебной деятельности;

• выработку проектно-исследовательских навыков;

• самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

• четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Одной из ведущих задач лицея является поиск способов организации образовательного процесса, соответствующих возрастным психофизическим и социальным нормам развития обучающихся, устранение перегрузок и сохранение здоровья.

Для устранения перегрузок учащимся предложены дополнительные оздоровительные мероприятия, такие, как занятия в бассейне, в тренажерном зале,

индивидуальная фитотерапия, режим двигательной активности, тренинги по снятию психологического напряжения и тревожности и т.д.

Виды педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, и количество учителей, их использующих

I сту- пень II сту- пень III сту- пень

Развивающее обучение 12 14 20

Проблемное обучение 10 12 14

Разноуровневое обучение 4 12 9

Дифференцированное обучение 10 14 12

Теория решения изобретательских задач 2 2 1

Исследовательские методы 4 15 16

Проектные методы 5 9 15

Технология «Дебаты» 1 3

Модульное обучение 2 3 5

Игровые технологии 16 12 8

Групповое обучение 8 12 15

Информационно-коммуникационные техн. 9 15 20

Здоровьесберегающие технологии 15 19 20

Дистанционное обучение 5 7

Лично стно ориентированное обучение 12 15 18

Коммуникативные технологии 10 10 14

Развитие критического мышления 1 2 3

Технология опорных конспектов 5 6 6

Создание портфолио 15 20 14

Работа в этом направлении позволяет лицею на своей базе проводить семинары, способствующие обогащению опытом всего педагогического сообщества города и области.

В январе 2004 года в лицее прошёл областной семинар «Информационное обеспечение экспериментальной работы в образовательном учреждении» с представителями управления образования администрации Новосибирской области.

В 2005 году успешно был проведён районный семинар «Экономическое образование в условиях профильного обучения».

В декабре 2007 года лицей провёл областной семинар «Библиотека как информационный центр лицея».

В январе 2008 года в Информационно-экономическом лицее проходил семинар «Информационнокоммуникативные технологии в образовательном пространстве Информационно-экономического лицея». Учителя давали открытые уроки и делились опытом в рамках работы круглого стола.

Лицей готов и в дальнейшем проводить подобные семинары с целью обмена опытом.

4. Качество подготовки учащихся

Педагогическим коллективом школы проделана большая работа по формированию банка контролирующих материалов для отслеживания достижений учащихся при освоении учебных программ федерального и лицейского компонентов. Отслеживание качества подготовки учащихся позволяет увидеть эффективность модели развития лицея: за три последних года общая успеваемость составляет 100%, качественная успеваемость из года в год растёт.

Качество подготовки выпускников

Учебный год I ступень образования II ступень образования III ступень образования

2004-2005 77% 63% 83%

2005-2006 79% 65% 80%

2006-2007 80% 70% 84%

Стабильно высокие результаты показывают выпускники по профилирующим предметам: экономике, информатике, информационным технологиям. Лицей несколько лет участвует в эксперименте по ЕГЭ. Выпускники подтверждают высокий уровень полученных знаний.

Результаты ЕГЭ (русский язык и математика)

Учебный год Кол-во выпуск- ников Предмет Кол-во участников ЕГЭ % качества % успевае- мости

2004-2005 78 Русский язык 17 71 100

Математика 6 100 100

2005-2006 70 Русский язык 33 68 98

Математика 18 68 100

2006-2007 84 Русский язык 76 72 98

Математика 26 86 100

За все годы в лицее выпускниками получено 148 медалей, из них 42 золотых и 106 серебряных медалей.

За три последних года получено:

2004-05 учебный год - 8 золотых /10%, 8 серебряных/10%.

2005-06 учебный год - 7 золотых /10%, 7 серебряных/10%.

2006-07 учебный год - 4 золотые /5%, 5 серебряных/6%.

123 выпускника девятых классов получили аттестат особого образца, в том числе за последние три года:

2004-05 учебный год - 15/13%.

2005-06 учебный год - 16/18%.

2006-07 учебный год - 13/14%.

Награждены золотыми и серебряными медалями

8 8

7 7

□ Золотые медали

□ Серебряные медали

2004-2005 2005-2006 2006-2007

Результатом научно-исследовательской и проектной деятельности с использованием возможностей современной техники является высокий уровень подготовки к научно-практическим конференциям и олимпиадам районного, городского и областного уровней.

За последние три года 58 учащихся приняли участие в районной научно-практической конференции. В результате участия в городской НПК учащиеся лицея становятся лауреатами и входят в «Золотую лигу» победителей. Учащиеся принимают участие в конференциях различного уровня. Ежегодно возрастает количество призовых мест, полученных учащимися лицея. Лицеисты- активные участники предметных олимпиад,

Традиционными стали общешкольные предметные недели, участие в интеллектуальных играх, в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно» и др. Ежегодно учащиеся входят в «Золотую сотню» победителей. Команда уча-

щихся 6-7 классов неоднократно занимала призовые места в региональной олимпиаде по программированию на языке ЛОГО, организованной институтом информатики им. А,П.Ершова.

Три последних года группа учащихся «Корифеи здоровья» занимает первое место в районной и городской олимпиадах «НЕВОЛИТ».

В 2006 году в городском конкурсе творческих проектов с использованием компьютерных технологий по созданию У\/еЬ - страницы о здоровом образе жизни учащиеся заняли второе место.

Ежегодно участие лицеистов в конкурсах различного уровня расширяется и возрастает результативность,

С целью повышения качества образования, информационной грамотности и подготовки учащихся к науч-ным конференциям и олимпиадам в высших учебных заведениях лицей привлекает преподавателей вузов города.

Участие в научно-практических конференциях

Уровень НПК 2004-2005 учебный год 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год 2007-2008 учебный год

Победители Победители Победители Победители

Районный 5 5 6 8

Городской 4 4 7

Региональный 4

Число победителей в НПК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие в олимпиадах

Уровень олимпиады 2004-2005 учебный год 2005-2006 учебный год 2006-2007 учебный год 2007-2008 учебный год

Победители Победители Победители Победители

Районный 12 13 17 15

Городской 3 3 5 4

Региональный 2 2 3

Число победителей олимпиад

Региональный

2007-2008

За 21 год работы образовательного учреждения получили среднее (полное) общее образование 1656 учащихся, за последние три года - 232 учащихся; продолжающих дальнейшую учебу в других образовательных учреждениях:

2004-2005 2005-2006 2006-2007

Всего Экон., ин-форм. Всего Экон., ин-форм. Всего Экон., ин-форм.

Всего выпускников 78 70 84

Поступили в ВУЗы Поступили в ВУЗы в % от числа выпускников 68 87% 30 59% 63 90% 35 56% 77 92% 52 68%

Техникумы Училища, курсы 9 5 10 3 5 4

Выбрали экономическую или информационную специализацию % от всего числа выпуск. 35 59% 38 54% 56 67%

Поступление в ВУЗы на бюджет 32 47% 38 60% 46 60%

Подтверждение медалей при поступлении 100% 100% 100%

□ Всего вы пускников

□ Поступили в ВУЗы

□ Техникумы, уч ил ища, курсы

Ш

1

¿7% □ Всего выпускников

□ Поступили в ВУЗы

□ Техникумы, училища, курсы

□ Выбрали от всего числа выпускников 35 3856

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Среди выпускников нашей школы есть руководители предприятий, главный врач поликлиники, помощники депутата, руководители учебных учреждений, специалисты высокой квалификации. Многие достигли больших спортивных результатов: победители региональных, российских и международных турниров, стали мастерами спорта. Многие занимаются научной деятельностью, среди них есть кандидаты медицинских, педагогических, экономических, исторических наук. 42 человека в данный момент учатся в аспирантуре, В лицее работают три педагогические династии, педагогический труд которых был отмечен мэром города в 2006 году. Радует, что выпускники школы поступают в педагогический университет и после окончания приходят работать в родную школу.

5. Модель управления образовательным учреждением

В основе системы управления Информационноэкономическим лицеем - принцип единоначалия, сочетающийся с принципом демократичности лицейского уклада, сотрудничество, соуправление, инициатива и творчество всех членов коллектива.

В лицее постоянно осуществляется совершенствование модели управления, которая на современном этапе развития образовательного учреждения имеет четырехуровневую структуру. В основу модели положен системный подход, позволяющий каждому блоку интегрировать свою работу с центральным блоком модели и в то же время быть самостоятельным и са-моразвивающимся. Такая гибкость модели на основе системного подхода позволит образовательному учреждению видоизменять и дополнять ее, согласно сложившимся условиям и современным требованиям к образованию.

В 2006 учебном году были открыты две новые кафедры: «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» (филиал кафедры анатомии, физиологии и валеологии НГПУ) и кафедра информационно-коммуникативных технологий.

Общее руководство МОУ-ИЭЛ осуществляет Совет учреждения, избираемый на три года и состоящий из представителей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Информационно-экономический лицей тесно сотрудничает с Некоммерческим партнёрством «Попечительский совет Информационно-экономического лицея» для содействия внебюджетному финансированию учреждения и оказанию организационной, консультативной и иной помощи.

С 1998 года, формируемый на выборной основе, работает молодежный центр «Лидер», который состоит из старшеклассников.

Для оперативного управления инновационными процессами в лицее решением педагогического совета создан научно-методический совет.

Первичной профсоюзной организацией лицея принят Коллективный договор, отражающий права и обязанности, социальную защищенность работников учреждения, В 2004 году лицей стал победителем областного конкурса - смотра «Сильная первичка. Сильный профсоюз» среди профсоюзных организаций работников образования.

Первичный профсоюзная организация Информационно-экономического лицея в 2006 году лауреатом районного смотра деятельности профсоюзных комитетов учреждений образования Ленинского района и дипломантом Всероссийского конкурса первичных профсоюзных организаций общеобразовательных учреждений, участвующих в конкурсе «Лучшие школы России - 2006». На базе ИЭЛ проходят семинары по обмену опытом. В 2005 году для работников образо-

вания Омской области «Обмен опытом профсоюзной работы». С 2007 года проходит учёба председателей профсоюзных комитетов учреждений образования Ленинского района.

Профсоюзная организация лицея констатирует, что в лицее не было зафиксировано нарушений законодательства в сфере образования и трудового законодательства,

С сентября 2007 года Информационно-экономический лицей одним из первых перешёл на новую систему оплаты труда работников общего образования, на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. В ИЭЛ сложились новые подходы к оплате труда работников ОУ, пересмотрена нормативная база, регламентирующая это направление. Разработано положение о распределении стимулирующей части оплаты труда работников ИЭЛ и критерии, позволяющие на основе оценки качества работы учителя поощрять работников ИЭЛ. В современных условиях сложившаяся система управления требует изменений. От руководителя требуется грамотный подход к новой системе оплаты труда работников ОУ. Директор Надежда Ивановна повышает свою квалификацию через семинары для руководителей ОУ, в качестве участника творческой группы по введению новой системы оплаты труда.

В последнее время принят ряд положений по улучшению психологического комфорта в школьном коллективе. Введена внутри школьная грантовая поддержка педагогов (лучший классный руководитель, лучший урок, лучшая методическая разработка, лучший кабинет и т.д.), что позволяет создавать ситуацию успеха у педагогов.

В лицее созданы условия для сохранения здоровья и социальной поддержки педагогов и членов их семей. Предоставляется бесплатное посещение бассейна, сауны и тренажёрного зала, Преподаватели посещают соляную пещеру, физиокабинет, фитобар, массажный кабинет. Учителя имеют возможность пользоваться школьной парикмахерской и маникюрным кабинетом.

6. Безопасность образовательного пространства лицея

Безопасность образовательного пространства в лицее обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ними сфер. Образовательная политика направлена на формирование культуры безопасного поведения, сохранения и укрепления физического, психического, социального и духовного здоровья детей, сохранения их жизни. Разработана концепция «Безопасная школа как основа формирования и развития личности», которая отражает все направления безопасного образовательного пространства и согласована с нормативно-правовой базой. Разработаны организационные подходы и методы деятельности образовательного учреждения по обеспечению безопасности, а также внутренние критерии оценки проводимой работы.

Поскольку лицей является базовой площадкой Института естественных и социально-экономических

наук НГПУ (отделение «Безопасность жизнедеятельности»), то создан мини-музей по безопасности жизнедеятельности, и усовершенствована работа по всем компонентам безопасности образовательного пространства,

Лицей функционирует в соответствии с требованиями гигиенических нормативов к образовательновоспитательному процессу; противопожарной безопасности (на всех этажах установлена сигнализация, имеются схемы, противопожарное оборудование, звуковое оповещение); инспекции по охране труда. Создана система охраны и установлена «Сигнальная кнопка», которые обеспечивают личностную безопасность учащихся и учителей. В лицее регулярно проводятся занятия по эвакуации учащихся, на которых отрабатываются навыки безопасного поведения. Соблюдается техника безопасности при проведении учебно-практических и лабораторных занятий (журналы по техники безопасности). Внутреннее пространство лицея оформлено с учетом экологической комфортности, в создании которой активное участие принимают дети, постоянно прилагая и реализуя все новые и новые проекты. Психологическая служба лицея обеспечивает создание психологического комфорта в коллективе и психологическую безопасность.

Чрезвычайных ситуаций в лицее не наблюдалось. Для более полного обеспечения безопасности ИЭЛ в 2006-2007 учебном году произведена:

полная замена ограждения школьной территории, установка шлагбаума при въезде, установка тревожной кнопки, установка системы видеонаблюдения, система оповещения противопожарной безопасности,

световые табло запасных выходов эвакуации, схемы эвакуации (ближайший выход) для каждого класса.

Исходя из понимания безопасности образовательного пространства как суммы созданных безопасных условий для обучения и здоровья учащихся, следует отметить, что в лицее предприняты конкретные организационные меры, направленные на обеспечение безопасности детей. Лицей охраняется сотрудниками частного охранного предприятия. Пост охраны оборудован кнопкой тревожной сигнализации. Лицей имеет паспорт безопасности.

7. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения

Кафедра лицея «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» интегрирует деятельность по организации здоровьесберегающего безопасного пространства в школе. В этой работе активное участие принимают и учителя, и обучающиеся (проекты, семинары, участие в конференциях, научно-исследовательская работа, диагностическая работа).

В лицее реализуется «Комплексная программа охраны здоровья школьников при инновационных и классических формах обучения», которая была разработана под руководством доктора педагогических

наук, профессора НГПУ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Абаскаловой Н.П. Создание пространства повышенного внимания к соматическому здоровью и психофизиологическому статусу учащихся, психологическому благополучию и формированию ценностно-смыслового содержания внутреннего мира учащихся задано критерием оценки качества гуманитарной составляющей учебного процесса через признание огромной ценности здоровья в жизни человека.

Школа прошла путь в направлении создания инновационных здоровьеориентированных педагогических технологий от моделирования с детьми проблемных ситуаций, направленных на передачу информации и осуществление профилактической работы, от организации здоровьесохраняющего пространства и формирования потребности в здоровом образе жизни до креативно-волонтерского движения и формирования компетентности «быть здоровым». Социальная инициатива учащихся активно внедряется в работу лицея и находит продолжение в окружаемом школу социуме. Система конкурсов, соревнований, различных специальных игр делает востребованной полученную информацию, способствует более детальному её осмыслению. Формируя практическую направленность, служба здоровьесбережения расширяет рамки здоровьеорганизующего пространства района и города. Более 15 лет в школе работает оздоровительный центр по оказанию лечебных и профилактических услуг, имеется лицензия: 1-МР №540057/03 от 19 февраля 2003г.

В медико-оздоровительном центре «Гармония» имеются следующие кабинеты: педиатрический, процедурный, спелеокабинет, стоматологический, физиокабинет, фитобар, массажный, тренажёрный зал. Наличие бассейна, сауны, циркулярного душа и душа Шарко, гидромассажной и травяных ванн позволяет осуществлять оздоровление учащихся и педагогов.

В классах работает родительский лекторий, совмещающий воспитательные мероприятия по формированию ценности здорового образа жизни с укреплением здоровья, профилактикой различных заболеваний и по предупреждению употребления психоактивных веществ, Цой И.В, (учитель биологии, к.п.н.) ведет клуб старшеклассников «Корифеи здоровья». Лицеисты разрабатывают творческие проекты по сохранению здоровья и окружающей среды, а также участвуют в олимпиадах разного уровня, в том числе и в Областной олимпиаде «Неболит», которая проходит на базе НГПУ. Н.П.Абаскалова выступала с отчетом по программе в Москве в институте Физиологии детей и подростков. Директор лицея Н.И. Зулина освещала результаты по реализации программы на конференциях разного уровня.

С целью обмена опытом по внедрению здоровьесберегающих технологий научным руководителем лицея Н.П.Абаскаловой проведены мастер-классы для учителей и администрации региона (Кемерово, Томск, Омск, Красноярск, Барнаул, Абакан - Хакасия, Ленинск-Кузнецк, Астана- Казахстан) и на междуна-

родной конференции 2007 «Инновационные технологии в педагогическом образовании»- г.Новосибирск.

Планируется открытие класса по оборонноспортивному профилю (безопасность жизнедеятельности) и расширение сферы медицинских и педагогических услуг для населения микрорайона.

В лицее накоплен уникальный материал по образовательным и здоровьесберегающим технологиям. Имеется большое количество дидактического материала с использованием информационно - коммуникационных технологий, которые актуальны не только для внутреннего пользования, но и имеют ценность для школ, внедряющих инновационные формы работы. Лицей предоставляет материалы учителям для ознакомления, проводит семинары и мастер-классы для учителей, воспитателей, среднего медицинского персонала школ, администрации образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования города и области:

В августе 2005 года на съезде работников образования представляла опыт работы ИЭЛ заместитель директора по НМР О.В.Гудымова «Организация мониторинга здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении». Осенью 2005 года в лицее проходил семинар для работников образовательных учреждений Новосибирского района «Из опыта работы информационно-экономического лицея по построению здоровьесберегающего пространства.

В январе 2006 года в НИПКиПРО О.В. Гудымова выступала с темой: «Построение здоровьесберегающего образовательного пространства» в рамках работы региональной конференции «Здоровьесберегаю-щине технологии в учебном процессе».

В декабре 2005 года Н.И. Зулина участвовала во Всероссийском форуме «Образование и здоровое развитие учащихся» под эгидой председателя Совета Федерации С.М.Миронова. 24 января 2006 года в лицее проходил семинар для руководителей школ Центрального района «Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства информационноэкономического лицея». В феврале 2006 года Н.И. Зулина включена в творческую группу педагогов по проблеме здоровья подрастающего поколения под руководством Н.П. Толоконской.

20 апреля 2006 года - городской семинар в рамках работы ГЦРО для заместителей директора по НМР по теме «Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства информационноэкономического лицея». В 2006 году семинар по проблеме построения здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательных учреждениях для директоров ОУ Центрального района города Новосибирска.

15 февраля 2007 года в МОУ-ИЭЛ был проведён научно-практический семинар «Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения здоровья учащихся» в рамках работы Ассоциации лицеев и гимназий.

25 января 2008 года в рамках семинара «Информа-ционно-коммуникативные технологии в образовательном пространстве ИЭЛ» Н.П. Абаскалова выступала с

Учащиеся на диспансерном учете по разным категориям заболеваний

2004 - 2005 2005 - 2006 2006 - 2007

□ Се рдечно-сосуд исты е

□ Почек

□ ЛОР

□ Органов пи щев аре ния, печен и II Эндокринной системы

□ ЦНС

□ Органов зрения

□ Нарушение осанки ■ Скол иоз

□ Органов дыхания

□ Хирургические

□ Кожи

□ Аллергические

900

800

700

600

500

400

300

200

100

о

752

□ 2004-2005

□ 2005-2006

□ 2006-2007

23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осно

одготовител ьная Специальная

группа группа

40 52 54 ЛФК

12

Освобождены от уроков физкультуры

докладом «Сохранение здоровья участников образовательного процесса при использовании И КТ».

Автоматизированная программа мониторинга «Комплексная оценка здоровья учащихся общеобразовательных школ», разработанная на кафедре анато-мии, физиологии и БЖ НГПУ, позволяет эффективно оценить за короткий промежуток времени достаточно большой объем информации, касающейся всех компонентов здоровья учащихся разного возраста и состояния здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Медико-социально-психологический мониторинг охватывает все области жизнедеятельности учащихся лицея. Отслеживает соблюдение санитарных норм, заботится о формировании культуры умственного труда, позволяет осуществлять профилактику, предотвращает потребление психоактивных веществ. Здоровьесохраняющее образовательное пространство, реализация здоровьеориентируемых педагогических технологий и проектирование жизненной перспективы с опорой на здоровый образ жизни обуславливают эф-

фективность учебно-воспитательного процесса лицея, включая максимальное количество учащихся в первичное здоровьеориентированное информационное поле. Реализация идеи здоровьесбережения, степень воплощения ее в стенах школы оценены первым местом на областном конкурсе «Школа года» в номинации «Школа здоровья».

Основной функцией медицинской службы является предупреждение инфекционных заболеваний, наблюдение и сдерживание обострений хронических заболеваний, профилактические мероприятия.

Мониторинг состояния здоровья лицеистов показал, что за последние три года отмечена положительная динамика по основным заболеваниям учащихся, количество часто болеющих детей сократилось в два раза, а количество пропущенных уроков по болезни снизилось в три раза. В течение 10 лет в лицее не было зафиксировано ни одного случая желудочно-кишечных инфекций. Снижается процент детей с хроническими заболеваниями. Для вновь поступивших учащихся, имеющих различные заболевания, состав-

ляется портрет здоровья и выстраивается индивидуальная траектория оздоровления.

Активно осуществляется профилактика заболеваний нервной системы. С каждым годом увеличивается количество детей, поступающих в лицей с этим заболеванием. Для данного контингента разработана индивидуальная оздоровительная программа, предлагаются профилактический курс витаминотерапии, лечебные ванны, музы коте рапия и арттерапия. За детьми с бронхиальной астмой с целью предупреждения приступов и получения длительной ремиссии проводится постоянное наблюдение. Дети получают массаж, посещают соляную пещеру. Учащимся с нарушением зрения организованы оздоровительные процедуры, способствующие коррекции зрения, на всех уроках проводятся физминутки с применением профилактических упражнений. При этом наблюдаем в динамике снижение количества учащихся с нарушениями зрения.

Питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия профилактики различных недугов. Поэтому вопрос о питании занимает одно из важнейших мест. Горячим питанием охвачено 100 % учащихся. Столовая работает с 8.30 до 16 часов. Ученики имеют возможность получать горячую, свежеприготовленную пищу. Ассортимент блюд разнообразен, учитываются пожелания родителей и учащихся. Вопросы питания находятся на постоянном контроле администрации лицея. За последние 10 лет в лицее не было зафиксировано ни одного нарушения по питанию школьников.

Все направления образовательно-воспитательного процесса, в том числе и оздоровительные, взаимопроникаемы, взаимосвязаны и дополняемы, что обеспечивает полноту функционирования, при этом каждая из подсистем обладает способностью к саморазвитию.

8. Воспитательный компонент программы развития

При анализе своей образовательно-воспитательной деятельности лицей акцентирует внимание на основных моментах учебно-воспитательного процесса, оценивает свой потенциал, который базируется на утверждениях, согласно основным направлениям модернизации образования на современном этапе.

Цель: воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, способной к самореализации, гражданина своего Отечества.

Задачи: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Принципы жизнедеятельности:

гуманизация обучения и воспитания;

дифференциация учебно-познавательного процесса;

системно-деятельный и личностно-ориентирован-ный подход к воспитанию.

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития

личности. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач:

на каждом учебном и внеклассном занятии;

создание воспитывающей среды во внеурочное время;

построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности ребенка.

Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы лицея является формирование и укрепление школьных, лицейских традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, районных и республиканских мероприятиях.

Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную; коммуникативную; игровую; досуговую; спортивную; общественно-организаторскую; творческую; профориентационную.

Воспитательная система в лицее охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, в социуме, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непосредственно расширяющее воспитательное пространство.

Цель воспитательной системы лицея - поэтапное создание в школе условий для развития личности ребенка. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе четырех задач: 1-4-е кассы - самопознание; 5-7-е классы - самоопределение; 8-9-е классы - самореализация; 10-11-е классы - самоутверждение.

Школа помогает ребенку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

Познавательная деятельность (учеба, информация, знания).

Практическая деятельность (трудовое воспитание, умения, навыки).

Игровая деятельность (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей и способностей).

Физкультурно-оздоровительная деятельность (реализация физических возможностей).

Культура личности (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

Созданы и постоянно расширяются условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Учащиеся могут реализовать свои способности в театральной студии, изостудии, в зале ритмике (танцевальный зал), в спортивном и тренажерных залах, радиостудии и видеозале.

Традиционно приоритетными в лицее являются уже ставшие привычными следующие направления:

• интеллектуальное, которое реализуется в рамках программы «Эврика»;

• гражданско-патриотическое - через работу в программах «Сибирь - наш дом», «Лидер» и «Гражданин»;

• художественно-эстетическое - программа «Творчество»;

• спортивно-оздоровительное направление - программы «Здоровый образ жизни», «Здоровье»;

• ценностно-ориентировочное-программа «Семья»;

• профориентационное - программа «Карьера». Реализуется программа новых направлений:

• психологическое «Путь к успеху»;

• культурологическое «Культура безопасности»; «Культура жизнедеятельности человека»;

• начальная школа - «Начала Этики»;

• основная школа - «Справедливость и сочувствие»;

• старшая школа - «Сотвори свое будущее» и др. Для усиления военно-патриотического воспитания

и подготовки лицеистов к службе в вооружённых силах России на базе кафедры лицея здоровья и безопасности жизнедеятельности будет создан клуб «Памяти отцов будем достойны», и идет работа по созданию музея «История школы».

В лицее выходят литературный журнал «Пробы пера», «Экономическая газета», журнал «Листок календаря», журнал «Школа», посвящённый знаменательным датам образовательного учреждения. Выпускается школьная радиогазета, постоянно транслируются радиопередачи. Радиоузел позволяет осуществлять оповещение всех участников образовательного процесса во время тренировочных эвакуаций по ГО, что способствует реализации программы по безопасности образовательного пространства. Идёт подготовка по созданию ученической видеостудии с активным привлечением родителей и общественности.

Работа в ученическом самоуправлении лицея, молодежного центра «Лидер», обеспечивает формирование активной жизненной позиции, развивает лидерские качества. Члены этого центра - постоянные участники районных и городских конкурсов. Главный орган самоуправления старшеклассников, который предоставляет информацию о внеклассной деятельности, организует общешкольные мероприятия, школьные научные конференции учащихся, олимпиады, конкурсы, проводит экономические игры. Развивающая и воспитывающая среда пронизывают всю жизнедеятельность лицеистов, 90% учащихся посещают различные кружки, секции, клубы.

Во время летних каникул работает школьная оздоровительная площадка, которая позволяет организовать не только досуг учащихся в летнее время, но и их оздоровление. Для усиления воспитательнообразовательного компонента во время летнего отдыха учащихся на базе школьной оздоровительной площадки планируется расширение дополнительного образования по интересам. В 2007 году лицей уча-

ствовал в городском конкурсе программ профильных смен в летний период.

Растет интерес учащихся к занятиям спортом. За последние три года количество детей в спортивных секциях увеличилось на 30%. Лицей гордится спортивными достижениями своих выпускников, среди которых кандидаты и мастера спорта, призеры России, чемпионы Европы и Мира Последние три года команда школы в соревнованиях по баскетболу удерживает первенство на кубок «Славянского фонда». Воспитательный процесс охватывает все сферы жизнедеятельности учащихся, окружающего социума, максимально использует родительский потенциал, потенциал урока, возможности дополнительного образования, внеурочную развивающую и воспитательную деятельность, культурно-эстетическое, интеллектуальноразвивающее, спортивное и социальное окружение. Приоритеты воспитательной работы определены программой «Вверх по лестнице, ведущей в жизнь». Программа имеет ступенчатый характер, определяющий для каждой возрастной группы свою доминанту. Реализация основополагающих воспитательных идей, целей и задач осуществляется за счет сохранения и укрепления школьных традиций, создания благоприятной социально-психологической атмосферы в стенах школы и условий для самореализации и саморазвития в ситуации творческой инициативы, продуктивной деятельности. Постоянный мониторинг результативности и удовлетворенности разнообразными видами деятельности, в которых происходит самопознание и саморазвитие, выступает важным критерием оценки эффективности воспитательной системы.

Деятельность обучающихся организуется через участие в социально-значимых делах района, города. Совместная эффективная работа школы с социальными партнёрами является положительной стороной, показателем качества содержания воспитывающих влияний целостного образовательного процесса. Тесное сотрудничество с Общественным Благотворительным Славянским Фондом позволило лицею стать культурно-образовательным центром местного сообщества, Данный Фонд поддерживает участие лицея во всех мероприятиях, в том числе и участие в Приоритетном национальном проекте «ОБРАЗОВАНИЕ».

Семь лицеистов вошли в энциклопедию «Одарённые дети - будущее России». Шестнадцать учащихся были приглашены на новогоднюю ёлку, организованную мэром города Новосибирска В.Ф. Городецким.

Систематически ведётся работа с детьми «группы риска», действует «Совет профилактики» и «Совет учреждения». Обеспечивается максимальное вовлечение данных учащихся в различные клубы и студии, согласно их интересам и склонностям.

Пристальное внимание уделяется в лицее наркопрофилактике под девизом «Умей сказать нет». В основе - формирование самостоятельности, прописывание жизненной перспективы, развитие этапов ее реализации, обеспечение учащихся коммуникативными успешными стратегиями.

Показатель уровня воспитанности отслеживается с помощью методики П.И.Третьякова. Анализ резуль-

татов за последние три года показывает высокий уровень воспитанности лицеистов.

Используя метод ранжирования, можно утверждать, что ценностными приоритетами лицеистов являются семья, здоровье, образование, общение.

В сложных соцально-экономических условиях лицей сумел найти рациональные формы работы с родителями и привлечь их как субъектов образовательного процесса к учебно-воспитательной деятельности, используя профессиональный потенциал родителей. Они являются активными участниками, организаторами и инициаторами идей внеклассных мероприятий по всем направлениям работы лицея. Родители, члены совета общественности помогают в работе с детьми группы риска.

Удовлетворенность деятельностью школы родителями постоянно отслеживается через социологические срезы, опросы с использованием тестов, оценивается степенью вовлеченности родителей и педагогов в школьные дела. Высокую родительскую оценку получили институт классных руководителей, организация спортивных и внеклассных мероприятий, здоровьесберегающая программа.

Учитель начальных классов, Заслуженный учитель РФ Орлова Светлана Ильинична регулярно принимает участие в конкурсе «Итоговое родительское собрание в начальной школе». Данный конкурс организован в рамках интегральной Программы НОО РДФ и Депар-

тамента образования администрации НСО «Здоровье и образования», принятой в плане реализации Национальных проектов «Образование» и «Здоровье» под руководством Н.П.Толоконской.

В основе функционирования лицея заложена идея признания ценности ребенка как человека и личности, соблюдение его прав, заявленных в Конвенции о правах ребенка. В лицее функционирует социальнопсихологическая служба. Алгоритм работы социальнопсихологической службы включает диагностику, изучение стартовых возможностей, динамику развития в соответствии с личностно-возрастными особенностями учащихся, обеспечением продвижения учащегося в ситуации здоровьесберегающего, безопасного образовательного пространства.

Несмотря на свой небольшой возраст, лицей известен в городе не только высоким уровнем подготовки, но и успехами учащихся в соревнованиях, конкурсах, фестивалях. Каждый год лицеисты участвуют более, чем в 50 различных конкурсах и смотрах, получая призовые места и дипломы. Творческие дела и инновационный режим работы объединяют учителей и учащихся в едином образовательном пространстве.

Концепция воспитания лицея ориентирована на общечеловеческие ценности и здоровье учащихся, уважение к их правам и свободам, гражданственности, трудолюбию, на формирование компетентности в экономическом и жизненном правовом пространстве.

Схема педагогического воздействия на ребенка

Родители в воспитательной системе школы

Схема взаимодействия семьи и школы

Схема воспитательного воздействия на учащихся

Воспитание интереса к истории учебного заведения

Организация конкурсов творческих работ по истории и перспективам учебного заведения

Работа по созданию музея «История школы»

Связь поколений, преемственность, организация встреч с выпускниками

Накопление фото- и видеоматериалов

Организация трудовых акций по благоустройству учебного заведения

Коллективные творческие дела

Воспитание уважительного отношения к истории рода, семьи

Организация и проведение совместных с родителями мероприятий

Исследование корней своей семьи, своего рода

Составление генеалогического древа

Формирован

Создание циклов лекций по экологическим проблемам

ие экологического мировоззр

Накопление фото- и видеоматериалов по ЭКО-ттогическим коттпосам

Накопление фотоматериалов

Организация походов и экскурсий

Проведение диспутов, конференций, круглых столов по вопросам экологий

Накопление материалов в сборник статей по теме «Экология», проведение конкурса творческих работ на экологическую тему

Знакомство с атрибутами государственности через сотрудничество с историкохудожественными музеями, библиотеками

Проведение тематических собраний «Важнейшие события отечественной истории»

Организация^экскурсий в места русской славы; создание видео- и фотодневника экскурсии

Воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.