Научная статья на тему 'Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха»'

Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1608
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / "ЭЛИТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ" / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕЕ НАЦИИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Андрей Гендинович, Сиденко Алла Степановна

Авторы раскрывают историю возникновения Премии «Элита российского образования», описывают кто может стать участником Конкурса инноваций, представляют наиболее интересный инновационный опыт победителей Конкурса, опубликованный в журналах Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ли Андрей Гендинович, Сиденко Алла Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха»»

Мастер-класс

Таблица

Раздел занятия Количество часов по классам

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс

История метода проектов 1 1 0,5 0,5

Творческий проект и его составляющие. 2 2 1,5 0,5

Поисково-подготовительный этап

Обсуждение идеи проекта на уроках технологии составление плана работы 1 - - -

Поиск идеи, проблемы, замысла * - 0,5 0,5 0,5

Определение цели и потребности - 0,5 0,5 0,5

Выбор темы проекта - 0,5 0,5 0,5

Составление плана деятельности 1 0,5 0,5 0,5

Самостоятельная работа учащегося с информацией. 1 1 1 0,5

Составление рисунков, эскизов, технологических карт. 1 - - -

Оценка экономических и технологических характеристик проекта. - 0,5 0,5 0,5

Совместная работа учителя и учащегося на данном этапе. 1 0,5 0,5 -

Конструкторско-технологически й этап

Разработка вариантов реализации проекта и их исследование. - 1 1 -

Основы изобретательской деятельности. ТРИЗ. Метод мозговой атаки. 0,5

Изготовление каждым учеником опытного образца 2 - - -

Графическое проектирование. Составление конструкторской и технологической документации.* - 1 1 0,5

Создание макета проектируемого образца. Определение достоинств и недостатков. - - 1 0,5

Выбор материалов, инструментов, технологии. Изготовление изделия. 3 2 2 0,5

Обсуждение с учителем материалов по теме. Планирование следующего этапа. 1 1 1 -

Заключительный (презентационный) этап

Подготовка и проведение конкурса на лучший проект 1 - - -

Подготовка проекта к защите. Подготовка пояснительной записки. - 1 1 0,5

Разработка рекламы, товарного знака (мини-маркетинг). - 0,5 0,5 0,5

Предзащита. Доработка материалов проекта. - 0,5 0,5 0,5

Выставка работ. 1 - - -

Защита проекта (презентация).* - 1 1 0,5

Оценка возможностей использования выполненного проекта - 1 1 0,5

Итого: 16 часов 16 часов 16 часов 8 часов

* Данные разделы, если позволяет материальная база школы, выполняются с использованием информационных технологий.

4. Глозман Е.С. и др. Технология. Технический труд. 7 кл.: Учебн. - М.: Мнемозина, 2008.

5. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Метод. Пособие / М: Центр «Педагогический поиск», 2006.

6. Селевко Г.А. Педагогические компетенции и компетентность //Сельская школа. 2004. № 3.

7. Симоненко В Д. Общая и профессиональная педагогика. Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-Брянск: Издательство Б ГУ, 2003.

Симоненко В.Д., Хотунцее Ю. Л. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Технический труд. - М.: «Просвещение», 2006.

Железноеа С.В. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№3.

Авторы раскрывают историю возникновения Премии «Элита российского образования», описывают кто может стать участником Конкурса инноваций, представляют наиболее интересный инновационный опыт победителей Конкурса, опубликованный в журналах Издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании».

Ли Андрей Гендинович

доктор медицинских наук, профессор Сиденко Алла Степановна

профессор АПК и ППРО г.Москва

Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха»

Как получить общественное признание достигнутого успеха?

Ключевые слова: Приоритетный национальный проект «Образование»; общественный престиж профессиональной педагогической деятельности; «Элита Российского образования»; здоровьесберегающие технологии в образовании; качественное образование - будущее нации».

Создание Национальной премии в области образования «Элита российского образования» по времени совпало со становлением и реализацией Приоритетного национального проекта «Образование». Наша Премия во многом способствует продвижению и реализации идей, заложенных в национальном проекте.

Вне всяких сомнений будущее развитие России определяется в первую очередь качеством образования. Без этого невозможна реализация никаких инновационных проектов и программ, столь нужных нашей стране.

Национальная Премия «Элита Российского образования» - высшая общественная награда за выдающиеся успехи в области образования.

Наград Премии удостаиваются выдающиеся практики, ученые, государственные и общественные деятели, педагогические коллективы, образовательные учреждения и организации за вклад в развитие системы российского образования.

Национальная премия - «Элита Российского образования» - это возможность получить оценку собственной значимости (личности, коллектива, организации), стать обладателем общественного признания достигнутого успеха.

«Элита российского образования» - это единственная общественная национальная Премия, которая поощряет за высочайший профессионализм в области образования, личностей, чья жизнь целиком и полностью посвящена высокому служению профессии, а профессия стала духовным миром, смыслом жизни; коллективы, общественные и государственные

организации и учреждения, чьи достижения стали гордостью российского образования.

Премия «Элита Российского образования» - это выражение заслуг личности перед обществом, оценка выдающихся достижений коллективов, общественных и государственных организаций и учреждений.

У истоков создания Премии стояли многие выдающиеся деятели образования и авторитетные организации, такие как: Профильный комитет по образованию Государственной Думы Российской Федерации, кафедра экспериментальной деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании», «Учительская газета», Автономная некоммерческая организация поддержки общественных и гражданских инициатив «Сфера», а также Кузнецов Александр Андреевич - вице-президент Российской академии образования (РАО), академик, доктор педагогических наук; Гордана Зиндовик - главный редактор журнала “Journal of education “(Nastava I vaspitanje)”; кандидат педагогических наук; вице-президент Комитета по образованию Национальной комиссии ЮНЕСКО; Целищева Нина Ивановна - директор Издательского Дома «Современное образование», в прошлом бессменный главный редактор журнала «Народное образование» и другие известные и уважаемые профессионалы.

Одной из главных задач Премии является выявление и всесторонняя поддержка как конкретных педагогов, руководителей, так и образовательных учреждений любого уровня, разрабатывающих инновационные образовательные продукты.

Цель конкурса - повышение общественного престижа профессиональной педагогической деятельности в России. Задачами конкурса являются:

- выявление и общественная поддержка активно работающих лидеров - элиты Российского образования;

- общественное признание личного вклада отдельных педагогов и педагогических коллективов в развитие инновационных процессов в образовании;

- распространение инновационного педагогического и управленческого опыта;

- поддержка творческой инициативы и общественное признание результатов инновационной деятельности образовательных учреждений;

- объединение усилий педагогического сообщества по аккумуляции идей и опыта инновационной деятельности;

- объединение усилий педагогической общественности по защите своих профессиональных интересов.

Одной из форм работы Национальной Премии является организация и проведение творческих конкурсов. В настоящее время таких конкурсов два - они проводятся ежегодно и собирают большое количество инновационных работ со всех регионов России.

Широка география Национальной Премии. Это действительно общероссийская Премия, а не Премия Москвы и ее ближайшего окружения.

К нам поступают работы Дальнего Востока: далекой Камчатки (города Хабаровск, Магадан и др.) -13% работ, Сибири (Иркутск, Мирный, Якутск, Сургут, Лянтор, Тюмень и др.)- 45,6% работ, Центральной части российской Федерации (Казань, Уфа, Волгоград, Пермь и др.) - 27%; западной части РФ (Калининград, Архангельск, Петрозаводск и др.) - 9% работ; промышленных центров Севера (Мурманска, Воркуты, Амдермы и др.) - 7% работ); Ингушетии и Северной Осетии - 0,3% работ. К сожалению, из южных регионов страны и Кавказа поступает к нам пока еще небольшое количество работ.

В конкурсах приняло участие свыше тысячи человек. Среди них около половины участников - это начинающие конкурсанты, но уже проявившие себя в первом туре экспертизы. Любопытно, что часть конкурсантов вначале проявляют желание заявить себя через конкурс, а затем отдают предпочтение поднятию рейтинга своего образовательного учреждения. Исключение составляют школы Уральского региона,

которые чаще других на экспертизу представляют разработки своих школ. Такое консолидирующее позиционирование школ в социуме Уральского региона и России проявляется благодаря влиянию отдела инновационных программ УрО РАО, который в качестве предмета своей деятельности избрал поддержку и развитие инновационно-активных школ своего региона.

Как было сказано выше, традиционно в рамках Национальной Премии мы проводим два конкурса ежегодно. В первом полугодии - конкурс инноваций по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовании», во втором полугодии - конкурс инноваций по теме: «Качественное образование - будущее нации».

Почему нами выбраны именно эти направления? Роль инноваций сейчас ни для кого не вызывает сомнения: без них невозможно развитие, а без него - качественное образование, за которым стоит будущее России. Важнейшим условием качественного образования является - здоровьесберегающий фактор.

Как широко известно, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Качество здоровья отражает не условия жизни и не состояние организма или психики, а удовлетворенность человека состоянием своего организма по отношению к условиям жизни.

Состояние здоровья школьников России вызывает вполне обоснованную тревогу родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений, руководителей органов управления образованием, общественности. По данным Минздравмедпрома, Госэпидемнадзора, Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН, Центра «Школа и здоровье» в ИОСО РАО, лаборатории исследования состояния здоровья школьников В.Ф.Базарного, Московского центра проблем здоровья и многих других учреждений около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что показатели здоровья школьников ухудшаются по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребен-

ка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Результаты проведенных исследований позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

1. Стрессовая педагогическая стратегия и тактика.

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Провалы в существующей системе физического воспитания.

6. Излишняя интенсификация учебного процесса.

7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

По данным всероссийской диспансеризации 2008г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет - 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ре-бенком-инвалидом.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здороеъезатратный характер.

В связи с вышеизложенным возникает насущная потребность разработки комплекса мер, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся. Целью такой деятельности может являться: формиро-

вание ценности здоровья и здорового образа жизни обучаемых.

К средствам достижения здоровьесберегающих целей педагогические коллективы, как показал Конкурс, относят довольно разные средства и способы деятельности по достижению.

МБОУ «СОШ №29» - г. Норильск (директор Караева М.Г.) работают над созданием среды «школа - детский сад», способствующей безопасности, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, формированию у дошкольников и школьников ответственного отношения к своему здоровью, нравственных качеств личности и соблюдению правил личной гигиены.

Образовательное пространство комплекса «Шко-ла-детский сад», направленное на создание здоровье развивающей среды строится на основе:

^ построение образовательного процесса в соответствии с целями гуманистического образования;

^ создания системы укрепления и развития здоровья детей посредством физической культуры;

^ создания системы физкультурно - оздоровительной работы ДОУ, включающей в себя оздоровительные и профилактические мероприятия, воспитание культурно-гигиенических навыков, знакомство с правилами основ безопасности жизнедеятельности;

формирование у школьников и дошкольников мотивации на сохранение и развитие здоровья, личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек;

^ расширение представления детей о своем теле, олимпийском движении, различных видах спорта через использование новых организационно - деятельностных форм физического воспитания, позволяющих детям непосредственно наблюдать за тренировкой спортсменов, участвовать в соревнованиях своего региона, демонстрировать свои способности;

^ создание комфортного эмоционально-психо-логического состояния педагогических работников и во спитанников;

^ внедрение в образовательный процесс здоровье развивающих технологий, методов Вальдорфской педагогики, специальных курсов, способствующих укреплению и сохранению физического и психического здоровья, формирующих культуру здоровья, здорового образа жизни учащихся;

^ повышение компетентности педагогов в вопросах сохранения и развития здоровья школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ организация системы работы с родителями по вопросам сохранения здоровья детей;

^ создание действенного мониторинга оценки эффективности работы образовательных учреждений МДОУ « Детский сад № 8 « Тундровичок « и МОУ СОШ № 29 в области здоровья воспитанников

МДОУ ЦРР д/с № 68 «Айболит» г. Орел (заведующая Гавршчина Л. В.) - работают по теме: «Взаимодействие персонала детского сада как фактор укрепления здоровья детей». Педагогическим коллективом была создана и прошла апробацию в течение двух лет парциальная программа оздоровления детей раннего и дошкольного возраста «Подари здоровье детям», разделы которой предполагают взаимодействие педагогического, медицинского персонала и родителей по укреплению здоровья детей; в детском саду на протяжении нескольких лет успешно реализуются разнообразные здоровьесберегающие технологии (витамино-арома-фитотерапия, арт-терапия, музыко-игротерапия и другие); в дошкольном учреждении помимо воспитателей работают и такие специалисты, как: инструктор по физической культуре, педагог

- психолог, учителя - логопеды, педагог - валеолог, музыкальные руководители, педагог - хореограф, социальный педагог; медицинский персонал;

Всё это и привело к созданию системы здоровьесберегающего взаимодействия персонала дошкольного образовательного учреждения. В работе с дошкольниками взаимодействие определяется как согласованные действия педагогов для выполнения основной задачи - воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья.

Во взаимодействии педагогов и медицинского персонала Центра развития ребёнка - детский сад № 68 «Айболит» можно выделить несколько составляющих:

■ самоподготовка по вопросам оздоровления детей, заполнение планов самообразования, постоянный обмен соответствующей информацией;

■ совместное проведение оценки психофизического развития детей разных возрастных групп и обсуждение результатов, оценка степени их «продвижения»;

■ специальный подбор и адаптация методов и приёмов образовательной и оздоровительной работы;

■ включение в свою деятельность адаптированных методов и технологий здоровьесберегающей работы своих коллег;

■ совместное обсуждение и составление конспектов интегрированных занятий со здоровьесберегащим сопровождением;

■ оценка эффективности совместной деятельности педагогов и медперсонала в процессе реализации планов взаимодействия с использованием здоровьесберегающих технологий (в начале, в середине и в конце года) и оформление отчёта по самообразованию.

Педагогами Центра рассмотрены разные виды взаимодействия на занятиях с использованием здоровьесберегающих технологий (тематическое, проблемное, в логике возрастного, индивидуального развития ребёнка) (по А.А. Майеру).

МОУ лицей № 44 г.Липецка (директор Ель-чанинова Н.Ф.) на своей базе организовал лабораторию «Безопасная здоровьесберегающая образовательная среда» Института развития образования управления образования и науки Липецкой области. Накопленный опыт лицея и его творческое сотрудничество с лабораторией позволили разработать комплексно-целевую программу лицея, направленную на повышение качества здоровья всех участников образовательного процесса. С 2007 года осуществляет успешную деятельность медико-ге-нетический кабинет совместно с ЛОНД. Это позволило вывести на качественно новый уровень осуществление работы по профилактике потребления психоактивных веществ в лицее.

При планировании и осуществлении работы по формированию здоровьесберегающей среды лицея, включая как необходимую составляющую профилактику наркомании и ВИЧ-инфекции, Управляющий ставит своей целью создание в лицее комфортных условий для развития интеллектуальной, эмоциональной, духовной и физической культуры и расширения воспитательного пространства.

Для достижения этой цели были выбраны следующие приоритеты в укреплении здоровья современных подростков:

• информационная политика, направленная на пропаганду здорового образа жизни;

• повышение двигательной активности;

• снижение психо-эмоционального напряжения, стресса и тревожности.

Деятельность здоровьесберегающнй образовательной среды лицея обеспечивается единством действий всех субъектов образования муниципалитета и социальных партнеров из сопричастных с ним сфер, особенно медицины, экологии, культуры, социальной защиты и т.д.

Здоровье обучающихся базируется на следующих уровнях:

♦ мировоззренческий - духовное совершенство (от здорового тела к здоровому духу)

♦ социальный - социальное благополучие (от социальной адаптации к духовному здоровью)

♦ биологический - физическое здоровье (от физического здоровья к психологической защите)

♦ психологический - психического здоровье (от психологической защиты к социальной адаптации).

Особое внимание уделяется деятельности кафедры физической культуры. Широко известен опыт лицея по организации деятельности спецмедгрупп, неоднократно проводились семинары и творческие мастерские по диссеминации интересного опыта. Оборудован специальный бишофитовый зал для занятий специальных медицинских групп.

Муниципальное образовательное учреждение «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» (директор Кузнецова Н.А.) представило материалы эффективной практики школы за последние 5 лет: Программа обучения здоровью, проект «Дорога к здоровью: нам - по пути!» (автор Кузнецова Н.А., региональный тренер обучения здоровью, директор школы). Деятельность в рамках этого направления поддерживается локальными актами, такими как: Приказ о создании школьной команды «Здоровья», Положение о школьной команде здоровья МОУ «СОШ №62», утвержденным Планом реализации проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ», в который входит: повышение психолого-педагогической компетенции учителей школы: комплексное развитие по системе «учитель, родитель, ученик», медико-психологическая служба, внедрение методов лично-ориентированного обучения на основе здоровьесберегающих технологий как условие повышения качества образования, здоровье через физическую культуру, нравственно-эстетиче-ский цикл, сопровождается развитой системой мониторинга состояния здоровья.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №110 им. Л.К.Гришиной г.Екатеринбург (директор Виноградова И.Ю.) представило материалы проекта «Лицей - территория здоровья». Одной из важнейших идей проекта является положение: «Здоровье подрастающего поколения - это политика, в которой заложено наше будущее». Жизнь лицея подчинена тому, чтобы создать эффективную здоро-еъесберегающуюя образовательную среду как совокупность образовательных факторов, которые прямо или косвенно воздействуют на субъект образования и нацелены на обеспечение природосообразности, здоровьесбережения образования как интегратора процессов обучения, воспитания, целенаправленного развития.

Целью инновационной деятельности лицея в рамках проекта является создание механизмов построения здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей каждому лицеисту условия для получения общего образования на уровне своих возможностей, для сохранения и укрепления физического, психического, социального и нравственного здоровья всех участников образовательного процесса через:

- внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков;

- организацию и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи;

- обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур - участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Инновационная деятельность лицея построена на идее овладения всеми участниками образовательного процесса культурой осознанного отношения к собственному здоровью, а именно:

• культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

• культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

• культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

• культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Для реализации проекта в лицее созданы необходимые условия: организационно-содержательные, кадровые, информационно-методические, материально-технические, организационные.

Благодаря действию системы оздоровительных занятий учащихся лицея в рамках проекта удается сформировать у детей и подростков осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также опыт практического использования умений и навыков, полученных на уроках физической культуры, в повседневной жизни;

обеспечение высокого охвата школьников регулярными физкультурными занятиями во время и после уроков;

увеличение массовости и рост конкуренции за право выступать в сборных командах лицея обеспечили устойчивые успехи на спортивных соревнованиях областного и всероссийского уровней;

реализация личностно-ориентированного подхода, при котором каждый учащийся ощущает внимание лично к нему, получает возможность для свободного творчества, создается атмосфера уважения к учебной деятельности школьников, делает физическую куль-

туру и спорт любимым и значимым для школьников разного возраста.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей №1 с. Болыиеустьи-кинское (директор - Могильников И.П.) Ме-четлинский район Республики Башкортостан представило разработку, основанную на устранении причин, связанных с нарушениями здоровья, обусловленных обучением. Авторами разработаны и апробированы основные рекомендации по организации здоровье сберегающей деятельности в лицее связаны с психологическим комфортом ученика следующим образом:

^ помогите ребенку постоянно ощущать себя счастливым,

^ стремитесь к тому, чтобы каждый урок оставлял в душе ребенка только положительные эмоции,

^ добивайтесь, чтобы дети испытывали ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Железнова Светлана Владимировна - заведующая Д/С №122 «Красное солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада» (г. Тольятти) представила проект - Методическое пособие «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада», одной из главных идей которого является здоровье мальчиков и девочек и его сохранение и укрепление.

Уникальным конкурсным явлением, по мнениям всех экспертов, является то, что за все годы существования Конкурса все 100% участников из Уральского региона научную поддержку и сопровождение которых осуществляет УрО РАО, получали без исключения диплом Лауреата Премии Элита российского образования. Более того - 50% всех медалей Конкурса за 2008, 2009, 2010 гг. принадлежало также образовательным учреждениям и отдельным лицам (общеобразовательным школам, лицеям, гимназиям, ДОУ, Университету) Уральского региона как активным субъектам сетевого взаимодействия.

Следует отметить особо, что каждый проект имеет свою уникальность, оригинальность и практическое значение.

В частности, в 2010 году медали были присуждены:

МОУ № 97 (директор Баянов О.М.1) за создание и рефлексию деятельности «ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ участников образовательного процесса», основными функциями которого были выделены:

1 Баянов О.М., Токарева И.В. Школа как центр организации здоровьесберегающей деятельности обучающихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. -№4.

Учебно-воспитательная:

■ Обеспечение преемственности в обучении (детский сад - начальная школа, начальная школа - средняя школа).

■ Разработка новых и помощь в корректировке существующих учебных программ, факультативных курсов в соответствии с концепцией.

■ Введение здоровьесберегающего режима учебных занятий и кружковой деятельности разных возрастных групп.

■ Организация и проведение различных мероприятий, связанных с формированием культуры здоровья.

Коррекционная:

■ Проведение мероприятий по коррекции психологического здоровья учащиеся (психологи Службы практической психологии, логопед).

■ Изучение и корректировка факторов, влияющих на духовное, физическое, социальное здоровье учащиеся (психологи, учителя физкультуры, педагоги школы, специалисты территориального управления по профилактике безнадзорности Центра «Отрада»).

Консул ътатиеная:

■ Консультирование уч-ся, родителей, педагогов по вопросам сохранения здоровья (психологи и другие специалисты).

■ Привлечение специалистов к работе с родителями (собрания), педагогами (педагогические советы), учащиеся (классные часы) - (Служба практической психологии, детская поликлиника №13, комитет по социальной защите населения, комитет по делам молодежи).

Профилактическая:

■ Профилактическая работа по медицинским показаниям (медработники школы).

■ Организация работы по программам профилактики первичных зависимостей и СПИДа (руководитель Центра).

■ Отслеживание работоспособности (утомляемости), тревожности и других психических показателей учащихся (психологи).

Диагностическая:

■ Мониторинг индивидуального здоровья уч-ся и учителей (медработники школы, учителя физкультуры, классные руководители).

■ Диагностика самочувствия учащихся на уроках и во внеурочное время (классные руководители).

Описание итогов мониторинга (2009г.) здоровьесберегающей деятельности Центра достаточно убедительно продемонстрировало, что эффективность деятельности школы находится на высоком уровне (172 балла из 200 возможных).

Новым в этом году явились участие и победа таких образовательных учреждений, как детский сад и университет, входящих также в сетевое сообщество.

МДОУ №63 - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 63, заведующая Н.И.Храмова (г. Екатеринбург), педагогический коллектив которого работает по программе дошкольного образования, «Детский сад - дом радости» (автор Н.М.Крылова), которая позволяет системно реализовать задачи воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Особенностью программы является то, что она строится на основе закона развития ребенка дошкольного возраста - доминирование процессов интеграции во всех сферах развития. Программа составлена на основе технологии, которая представлена в виде ежедневных сценариев целостного педагогического процесса. В дополнение к сценариям даются теоретические статьи. Технологии в данной образовательной программе построены таким образом, что педагоги вносят инновационные идеи в процессе образовательной деятельности. В дошкольном учреждении изменение технологий воспитания и обучения происходит одновременно с изменением характера отношений «ДОУ -родитель - воспитатель», в основе которых лежат взаимное уважение и доверие. Потребности родителей как потребителей услуг ДОУ изучаются в рамках образовательного маркетинга через анкетирование, беседы и др. Основываясь на полученных результатах, наше дошкольное учреждение гибко реагирует на имеющиеся и формирующиеся потребности родителей через предоставление семье выбора программ, технологий, форм дошкольного образования.

Программа дополнительного образования дошкольников «Путешествие в сказку» - Молодня-кова А.В., педагог-психолог Дзержинского Дворца детского и юношеского творчества (г. Нижний Тагил).

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: управление качеством - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 63, заведующая Храмова Н.И. (г. Екатеринбург).

«Формирование условий сохранения здоровья учащихся в МОУ лицей №3», директор - Ипполитова В.А. (г.Екатеринбург) и др.

Команда профессионалов-педагогов издательского дома совместно с экспертным советом Премии на высоком профессиональном уровне всесторонне оценивают инновации практики образования. Коллектив является именно теми специалистами, которые в состоянии объективно оценить и выявить ростки нового в присылаемых на конкурс работах.

Практически все разработки авторских коллективов (и отдельных авторов) Уральского региона сети инновационно-активных школ (под рук. Н.Н. Давыдовой) опубликованы или приняты к публикации в журналах Издательского дома «Инновации и экспе-

римент в образовании»: «Инновационные проекты и программы в образовании»; «Муниципальное образование: инновации и эксперимент»; «Эксперимент и инновация в школе».

Таким образом, для лучших работ конкурсантов созданы условия для диссеминации их опыта и вступления в более широкое сетевое сообщество педагогов.

В журналах постоянно публикуются лучшие работы победителей конкурсов.

Так, в статьях Давыдовой Н.Н. представлены подходы организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, формированию внутриш-кольной системы менеджмента качества в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса, описываются:

- идея и опыт создания сети образовательных учреждений (ОУ), реализующих инновационные образовательные программы. Идея возникла в Уральском отделении Российской академии образования (УрО РАО) в 2007 году в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и Комплексной программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». Проект, реализуемый в УрО РАО уже 2 года, направлен на повышение качества образования в Уральском федеральном округе на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями региона через информационные возможности УрО РАО;

- раскрывается генезис понятия инновационно-ак-тивная школа, которое, с позиции автора, еще находится в стадии понятийного оформления. Но, как отмечает автор, «уже очевидно, что это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности, оказывающий влияние на идеи и развитие других образовательных учреждений. Представление о задачах инновационно-активных школ в системе муниципального образования отражает основные концепции, выдвигаемые сегодня обществом: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей и как на самоценность, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала»1.

Автор в рамках осуществляемого проекта под ин-ноеационно-актиеной школой предлагает понимать школу, осваивающую новые технологии образовательной, социокультурной, финансово-экономической, управленческой деятельности с целью достижения нового качества образования, обеспечения доступ-

1 Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инно-вационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1.

ности качественного образования, эффективного использования ресурсов образовательного учреждения «здесь и сейчас».

Автор строит теоретическую модель сети, основываясь на характеристиках сетевой организации, выделенных социологом М.М.Чучкевичем, таких как:

• объединяющая цель, которая в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети -конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами;

• множественность уровней взаимодействия, предполагающих совместную многоуровневую работу в рамках сети не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые испытывают непосредственно актуальную потребность в сотрудничестве и должны вместе решать необходимые вопросы;

• добровольность связей, принимающую разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов, предполагающую возможность достаточно самостоятельно команде определять структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам;

• независимость членов сети - предполагающую определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат;

• множественность лидеров, являющихся носителями финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса.

Построенная на указанных характеристиках сетевая модель дает прекрасные результаты на уровне не только Уральского региона, но и общероссийском.

Вернемся к конкурсным документам. Кто же может принимать участие в конкурсе? К участию в конкурсе допускаются как физические, так и юридические лица:

♦♦♦ Образовательные учреждения всех типов и видов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, осуществляющие инновационные и экспериментальные проекты, программы, инициативы.

♦♦♦ Руководители учреждений образования, осуществляющих процессы развития.

♦♦♦ Педагогические работники образовательных учреждений всех типов и видов, имеющие на уровне учебного заведения несомненный вклад в повышение качества образовательного результата.

Интересны номинации Премии. Они отражают наиболее значимые области педагогической деятельности. Перечислим некоторые из них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Лучший инновационный проект о Лучшее научное исследование в области педагогики

о Выдающаяся организация в области образования детей и молодежи

о Лучшее негосударственное учреждение образования

о Выдающемуся руководителю: в области педагогики, среднего профессионального образования и начального профессионального образования о Лучшему в профессии - «Директор» о Лучший педагог года

о За отличные успехи в образовании и многие другие

Среди лучших работ можно отметить таких авторов и также образовательные учреждения, как:

о Ковылева Ю.Э. - заместитель директора по УВР Государственного образовательного учреждения СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1302 Северо-Западного административного округа (г. Москва)

о Кочурова О.И. - заместитель директора МОУ «Лянторская СОШ №6» (г. Лянтор)

о Тимофеева О.Ю. - учитель ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446 ВАО (г. Москва) о Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», ректор - Чеботарев Г.Н. (г. Тюмень)

о Центр образования № 641 имени Сергея Есенина, директор - Голоднова Л.В. (г. Москва)

о Смоленский педагогический колледж, директор - Кольцова О.С. (г. Смоленск)

о Муниципальное общеобразовательное учреждение - Гимназия №13, директор школы - Арефьева Т.А.(г. Екатеринбург)

о Муниципальное общеобразовательное учреждение - Гимназия №174, директор школы -Штейнберг О.Б. (г. Екатеринбург)

о Муниципальное общеобразовательное учреждение - Гимназия №47, директор школы - Крюкова Е.М. (г. Екатеринбург)

о Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3, директор - Ипполитова В.А. (г.Екатеринбург)

о Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 63, заведующая Храмова Н.И. (г. Екатеринбург) и др.

Особое место среди победителей Конкурса и специальной награды удостоены:

Уральское отделение Российской Академии Образования, председатель Уральского отделения Рос-

сийской Академии Образования, действительный член РАО, академик, доктор педагогических наук, профессор, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета -Романцев Геннадий Михайлович (г.Екатеринбург);

Романцее Г.М., председатель Уральского отделения Российской Академии образования Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор награжден специальной наградой Почетной Мантией: «Элита Российского образования» за особые успехи в российском образовании

Федоров В.А., заместитель председателя Уральского отделения Российской Академии образования доктор педагогических наук, профессор Уральского отделения РАО награжден специальной наградой Почетным Дипломом: «Элита Российского образования» за особые успехи в российском образовании

Шевченко В.Я., заместитель председателя Уральского отделения Российской Академии образования кандидат педагогических наук, профессор награжден специальной наградой Почетным Дипломом: «Элита Российского образования» за особые успехи в российском образовании

Давыдова П.Н., начальник отдела инновационных проектов Уральского отделения Российской Академии образования кандидат технических наук, доцент награждена специальной наградой По-

четным Дипломом: «Элита Российского образования» за особые успехи в российском образовании

По результатам участия в Конкурсах ЭРО защищены кандидатские диссертации, в частности, стали кандидатами педагогических наук Тимофеева О.Ю., Ковылева Ю.Э., Голоднова Л.В., Кольцова О.С.; опубликованы две монографии; изданы пособия, методические рекомендации и сборники научно-педа-гогических разработок - 7 единиц, общим объемом 56 п.л. Например, ЦО №641 имени Сергея Есенина (г.Москва) издал сборник научно-методических разработок «Творчество и инновации»; Тимофеева О.Ю. издала пособие «Компетентностный подход в образовании».

Национальная Премия использует и другие формы работы. Лучшие работы и инновационный опыт активно пропагандируются среди образовательных учреждений различного типа и вида. С этой целью Национальная Премия активно сотрудничает с Издательским Домом «Инновации и эксперимент в образовании», планируя целевые выпуски журналов. В частности, по итогам конкурса выпускаются целевые номера журнала, Например, по проблеме «Здоровьесберегающие технологии в образовании» издан журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». - 2009. - №3, который пользуется большим спросом у практиков образования.

Представляем один из тематических журналов Инновационные проекты и программы в образовании

Подписной индекс в каталогах «Роспечать»: 71941

Этот номер журнала мы посвятили прошедшему конкурсу: «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

В журнале Вы найдете ответы на вопросы:

• Как построить в образовательном учреждении здоровьесберегающее пространство?

• Как реализовать модель здорового образа жизни образовательного учреждения?

• Как спроектировать валеологически обоснованный урок?

Вы также сможете познакомиться с:

• Проблемами взаимодействия персонала в дошкольном образовательном учреждении

• Технологиями формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников при взаимодействии детского сада и начальной школы

• Программой курса по технологии само сбережения здоровья и жизненного оптимизма «В царстве здоровья»

Программой «Здоровый образ жизни» (для учащихся 6-х классов)

сайт http: // in-exp.ru

‘ZtUUo&ttquoUUnce ufeoetcmtc ттт:ттвтшттштйШ № 3 2009

Индекс подписки: Пресса России 42263 Роспечать 71941

ЗДОРОвЬ£Сб£Р£ГАЮ1Ди£ ТЕХНОЛОГИЙ 6 ОБРАЗОВАНИИ

^ЭЛИТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ^

ДИПЛОМ

Лауреата Национальной премии присваивается

Фолинскрму (Валерию Сергеевичу

Педагогу дополнительного образования МОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Надым, Ямало-Ненецкий Автономный округ

в номинации

Лучший инновационный образовательный здоровьесберегающий проект - 2010

Президент Национальной Премии в области образования

А.Г.Ли

Председатель экспертной комиссии Конкурса А.С. Сиденко

Профессионализм Преданность профессии Подвижничество Созидание

результаты педагогической деятельности. Осуществляет общественное признание заслуг выдающихся деятелей образования и организаций.

В ближайшее время Национальная Премия уделит особое внимание поощрению создания образовательных программ и инновационных технологий, формирующих толерантность, рациональное естественнонаучное мировоззрение, мышление, «здравомыслие» у современного молодого поколения, необходимого для возрождения современного государства, свободного от клерикального мракобесия.

Другое важное направление - реализация ФГОС второго поколения, реализующего новую парадигму образования, определяющего новые функции ученика и преподавателя в образовательном процессе.

Национальная Премия приглашает к сотрудничеству всех желающих.

По итогам 1 тура экспертизы конкурса участники (очного и заочного тура) конкурсов получают диплом участника или сертификат Лауреата Национальной премии Конкурса инноваций.

Авторы лучших работ награждаются золотой медалью Национальной Премии в области образования «Элита Российского образования».

Совместно с национальным Комитетом поддержки образования выдающиеся педагоги выдвигаются на соискание общественного звания «Заслуженный деятель просвещения».

В заключение можно сказать, что Национальная Премия активно решает задачи, стоящие перед нашей страной. Оперативно реагирует на требования времени. Формирует позитивный образ педагога и способствует повышению авторитета и ответственности за

Литература

1. Давыдова Н.Н., Пермякова И.Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. -№1.

2. Давыдова Н.Н., Токарева ЕВ. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригим-назической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №1.

3. Железнова С.В. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. -№3.

4. КовылеваЮ.Э. Внутришкольный менеджмент в режиме инновационного развития і і Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №3.

5. Крюкова Е.М., Гофенберг И.В. Модель комплексной оценки качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №6.

Список опубликованных работ в журнале «Эксперимент и инновации в школе». - 2010. - №№ 1-6

Абрамова Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы, № 5.

Адамов В. П. Психолого-педагогическое обоснование деятельности школьного стрелкового кружка Военно-спортивного клуба «Атлант», № 5.

Аксенова Л.П., Фань Бинбин. К вопросу об обосновании педагогических условий формирования готовности к межкуль-турной коммуникации у слушателей Школы Конфуция, № 6.

Андриади И.П., Темина С.Ю. Основные направления применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя, №3.

Анисимова И.А. Процесс профессиональной адаптации: особенности его протекания в подростковом возрасте, № 1.

Ануфриева С.Р. Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности, № 6.

Бакшеева Т.Н. Детская неуспешность в учебной деятельности, № 3.

Барба А.Н. Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности, № 4.

Беккер В.А. Одарённость в детском возрасте, № 3.

Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения, №3.

Большаков А.С. Мониторинговые исследования как условие и фактор формирования про социального поведения учащихся школ, № 6.

Боякинова Г.Н. Освоение способа измерения длины, № 3.

Быв алии О.В. Весенняя песня Харампура, № 2.

Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ, №4.

Волков П.Б. Формирование готовности учителя к применению информационных технологий в учебном процессе, № 2.

Воровщиков С.Г. «Логические пятиминутки» как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов, № 6.

Воронцов А.Б. Риски и затруднения введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, № 3.

Галоян К.А., Шулика А.Н. Социально-педагогическое партнерство как условие формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения, № 6.

Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка, № 5.

Грищенко В.Н. Профессионально-ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения и воспитания, № 3.

Давыдова Н.Н., Токарева Е.В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимна-зической системы оценки качества на принципах ИСО 9000, № 1.

Даниленко С.Ю. Формирование открытой здоровьесозидающей образовательной среды в МОУ СОШ № 117, № 6.

Дегтева Г. А. Проектировочная деятельность учащихся, № 5.

Дембицкая Ю.В. Механизмы стимулирования и сопровождения инновационной деятельности в муниципальной системе образования, №6.

Дубровка А.М. Технология развития критического мышления учащихся на уроках химии как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования, № 3.

Дубровка А.М., Бурды ко Л. В. Педагогические технологии как средство развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла, № 5.

Ефимов В.Н., Рыжков В.И. ЕГЭ и система дидактического контроля, № 2.

Ефимов В.Н., Рыжков В.И. ЕГЭ и система дидактического контроля: некоторые результаты, № 3.

Жегин П. А. Принципы организации работы с начинающими педагогами в ведущих мировых образовательных системах, № 2.

Жегин П.А. Проблематика работы с педагогическим персоналом ведущих образовательных систем в отечественных и зарубежных источниках, № 3.

Жихов А. В белгороде подведены итоги всероссийской олимпиады по физике, № 3.

Журавлева А.В., Давыдова Н.Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентно стного образования, № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Забродина Н.Г. Классный час «Законы дружбы», № 6.

Зимняя И.А. Основные линии психического развития ребенка, № 2.

Зимняя И.А. Развитие личности как субъекта деятельности, № 3.

Зимняя И.А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности, № 1.

Иванова О.В. Внедрение проблемно-модуль ной технологии в образовательное пространство Гимназии на уроках биологии в 9-11 классах, № 4.

Ив шин А.Н. Учебный предмет Информатики и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности, № 5.

Игизбаева Н.Н., Конради Г.М. Научно-образовательный комплекс «Малая академия учащихся», № 2.

Исаев А.Д. Проблемное обучение в условиях новых целей и ценностей образования, № 4.

Кадыков а О. М. Отречение Николая II: конспект урока истории, № 3.

Карпец И.В. Адаптивные технологии индивидуально-ориентированной системы обучения, № 5.

Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве, № 6.

Клевакина В.И. Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике, № 4.

Клепиков В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников, № 4.

Ков ыл ев а Ю.Э. Мониторинг качества образования в современной школе: цена достижения образовательных результатов, № 2.

Курушкина С.А. Повышение качества обучения предмету с помощью элективного курса, № 5.

Ли А.Г., Сиденко А.С. Конкурс «Элита российского образования как общественное признание достигнутого успеха», № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.