Научная статья на тему 'Разработка модели формирования системы поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса'

Разработка модели формирования системы поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РАЗНООБРАЗИЮ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шубина Наталья Александровна, Никитина Вера Ивановна, Коновалова Надежда Ильинична

В статье представлены подходы к разработке модели поликультурного образования, способной обеспечить готовность личности к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде. Раскрыты пути развития социокультурной идентификации учащегося и формирования поликультурных компетенций у гимназистов в условиях гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шубина Наталья Александровна, Никитина Вера Ивановна, Коновалова Надежда Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели формирования системы поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса»

Социокультурная среда образовательной организации

Литература

1. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированное™ УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.21-25.

2. Андреева И. М., Бурлакова И. В., Бурцева Е. П., Волжанина С. Е., Кирсанова А. А., Нетронина Ю. А., Сиденко А. С. О мониторинге развития у учащихся средней школы знаково-символических универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.3-9.

3. Безрукова Е. И. Мониторинг развития универсальных учебных действий как основополагающий элемент организации методической службы образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С.10-13.

4. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. 2011. № 3. С.3-15.

5. Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.17-28.

6. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

7. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование. 2011. № 9. С.102—110.

8. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. 2010. № 8. С.32-42.

9. Давыдова Н. Н. Формирование инновационной политики образовательных организаций в рамках научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2013. № 6. С.240-246.

10. Давыдова Н. Н., Токарева Е. В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутри гимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 1. С.37-41.

11. Десятериченко М. А. Подготовка руководителей общеобразовательных учреждений к построению внутришкольных систем менеджмента качества // Образование и наука. 2012. № 4. С.73-85.

12. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

13. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.

14. Колядина О. О. Управление качеством обучения школьников на основе бенчмаркинга и интернет-технологий SAAS и WEB2.0 // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.44-48.

15. Мамонтова М. Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.14-18.

16. Пеньевская И. И. Мониторинг формирования универсальных учебных действий: проблемы, подходы, решения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.23-26.

17. Рагозинникова Л. Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.40-45.

18. Раимкулова К. Д. Мониторинг качества образовательного процесса в классе компенсирующего обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.10-13.

19. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-67.

20. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.

21. Штукатурова В. М. Психологический мониторинг как средство развития личности школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.54-62.

Шубина Наталья Александровна

к.п.н., директор Никитина Вера Ивановна

заместитель директора МАОУ гимназия № 108 Коновалова Надежда Ильинична

д.ф.н., профессор, зав. кафедрой лингвистики УрГПУ

г. Екатеринбург

J ^

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО СТАТУСА

S_________________________________________________Г

Аннотация. В статье представлены подходы к разработке модели поликультурного образования, способной обеспечить готовность личности к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде. Раскрыты пути развития социокультурной идентификации учащегося и формирования поликультурных компетенций у гимназистов в условиях гимназии.

Ключевые слова: поликультурное образование, развитие поликультурных компетенций, воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур.

Обострение противоречия между повышением уровня по-лиэтничности социальной среды, и неготовностью общества к изменяющимся условиям жизни в последние годы выдвинуло на первый план в контексте обоснования стратегических направлений развития образования создание условий для формирования и развития поликультурных компетенций

подрастающих поколений [2,15,21]. В то же время наблюдается обострение противоречия между потребностью общества в людях, способных к продуктивной жизни в поликультурной среде, с одной стороны, и недостаточной разработанностью основ формирования и развития поликультурной компетентности в процессе школьного образования, с другой стороны

48

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

[13,14,18]. В этой связи в период 2011-2014 гг в МАОУ гимназии № 108 г. Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ППРО и ИУО РАО (г Москва) [4,5,6,8,10,11,12] велась системная деятельность по поиску наиболее эффективных условий разработки и реализации модели поликультурного образования, способной обеспечить готовность личности к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде. Модель поликультурного образования в системе общего образования, позволяющая обеспечить готовность учащихся к жизни в поликультурном обществе, разрабатываемая в условиях МОУ гимназии № 108 представляет собой комплекс относительно автономных, вместе с тем, органически взаимосвязанных и взаимообусловленных поликультурных компетенций [1,7,9,17,22].

Ведущей среди них является компетенция этнической идентификации, так как данный процесс обеспечивает первичный опыт вхождения в этническую культуру. Важную роль для процесса этнической идентификации играет компетенция организации личностного самоопределения учащегося к многообразным ситуациям, характерным для поликультурного общества, например, обеспечивает возможность определения личностью своей социальной позиции. Успешное использование понятий для описания реальности зависит от интеллектуальной компетенции личности гимназиста, которая представляет собой систему психологических механизмов, обеспечивающих возможность строить внутри индивида адекватную картину поликультурного мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем.

Рассматриваемая в проекте система включает в себя коммуникативную компетенцию, которая как бы пронизывает собой все другие поликультурные компетенции. В системе поликультурных компетенций следует также выделить компетенцию проектирования деятельности в поликультурной среде, которая предполагает готовность гимназиста как представителя определенного этноса к неслучайному конструктивному поведению в среде, насыщенной проявлениями многих культур.

При подготовке подрастающих поколений к жизнедеятельности в поликультурном обществе особое значение приобретает правовая компетентность, которая является и следствием, и условием формирования толерантности. Правовая компетентность актуальна в контексте патриотического воспитания и формирования гражданской позиции учащихся. Востребована политическая компетенция, развитие которой обеспечит понимание школьником политических процессов, а также способность критического отношения к постоянно возникающим мифам о деятельности политических институтов государства. Идея изменения состоит в разработке модели поликультурного образования в системе общего образования (определить цели, задачи, принципы отбора содержания, форм и методов) как средства формирования системы поликультурной компетентности учащихся [3,14,16,19,20].

Целью реализуемого в рамках сетевого взаимодействия проекта является разработка модели поликультурного образования, способной обеспечить готовность личности к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде.

Среди основных задач следует отметить создание необходимых условий для социокультурной идентификации личности, что, несомненно, является условием вхождения в иную социокультурную общность и формирования поликультурных компетенций; формирование представлений о культурноэтническом разнообразии мира, специфике поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов, важности разнообразия культур для развития цивилизации; формирование способности жить в мире и согласии с другими народами, вступать в конструктивный диалог культур; разви-

тие способностей к критическому освоению поликультурной реальности; воспитание терпимости и уважения к праву каждого народа сохранять свою культурную самобытность.

Основное содержание деятельности по проекту включает:

• развитие социокультурной идентификации учащегося как условие понимания и вхождения в поликультурную среду, а также формирования поликультурных компетенций;

• овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира;

• воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур;

• формирование способностей, определяющих поведенческую культуру мира.

Содержание поликультурного образования реализуется через модули, которые включаются в различные учебные дисциплины. Задачи актуализации социокультурной идентификации достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий, драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень национально-культурной идентификации учащихся. Названные методы обеспечивают положительное самоопределение школьников к поликультурной образовательной деятельности, подготовить учащихся к межкультурному диалогу.

Ведущими методами, которые могут быть использованы при выполнении задач формирования системы знаний о поликультурной реальности и опыта практической деятельности в поликультурной среде являются словесные методы (объяснение, эвристическая беседа, дискуссия, лекция); методы работы с текстом (интерпретация, рецензирование, тезирование); практические методы (моделирование, проектирование, перепроектирование, упражнение, тренинг); рефлексивные методы (анализ, проблематизация, депроблематизация).

1. Значительную роль играет диалог как метод, который предполагает активную позицию его участников, прежде всего учащихся, метод, с помощью которого учитель демонстрирует модельное поведение, предполагающее уважение участников диалога, внимание к их мнению, стремление найти компромисс.

Особое значение имеют рефлексивные способности учеников, предполагающие

• умение анализировать социокультурную ситуацию и деятельность, осуществляемую в ней;

• способность фиксировать личные затруднения в деятельности и выявлять проблемы личного развития;

• способность определять пути выхода из затруднений и преодоления проблем с помощью имеющегося социального опыта и разработки новых технологий деятельности.

2. Создание образовательно-воспитательной поликультурной среды в гимназии, через внеурочную систему комплексных мероприятий - погружений: фестивалей, ассамблей, балов и т.д. Посредством таких мероприятий формируется эмоциональное отношение к поликультурной среде, представление об уникальности культур народов России.

3. Развитие ученического самоуправления в гимназии через Совет старшеклассников. Формирует коммуникативные навыки гимназистов, навыки самоуправления детским коллективом.

4. Участие в деятельности историко-политических и краеведческих организаций: акциях общества «Мемориал», деятельность гимназического клуба «Дебаты», сотрудничество с центром Б. Н. Ельцина, проведение городского конкурса научно-исследовательских им. В. Н. Татищева. Такое сотрудничество способствует осознанию гражданской идентичности.

Таким образом, в поликультурной образовательной деятельности в гимназии доминируют формы и методы, создающие условия для позиционирования ученика как субъекта

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

49

Социокультурная среда образовательной организации

образования. Мониторинг сформированности поликультурных компетенций учащихся ведется по трем основным направлениям: усвоение знаний о поликультурной реальности; развитие практических навыков и умений личности в процессе диалога культур; формирование эмоциональной культуры.

Основными показателями сформированности поликультурной компетентности являются:

• знание о поликультурном пространстве, факторах его формирования и функционирования;

• эмоциональное отношение к реалиям поликультурной среды в целом и конкретным ее представителям;

• поведение, отражающее уважение к инокультурам и их носителям, стремление к конструктивному диалогу.

Мониторинг сформированности поликультурных компетенций учащихся ведется по трем основным направлениям: усвоение знаний о поликультурной реальности; развитие практических навыков и умений личности в процессе диалога культур; формирование эмоциональной культуры.

Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-3.

Таблица 1

Публикационная активность педагогического коллектива.

Год Материалы НПК районного, городского и регионального уровня Труды НПК Всероссийского и международного уровня Статьи в региональных изданиях Статьи в центральных изданиях

2009 5 статей 2 статьи 5 статей -

2010 1 статья 16 статей 3 статьи 7 статей

2011 2 статьи 4 статьи - -

2012 7 статей 2 статьи 2 статьи 1 статья

2013 3 статьи 6 статей 5 статей 1 статья

Таблица 2

Участие гимназии в грантах и конкурсах

Год Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности Всероссийские конкурсы профессиональной направленности Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2009 Победитель ПНПО «Образование»

2011 Победитель областного конкурса педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся - Национальная премия в области образования «Элита российского образования». Диплом 1 степени в номинации «Здоровьесбережение детей, учащихся и молодежи в условиях модернизации образования 2011»

2012 - Областной конкурс профессионального мастерства - 2 место - Победитель областного конкурса педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся - Победитель областного конкурса метод. разработок внеклассных мероприятий - Национальная премия в области образования «Элита российского образования». Диплом 2 степени в конкурсе «Панорама учебного сотрудничества» Гимназия № 108 - победитель городского конкурса «Инновации в образовании». Грант 100000 руб.

2013 Городской конкурс школьных сайтов - 2 место Победители Всероссийского дистанционного конкурса «Внеурочная деятельность в образовательном процессе», г. Новосибирск

В модель диссеминации результатов инновационной деятельности гимназии включено 63 человека через работу в творческой группе, через проведение классных часов по программе «Золотая стезя», подготовка мероприятий, участие в семинарах, публикации по обобщению опыта, участие в конкурсах.

Таблица 3

Организация и проведение гимназией конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д. в рамках научно-образовательной сети.

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009 Районный семинар «Интерактивные технологии обучения и воспитания»

2010 - Мастер-класс в рамках Международной конференции «Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение» (апрель 2010 года ИРРО) - Городской фестиваль «Мудрость моего народа» - Первая городская научно-практическая конференция для школьников Им. В. Н. Татищева

2011 - Международный фестиваль «Граница Европа - Азия - территория преображения» - Два телемоста со школами Великобритании «World Olimpic Games 2012» (съемки Британской телерадиокорпорации Би-Би-Си) - Городской фестиваль «Многоликая Россия» - Фестиваль «Планета друзей»: праздник Навруз - Вторая городская научно-практическая конференция для школьников им. В. Н. Татищева

50

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

Социокультурная среда образовательной организации

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2012 - Проведение серии классных часов по программе «Золотая стезя» (конфликтология). - Участие в акциях общества «Мемориал» - Два телемоста со школами Великобритании «World Olimpic Games 2012» (съемки Британской телерадиокорпорации Би-Би-Си) - Городская ассамблея «Мы - дети 1812 года» - Праздник «Планета друзей» - празднование 20-летия установления дипломатических отношений с Азербайджаном, фестиваль национальных культур и круглый стол по вопросам работы с детьми разных национальностей. - Третья городская научно-практическая конференция для школьников им. В. Н. Татищева

2013 - Два телемоста с М. Д. Татищевой - Поездка детской делегации в Чеддер (Великобритания) - Проведение серии классных часов по программе «Золотая стезя» (конфликтология) - Участие в акциях общества «Мемориал» - Участие в международной акции «Ночь музеев» - Городской фестиваль «Откуда есть, пошла земля русская...» - Бал «Шестидесятые - время надежд и свершений» (для учителей истории города Екатеринбурга, курсантов ЕСВУ и института МЧС) - Четвертая городская научно-практическая конференция для школьников им. В. Н. Татищева

Материалы проекта представлены на сайте http://www. gimnazia108.ru. Опубликован сборник «Поликультурная доминанта в деятельности современной гимназии» УрГПУ, 2011.

Сеть социального партнерства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Партнеры в системе образования:

• Академия повышения квалификации и переподготовки кадров, Институт управления образованием РАО (г. Москва), Уральское отделение РАО (г. Екатеринбург) - работа в рамках научно-образовательной сети инновационно-активных организаций Уральского региона;

• Уральский Федеральный Университет - участие преподавателей университета в качестве членов жюри при проведении конкурса научно-исследовательских работ им. В. Н. Татищева;

• Уральский государственный педагогический университет -проведение психолого-лингвистической диагностики детей -билингвов, публикация методических разработок педагогов гимназии, научные консультации;

• Уральский государственный профессионально-педагогический университет - привлечение студентов художественно-графического факультета и факультета парикмахерского искусства к оформлению мероприятий проекта, изготовлению костюмов и подготовка причесок и макияжа;

• Школы - партнеры: школа № 87 и № 129 города Екатеринбурга - участие в фестивалях «Мудрость моего народа», «Многоликая Россия»; взаимопосещение семинаров;

• Школы - партнеры в Плимуте и Чеддере (Великобритания) -обмен делегациями по проекту «Открытый класс», проведение телемостов.

Дополнительное образование:

• Городской дом творчества учащихся - сотрудничество по вопросам организации детского городского татищевского центра на базе гимназии, посещение занятий по краеведению и культуре народов Урала, участие в конкурсах;

• Центр дополнительного образования «Диалог» - курсы повышения квалификации для педагогов по методике работы с детьми по вопросам этнической и конфессиональной толерантности;

• Объединение «Дворец молодежи» - сотрудничество по созданию городского татищевского детского центра на базе гимназии;

• Городской Центр «Одаренность и технологии» - участие в научно-практических конференциях, организованных при поддержке центра, связанных с изучением культуры народов Урала (Татищевские чтения);

Общественные центры и организации:

• Общество «Мемориал» - проведение гражданских акций с привлечением гимназистов, экскурсии по местам Памяти, предоставление документальных материалов для проектной

деятельности по вопросам этнической толерантности, проведение семинаров для учителей истории;

• Центр Б. Н. Ельцина - организация тематических экскурсий для школьников по вопросам современной истории, включая проблемы;

• Консульство Азербайджана в Екатеринбурге - помощь в проведении фестивалей и мусульманских праздников, а также консультации по преподаванию вопросов мусульманской религии и культуры.

Литература

1. Арефьева Т. А., Токарева Е. В. Создание модели гимназической образовательной среды творческого типа // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.62-70.

2. Базалук О. М. Проект модели организации внеурочной деятельности «Через ключевые компетенции к личностному совершенствованию» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4. С.9-16.

3. Бакурадзе А. Б. Ресурсные ценности управления // Образование и наука. 2013. № 9. С.43-51.

4. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.

5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

6. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

7. Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.24-30.

8. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление. № 5 (75). 2011. С.39-45.

9. Давыдова Н. Н., Усова О. Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.21-26.

10. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-54.

11. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.

12. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

51

Социокультурная среда образовательной организации

13. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-14.

14. Краснова О. В. Проблема поиска единого механизма функционирования и развития систем педагогических взаимодействий: опыт структурно-динамического исследования // Образование и наука. 2009. № 11 С.123-128.

15. Мокина Е. В., Ерохина И. О., Басырова Р Р Билингвальное и поликультурное развитие младших школьников в условиях гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С.65-73.

16. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3. С.37-48.

17. Самсонова О. Б., Пермитина О. Н., Ткаченко Т. А. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в учреждении повышенного статуса // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.35-42.

18. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.41-45.

19. Стариков П. А. Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «креативного этноса» современной студенческой молодежи // Образование и наука. 2013. № 7. С.114-125.

20. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.

21. Хотинец В. Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С.43-48.

22. Ярославцева Е.Н. Разработка модели системы оценки качества образования, стимулирующей развитие современной гимназии в инновационном режиме // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5. С.70-78.

J

Басенцян Светлана Ивановна

директор

Барановская Надежда Николаевна

заместитель директора МБОУ СОШ № 64 г. Нижний Тагил E-mail: sch642007@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Л_________________________________________________Г

Аннотация. В работе представлена система деятельности по внедрению в практику работы школы организационно-содержательной модели здоровьесберегающей среды школы.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, сетевое взаимодействие.

Завершение двадцатого и начало нового столетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодёжи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться так же быстро, подстраиваться под нужный ритм. Выраженный дисбаланс нагрузок усиливает дезадаптацию к ним. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками [16,19,20,21]. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия. Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум для развития, самовыражения и обеспечения защиты своих жизненных ценностей, и это предполагает направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей

ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности [1,2,4,11,18,22]. Эффективная деятельность по формированию здорового поколения будет возможна при условии направления усилий на совершенствование и развитие психологических и функциональных резервов организма школьников. Анализ научных данных указывает на необходимость осуществления образования в здоровьесберегающей парадигме, что наиболее соответствует современному состоянию здоровья школьников.

Здоровьесохраняющее образование, по нашему мнению, возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению [3,10,13,15]. Возникает необходимость разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни школьников в образовательном учреждении. В то же время налицо противоречия.

• между возрастающими потребностями общества в физически, психически и интеллектуально здоровом подрастающем поколении и недостаточной разработанностью теоретических

52

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.