ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
17. Дембицкая Ю.В. Инновационная деятельность образовательных учреждений города Нижний Тагил в рамках академической площадки УРО РАО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2.
18. Друкер П. Эффективное управление. - М: ГРАНД, 2001. -364с.
19. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации. // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011. №7, с.14-25.
20. Ласло Э. Век бифуркации: постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. №1. с.3-129.
21. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. - М.: Машиностроение-1, 2007. - 284с.
22. Мезенин В.А., Давыдова Н.Н., Чеганова Л.Н. Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №3. с.41-47.
23. Пермякова И.Г., Давыдова Н.Н. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях
саморазвивающихся образовательных учреждений. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1. с.55-57.
24. Решетняк Л.В., Давыдова Н.Н. Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №1. с.46-48.
25. Сиденко А.С., Хмелёва В.С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.
26. Сиденко А.С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.
27. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.
28. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. // Образование и наука. Известия УрО РАО №1 (90), 2012. с.56-64.
J
Л
Прохорова Светлана Юрьевна
к. п.н., доцент, проректор по развитию регионального образования ОГБОУДПО УИПКПРО
E-mail: [email protected] г. Ульяновск
СИСТЕМА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ школе
_____________________________________________________________Г
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе. Автор представляет модель системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе, подробно описывает критерии и показатели оценочно-результативного компонента системы.
Ключевые слова: поликультурное образование, система поликультурного образования.
Российская Федерация является многонациональной и многокультурной страной. В результате демографических особенностей расселения народов на территории России, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своего региона. Внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов.
Полиэтнический состав населения сложился за многовековую историю заселения Симбирско-Ульяновского края в процессе освоения его территории представителями разных народов.
В соответствии с данными отечественных переписей населения в XIX-XX вв. и Симбирская губерния, и Ульяновская область отличались, с одной стороны, разнообразной многонациональностью, а с другой -
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
преимущественной долей русского, татарского, мордовского и чувашского населения.
По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.) доля представителей этих четырех национальностей составляла 99,1 процента общего числа жителей Симбирского края: русских насчитывалось 70,2 процента от всего населения, мордвы - 12,0 процента, татар - 9,6 процента и чуваш - 8,1 процента.
Такая этническая структура населения в целом сохранилась и в конце ХХ в., хотя, наряду с этим, оказалась несколько динамичной. Согласно проведенной в 2002 году Всероссийской переписи населения доля этих национальностей несколько уменьшилась и в сумме составила 96,4 процента. Несколько увеличилась по сравнению с 1897 г. доля русских (72,7%), татар (12,2%), чуваш (8,1%) и заметно уменьшилась численность мордовского населения (3,4%). Остальные 3,6 процента приходятся на представителей таких национальностей как украинцы, азербайджанцы, армяне, чеченцы и др. [2, 37] Следовательно, именно русский, татарский, чувашский, мордовский этносы оказали набольшее влияние на формирование национальной культуры изучаемой территории.
Мало исследованным остается обширный педагогический опыт российской школы, имеющей богатые традиции межкультурного взаимодействия. Отсутствует научно обоснованная концепция становления личности в поликультурном образовании, учитывающая реалии современного мира. Все это подтверждает, с одной стороны, необходимость введения в педагогический процесс инновационных технологий и методических приемов, обеспечивающих высокие эмпирические результаты поликультурного образования. С другой стороны, педагогическая теория требует методологического осмысления историко-педагогического наследия, обладающего огромным научно-мировоззренческим потенциалом.
В связи с этим важной задачей современного общества становится подготовка подрастающего поколения к жизни в глобальном мире, отличающемся интегральным единством всего многообразия языков и культур, этносов и меньшинств. Одним из возможных путей такой подготовки является поликультурное образование.
В современной системе образования позитивным фактором, свидетельствующим о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей, является принятие таких основополагающих документов, как:
• Конституции Российской Федерации, которая определяет:
о пункт 1, статьи 3 гласит «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»; о пункты 1 и 2 статьи 26, - «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
• Закон Российской Федерации «Об образовании», который призывает образовательные учреждения реализовывать меры, направленные на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей;
• Закон Российской Федерации «О языках народов РФ», который охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.
• «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года), которая отражает интересы граждан многонационального российского государства определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций;
• Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения одним из направлений обеспечения образования считают «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [3, с. 4].
• Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, которая отмечает стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.
• Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации, которая отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.
Как отмечается в концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации «... развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма».
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
31
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
со
143 Модель системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе
Подходы: Принципы:
компетентностный, личностно-деятельностный, принцип учета социокультурных особенностей, осмысленности,
синергетический, практико-ориентированный саморазвития, диалогизании. интеграции, кулыуросообразности.
Содержательный компонент
Целевой компонент
Цель: повышение уровня поликультурной компетентности субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители)
Операционно-
действенный
компонент
Я — представитель Я —житель Я — россиянин
своего народа села
Оценочно-
результативный
Образовательный процесс
^
Учебная деятельность Внеурочная деятельность Дополнительное образование Музей
Критерии
когнитивный
мотивационно-
ценностный,
деятельностный
Этапы
концептуальный
диагностический
проектно-исследовательский
Технологии и методы
педагогического проектирования, интеграции учебной и внеучебной деятельности, критического мышления, игрового обучения, активные методы межкультурного обучения, дистанционное обучение, взаимодействие с социумом.
Формы
уроки, элективные курсы, педагогические проекты, поисковые дискуссии, семинары, конференции.
Средства
художественно-эстетического, музыкального, прикладного творчества, фольклор, игра, проект и др.
Публикации
междисциплинарная программа, статьи, сборники.
- Создание поликультурной образовательной среды: - изучение родного (не русского) языка;
- через развитие личносиь;
- через урочную деятельность;
- через внеурочную деятельность;
- через работу с окружающим социумом;
- ведение поисково-исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Данный факт актуализирует необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов, форм внедрения лучших образцов народного искусства, культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Муниципальное образовательное учреждение Живайкинская средняя общеобразовательная школа МО «Барышский район» Ульяновской области в 2011 году защитила программу развития инновационных процессов по теме «Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе» и приобрела статус областной экспериментальной площадки в областной программе РИП. Особенностью национального состава участников образовательного процесса школы является представленность следующих национальностей: русские, чуваши, мордва; вероисповедание: православие.
Целью педагогического исследования является организация системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе.
Объектом исследования - поликультурное образование в сельской общеобразовательной многонациональной школе.
Предметом исследования - система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе
Представляем модель системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе.
Подробно представим оценочно-результативный компонент теоретической модели системы организации поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе, который выражен тремя критериями: когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный. Представим показатели каждого критерия.
Когнитивный:
1. Знания индивида о собственной и иной культурах (обычаи, ценности, нормы правила, распределение ролей). Представления о сходствах и различиях своей и иной культур.
2. Осознание значимости культурных различий.
3. Знания, позволяющие адекватно интерпретировать поведение представителей иной этнической группы благодаря способности адекватно категоризовать и интерпретировать особенности своей и другой культур.
4. Языковая компетентность.
5. Знания, способствующие адекватному кодированию и декодированию невербальных сообщений от представителей иной культуры.
6. Адекватное представление о культурной дистанции.
Деятельностный:
1. Умение адаптировать поведение к особенностям иной культуры.
2. Навыки, способствующие проявлению адекватных культуре невербальных реакций.
3. Способность контролировать эмоциональные переживания, связанные с различиями в культурах.
4. Способность регулировать уровень тревоги в межкультурном взаимодействии.
Мотивационно-ценностный:
1. Потребность в межкультурной коммуникации.
2. Готовность следовать нормам и правилам поведения в иной культуре.
3. Готовность к осознанию и принятию ценностей иной культуры.
4. Готовность проявлять эмпатию к представителям иной культуры. Потребность в получении знаний о представителях иной культуры.
5. Высокий уровень аттракции к представителям иной культуры.
6. Представление о близости культурной и/или исторической дистанций. Готовность вступать во взаимодействие исходя из позиции этнокультурного универсализма.
Считаем, что теоретическая модель системы организации поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель, содержание, технологии реализации поликультурного образования, что позволит формировать поликультурную компетентность учащихся школы.
Литература
1. Аксенова Л.П., Фань Бинбин К вопросу об обосновании педагогических условий формирования готовности к межкультурной коммуникации у слушателей Школы Конфуция // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №6.
2. Тихонова А.Ю. Региональная культура: опыт исследования. - Ульяновск, УИПКПРО, 2007.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.
4. Филатова Н.П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования. Автореф. на соискание уч. степени к.п.н., Якутск, 2009.
5. Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №5.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2012
33