Научная статья на тему 'Билингвальное и поликультурное развитие младших школьников в условиях гимназии'

Билингвальное и поликультурное развитие младших школьников в условиях гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛИНГВАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокина Елена Владимировна, Ерохина Ирина Олеговна, Басырова Регина Ринатовна

В статье представлена модель образовательного процесса в начальной школе современной гимназии с билингвальным и поликультурным компонентами воспитания и образования. В основе модели лежит парадигма активного обучающегося, что позволяет реализовать современные педагогические подходы к обучению: гуманистический и личностно-ориентированный подходы, деятельностный подход. Показано, что в этом случае преподаватель становится консультантом-экспертом и ставит перед обучаемым конкретные проблемы, которые становятся ядром учебного материала, для изложения и решения которых могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокина Елена Владимировна, Ерохина Ирина Олеговна, Басырова Регина Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Билингвальное и поликультурное развитие младших школьников в условиях гимназии»

МАСТЕР-КЛАСС

8. Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.28-31.

9. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С.10-14.

10. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.

11. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при

введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.40-48.

12. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

13. Тангалычева Н. В. Риски образовательного учреждения при внедрении стандартов нового поколения и пути их минимизации // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.7-16.

14. Шибирова Н. В. Модель проектирования урока в развивающем обучении // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.23-29.

Мокина Елена Владимировна

учитель английского языка Ерохина Ирина Олеговна

учитель английского языка Басырова Регина Ринатовна

учитель английского языка МАОУ гимназия № 99 г. Екатеринбург

J ^

БИЛИНГВАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ

Л____________________________________________Г

Аннотация. В статье представлена модель образовательного процесса в начальной школе современной гимназии с билингвальным и поликультурным компонентами воспитания и образования. В основе модели лежит парадигма активного обучающегося, что позволяет реализовать современные педагогические подходы к обучению: гуманистический и личностно-ориентированный подходы, деятельностный подход. Показано, что в этом случае преподаватель становится консультантом-экспертом и ставит перед обучаемым конкретные проблемы, которые становятся ядром учебного материала, для изложения и решения которых могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.

Ключевые слова: билингвальное и поликультурное развитие младших школьников, деятельностный подход, языковое образование.

В сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к деятельностной парадигме образования [1,2,6]. Этот переход находит свое выражение в стратегии разработки стандарта образования рассматриваю-

щей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество: «... в начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

65

МАСТЕР-КЛАСС

взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности» [8,14].

В рамках выделенного перехода в качестве одного из приоритетных направлений современного школьного образования рассматривается обучение иностранному языку в начальной школе. Специфика иностранного языка как учебного предмета согласно стандартам нового поколения [19] заключается в «его интегративном характере, т.е. в сочетании языкового/иноязычного образования с элементарными основами литературного образования, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью...».

Но, несмотря на то, что изучению иностранного языка в современной школе уделяется значительное внимание, иностранный язык как учебный предмет продолжает оставаться несколько изолированным от остального содержания образования. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью использовать иностранный язык не как средство коммуникации, а как инструмент познавательной и профессиональной деятельности с одной стороны, и оторванностью данной предметной области от основного содержания образования с другой стороны [12,13,15,17].

В связи с этим становится актуальным обращение к проблеме билингвального обучения, выступающего как альтернативный путь изучения иностранного языка, который, в свою очередь, из цели обучения трансфор-

мируется в средство постижения мира специальных знаний и поликультурного воспитания.

Особенности становления механизма билингвизма говорят о необходимости его формирования уже на начальном этапе обучения, когда происходит становление личности учащегося, выявление и развитие его способностей.

Из вышесказанного следует необходимость разработки модели билингвального и поликультурного обучения младших школьников в условиях неязыковой среды. В целях решения указанной проблемы в МАОУ гимназии № 99 г. Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [3,4,5] была разработана программа билингвального и поликультурного обучения «The World Around Us».

Основной интегративной целью проекта является разработка модели образовательного процесса в начальной школе с билингвальным и поликультурным компонентами воспитания и образования.

Объектом выступает процесс языкового образования учащихся начальной школы.

Предмет: модель билингвального и поликультурного образования младших школьников.

Исходя из интегративной цели, были сформулированы следующие задачи билингвального и поликультурного обучения младших школьников в условиях неязыковой среды:

• изучение мирового опыта билингвального и поликультурного обучения учащихся;

• разработка образовательной программы билингвального и поликультурного обучения «The World Around Us»;

• апробирование программы «The World Around Us' в начальной школе;

• представление опыта апробации сообществу педагогов.

Таблица 1

Дидактический цикл процесса обучения

Эта- пы Психолого-педагогический смысл этапов Обучение в информационно-образовательном пространстве

1 Создание положительной мотивации к учению, подготовка к работе с новой информацией. Обнаружение субъективного незнания. Выявление субъективных представлений и житейских знаний учащихся, совместная постановка познавательной задачи, обеспечивающей связь имеющихся знаний с поиском новых, возникновение познавательных мотивов у школьников

2 Осознание приращения знания, ликвидация незнания. Понимание значимости нового знания. Усвоение содержания образования путем работы учащихся в информационно-образовательной среде.

3 Внутренняя (субъективная) и внешняя (со стороны учителя и товарищей) оценка полученных результатов - достижения цели, поставленной на первом этапе. Организация обратной связи, презентация и проверка полученных результатов решения познавательной задачи (достижение общединамической цели), коррекция, оценка, самооценка.

4 Создание мотивации к применению полученного задания в условиях самостоятельной познавательной деятельности (репродуктивной и продуктивной). Подготовка учащихся к работе вне школы (в образовательной среде или вне ее в зависимости от цели).

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Методы исследования: теоретический, эмпирический, эксперимент.

В разработанной модели обучения акцент делается на парадигму активного обучающегося, что позволяет реализовать современные педагогические подходы к обучению: гуманистический и личностноориентированный подходы, деятельностный подход [6,9,10,14,16,18,21].

При активной роли обучающихся преподаватель становится консультантом-экспертом и ставит обучаемым некоторую проблему как ядро учебного материала, для изложения и решения которой могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.

Разработанная методика основывается на лингводидактические и методические принципы, имеющие значение для организации билингвального обучения с помощью ИКТ:

• принцип системно-деятельностного подхода;

• принцип коммуникативности;

• принцип наглядности - языковой, зрительной, слуховой;

• принцип опоры на положительный эмоциональный фон.

Содержательный компонент основывается на интеграции содержания таких предметных областей, как: окружающий мир, ИЗО, технология, русский язык, английский язык и информатика.

Придерживаясь теории обучения в информационном обществе Е. О. Ивановой и И. М. Осмоловской [7, с.82], выделим следующие этапы дидактического цикла (см. табл. 1).

Совокупность методов билингвального обучения нами представлена четырьмя группами:

• общедидактические (традиционные, развивающие, открытые);

• специальные методы и приемы билингвального обучения;

• методы преподавания специальных предметов (окружающий мир, русский язык, технология, ИЗО);

• методы преподавания иностранного языка.

К традиционным методам можно отнести такие методы, как: фронтальный опрос, сообщение учителя, направляемая беседа, репродуктивно-ответный. Развивающие методы представлены в виде дискуссии, разговора по кругу, ролевой игры, мозгового штурма. Говоря об открытых общедидактических методах, необходимо, в первую очередь, выделить метод учебного проекта или решения проектных задач. Для разработанной методики этот метод является основополагающим. Здесь проявляется активная позиция младшего школьника, который в процессе реализации учебного проекта с помощью средств ИКТ и Интернета, в частности, решает поставленную перед ним задачу.

Опираясь на работы Е. Термана [22] к специальным методам билингвального обучения относим: методы визуальной поддержки (visual support),

методы формирования техники чтения специальных текстов (reading support), когнитивные методы языковой поддержки (language support), а также приемы «включения» в язык (input), «мостика-подсказки» (bridging prompting), «переключения кода» (code-switching). Такие методы могут быть реализованы в данной методике с помощью средств мультимедиа.

При проектировании форм билингвального обучения мы придерживаемся традиционной их классификации и выбираем: урок, внеклассное занятие, домашняя работа, контроль. Формы работы учащихся могут быть индивидуальные, парные, групповые, коллективные. На различных этапах дидактического цикла используются такие формы обучения, как иллюстрация, демонстрация, проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности [9,10]. Дополнительные возможности для реализации выделенных преимуществ дает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Разделяя точку зрения В. А. Рыжова [11], можно сказать, что с развитием ИКТ на основе глобальных и локальных телекоммуникаций компьютер из средства обучения становится средством взаимодействия объектов и субъектов образовательного процесса, совмещая в себе функции средства доставки информации, посредника между участниками образовательного процесса, инструмента деятельности, интерактивной виртуальной среды, воссоздающей и репрезентирующей реальность, в которой осуществляется практическая деятельность обучающихся. Изменение роли компьютера в обучении приводит к сдвигам в педагогических и дидактических технологиях, и, прежде всего, к смене парадигмы пассивного обучаемого на парадигму активного обучающегося.

Основными средствами достижения целей методики билингвального обучения младших школьников являются программа «The World Around Us», разработанная нами в рамках инновационной деятельности, к которым относятся:

• офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint;

• сетевые технологии, позволяющие работать в информационной среде в рамках сети Интернет, в частности:

о инструменты для совместной работы: google диск; о онлайн-энциклопедии (www.wikipedia.org), словари (thefreedictionary.com), переводчики (translate. google.ru);

о образовательные сайты на иностранном языке: предметные (ixl.com), сайты школ с образователь-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

67

МАСТЕР-КЛАСС

Цель:

формирование поликультурной компетентности школьников

Подходы: Принципы: Этапы:

компетентностный, принцип учета социокультурных

личностно- особенностей, осмысленности, пропедевтический,

деятельностный, саморазвития, диалогизации, интеграции, развивающий,

синергетический, культуросообразности, активности, проектно-

практико- самостоятельности, практической исследовательский

ориентированный направленности, прогностичности

Направления:

«Я - представитель своего народа»:

привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурноисторические достижения, проявление активности в понимании и осознании специфики родной культуры;

«Я - россиянин»: познание особенностей поликультурной России, проявление активности в понимании и осознании многообразия культур, развитие способностей проявлять ситуативную гибкость и находить пути межкультурного взаимодействия;

«Я - гражданин мира»: осознание закономерностей развития мировых культур, их своеобразия, познание общекультурных и специфических культурных ценностей, развитие способности быть культурным медиатором

Критерии:

когнитивный,

мотивационно-

ценностный,

деятельностный.

Уровни:

низкий, средний, высокий

Технологии и методы: педагогического проектирования, интеграции учебной и внеучебной деятельности, критического мышления, игрового обучения, активные методы межкультурного обучения, дистанционное обучение, взаимодействие с социумом.

Формы: уроки, элективные курсы, педагогические проекты, исследовательские проекты учащихся, дискуссии, дебаты, тренинги, экскурсии, поездки и др.

Средства: художественно-эстетического, музыкального, прикладного творчества, фольклор, игра, проект и др. Предметно-пространственная среда: студии, кружки, детский хор, международные лагеря (Хилтон), научное общество учащихся, участие в мероприятиях школ города, участие в мероприятиях вузов города, Фестиваль иностранной песни, музеи, библиотеки, социальные акции, мероприятия, проводимые с родителями, общественностью, Британским, Американским посольствами, ЮНЕСКО.

1

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические условия:

моделирование поликультурной образовательной среды, активизация проектно-исследовательского потенциала образовательного процесса, использование активных методов межкультурного обучения

Рис.1.МодельполикультурногообразованиявМАОУгимназия№ 99

68

Муниципальноеебрсзевсние:инновации иэксперимент №1, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Интегративная цель: разработка модели образовательного процесса в начальной школе с поликультурным и билингвальным компонентами воспитания и образования формирование основ вторичной языковой личности

о

Ч

VO

ЭЯ

Я

В

2

я

U

о

Ч

о

Я

г>

Ч

г>

&

Формирование

умения общаться

на иностранном

языке на

элементарном

уровне с учетом

речевых

возможностей

младших

школьников и

предметных

потребностей

Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран

Развитие Воспитание и

общеучебных, разносторонне

речевых, е развитие

интеллект. и младшего

познавательных школьника

способностей мл. средствами

школьников; иностранного

развитие мотивации к дальнейшему овладению ИЯ и др. предметными областями языка

__________________________________▼______________________________

Лингводидактические и методические принципы, имеющие значение для организации билингвального обучения с помощью ИКТ:

- принцип системно-деятельностного подхода;

- принцип коммуникативности;

- принцип наглядности - языковой, зрительной, слуховой;

- принцип опоры на положительный эмоциональный фон.

Рис.2. Структурно-функциональная модель: целевой блок

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

69

МАСТЕР-КЛАСС

Содержательный компонент

Программа билингвального и поликультурного обучения «The World Around Us»

Организационный компонент

Этапы

ы

о

ч

Ю

35

2

X

л

ч

03

н

«

%

а.

аз

4 о и

о

X

X

о

5 Я « м 5 X « и

а

О

1 Создание положительной мотивации к учению, подготовка к работе с новой информацией. Обнаружение субъективного незнания. Выявление субъективных представлений и житейских знаний учащихся, совместная постановка познавательной задачи, обеспечивающей связь имеющихся знаний с поиском новых, возникновение познавательных мотивов у школьников

2 Осознание приращения знания, ликвидация незнания. Понимание значимости нового знания. Усвоение содержания образования путем работы учащихся в информационнообразовательной среде.

3 Внутренняя (субъективная) и внешняя (со стороны учителя и товарищей) оценка полученных результатов - достижения цели, поставленной на первом этапе. Организация обратной связи, презентация и проверка полученных результатов решения познавательной задачи (достижение общедидактической цели), коррекция, оценка, самооценка.

4 Создание мотивации к применению полученного задания в условиях самостоятельной познавательной деятельности (репродуктивной и продуктивной). Подготовка учащихся к работе вне школы (в образовательной среде или вне ее в зависимости от цели).

Урок

Внеклассное

занятие

Домашняя работа Контроль

Формы

Индивидуальные Парные Г рупповые Коллективные

Иллюстрация, демонстрация, проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, самостоятельный поиск, художественное исполнение и критический анализ результатов учебной деятельности.

Методы билингвального обучения.

- общедидактические (традиционные, развивающие, открытые);

- специальные методы и приемы билингвального обучения;

- методы преподавания специальных предметов (окружающий мир, русский язык, технология, ИЗО);

- методы преподавания иностранного (английского) языка

й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

н

о

«

к

О-

о

со

с

5

О

Цн

<

2

о

аз

-5

Н

о

О-

&

з5

3

5

5

й

и

о

О-

5

0-

1- 4

аз

н

5

5

5S

ае

аз

аз

$

Рис.3. Структурно-функциональная модель: организационно-содержательный блок

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

И

о

Ч

ю

зй

М

>4

=

sr

о

=

о*

»

о

о

=

м

=

н

«

н

>4

Ч

м

О)

Он

Рис. 4. Структурно-функциональная модель: результативно-оценочный блок

ными ресурсами по предметам (woodlands-junior. kent.sch.uk) и т.д.

Диагностика достижения целей методики билингвального и поликультурного обучения осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, анкетирование, тестирование, игра. При тестировании и анкетировании используются средства ИКТ: форма на google диске, сетевой ресурс anketer.ru, позволяющие оперативно провести диагностику полученных результатов.

При разработке методики билингвального обучения младших школьников в условиях неязыковой среды с помощью средств ИКТ мы опирались на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в плане разработки системы оценки, ориентирован-

ной на выявление и оценку образовательных достижений учащихся младшей школы [19]. Особенностью системы оценки является комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов обучения) [20]. Таким образом, результаты билингвального обучения включают:

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности по предметным областям);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях). В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

71

МАСТЕР-КЛАСС

Рис.5.Результатыдиагностикиреальныхвозможностейдетей

познавательные и коммуникатиоыерег^о^ьа^тыоЬ^-чения;

- ьи^рж^стны кезппьтатм! (спсту^^ 1^ту^естык отвомк-п^ИМ'^нтмыУо^.ы^тпптци^и иопщихсм иен)-

Модель поликультурного образования в МАОУ гим-нбзьи№ р9 п|^ял^ат^вме^иу нп рис. 1.

Ниже представлена структурно-функциональная модель разработки методики билингвальнога обучения младших школьников в условиях неязыковой среды с использованием средств ИКТ (рис. 2,h,h).

П! рисукс^ апробацеи т^ь^т—^1^уи на пвотяжении 2011-2013 гг. было проведено педагогическое исследование, в котором участвовало 90 учащихся вторых классан, те которых две п^пты обутат-спло прт-грамме «The Wdrld АгоипиШв’ в аcеаваае натзыаoаты срeдыcеапoаьнапa^^тммЫKO итаеыьж грмяпи

тролаемм. Уиигоосьлкн ^що^ижх^яя целеВ жытодики билингвального и поликультурного обучения осущест-нлянеоь с потящаюеикнаеeтадoя кеи ^^яа^^ххаяlе, анкeтпщoвaнаe, тестьропиним, т^рх Прь тмытнпова-нии и анкетировании использовались средства ИКТ: форма на google диске, сетевой ресурс anketer.ru, позволяющие оперативно провести диагностику полу-ганных результатов.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что личностное развитие учащихся, познавательные, peпyляухеныeыкивeрсапены е а^мйст^твп эсепрpcмeн-ттльиий нииппы возросли в среднем на 2 балла (максимальный балл - «5»), причем, наибольшие положительные изменения произошли с таким показателем, как ьиносноятельность (рис. 5).

Щыикм мбрмтом, итпoлезвеанвы ррзpтЖытaаеo й еycмтитяа МАОУ вимнрзии№ ЭЭмьдели образова-

72

Ма^з^к^а^к^1^п^/^1>рз^И(Т(^оз^оь<^^к^^:инновации и эксперимент №1, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

тельного процесса в начальной школе с билингвальным и поликультурным компонентами воспитания и образования позволило обеспечить личностное развитие учащихся в условиях введения ФГОС нового поколения.

Литература

1. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-13.

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. № 2. 2008. С.12-18.

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С.49-55.

6. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-12.

7. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.

8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2009. 39 с.

9. Павлова Е. С. Методика система формирования билингвальной личности учащегося при обучении химии. Дис. ... канд. пед. наук. С.- П., 2011.

10. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение // Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М. М. Певзнера, В. О. Букетова,

О.М. Зайченко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. С.103-147.

11. Рыжов В. А., Рыжов Р. В., Корниенко А. В. Управление знаниями: Работа с информацией - от источников, поис-

ка, сбора и анализа к представлению знаний. М.: ИНИН-ФО, 2005.

12. Семенова Ю. Л. Диалог культур в билингвальном образовании как ресурс формирования коммуникативной компетенции учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.45-50.

13. Семенова Ю. Л., Бухарова Г. Д. Межпредметная и метапредметная интеграция как один из способов совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции учащихся // Образование и наука. 2012. № 7. С.146-154.

14. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90). С.56-65.

15. Сиденко Е. А. VI Международный семинар по вопросам естественного билингвизма и межкультурной коммуникации // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4. С.41-43.

16. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4.

17. Сиденко Е. А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.15-20.

18. Строкова Т. А. Индивидуальная стратегия обучения: сущность и технология разработки // Образование и наука. 2005. № 4 (34). С.17-23.

19. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009 48с. (Стандарты второго поколения). 11 с.

20. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников // Образование и наука. 2010. № 6 (74). С.76-84.

21. Яркова Т.А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен // Образование и наука. 2009. № 3 (60). С.3-11.

22. Thwmann E. // Neue deutsche Schule. 1994. № 9 (46). S.34-36.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.