Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015
Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы
Т.А. Коржевская, Н.А. Сальцева
Формирование поликультурной компетентности педагога как условие успешной психолого-педагогической, социокультурной и языковой адаптации обучающихся
Аннотация. В статье обсуждается проблема повышения профессионализма педагогов в вопросах психолого-педагогической, социокультурной и языковой адаптации детей в поликультурном пространстве школы. В статье представлен опыт педагогов по совершенствованию личностно-ориентированного подхода к отбору методов и форм обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Ключевые слова:
поликультурная среда, поликультурный диалог, этнопедагогика, дети-мигранты, психолого-педагогическая, социокультурная, языковая адаптация
Keywords:
multicultural background, multicultural dialogue, ethnopedagogics, migrant children, psycho-pedagogical, socio-cultural, linguistic adaptation
Abstract. The article raises the problem of improving the professionalism of teachers in matters of psychological and pedagogical, social, cultural and language adaptation of children in the multicultural environment of the school. The article describes the experience of teachers in improving student-centered approach to the selection of methods and forms of learning, taking into account the individual psychological characteristics of children.
Профессионализм педагога в условиях поликультурной образовательной среды — обязательное условие успешности ребенка в достижении метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС. Проблема обучения детей-мигрантов в условиях массовой школы решается через постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов.
Стремительное развитие педагогической науки и образовательной практики неизбежно приводит к поиску новых методов и технологий обучения.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у обучающихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции?
Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающихся. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться [2-4].
Педагогическое сообщество нашей школы ясно понимает, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если
грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое? Поиск ответов на поставленные вопросы привел к необходимости создания проекта, нацеленного на повышение профессиональной поликультурной компетентности педагогов.
Актуальность разработки проекта обусловлена постоянным притоком особых детей в школу, в результате которого сложилась непростая социально-культурная ситуация: социально неадаптированные дети, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети-мигранты и вынужденные переселенцы [7]. Появилось разнообразие в национальном составе школы, сформировалась иная поликультурная, полиэтническая образовательная среда. При создании нашего проекта мы исходим из того, что освоение национальной культуры происходит не только при социализации, но и при аккультурации, ассимиляции [9].
При решении проблем поликультурного образования мы опираемся на исследования в области этнопсихологии и этнопедагогики, миграционной педагогики, педагогики диалога [1, 5, 8].
Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Наша формула толерантности: «понимание + сотрудничество + дух партнерства».
Формирование поликультурной компетентности педагога
51
В работе с детским контингентом нашей школы необходимо особенно учитывать уровень знаний, динамику представлений в зависимости от этапа обучения, национальные, социальные, психологические особенности, ценностные ориентации и мотивационную сферу. Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной ситуации. Именно существование в таких условиях требует особого педагогического внимания и высокой квалификации педагогов.
Краткая справка: в МАОУ СОШ № 147 сплоченный профессионально-компетентный коллектив педагогов. В целом в учреждении созданы все необходимые условия для непрерывного повышения уровня профессионального роста, педагогического мастерства учителей. 97 % учителей школы прошли обучение по программам ФГОС ООО.
Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории.
Общая численность учащихся в школе — 740 человек (сентябрь 2014 г.). Сформировано 30 классов: 14 классов в начальной школе, 13 классов в основной школе и 2 класса в средней школе.
Таким образом, остро встал вопрос о совершенствовании профессиональной компетентности педагогов в условиях поликультурной образовательной среды учреждения для достижения метапредметных результатов учащихся и повышения качества обучения (рис. 1).
Сведения о детях-мигрантах
Классы: 1-11.
Количество: 740.
Азербайджанцы: 47.
Армяне: 8.
Таджики: 41.
Киргизы: 63.
Лезгины: 1.
Кувичи: 1.
Узбеки: 4.
Вьетнамцы: 3.
Украинцы: 2.
Грузины: 3.
Казахи: 2.
Детей-мигрантов — 175 человек, что составляет от общего количества обучающихся 23,65 %.
Для решения поставленной проблемы в МАОУ СОШ № 147 создана программа повышения качества образования, в ходе реализации которой решаются следующие задачи:
□ Русские
□ Киргизы
□ Таджики
□ Азербайджанцы
□ Армяне
□ Вьетнамцы
■ Лезгины
■ Грузины
■ Кувичи
■ Казахи
■ Украинцы
Рис. 1. Национальный состав образовательного учреждения
• совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения в условиях поликультурного пространства школы;
• создание психолого-педагогических условий для успешного обучения всех участников образовательного пространства;
• создание банка методических разработок для распространения передового педагогического опыта среди сообщества учителей школы и города.
В связи с тем, что наша школа — это школа универсального профиля, на сегодняшний день в учебном плане нет специальных адаптированных программ для обучения детей-мигрантов, что существенно осложняет работу педагогического состава образовательного учреждения. Однако работа по повышению качества образования детей-мигрантов ведется в системе. Коллектив нашей школы сталкивается с проблемой качества образования со 2-го класса начальной школы, т. к. очевидно, что безотметочная система 1-го класса не дает реальной картины. Большое внимание учителями начальной школы уделяется изучению русского языка. Например, из 18 мигрантов 2Г класса не говорили по-русски 5 человек (учитель вынужден общаться с ними через «переводчика» — ребенка этой же национальности, владеющего русским языком). Анализ уровня качества образования учащихся за последние 3 года показывает, что академическая успеваемость детей-мигрантов характеризуется стабильностью, но качество знаний у большинства невысокое. Кроме того, сохранять стабильный уровень качества образования детей-мигрантов не дает постоянный приток этой категории детей в школу в течение учебного года.
Возникает вопрос: где найти ресурсы для решения проблемы?
Для организации дополнительных занятий педагоги используют дифференцированный подход. Так, тестирование параллелей 6-х классов, например, показало, что дети не в полной мере владеют «ситуативным» русским языком — учителем русского языка и литературы Э.Г. Кирьяновой был разработан курс «Русский речевой этикет», который апробирован в течение 2013/2014 учебного года для детей-мигрантов. Реализация курса не только помогла решить речевые затруднения у детей этой категории, но и повысила качество образования по русскому языку на 3,7 %.
Таким образом, с целью комфортного включения детей-мигрантов в образовательное пространство нашей школы ведется систематическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов, уровень которой позволит максимально качественно работать в условиях поликультурного диалога [6]. Опыт работы педагогов школы представлен в рамках городских семинаров-практикумов «Особенности обучения детей-мигрантов в условиях поликультурного образовательного пространства школы» (2013) и «Интеграция детей-мигрантов в образовательное пространство школы через создание системы корректировочных курсов по основным предметам базисного учебного плана» (2014). Одним из наиболее важных достижений на пути к поликультурному диалогу можно считать готовность педагогического состава к работе с многонациональным детским коллективом.
Готовность к работе с многонациональным составом учащихся — это достаточно обобщенная характеристика личности педагога, представляющая по своей сути сплав мотивационной, операционной и результативной составляющих, что находит конкретное выражение в способности реализовать на практике педагогический принцип опти-
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015
мального соотношения в деятельности учителя общечело- 4.
веческого, межнационального и национального.
Следует отметить, что коллектив понимает и принимает ситуацию поликультурности и готов работать в сложившихся условиях, поэтому в рамках проекта по развитию профессиональной компетентности педагогов запланирована работа не только с детьми-мигрантами, но и с родителями, которые не в меньшей мере нуждаются в социально-культурной и языковой адаптации.
Литература
1. Аракелян О.В. Поликультурное образование: сущность и 8. содержание. М.: Грааль, 2001.
2. Борисенков В.П. Что такое образование сегодня? // Образование и наука. 2011. № 7. С. 3-12. 9.
3. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. 2013. № 4. С. 3-18.
Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / / Образование и наука. 2011. № 8. С. 3-18.
Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10. Мокина Е.В., Ерохина И.О., Басырова Р.Р. Билингвальное и поликультурное развитие младших школьников в условиях гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 65-73.
Прохорова С.Ю. Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 30-34.
Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9. С. 3-18. Шубина Н.А., Никитина В.И., Коновалова Н.И. Разработка модели формирования системы поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 48-52.