Научная статья на тему 'Поликультурная компетентность педагогов Кызылского президентского кадетского училища'

Поликультурная компетентность педагогов Кызылского президентского кадетского училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурная компетентность / поликультурная образовательная среда / поликультурное образование / профессиональное качество педагога / поликультурное общение / поликультурное взаимодействие. / multicultural competence / multicultural educational environment / multicultural education / professional quality of the teacher / multicultural communication / multicultural interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Лилия Монгуновна

Статья раскрывает различные подходы к содержанию и структуре поликультурной компетентности педагогов. Поликультурная компетентность рассматривается как важнейшая часть компетентности современного педагога, его личностное и профессиональное качество. Предложена структура поликультурной компетентности педагога кадетского училища, включающая когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-поведенческий компоненты. Рассматриваются вопросы формирования поликультурной компетентности педагогических работников в условиях поликультурной среды Кызылского президентского кадетского училища. Развитие поликультурной компетентности должно осуществляться по линиям развития трех вышеперечисленных компонентов. Представлен опыт работы автора по повышению поликультурной компетентности педагогов Кызылского президентского кадетского училища. Обосновывается необходимость разработки и реализации комплексной программы по формированию поликультурной компетентности педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL COMPETENCE OF TEACHERS OF KYZYL PRESIDENTIAL KADETSKY SCHOOL

The article reveals the various approaches to the content and structure of multicultural competence of teachers. Polycultural competence is considered as the most important part of the competence of a modern teacher, his personal and professional quality. The structure of the multicultural competence of the teacher of the cadet school, including cognitive, emotional-value and activity-behavioral components, is proposed. The questions of the formation of the multicultural competence of teachers in the multicultural environment of the Kyzyl presidential cadet school are considered. The development of multicultural competence should be carried out along the lines of development of the three components listed above. The author’s experience in improving the multicultural competence of teachers of the Kyzyl presidential cadet school is presented. The necessity of the development and implementation of a comprehensive program for the formation of multicultural competence of teachers is substantiated.

Текст научной работы на тему «Поликультурная компетентность педагогов Кызылского президентского кадетского училища»

УДК 378.1:37.08(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2019-10003

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КЫЗЫЛСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

Ондар Л.М.

ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», Кызыл

POLYCULTURAL COMPETENCE OF TEACHERS OF KYZYL PRESIDENTIAL KADETSKY SCHOOL

Ondar L. M.

FGKUU "Kyzylpresidential cadet school, Kyzyl

Статья раскрывает различные подходы к содержанию и структуре поликультурной компетентности педагогов. Поликультурная компетентность рассматривается как важнейшая часть компетентности современного педагога, его личностное и профессиональное качество. Предложена структура поликультурной компетентности педагога кадетского училища, включающая когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-поведенче-ский компоненты.

Рассматриваются вопросы формирования поликультурной компетентности педагогических работников в условиях поликультурной среды Кызылского президентского кадетского училища. Развитие поликультурной компетентности должно осуществляться по линиям развития трех вышеперечисленных компонентов.

Представлен опыт работы автора по повышению поликультурной компетентности педагогов Кызылского президентского кадетского училища. Обосновывается необходимость разработки и реализации комплексной программы по формированию поликультурной компетентности педагогических работников.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, поликультурная образовательная среда, поликультурное образование, профессиональное качество педагога, поликультурное общение, поликультурное взаимодействие.

The article reveals the various approaches to the content and structure of multicultural competence of teachers. Polycultural competence is considered as the most important part of the competence of a modern teacher, his personal and professional quality. The structure of the multicultural competence of the teacher of the cadet school, including cognitive, emotional-value and activity-behavioral components, is proposed.

The questions of the formation of the multicultural competence of teachers in the multicultural environment of the Kyzyl presidential cadet school are considered. The development of multicultural competence should be carried out along the lines of development of the three components listed above.

The author's experience in improving the multicultural competence of teachers of the Kyzyl presidential cadet school is presented. The necessity of the development and implementation of a

comprehensive program for the formation of multicultural competence of teachers is substantiated.

Keywords: multicultural competence, multicultural educational environment, multicultural education, professional quality of the teacher, multicultural communication, multicultural interaction.

В Кызылском президентском кадетском педагога» одним из основных квалифика-

училище обучаются дети 6 национальностей, в том числе иностранные кадеты -представители Монгольской Республики. Это позволяет говорить о поликультурной образовательной среде, созданной в училище.

Перед педагогическим коллективом Кы-зылского кадетского училища (также многонациональным) возникли вопросы: Что такое поликультурная компетентность педагога? Какова ее структура? Как развивать поликультурную компетентность педагогов и учащихся? Как создать психологически комфортную поликультурную образовательную среду?

В «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федера-ции» (2010 г.) ставятся цели «формирования всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры»; «формирования российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России» [1].

Для разви-тия поликультурного образования в России возникает необходимость организации подготовки и переподготовки кадров. В «Профессиональном стандарте

ционных требований к педагогу является знание «основ поликультурного образования», умение «строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей» [2].

Поликультурная компетентность педагогов - это важная часть их педагогической компетентности в целом.

Поликультурная компетентность личности определяется в разных источниках как «совокупность знаний», «комплекс навыков», «умение», «интегративное качество»:

- «совокупность знаний о своей и других культурах, которая реализуется через навыки, установки и модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями различных культур» [3];

- «комплекс социальных навыков и способностей, позволяющих успешно решать профессиональные задачи в поликультурном пространстве, при этом учитывая этнические характеристики личностного ментального пространства человека как представителя конкретного этноса» [4,5];

- «умение адекватно воспринимать нормы, принятые в другой культуре, принимать разные точки зрения на образовательные феномены с учетом культурных особенностей» [6];

В большинстве определений поликультурная компетентность педагога обозначается как его личностное и профессиональное качество:

1. Интегративное личностно-профес-сиональное качество педагога, обусловливающее его способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие, учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики и особенности для решения педагогических задач, а также осуществлять поликультурное воспитание учащихся [7].

2. Профессионально значимое личностное качество педагога и интегративный компонент его профессиональной компетентности, характеризующийся осознанием собственной культурной идентичности и ценностным отношением к иным культурам [8].

3. Ценностно-смысловое профессионально-личностное свойство, интегрирующее системные научные знания, творческие умения, навыки, опыт деятельности, мотивы и ценности, характеризующее способность и готовность будущего учителя к осуществлению функционального сотрудничества с представителями других культур и к обеспечению межкультурного, межэтнического и межличностного взаимодействия учащихся в поликультурном мире, в том числе в поликультурном образовательном пространстве [9].

В работах ученых по-разному представлена и структура поликультурной компетентности.

Так, О.С. Павлова, Л.Ж. Назранова выделили три компонента в структуре этнокультурной компетентности: культурно-когнитивный, ценностно-личностный и

мотивационно-деятельностный.

Культурно-когнитивный компонент этнокультурной компетентности включает в себя систему знаний и представлений педагога о своей культуре и культуре проживающих в данной социально-образовательной среде народов; основах межкультурной коммуникации, принципах формирования культурного содержания обучения, а также методическую подготовленность к работе с учащимися в поликультурной среде.

Ценностно-личностный компонент включает в себя позитивную этническую идентификацию, развитую систему гуманистических ценностей, отвечающих принципам поликультурности.

Мотивационно-деятельностный компонент предполагает сформированность навыков межкультурного взаимодействия, владение методами, приемами и техниками педагогической работы в поликультурном коллективе, гуманистически ориентированный стиль педагогического взаимодействия. [3].

И.Т. Куликова, рассматривая полиэтническую компетентность классного руководителя, выделила в ее структуре мотива-ционно-ценностный, коммуникативный и социально-перцептивный компоненты [10].

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой систему мотивов, ценностей, интересов, потребностей, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе.

Коммуникативный компонент определяется как совокупность умений и навыков классного руководителя организовать конструктивное межэтническое взаимодействие в образовательной среде.

Коммуникативные компетентности классного руководителя предполагают умение воспринимать, понимать и правильно оценивать партнера по общению; владение поощряющей и бесконфликтной формами общения; внимательное, доброжелательное отношение к участникам общения.

Социально-перцептивный компонент предполагает наличие у классного руководителя готовность к безусловному, безоценочному и позитивному восприятию учащихся своего класса.

Наиболее детально знания, умения, ценности, личностные качества и способы поведения представлены в модели поликультурной академической компетентности педагога Е.И. Луговцевой [3].

В соответствии с данной моделью предлагаем следующую структуру поликультурной компетентности педагога Кызылского президентского кадетского училища, включающую когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-поведенческий компоненты.

Таблица 1. Структура поликультурной компетентности педагога Кызылского президентского кадетского училища

Когнитивный Знание основ истории, обычаев, традиций, этикета культур, представители которых обучаются и работают в училище. Знание особенностей восприятия, мышления, поведения и общения воспитанников - представителей разных этносов. Знание сходства и различий культур. Осознание собственных этноцентристских установок и этнических стереотипов. Знание специфики образовательных систем разных стран. Знание основ межкультурной коммуникации. Знание основ этнопсихологии и этнопедагогики.

Эмоционально-ценностный Ценностное отношение к поликультурности в обществе и в образовательной среде. Восприятие поликультурности как фактора взаимообогащения профессионального и личностного культурного опыта. Интерес к другим культурам и уважительное отношение к своей и другим культурам. Готовность к постоянному повышению квалификации в сфере поликультурного образования и взаимодействия и т.д. Открытость, доброжелательность, толерантное мышление, эмпатия, гибкость, чувство юмора. Высокая самооценка, позволяющая не видеть угрозу в людях, воспринимающихся как «иные».

Деятельност-но-поведенче-ский Умение строить межличностные отношения в поликультурном педагогическом коллективе с учетом этнокультурных особенностей участников взаимодействия. Умение позитивно принимать участников образовательного процесса. Гуманистически ориентированный стиль педагогического взаимодействия. Владение методами, приемами и техниками педагогической работы в поликультурном коллективе. Навыки конструктивного разрешения конфликтов в поликультурных группах. Умение организовать учебное взаимодействие в поликультурной группе кадет.

С учетом вышесказанного предлагаем следующую дефиницию поликультурной

осуществлять поликультурное взаимодействие с кадетами и другими участниками

компетентности педагога применительно к образовательного процесса - представите-

условиям Кызылского кадетского училища.

Поликультурная компетентность - это интегративное качество педагога Кызыл-ского ПКУ, позволяющее эффективно

лями разных национальностей (в том числе зарубежных) - с учетом их этнокультурных особенностей, включающее:

а) систему знаний (о ценностях, обыча-

ях, менталитете, этикете разных культур, особенностях восприятия, мышления, поведения и общения представителей разных этносов, сходстве и различиях культур, основах межкультурной коммуникации и

т.д.);

б) систему отношений, ценностей, установок, личностных качеств (уважительное отношение к своей и другим культурам, интерес к ним, гуманистические установки к членам педагогического и кадетского коллективов, независимо от их национальности);

в) владение навыками и приемами межкультурного общения, методиками организации учебного взаимодействия в полиэтническом кадетском коллективе.

Поликультурную компетентность необходимо целенаправленно формировать и развивать. Развитие поликультурной компетентности должно осуществляться по линиям развития трех вышеперечисленных компонентов.

Прежде всего, это:

- повышение этнокультурной осведомлённости педагогов в области обычаев, ценностей и традиций народов, представители которых есть в училище, осознание поликультурных особенностей педагогического и ученического коллективов;

- преодоление своих этноцентристских тенденций и предубеждений, осознание этнических стереотипов и установок, формирование непредвзятости при оценке других людей вне зависимости от их национальности;

- развитие мотивов, потребностей, норм, ценностей и качеств, направленных на позитивное взаимодействие с кадетами и

коллегами разных национальностей (толерантность, бесконфликтность, эмпатия, доброжелательность);

- освоение гуманистического стиля взаимодействия в образовательной среде;

- формирование основ межкультурного общения, чувства такта, деликатности в отношениях с представителями иных культур, уважение к каждому кадету (независимо от национальности), доброжелательность, способность участливо откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе;

- овладение навыками и умениями, способствующими конструктивному межэтническому взаимодействию и общению в образовательной среде, навыки конструктивного разрешения конфликтов между кадетами - представителями разных культур;

- повышение методической грамотности в работе с кадетами в полиэтническом классе;

- овладение методами, приемами и техниками педагогической работы в поликультурном коллективе.

Известно, что важную роль для развития профессиональной компетентности выступает потребность в самостоятельном расширении знаний. Очевидно, что педагоги должны самостоятельно расширять свое знание в области межкультурного взаимодействия, включая в самообразование темы поликультурного направления.

С целью повышения поликультурной компетентности педагогов в Кызылском кадетском училище в 2017-2018 учебном году проведены ряд мероприятий инфор-

мационного характера. ностей видят мир и воспринимают его

Семинар «Учет этнокультурных осо- по-разному. Важно учитывать этнопсихо-

бенностей монгольских кадет в полиэт- логические особенности представителей

ническом образовательном пространстве монгольского этноса: наблюдательность,

Кызылского ПКУ». На нем было отмечено, добродушие, природное любопытство, сте-

что у монгольских кадет идет процесс пси- пенность, неторопливость, сдержанность

хологической, языковой, социокультурной, (у мужчин), выносливость, уважение к стар-

дидактической и психофизиологической шим, особенно пожилым людям, любовь к

адаптации. В целом, процесс адаптации традициям, приверженность коллективи-

монгольских кадет в училище организован стическим ценностям, созерцательность.

на трех уровнях: обучение - интенсивное Кроме того, дети разных национальностей

овладение устным и письменным русским по-разному могут воспринимать стиль по-

языком; общение - налаживание процесса ведения педагога, предъявлять различные

межличностного взаимодействия с одно- требования к их личностным и професси-

классниками; культурное обогащение. ональным качествам.

Для воспитателей и учителей-пред- Перед воспитателями были поставлены

метников были разработаны психоло- задачи изучения этнических особенностей

го-педагогические рекомендации по со- восприятия, мышления, эмоциональной

циально-психологической и культурной сферы монгольских кадет, а также специ-

адаптации иностранных кадет. Так, было фики мотивов, побуждающих к труду, уче-

рекомендовано учитывать нормы и правила бе, успеху.

поведения и этикета в монгольской культу- С целью повышения психолого-педаго-ре, особенности эмоционального и комму- гической компетентности по вопросам по-никативного реагирования представителей ликультурного общения в образовательном монгольского этноса. Важно сохранять для процессе для воспитателей и преподавате-монгольских кадет возможность говорить лей училища был проведен семинар-прак-на родном языке, поддерживать интеллек- тикум «Общение в поликультурной среде». туальные и эмоциональные контакты со На нем отмечалось, что поликультурная своей культурой. Давать возможность де- подготовка педагогов должна вклю-чать тям иногда выступать на родном языке (на знакомство с культурами и традициями на-уроке или мероприятии), читать на мон- родов, представители которых обучаются в гольском языке. Преподавателям, воспита- училище. Знание народных традиций мотелям и кадетам искренне интересоваться жет помочь выявить об-щие духовные свя-культурой Монголии, подчеркивать уни- зи, сложившиеся между народами, а также кальность и богатство традиций, выучить узнать их историческое прошлое, увидеть слова приветствия, благодарности, проща- общее и особенное в традициях, образе ния, поздравления на монгольском языке и жизни, культурных ценностях народов. т.д. На семинаре подчеркивалось, что необ-Известно, что дети разных националь- ходимо бережное отношение к националь-

ной ментальности и ее проявлениям. При решении вопросов, связанных с этнично-стью, следует помнить, что этничность человека - глубоко личная, эмоциональная, неосознаваемая сфера. Это требует особой осторожности и деликатности в межэтническом взаимодействии.

Семинар прошел в интерактивном режиме: участники, разбившись на микрогруппы, готовили творческие задания и затем их защищали и обсуждали. Например, предлагалось, основываясь на собственном опыте, знаниях и наблюдениях, подготовить информацию об одной из национальностей, представители которых учатся в училище. В «Визитку народа» включались: приветствие, предмет национальной гордости, традиции, обычаи, психологические черты, праздники, правила поведения, этикет, общение (вербальное и невербальное) и т.д. Другим группам педагогов было предложено разработать примерный комплекс занятий по ознакомлению кадет с культурой народов, представители которых учатся в училище; продумать систему мероприятий для проведения дня (недели) толерантности в Кызылском ПКУ; подготовить план и примерное содержание этической беседы во взводах «Чем схожи и чем отличаются люди разных национальностей?»; сформулировать правила эффективного общения кадет и педагогов в поликультурной среде Кызылского кадетского училища.

На следующем этапе был проведен семинар «Этнопсихологические особенности тувинских детей: по материалам научных исследований», в ходе которого участники ознакомились с разными направлениями в исследовании детства в тувинской культу-

ре. Им были представлены работы тувино-ведов, в которых затрагиваются вопросы, связанные с особенностями менталитета, этикета, воспитания и социализации представителей тувинского этноса. Обсуждались этнопсихологические характеристики тувинских детей, которые могут влиять на восприятие и усвоение учебного материала, на степень включенности в учебный процесс, на их взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Был сделан вывод о том, что знание особенностей поведения и психики тувинских детей, подростков и юношей позволит воспитателям и учителям-предметникам училища эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс.

Мы понимаем, что краткосрочные меры информационно-просветительского характера могут содействовать лишь формированию определенных знаний, но никак не компетентности в целом. Формирование поликультурной компетентности требует реализации комплексного подхода. Должна быть разработана и реализована программа по формированию поликультурной компетентности педагогических работников с использованием активных и интерактивных методов обучения (дискуссии, дебаты, семинары, круглые столы, проекты, деловые игры, мозговой штурм, моделирование ситуаций межкультурного взаимодействия и их анализ) [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, поликультурная образовательная среда создается в образовательной организации путем реализации соответствующей программы, а также при создании особой психологической атмосферы взаимоуважения между детьми, между педагогами

и учащимися, их позитивной мотивации турной компетентности и поликультурной к формированию собственной поликуль- компетентности обучающихся.

Библиографический список

1. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации http://pnu.edu.ru/media/ filer_public/1b/a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf

2. https://www.menobr.ru/artide/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga

3. Павлова, О.С., Назранова, Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 2. [сайт]. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Pavlova_ Nazranova.phtml

4. Гуляевская, Н. В., Помуран, Н. Н. Поликультурная компетентность специалистов социальной работы в условиях культурного многообразия // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015; (1):3.

5. Карнышев А. Д. Личность и межкультурная компетентность // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2. С. 99-106.

6. Луговцова, Е.И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: Пособие для пед. работников общеобра-зоват. учреждений и учреждений внешк. воспитания и обучения / Е.И. Луговцова. -Минск: Нац. Ин-т образования, 2010. 192 с.

7. Хупсарокова, А. М. Содержание поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] / А. М. Хупсароко-

ва // Режим доступа: http://www.fan-nauka. narod.ru/2008-1.html, свободный.

8. Ха—зо—ва, С. А. По—ли—куль—тур—ная ком—пе—тен—тность пе—да—го—га: мо—но-г—ра—фия. / С.А. Ха—зо—ва, Ф.Р. Ха—тит // [ Элек—трон—ный ре—сурс ]. Ре—жим до-с—ту—па: . Doi: 10.18411/2015-11- 014.

9. Хупсарокова А. М. Формирование поликультурной компетентности у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 118-125.

10. Куликова, Т.И. Содержание полиэтнической компетентности классного руководителя в условиях поликультурной образовательной среды // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-1. С. 78-82; URL: https://www. expeducation.ru/ru/article/view?id=9743 (дата обращения: 05.01.2018).

11. Иргит, Е.Л. О роли поликультурного воспитания в тувинской школе // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2021 мая 2010 г. В 2-х ч. Ч. П. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2010. С.185.

References

1. Koncepciya razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii

http://pnu.edu.ru/media/filer_public/1b/ a5/1ba5a122-7f0f-4008-a73d-9f5c2a8c922b/concept.pdf 8.

2. https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga

3. Pavlova, O.S., Nazranova, L.ZH. Etnokul'turnaya kompetentnost' pedagoga v 9. usloviyah sredy s polietnicheskim sostavom vospitannikov [Elektronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2015. T. 7. № 2. [sajt]. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Pavlova_ Nazranova.phtml 10.

4. Gulyaevskaya, N. V., Pomuran, N. N. Polikul'turnaya kompetentnost' specialistov social'noj raboty v usloviyah kul'turnogo mnogoobraziya // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015; (1):3.

5. Karnyshev A. D. Lichnost' i mezhkul'turnaya kompetentnost' // Psihologiya v ekonomike i upravlenii. 2009. № 2. S. 99-106. 11.

6. Lugovcova, E.I. Formirovanie u uchashchihsya umeniya zhit' v polikul'turnom mire: Posobie dlya ped. rabotnikov obshcheobrazovat. uchrezhdenij i uchrezhdenij vneshk. vospitaniya i obucheniya / E.I. Lugovcova. - Minsk: Nac. In-t obrazovaniya, 2010. 192 s.

7. Hupsarokova, A. M. Soderzhanie polikul'turnoj kompetentnosti pedagoga [Elektronnyj resurs] / A. M. Hupsarokova

// Rezhim dostupa: http://www.fan-nauka. narod.ru/2008-1.html, svobodnyj. Hazova, S. A. Polikul'turnaya kompetentnost' pedagoga: monografiya. / S.A. Hazova, F.R. Hatit // [ Elektronnyj resurs ]. Rezhim dostupa: . Doi: 10.18411/2015-11- 014. Hupsarokova A. M. Formirovanie polikul'turnoj kompetentnosti u budushchih pedagogov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2009. № 3. S. 118-125.

Kulikova, T.I. Soderzhanie polietnicheskoj kompetentnosti klassnogo rukovoditelya v usloviyah polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016. № 4-1. S. 78-82; URL: https://www. expeducation.ru/ru/article/view?id=9743 (data obrashcheniya: 05.01.2018). Irgit, E.L. O roli polikulturnogo vospitaniya v tuvinskoj shkole // Realnost etnosa. Obrazovanie kak faktor ustojchivogo razvitiya korennyx malochislennyx narodov Severa, Sibiri i Dalnego Vostoka. K 80-letiyu Instituta narodov Severa: Sbornik statej po materialam XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sankt-Peterburg, 20-21 maya 2010 g. v 2-x ch. Ch. II. SPb.: Izd-vo RGPU im A.I. Gercena, 2010. S.185.

Ондар Лилия Монгуновна - кандидат психологических наук, педагог-психолог ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», E-mail: [email protected]

Ondar Liliya, Ph.D. in Psychology, pedagogue-psychologist, Kyzyl Presidential Cadet School, E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию 03.06.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.