Научная статья на тему 'К вопросу о профориентационной работе в профильном учебном заведении'

К вопросу о профориентационной работе в профильном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / CAREER GUIDANCE / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL MILITARY ORIENTATION / КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ / CADET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргит Елена Ломбуевна, Баир Аржаана Бояновна

В данной статье раскрываются особенности, этапы профориентационной работы в кадетском училище. Представлены результаты проведенных диагностических методик с обучающимися кадетского училища, их склонности к определенным типам профессий и к различным сферам профессиональной деятельности. Результаты диагностики могут оказать помощь в профориентационной работе на основе индивидуально-личностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF VOCATIONAL GUIDANCE IN SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTION

This article describes the features and stages of career guidance in schools. The results of the diagnostic techniques are presented with the students of cadet school, their appetite for certain types of occupations and aptitudes to various professional fields. The diagnostic results can help in vocational guidance on the basis of individual approach.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профориентационной работе в профильном учебном заведении»

УДК 37.062

К ВОПРОСУ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В ПРОФИЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Иргит Е.Л.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл Баир А.Б.

студент заочной формы обучения Кызылского педагогического института ТувГУ

TO THE QUESTION OF VOCATIONAL GUIDANCE IN SPECIALIZED EDUCATIONAL

INSTITUTION

Irgit EL Tuvan State University, Kyzyl Bair A.B.

Student of the correspondence form of training the Kyzyl pedagogical Institute

В данной статье раскрываются особенности, этапы профориентационной работы в кадетском училище. Представлены результаты проведенных диагностических методик с обучающимися кадетского училища, их склонности к определенным типам профессий и к различным сферам профессиональной деятельности. Результаты диагностики могут оказать помощь в профориентационной работе на основе индивидуально-личностного подхода.

Ключевые слова: профориентационная работа, военно-профессиональная ориентация, кадетское училище.

This article describes the features and stages of career guidance in schools. The results of the diagnostic techniques are presented with the students of cadet school, their appetite for certain types of occupations and aptitudes to various professional fields. The diagnostic results can help in vocational guidance on the basis of individual approach.

Key words: career guidance, professional military orientation, cadet school.

В соответствии с Типовым положением (Утв. Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №434) Президентские кадетские училища имеют главное свое предназначение - развитие системы поддержки талантливых детей, подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную военную службу.

Уставом ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище» заявлено о военной составляющей образовательного процесса: подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения; получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях.

В соответствии с этим профессиональную ориентацию в училище предполагается проводить как комплекс научно обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у

обучающихся психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим направлениям.

Военно-профессиональная ориентация - это система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, являющихся составной частью учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе. И она направлена на формирование у воспитанников готовности к сознательному и обоснованному выбору военной профессии в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями, и с учетом имеющихся потребностей вооруженных сил в специалистах различного профиля [I].

Профессиональная ориентация обучающихся во всех образовательных учреждениях осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе их личных возможностей и потребностей.

Первый (диагностический и формирующий) этап профессиональной ориентации направлен на 5-9 классы. На этом этапе осуществляется изучение индивидуально-психологических качеств кадет и воспитанниц, формирование у них основных общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных, волевых и т.д. Одновременно активизируется процесс профессионального просвещения: обучающиеся более подробно знакомятся с типологией профессиональной деятельности, в том числе, с классификацией офицерских профессий и специальностей, усваивают специфику требований, которые предъявляются к личности человека профессиями и специальностями разных групп.

Важным принципом в работе по ознакомлению с миром труда является активизация деятельности самих кадет и воспитанниц, привлечение их к самостоятельному получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности на учебных занятиях, в кружках и секциях.

Второй (основной) этап профессиональной ориентации приходится на 1011-е классы. Он, прежде всего, связан с завершением среднего образования и необходимостью окончательного принятия решения о выборе профессии, а также с непосредственной подготовкой к военной службе. На этом этапе завершается изучение личности кадет и воспитанниц в условиях училища и военкомата, окончательно уточняется выбор обучающимися профессии офицера, намечаются конкретные пути приобщения к ней, даются советы, что предпринять, как готовиться к будущей учебе и службе.

Главная задача данного этапа - расширить круг знаний старшеклассников о военных профессиях, конкретизировать представление об их требованиях к личности человека, сформировать у обучающихся интерес и готовность к обоснованному выбору военной профессии, с учетом глубокого знания их индивидуальных особенностей организовать процесс самовоспитания и заблаговременной подготовки к будущей учебе в военной организации высшего образования или военной службе.

Третий (закрепляющий) этап военно-профессиональной ориентации, связанный с уточнением намерений кадет и воспитанниц, проводится в стенах военной образовательной организации высшего образования в ходе прохождения вступительных испытаний и на стадии первоначальной адаптации к обучению в условиях вуза. Профориентационная работа на данном этапе должна быть направлена на уточнение имеющихся у каждого кандидата представлений о вузе и избранной профессии, формирование правильных знаний об особенностях учебы и службы.

На первом этапе при организации профориентационной работы с обучающимися применяются диагностический (наблюдение, анкетирования, беседа, анализ училищной документации, анализ результатов творческой деятельности, медицинское обследование, тестирование) и воспитательный (тренинговые занятия в группе, опросы, игры, консультирование обучающихся и их родителей или законных представителей) аспекты, отличающиеся друг от друга по целям, содержанию работы, её методам и формам проведения. От того, насколько педагог владеет методами и методиками диагностики, умело отбирает их с учетом решаемых задач, зависит результат профессионального самоопределения воспитанников.

C целью выявления профессиональных интересов и склонностей кадет и воспитанниц нами проведено диагностическое исследование с использованием методики Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» и опросника профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной) [2, 3]. В выборке принимали участие кадеты 9-х классов в количестве 42 чел. в возрасте 14-15 лет.

Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов, и позволила установить, в какой области обучающимся лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.

Результаты исследования: 26% кадет склонны к профессиям типа «Человек -Человек», содержание труда которых сводится к взаимодействию людей, 14% опрошенных - к типу профессии «Человек - Техника», который требует точности и определенности действий технических объектов, 12% обучающихся - к типу профессий «Человек - Знаковая система», содержанием деятельности которых являются коды, условные знаки, языки, чертежи, таблицы и формулы, в связи с чем людям, относящимся к данному типу профессий необходимо уметь мысленно сосредотачиваться, и требуется особое внимание. К типу профессий «Человек -Природа», которым характерны заботливость, терпение, инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач относятся 10% опрошенных. Диагностика также выявила, что 5% кадет относится к типу профессий, связанных с творчеством, наличием способности к искусствам, образному мышлению, талантом -«Человек - Художественный образ». Помимо этого методика Е.А. Климова дала информацию о том, что 26% опрошенных проявляют склонность к двум типам профессий, 7% - к трем, см. Таблицу 1.

Таблица 1

Классификация профессиональных интересов воспитанников Кызылского _президентского кадетского училища_

Тип Человек-Человек Человек-Техника Человек- Человек- Человек-Природа Сочетание Сочетание

профессии (по Знаковая система Художественный образ двух типов профессий трех типов профессий

Климову) Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

9 «а» 3 14 3 14 3 14 3 14 1 5 6 29 2 10

9 «б» 8 38 3 14 2 10 1 5 1 5 5 24 1 5

Итого 11 26 6 14 5 12 4 10 2 5 11 26 3 7

Следующая методика Л. Йовайши направлена на выявление склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.

Результаты данной методики показывают, что 86% опрошенных респондентов имеют склонность к экстремальным видам деятельности, на втором месте - склонность к работе с людьми, 64%. 61% кадет склонны к исследовательской деятельности, планово-экономическим видам деятельности склонны 57 % респондентов. Больше половины девятиклассников - 55% имеют склонность к работе на производстве, и совсем немногие, их 10%, имеют минимальную выраженность к эстетическим видам деятельности, см. Таблицу 2.

Таблица 2

Склонности обучающихся к различным сферам профессиональной _деятельности_

Склонность к

Сферы Склонность к Склонность к планово-

профессионально Склонность к Склонность к эстетическим экстремальным экономическим

й деятельности Склонность к исследовательск работе на видам видам видам

работе с людьми ой деятельности поизводстве деятельности деятельности деятельности

выраженнось кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

высокий 2 5 0 0 0 0 0 0 6 14 0 0

средний 7 17 8 19 4 10 0 0 18 43 6 14

слабый 18 43 18 43 19 45 4 10 12 29 18 43

не выражена 15 36 16 39 19 45 38 90 6 14 18 43

Анализ данных методик позволили педагогу-психологу образовательного учреждения выявить степень рекомендованности предпочитаемых кадетами профессий (Таблица 3). Так, могут быть рекомендованы для выбранных на настоящее время профессий 73% воспитанников; частично рекомендованы - 23%, не рекомендованы (профессиональный тип и склонности кадета не соответствует выбранной профессии) - 4% обучающихся.

Таблица 3

Степень рекомендованности предпочитаемых кадетами профессий

Степень рекомендованности профессии Рекомендован к профессии Частично рекомендован Не рекомендован

кол-во % кол-во % кол-во %

9 а 15 68 6 27 1 5

9 б 26 76 7 21 1 3

Итого 41 73 13 23 2 4

Большой процент рекомендованных к выбранной профессии кадет указывает на грамотно организованный отбор будущих кадетов и профориентационную работу в рамках учебно-воспитательного процесса Кызылского ПКУ.

В целом профориентационная работа ведется в рамках учебного процесса, во внеурочной деятельности с 5-го класса в системе дополнительного образования. Основное содержание работы с обучающимися 5-9 классов направлено на знакомство учащихся с миром военных профессий, первичным самоопределением кадет и воспитанниц, изучением и оценкой их профессиональных навыков, способностей, наклонностей и потребностей. В рамках ранней профориентационной работы с обучающимися проводятся классные часы, анкетирование и диагностика развития профессиональных интересов и направленностей кадет и воспитанниц, профориентационные встречи с представителями различных профессий, в том числе военных.

В рамках предпрофильной подготовки в 9-х классах проводятся элективные курсы профориентационной направленности, а также ознакомительные экскурсии в военные организации и на промышленные предприятия региона. В Дни открытых дверей обучающиеся участвуют в мероприятиях, организуемых учебными заведениями, в том числе и в ТувГУ.

Библиографический список

1. Военная психология и педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80ahc0abogjs.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/suschnost-formyi-iTietodyi-voenno.html (Дата обращения: 27.05.2016).

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004 - С. 304.

3. Криволапова, Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 170176.

Bibliograficheskij spisok

1. Voennaya psikhologiya i pedagogika [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--80ahc0abogjs.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/suschnost-formyi-metodyi-voenno.html (Data obrascheniya: 27.05.2016).

2. Klimov, E.A. Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya / E.A. Klimov. - M.: Akademiya, 2004 - S. 304.

3. Krivolapova, N. A. Professionalnoe samoopredelenie shkolnikov v novykh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh // Narodnoe obrazovanie. - 2010. - 5. - S. 170-176.

Иргит Елена Ломбуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Баир Аржаана Бояновна - студент заочной формы обучения Кызылского педагогического института ТувГУ

Irguit Elena - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected] Bair Arzhaana - student of the correspondence form of training the Kyzyl pedagogical Institute of the Tuva State University, Kyzyl

УДК 37.035.6: 37.033

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ТУВИНЦЕВ

Доржу М.Д.

Кызылский педагогический институт ТувГУ, г. Кызыл

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN TRADITIONAL FOLK PEDAGOGY TUVANS

Dorzhu M.D.

Pedagogical Institute of Kyzyl TuvSU, Kyzyl

Статья посвящена актуальным вопросам в традиционном воспитании ребенка в тувинской семье, бережному отношению к родной природе, которая испокон веков окружала предков.

Ключевые слова: актуальные вопросы в традиционном воспитании, динамизм процессов, активизация роли экологического воспитания, расширение его функций.

The article is devoted to topical issues in traditional tuvan family in the upbringing of the child, respect for the native nature, which for centuries surrounded the ancestors.

Key words: current issues in traditional upbringing, dynamism processes, promotion of the role of environmental education, expanding its functions.

Как компонент педагогической системы по формированию экологической культуры учащихся, проблемы экологического воспитания и роль традиционной культуры в этом процессе рассмотрены во многих работах современных педагогов-экологов, например, А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. В.А. Ясвина и др.

2017 год в России был годом Экологии, поэтому во всех образовательных организациях были организованы мероприятия по экологическому воспитанию, основной целью которых было формирование экологической культуры обучающихся. И в образовательных организациях нашей республики проводились мероприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.