DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-32 УДК 371.31
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА)
Болотова М.И., Кузьменко Р.В.
В статье ставится задача определить содержание и структуру культуротвор-ческой компетентности личности и обосновать педагогические условия и потенциал образовательной среды президентского кадетского училищапо формированию куль-туротворческой компетентности кадета. В результате теоретического анализа, автор осмысляет данный феномен как интегральное качество личности, отражающее ее готовность ккультуроусвоению и культуросозиданию. Педагогический потенциал рассматривается как совокупность ресурсов (образовательные практики, культурно-досуговые практики, практики ранней социализации) и возможностей, специфичных для президентского кадетского училища. Представлено качественное описание реализации педагогических условий: включение обучающихся в культуротворческое проектирование; участие обучающегося в интеллектуальных и культурных формах досуга; разработка вариативного содержания культурных практик. Результативность эксперимента статистически доказана (критерий x2 Пирсона).
Ключевые слова: культуротворчество; культуротворческая компетентность; потенциал образовательной среды; президентское кадетское училище.
FORMATION OF CULTURAL CREATIVE COMPETENCE OF THE PUPIL (ON EXAMPLE OF THE PRESIDENTIAL CADET SCHOOL)
Bolotova M.I., Kuzmenko R.V.
The topic of research - the formation of cultural creative competence; aim - to prove pedagogical circumstances and potential of the educational environment of presidential cadet school in formation of cadet's cultural creative competence. The results of the theoreti-
cal analysis showed that the author treats this phenomenon as an integral personal quality which reflects his readiness to culture- adoption and culture creation. Pedagogical potential is treated as a complex of resources (educational practice, culture and leisure practice, early socializing practice) and possibilities specific for presidential cadet school. The thorough description of realization ofpedagogical circumstances is represented. That includes: students' inclusion into cultural creativity в designing; participation in cultural and leisure activities; working out the varied concept of cultural practice. The results of the experiment are statistically proved with Pearsons' criteria.
Keywords: cultural creativity; cultural creative competence; potential of the educational environment; presidential cadet school.
Актуальность
Современные процессы информатизации, глобализации обострили социальную потребность общества в культуротворческой личности, способной к критическому нестандартному мышлению [8], креативности и готовой принимать самостоятельные решения в ситуациях культурного самоопределения [13].
Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, а также риски и возможности роста поставили перед отечественной системой основного образования ряд принципиально новых требований к образовательным результатам обучающихся, выраженных в компетентностях, обеспечивающих продуктивную деятельность по освоению культуры как источника развития его творческих способностей. Культуротворческое воспитание, нацеленное на формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозида-ния, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, а также на формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта, обозначено как одно из основных направлений организации воспитания и социализации обучающихся образовательных организаций [7, 11].
Постановка задачи
Изучение специфики включения индивида в систему современной культуры, процессов культурного самоопределения и формирования индивидуальной картины мира, поиск ценностных приоритетов образования личности как субъекта культуры в эпоху глобализации информационного общества, которому свойственны такие черты как открытость и инициативность
[1, 12], выдвигают на первый план вопрос формирования культуротворческой компетентности как ядра общекультурной компетенции личности.
Исследование проблемы формирования культуротворческой компетентности кадета в президентском кадетском училище важно, как считает И.Е. Видт, в связи с исчерпанностью когнитивно-информационной парадигмы образования и переходом к его культурологической трактовке [3, 15]. По мнению ученых [5, 9, 13], в теории и практики школьного образования приоритеты культуроосвоения и культуротворчества подменяются приоритетами социализации.
Установка на формирование президентских кадетских училищ как образовательных учреждений инновационного типа с целью воспитания элиты общества предполагает повышение ценности культуротворческой компетентности кадета, требует от педагогической науки уточнения содержания, технологий, форм, средств, условий ее формирования, а также потенциала образовательной среды кадетского училища, отражающего его специфику.
Обзор литературы по проблеме
Обоснование содержательных характеристик понятия «культуротворческая компетентность» проводится в интегративном единстве рассматриваемых в научных исследованиях дефиниций «компетентность» и «культуротворчество». При этом компетентность трактуется В.В. Краевским, А.В. Хуторским как готовность осуществлять сложные культуросообразные виды действий; как совокупность личностных качеств, определяющих общественную сущность человека, и необходимых для продуктивной творческой деятельности [4, 14]. В данных определениях акцент делается на способности личности к различной деятельности.
Значимыми для уточнения понятия «культуротворчество» стали философские концепции гуманизма ХХ в., в которых культура выступает средством «конструирования» личности, «регулятивной идеей бытия индивида»; а культуротворчество «направляется не только во вне, но и внутрь - на самопознание и созидание своего «Я», новых возможностей разума и воли» (А. Бергсон) [2, с. 116].
Согласно исследованиям психолога А.Н. Леонтьева «культуротворчество» есть «высшее проявление психологической культуры личности» и как продукт мыслительной деятельности знаменует собой, в первую очередь, личную активность, работу над собой, процесс и результат которой свидетельствует о психологической культуре, различных ее вариантах и тесно связанных с ней явлениях (мотивация, особенности мышления, творческая активность [6].
Педагоги, занимающиеся проблемой культуротворчества, как правило, ведут исследования в следующих аспектах: культуротворческое воспитание, создание культуротворческих ситу-
аций, усвоение культуротворческих ценностей, создания культуротворческой среды. Лишь немногие ученые рассматривают результат этого процесса, выраженный в опыте творческой деятельности личности, то есть в компетентностях [10]. Так Г.И. Сунгатуллина определяет культуротворческую компетентность ученика как «совокупность личностных качеств, способствующих ценностному самоопределению личности в культуре и ее участию в кульгурогене-зе» [9, С. 11] и формирует ее средствами учебного музея.
Описание исследования
Опора на идеи концепции личностно ориентированного образования культурологического типа Е. В. Бондаревской, модель культурологического образования А.П. Валицкой, принципа продуктивности в культурологическом образовании Н.Б. Крыловой [5] позволили нам уточнить дефиницию «культуротворческая компетентность обучающегося» как интегральное качество личности, определяемое готовностью к культуроусвоению и культуросозиданию на основе расширяющейся сферы познания культурно-исторических реалий, норм культуры, выраженного ценностно-смыслового понимания культурного самоопределения и имеющегося опыта культуротворчества. В авторской трактовке понятия «культуротворческая компетентность обучающегося» акцент делается на готовности личности к культурному самоопределению, которое связано с постоянным выбором разных форм культурной активности.
В хоте теоретического анализа выделены трехкомпонентная структура культуротворческой компетентности (культуроусвоение, культуроопределение, культуровоплощение) и этап-ность процесса. На ознакомительном этапе формируется система историко-культурных знаний посредством культуроусвоения как способа изучение и понимание продуктов культуры. На потребностном этапе происходит распредмечивание знаний с позиций культурных и личностных смыслов посредством культуроопределения как способа формирование ценностного отношения к себе как субъекту культуротворческой деятельности, другому как значимому субъекту культуры и к культурно-историческим ценностям как произведениям. На преобразующем этапе формируется опыт культуротворческой деятельности, опыт презентации личных результатов и достижений, рефлексивно-оценочные умения посредством культуровоплощения как способа присвоения культуры, создание творческого продукта.
Полномасштабный формирующий эксперимент проводился в Оренбургскоv президентскоv кадетскоv училище с 2011 г. по 2014 г., было задействовано 116 респондентов.
Опираясь на осмысление понятия «потенциал» как совокупность ресурсов и возможностей, которые имеются в наличии и которые в контексте определенных педагогически целе-
сообразных действий могут быть мобилизованы, педагогический потенциал образовательной среды президентского училища по формированию культуротворческой компетентности кадета представляет совокупность ресурсов (образовательных практик, культурно-досуговых практик, практик ранней социализации) и возможностей (ориентация воспитания на ценности кадетского братства и этики служения Отечеству; единение на культурологических основаниях урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования; многообразие форм культурных практик; личностный выбор сферы творчества; наличие зоны успешности и самовыражения; система учета и презентации личностных достижений).
Образовательные ресурсы ПКУ направлены на расширение историко-культурных знаний с помощью технологий изучения, сохранения и использования культурного наследия, программных средств для интеграции учебно-познавательной и художественно-продуктивной деятельности, интернет-ресурсов образовательного назначения. Ресурсы культурно-досуговой деятельности расширяют опыт личности в продуктивной деятельности - технологии развития индивидуальных творческих способностей; программные средства для творческой самореализации; информация по объектам социально-культурного назначения.Ресурсы ранней социализации, такие как летние практики, нацелены на самообразование и профессиональный выбор.
Данное понимание расширяет существующие представления об потенциале образовательной среды за счет вариативности и содержания культурных практик, ситуаций культурного самоопределения, обогащающих культурное пространство личности.
Такое понимание потенциала образовательной среды президентского кадетского училища определило выбор педагогических условий и программно-технологического обеспечения исследуемый процесс.
Первое педагогическое условие обеспечило включение обучающихся в культуротворческое проектирование, активизирующее их учебно-познавательную и художественно-продуктивную деятельность. На формирующем этапе эксперимента были разработаны культуротвор-ческие проекты «От Руси к России», «Путь к успеху», «Дари добро», которые интегрировали урочную, внеурочную деятельности во взаимосвязи с дополнительным образованием.
Системообразующим выступил культуротворческий проект «От Руси к России», в котором освоение культуры происходило в движении подрастающего поколения от «ближней» культуры - семьи, города, региона - к культуре «дальней» - народа, нации, человечества. Проект реализовывался четыре года по разным историческим темам: «Становления государства Российского - Древняя Русь 9-12 век» (2011 г.); «Период раздробленности, монголо-татарского
ига и время собирания русских земель вокруг Москвы» (2012 г.); «Русь 16-17 веков» (2013); «Становление Российской империи: от Петра I до Екатерины II» (2013 г.).
Так, проект на первом этапе реализовывался в течение нескольких тематических дней. Цель первого дня «Погружение в эпоху-1» - проведение входной диагностики по выявлению уровня знаний по истории Руси, повышение интереса и мотивации обучающихся к познанию. Цель второго дня «Погружение в эпоху-2» - овладеть навыками стратегического развития государства (задание «Построй свою крепость»), восстановления древней карты (задание «Реставраторы карты»), оформления текста былины с использованием стилистики того времени (задание «Древняя письменность»). Цель третьего дня «Откуда есть пошла Земля Русская» -осознание кадетами необходимости объединения, создания сильного единого государства у восточных славян на основе представлений об эпохе средствами художественно-прикладного творчества. Совместно с педагогами изобразительного искусства кадеты отразили в своих работах архитектуру, иконы, символику и фрагменты былин и сказок того времени на выставке «Русь изначальная». В ходе проведения лингвистической игры «В поисках грамот князя Владимира» (четвертый день) расшифровывали письмена, «черты» и «резы» христианских заповедей, базируясь на знаниях английского языка, на котором были изложены маршруты их движения во время поиска похищенных грамот, что помогло кадетам познакомиться с особенностями письма на Руси в 10 веке.
Методы театральной педагогики способствовали «оживлению» истории и стали основными на пятый день по теме «Борьба с внешними врагами»: исполнялась музыкально-поэтическая композиция по мотивам «Слова о полку Игореве». Рассказать о прикладных науках того времени через яркий и шумный образ ярмарки, где бойко торговали и восхваляли свой товар и ремесло - это главная задача предметно-методической кафедры учителей естественных наук и математики на шестой день по теме «Город мастеров». На седьмой день научное общество кадет в рамках проекта «От Руси к России» представило научно-познавательную презентацию «Каждо да прославит дело свое», предметом которой явилась развивающаяся древнерусская культура.
Проведённый анализ качественных и количественных результатов реализации культу-ротворческого проекта «От Руси к России» на протяжении четырех лет показал, что данная форма формирования культуротворческой компетентности является результативной: у кадет увеличились знания по истории культуры, сформировано ценностное отношение к истории, выросла художественно-творческая активность, значительно повысился интерес к музеям и выставкам. Чувство красоты музыки и искусства повлияло на восприятие культуры, возник
эмоциональный отклик на явления окружающего мира через погружение и проживание в образах, творческих продуктах.
Возрождению лучших отечественных традиций альтруизма, благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания способствовал проект волонтерского движения «Дари добро!», результативность которого выражалась в творческих продуктах: выставки-ярмарки, благотворительный концерт и акция «Дари добро!» в центральном парке отдыха «Тополя» г. Оренбурга; постановка благотворительного мюзикла «Ромео и Джульетта» для ребят из детских домов, школ-интернатов, онкобольных. По итогу были собраны средства на адресною помощь, например, замены обычных больничных коек на многофункциональные специализированные кровати для Областной детской клинической больнице.
Рассмотрим второе педагогическое условие - реализация различных форм творческой активности и предметной направленности индивидуальных культурных интересов обучающихся в условиях дополнительного образования, которое осуществлялось посредством содержания, форм, средств, культурно-развивающих и культурно-творческих технологий. Апробированная программа дополнительного образования «Вселенная личностного саморазвития» была нацелена на формирование культуротворческой компетентности обучающегося как основы позитивного, творческого преобразования себя и окружающего мира. Дополнительное образование в президентском кадетском училище теперь представлено пятью направлениями. К традиционным военно-патриотическому и спортивно-физкультурному направлениям добавилиськульту-рологическое («Школа коммуникации», «Лингволэнд», «Немецкое общество», «Французская сторона», «Спор-клуб», «Читательская конференция», «Я ритор», «Юный дипломат», журнал «Паруса»);художественно-эстетическое (студии музыкальной импровизации и электронной музыки; литературная гостиная, театральная студия), естественно-научное и научно-техническое направления (объединения «Технопортал», компьютерной графики, «Медиа-центра», робототехники, мастер-программирования; планетарий, студия аудиовизуальных технологий, тележурналистика, фотомастерская, радиостудия).
Третье педагогическое условие - разработка вариативного содержания культурных практик, предоставляющих возможности для конкретизации профессионального выбора. Конструировались особые культурные практики как явление комплексное, включающее виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, основанные на текущих и перспективных интересах кадета, способствующие удовлетворению разнообразных познавательных и прагматических потребностей [5].
Расширение круга социальных партнеров училища обеспечило вариативность и разнообразие содержания программ летних практик в 2013-2015 годах: г. Москва (Пресс-служба Президента РФ (тележурналисты), Российский Университет Дружбы Народов (гуманитарная направленность), Военный университет (лингвистика, экономика), Военно-технический университет (пограничники, юристы, строители, информатика); г. Санкт-Петербург (Военно-медицинская академия им. Кирова (медицина), «Военно-космическая академия им. Можайского» (информатика), Военный институт физической культуры (спорт); г. Новосибирск (Новосибирское высшее общевойсковое командное училище (история, обществознание) и др.
Так летная практика как образовательный досуг обеспечила пропедевтику профильной подготовки с учетом интересов и возможностей кадет.
Для получения эмпирических данных на констатирующем и формирующем этапах использовались обсервационные и диагностические методы.
Для изучения такого компонента как культуроусвоение, в основе которого лежит когнитивный критерий, использовались модифицированные методики, направленные на определение уровня знаний по истории Отечества, о боевых традициях Вооруженных сил Российской Федерации и лучших традициях офицерского корпуса России, кадетской этики; о культуре своего народа; о себе как творце (фронтальный опрос с элементами игры, синквейн, недописанное предложение, эссе, тестовые задания).
С целью диагностирования компонента культуротворческой компетентности обучающегося - культуроопределение (по ценностному критерию) использован следующий диагностический инструментарий: включенное наблюдение за поведением в моделируемых и реальных ситуациях, методики: изучения ценностных ориентаций М. Рокича и «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова), «Направленность личности» (В. Смекайл, М. Кучер).
Для диагностики третьего компонента культуротворческой компетентности обучающегося - культуровоплощение (рефлексивно-творческий критерий) применялась методики диагностики уровня развития рефлексивности (опросник А.В. Карпова), изучение общей самооценки (опросник Г. Н. Казанцевой), игровые методики выявления уровня воображения, фантазии и умения принимать нестандартные решения; индекс активности обучающегося (М.И. Болотова).
Анализ результатов с помощью критерий х2 Пирсона показал, что доля лиц, у которых сформирована культуротворческая компетентность после эксперимента статистически (р < 0,05) превышает долю лиц, у которых данная компетентность не сформирована. Положительная ди-
намика результатов проведенного исследования дает основание считать, что выдвинутые педагогические условия верны и достаточны для результативного процесса формирования куль-туротворческой компетентности кадета.
Результаты экспериментальной работы (личные достижения кадет повлияли на повышение рейтинга училища - училище дважды входило в «100 лучших образовательных учреждений России») свидетельствуют о результативности опытно-экспериментальной работы.
Выводы
Следует констатировать, что проблема формирования культуротворческой компетентности кадета актуальна, и обусловлена необходимостью подготовки развитых как физически, так и интеллектуально, творчески и духовно богатых, культурных людей, готовых принимать ответственные решения, осознавать себя гражданином и творцом собственной жизни.
Выявленные и реализованные педагогические условия формируют готовность кадета к культуроусвоению, культуроопределению и культуровоплощению на основе включения его в учебно-познавательную, художественно-продуктивную и самообразовательную деятельность.
Список литературы
1. Александрова Е.А. Формирование картины мира подростка и старшеклассника средствами педагогической поддержки молодежных инициатив / Институт системных исследований и координации социальных процессов. URL: http://isiksp.ru/yrarbil/avordnaskela_ea/ skela-000002.html (дата обращения 21.06.2015).
2. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с франц. В.А. Флеровой. - М.: КАНОН-Кучково поле, 1998. 382 с.
3. Видт И.Е. Эволюция образовательных моделей // Школьные технологии. 2008. №3. С. 3946.
4. Краевский, В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3. С. 3-10.
5. Крылова Н.Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. 2005. Вып. 5 (25). С. 68.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: ИЦ «Академия», 2005. 352 с.
7. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. URL:http://www.anichkov.ru/files/library/Programma_razvitia_vospitatelnoi_ (дата обращения 12.11.2014).
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Url: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения 29.06.2015).
9. Сунгатуллина Г.И. Развитие культуротворческих компетенций учащихся в условиях создания учебного музея: Атвореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. 26 с.
10. Янова М.Г. Структура профессиональной компетентности педагога // Педагогический журнал. 4'2012/URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2012-4/4-yanova.pdf (дата обращения 24.06.2015).
11. Ares N. Multidimensionality of cultural practices: Implications for culturally relevant science education. Cultural Studies of Science Education, 2011, no. 6, pp. 381-388.
12. Johnson C.C. The road to culturally relevant science: Exploring how teachers navigate change in pedagogy. Journal of Research in Science Teaching, 2011, no. 48, рр. 170-198.
13. Shaheen, R. Creativity and education. // Creative Education, 2010, no. 1, pp 166-169.
14. Smith, M.K. (2005). Competence and competency. Informal Education Homepage. Retrieved 15 August 2011, from http://www.infed.org/bibliog/b-comp.htm
15. Yu-Sien Lin. Fostering Creativity through Education - A Conceptual Framework of Creative Pedagogy. // Creative Education 2011. Vol. 2. No.3, pp. 149-155.
References
1. Aleksandrova E.A. Formirovanie kartiny mira podrostka i starsheklassnika sredstvami peda-gogicheskoy podderzhki molodezhnykh initsiativ /Institut sistemnykh issledovaniy i koordinatsii sotsial'nykh protsessov. URL: http://isiksp.ru/yrarbil/avordnaskela_ea/skela-000002.html (data obrashcheniya 21.06.2015).
2. Bergson A. Tvorcheskaya evolyutsiya / Per. s frants. V.A. Flerovoy. - M.: KANON-Kuchkovo pole, 1998. 382 р.
3. Vidt I.E. Evolyutsiya obrazovatel'nykh modeley // Shkol'nye tekhnologii. 2008. №3. Рр. 39-46.
4. Kraevskiy, V.V., Khutorskoy A.V. Predmetnoe i obshchepredmetnoe v obrazovatel'nykh standar-takh // Pedagogika. 2003. № 3. Рр. 3-10.
5. Krylova N.B. Antropologicheskiy, deyatel'nostnyy i kul'turologicheskiy podkhody. Tezaurus // Novye tsennosti obrazovaniya. 2005. Vyp. 5 (25). Р. 68.
6. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M.: ITs «Akademiya», 2005. 352 р.
7. Programma razvitiya vospitatel'noy komponenty v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. URL:http://www.anichkov.ru/files/library/Programma_razvitia_vospitatelnoi_ (data obrashche-niya 12.11.2014).
8. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda ot 8 dekab-rya 2011 g. № 2227-r. Url: http://government.ru/docs/9282/ (data obrashcheniya 29.06.2015).
9. Sungatullina G.I. Razvitie kul'turotvorcheskikh kompetentsiy uchashchikhsya v usloviyakh soz-daniya uchebnogo muzeya: Atvoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2006. 26 р.
10. Yanova M.G. Struktura professional'noy kompetentnosti pedagoga // Pedagogicheskiy zhurnal. 4^2012/ URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2012-4/4-yanova.pdf (data obrashcheniya 24.06.2015).
11. Ares N. Multidimensionality of cultural practices: Implications for culturally relevant science education. Cultural Studies of Science Education, no. 6, 2011, pp. 381-388.
12. Johnson C.C. The road to culturally relevant science: Exploring how teachers navigate change in pedagogy. Journal of Research in Science Teaching, 2011, no. 48, рр. 170-198.
13. Shaheen, R. Creativity and education // Creative Education, 2010, no. 1, pp. 166-169.
14. Smith, M.K. (2005). Competence and competency. Informal Education Homepage. Retrieved 15 August 2011, from http://www.infed.org/bibliog/b-comp.htm
15. Yu-Sien Lin. Fostering Creativity through Education - A Conceptual Framework of Creative Pedagogy // Creative Education 2011. Vol. 2. No.3, pp. 149-155.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Болотова Марина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «истории Отечества»
Оренбургский государственный медицинский университет
улица Советская, 6, г. Оренбург, 460000, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2614-0752
Кузьменко Роман Витальевич, заместитель начальника училища по инновационным образовательным технологиям
Оренбургское президентское кадетское училище ул. Пушкинская 63, г. Оренбург, 460024, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Bolotova Marina Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of chair of general «history of Fatherland»
Orenburg state medical university Sovetskaya Street, 6, Orenburg, 460024, Russia e-mail: [email protected]
Kuzmenko Roman Vitalyevich, deputy chief of school on innovative educational technologies Orenburg Presidential Cadet School Pushkinskaya Street, 63, Orenburg, 460024, Russia e-mail: [email protected]