DOI 10.14526/01_1111_108 УДК 377.6
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВИДА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАДЕТ
Г. В. Боброва - кандидат педагогических наук, инструктор-методист (бассейн) Оренбургское президентское кадетское училище ул. Пушкинская, д. 63, г. Оренбург, Россия, 460010
E-mail: Galya.Bobrova. [email protected]
Аннотация.В настоящее время в России существует система довузовского военного образования, включающая в себя суворовские, кадетские, нахимовские морские училища, кадетские корпуса и другие учебные заведения, подведомственные Министерству обороны. Военные училища довузовского образования в своей деятельности придерживаются программы обучения согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и в то же время осуществляют оптимальную интеграцию военной составляющей в системе воспитания и социализации учащихся. Несмотря на большое количество подобных учебных заведений и характерные особенности их системы образования, учеными недостаточно полно раскрыты вопросы структуры образовательной и воспитательной программы, в том числе и по предмету «Физическая культура». Нами был разработан проект исследовательской работы по изучению роли физической культуры в воспитании и военно-профессиональной ориентации воспитанников кадетского училища. Актуальность выбранной темы на сегодняшний день не вызывает сомнений. Материал. Определение значимости для кадет физической подготовки в процессе многолетнего обучения, а также мотива выбора вида спортивной деятельности кадетами Оренбургского президентского кадетского училища разных возрастных категорий. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, опрос, беседа, ретроспективный анализ журналов посещаемости секций дополнительного образования и списочного состава сборных команд по видам спорта. Результат. Полученные данные позволили провести анализ возрастных потребностей в занятиях определенным видом спорта на фоне становления личности и определить образовательный маршрут с учетом военно-профессиональной ориентации в сфере физического воспитания кадет. Результаты исследования показали роль физической культуры в образовательной деятельности кадет, соответственно их возрасту и ступеням обучения. На начальном этапе проведение спортивных и физкультурных мероприятий способствуют скорейшей социализации, оптимизированному включению только что принятого воспитанника в образовательный процесс училища. На средней ступени обучения спортивная деятельность кадет соответствует задачам спортивной специализации - обучению двигательным навыкам, спортивному совершенствованию, выполнению спортивных разрядов. В старших классах физическая подготовка кадет становится профильно-ориентированной, где целью является подготовка к вступительным испытаниям по физической культуре в военные вузы страны. Заключение. Результаты исследования позволят составить образовательный маршрут с учетом возрастных потребностей кадет с военно-профильной направленностью в предметной области «физическая культура».
Ключевые слова: воспитание, кадеты, вид физкультурно-спортивной деятельности, эмпирическое исследование, профильная ориентация.
GROUNDIG THE CHOICE OF PHYSICAL ACTIVITY IN PROFESSION SPECIALIZED CADET'S UPBRINGING
Galina V. Bobrova
Orenburg Presidential Cadet School Str. Pushkinskaya, d. 63, Orenburg, Russia, 460010
E-mail: Galya.Bobrova. [email protected]
Annotation. Nowadays there is a system of pre-University military education in Russia, which includes Suvorov, cadet, Nakhimov naval colleges, cadet corpses and other educational establishments, which are within the jurisdiction of the Ministry of Defense. Military colleges of pre-University education have the teaching program according to the demands of the Federal state educational standard and, at the same time, they fulfill an optimal integration of the military component into the system of students' upbringing and socialization. In spite of a great number of such kind of educational establishments and the peculiar characteristics of their educational system, scientists haven't fully discussed the questions concerning the structure of educational and upbringing programs organization, including the programs on "Physical culture". We created the project of the research work on the role of physical culture study in upbringing and militaryprofessional orientation of students in a cadet college. The urgency of the chosen theme is undoubtedly evident. Material. The importance determination ofphysical training for cadets during the process of a long-term education and the motive of the kind of sports activity choice by cadets of different age groups from Orenburg Presidential Cadet College. Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, survey, interview,post-event analysis of the attendance books in the sections of additional education and a list of the picked teams members according to kinds of sport. Results. The received results helped to fulfill the analysis of age-related need for going in for the definite kind of sport in terms of personality formation and determine the educational route, taking into consideration military-professional orientation in the sphere of cadets physical upbringing. The research results showed the role of physical culture in cadets' educational activity, corresponding to their age and the stage of studying. At the initial stage sports and physical events provide quicker socialization, an optimal inclusion ofjust accepted students into educational process of a college. At the middle stage sports activity of cadets corresponds to the aims of sports specialization, which are to teach motional skills, sports improvement, sports categories fulfillment. In senior classes physical training of cadets becomes specialty-oriented, where the aim is to train for entrance exams in physical culture at military higher educational establishments of the country. Conclusion. The research results help to form an educational route, taking into consideration age-related needs of cadets, with military-specialized orientation in the subject "Physicalculture".
Keywords: upbringing, cadets, a type of physical-sports activity,an empirical study,profile orientation.
Целью довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ является подготовка молодых людей к военно-профессиональной деятельности. Следовательно, все задачи образования, развития, воспитания в военных училищах направлены на формирование личности
обучающегося как личности будущего офицера. В этой связи большое значение в системе образования уделяется воспитательному процессу с профильно-ориентированной направленностью, что оговорено в Положении о суворовских военных, нахимовских военно-морских
училищах и кадетских корпусах: «... воспитательная работа является частью общеобразовательного процесса и одним из основных видов деятельности училищ. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового,
нравственного и эстетического воспитания обучающихся. Основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни обучающихся, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений» [1]. Структуре построения воспитательной работы, направленной на становление профессионально ориентированной
личности в военных училищах посвящены многочисленные исследования российских ученых. Авторы раскрывают особенности системы построения воспитательного процесса в условиях военно-учебного заведения, модернизируя методики, направленные на повышение
нравственного и патриотического воспитания в суворовских училищах и кадетских корпусах [2, 3, 5 ]. Так, например, В.Ю. Ромайкин, опираясь на исследования социального опыта детей, их потребностей и интересов, определяет закономерности формирования
воспитывающей среды и ее компоненты. Он утверждает, что процесс формирования воспитывающей среды базируется на принципах насыщенности среды ценностным содержанием, основанным на культурно-исторических традициях
воинства субъектного включения кадет в содержательную, отвечающую их интересам деятельность [8]. А.Ю. Асриев в своей работе делает упор на внедрение в воспитательный процесс военных училищ педагогического сопровождения, где
педагогические взаимодействия
направлены на развитие информационно-гностического компонента военно-профессиональной направленности, при этом готовность к выбору военной профессии обеспечивается объективными знаниями и представлениями о видах воинского труда и воинских специальностях [2].
Тем не менее при изучении авторских программ, направленных на военно-профессиональное становление личности воспитанников военных училищ, нами было обнаружено отсутствие в предлагаемых моделях воспитательного процесса методик по специализации «Физическая подготовка и спорт». Тогда как физическая и военно-прикладная подготовка в становлении военного специалиста играют не последнюю роль, а образовательный процесс требует максимального использования всех воспитательных потенциалов с учетом специфики образовательных учреждений. В то же время не требует подтверждения тот факт, что физическая культура и спорт оказывают значительное влияние на развитие личности. Спорт имеет огромный воспитательный потенциал - ни в каком другом виде деятельности невозможно так точно моделировать жизненные ситуации, граничащие с экстремальными.
Тренировочная и соревновательная деятельность способствуют воспитанию качеств личности, без которых невозможно профессиональное
становление будущего офицера. Трудолюбие, упорство, терпение, воля к победе - все эти качества востребованы практически на каждой спортивной тренировке, соревновательная
деятельность невозможна без
максимального напряжения всех физических и психических резервов. Кроме того, чувство коллективизма, умение работать в команде, а также умение руководить - характерные черты для игровых видов спорта. Физическая культура, целенаправленные учебно-тренировочные занятия, спортивно-
массовая работа играют значимую роль в воспитании кадет. Через физическую культуру, а точнее военно-прикладную физическую подготовку воспитанников военных училищ, возможно с наибольшей вероятностью конструирование будущих профессиональных ситуаций, что оказывает несомненное влияние на психологическое, личностное и
физическое становление будущего военного специалиста.
Следует отметить, что к физической подготовленности учащихся в довузовских образовательных учреждениях
Министерства обороны РФ предъявляются более высокие требования, чем к физической подготовленности их сверстников, обучающихся в средних общеобразовательных учебных
заведениях, так как она является единой составляющей образования обучаемых в военных училищах и неотъемлемой частью вступительных испытаний в военные вузы страны. Следовательно, в кадетских, суворовских училищах физическая культура выполняет не только роль образовательного предмета с обучающими задачами, но и всецело раскрывает свой воспитательный потенциал. Результатом комплексного влияния многих факторов системы воспитания в кадетских училищах -педагогов, воспитателей, коллектива, является направленное профильно-ориентированное формирование личности кадета. В конечном итоге - результаты воспитания кадет оцениваются по тому, как они относятся к учебе и к занятиям в спортивных секциях, насколько активно проявляют себя в жизнедеятельности училища, отвечают ли дисциплинарным требованиям училища, как развито у них чувство товарищества и взаимопомощи.
Воспитательное влияние физической культуры на личность обучающихся исследовал Галанин Ю. Г., который в своей работе раскрыл потенциал физкультурно-воспитательной среды в военных училищах. Он утверждает, что физкультурно-воспитательная среда с
систематическими интенсивными
физическими нагрузками с элементами риска в полном объеме удовлетворяет потребности мальчиков-подростков в движениях, играет стимулирующую роль в укреплении здоровья. Автором
предложена и теоретически обоснована педагогическая модель физкультурно-воспитательной среды, обеспечивающая как сохранение и приумножение здоровья мальчиков-подростков, так и
формирование их личностных
маскулинных качеств [5].
В то же время в рекомендованной автором модели физкультурно-воспитательной среды, по которой обучаются кадеты, не в полной мере задействованы основные механизмы направленного использования ценностей физической культуры и спорта по формированию профессионально
ориентированной личности с учетом возрастных и индивидуальных
потребностей обучающихся в военном училище, что требует проведения дополнительных исследований.
В.И. Загвязинский и Р. Атаханов отмечают: «...Когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в
образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации и установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития» [6]. Согласно рекомендациям ученых, нам, чтобы определить потребность
воспитанников в физкультурно-спортивной деятельности и степень ее влияния на становление личности в условиях кадетского училища,
потребовалось провести эмпирические исследования.
Эмпирические исследования
проводились с кадетами, только что
поступившими в училище - 112 человек (5-й класс), с кадетами среднего звена - 75 человек (8-9-й классы) и со старшеклассниками - 58 человек (10-11-й классы). Исследование проводилось на базе Оренбургского президентского кадетского училища. Нами были выбраны методы эмпирических исследований по классификации Н.М. Борытко:
наблюдение, методы опроса, рейтинг; кроме того, для обобщения полученных данных были использованы методы ранжирования и классификации [4, 7].
На первом этапе исследования были отмечены предпочтения в выборе видов спорта и спортивно-массовых
мероприятий среди кадет в каждой возрастной категории, а также личностные качества, наиболее ярко проявляющиеся в процессе занятий выбранной спортивной деятельностью.
Так, только что поступившие в кадетское училище - учащиеся 5-х классов, безоговорочно выбрали игровые виды спорта, подвижные игры, спортивные праздники и соревнования внутри класса, курса, при этом отмечается желание участвовать в спортивных и конкурсных мероприятиях среди своих однокурсников - 100% опрошенных, спортивно-массовые занятия совместно со старшеклассниками допускают только 25% кадет. Как показали наблюдения, участие в спортивных мероприятиях предоставляет пятиклассникам возможность
познакомиться друг с другом поближе, показать себя, свои умения и навыки, определить свой статус как внутри класса, так и среди однокурсников. Внедрение в училище вариативного выходного, то есть проведения свободного времени, отвечаемого личностным предпочтениям кадет, показало, что 83% пятиклассников для проведения свободного времени выбрали бассейн, ледовый каток и спортивные залы и только 17% - занятия в библиотеке, ИЗО-студии и кадетский кинотеатр. Исследования позволили сделать вывод, что подвижные игры, посещение бассейна, организация
состязаний по типу «Веселые старты» способствуют ускорению социально-психологической адаптации в коллективе у вновь принятых воспитанников. Следовательно, спортивно-массовая
работа, учебно-тренировочные занятия по избранному виду спорта в рамках дополнительного образования играют большую роль в процессе становления коллектива пятиклассников. Однако в этом возрасте отсутствует четкое представление о профессиональном выборе. На вопрос «Почему поступил в кадетское училище?» подавляющее большинство воспитанников отметило совет родителей (77%) и престижность обучения (61%).
Следовательно, среди кадет младшей возрастной группы отмечается низкий уровень военно-профессиональной
ориентации.
Для кадет среднего звена характерно желание добиться успехов - выполнить спортивный разряд по избранному виду спорта. В возрасте 13-16 лет воспитанники усиленно тренируются - находят время для дополнительных занятий (при условии грамотно поставленной спортивным педагогом мотивирующей цели), стремятся попасть на соревнования, при этом класс и уровень соревнований для них значения не имеет, приоритетным становится желание получить статус члена сборной команды училища. На вопрос «Хотели ли Вы выполнить спортивный разряд?» - 100% занимающиеся спортом в системе дополнительного образования ответили положительно, 38% опрошенных высказали желание заниматься
дополнительно в каникулярное время. 100% кадет главной целью своей тренировочной деятельности назвали выступление на соревнованиях, в частности, победу на Спартакиаде довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны. Следует отметить, что вышесказанное характерно для кадет с хорошими и удовлетворительными оценками по успеваемости; отличники, как правило, задействованы в предметных олимпиадах
и конкурсах. То есть, если кадет «выпадает» из предметно-конкурсной жизни училища, то лидерство в спорте становится характерным для него стремлением. Успехи в спорте имеют особое значение для воспитанников 8-9-х классов: уважение товарищей и преподавателей, восхищение младших кадет, особое послабление в распорядке дня с учетом тренировочных нагрузок. В 13-16 лет у кадет, занимающихся спортом, ярко проявляются такие черты характера, как терпение, лидерство, происходит становление волевых качеств личности. Также у спортсменов отмечается повышенное чувство коллективизма и товарищества, наблюдается особое отношение к кадетам младших возрастных групп - шефство (при условии, что занятия проводятся совместно).
Опрос среди кадет, имеющих спортивные разряды, показал, что 100% воспитанников собираются поступать в военные высшие учебные заведения, отмечается психологическая готовность к вступительным испытания по физической подготовке. Занятия спортом опрошенные связывают с будущей военно-профессиональной деятельностью, а выполнения разрядов - с бонусами, которые они приносят во время службы в Армии.
Среди кадет старшего звена наблюдается предпочтение военно-прикладным видам спорта. Так, воспитанники училища, не проявившие себя в спортивной деятельности (выполнение разряда, успешное выступление на соревнованиях), прекращают тренировочный процесс в избранном виде спорта и начинают заниматься военно-прикладными видами спорта и видами спорта, перечень которых включен во вступительные испытания для поступления в военные вузы страны. Характерной чертой личности кадет-спортсменов в этом возрасте становится ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, патриотизм - любовь к Родине - желание стать защитником
Отечества. Кадет старшего курса способен адекватно оценивать свои поступки, умеет прогнозировать их эффективность. Среди будущих выпускников -
одиннадцатиклассников, отмечается
практицизм в выборе занятий по физической культуре. Как показали исследования, кадеты покидают секции выбранного вида спорта, где занимались ранее, и переходят в группы военного многоборья. В вариативный выходной будущие выпускники, включая кадет, раннее не занимавшихся конкретной спортивной деятельностью, однозначно занимаются военно-прикладными видами спорта - 100%. Также следует отметить, что в старших классах активно заниматься спортом начинают отстающие по физической подготовке воспитанники училища, при этом они выбирают военно-спортивное многоборье. Как показал анализ журналов посещаемости спортивных секций, начиная со второго семестра выпускного курса секции начинают посещать кадеты, ранее не занимавшиеся спортом, (24% из списка имеющих удовлетворительную или плохую оценку по физической подготовке). Беседы и педагогические наблюдения показали, что занятия военно-прикладными видами спорта способствуют повышению психологической готовности, а рост результатов по физической подготовке укрепляет стремление кадет к поступлению в военные вузы. Проведенный опрос подтвердил тот факт, что готовность поступать в высшие военные образовательные учреждения среди кадет-спортсменов выше - 92 %, чем среди кадет, выбравших
культурологическое и естественнонаучное направление дополнительного образования - 62.5%.
Таким образом, правильно поставленная воспитательная работа в структуре физической подготовки, отвечающая потребностям кадет на каждой ступени обучения, с направленным использованием всего объема
педагогических ценностей физической для
их образовательной и будущей профессиональной деятельности в военной сфере. Регулируемая спортивная деятельность с учетом возрастных культуры будет способствовать
становлению профессионально важных двигательных и личностных потребностей и способностей кадет, необходимых интересов воспитанников училища позволяет влиять не только на уровень развития физических качеств и профессионально-прикладной подготовленности, но и на становление личности в социуме кадетского училища, как личбудущего офицера.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696 "Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах" (с изменениями от 25 августа 1999 г., 21 сентября 2000 г., 4 декабря 2001 г., 31 марта 2005 г.) // «Российская газета», № 3738, 6.04.2005
2. Асриев, А. Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов : автореф. ... дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Асриев Андрей Юрьевич;[Место защиты: Омский Гос. Пед. Ун-т] - Омск., 2008. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://паика-pedagogika.com/pedagogika-13 -00-01М88ейаСуа-tehnologiya-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-voenno-professionalnoy-napravlennosti-vospitannikov-suvorovskih(дата обращения: 18.02.2016 г.)
3. Беляев, А. В. Воспитание готовности к защите Родины у старшеклассников в условиях учебного заведения интернатского типа (на материале суворовских военных училищ) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Беляев Александр Васильевич; [Место защиты: НИИ теории и методов воспитания АПН СССР] - М., 1991. - 17 с.
4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцева. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
5. Галанин, Ю. Г. Моделирование физкультурно-воспитательной среды для мальчиков-подростков в кадетской школе-интернате [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Галанин Юрий Георгиевич; [Место
защиты: ГБОУ ВПО «Московский городской пед. ун-т»] - M., 2013. - 25 с.
6. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие I В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
7. Кораблева, О.В. Мониторинговые исследования физической подготовки кадетов Ю.В. КораблеваИ Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - №1(26). - С.88-95. http ://elibrary.ru/item. asp?id=19040963.
S. Лившиц, Р. Л. К проблеме классификации методов психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] I Р. Л. Лившиц, А. А. Шумейко, Е. В. Опевалова. - Режим доступа: http://teoria-
praktika.ru>rus... zhurnalaI2013I2... shumeyko. (дата обращения: 13.01.2016 г.)
9. Ромайкин, В. Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 I Ромайкин Вячеслав Юрьевич; [Место защиты: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. -Ярославль, 2004. - 29 с.
Bibliography
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 ijunja 1996 g. № 696 «Ob utverzhdenii Polozhenija o suvorovskih voennyh, nahimovskih voenno-morskih uchilichah I muzykal'nyh kadetskih korpusah» (s izmenenijami ot 25 avgusta 1999 g., 21 sentjabrja 2000 g., 4 dekabrja 2001 u., 31 marta 2005 g.) [Tekst] // «Rossijskaja gazeta», № 3738, 6.04.2005
2. Asriev, A. Yu. Tehnologija pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija voenno-professional'noi napravlennosti vospitannikov suvorovskih uchilich I kadetskih korpusov : avtoref. ... dis. kand. ped. Nauk : 13.00.01 / Asriev Andrei Yur'evich; [Mesto zachity: Omskii Gos. Ped. Un-t] -Omsk, 200S. [Jelektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-tehnologiya-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-voenno-professionalnoy-napravlennosti-vospitannikov-suvorovskih(data obrachenija: 1S.02.2016 g.)
3. Beljaev, A. V. Vospitanie gotovnosti k zachite Rodiny u starsheklassnikov v uslovijah uchebnogo zavedenija internatskogo tipa (na materiale suvorovskih voennyh uchilich) [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk : 13.00.01 / Beljaev Aleksandr Vasil'evich; [Mesto zachity: NII teorii I metodov vospitanija APN SSSR] - M., 1991. - 17 s.
4. Borytko, N.M. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo isledovanija [Tekst] : uchebnoe posobie / N. M. Borytko, A. V. Molozhavenko, I. A. Solovceva. - M. : Izdatel'skii centr "Akademija", 2008. - 320 s.
5. Galanin, Yu. G. Modelirovanie fizkul'turno-vospitatel'noj sredy dlja mal'chikov-podrostkov v kadetskoj shkole-internate .) [Tekst] :
avtoref. ... dis. Kand. ped. Nauk : 13.00.01/ Galanin Yurij Georgievich; [Mesto zachity: GBOU VPO «Moskovskij gorodskoj ped. un-t»] - M., 2013. - 25 s.
6. Zagvjazinskii, V.I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo isledovanija [Tekst] : uchebnoe posobie/ V.I. Zagvjazinskii, R. Atahanov. -M.: Izdatel'skii centr "Akademija", 2008. - 208 s.
7. Korobleva O.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 1(26), pp. 88-95. http://elibrary.ru/item.asp?id=19040963
8. Livshic, R. L. K problem klassifikacii metodov psixologo-pedagogicheskih issledovanii[Jelektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa : R. L. Livshic, A. A.,Shumeiko,E. V. Opevalova / http://teoria-
praktika. ru>rus .. .zhurnala/2013/2.. .shumeyko. (data obrachenija: 13.01.2016 г.)
9. Romaikin, V. Yu. Formirovanie vospity'yvayushchei sredyi kadetskogo korpusa [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra ped. Nauk : 13.00.01 / Romaikin Vjacheslav Yur'evich: [Mesto zachity: Yaroslavskii GPU im. K.D. Ushinskogo]. - Yaroslavl', 2004. - 31 s.
Подано: 10.04.2016г. Принято: 13.04.2016г.
Боброва Галина Владимировна — кандидат педагогических наук, инструктор-методист (бассейн) ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» ул. Пушкинская, д. 63, г. Оренбург, Россия, 460010 E-mail: [email protected]