ЗНАЧИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ В ВОЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ КАДЕТ
THE IMPORTANCE OF SPORTS IN THE MILITARY CADET-DETERMINATION
Боброва Галина Владимировна кандидат педагогических наук педагог дополнительного образования Оренбургское президентское кадетское училище
г. Оренбург, Россия
Bobrova Galina Vladimirovna сandidate of pedagogical sciences, teacher of additional education
Orenburg Presidential Cadet School
Orenburg, Russia
Аннотация. Автор в своей статье дает описание построения структуры физической подготовки в Оренбургском президентском кадетском училище, направленной на военно-профессиональное самоопределение кадет. В статье рассматриваются средства и методы физического воспитания, направленные на подготовку воспитанников училища к поступлению в военные вузы страны.
Abstract. The author in his article gives a description of the structure of physical training in the Orenburg presidential cadet school, aimed at military-professional self-determination of the cadet. The article discusses the means and methods of physical education aimed at the preparation of our pupils for admission to military colleges in the country.
Ключевые слова: кадеты, профессиональное самоопределение, физическая и спортивная подготовка.
Keywords: cadets, professional identity, physical and sports training.
Цель образовательной деятельности средних учебных заведений Министерства Обороны - обеспечить подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы. Согласно положения «... о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и музыкальных кадетских корпусах» одной из основных задач жизнедеятельности подобных училищ является удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения [6]. Для выполнения поставленной цели перед педагогическим коллективом Оренбургского президентского кадетского училища ставится не простая задача по формированию у обучающихся
интереса к военным профессиям, к службе в Армии, воспитания мотивации к поступлению в высшие учебные заведения Министерства Обороны РФ. В этой связи становление военно-профессионального самоопределения у кадет становится приоритетной задачей как образовательного, так и воспитательного процесса.
Многие ученые изучали факторы и педагогические условия профессионального самоопределения. Так, по мнению Иващенко Ф. И., профессиональное самоопределение является особой системой развития человека, формирования его ценностей, мотивов, установок, которые определяются фактором личностной и социальной направленности. Личностный аспект предусматривает наличие у человека определенной системы представлений, взглядов, умений, способностей, необходимых для совершенствования конкретного выбора и реализации личных профессиональных планов. Социальный аспект предполагает наличие определенной системы мер воздействия на человека и взаимодействия с ним по формированию субъектной позиции в осуществлении и реализации профессионального выбора [3]. Борисова Е.М. в своей научно-исследовательской работе по изучению профессионального самоопределения отмечает: «... Процесс профессионального самоопределения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом» [2].
Формирование профессионального самоопределения в образовательном процессе кадетских училищ характеризуется личностной ориентацией, индивидуализацией, практико-ориентированной направленностью
и педагогической поддержкой, реализуемой в соответствии с ее комплексной программой, отвечающей целям и задачам, поставленным перед довузовскими образовательными учреждениями Министерством Обороны [7].
Под личностной ориентацией следует понимать субъектную позицию кадета, которая является продуктом исходящим из ситуации свободы выбора; индивидуализация это проектирование содержания общего образования с возможностью осваивать профессиональную часть общей образовательной программы, то есть на регулярной основе начиная с 5 класса происходит ознакомление с основами военных профессий, и проектирование содержания военно-профессионального образования с возможностью дополнительного обращения к содержанию общего образования; практико-ориентированная направленность - это последовательное включение кадет в творческую учебно-профессиональную деятельность. Следовательно, формирование военно-профессионального самоопределения кадет является одной из приоритетных задач многолетнего образовательного процесса, осуществляемого в Оренбургском президентском кадетском училище.
Большую роль в военно-профессиональном самоопределении кадет играет физическая культура и спорт. Невозможно представить подготовку воспитанников к профессиональной деятельности в военной сфере без целенаправленной физической подготовки. Следует отметить, что к физической подготовленности учащихся довузовских образовательных учреждений
Министерства обороны РФ предъявляются самые высокие требования, так как она является единой составляющей образования обучаемых в военных училищах и неотъемлемой частью вступительных испытаний в военные вузы страны.
Поэтому в кадетских, суворовских училищах физическая культура выполняет не только роль образовательного предмета с обучающими задачами, но и всецело раскрывает свой профильно-ориентированный потенциал. В то же время не требует подтверждения тот факт, что физическая культура и спорт оказывает значительное влияние на развитие личности.
Спорт имеет огромный воспитательный потенциал и побуждает к профессиональному самоопределению - ни в каком другом виде деятельности невозможно так точно моделировать жизненные ситуации, граничащие с экстремальными. Тренировочная и соревновательная деятельность способствует воспитанию качеств личности, без которых невозможно профессиональное становление будущего офицера. Трудолюбие, упорство, терпение, воля к победе - все эти качества востребованы практически на каждой спортивной тренировке, соревновательная деятельность не возможна без максимального напряжения всех физических и психических резервов. Кроме того, чувство коллективизма, умение работать в команде, а также умение руководить - характерная черта для игровых видов спорта. Физическая культура, целенаправленные учебно-тренировочные занятия, спортивно-массовая работа играет значимую роль в воспитании кадета личность будущего офицера. Через физическую культуру, а точнее военно-прикладную физическую подготовку возможно с наибольшей вероятностью конструирование будущих профессиональных ситуаций, что оказывает несомненное влияние на психологическое, личностное и физическое становление будущего военного специалиста [1].
Следует отметить, что в современной школе структуру и содержание образования по физической культуре составляет:
- педагогический процесс как условие развития личности;
- школьник как активный субъект педагогического процесса;
- учебный предмет как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности.
Педагогический процесс характеризует собой целостную конструкцию, включающую в себя единство процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих структурных компонентов основания педагогического процесса определяется собственной функциональной направленностью, содержанием и технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы школьника:
- обучение - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимого исторического опыта и проявляется в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков;
- воспитание - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, проявляется в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения;
- образование - основная (родовая) функция раскрывается через развитие творчества и мышления, проявляется в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в индивидуальных и общественных интересах [5].
Создание на занятиях оптимальных условий для осуществления кадетами самостоятельного, свободного, осознанного профессионального выбора, формирование позитивного настроя и уверенности в собственных силах является неотъемлемой частью структуры физкультурного образовательного процесса, где формируется привлекательный образ профессии военнослужащего, актуализируется становление профессионально значимых личностных качеств кадет.
Характерной чертой образовательного предмета «Физическая культура» в президентском кадетском училище при профильно-ориентированном обучении является его распределение по подразделам - «Общая физическая подготовка», «Спортивное совершенствование - как дополнительное образование», и собственно «Профилизированный подраздел физкультурного образования - военно-прикладная подготовка». Целевая составляющая первого подраздела ориентирована на изучение физической культуры, овладение умениями и навыками на базовом уровне, согласно программе по физической культуре в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом основного общего образования. Целью второго подраздела -спортивного совершенствования в избранном виде спорта является приобретение умения и навыков, повышение функциональных возможностей организма и общей физической подготовленности, спортивное мастерство -выполнение спортивного разряда. Кроме того, в этом подразделе проводится углубленное изучение роли физической культуры в формировании здорового образа жизни и сохранении трудоспособного долголетия.
Особенностью содержания третьего подраздела является физкультурное образование кадет в рамках военно-профессиональной ориентации. На этом уровне проводится углубленная подготовка выпускников к следующей ступени образования, обеспечивая преемственность между общим и военно-профессиональным образованием. Данный этап физического воспитания кадет является профессионально ориентированным, где на основе общей физической подготовленности решаются задачи военно-прикладной физической подготовки.
В целом, содержание образования по физической культуре кадет это единая составляющая, ведущей функцией которой является профильная подготовка к вступительным экзаменам высшего военного заведения, обучающихся в старших классах. Занятия проводятся как в урочной, так и вне урочных форм. При этом физическая подготовка в Оренбургском президентском кадетском училище выполняет ряд задач:
- формирование интереса к практическим видам и формам физического воспитания (учебные занятия, тренировочные занятия, спортивные мероприятия, праздники, состязания, соревнования и т.д.);
- углубленное изучение основ физической культуры, истории ее развития, значимость спортивной подготовки для службы Отечеству (исторические аспекты), а так же связи физической и спортивной подготовленности с военно-
прикладной подготовкой;
- непосредственная профильно-ориентированная подготовка к поступлению в военные вузы страны и к службе в Армии;
- повышение функциональных возможностей организма, развитие физических качеств и физических способностей;
- повышение уровня технической подготовленности, совершенствование технико-тактических действий в избранном, а также в военно-прикладных видах спорта;
- осуществление через спортивные мероприятия социализации обучаемых в условиях кадетского училища, скорейшая адаптация кадет только - что поступивших в училище или после продолжительного отсутствия (каникул);
- обеспечение преемственности между общим и военно-профессиональным образованием, а так же подготовка кадет к следующей ступени образования -высшего профессионального в избранном - военном направлении.
Образовательная программа по физической культуре представлена интегрированной программой, где сочетается школьная общеобразовательная программа по физической культуре, рекомендованная Министерством Образования России и руководящий документ по физической подготовке военнослужащих - Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. Модифицированная интегрированная программа по физической культуре позволяет не только выполнять общие задачи физического воспитания, но и формирует навыки военно-прикладных видов спорта. Особенностью программы является то, что в каждый раздел обучения добавляются элементы военно-прикладной подготовки.
Так, например, в разделе «Основы знаний. Страницы истории» изучается не только история развития Олимпийского движения, но и история становления дисциплины «Физическая культура» в Русской Армии, значимость владения спортивными знаниями, умениями и навыками в условиях боевых действий. В разделе «Двигательные умения и навыки» интегрированная программа предусматривает изучение видов спорта как предусмотренные школьной программой Министерством Образования, так и рекомендованные Наставлением по физической подготовке военнослужащих. На уроках осваиваются двигательные умения игровых видов спорта - футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч; проводится лыжная и плавательная подготовка; проходят обязательные занятия по легкой атлетике и гимнастики, а также комплексные занятия, включающие в себя общефизическую подготовку.
Следует отметить, что особое внимание уделяется спортивным единоборствам, а в старших классах рукопашному бою. В учебную программу в каждом виде спорта включены упражнения военно-прикладной направленности. Например, на занятиях по теме «плавание» кроме приобретения навыков способов плавания, предложенных программой по физической культуре Министерства образования, кадеты обучаются прикладным видам плавания - плавание на боку, ныряние, транспортировка и т.д.
На занятиях по физической культуре не редко практикуется самоуправление, где кадеты руководят взводом во время проведения разминки или повторения пройденного материала. Следует отметить, что на уроках применяются
основные команды и распоряжения, рекомендованные Наставлением, что позволяет формировать интерес к профессиональной деятельности военного специалиста, что, несомненно, влияет на становление военно-профессионального самоопределения кадет.
Профилизированный блок спортивных дисциплин представлен интегрированными курсами в виде блока дополнительного образования.
Дополнительная спортивная специализация позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут для каждого кадета. Выбор спортивных дисциплин могут отбираться по нескольким признакам: - дополнять содержание профильного - военно-прикладного уровня; - совершенствовать навыки и умения в избранном виде спортивной специализации; - удовлетворять потребности кадет в физическом развитии и физической подготовленности.
Как правило, выбор кадетом вида спортивной специализации происходит в первые два года обучения в Оренбургском президентском кадетском училище. На этом этапе обучения основными мотивированными причинами выбора являются: приобретенные раннее умения и навыки в конкретном виде спорта, совет родителей, а также желание не отделяться от коллектива, одноклассников. Для кадет пятого - седьмого класса дополнительное образование представлено блоком видов спорта физкультурно-спортивного направления, где они осваивают двигательные умения и навыки в понравившемся им виде спорта. Состояние психологического комфорта на занятии на начальном этапе обучения играет решающую роль в определении спортивной специализации. При наличии положительной динамики роста спортивных результатов, то есть «успешности» в определенной спортивной деятельности кадеты продолжают заниматься в секции, повышая свое спортивное совершенствование.
В секциях физкультурно-спортивного направления или, как отмечено учеными-педагогами - в направлении дополнительного образования, квалифицированными тренерами-преподавателями ведется учебно-тренировочная работа по программам, модифицированным с программ Детско-Юношеских Спортивных Школ по видам спорта. Основой модифицированных программ является учебный материал, направленный на построение тренировочных занятий с основными компонентами технической, тактической, физической и теоретической подготовки. Программы обеспечивают последовательность и непрерывность процесса спортивного совершенствования в избранном виде спорта, повышения общей физической подготовленности и укрепления здоровья.
Основным мотивом повышения интереса к спортивной деятельности и собственно к тренировочному процессу является участие в соревнованиях различного ранга - Первенства училища, района, города по видам спорта; городские, областные и Всероссийские соревнования школьников по типу «Мини футбол в школу», «Спорт против наркотиков», «Школьная баскетбольная лига» и т.д., соревнования спортивных федераций - Чемпионаты и Первенства области, Первенства Федеральных округов, различных турниров и матчевых встреч, в соревнованиях военно-патриотических объединений и, в наиболее важных для кадет - соревнованиях Министерства Обороны РФ. Кроме того, преподавателями кафедры физической культуры задействованы приемы по акцентированию успехов кадета: присвоение разрядов, награждение знаком
«Олимпийская надежда», помещение фотографии на доску «Лучший спортсмен» и т.д.
Первостепенной целью занятий спортом для кадета Оренбургского президентского кадетского училища является выполнение спортивного разряда - I взрослого или Кандидата в Мастера Спорта, а так же победа на Спартакиаде довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ.
Так как наличие спортивного разряда влияет на поступление в военные вузы страны, занятия в секциях физкультурно-спортивного направления приобретает значимость в формировании военно-профессионального самоопределения кадет. Успешная самореализация, достижения в спорте, повышает самооценку у кадет и соответственно формирует не только физическую, но психологическую готовность к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения Министерства Обороны.
Кроме занятий в секциях по избранному виду спорта физкультурно-спортивное направление представлено спортивно-массовой работой, которая в свою очередь подразделяется на организацию и проведение спортивных праздников, занятий выходного дня внутри училища, а так же участие в спортивно-массовых мероприятиях города - Кросс Наций, Лыжня России, городская эстафета и т.д.
Содержание третьего подраздела обусловлено физической подготовкой кадет в рамках военно-профессиональной ориентации. К этому подразделу относятся виды спорта военно-патриотического направления - стрельба пулевая, военное многоборье, армейский рукопашный бой, и виды спорта физкультурно-спортивного направления, которые имеют военно-прикладное значение - легкая атлетика, единоборства, спортивное ориентирование, плавание. Как правило, видами спорта военно-патриотического направления кадеты начинают заниматься в старших классах, то есть кадеты, которые стали заниматься вышеперечисленными видами спортивной деятельности уже сделали свой выбор в пользу поступления в военные вузы страны. Составляющей структуры физкультурного образования в этом подразделе является участие в соревнованиях военно-патриотических объединений (городские соревнования допризывников, соревнования по полиатлону, по военно-прикладному плаванию и т.д.), сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», выполнение разрядов по военно-прикладным видам спорта.
Мощное психологическое воздействие на формирования военно-профессионального самоопределения кадет оказывает участие в военно-полевых сборах с выездом на полигон. На военно-полевых сборах преподаватели предметно-методической комиссии «физическая культура» совместно с преподавателями по основам военной подготовки и с воспитателями-офицерами проводят учебно-тренировочные занятия по основам военной службы, военно-прикладным и спортивным дисциплинам, с учетом возрастных категорий и уровня подготовленности кадет, в соответствии с утвержденной программой сборов. Кадеты в приближенной боевой обстановке проходят тактико-техническую, физическую и огневую подготовку.
Тактико-техническая подготовка включает знакомство с военной техникой с возможностью управления, изучение материальной части стрелкового оружия, изучение карт местности; по физической подготовке кадеты осуществляют марш-бросок по пересеченной местности, прохождение полосы препятствий и скоростной бег на короткий отрезок дистанции; по огневой подготовке кадеты обучаются обращению с оружием, изготавливаться для стрельбы лежа и прицеливаться, выполняют упражнения стрельб из стрелкового оружия. Именно во время военно-полевых сборов осуществляется проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями, независимо от рода войск, и выбор профессии офицера.
Следует отметить, что именно в третьем подразделе структуры физической подготовки кадет ставится акцент на профильно-ориентированное обучение, рассчитанное на военно-профессиональное самоопределение кадет, поэтому спорт в педагогическом проекте училища по военно-профессиональному самоопределению кадет становится наиболее продуктивным именно в старших классах. Кадеты-старшеклассники выбирают вид спортивной подготовки в рамках значимости для поступления в конкретное высшее учебное заведение, ориентируясь на собственные силы, так как именно в этом возрасте формируется адекватная самооценка своих возможностей. При этом главное условие эффективности профильно-ориентированного образования - включение в него диагностического блока, предоставляющего кадетам возможность не только выяснить своё отношение к тому или иному виду физкультурной деятельности, но и познать свои способности, физические качества и потенциал их развития.
Таким образом, профильно-ориентированное образование по физической культуре, характерное для третьего - предвыпускного этапа физической подготовки, по сути становится личностно ориентированным, когда каждый кадет следит за ростом своих результатов в контрольных упражнениях, например, в подтягивании. Педагогический контроль кадет со стороны преподавателей физической культуры является неотъемлемой частью подготовки выпускников к вступительным испытаниям.
Таким образом, система педагогических мероприятий, которую осуществляют преподаватели предметно-методической комиссии «физическая культура», содержит вариативность форм и методов преподавания физической культуры, внедрение в предмет основ военно-прикладной подготовки, проведения спортивных мероприятий, отражающих сущность военной профессии, что способствует формированию военно-профессионального самоопределения кадет, начиная с первых дней многолетнего обучения в Оренбургском президентском кадетском училище.
Литература
1. Боброва Г. В. Обоснование выбора вида физкультурно-спортивной деятельности в контексте профильно-ориентированного воспитания личности кадет [Текст] / Г. В. Боброва // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - №2. -С. 105-111
2. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект : дис. ... доктора психол. наук. - М., 1995 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie (дата обращения 27.02.2016)
3. Иващенко Ф. И. Психология воспитания школьников / Ф. И. Иващенко. -Минск.: Ушвератэцкае, 1999. - С. 64 - 67.
4. Лернер П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П. С. Лернер // Школьные технологии. -2003. - № 4. - С 50-62.
5. Мясникова Н. Профильное обучение по физической культуре на старшей ступени общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2007.- №7. - С. 59 - 60.
6. Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах (с изменениями от 25 августа 1999 г., 21 сентября 2000 г., 4 декабря 2001 г., 31 марта 2005 г.) [Электронный рессурс]. - Режим доступа: http:// voenprav.ru>doc-1335-7.htm (дата обращения: 13.09.2015).
7. Пилипенко В. И. Педагогическая поддержка кадет в профессиональном самоопределении (на примере Карельского кадетского корпуса): Автореф. дис. канд. пед. наук. - Петрозаводск, 20012. - 22 с.
References
1. Bobrova G. V. Obosnovanie vybora vida fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti v kontekste profil'no-orientirovannogo vospitaniya lichnosti kadet [Justification of the choice of the type of sports activity in the context of profession-oriented education of the individual cadet]. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta - Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, 2016, no. 2, pp. 105-111.
2. Borisova E. M. Professional'noe samoopredelenie: Lichnostnyy aspekt : dis. doktora psikhol. nauk [Professional self-determination: the Personal aspect. Dr. diss. Moscow, 1995. Available at: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie (accessed 27.02.2016).
3. Ivashchenko F. I. Psikhologiya vospitaniya shkol'nikov [Psychology education of students]. Minsk, Overstake Publ., 1999, pp. 64 - 67.
4. Lerner P. S. Model' samoopredeleniya vypusknikov profil'nykh klassov sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly [Model of self-determination of graduates of profile classes of secondary school]. Shkol'nye tekhnologii - School technologies, 2003, no. 4, pp. 50-62.
5. Myasnikova N. Profil'noe obuchenie po fizicheskoy kul'ture na starshey stupeni obshcheobrazovatel'noy shkoly [Specialized instruction in physical education at the senior stage of secondary school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2007, no. 7, pp. 59 - 60.
6. Ob utverzhdenii Polozheniya o suvorovskikh voennykh, nakhimovskikh voenno-morskikh uchilishchakh i kadetskikh (morskikh kadetskikh) korpusakh
i Polozheniya o voenno-muzykal'nykh uchilishchakh i muzykal'nykh kadetskikh korpusakh (s izmeneniyami ot 25 avgusta 1999 g., 21 sentyabrya 2000 g., 4 dekabrya 2001 g., 31 marta 2005 g.) [About approval of the Statute on the Suvorov military, Nakhimov naval schools and cadet (sea cadet) corps and Regulations on military-musical schools and musical cadet corps (as amended on 25 August 1999, 21 September 2000, 4 December 2001, March 31, 2005)]. Available at: http:// voenprav.ru"doc-1335-7.htm (reference date: 13.09.2015).
7. Pilipenko V. I. Pedagogicheskaya podderzhka kadet v professional'nom samoopredelenii (na primere Karel'skogo kadetskogo korpusa): Avtoref. Dis. Kand. Ped. Nauk [Pedagogical support cadet professional identity (on the example of the Karelian cadet corps): abstract. Diss. cand. ped. sci.]. Petrozavodsk, 20012. 22 p.