Научная статья на тему 'Роль внеурочных форм занятий и их классификация в системе физической подготовки воспитанников кадетских училищ'

Роль внеурочных форм занятий и их классификация в системе физической подготовки воспитанников кадетских училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / CADETS / МОТИВЫ / MOTIVES / ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / FORMS OF EMPLOYMENT / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Галина Владимировна

Рассматриваются внеурочные формы занятий по физической культуре в Оренбургском президентском кадетском училище. Одной из проблем системы построения физической подготовки в училище является низкая заинтересованность кадет в занятиях спортом, что влечет низкую посещаемость дополнительных занятий по физической культуре. Это связано с тем, что предлагаемые кадетам формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий не отвечают полностью потребностям воспитанников. Определение роли и места внеурочных форм занятий в системе физического воспитания кадет, соответствующих их возрасту и потребностям, будет способствовать формированию мотивации к занятиям спортом, повысит массовость занимающихся и, соответственно, уровень их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND CLASSIFICATION OF EXTRACURRICULAR FORMS OF CLASSES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS

Currently, for graduates of pre-university educational institutions under the auspices of the Ministry of defence of the Russian Federation, the high demands are imposed on physical fitness. This is because the objective of the educational activities of such schools is to prepare young men to enroll in military universities of the country, where a high level of physical fitness is one of the conditions for military training. At the same time, one of the problems that the system of physical training in the school creates, as studies have shown, is the low interest of cadets in sports, which is reflected in the low attendance of extra classes on physical culture. The work is dedicated to the search for organizational forms and means of physical education, methods of their implementation and the definition of place in the educational space of the cadet academy. The article discusses extracurricular forms of physical training in the Orenburg presidential cadet school. The author suggests that cadets are offered the forms and methods of physical training and sports that do not fully meet the age requirements of the cadet. Determining the interest and motivation of the cadets additionally, outside the school to engage in physical culture and sports will allow to organize the work in the system of physical education appropriate for their age and needs, which will contribute to the formation of motivation to sports activities, will increase the mass involved and thus the level of their physical fitness. The research allowed to classify extracurricular forms of physical training. Such forms include: sports events for pupils of the 5–6 classes, sports clubs in division of additional education for cadets of the 5–9 classes, classes of military-applied sports for senior cadets. The introduction of the system of physical education with additional physical training and sporting activities that meet the interests of cadets, helped to increase attendance, to raise the prestige of physical culture and sports, and thus increase the level of physical training of the graduates of the Orenburg presidential cadet school.

Текст научной работы на тему «Роль внеурочных форм занятий и их классификация в системе физической подготовки воспитанников кадетских училищ»

УДК 377.6

йО! 10.23951/2307-6127-2017-3-108-116

РОЛЬ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ

Г. В. Боброва

Оренбургское президентское кадетское училище, Оренбург

Рассматриваются внеурочные формы занятий по физической культуре в Оренбургском президентском кадетском училище. Одной из проблем системы построения физической подготовки в училище является низкая заинтересованность кадет в занятиях спортом, что влечет низкую посещаемость дополнительных занятий по физической культуре. Это связано с тем, что предлагаемые кадетам формы и методы физкультурно-спортивных мероприятий не отвечают полностью потребностям воспитанников. Определение роли и места внеурочных форм занятий в системе физического воспитания кадет, соответствующих их возрасту и потребностям, будет способствовать формированию мотивации к занятиям спортом, повысит массовость занимающихся и, соответственно, уровень их физической подготовленности.

Ключевые слова: кадеты, мотивы, формы занятий, система физического воспитания.

В 2010 г. Правительством Российской Федерации была разработана Концепция федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 г. [1]. Одной из задач концепции является создание кадетских, суворовских, нахимовских училищ, кадетских и казачьих корпусов, инженерных школ, осуществляющих свою деятельность под покровительством Министерства обороны РФ. И уже к 2017 г. военно-профильных средних общеобразовательных учебных заведений насчитывается по стране 27.

Подобные учебные заведения в обществе имеют референцию элитных довузовских образовательных учреждений, целью которых является подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных граждан, ориентированных на государственную и военную службу. Реализация образовательной деятельности проходит по программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общераз-вивающими программами, где особое значение отводится физической подготовке обучающихся. Физическая культура воспитанников суворовских, нахимовских, кадетских училищ Министерства обороны Российской Федерации является неотъемлемой частью их образования и воспитания. Она включает: физическую подготовку, спорт и мероприятия оздоровительно-рекреационной направленности [2]. Значимость физического воспитания в образовательной системе училищ не вызывает сомнений, так как при поступлении в высшие военные образовательные учреждения кандидаты на поступление проходят оценку уровня физической подготовленности. Конкурс на поступление в военные училища в последние годы находится на высоком уровне - в 2016 г., по данным Министерства обороны РФ, число желающих поступить в высшее военно-профильное учебное заведение достигало восьми человек на место [3]. Следовательно, одной из задач преподавателей физической культуры кадетского училища является подготовить выпускников к сдаче приемных нормативов по физической подготовке на высоком уровне. Следует отметить, что занятий по физической культуре в рамках школьной программы недостаточно для сдачи вступительных

испытаний кадетами при поступлении в военные вузы страны. Поэтому встает вопрос о дополнительных мерах, направленных на повышение уровня физической подготовленности обучающихся в кадетском училище.

Образовательное пространство современного военного учебного заведения как детерминированная педагогическая система должно содержать субсистему оздоровления обучаемых, которая через взаимодействие своих компонентов с компонентами, обеспечивающими успешность образовательной подготовки, дает возможность длительное время поддерживать устойчивую умственную и физическую работоспособность [4, с. 4].

Анализ литературных источников показал интерес ученых к тематике «построение системы физической подготовки воспитанников суворовских и кадетских училищ». Так, например, С. Г. Александров посвятил свою работу становлению системы физического воспитания кадет на основе внедрения народных игр кубанского казачества в их физическую подготовку [5, с. 5]. Ряд ученых рекомендовал внедрение военно-прикладной подготовки в систему физического воспитания как профильно ориентированного обучения кадет старших классов [6, с. 128-130; 7, с. 83-86]. Воспитательное влияние физической культуры на личность обучающихся исследовал Ю. Г. Галанин. В своей работе он раскрыл потенциал физкультурно-воспитательной среды в военных училищах. Автор предлагает педагогическую модель физкультурно-воспитательной среды, которая в полной мере должна обеспечивать как сохранение и приумножение здоровья мальчиков-подростков, так и формирование их личностных мускульных качеств [8, с. 4].

Я. Ф. Хамула и Г. В. Филатова рассматривают физическую культуру как неотъемлемую часть здорового образа жизни кадет. Они отмечают: «...воспитание кадет направлено на поддержание их физического благополучия и здоровья, а здоровый образ жизни является интегральным путем достижения качества здоровья каждого воспитанника в единстве его биологического, психического и социального развития» [9, с. 54-57].

Некоторые работы по теме физической подготовки воспитанников суворовских и кадетских корпусов посвящены внедрению в систему физического воспитания военных училищ видов спорта. Так, например, В. А. Лаврентьев предложил ввести в программу спортивной работы суворовских военных училищ военно-спортивное многоборье, разработанное на основе дифференцированной оценки физической и спортивной подготовленности, что позволит, по его мнению, повысить уровень развития основных физических качеств и прикладных двигательных навыков у обучающихся, необходимых кандидатам для поступления в высшие военно-учебные заведения [10, с. 5].

Анализ исследований по проблеме показал - все ученые едины во мнении, что многообразие организационных форм и средств физического воспитания, методы их реализации, а также место в образовательном пространстве кадетского училища должны отвечать задачам по воспитанию физических качеств и способностей кадет и соответствовать требованиям, предъявляемым к военной профессии. В то же время следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют работы, раскрывающие сущность построения системы физического воспитания в кадетских училищах, чем и обусловлена актуальность данного исследования.

Задача исследования - классифицировать внеурочные формы организации занятий по физической культуре, определить значимость этих занятий для кадет разных возрастных категорий. Исследования проводились на базе Оренбургского президентского кадетского училища в 2015/16 учебном году. В исследованиях принимали участие кадеты - воспитанники Оренбургского президентского кадетского училища 5-11-х классов, с каждой параллели два класса (40 человек), всего - 280 человек. Эмпирические исследования включали

методы опроса, беседы, педагогического наблюдения, анкетирования, анализ журналов посещаемости спортивных секций и курсовых заявок на участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, обработку полученных данных.

Система физического воспитания в Оренбургском президентском кадетском училище состоит из урока физической культуры, который проводится 3 раза в неделю по 45 минут и соответствует образовательным программам основного общего и среднего общего образования, и многочисленных внеурочных форм занятий.

Внеурочные формы занятий отличаются задачами, возрастом контингента, для которого они предусмотрены, а также местом и временем их проведения в распорядке дня кадет. При всем многообразии форм внеурочных занятий их структура имеет определенные общие черты: постоянный порядок построения каждого отдельного занятия, который выражается в закономерной последовательности, взаимосвязанности и субординации его составляющих: частей, компонентов, разделов.

Классификация внеурочных форм занятий физической культурой школьников была рассмотрена С. В. Якимович, она отмечает, что не менее значимыми при классифицировании являются функциональные признаки объектов, характеризующие их предназначение для решения целевых задач физического воспитания [11, с. 5]. Внеурочную деятельность как средство реализации спортивно-оздоровительной работы со школьниками предлагают в своей работе Е. Г. Кравцова, С. Ф. Бурухин, они разработали модель внеурочной деятельности, направленную на удовлетворение индивидуальных потребностей школьников, которая включает в себя широкий спектр занятий спортивно-оздоровительного направления [12, с. 41-46]. А. Н. и К. А. Каиновы провели анализ двигательной активности детей 10-12 лет, который показал, что наибольший вклад в реализацию двигательной активности школьников вносят урок физической культуры и занятия в спортивных секциях. Чем выше недельная двигательная активность школьников, тем большую у них долю времени занимают организованные формы двигательной активности (занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях) [13, с. 104-109].

Г. А. Васенин полагает, что увеличение параметров двигательного режима у школьников 5-6-х классов до и сверх гигиенически обоснованных норм дневной активности за счет внедрения внеурочных форм занятий физической культурой обеспечит сохранение и укрепление здоровья школьников, гармонизацию физического развития, повышение физической подготовленности учащихся, будет содействовать лучшей умственной и физической работоспособности детей данного возраста [14, с. 5].

Таким образом, учеными-педагогами доказана значимость влияния внеурочных форм занятий физкультурно-оздоровительного направления в образовательном процессе школьников.

Потребности и мотивы, побуждающие детей разного возраста строить свое отношение к предмету «физическая культура», являются ориентиром для спортивных педагогов в разработке образовательного маршрута в физическом воспитании личности. Определение возрастной систематизации потребностей кадет и классифицирование на ее основе внеурочных форм обучения позволит модифицировать систему физического воспитания в училище, что будет способствовать формированию у воспитанников мотивации к занятиям физической культурой и спортом и, соответственно, повышению уровня их физической подготовленности.

С целью определения предпочтений кадетами видов внеурочных форм занятий физической подготовкой и спортом были проведены исследования их целевых установок на занятия физической культурой в разных возрастных категориях. Исследования мотивации

кадет к занятиям физической культурой дало возможность составить возрастную градацию их интересов:

1. Возраст 10-12 лет - формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях, в необходимости занятий физическими упражнениями, создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету «физическая культура». Для кадет, поступивших в училище (5-й класс), характерно желание утвердиться в новом коллективе, в том числе и через спортивные достижения. В этом возрасте, как показали результаты проведенного эмпирического исследования, кадеты стремятся попасть в сборную команду училища, выполнить спортивный разряд, отличиться в спортивных мероприятиях. Предпочтение отдается игровым спортивным мероприятиям, в том числе и с ролевыми условиями военных игр.

2. Возраст 13-15 лет предполагает создание ситуации успеха в наиболее значимых видах физкультурно-спортивной деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения, формирование ценностных установок физической культуры. Именно в 7-9-х классах происходит ориентация на будущую специальность, для кадетского училища это прежде всего военно-профессиональное направление. Физическая подготовка в этих классах строится с ориентацией на специальную спортивную подготовку в избранном виде спорта и на внедрение в образовательный процесс предмета «физическая культура» военно-прикладных видов спорта.

3. Возраст 16-17 лет - создание условий для мобилизации и реализации потенциальных физических и психологических возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями, помощью в социально значимом определении на будущее. Для кадет в 10-11-х классах характерно желание поступить в высшие военные образовательные заведения Министерства обороны РФ, поэтому на этом этапе обучения интересы кадет в физкультурной сфере связаны с подготовкой к военной специальности, они полностью отдают предпочтение физической подготовке к вступительным испытаниям в военные вузы. Поэтому в этом возрасте могут прекратить свое спортивное совершенствование в избранном виде спорта и полностью переключиться на отработку упражнений из списка вступительных испытаний - подтягивание, плавание, бег и т. д.

Обобщение полученных в процессе исследований данных позволило составить классификацию внеурочных форм физической подготовки воспитанников кадетского училища, отвечающую возрастным запросам кадет.

В первую группу форм организации физкультурных занятий во внеурочное время были отнесены обязательные занятия для всех воспитанников кадетского училища. К формам организации такого процесса относятся обязательная утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки, которые организовываются во время уроков, и физкультурная пауза, проводимая раз в день в распорядке дня после четвертого урока.

Вторую группу классификации составляют учебно-тренировочные занятия избранным видом спорта в секциях дополнительного образования. Секции по видам спорта проходят в вечернее время после учебного дня 3-4 раза в неделю по два часа. Цель занятий в спортивных секциях дополнительного образования - получение спортивного разряда, который в дальнейшем будет необходим при поступлении в высшее военное учебное заведение, а также участие в спартакиаде среди довузовских образовательных учреждений Министерства обороны в составе сборной команды училища. Занятия в спортивных секциях проводятся по модифицированной учебно-тренировочной программе. Программа, с одной стороны, соответствует программам подготовки детско-юношеских спортивных школ, с другой - отвечает реалиям образовательного процесса кадетских училищ: прекращение

занятий на время проведения учебной практики и на время каникул, участие в соревнованиях по согласованию с педагогами-предметниками, построение учебно-тренировочных планов с учетом мероприятий училища и т. д.

Обучение в секциях дополнительного образования начинается с 5-го класса - с момента поступления в кадетское училище - и продолжается до 11-го класса - класса выпуска кадет. Кадеты младших классов выбирают вид спорта и начинают свою спортивную подготовку, ориентируясь на сугубо спортивные задачи.

В то же время следует отметить, что специфика учебного заведения не позволяет ставить в своей образовательной деятельности целевые задачи по спортивной подготовке и достижению спортивных высот, следовательно, вся спортивная работа построена на специфических задачах по физической подготовке, характерных для военно-профильного училища. К таким задачам относятся военно-профессиональное ориентирование воспитанников училища, физическая подготовка по видам спорта и упражнениям, входящим в перечень вступительных испытаний при поступлении в высшее учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации. Уже к 7-му классу кадеты понимают, что распорядок дня и специфика обучения в военном училище не позволят им достичь высоких спортивных результатов. Поэтому с 8-го класса кадеты начинают заниматься военно-прикладными видами спорта.

Занятия по военно-прикладным видам спорта проводятся в выходной день, а также во время проведения учебно-полевых сборов согласно образовательной программе кадетских училищ. К таким занятиям относятся полиатлон, военное многоборье, прикладное плавание, кросс по пересеченной местности, спортивное ориентирование, стрельба пулевая, силовые упражнения (метание гранаты, подтягивание, бег на 100 м). Профильно ориентированные на военные специальности занятия по физической подготовке отнесены к третьей группе классификации.

Для решения задач физической подготовки необходимо строить педагогический процесс исходя из когнитивного (познавательного) подхода к учению, при котором основной акцент делается на потребности воспитанника. Формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями происходит наиболее эффективно в 5-7-х классах, когда у кадет ярко выражены потребности в достижении, в возможности позитивного самоутверждения. В возрасте 10-12 лет кадет удовлетворяют не только личные достижения, меняется их отношение к коллективу - они становятся неравнодушны к результатам своего звена, класса, курса, чувствуя себя частью команды. Здесь наиболее эффективными формами организации внеурочной спортивной деятельности выступают спортивно-массовые мероприятия, спортивные конкурсы, соревнования, спортивные праздники. Большое значение для данной категории воспитанников имеют игры, состязания, при этом привлечение взрослых - воспитателей, командиров взводов, преподавателей физической культуры, родителей - усиливает интерес и активность кадет, создавая атмосферу единства и семьи, что является немаловажным в воспитательном процессе.

Результаты исследования позволили скорректировать план физкультурно-спортивных мероприятий, опираясь на возрастные интересы воспитанников. В структуру физической подготовки училища были внедрены мероприятия с повышенной эмоциональной окраской: спортивный фестиваль «А ну-ка парни!», интегрированный урок физической культуры и истории, где через спортивные задания изучаются военно-исторические детали и события, спартакиада училища, праздник в бассейне «День Нептуна». Кроме того, для младших обучающихся проводятся многочисленные курсовые физкультурно-спортивные мероприятия. Для кадет среднего звена было увеличено количество соревнований по видам спорта, в том

числе районного, городского, а также областного масштаба. Для воспитанников старших классов были дополнительно организованы соревнования по военно-прикладным видам спорта с присвоением разрядных нормативов, совместно с региональным отделением ДОСААФ проводилась сдача нормативов Всероссийского комплекса «ГТО» с торжественным вручением знаков отличия. Эти формы занятий составляют четвертую группу квалификации.

Внедрение в систему физического воспитания кадетского училища физкультурно-спор-тивных мероприятий и праздников, соответствующих возрастным потребностям кадет, позволило повысить интерес воспитанников к занятиям физической культурой и спортом. Анализ журналов посещаемости кадетами спортивных секций показал, что во втором полугодии она возросла на 24 % по сравнению с показателями первого полугодия 2015/16 учебного года. Кроме того, была проведена оценка массовости на физкультурно-спортив-ных мероприятиях. Подсчет заявок от воспитателей курсов для участия в подобных мероприятиях позволил определить, что число желающих принять участие в спортивных праздниках и соревнованиях увеличилось в 2-2,5 раза. Так, если в первом полугодии от курса подавали заявку, где было указано количество участников строго согласно положению мероприятия, то во втором полугодии курсы представляли по две-три команды.

Следовательно, корректирование внеурочных форм занятий в системе физического воспитания кадетского училища соответственно возрастным интересам воспитанников училища позволяет повысить интерес кадет к занятиям физической культурой и спортом и, соответственно, уровень физической подготовленности кадет.

Достижение цели физкультурного воспитания в кадетском училище - формирование физической культуры личности, подготовка к военно-ориентированной профессии невозможно без задействования в этом процессе личности самого воспитанника. Поэтому педагогический процесс ориентируется на возрастные мотивы и потребности воспитанника, предоставляя те формы и методы физической культуры, которые отвечают их возрастному запросу. В данной ситуации физическое воспитание кадет способствует развитию моральных и физических качеств с целенаправленной подготовкой обучающихся к военно-профессиональной деятельности в будущем. С другой стороны, немаловажным является через физическую культуру становление личности как самостоятельной, ответственной, энергичной индивидуальности, способной к принятию решения при различных обстоятельствах. Проведенные исследования позволили классифицировать формы внеурочных занятий физической подготовкой по целевым задачам и соответствию этапу обучения в кадетском училище, что будет способствовать становлению физической культуры личности кадета.

Список литературы

1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р. URL: http://www.rg. ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения: 04.12.2016).

2. Приказ Минобороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации». URL: http://base.garant. ru/6391601 (дата обращения: 12.09.2016).

3. Министерство обороны Российской Федерации. URL: http://mil.ru (дата обращения: 10.09.2016).

4. Горелов А. А., Обвинцев А. А., Кондаков В. Л. Конструирование и функционирование физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве военного учебного заведения // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 4-6.

5. Александров С. Г. Генезис, систематика и технология использования народных игр кубанского казачества в физической подготовке учащихся кадетских корпусов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 1999. 24 с.

6. Боброва Г. В. Педагогическая технология реализации военно-профессиональной физической культуры в кадетском училище // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 128-130.

7. Виноград Д. В. Профессиональная ориентация суворовцев и кадетов старших классов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ в процессе физического воспитания // Спортивный психолог. 2015. № 4 (39). С. 8386.

8. Галанин Ю. Г. Моделирование физкультурно-воспитательной среды для мальчиков-подростков в кадетской школе-интернате: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 25 с.

9. Хамула Я. Ф., Филатова Г. В. Физическая культура как неотъемлемая часть в формировании здорового образа жизни кадет // Культура физическая и здоровье. 2016. № 4 (59). С. 54-57.

10. Лаврентьев В. А. Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училищах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 24 с.

11. Якимович С. В. Физическое воспитание школьников во внеурочное время на основе социально ориентирующих игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 23 с.

12. Кравцова Е. Г., Бурухин С. Ф. Внеурочная деятельность как средство реализации спортивно-оздоровительной работы со школьниками // Ярославский пед. вестн. 2014. № 4. С. 41-46.

13. Каинов А. Н., Каинов К. А. Содержание недельной двигательной активности школьников и ее самоанализ // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 9 (127). С. 104-109.

14. Васенин Г. А. Непрерывность процесса физического воспитания в школе полного дня на основе системы построения больших и малых форм занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 26 с.

Боброва Галина Владимировна, инструктор-методист, кандидат педагогических наук, Оренбургское президентское кадетское училище (ул. Пушкинская, 63, Оренбург, Россия, 460021). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.10.2016.

DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-108-116

THE ROLE AND CLASSIFICATION OF EXTRACURRICULAR FORMS OF CLASSES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS

G. V. Bobrova

Orenburg Presidential Cadet School, Orenburg, Russian Federation

Currently, for graduates of pre-university educational institutions under the auspices of the Ministry of defence of the Russian Federation, the high demands are imposed on physical fitness. This is because the objective of the educational activities of such schools is to prepare young men to enroll in military universities of the country, where a high level of physical fitness is one of the conditions for military training. At the same time, one of the problems that the system of physical training in the school creates, as studies have shown, is the low interest of cadets in sports, which is reflected in the low attendance of extra classes on physical culture. The work is dedicated to the search for organizational forms and means of physical education, methods of their implementation and the definition of place in the educational space of the cadet academy.

The article discusses extracurricular forms of physical training in the Orenburg presidential cadet school. The author suggests that cadets are offered the forms and methods of physical training and sports that do not fully meet the age requirements of the cadet. Determining the interest and motivation of the cadets additionally, outside the school to engage

in physical culture and sports will allow to organize the work in the system of physical education appropriate for their age and needs, which will contribute to the formation of motivation to sports activities, will increase the mass involved and thus the level of their physical fitness.

The research allowed to classify extracurricular forms of physical training. Such forms include: sports events for pupils of the 5-6 classes, sports clubs in division of additional education for cadets of the 5-9 classes, classes of military-applied sports for senior cadets. The introduction of the system of physical education with additional physical training and sporting activities that meet the interests of cadets, helped to increase attendance, to raise the prestige of physical culture and sports, and thus increase the level of physical training of the graduates of the Orenburg presidential cadet school.

Key words: cadets, motives, forms of employment, the system ofphysical education.

References

1. Kontseptsiya federal'noy sistemy podgotovki grazhdan Rossiyskoy Federatsii k voennoy sluzhbe na period do 2020 goda. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 3 fevralya 2010 g. N134 [The concept of a federal system of training of Russian citizens for military service for a period up to 2020. The order of the Russian Federation of February 3, 2010 N 134-r] (in Russian). URL: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (accessed 4 December 2016).

2. Prikaz Minoborony RF ot 30 oktyabrya 2004 g. N 352 "Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoy podgotovke i sportu dlya suvorovskikh voennykh, nakhimovskikh voenno-morskikh, voenno-muzykal'nykh uchilishch i kadetskikh, morskikh kadetskikh, muzykal'nykh kadetskikh korpusov Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii" [Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation dated October 30, 2004 no. 352 "On Approval of the Manual on physical training and sports for the Suvorov Military and Nakhimov naval, military music schools and cadet, sea cadet, musical cadet corps of the Russian Ministry of Defense"] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/6391601 (accessed 12 September 2016).

3. Ministerstvo oborony Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Defense of the Russian Federation] (in Russian). URL: http:// mil.ru (accessed 10 September 2016).

4. Gorelov A. A., Obvintsev A. A., Kondakov V. L. Konstruirovaniye i funktsionirovaniye fizkul'turno-ozdorovitel'nykh tekhnologiy v obrazovatel'nom prostranstve voennogo uchebnogo zavedeniya [Construction and operation of health and fitness technologies in the educational space of the military school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2016, no. 9, pp. 4-6 (in Russian).

5. Aleksandrov S. G. Genezis, sistematika i tekhnologiya ispol'zovaniya narodnykh igr kubanskogo kazachestva v fizicheskoy podgotovke uchashchikhsya kadetskikh korpusov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The genesis, systematics and the use of technology folk games of the Kuban Cossacks in physical training of students of military schools. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Krasnodar, 1999. 24 p. (in Russian).

6. Bobrova G. V. Pedagogicheskaya tekhnologiya realizatsii voenno-professional'noy fizicheskoy kul'tury v kadetskom uchilishhe [Pedagogical technology of implementing military professional physical education in the Cadet School]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sovremennaya pedagogika: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii" [Materials of the International scientific-practical conference "Modern pedagogy: current issues, developments and innovations"]. Penza, Nauka i prosveshcheniye Publ., 2016. Pp. 128-130 (in Russian).

7. Vinograd D. V. Professional'naya orientatsiya suvorovtsev i kadetov starshikh klassov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy Ministerstva oborony RF v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Professional orientation of cadets and cadets of the senior classes of educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the process of physical education]. Sportivnyy psikholog- Sports Psychologist, 2015, no. 4 (39), pp. 83-86 (in Russian).

8. Galanin Yu. G. Modelirovaniye fizkul'turno-vospitatel'noy sredy dlya mal'chikov-podrostkov v kadetskoy shkole-internate. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Modelling of sports and educational environment for adolescent boys in the Cadet Boarding School. Abstract of thesis of cand. ped. sci.]. Moscow, 2013. 25 p. (in Russian).

9. Khamula Ya. F., Filatova G. V. Fizicheskaya kul'tura kak neot''emlemaya chast' v formirovanii zdorovogo obraza zhizni kadet [Physical culture as an integral part in the formation of healthy life-style of cadets]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e - Physical Culture and Health, 2016, no. (59), pp. 54-57 (in Russian).

10. Lavrent'ev V. A. Voenno-sportivnoye mnogobor'e kak sredstvo povysheniya fizicheskoy i sportivnoy podgotovlennosti obuchayushchikhsya v suvorovskikh voennykh uchilishchakh. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Military pentathlon as a means to

enhance the physical and athletic preparedness of students in the Suvorov Military School. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2005. 24 p. (in Russian).

11. Yakimovich S. V. Fizicheskoye vospitaniye shkol'nikov vo vneurochnoye vremya na osnove sotsial'no-orientiruyushchikh igr. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Physical education of students after school on the basis of socio-orienting games. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2003. 23 p. (in Russian).

12. Kravtsova E. G., Burukhin S. F. Vneurochnaya deyatel'nost' kak sredstvo realizatsii sportivno-ozdorovitel'noy raboty so shkol'nikami [After-hour activity as a means of implementing sport and recreation activities with students]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2014, no. 4, pp. 41-46 (in Russian).

13. Kainov A. N., Kainov K. A. Soderzhaniye nedel'noy dvigatel'noy aktivnosti shkol'nikov i eye samoanaliz [The content of the weekly motor activity of schoolchildren and its introspection]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2015, no. 9 (127), pp. 104-109 (in Russian).

14. Vasenin G. A. Nepreryvnost' protsessa fizicheskogo vospitaniya v shkole "polnogo dnya" na osnove sistemy postroeniya bol'shikh i malykh form zanyatiy. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [The continuity of the process of physical education in full-time school on the basis of a system of construction of large and small forms of class]. Moscow, 2015. 26 p. (in Russian).

Bobrova G. V., Orenburg Presidential Cadet School (ul. Pushkinskaya, 63, Orenburg, Russian Federation, 460021). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.