УДК 376.23
МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ
© Максим Геннадьевич КОЗАДАЕВ
аспирант, кафедра адаптивной физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Татьяна Анатольевна СЕЛИТРЕНИКОВА доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптивной физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected]
Актуальность исследования обусловлена необходимостью профилирования физической подготовки кадет к дальнейшему их поступлению в высшие военные учебные заведения, что делает обязательным создание особой разновидности их физической деятельности - профессионально-прикладной физической культуры. Целью исследования стало изучение отношения к занятиям физической культурой и спортом здоровых, а также кадет с нарушениями свода стопы. Основным методом исследования явилось анкетирование с помощью разработанных анкет. Доказано, что кадеты, не имеющие нарушения свода стопы, чаще и в большем объеме занимаются профессионально-прикладной физической подготовкой и спортом. При этом данные занятия вызывают у них меньший дискомфорт, чем у сверстников, имеющих нарушения свода стопы. Здоровые кадеты в основном самостоятельно сделали выбор в пользу дополнительных занятий физической культурой, в то время как кадеты, имеющие патологию опорно-двигательного аппарата, реже посещают спортивные секции, и в основном туда их привели друзья или родители. Кадетам с нарушениями свода стопы тяжелее даются физические нагрузки в целом и занятия строевой, а также профессионально-прикладной физической подготовкой.
Ключевые слова: физическая подготовка; кадеты; патология опорно-двигательного аппарата
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-78-82
Согласно Приказу Министерства обороны от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации», «физическая культура обучающихся в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации является неотъемлемой частью их образования и воспитания. Она включает: физическую подготовку, спорт и мероприятия оздоровительно-рекреационной направленности».
Необходимость профилирования физической подготовки кадет к дальнейшему их поступлению в высшие военные учебные заведения делает обязательным создание
особой разновидности физической деятельности - профессионально-прикладной физической культуры [1, с. 46-47].
Профессионально-прикладную физическую подготовку определяют как педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к конкретной профессиональной деятельности [2, с. 112]. Применительно к суворовским и кадетским училищам она представляет собой такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков воспитанника, воспитания его физических способностей, от которых напрямую зависит будущая профессиональная дееспособность. Типичные для такого процесса упражнения и методика их применения характеризуется, с одной стороны, моделированием форм и особенно существенных моментов координации движений профессиональной направленности, а с другой -
более высокими требованиями к двигательным способностям подростка [3, с. 59-60].
В методике реализации профессионально-прикладной физической подготовки следует руководствоваться принципом постепенного прироста тренирующих нагрузок. Для полноценной профессионально-прикладной физической подготовки необходимо наличие у воспитанника здорового организма. Поэтому параллельно с профессионально-прикладной физической подготовкой уделяют достаточно времени и сил коррекции существующих недостатков физического развития организма подростка [4, с. 43].
Основными формами профессионально-прикладной физической подготовки являются урочные формы, которые имеют обычную в физическом воспитании структуру. В содержание подготовительной части урочных занятий в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации включаются не только упражнения на внимание, упражнения в ходьбе и беге, общеразвивающие упражнения на месте, комплексы вольных упражнений, но и строевые приемы [5, с. 48].
Внедрение профессионально-прикладной и строевой физической подготовки в практику физического воспитания создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации будущего курсанта, повышения его мастерства, достижения высокой работоспособности организма, укрепления здоровья, повышения устойчивости к заболеваниям, снижения травматизма [6, с. 198].
Основными задачами профессионально-прикладной физической подготовки являются:
1) развитие ведущих для организма будущего военного физических способностей;
2) формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;
3) повышение устойчивости организма к воздействиям внешней среды;
4) воспитание специфических для конкретной профессии волевых и других психических качеств;
5) содействие формированию физической культуры личности, укреплению ее психики [7, с. 5-6].
Решение этих задач непосредственно связано с ускорением процесса врабатывае-мости организма, со спецификой двигательной деятельности в военной подготовке и т. п. [8, с. 222].
Физическое воспитание является особым образовательным предметом, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность ребенка с ограниченными возможностями. Основополагающим принципом физкультурного воспитания в специальной (коррекци-онной) школе является единство физического самосовершенствования, духовного становления и социальной адаптации. В этой связи одной из главных проблем обучения становится формирование мотивации у школьников к учению.
Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, ко вторым - желание заниматься любимым видом спорта либо определенными упражнениями [9, с. 108].
В своих исследованиях мы изучали уровень мотивации кадет, в том числе с помощью социологического опроса. Социологический опрос проводился в форме анкетирования. Были разработаны анкеты для выяснения отношения воспитанников, имеющих диагноз плоскостопие и не имеющих такового, к профессионально-прикладной физической подготовке в стенах кадетского военного корпуса. В анкетировании приняли участие 210 воспитанников кадетского военного корпуса г. Санкт-Петербург, имеющих плоскостопие и 82 кадета без патологии опорно-двигательного аппарата.
Отмечая результаты опроса, стоит подчеркнуть, что при ответах не на все вопросы имеются существенные отличия в таковых у кадет без патологий опорно-двигательного аппарата и воспитанников с нарушениями свода стопы. Так, на первый вопрос анкеты: «Кто оказал влияние на выбор Вами места обучения?» и кадеты без патологии, и воспитанники с различными формами плоскостопия ответили примерно одинаково. Примерно половина респондентов указали на осно-
вополагающую роль в выборе места обучения либо родителей, либо их самих, и только 10-19 % отметили, что основную роль в этом вопросе сыграли друзья (рис. 1).
При ответе на остальные вопросы предложенной респондентам анкеты можно проследить явные отличия у кадет без патологии и имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата. Так, например, регулярно посещают занятия по «Физической культуре» и при этом никогда не испытывают дискомфорт в состоянии опорно-двигательного аппарата лишь 7 % опрошенных с плоскостопием и 90 % респондентов без патологии нижних конечностей. Строевой подготовкой
без дискомфорта занимается приблизительно такое же количество испытуемых, имеющих плоскостопие, и 92 % здоровых кадет.
65 % респондентов без патологии в свободное время предпочитают занятия в спортивных секциях, и 90 % из них имеют индивидуальные достижения в избранном виде спорта и регулярно их улучшают. В то время как среди кадет с плоскостопием лишь у 10 % отмечаются аналогичные результаты, при этом у 40 % - результаты до заболевания были лучше, чем в настоящий момент времени, а 49 % респондентов вообще никогда не посещали дополнительные занятия по причине проблем со здоровьем (рис. 2).
Рис. 1. Результаты опроса по выбору кадетами места обучения
в внто
е
«
н о
с
с
е р
о
н
о
120
100
80
60
40
20
Нерегулярно Нерегулярно
по причине из-за проблем
нехватки со здоровьем времени
■ Плоскостопие
□ Нет плоскостопия
0
Рис. 2. Посещаемость спортивных секций кадетами
Перечисленные выше результаты исследования указывают на то, что для повышения уровня мотивации к продуктивным, в том числе и самостоятельным занятиям спортом, а также приемам строевой и профессионально-прикладной физической подготовки необходимо, прежде всего, скорректировать имеющиеся у кадет нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и только после этого осуществлять физические нагрузки в таком же объеме, как и у здоровых кадет. В противном случае кадеты, имеющие диагноз плоскостопие различной степени тяжести, обнаруживают низкий уровень мотивации к занятиям и, следовательно, не добиваются желаемых результатов.
Кроме воспитания преданных Отечеству, крепких и закаленных юношей, которые могут адекватно переносить высокие физические нагрузки, профессионально-прикладная физическая подготовка должна способствовать повышению военно-специальной подготовленности, воспитанию психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, дисциплинированности и чувства коллективизма [10, с. 14]. Поэтому так важно повышать у кадет уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом, что указывает на несомненную актуальность избранной нами темы исследования.
Список литературы
1. Боброва Г.В. Военно-профессиональная составляющая в системе физической подготовки воспитанников кадетского училища // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 46-48.
2. Карасик В.Е., Белякова И.П. Методические аспекты оценки оздоровительного влияния физического воспитания на организм школьника // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. М., 2009. С. 112-115.
3. Гущина В.М., Медведев И.А., Мясникова Н.И., Шабунина Л.И. Профильное обучение по физической культуре на старшей ступени общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. М., 2007. № 7. С. 59-60.
4. Тимушкин А.В., Чесноков Н.Н., Чернов С.С. Физическая культура и здоровье. М.: Спорт-АкадемПресс, 2003. 139 с.
5. Физическое воспитание студентов. Краснодар: Неоглория, 2008. 700 с.
6. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. М.: Феникс, 2007. 288 с.
7. Чиж И.М., Жиляев Е.Г. Актуальные проблемы психофизиологического обеспечения военно-профессиональной деятельности // Военно-медицинский журнал. М., 1998. Т. 319. № 3. С. 4-10.
8. Селитреникова ТА. Управление процессом адаптивного физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы на основе комплексного контроля: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013.
9. Матерiали круглого столу «Медико-сощальш аспекти реабштацп дггей-швалщв у Дшпропетровськш обласп». Дшпропетровск: Unicef, 2003.
10. Meracle P. Ordo Deus // Medical Practice. 2016. № 1 (55). Р. 12-15.
Reference
1. Bobrova G.V. Voenno-professional'naya sostav-lyayushchaya v sisteme fizicheskoy podgotovki vospitannikov kadetskogo uchilishcha [Military and professional part in the system of physical training of cadets]. Materialy 4 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremen-noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: teoriya, metodika i praktika» [Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference "Modern Education in Rusia and Abroad: Theory, Methods and Practice"]. Cheboksary, Center of Scientific Cooperation "Interaktiv plyus", 2016, pp. 46-48. (In Russian).
2. Karasik V.E., Belyakova I.P. Metodicheskie aspekty otsenki ozdorovitel'nogo vliyaniya fizicheskogo vospitaniya na organizm shkol'nika [Methodical aspects of value of healthy influence on physical education on pupil's body]. Gigienicheskie osnovy ozdorovleniya detey i po-drostkov sredstvami fizicheskogo vospitaniya [Hygiene Basic Principles of Making Children and Teenagers Healthier by Means of Physical Education]. Moscow, 2009, pp. 112-115. (In Russian).
3. Gushchina V.M., Medvedev I.A., Myasnikova N.I., Shabunina L.I. Profil'noe obuchenie po fizicheskoy kul'ture na starshey stupeni ob-shcheobrazovatel'noy shkoly [Profile education on Physical Culture at senior step of comprehensive school]. Teoriya i praktika fizicheskoy
kul'tury - Theory and Practice of Physical Education, 2007, no. 7, pp. 59-60. (In Russian).
4. Timushkin A.V., Chesnokov N.N., Chernov S.S. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e [Physical Culture and Health]. Moscow, SportAkademPress Publ., 2003, 139 p. (In Russian).
5. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students]. Krasnodar, Neogloriya Publ., 2008, 700 p. (In Russian).
6. Sovetova E.V. Effektivnye obrazovatel'nye tekhnologii [Effective Educational Technologies]. Moscow, Feniks Publ., 2007, 288 p. (In Russian).
7. Chizh I.M., Zhilyaev E.G. Aktual'nye problemy psikhofiziologicheskogo obespecheniya voenno-professional'noy deyatel'nosti [Actual problems of psychological and physiological military and professional activity]. Voenno-meditsinskiy zhurnal [Military and Medical Journal], 1998, vol. 319, no. 3, pp. 4-10. (In Russian).
8. Selitrenikova T.A. Upravlenie protsessom adap-tivnogo fizicheskogo vospitaniya detey s poraz-heniyami sensornoy sistemy na osnove kom-pleksnogo kontrolya. Diss. ... dokt. ped. nauk [Managing the process of adaptive physical education of children with sensor system injury based on complex control. Dr. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 2013. (In Russian).
9. Materialy kruglogo stolu «Medyko-social'ni aspekty reabilitacii' ditej-invalidiv u Dnipropet-rovs'kij oblasti». Dnipropetrovsk, Unicef Publ., 2003. (In Ukrainian).
10. Meracle P. Ordo Deus. Medical Practice, 2016, no. 1 (55), pp. 12-15.
Поступила в редакцию 26.02.2017 г. Received 26 February 2017
UDC 376.23
MOTIVATIONAL ASPECTS OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS Maxim Gennadievich KOZADAEV
Post-graduate Student, Adapted Physical Education and Health and Safety Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: [email protected]
Tatyana Anatolyevna SELITRENIKOVA
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Adapted Physical Education and Health and Safety Department
Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: [email protected]
The research urgency is caused by necessity of the profiling of physical training of the cadet to their further admission in higher military educational institutions, which makes mandatory the establishment of a special variety of their physical activity - professionally-applied physical culture. The aim is to study the attitude to physical education and sports, healthy, and cadets with violations of the arch of the foot. The main research method was a survey developed as the questionnaires. It is proved that the cadets that do not have violations of the arch of the foot more often and in greater volume deal with professionally-applied physical training and sports. While these exercises cause them to have less discomfort than their peers with disorders of the arch of the foot. Healthy cadets primarily made choice by themselves in favor of additional physical training, while cadets having pathology of the locomotion apparatus, less likely to attend sports clubs, and they are basically brought there by friends or parents. For cadets with disorders of the arch of the foot it is heavier to have any physical activity in general and practicing drill and professionally-applied physical training.
Key words: physical training; cadets; pathology of the locomotion apparatus DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-78-82
Информация для цитирования:
Козадаев М.Г., Селитреникова Т.А. Мотивационный аспект профессионально-прикладной физической подготовки кадет // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 78-82. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3( 167)-78-82.
Kozadaev M.G., Selitrenikova T.A. Motivatsionnyy aspekt professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki kadet [Motivational aspects of professional-applied physical training of cadets]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumani-tarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 78-82. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-78-82. (In Russian).