Научная статья на тему 'Диагностика вокально-хоровых навыков кадет'

Диагностика вокально-хоровых навыков кадет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1992
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADETS / VOCAL AND CHORAL SKILLS / PRESIDENTIAL CADET ACADEMY / DIAGNOSTICS / COMPONENTS OF VOCAL AND CHORAL SKILLS / КАДЕТЫ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ / ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ДИАГНОСТИКА / КОМПОНЕНТЫ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна

Представлены разработка и анализ диагностики вокально-хоровых навыков мальчиков-кадетов в хоре Тюменского президентского кадетского училища. На основе рассмотрения понятий «навык», «вокальные навыки», «хоровые навыки» выводится рабочая версия понятия «вокально-хоровые навыки» кадет. Описываются некоторые психологические и физиологические особенности вокально-хоровой работы с мальчиками-хористами. С учетом специфики профессиональной направленности кадет определяются первообразующие компоненты вокально-хоровых навыков, подлежащие развитию: в первую очередь чистая интонация, без которой невозможен унисон, а значит, и хоровой строй; владение различными типами дыхания и четкая дикция, которые необходимы кадетам и при выработке командного голоса. Описывается диагностический инструментарий: показатели, диагностические задания, уровни развития вокально-хоровых навыков; приводится анализ качественной и количественной характеристики развития вокально-хоровых навыков кадет на начальном и итоговом этапах диагностики. Определяются факторы повышения уровня развития вокально-хоровых навыков в хоре мальчиков Тюменского президентского кадетского училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF VOCAL AND CHORAL SKILLS OF THE CADETS

The article is devoted to the development and analysis of diagnostic vocal and choral skills of boys-cadets in the choir of Tyumen presidential cadet school. Based on the consideration of the concepts “skill”, “vocal skills”, “choral skills” introduces a working definition of the concept of “vocal and choral skills” of cadets. Describes some psychological and physiological characteristics of vocal-choir of boys-choristers. Taking in consideration specific professional orientation of cadets defines the components of vocal and choral skills, which are to be developed: first, pure tone, without which unison is impossible, and hence the choral tune, too; the command of different types of breathing and clear diction, which are necessary for the cadets for the development of command voice as well. Describes the diagnostic tools: performance, diagnostic tasks, levels of development of choral vocal skills; provides the analysis of the qualitative and quantitative characteristics development of choral vocal skills of the cadets at the initial and final stages of diagnosis. Defines the factors for the increased development of choral vocal skills in the boys choir of Tyumen presidential cadet school.

Текст научной работы на тему «Диагностика вокально-хоровых навыков кадет»

УДК 378.02

О. А. Овсянникова

ДИАГНОСТИКА ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ КАДЕТ

Представлены разработка и анализ диагностики вокально-хоровых навыков мальчиков -кадетов в хоре Тюменского президентского кадетского училища. На основе рассмотрения понятий «навык», «вокальные навыки», «хоровые навыки» выводится рабочая версия понятия «вокально-хоровые навыки» кадет. Описываются некоторые психологические и физиологические особенности вокально-хоровой работы с мальчиками-хористами. С учетом специфики профессиональной направленности кадет определяются первообразующие компоненты вокально-хоровых навыков, подлежащие развитию: в первую очередь чистая интонация, без которой невозможен унисон, а значит, и хоровой строй; владение различными типами дыхания и четкая дикция, которые необходимы кадетам и при выработке командного голоса. Описывается диагностический инструментарий: показатели, диагностические задания, уровни развития вокально-хоровых навыков; приводится анализ качественной и количественной характеристики развития вокально-хоровых навыков кадет на начальном и итоговом этапах диагностики. Определяются факторы повышения уровня развития вокально-хоровых навыков в хоре мальчиков Тюменского президентского кадетского училища.

Ключевые слова: кадеты, вокально-хоровые навыки, президентское кадетское училище, диагностика, компоненты вокально-хоровых навыков.

Традиционно, начиная со дня образования в России первого кадетского корпуса (или Корпуса кадет шляхетских (дворянских) детей) в 1731 г., подобные учреждения военизированного типа воспитывали военную элиту общества, наряду с общеобразовательными и военными науками особое место в них занимали патриотическое и эстетическое воспитание [1-3]. Для кадет необходимо осваивать эстетические и художественные ценности, что будет способствовать их патриотическому воспитанию и формированию национальной и культурной идентичности [3]. Важной формой эстетического воспитания в кадетских корпусах, по утверждению А. В. Висковатова, А. В. Головнина и других авторов, являлось хоровое пение [1, 2]. В современных кадетских училищах традиция применения развивающего потенциала хорового пения сохраняется. «Реализация духовно-нравственного потенциала искусства (в том числе и хорового) в системе обучения и воспитания детей и молодежи признается сегодня одним из перспективных направлений оптимизации современной системы образования» [4, с. 50]. Безусловно, хоровое пение имеет огромные ресурсы для развития личности кадетов, оно благотворно влияет на развитие слуха и голоса кадетов-мальчиков, в том числе и командного, воспитывает патриотические и эстетические чувства воспитанников. Но для того, чтобы потенциал хорового пения был использован эффективно, необходимо учитывать специфику обучения в кадетских училищах и корпусах, физиологические особенности развития слуха и голоса кадетов-мальчиков, проводить диагностические мероприятия по выявлению уровня развития вокально-хоровых навыков обучающихся.

На современном этапе образования исследователи обращались к различным аспектам воспитания кадет: Н. А. Колчина рассматривала современные формы и методы в проведении культурно-досуговых мероприятий воспитанников кадетских корпусов [5], к культурологическому аспекту воспитания которых обращалась Р. В. Кузьменко [6], Е. Г. Масько, С. А. Королёв, Л. О. Дегтярёва исследовали мотивацию кадет к изучению изобразительно-

го искусства [7], проблему освоения музыкальной региональной культуры казаками-кадетами изучала Н. И. Кашина. Так, автор выявила противоречия между «востребованностью педагогического потенциала музыкальной культуры Уральского и Оренбургского казачества в формировании культурной идентичности казаков-кадет Урала и неготовностью учителей музыки к его реализации в образовательном процессе уроков музыки» [8, с. 136]. Исследователь Ю. В. Нагорнова обращалась к проблеме диагностики творческого мышления кадет [9], но вопрос диагностики вокально-хоровых навыков воспитанников кадетских училищ не становился предметом изучения у авторов. Обращение к данной проблеме связано с необходимостью изучения особенностей диагностирования и развития вокально-хоровых навыков кадет на первом году обучения в хоре мальчиков, выявления первообразую-щих компонентов вокально-хоровых навыков, подлежащих развитию в первую очередь. Обратимся к последовательному рассмотрению указанной проблемы на примере хора мальчиков-кадетов 5-го курса (5-го класса) Тюменского президентского кадетского училища (ТПКУ).

Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения - это многоэтапный процесс: первое эмоциональное впечатление при восприятии произведения, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых навыков, репетиционный процесс, ведущий к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап - донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории, т. е. концертное исполнение произведения. Все это должно сопровождаться получением хористами определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Действительно, выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование и развитие хоровых навыков [10]. Хор мальчиков - это специфический творческий, очень сложный организм. К сожалению, мальчики, чья голосовая природа в домута-ционном периоде богаче голосов девочек того же возраста, в большинстве своем практически отлучены от художественного хорового пения. Причина заключается в вокальных, психологических и педагогических особенностях певческо-хоровой работы с мальчиками. Известно, что мальчикам гораздо ближе внешкольные занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированные, чем девочки, более возбудимы. Во время репетиций постоянно удерживать внимание мальчиков довольно трудно. Опыт многих хормейстеров, работающих с мальчиками, свидетельствует, что в младшем возрасте они легче контролируют свое внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых, и поэтому плохо интонируют [11, 12]. Поэтому первый год обучения уходит на постановку правильного певческого звукообразования и развитие музыкального слуха. В хор мальчиков ТПКУ входят кадеты, которые еще не вступили в стадию мутации. У мальчиков очень звонкий голос, а также гибкий и пластичный голосовой аппарат, который хорошо поддается воздействию. Но существует необходимость овладения кадет вокально-хоровыми навыками, что даст возможность начинающим певцам лучше понять музыкальный образ и исполнить произведение на более высоком художественном уровне.

Обратимся к рассмотрению понятия «вокально-хоровые навыки». Принято считать, что навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. По мнению Ф. Н. Гоноболина, навыки являются автоматизированными компонентами сознательного действия человека, которые вырабатываются в процес-

се его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью [13].

Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вокальные навыки рассматриваются как частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта [11]. Соответственно, можно говорить об определенных компонентах вокальных навыков. Хоровые навыки соотносятся прежде всего с взаимодействием ансамбля и строя, так как хоровая деятельность предполагает исполнение хорового произведения несколькими голосами, которые бы сочетались интонационно, ритмически, дикционно, темброво-динамически и т. д. Исходя из вышесказанного мы определяем вокально-хоровые навыки как взаимодействие компонентов: звукообразования, дыхания, дикции, ансамбля и строя, которые в результате повторения (упражнений) становятся автоматизированными. К основным вокально-хоровым навыкам исследователи (М. С. Осеннева, Л. М. Жарова и др.) относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляцию и дикцию, интонацию [10, 12]. Рассмотрим их более подробно.

Звукообразование (фонация) - извлечение певческого звука, возникающего при взаимодействии дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Первым требованием при воспитании у хористов певческого звукообразования является воспитание напевного, протяжного звучания голоса.

Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и тесно связано с целенаправленным управлением регистровым звучанием. Проблема интонирования в хоре всегда была одной из самых острых. Как уже отмечалось, специфической особенностью хорового искусства является его коллективный характер; строй же в хоре невозможен без чистого унисона каждой хоровой партии, который возникает благодаря осознанному интонированию музыкальных звуков голосом каждого из певцов.

П. Г. Чесноков идентифицирует понятия «строй» и «интонирование», понимая под тем и другим «правильное интонирование интервалов (горизонтальный строй) и правильное интонирование аккордов (вертикальный строй)» [14, с. 58]. В последующих учебниках по хороведению сохраняется трактовка интонирования как способа достижения чистого, точного строя.

В последовательности введения компонентов певческого обучения видна определенная тенденция: формирование вокально-хоровых навыков идет по спирали, т. е. при одновременном включении в работу почти всех элементов вокально-хоровой техники на первом этапе обучения и углубление их в последующие периоды [12]. Рассмотрим навык певческого дыхания, без которого невозможно полноценное исполнение любого хорового произведения. Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается, взятый воздух расходуется только на воспроизведение опертого звука. Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. На первом году занятий необходимо использовать несложный музыкальный материал (короткие музыкальные фразы, умеренные темпы), так как у начинающих хористов еще не развито глубокое и продолжительное дыхание. В дальнейшем постепенно продолжительность выдоха певцов увеличивается, а дыхание укрепляется. Вырабатывается навык цепного дыхания [12]. Цепное дыхание -специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы «цепочкой», поддерживая непрерывность звучания на стыке музыкальных фраз, внутри

длинных нот [15]. Это коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.

Артикуляция - способ исполнения звуков при пении связно или отрывисто, а также важное средство выразительности в хоровом исполнении. В процессе артикуляции задействованы органы речи: губы, язык, мягкое нёбо, голосовые складки. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Особенно важно развивать артикуляционный аппарат у начинающих певцов, так как от его развития зависит чистота интонирования, процесс звукообразования. С артикуляцией тесно связана дикционная работа.

Основная задача достижения хорошей дикции в хоре - полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Дикция - это ясное, разборчивое произнесение текста [15]. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием исполнительского мастерства. Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных (согласные произносятся дикци-онно и артикуляционно четко, а гласные распеваются) [11].

Обобщая вышесказанное, важно отметить, что формирование всех вокально-хоровых навыков должно проходить одновременно, с последующим усложнением. Но в рамках данного исследования, относительно специфики хора мальчиков ТПКУ, обучающихся в хоровом коллективе первый год, нами выделены базовые, основополагающие навыки (компоненты), подлежащие развитию. К ним были отнесены: чистая интонация, без которой невозможен унисон, а значит, и хоровой строй; владение различными типами дыхания и четкая дикция, которые могут пригодиться кадетам и при выработке командного голоса. Эти вокально-хоровые навыки и подлежат диагностике и развитию в данном исследовании.

На первом этапе исследования проводилась начальная диагностика уровня развития вокально-хоровых навыков хористов. На втором этапе проводились развивающие занятия с хором кадет, в структуру занятий включались упражнения для развития вокально-хоровых навыков хористов. На третьем этапе проводилась итоговая диагностика, анализировались результаты исследования.

В диагностике принимали участие кадеты 5-х курсов (классов), поющие в хоре, в количестве 50 человек. Уровень развития вокально-хоровых навыков оценивался на основе выявленных компонентов, которые и являлись показателями развитых вокально-хоровых навыков. Для их диагностики были разработаны задания. Обозначим их.

Первый показатель - чистое интонирование. Кадетам предлагались следующие задания:

1. Исполнить произведение А. Зацепина «Ты слышишь море» с сопровождением фортепиано.

2. Исполнить произведение А. Зацепина «Ты слышишь море» без сопровождения.

Второй показатель - четкая дикция. Для определения уровня этого показателя применялись следующие задания:

1. Выразительно прочитать текст песни «Россия» Д. Тухманова.

2. Исполнить песню «Россия» под аккомпанемент.

Третий показатель - владение разными типами дыхания. Для определения уровня развития данного показателя кадетам предлагались следующие задания:

1. Исполнение кантиленой (в медленном темпе) песни «Земля - Родина любви» М. Ма-гомаева на цепном дыхании.

2. Исполнение быстрой песни «Дорога на Берлин» М. Фрадкина, используя короткое дыхание.

Кадеты выполняли задания группами по пять человек. Каждый показатель оценивался по балльной системе. Критерии оценки по первому показателю: 1-е задание: 0 баллов -интонация не чистая, 1 балл - интонация частично чистая, 2 балла - чистая интонация на протяжении исполнения всей песни; 2-е задание: 0 баллов - интонация не чистая, 1 балл -интонация чистая избирательно, не на всем протяжении исполнения песни, 2 балла - чистая интонация при исполнении всей песни. Критерии оценки по второму показателю: 1-е задание: 0 баллов - не четкая дикция, 1 балл - не все слова понятны при чтении текста, 2 балла - четкая дикция; 2-е задание: 0 баллов - не четкая дикция, 1 балл - не всегда четкая дикция, смысл слов иногда понятен, 2 балла - четкая дикция, смысл слов понятен полностью. Критерии оценки по третьему показателю: 1-е задание: 0 баллов - не владеет цепным дыханием, кантилена прерывается, 1 балл - не всегда использует цепное дыхание, частично владеет кантиленой, 2 балла - умело использует цепное дыхание, владеет кантиленой; 2-е задание: 0 баллов - не умеет применять короткое дыхание, дышит, разрывая слова, а не по окончании короткой фразы (не хватает дыхания), 1 балл - частично владеет коротким дыханием, иногда правильно его применяя, 2 балла - умело использует короткое дыхание по окончании музыкальных фраз и в паузах, не разрывая слов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое мог набрать кадет - 12. В результате проведения диагностики выявились следующие уровни развития вокально-хоровых навыков кадет:

Высокий уровень (соответствует 9-12 баллам) - кадет чисто интонирует мелодию как с инструментальным сопровождением, так и без него; хорошо проговаривает слова; умело использует разные типы дыхания.

Средний уровень (соответствует 5-8 баллам) - кадет чисто интонирует мелодию только при инструментальной поддержке; дикция не совсем четкая; в быстрой песне частично владеет коротким дыханием, не всегда получается исполнение кантилены на основе цепного дыхания.

Низкий уровень (соответствует 0-4 баллам) - кадет не чисто интонирует мелодию как при инструментальной поддержке, так и без нее; дикция не четкая; не понимает, как правильно дышать при коротком и цепном дыхании, не владеет разными типами дыхания.

Приведем результаты начальной диагностики в процентном соотношении в количестве человек. Проявились следующие уровни развития вокально-хоровых навыков кадет на начальном этапе диагностики: высокий уровень показали 5 человек (10 %), средний - 12 (24 %), низкий уровень выявился у 33 хористов (66 %). Данные начальной диагностики показали, что кадеты отличились преимущественно низким уровнем развития вокально-хоровых навыков. Кадеты столкнулись со следующими трудностями: тяжело было исполнять произведение без сопровождения, не было гармонической поддержки; не все хористы могли точно уловить мелодию; трудно было петь на цепном дыхании, четко проговаривать слова во время пения. Таким образом, начальная диагностика показала недостаточный уровень развития вокально-хоровых навыков в хоре мальчиков ТПКУ. По итогам диагностики была разработана методика развития вокально-хоровых навыков кадет Тюменского президентского кадетского училища. Подробно она описана в одноименной статье [16]. Целью же данной работы является описание и анализ диагностики вокально-хоровых навыков кадет. Итоговая диагностика проводилась по тем же показателям и диагностическим заданиям, что и на этапе начальной диагностики, изменен был лишь музыкальный материал. Итоговая диагностика показала значительное повышение уровня развития вокально-хоровых навыков в хоре мальчиков ТПКУ: высокий уровень проявился у 34 кадет (68 %), средний -у 16 (32 %), низкий уровень выявлен не был. Качественные характеристики повышения

уровня развития вокально-хоровых навыков проявились в следующих положениях: интонация у хористов стала чище при исполнении произведений как с сопровождением, так и без него; во время исполнения произведений четко были слышны слова; мальчикам стало легче исполнять кантиленные и быстрые произведения, они научились пользоваться цепным и коротким дыханием. У ребят, поющих в хоре, повысился уровень заинтересованности к хоровому пению: если в начале года создание хорового коллектива было организовано в приказном порядке и посещение хоровых занятий было обязательно, независимо от желания кадет, то к концу года они посещали занятия хорового пения с интересом и удовольствием.

На повышение уровня развития вокально-хоровых навыков в хоре мальчиков ТПКУ оказали влияние несколько факторов, среди которых: активная и заинтересованная позиция учащихся; удачный подбор музыкального материала для разучивания и исполнения, подобранный с учетом доступности, художественной выразительности и определенной тематики; разработанная авторская методика.

Список литературы

1. Висковатов А. В. Краткая история первого кадетского корпуса. Л., 1832. 220 с.

2. Головнин А. В. О военно-учебных заведениях. СПб., 1992. 132 с.

3. Конасова Н. Ю. Социально-педагогическое проектирование результатов кадетского образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). Вып. 4 (94). С. 46-50.

4. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 70-73.

5. Колчина Н. А. Современные формы и методы в проведении культурно-досуговых мероприятий с кадетами // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1181-1184.

6. Кузьменко Р. В. Проект «От Руси к Руси» как форма культурологического воспитания кадетов // Образование и общество. 2014. № 89. С. 116-119.

7. Масько Е. Г., Королёв С. А., Дегтярёва Л. О. Мотивация кадетов Севастопольского президентского кадетского училища к изучению изобразительного искусства // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2016. Т. 3. С. 135-138.

8. Кашина Н. И. Проблема освоения казаками-кадетами Урала музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 135-139.

9. Нагорнова Ю. В. Использование методов НФТМ-ТРИЗ в диагностике творческого мышления кадетов подросткового возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 19. С. 61-66.

10. Осеннева М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пос-е. М., 2003.188 с.

11. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. М., 2002.176 с.

12. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хоровому пению. М., 1981. 65 с.

13. Гоноболин Ф. Н. Психология. М.: Просвещение, 1973.130 с.

14. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1961. 142 с.

15. Романовский Н. В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2005. 230 с.

16. Овсянникова О. А. Методика развития вокально-хоровых навыков кадетов Тюменского президентского кадетского училища // Мир науки, культуры, образования (Горно-Алтайск). 2015. № 5 (54). С. 87-91.

Овсянникова О. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Институт психологии и педагогики Тюменского государственного университета.

Ул. 9 Мая, 5, Тюмень, Россия, 625000. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 14.03.2016.

O. A. Ovsyannikova DIAGNOSIS OF VOCAL AND CHORAL SKILLS OF THE CADETS

The article is devoted to the development and analysis of diagnostic vocal and choral skills of boys-cadets in the choir of Tyumen presidential cadet school. Based on the consideration of the concepts "skill", "vocal skills", "choral skills" introduces a working definition of the concept of "vocal and choral skills" of cadets. Describes some psychological and physiological characteristics of vocal-choir of boys-choristers. Taking in consideration specific professional orientation of cadets defines the components of vocal and choral skills, which are to be developed: first, pure tone, without which unison is impossible, and hence the choral tune, too; the command of different types of breathing and clear diction, which are necessary for the cadets for the development of command voice as well. Describes the diagnostic tools: performance, diagnostic tasks, levels of development of choral vocal skills; provides the analysis of the qualitative and quantitative characteristics development of choral vocal skills of the cadets at the initial and final stages of diagnosis. Defines the factors for the increased development of choral vocal skills in the boys choir of Tyumen presidential cadet school.

Key words: cadets, vocal and choral skills, presidential cadet Academy, diagnostics, components of vocal and choral skills.

References

1. Viskovatov A. V. Kratkaya istoriya pervogo kadetskogo korpusa [A brief history of the first cadet corps]. Leningrad, 1832. 220 p. (in Russian).

2. Golovnin A. V. O voenno-uchebnykh zavedeniyakh [About military schools]. St. Petersburg, 1992. 132 p. (in Russian).

3. Konasova N. Yu. Sotsial'no-pedagogicheskoye proektirovaniye rezul'tatov kadetskogo obrazovaniya [Social-pedagogical planning of cadet's education results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 4 (94), pp. 46-50 (in Russian).

4. Kashina N. I., Tagil'tseva N. G. Psikhologicheskiye predposylki osvoeniya lichnost'yu traditsionnykh kul'turnykh i khudozhestvennykh tsennostey [Psychological conditions of development of the personality of the traditional cultural and artistic values]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, Education, 2014, no. 5 (48), pp. 70-73 (in Russian).

5. Kolchina N. A. Sovremennye formy i metody v provedenii kul'turno-dosugovykh meropriyatiy s kadetami [Modern forms and methods in cultural and leisure activities with the cadets]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2015, no. 10 (90), pp. 1181— 1184 (in Russian).

6. Kuz'menko R. V. Proekt «Ot Rusi k Rusi» kak forma kul'turologicheskogo vospitaniya kadetov [The project «From Russia to Russia» as a form of cultural education of cadets]. Obrazovaniye i obshchestvo - Education and Society, 2014, no. 89, pp. 116—119 (in Russian).

7. Mas'ko E. G., Korolyev S. A., Degtyaryeva L. O. Motivatsiya kadetov Sevastopol'skogo prezidentskogo kadetskogo uchilishcha k izucheniyu izobrazitel'nogo iskusstva [The motivation of cadets of the Sevastopol' presidential cadet school to study fine art]. Aktual'nye voprosy psikhologii i pedagogiki v sovremennykh usloviyakh: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Topical issues of psychology and pedagogy in modern conditions: Collection of scientific works to the International scientific-practical conference]. St. Petersburg, 2016. Vol. 3. Pp. 135—138 (in Russian).

8. Kashina N. I. Problema osvoeniya kazakami-kadetami Urala muzykal'noy kul'tury orenburgskogo i ural'skogo kazachestva [The problem of development of the Cossacks-cadets of the Ural musical culture of Orenburg and Ural Cossacks]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii - Pedagogical Education in Russia, 2013, no. 5, pp. 135—139 (in Russian).

9. Nagornova Yu. V. Ispol'zovaniye metodov NFTM-TRIZ v diagnostike tvorcheskogo myshleniya kadetov podrostkovogo vozrasta [The use of methods NFTM-TRIZ in the diagnosis of creative thinking of adolescent cadets]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept"- Scientific-Methodical Electronic Journal "Concept', 2014, vol. 19, pp. 61—66 (in Russian).

10. Osenneva M. S. Khorovoy klass iprakticheskaya rabota s khorom: uchebnoye posobiye [Choral class and practical work with the choir]. Moscow, 2003.188 p. (in Russian).

11. Stulova G. P. Teoriya i praktika raboty s detskim khorom [Theory and practice of work with children's choir]. Moscow, 2002. 176 p. (in Russian).

12. Zharova L. M. Nachal'nyy etap obucheniya khorovomu peniyu [The initial phase of training in choral singing]. Moscow, 1981. 65 p. (in Russian).

13. Gonobolin F. N. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1973. 130 p. (in Russian).

14. Chesnokov P. G. Khor i upravleniye im [The choir and management]. Moscow, 1961. 142 p. (in Russian).

15. Romanovskiy N. V. Khorovoy slovaf [Choral dictionary]. Moscow, Muzyka Publ., 2005. 230 p. (in Russian).

16. Ovsyannikova O. A. Metodika razvitiya vokal'no-khorovykh navykov kadetov Tyumenskogo prezidentskogo kadetskogo uchilishcha [The method of developing vocal and choral skills of the cadets of the Tyumen presidential cadet school]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, Education (Gorno-Altaysk), 2015, no. 5 (54), pp. 87-91 (in Russian).

Ovsyannikova O. A.

Institute of Psychology and Pedagogy of the Tyumen State University.

Ul. 9 Maya, 5, Tyumen, Russia, 625029. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.