Научная статья на тему 'Роль белорусского детского музыкального фольклора в формировании вокальных навыков детей 5-6 лет в дошкольном учреждении'

Роль белорусского детского музыкального фольклора в формировании вокальных навыков детей 5-6 лет в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1049
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / FOLK SONG / ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ / SINGING SKILLS / ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / CHORAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жигун Ольга Юрьевна

В статье рассматривается вопрос развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на материале белорусского фольклора, который является действенным средством как вокального, так и нравственного воспитания. Народная песня наиболее близкий и понятный детям музыкальным материал, это всегда песня хоровая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль белорусского детского музыкального фольклора в формировании вокальных навыков детей 5-6 лет в дошкольном учреждении»

Role of the Belarusian Children's musical folklore in the Formation of vocal skills children 5-6 years in preschool Zhigun O. (Republic of Belarus) Роль белорусского детского музыкального фольклора в формировании вокальных навыков детей 5-6 лет в дошкольном учреждении Жигун О. Ю. (Республика Беларусь)

Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на материале белорусского фольклора, который является действенным средством как вокального, так и нравственного воспитания. Народная песня - наиболее близкий и понятный детям музыкальным материал, это всегда песня хоровая. Abstract: this article examines the development of singing skills of senior preschool children in the Belarusian folklore material, which is an effective means of both vocal and moral education. Folk Song - the closest and friendly to children musical material, it is always a choral song.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, народная песня, певческие навыки, хоровое исполнительство.

Keywords: preschool children, folk song, singing skills, choral performance.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Еще Ветлугина Н. А. писала, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, активно формируются музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Народная песня является наиболее близким и понятным детям музыкальным материалом. В детских песнях актуальными действующими лицами становятся Собачка, Кот, Аист, Мышка, Волк, которые наделяются чертами человеческого характера. Тесная связь фольклора с жизнью делает музыкальный материал понятным для детей дошкольного возраста и позволяет выходить за рамки исключительно музыкальной деятельности. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение народных песен на белорусском языке помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. Пение народной песни тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом, движением.

Так как народная песня чаще всего не статична, она способствует развитию координации движения, голоса и слуха, улучшает детскую речь. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Н. А. Метлов в своей книге «Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса и подчеркивает, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка... Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание» [2]. Учитывая это, музыкальный руководитель должен бережно относиться к детскому голосу, вести разъяснительную работу с воспитателями и родителями по охране детского голоса.

В процессе работы над развитием певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях я использую методические разработки по музыкальному воспитанию Карла Орфа, Д. Е. Огороднова и В. В. Емельянова.

Фонопедические упражнения В. В. Емельянова я применяю для правильного звукообразования, когда большое значение имеет четкая работа голосового аппарата. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. На каждом занятии провожу разминку - артикуляционную гимнастику. После нее использую интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки (темп Andante). Например, зная, что при разучивании песенки-потешки «Пайшоу Каток у лясок» во фразе «Знайшоу рабы паясок», дети столкнутся со сложным по артикуляции словом «Знайшоу», предлагаю им упражнение на выравнивание гласных на слог «зна-знэ-зни-зно-зну». Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, переводим непонятные слова на русский язык, находим кульминацию песни.

Работа с руками (по системе Карла Орфа) - обязательное условие на занятиях. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу - низкий звук, вверху -высокий (игра «Музыкальная лесенка» по Н. А. Ветлугиной), руки совершают отрывистые движения - звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук - плавный звук. Исполнение потешки «Бусел» (в пределах кварты) с ручными знаками (по системе К. Орфа) помогает детям передать равномерный шаг Аиста и ритмично исполнить потешку, не форсируя звучание и не напрягая голосовые связки.

На занятиях люблю использовать такой прием, как выразительное проговаривание текста песни без музыкального сопровождения. Работаю таким образом: проговариваю текст по фразам ритмично с тактированием. Дети повторяют его по фразам вслед за мной, отбивая такт (игра «Музыкально-ритмическое эхо» по системе К. Орфа). Исполняю фразу a cappella, дети повторяют ее за мной с той интонацией, которую я им предложила [1]. Заметный результат в формировании навыков ансамбля и строя даёт приём пения «цепочкой». Дети осваивают его, «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами (колыбельная «Ходзщь Кощк па балоце», календарно-обрядовая «Пасеял1 дзеуш лен») [3]. Использую разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение (воспитатель, дети, и музыкальный руководитель).

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача - найти такую белорусскую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для детей старшей группы, руководствуясь «Учебной программой дошкольного образования» [4], я подобрала и систематизировала по временам года интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Основной метод в моей работе - игровой. Для занятий выбираю белорусские стихи и песни, содержащие яркий игровой образ или диалог («Гэй, ты, Воучанька», «Прывгганне, Восень», «Ходзщь Кот па сенажащ» и др.).

Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением («Бабулька казала», «Кую, кую ножку» и др. ). Дети, исполняя песню по ролям и с движениями, стремятся выразить себя в определенном образе («Гэй, музыка», «Я завью вяночак»), показать голосом и интонацией его настроение, характер (шуточная песня «Мышка, мышка, дзе была?», калядная песня «Тупу-тупу, туп Каза»). Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Увлекаясь народной игрой с пением, дети не акцентируют

81

свое внимание на звуковысотно-точном исполнении музыкального материала, не напрягаются, а это способствует развитию навыка верного интонирования.

Таким образом, использование белорусского репертуара в системе специальных вокальных упражнений, различных игр, в индивидуальной работе с детьми позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста и привить им любовь к народной песне. Дети не только совершенствуют вокальные навыки, но и приобщаются к родной культуре, сохраняют ее и становясь духовно богаче.

Литература

1. Жигун О. Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского музыкального фольклора. / Научно теоретический журнал «Наука и образование сегодня» № 5 (6 июль 2016 г.).

2. Метлов Н. А. Музыка детям. М., Просвещение, 1985.

3. Беларуски дз1цяцы фальклор / традыцыйныя затсы, апрацоуш 1 аутарсшя творы / Мшск, 1994.

3. Учебная программа дошкольного образования / Минск, НИО, 2013.

Creating a culture of vocal performing at age children on the music classroom

in kindergarten Zhigun O. (Republic of Belarus) Формирование вокальной исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду Жигун О. Ю. (Республика Беларусь)

Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о важности формирования исполнительской вокальной культуры именно в дошкольном возрасте. Пение обогащает внутренний мир детей, их чувства, эмоции. Педагогу следует бережно относиться к развивающемуся голосовому аппарату ребенка и подбирать песенный репертуар, способствующий формированию культуры исполнения вокальных произведений старшими дошкольниками.

Abstract: the article discusses the importance of building a culture of vocal performing, performing skill is at preschool age. Singing enriches the inner world of children, their feelings and emotions. The teacher should take care of the child's developing voice box and select song repertoire, promoting a culture of execution of vocal works of the senior preschool children.

Ключевые слова: пение, культура исполнения, дети старшего дошкольного возраста, охрана детского голоса.

Keywords: singing, performance culture, children preschool age, the protection of children's voices.

Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями, и навыками в области музыкального искусства. Исследователи природы детского голоса Е. И. Алмазов, Н. А. Бернштейн, Е. В.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.