Научная статья на тему 'Формирование вокальной исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду'

Формирование вокальной исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИЕ / SINGING / КУЛЬТУРА ИСПОЛНЕНИЯ / PERFORMANCE CULTURE / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN PRESCHOOL AGE / ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА / THE PROTECTION OF CHILDREN''S VOICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигун Ольга Юрьевна

В статье рассматривается вопрос о важности формирования исполнительской вокальной культуры именно в дошкольном возрасте. Пение обогащает внутренний мир детей, их чувства, эмоции. Педагогу следует бережно относиться к развивающемуся голосовому аппарату ребенка и подбирать песенный репертуар, способствующий формированию культуры исполнения вокальных произведений старшими дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование вокальной исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду»

свое внимание на звуковысотно-точном исполнении музыкального материала, не напрягаются, а это способствует развитию навыка верного интонирования.

Таким образом, использование белорусского репертуара в системе специальных вокальных упражнений, различных игр, в индивидуальной работе с детьми позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста и привить им любовь к народной песне. Дети не только совершенствуют вокальные навыки, но и приобщаются к родной культуре, сохраняют ее и становясь духовно богаче.

Литература

1. Жигун О. Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского музыкального фольклора. / Научно теоретический журнал «Наука и образование сегодня» № 5 (6 июль 2016 г.).

2. Метлов Н. А. Музыка детям. М., Просвещение, 1985.

3. Беларуски дз1цяцы фальклор / традыцыйныя затсы, апрацоуш 1 аутарсшя творы / Мшск, 1994.

3. Учебная программа дошкольного образования / Минск, НИО, 2013.

Creating a culture of vocal performing at age children on the music classroom

in kindergarten Zhigun O. (Republic of Belarus) Формирование вокальной исполнительской культуры у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду Жигун О. Ю. (Республика Беларусь)

Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о важности формирования исполнительской вокальной культуры именно в дошкольном возрасте. Пение обогащает внутренний мир детей, их чувства, эмоции. Педагогу следует бережно относиться к развивающемуся голосовому аппарату ребенка и подбирать песенный репертуар, способствующий формированию культуры исполнения вокальных произведений старшими дошкольниками.

Abstract: the article discusses the importance of building a culture of vocal performing, performing skill is at preschool age. Singing enriches the inner world of children, their feelings and emotions. The teacher should take care of the child's developing voice box and select song repertoire, promoting a culture of execution of vocal works of the senior preschool children.

Ключевые слова: пение, культура исполнения, дети старшего дошкольного возраста, охрана детского голоса.

Keywords: singing, performance culture, children preschool age, the protection of children's voices.

Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, который зависит от развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями, и навыками в области музыкального искусства. Исследователи природы детского голоса Е. И. Алмазов, Н. А. Бернштейн, Е. В.

82

Гурьянов, Т. Г. Егоров и др. отмечают, что формирование исполнительской культуры, исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступной для детей является исполнительская музыкальная деятельность и, в частности, пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса. Выдающийся педагог Золтан Кодаи писал: «Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». Хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Беларусь издавна славилась своими песенными традициями [1]. Народная белорусская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Это были пестушки, потешки, прибаутки, которые пели мама и бабушка [2]. Но изменился жизненный уклад, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы многих дошкольных учреждений свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В дошкольном возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами. Обучая детей правильному пению, я учитываю, что голосовой аппарат ребенка хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма [3]. Гортань и голосовые связки дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем голосовой (верхний), поэтому голоса детей не сильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов более легкое, естественное.

Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста я использую песни, в которых встречается больше высоких звуков или транспонирую песни в удобную для исполнения тональность. Учитывая все возрастные физиологические особенности детского голоса обучение пению веду планомерно, постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного певческого навыка. Известно, что в звучании детских голосов, как в зеркале, отражается методика вокальной работы педагога. На занятиях дети поют с естественной громкостью, я учу их четкой активной артикуляции, короткому вдоху и длинному ровному выдоху.

Чтобы работать над развитием детского голоса каждого воспитанники, я определяю вокальные способности ребенка, учитывая при этом возрастные физиологические особенности и певческие возможности детей 5-6 лет. Целенаправленная работа в соответствии со специальными технологиями обучения детей пению ведется систематически. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления [2]. Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей, пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно-сосудистой системой.

Работа по становлению голоса начинается еще со среднего возраста и заключается в выравнивании его звучания, естественного легкого пения, чистоты и полётности исполнения. Существует много упражнений и распевок, которые помогают мне этого добиться - выравнивание гласных, пение на определенный слог, пение в унисон, пение по 3 звука по полутонам в восходящем и нисходящем движении и др. [3]. Вокальные упражнения развивают музыкальный слух и способствуют выработке чистоты интонирования. Добиваясь достижения искренности исполнения дошкольниками песен, вначале исполняю песню сама, рассказываю детям об авторах, содержании и характере песни, тем самым развивая их умение раскрыть художественный образ песни, затем приступаю к разучиванию.

«Запоют дети - запоет народ», - писал К. Д. Ушинский, поэтому для того, чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей, я разработала систему распевок, которые формируют тот или иной певческий навык. Варианты игрового разучивания песни создаются исходя из ее содержания, с использованием музыкальных инструментов, образных движений и театрализации [4]. Использование на занятиях комплекса упражнений, построенных на адаптированной системе «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова, элементов «Игровой методики обучения детей пению» О. В. Кацера создает для детей такую атмосферу, которая побуждает их к свободе самовыражения через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.

Литература

1. Жигун О. Ю. Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе использования произведений белорусского детского музыкального фольклора. / Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: достижения и тенденции развития» 26-27 июля г. Пенза / МЦНС «Наука и просвещение», 2016 г.

2. Жигун О. Ю. Роль белорусского детского музыкального фольклора в формировании вокальных навыков детей 5-6 лет в дошкольном учреждении // «International scientific review». № 12 (22), 2016.

3. Жигун О. Ю. Формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе детских белорусских народных песен. // «Проблемы современной науки и образования». № 20 (62), 2016.

4. Жигун О. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада посредством введения в музыкальные занятия элементов театрализации // «European research». № 8 (19), 2016.

Formation of creative ckills of children of 5-6 years on employment on a

chjreography in kindergarten Zhigun O. (Republic of Belarus) Формирование творческих навыков детей 5-6 лет на занятиях по хореографии в детском саду Жигун О. Ю. (Республика Беларусь)

Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируются возможности развития ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по хореографии в детском саду. Abstract: the article analyzes the possibilities of rhythmic abilities of children of preschool age in the choreography classes in kindergarten.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, танец, развитие ритмических способностей. Keywords: preschool children, dance, rhythmic development capabilities.

Введение в дошкольных учреждениях дополнительной образовательной услуги «Хореография» имеет своей целью всестороннее развитие гармоничной личности, формирование эстетического вкуса средствами хореографического искусства [3]. Программа вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с жанрами, видами, стилями хореографии. Одна из задач, стоящих перед

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.