Научная статья на тему 'Формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе детских белорусских народных песен'

Формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе детских белорусских народных песен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА / DEVELOPMENT OF THE SINGING VOICE / ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / VOCAL SKILLS / РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ / РЕГИСТР / REGISTER / ПЕНИЕ A CAPPELLA / SINGING A CAPPELLA / RITMODEKLAMATSIYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигун Ольга Юрьевна

В статье рассматривается возможность развития голосового аппарата ребенка 5-6 лет посредством введения в репертуар белорусских народных детских песен, ритмодекламаций на народные тексты и подчеркивается необходимость бережного отношения к детскому голосу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе детских белорусских народных песен»

Formation of vocal skills at age children based child belarusian folc songs

Zhigun O.

Формирование вокальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста на основе детских белорусских народных песен

Жигун О. Ю.

Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматривается возможность развития голосового аппарата ребенка 5-6 лет посредством введения в репертуар белорусских народных детских песен, ритмодекламаций на народные тексты и подчеркивается необходимость бережного отношения к детскому голосу.

Abstract: the article considers the possibility of the child's vocal apparatus 5-6 years through the introduction of the repertoire of Belarusian folk songs for children, ritmodeklamatsy on folk texts and emphasizes the need for respect for the child's voice.

Ключевые слова: развитие певческого голоса, вокальные навыки, ритмодекламация, регистр, пение a cappella.

Keywords: development of the singing voice, vocal skills, ritmodeklamatsiya, register, singing a cappella.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Тесная связь фольклора с жизнью делает музыкальный материал понятным для детей дошкольного возраста и позволяет выходить за рамки исключительно музыкальной деятельности. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение народных песен на белорусском языке помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. Пение народной песни тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом, движением.

Так как народная песня чаще всего не статична, она способствует развитию координации движения, голоса и слуха, улучшает детскую речь. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Н. А. Метлов в своей книге «Музыка детям» пишет об основных качествах детского голоса и подчеркивает, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка... Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание». Учитывая это, музыкальный руководитель должен бережно относиться к детскому голосу, вести разъяснительную работу с воспитателями и родителями по охране детского голоса.

Теоретической базой моей работы являются разработки К. Орфа, Н. А. Метлова, технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса, «Методика комплексного музыкально--певческого воспитания» Д. Е. Огороднова.

С чего же начать работу над песней? Как использовать народную песню для развития вокальных навыков, для формирования голосового аппарата ребенка? Фонопедические упражнения В. В. Емельянова я применяю для правильного звукообразования, когда большое значение имеет четкая работа голосового аппарата. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. На каждом занятии провожу

разминку - артикуляционную гимнастику. После нее использую интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки (темп Andante). Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Как одна из перспективных форм развития голоса, чувства ритма и выразительного речевого интонирования у детей в современной музыкальной методике обучения дошкольников применяется ритмодекламациия. На занятиях даже неправильно интонирующие дети с большим удовольствием участвуют в ритмодекламации [1]. Во-первых, это интересное соединение красивой белорусской народной эмоционально -образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов, во-вторых, опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, переводим непонятные слова на русский язык, находим кульминацию песни.

Поскольку у детей этого возраста певческое дыхание слабо развито, я подбираю музыкальный репертуар с равномерной длиной музыкальных фраз (дыхание на уровне инстинкта): «Таукачыю», «Бусел», «Чубаценью верабей» и др. Так как дети этого возраста поют в разных темпах (медленно, торопливо), я на протяжении всего занятия даю установку на выполнение правил хорового пения; показываю активным вдохом и кивком головы начало фраз. В народной песне вступление может сопровождаться движением: притопом, прихлопом, которые помогают ребенку вовремя сделать вдох (ауфтакт) перед вокальным вступлением.

Голоса детей в этом возрасте делятся на три природных этапа (высокий, средний, низкий), каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примерным диапазоном, педагогу необходимо учитывать и соответствие голосового режима полу ребенка. Если у девочек развит головной резонатор, то у мальчиков (в основном, но есть исключения) грудной. Поэтому не следует (мальчикам) завышать голосовой режим грудного резонатора, т. к. это может принести вред их голосовым связкам. В этом случае сюжетные народные песни как нельзя лучше подходят для исполнения, подчеркивая особенность голосов детей («Пасеял1 дзеую лен», «Запражыце авых коней» и др.) [3]. Формируя у детей осознанное бережное отношение к своему голосу, я использую наглядный образ музыкального инструмента и прием сравнения строения музыкального инструмента со строением голосового аппарата (игра «Жалейка»).

Предлагая детям неоднократное повторение знакомых упражнений и белорусских потешек в разных темпах, динамике и характере, развиваю у них навык чистого интонирования. Перед началом пения я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, спеть прибаутки на одном звуке: «Кую, кую ножку», затем приступаем к разучиванию песен в диапазоне кварты и квинты - «Ладю-ладушю», «Таукачыю». Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показываем движение мелодии рукой (игры «Дзе нашы нотю?», «Музыкальная лесенка» и др.). Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. Народные песни как нельзя лучше помогают в осуществлении этой задачи. При возможности использую на занятиях мультимедийные презентации и видеофильмы с исполнением народных произведений профессиональными ансамблями «Песняры», «Радитчы». Считаю, что такой метод является более действенным, чем рассказ о том, как надо исполнить ту или иную песню [2].

Для того чтобы собрать внимание детей, активизировать их мышление иногда достаточно первого аккорда. Если песня исполняется a cappella, даю ауфтакт рукой. В этом случае перед исполнением предлагаю детям прохлопать ритм или проговорить внутренним слухом фразу песни, чтобы они представили темп и вступили одновременно [1].

Хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, однако, используя народную песню, музыкальный руководитель не только достигает цель развития детского голоса, но и воспитывает подрастающее поколение гражданами своей страны, понимающими, любящими и сохраняющими народное искусство.

Литература

1. Жигун О. Ю. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского музыкального фольклора. // «Наука и образование сегодня» № 5 (6, июль 2016 г.).

2. Жигун О. Ю. Роль электронных средств обучения в формировании культуры восприятия классической музыки у детей 5-6 лет. // «Современные инновации» № 6 (17, июнь 2016 г.).

3. Беларуски дзщяцы фальклор / традыцыйныя затсы, апрацоую [ аутарскя творы / Мшск, 1994. 342 с.

The importance of interaction between teachers and parents in the upbringing

of children in remedial schools Stefankova E.

Важность взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания детей в коррекционных школах Стефанкова Е. А.

Стефанкова Екатерина Анатольевна / Stefankova Ekaterina - инструктор по труду, Государственное бюджетное учреждение Архангельской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31, г. Архангельск

Аннотация: производится обзор и анализ проблем взаимодействия педагогов в работе с родителями. Предлагаются варианты возможного взаимодействия.

Abstract: we performed a review and analysis of the problems of interaction of teachers in working with parents. Variants of possible interactions.

Ключевые слова: взаимодействие, родители. Keywords: interaction, parents.

«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении» - В. А. Сухомлинский [1].

В наше нелёгкое время решение проблем экономического характера стали приоритетом для современной семьи, а порой перед семьёй вообще стоит проблема элементарного физического выживания. Это привело к тому, что сегодня мы наблюдаем то, что родители всё чаще устраняются от решения вопросов воспитания ребёнка и его личностного развития, особенно в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Стало нормой то, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одежды своего чада.

Семья - это основная среда воспитания ребёнка, но, зачастую, родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми, действуют вслепую, не имея представления о возрастных особенностях детей, не обладая хотя бы базовыми знаниями педагогики, что не приносит ощутимых положительных результатов.

Можно ли пробудить интерес у родителей к совместной работе с педагогами, вовлечь их в процесс воспитания и каким образом сделать это?

У каждой семьи свои взгляды на воспитание детей, свои особенные традиции, свои приоритеты в жизни, но нет, пожалуй, родителей, которые не желали бы для своего ребёнка лучшей доли. Но, к сожалению, часто родители недопонимают, какую важную роль во взаимоотношениях в семье может сыграть контакт с педагогом, школой, другими родителями, которые, в свою очередь, сталкиваются с теми же проблемами, что и они сами. Многие родители хотели бы игнорировать школу, считая, что её роль ограничивается лишь тем, что бы научить ребёнка наукам. Педагоги должны поставить перед собой задачу пропаганды тесного сотрудничества с семьями для того, что бы, в итоге, выиграли все стороны участвующие в воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.