Научная статья на тему 'Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса младших школьников'

Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4210
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА / ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / SINGING VOICE / DEVELOPMENT OF SINGING VOICE / VOCAL AND CHORAL SKILLS / VOCAL AND CHORAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порошина Н. А., Галушкина Н. В.

В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте. Даны понятия певческого голоса, развитие певческого голоса, основных вокально-хоровых навыков, определено значение вокально-хоровых упражнений в работе над певческим голосом младших школьников. Автором рассмотрены методические приемы и последовательность работы по развитию певческого дыхания, звукообразования и дикции на начальном этапе вокально-хоровой работы с младшими школьниками. В статье представлены примеры вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков младших школьников на начальном этапе обучения хоровому пению. Предложенный цикл вокально-хоровых упражнений дает возможность последовательно расположить учебные задачи и позволяет на простом музыкальном материале развивать певческий голос младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocal and choral exercises as a means of development singing voice of junior students

The article deals with the problems of the development of singing voices of children as the most accessible form of music making and self-expression at the early school age. The concepts of singing voice, development of singing voice, basic vocal and choral skills are given, the meaning of vocal and choral exercises in the work on the singing voice of junior schoolchildren is determined. The author reviewed the methodological techniques and the sequence of work on the development of singing breathing, sound formation and diction at the initial stage of vocal and choral work with junior students. The article presents examples of vocal and choral exercises for the development of vocal skills of junior schoolchildren at the initial stage of learning choral singing. The proposed cycle of vocal and choral exercises makes it possible to consistently arrange learning tasks and allows you to develop the singing voice of junior r schoolchildren on simple musical material.

Текст научной работы на тему «Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса младших школьников»

3. Koshman S.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya effektivnogo funkcionirovaniya sistemy reabilitacii social'nyh sirot (regional'no-municipal'nyj aspekt). Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of the system of rehabilitation of social orphans (regional-municipal aspect). Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 2003. 25 p.

4. Ivashchenko K.V. Opredelenie sushchnosti ponyatiya «pedagogicheskaya sistema» [Elektronnyj resurs] [Definition of the essence of the notion "pedagogical system"]. URL: http://dspace.udpu.org.ua:8080/jspui/handle/6789/3628.

5. Nacional'naya strategiya razvitiya obrazovaniya v Ukraine na period do 2021 goda [Elektronnyj resurs] [National strategy for the development of education in Ukraine for the period up to 2021]. URL: https://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/344/2013.

6. Ostapenko N.M. Mesto modelirovaniya kak metoda obucheniya v pedagogicheskom proektirovanii (na materiale lingvometodiki vysshej shkoly) [Elektronnyj resurs] [Place of modeling as a teaching method in pedagogical design (on the material of higher school linguistic methods)]. URL: http://journlib.univ.kiev.ua/index.php?act=article&article=1046.

7. Yakimanskaya I.S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obucheniya v sovremennoj shkole [Technology student-centered learning in modern school]. Moscow, 2014. 176 p.

8. Ryzhakova L.A. Social'naya podderzhka detej, popavshih v trudnuyu zhiznennuyu situaciyu [Elektronnyj resurs] [Social support for children in difficult life situations]. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2013/07/05/sotsialnayapodderzhka (Accessed 21.09.2018).

УДК 784

Н.А. Порошина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0003-0890-4939 Н.В. Галушкина, учитель музыки НОУ Специализированная гимназия «Аврора»

г. Тюмень, Россия [email protected]

Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого

голоса младших школьников

В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте. Даны понятия певческого голоса, развитие певческого голоса, основных вокально-хоровых навыков, определено значение вокально-хоровых упражнений в работе над певческим голосом младших школьников.

Автором рассмотрены методические приемы и последовательность работы по развитию певческого дыхания, звукообразования и дикции на начальном этапе вокально-хоровой работы с младшими школьниками. В статье представлены примеры вокально-хоровых упражнений для развития певческих навыков младших школьников на начальном этапе обучения хоровому пению. Предложенный цикл вокально-хоровых упражнений дает возможность последовательно расположить учебные задачи и позволяет на простом музыкальном материале развивать певческий голос младших школьников.

Ключевые слова: певческий голос, развитие певческого голоса, вокально-хоровые навыки, вокально-хоровые упражнения.

N.A. Poroshina,

candidate of pedagogical sciences, docent of the department of theory and methods of primary

education

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia N.V. Galushkina, the teacher of music specialized gymnasium «Avrora» Tyumen, Russia

Vocal and choral exercises as a means of development singing voice of

junior students

The article deals with the problems of the development of singing voices of children as the most accessible form of music making and self-expression at the early school age. The concepts of singing voice, development of singing voice, basic vocal and choral skills are given, the meaning of vocal and choral exercises in the work on the singing voice of junior schoolchildren is determined.

The author reviewed the methodological techniques and the sequence of work on the development of singing breathing, sound formation and diction at the initial stage of vocal and choral work with junior students. The article presents examples of vocal and choral exercises for the development of vocal skills of junior schoolchildren at the initial stage of learning choral singing. The proposed cycle of vocal and choral exercises makes it possible to consistently arrange learning tasks and allows you to develop the singing voice of junior r schoolchildren on simple musical material.

Keywords: singing voice, development of singing voice, vocal and choral skills, vocal and choral exercises.

На современном этапе развития общества происходят значительные и быстрые изменения во всех областях жизни человека, в том числе и в сфере образования. В настоящее время развитие музыкальных способностей детей является мощным источником воздействия на их дальнейшее полноценное развитие. В младшем школьном возрасте у ребенка активно формируются эмоциональная сфера и творческие способности, развиваются восприятие, воображение, воля, фантазия, мышление.

Музыкальное воспитание - важная составляющая эстетического воспитания ребенка. Музыка как наиболее эмоциональный вид искусства напрямую воздействует на чувства человека, а через них на его отношение к окружающему миру.

В музыкальном развитии детей младшего школьного возраста актуальным является развитие их певческого голоса, так как пение это наиболее доступная форма музицирования и самовыражения. Владение голосом дает возможность ребенку выразить свои чувства и настроения в пении, что активизирует его мироощущение и заряжает жизненной энергией.

Посредством голосовой интонации передаются эмоции, настроение человека, отношение к той или иной ситуации и т.д. Для детей умение выражать себя является жизненной необходимостью, позволяет находить общий язык с окружающими и быть понятыми.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования музыкального слуха, памяти и других музыкальных способностей. Именно в этот период закладывается фундамент музыкальной культуры ребенка, для развития которой необходима организация таких моделей воспитания, которые способствовали бы качественному процессу развития музыкальных способностей.

Под певческим голосом понимается способность человека петь. Певческий голос - это энергетический поток, создаваемый певцом во время пения, а звучание певческого голоса, качество субъективного слухового восприятия этого потока [3, c.55].

Задатки певческого голоса даются людям от рождения. Лучшим средством его развития является хоровое пение. В пении развиваются музыкальный слух и музыкально-

слуховые представления, чувство ритма и ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость на музыку. В процессе пения дети получают различные сведения о музыке, приобретают музыкальные умения и навыки, реализуют свои музыкальные потребности.

Развитию певческого голоса отводится особое место в вокально-хоровом воспитании детей. Проблеме развития певческого голоса уделяли внимание многие ученые, педагоги-хормейстеры: Ю.Б. Алиев, Е.И. Алмазов, О.А. Апраксина, Л.Б. Дмитриев, Н.Н. Добровольская, Т.И. Глушакова, В.В. Емельянов, Г.П. Стулова, Г.А. Струве, В.А. Шереметьев и др.

Г.П. Стулова под развитием детского голоса понимает качественное и количественное изменение состояния голосового аппарата и основных характеристик его звучания, а также развитие специфически вокальных способностей [2, c. 6].

Как и все функции, пение человека, не имеющего природных данных, по мнению Л.Б. Дмитриева, может быть усовершенствованно, развито, и в некоторых случаях, развито до уровня, с достаточного до профессионального [1, c.74].

В вокальной педагогике важной задачей развития певческого голоса является формирование вокальных навыков у певцов. К основным из них относят: певческое дыхание, звукообразование и дикцию (артикуляцию).

Освоение вокальных методик и технологий в теории не дает возможность певцу научиться петь. Умения и навыки пения формируются только в процессе пения. Ведущим методом обучения пению признается метод упражнения.

Все вокально-хоровые упражнения условно делят на две группы. Первая группа упражнений имеет целью подготовку голосового аппарата к работе, как говорится «распевание» его. Вторая группа упражнений направлена на формирование и развитие вокально-хоровых навыков у певцов: певческую установку, певческое дыхание и опору звука, правильное звукообразование и ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, использование различных видов звуковедения, дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки и работа над ними тесно взаимосвязаны, поэтому деление это условно, так как одни и те же упражнения могут быть использованы в разных целях. Каждое вокальное упражнение направлено на формирование какого-то одного или нескольких навыков, но при работе над ним не следует оставлять без внимания другие навыки. Мы предлагаем определенную последовательность использования вокально-хоровых упражнений для развития певческого голоса младших школьников.

В своих разработках мы опирались на вокальные методики В.В. Емельянова, Г.А. Струве, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой, Г.П. Стуловой.

Основой вокально-хоровой техники, является навык певческого дыхания. Поэтому обучение пению нужно начинать именно с развития этого навыка. Правильное певческое дыхание дает возможность регулировать певческий звук, придает ему подвижность, длительность и силу.

Среди практических упражнений по выработке правильного певческого дыхания у детей на начальном этапе применяются упражнения без пения, направленные на выработку правильного вдоха, задержки дыхания и выдоха. По руке дети делают бесшумный, активный вдох, затем задержка дыхания и на счет от одного до пяти делается выдох. При повторном выполнении упражнения счет увеличивается.

Для овладения диафрагмальным типом дыхания и развития «опоры» в пении можно использовать упражнения из дыхательной гимнастики Е. Стрельниковой: голова направо - вдох, прямо - выдох, налево - вдох, прямо - выдох. Другой вариант: голова вверх - вдох, прямо - выдох, вниз - вдох, прямо - выдох. Можно совместить оба упражнения.

Упражнение «Свеча» направлено на выработку длительного выдоха. Представим, что в нашей руке горит свеча и что нам ее нужно потушить. Спокойно и глубоко делаем вдох, затем медленно дуем на «свечу», чтобы она погасла.

Еще одно эффективное упражнения на развитие «опоры» в пении: вдох носом, выдох на шипящую «С» (на счет от 5 до 10). Для более экономного расходования дыхания можно использовать шипящую «Ш».

Упражнения на дыхание подобного типа знакомят детей с основными приемами певческого дыхания без музыки. Однако увлекаться ими продолжительное время не следует, так как дыхание это часть единого певческого процесса.

Звукообразование в пении определяется как результат взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками [3, с.6]. Правильное певческое звукообразование зависит от атаки звука и навыка певческой артикуляции. Мягкая атака звука в начальный момент пения признается основой правильного звукообразования. Певческая артикуляция предполагает тембральное выравнивание гласных в пении, что называется их нейтрализацией.

Гласные звуки это основа пения. Правильное округлое формирование гласных, умение петь их связно - важный вокальный навык, без которого нет качественного звука в пении. Условием хорошего звучания гласных звуков в пении младших школьников является постоянное сохранение высокой певческой позиции на всех звуках диапазона.

На начальном этапе целесообразно начинать пение с упражнений на гласную «у», это дает возможность округлить, «собрать» звук, легче перейти от речевой к певческой манере исполнения.

Упражнение 1.

Упражнение 2.

Для осветления звука «у» к нему можно присоединить согласный звук «к».

Упражнение 3.

Гласные звуки «о» и «е» дают возможность выработать округлое, светлое, головное звучание. Поэтому слоги «ду», «ку», «ле» можно широко использовать в вокально-хоровых упражнениях.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Гласные «и» и «э», как считается в вокальной практике, по сравнению с гласными «о», «у» дают возможность более плотно смыкаться голосовым связкам и тембр голоса приобретает грудной оттенок звучания. Но в практике работы с детьми эти звуки часто звучат зажато и «плоско». Поэтому в пении они требуют округления, приближения к «ы».

Упражнение 6

р Ё Ё

4

Ди -ли, ди - ли, ДОН.

Упражнение 7.

Особо следует сказать о гласном звуке «а». Не смотря на то, что этот звук в пении звучит ярче других гласных и требует меньших усилий для звукообразования, а также способствует раскрепощению голосового аппарата, он и самый пестрый. Поэтому в пении с детьми, необходимо постоянно обращать внимание на округлость звучания «а», которая достигается приближением ее к «о».

Пение упражнений на различные слоги необходимо чередовать с пением попевок, фрагментов народных и детских песен. Например, «Андрей - воробей», «Дон, дон», «Сорока», «Как под горкой, под горой» и др. Они обычно просты, лаконичны по музыкальной мысли, часто мелодия движется на одном звуке или имеет поступенную структуру, что помогает детям в их интонировании. Пение таких упражнений вызывает больший интерес у детей и способствует выработке различных вокальных навыков: разных видов звуковедения, применения разнообразных штрихов, динамики, выразительности исполнения музыкального образа.

Упражнение 8.

Упражнение 9.

Упражнение 10.

Упражнение 11.

Впоследствии используются упражнения на основе чередования гласных звуков (-а-, -э-, -и-, -о-, -у-) на одной высоте на различные штрихи (legato и staccato), что развивает длительный выдох, опору звука, вырабатывает единую манеру их пения.

Упражнение 12.

Упражнение 13.

Один из важных вокально-хоровых навыков, на который следует обращать внимание в пении младших школьников - дикция. Под дикцией понимается ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция - непременное условие вокального, том числе хорового пения. Достигнуть четкой дикции возможно при работе над развитием подвижности кончика языка, губ и нижней челюсти.

В целях развития дикции в вокальной практике рекомендуются разные скороговорки. На начальном этапе работы над дикцией с младшими школьниками, можно использовать проговаривание, скандирование в заданном ритме текстов народных прибауток, песенок-попевок: «Барашеньки», «Дон, дон», «Бык-тупогуб» и др. Многие из них имеют четкую ритмическую структуру. Только после этого переходить к скороговоркам.

Для активизации языка используется специальное упражнение.

Упражнение 14.

Следующее достаточно сложное упражнение требует хорошей работы всех артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти. На начальном этапе работы над дикцией с младшими школьниками лучше использовать второй вариант упражнения, который исполняется на двух звуках.

Упражнение 15.

Данная система вокально-хоровых упражнений дает возможность расположить последовательно учебные задачи, позволяя на простом музыкальном материале вырабатывать у младших школьников навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в пении.

Вокально-хоровые упражнений и их выбор зависят от уровня развития певческого голоса детей, наличия в пении имеющихся недостатков. Такая техническая работа над вокально-хоровыми навыками всегда должна проводиться в комплексе с работой над выразительностью исполнения и тогда у детей разовьется не только певческий голос, но и музыкальный слух, вкус, музыкальные представления. В вокально-хоровой работе с младшими школьниками главным является потребность ребенка петь с удовольствием, естественно, красиво, проявляя свою вокальную индивидуальность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М. : Музыка, 1968. - 675 с.

2. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.П. Стулова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 176 с.: ноты.

3. Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы / В.И. Юшманов. - Изд. 2-е. - СПб. : ДЕАН, 2002. -128 с.

REFERENCES

1. Dmitriev L.B. Osnovy vokal'noj metodiki [Fundamentals of vocal technique]. Moscow: Muzyka, 1968. 675 p.

2. Stulova G.P. Teoriya i praktika raboty s detskim horom: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Theory and practice of working with children's choir]. Moscow: VLADOS, 2002. 176 p.: noty.

3. Yushmanov V.I. Vokal'naya tekhnika i ee paradoksy [Vocal technique and its paradoxes]. Izd. 2-e. Sankt-Peterburg: DEAN, 2002. 128 p.

УДК 373.3

И.Н. Разливинских,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] ОЯСГО: 0000-0003-3475-9114 Д.Р. Мифтахова, студентка педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.