полностью повторялся в Конституции ТНР 1941 года. Поэтому, когда ТНР вступила в состав СССР реорганизация всех советских, партийных и судебных органов происходила в соответствии с тем, как это было в СССР. Это нашло подтверждение и в докладной записке прокурора ТНР Охемчика и председателя Верховного Суда ТНР Кончука в Центральный комитет Тувинской народно-революционной партии в связи с реорганизацией судебно-прокурорских органов с вхождением Тувы в состав СССР. В ней сообщалось, что «структура судебно-прокурорских органов должна будет полностью соответствовать закону о Судоустройстве СССР и Положению о прокуратуре. Существенных изменений в этом вопросе не будет, поскольку существующая структура в ТНР тождественна структуре судебно-прокурорских органов РСФСР» [5, д. 74, л. 95]. На принципах, закрепленных в Конституции СССР и Конституции РСФСР, базировалось государственное устройство Тувинской автономной области.
Таким образом, еще в годы Тувинской Народной Республики были приняты ряд важных нормативно-правовых актов, которые позволили организовать деятельность прокурорских органов и ввести институт прокурорского надзора за исполнением законодательства.
Источники и литература
1.Доржу З. Ю., Ондар Е. М. К вопросу об особенностях становления парламентаризма в Туве в 1921 -1944 гг. // Astra Salvensis - review of history and culture, year VI, Supplement no. 1, 2018. p. 485-499.
2.Ондар Н. О. Конституционное развитие Республики Тыва: История и современность // Государство и право. -М.: Наука, 2002, № 11. С. 65-74.
3.Конституции Тувы. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. 216 с.
4.История Тувы. Т.II / Под ред. В. А. Ламина. Новосибирск: Наука, 2007. 400 с.
5. ГА РТ (Государственный архив Республики Тыва). Ф. 119. Оп.1. д. 44; д. 74.
6.Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года // http://law.edu.ru/ (Дата обращения 18 июня 2019 г.)
УДК 373.1(571.52)
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10053
Ирина Дарый-ооловна Шмит Кызылское президентское кадетское училище,
г. Кызыл, Россия
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В данной статье рассматриваются педагогические подходы по формированию гражданской (российской) идентичности у обучающихся общеобразовательных учреждений на примере воспитательной системы Кызылского президентского кадетского училища.
Ключевые слова: гражданство, гражданская идентичность, компоненты гражданской идентичности, воспитание, воспитательная программа.
Irina Shmit Kyzyl presidential cadet school, Kyzyl, Russia
ON THE ISSUE OF THE FORMATION OF RUSSIAN IDENTITY OF TRAINERS OF GENERAL
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
This article discusses pedagogical approaches to the formation of civil (Russian) identity in students of educational institutions on the example of the educational system of the Kyzyl presidential cadet school. Keywords: citizenship, civic identity, components of civic identity, education, educational program.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности [1].
Пожалуй, проблема формирования гражданской идентичности является одной из самых актуальных с момента образования Российской Федерации. Это связано с потребностью в формировании и укреплении идей, способствующих объединению российского народа, который состоит из разных этнических групп.
Формирование гражданской идентичности осуществляется в рамках социальных институтов. Прежде всего, это семья и школа. Немаловажную роль играют и общественные организации, учреждения культуры, спорта и дополнительного образования. Все большую актуальность приобретают средства массовой информации. При всем многообразии социальных институтов, основы нравственности личности все же закладываются в семье. Именно в ней, благодаря родителям, формируются первые представления о Родине, о родной культуре, об элементарных, но очень важных формах поведения, так необходимых для успешных действий человека в обществе. Все это закладывается родителями, поэтому трудно переоценить их роль в воспитательном процессе. Родителей, которые сами в свое время получили знания об обществе в тех же школах, учреждениях культуры. Все-таки основную роль в воспитании и в формировании гражданской идентичности человека играет школа.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования указывается, что одним из основных целей изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне направлено на воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового сознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации [2].
Вопросы формирования российской идентичности у обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации очень важны. В таких учебных заведениях воспитанников ориентируют, прежде всего, на служение Отечеству в военной сфере. Чтобы воспитать истинного патриота и ответственного гражданина России, нужно, в первую очередь, сформировать у него чувство принадлежности к государству и сообществу граждан.
В столице Республики Тыва в 2014 году было образовано Кызылское президентское кадетское училище, которое является довузовским образовательным учреждением Министерства обороны России. Главное предназначение таких училищ - воспитание и подготовка будущих офицеров. Кызылское ПКУ является уникальным по национальному составу общеобразовательным учреждением Минобороны России, где среди воспитанников также обучаются представители иностранного государства - Монголии.
Известный российский этнолог В.А. Тишков понимает под идентичностью ощущение принадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив, национальность, раса, языковая группа, партия) или культурой, традицией, идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение). По его мнению, у каждого человека есть целый набор идентичностей, определяемых возрастом, полом, профессией, семейно-родственным и дружеским кругом. Одни из самых значимых идентичностей - это гражданская идентичность (связь со страной, большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом, и этническая. Следовательно, в структуре гражданской идентичности рассматриваются три элемента: когнитивный (познавательный) компонент (знание), эмоционально-ценностный компонент (отношение), поведенческий компонент (действие) [4].
Факторами формирования гражданской идентичности являются: самоназвание гражданской общности (российский народ, россияне), общий язык (русский язык), общая культура, общее историческое прошлое (например, участие в Великой Отечественной войне), переживание совместных эмоциональных состояний.
На уроках истории, обществознания, русского языка и литературы, географии и других предметов происходит формирование когнитивного компонента российской идентичности, то есть знаний и представлений о России и ее характеристиках, истории и культуре ее народа.
Эмоционально-ценностный компонент также может формироваться на уроках, но особенно эффективно позитивное отношение к гражданству и формирование самой гражданственности осуществляется на воспитательных мероприятиях патриотической направленности. Именно на таких мероприятиях у учащихся формируется и развивается чувство гордости за Родину, положительное отношение к ней, эмоции (волнение, тревога, спокойствие) и переживание.
План воспитательной работы в Кызылском ПКУ составляется на основе Программы воспитания и социализации обучающихся. Целью программы воспитания и социализации воспитанников на уровне среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, приобщение воспитанников к профессиональной военной деятельности. Программа включает в себя направления (подпрограммы): «Я - гражданин», «Я - человек», «Я и культура», «Я и природа», «Я и здоровье», «Я и труд», «Я и открытие».
В воспитательной системе Кызылского ПКУ особое внимание уделяется формирование патриотизма и гражданственности у кадет и воспитанниц. Так, обязательно проводятся торжественные мероприятия, посвященные Дням воинской славы России, вечера памяти, уроки мужества, просмотр фильмов о войне, встречи с ветеранами и боевыми офицерами, виртуальные экскурсии по историческим местам России. Основное внимание в музейной работе уделяется также экспозициям военно-исторического и военно-технического характера.
Поведенческий компонент российской идентичности формируется во время участия кадет в митингах, церемониях возложения цветов к мемориалам, в различных волонтерских акциях и проектах, как например, «Кадет - помощник ветерана». В 2019 году запущен проект 2 учебной роты «Тувинским танкистам - вечная память» по установлению мемориальных досок тувинским танкистам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне.
Но, пожалуй, самым важным элементом в патриотическом воспитании кадет является формирование уважения к государственным символам: гимну, флагу, гербу Российской Федерации. Соблюдаются ритуалы исполнения гимна на каждом утреннем построении по понедельникам, на других торжественных мероприятиях, а также по вносу и выносу флагов России, Тувы и знамени училища. Знаменная группа из числа кадет проходят специальную подготовку. В Дни воинской славы России в училище выставляется почетный караул. После получения награды каждый кадет, согласно ритуалы, громко произносят: «Служу России!». Все эти условия позволяют успешно формировать у кадет и воспитанниц гражданскую идентичность.
С учетом практического опыта в части воспитания гражданственности, можно предложить педагогам следующие рекомендации:
- на уроках истории, обществознания и географии уделять большое внимание именно российской идентичности, рассказывать, что объединяет всех россиян - независимо от темы и содержания параграфа, формировать представление об общей исторической судьбе всех народов России;
- на уроках русского языка и литературы подчеркивать, что именно русский язык является общим языком общения для всех россиян, формировать осознанное отношение к изучению русского языка как объединяющему фактору всех жителей России;
- проводить воспитательные мероприятия патриотической направленности, больше применять слово «российское», так как мы выявили, что именно это слово воспринимается кадетами шире;
- на воспитательных мероприятиях уделять внимание именно эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности, чтобы кадеты выражали позитивное отношение к России, чувствовали гордость, воодушевление;
- знакомить с культурным многообразием России, менталитета русского народа и других народов России, это необходимо для установления толерантных отношений;
- проводить работу по ознакомлению с символами России - флага, герба, гимна, а также Конституции, национальными героями, бытовыми символами;
- формировать поведенческий компонент гражданской идентичности через развитие органов самоуправления, организации работы детских общественных организаций, волонтерской деятельности, осуществлять социальные и практико-ориентированные проекты.
Источники и литература
1.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. СПС Консультант-Плюс //Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_82134/ (Дата обращения: 18 06.2019 г.)
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. М. 2004. 266 с.
3.Тишков В. А. Этнология и политика: статьи 1989 - 2004 гг. М.: Наука, 2005. 240 с.