Научная статья на тему 'Представления кадет Кызылского президентского кадетского училища о психологии и психологах'

Представления кадет Кызылского президентского кадетского училища о психологии и психологах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
989
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / психолог / психологические понятия / психологические интересы. / psychology / psychologist / psychological concepts / psychological interests.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ондар Лилия Монгуновна

В статье представлены результаты анкетного исследования представлений кадет – обучающихся Кызылского президентского кадетского училища о психологической науке и ее представителях – психологах. Конечно, дети в силу своего возраста пока не имеют четких представлений о психологии и ее возможностях. Тем не менее, некоторая предварительная картина образов психологии и психолога, существующих в сознании обучающихся, вырисовалась. В частности, сформированы представления о важности профессии психолога. Наблюдается общая позитивная согласованность образа психолога. В целом, образы психолога и психологии представляют у кадет собой сплав научных и житейских знаний. Для них психология – это, прежде всего, прикладная наука. Результаты исследования позволили сотрудникам психологической службы Кызылского ПКУ планировать дальнейшую работу по ознакомлению кадет с психологической теорией и практикой. Опрос позволил кадетам (и педагогам) задуматься о собственных психологических интересах и проблемах, систематизировать знания о психологии. Исследование полезно для популяризации научного психологического знания среди кадет и сотрудников Кызылского ПКУ, профориентационной работы, а также для развития познавательной сферы кадет-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KYZYL PRESIDENTIAL CADET SCHOOL STUDENTS’ UNDERSTANDING OF PSYCOLOGY AND PSYCHOLOGISTS

The article presents the results of a questionnaire study of cadets’, students of the Kyzyl presidential cadet school, understanding of psychological science and psychologists. Evidently, children due to their age do not yet have a clear understanding of psychology and its capabilities. Nevertheless, certain preliminary images of psychology and the psychologist, existing in the minds of the students, became clearer. In particular, the idea of the importance of the profession of psychologist was formed. The image of the psychologist is generally viewed in a positive way. In general, the images of the psychologist and psychology are represented in cadets’ minds as a fusion of scientific and life knowledge. Psychology for cadets is mostly applied science. The results of the study allowed the staff of the psychological service at the Kyzyl Presidential Cadet School to plan further work on introducing the cadets to psychological theory and practice. The survey allowed cadets (and teachers) to take thought on their own psychological interests and problems, as well as to systematize knowledge about psychology. The study would be useful for the popularization of scientific psychological knowledge among cadets and employees of the Kyzyl Presidential Cadet School, career guidance, as well as for the development of the cognitive sphere of teenage cadets.

Текст научной работы на тему «Представления кадет Кызылского президентского кадетского училища о психологии и психологах»

УДК 159(572.51)

doi 10.24411/2221-0458-2019-10017

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАДЕТ КЫЗЫЛСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА О ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГАХ

Ондар Л.М.

ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», г. Кызыл

KYZYL PRESIDENTIAL CADET SCHOOL STUDENTS' UNDERSTANDING OF

PSYCOLOGY AND PSYCHOLOGISTS

Ondar L.M.

Federal State Educational Institution of the Kyzyl Presidential Cadet School

В статье представлены результаты анкетного исследования представлений кадет - обучающихся Кызылского президентского кадетского училища о психологической науке и ее представителях - психологах. Конечно, дети в силу своего возраста пока не имеют четких представлений о психологии и ее возможностях. Тем не менее, некоторая предварительная картина образов психологии и психолога, существующих в сознании обучающихся, вырисовалась. В частности, сформированы представления о важности профессии психолога. Наблюдается общая позитивная согласованность образа психолога. В целом, образы психолога и психологии представляют у кадет собой сплав научных и житейских знаний. Для них психология - это, прежде всего, прикладная наука.

Результаты исследования позволили сотрудникам психологической службы Кызылского ПКУ планировать дальнейшую работу по ознакомлению кадет с психологической теорией и практикой. Опрос позволил кадетам (и педагогам) задуматься о собственных психологических интересах и проблемах, систематизировать знания о психологии. Исследование полезно для популяризации научного психологического знания среди кадет и сотрудников Кызылского ПКУ, профориентационной работы, а также для развития познавательной сферы кадет-подростков.

Ключевые слова: психология, психолог, психологические понятия, психологические интересы.

The article presents the results of a questionnaire study of cadets', students of the Kyzyl presidential cadet school, understanding of psychological science and psychologists. Evidently, children due to their age do not yet have a clear understanding of psychology and its capabilities. Nevertheless, certain preliminary images of psychology and the psychologist, existing in the minds of the students, became clearer. In particular, the idea of the importance of the profession of psychologist was formed. The image of the psychologist is generally viewed in a positive way. In general, the images of the psychologist and psychology are represented in cadets' minds as a fusion of scientific and life knowledge. Psychology for cadets is mostly applied science.

The results of the study allowed the staff of the psychological service at the Kyzyl Presidential Cadet School to plan further work on introducing the cadets to psychological theory and practice. The survey allowed cadets (and teachers) to take thought on their own psychological interests and problems, as well as to systematize knowledge about psychology.

The study would be useful for the popularization of scientific psychological knowledge among cadets and employees of the Kyzyl Presidential Cadet School, career guidance, as well as for the development of the cognitive sphere of teenage cadets.

Keywords: psychology, psychologist, psychological concepts, psychological interests.

21 век справедливо считается веком психологии. Как наука и практика психология уверенно вошла и в жизнь современного поколения. В вузах, школах и детских садах функционируют психологические службы [1].

В Кызылском ПКУ также есть психологическая служба, сотрудники которой занимаются психологическим сопровождением обучающихся, и создают для них условия для успешного обучения и личностного, интеллектуального и социального развития [2].

Психолого-педагогическое сопровождение кадет осуществляется с момента начала учебного процесса в 5 классе до выпуска из училища. Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся, их успешного обучения, профессионального самоопределения в соответствии с выбранным профилем обучения, формирование нравственного потенциала и морально-этических норм личности обучающихся, содействие социально-культурной адаптации в современном социуме [3].

Педагоги-психологи училища осуществляют свою деятельность по традиционным направлениям: психодиагно-

стическое, коррекционно-развивающее, психопрофилактическое, консультационное, просветительское и др. [1:74].

Так, развивающая работа направлена на развитие навыков самоанализа и саморегуляции, поддержание позитивной самооценки и позитивного самоотношения, поддержку эмоционально-положительного климата в училище. Данная работа включена в систему дополнительного образования через уроки психологии, проходящие по расписанию еженедельно в течение учебного года.

Последовательность построения курсов по психологии для кадет 5-11 классов ФГ-КОУ «Кызылское президентское кадетское училище» обусловлена логикой психологической науки, возрастными особенностями обучающихся, а также спецификой образовательного учреждения, готовящего к поступлению в высшие и средние военные учебные заведения, формирующего элиту офицерского корпуса российской армии и силовых структур [4].

Программы по психологии для кадет набора 2017-2018 гг., 2018-2019 гг. в ФГ-КОУ «Кызылское ПКУ» предусматривают следующую преемственность.

Программы ориентированы на то, что-

Программа курса «Психология для кадет» 5-11 классы

К.П£СС Дисциплина

Психология. Теперь мы кадеты

6 Мир общения *

7 Основы социальной психологии. Я в группе и в коллективе

8 1 сихология выбора профессии *"

9 Я - личность. Психология личности

0 Основы военной психологии

1 Психологическая культура личности

бы обучающиеся приобрели не только определённые знания по психологии, но и умения по их применению в практических ситуациях. В ходе реализации программ используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: тренинг, групповые тематические беседы, комбинированные занятия, работа в группах, групповые консультации; обучающая психодиагностика, различные психотехники и др.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психология. Теперь мы кадеты» ориентирована на кадет 5-х классов. Основное внимание уделяется знакомству кадет, формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых ситуациях, умению ориентироваться в пространстве училища.

На занятиях по психологии они узнают о том, как сдерживать гнев, выходить из конфликтов, распознавать эмоции и учитывать темперамент человека, снимать тревожность и повышать учебную мотивацию. Психология помогает изучать себя, учит разбираться в людях и эффективно выстраивать межличностные взаимоотношения, разобраться в профессиональном самоопределении. Считаем, что каждый кадет должен быть психологически грамотным, уметь помогать себе в разных сложных ситуациях, правильно общаться с окружающими людьми.

В целом, цель обучения психологи-

ческим знаниям и умениям в кадетском училище - формирование у кадет психологической культуры как необходимой составляющей общей культуры. Вслед за И.В. Дубровиной мы рассматриваем психологическую культуру как развивающий механизм саморегуляции личности, который гарантирует эффективное взаимодействие с людьми, а также проявляет противодействие давлению извне, подавляет сильные переживания, обладает самоконтролем, выдержкой, настойчивостью [4]. Психологическая культура обеспечивает кадету полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Что это за наука - психология? Почему она так распространена в настоящее время? Чем полезна для человека? Как представляют кадеты и педагоги представителей этой профессии - психологов? Какие психологические понятия знают? Какие психологические вопросы интересуют детей и взрослых? Именно эти вопросы заставили нас обратиться к теме «Представления кадет и педагогов Кызылского ПКУ о психологии и психологах».

В исследовании приняло участие 53 человека: 14 педагогов и 39 кадет - обучающихся 5, 6, 9 классов. В качестве основного диагностического средства была использована анкета «Что я знаю о психологии?» (авторская разработка Ондар Л.М.), состоящая из 11 вопросов.

На вопрос «Что изучает психология?» кадеты 5 классов дали вполне правильные ответы: это наука, изучающая «психику человека и животных», «внутренний мир», «душу человека», его «поведение», «внутренние особенности человека». В некоторых ответах отмечалось, что психология изучает «чувства и нервы человека», «память», «нравственность». Многие написали расшифровку слова «Психология» и символ-знак «Пси» и отметили, что психология связана со многими науками.

Также сформированы у кадет представления о полезности знания психологии. Необходимость психологии для человека дети объясняют по-разному. Чем она полезна: «Можно узнать о себе», «Успокаиваться», «Не уставать», «Быстро узнавать человека, знать его действия наперед», «Помогает в трудных моральных ситуациях», помогает «быть хорошим», «заниматься самовоспитанием».

С какими психологическими понятиями уже знакомы кадеты-пятиклассники?

Названо около 18 терминов, среди них «стресс», «эмоции», «мысли», «чувства», «толерантность», повторялись понятия: «аффект», «темперамент», «зоопсихология». Перечислялись четыре типа темперамента.

Следующий вопрос позволил выявить ассоциации ребят на слово «Психолог»: «Добрый», «Человек, изучающий человека», «Дает советы», «Развивает память», «Думающий человек», «Человек, который видит других насквозь», «Врач, который определяет твой ум».

На вопрос «Кто такой психолог»? респонденты-пятиклассники ответили: «он

помогает, дает полезный совет», «успокаивает», «изучает внутренний мир людей», «чувствует людей», «преподаватель психологии», «выявляет характер», «врач.»

Каким должен быть психолог? Наиболее часто упоминаются следующие профессиональные и личностные качества психолога: честный, хороший, терпеливый, спокойный, добрый, умный, внимательный, доброжелательный, допрашивающий, выявляющий правду, задумчивый, разговорчивый, понимающий и уникальный.

Таким образом, кадеты неплохо представляют себе профессию психолога, имеют о ней очень достаточно конкретные представления. Возможно, этому способствовали встречи с психологами, которые у них происходили в школе, при поступлении в училище, на уроках психологии.

Зато не сформированы пока у них представления об известных психологах. Кадеты не смогли назвать ни одной фамилии известных психологов.

Следующие два вопроса выявляли психологические интересы респондентов.

Предлагалась ситуация «Если бы ты встретился с психологом «один на один», какой бы задал ему вопрос, о чем хотел бы у него узнать?»

Итак, прозвучали следующие вопросы психологу:

- Почему вы выбрали профессию психолога?

- Как управлять собой?

- Какой я внутри?

- Как быть лучшим?

- Как улучшить жизнь?

- Что делать, если друг тебе не доверяет?

- А зачем надо проверять психику людей?

На вопрос «Что бы ты хотел узнать из области психологии? Какие темы по психологии тебе интересны?» большинство кадет не смогли ответить. В качестве единичных ответов указаны: «Зоопсихология», «О чем человек думает?», «Темперамент». Можно заключить, что интересы кадет еще не оформлены.

Кадеты 6 классов определили психологию как науку «о внутреннем мире человека», науку «о человеке и человечестве», «психике», «настроении и характере человека». Она полезна тем, что «успокаивает», «учит сдержанности», «настраивает, вдохновляет», «ставит все на свои места», «помогает определить род занятий, наиболее подходящий».

Круг знакомых психологических понятий не широк: «визуал», «кинестетик», «темперамент», «гнев», «радость», «страхи», «мотивация», «эмоции», «концентрация».

Ассоциации на слово «Психолог» также небогаты: «работа с бумагами», «спокойствие», «женщина», «доктор», «жесты», «псих».

По мнению кадет, психолог - это «человек, изучающий психику», «хороший человек», «может много», «учит детей сдерживать чувства и эмоции». Он должен быть добрым, умным, общительным, много знающим, спокойным, сдержанным, образованным, трудолюбивым, честным, разумным, любящим, внимательным, решительным, коммуникативным, толерантным, веселым, эмоциональным.

В качестве известных психологов каде-

ты 6 классов, так же как пятиклассники называют педагогов-психологов своих учебных рот. Именно с ними они сталкивались при поступлении в училище и встречаются на уроках психологии.

Интересы кадет-шестиклассников в области психологии сформулированы в вопросах:

- Что делают психологи?

- Сложно ли быть психологом?

- Хорошо ли быть психологом?

- Какие трудности у вас были и как вы их преодолевали?

- Как можно стать психологом?

- Для чего живет человек?

- Что такое семья?

- Почему люди ссорятся?

- Как работает детектор лжи?

- Как мне нужно развиваться?

- Что такое мимика?

Анализируя ответы кадет 9 классов на вопрос «Что изучает психология?», можно выделить несколько групп суждений. Психология - наука о «мышлении и поведении человека», о «психике», «натуре человека», «душевных состояниях», «духовном мире человека», «качествах и поступках людей», «привычках, образе жизни, темпераменте». Несколько респондентов признались, что их знания о психологии ограничены.

В целом, психология - это наука, «изучающая человека с точки зрения темперамента, характера, чувств» и она «лечит людей».

Приведем примеры того, как кадеты аргументировали свое мнение при ответе на вопрос «Чем полезна психология?». Психология:

- Рассказывает: «о нашем друге - мозге и как с ним дружить»; «Приводит мысли в порядок»; «Лечит души людей», «Спасти может и даже вылечить».

- Помогает «понять суть жизни, справиться с проблемами»; «восстанавливать душевные состояния»; «узнавать других людей»; «дружить с ними и понимать их»; «читать человека как книгу»; «понять людей с психическими отклонениями».

Кадетами-девятиклассниками названо около 25 терминов. Среди них такие сложные понятия как: «психотип», «ауди-ал», «кинестетик», «визуал», «раппорт», «принцип зеркала», «эмоция», «темперамент», «стресс», «психически больной человек», «психическое здоровье», «душевное расстройство», «психоз», «невроз», «болезнь, «способности». Перечислялись четыре типа темперамента. Двое ответили «не знаю».

Ассоциации на слово «Психолог» стандартны: «Тестирование, анкета»; «Преподаватель, умеющий помочь в трудных ситуациях»; «Человек в очках с приятной внешностью». Образ психолога также стандартный: «профессионал», «умный профессор», который «помогает людям», в том числе «душевнобольным», а также «помогает разобраться в себе». Он «изучает людей», «лечит их души», «выслушает» и «поймет тебя».

При это психолог должен быть: гибким, добрым, внимательным, отзывчивым, милосердным, человеколюбивым, спокойным, понимающим, честным, примечательным, не односторонним, уверенным, умным, умеющим выслушать.

В качестве главного качества личности

психолога выступает коммуникативная компетентность.

Известных психологов смог назвать лишь один кадет («Люшер», «Ясюкова», «Мольц», «Г. Эмерсон»).

Встреча с психологом у девятиклассников также как у кадет младших классов происходит в училище, на уроках.

Вопрос психологу:

- Как жить?

- Зачем живем, если все равно умрем?

- Куда попадает человек после смерти?

- Почему нас не понимают воспитатели?

- Как научиться учиться?

- Как избавиться от лени? Как поднять свою мотивацию?

- Сколько зарабатывает психолог?

- Вы видите меня насквозь?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Как научиться читать людей?

Ответы 9-классников на вопрос об интересующих явлениях из сферы психологии демонстрируют их широкий круг: «Все интересно», «Поведение людей», «Темперамент», «Гипноз». Не обошли участники вниманием и проблемы, свойственные своему возрасту. Это: саморазвитие и личностный рост; общение; признаки лжи у человека; проблемы взаимоотношений подростка и старших.

Надо отметить, что ответы кадет 9 классов отличались большей обоснованностью и развёрнутостью, что можно объяснить более длительным непосредственным опытом взаимодействия с психологами училища. По мере взросления кадет представления о психологии и ее представителях дополняются и расширяются. При этом сознание кадет подвергается влиянию

средств массовой информации, транслирующих определенный образ психолога, и воздействию социальных представлений об этой профессии, распространенных в обществе. Результатом всех вышеперечисленных процессов является формирование определенного образа психолога у кадет, представляющего собой сплав научных и житейских знаний.

Для многих кадет психология - это, прежде всего, прикладная наука.

На следующем этапе мы проанализировали представления о психологии педагогов училища.

По мнению учителей-предметников и воспитателей учебных рот, психология -это наука о душе и внутреннем мире человека. Она помогает человеку понять себя и других людей. В психологической помощи нуждаются все. Этой науке уделяется много внимания в настоящее время. Психолог - это добрая профессия, которая «материально не оценивается».

Респонденты-педагоги дают научные ответы: Психология - «наука, изучающая психику и психическую деятельность человека, связи между поведением и психикой»; «Психология - это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей».

Она полезна для «профилактики внутренних проблем человека», дает «возможность избежать ошибок», «возможность самопознания», а также «саморазвития». Она позволяет строить конструктивные отношения и лечить от болезни, где медикаментозное лечение не помогает, «улуч-

шать состояние здоровья», «в общении защищаться от людей, идти вперед». Психология «позволяет увидеть незаметные обычным людям моменты».

Педагогами было названо около 80 терминов. Наиболее часто упоминались: темперамент, стресс, характер, аффект, депрессия, эмоция, внушение, адаптация, тревожность, инсайт, конфликт, воля, чувства, восприятие, память, мышление, интеллект, образ, синтез, воспроизведение, флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик.

Им также знакомы понятия: умственная отсталость, гиперактивность, одаренность, индивид, мотив, девиантное поведение. Назывались методы: тест, анкета. Обозначались междисциплинарные термины: семья, воспитание.

Характеризуя профессию психолога, учителя отмечают, что психолог - это специалист, который изучает психологические особенности людей, оказывает им помощь в разрешении конфликтов. Он -помощник в трудной жизненной ситуации. Он изучает психологические, физиологические, возрастные особенности человека. Психолог хорошо разбирается в тонкостях человеческой души, он услышит, поможет, посоветует. Психолог одним своим видом внушает спокойствие, учит других...

Он изучает поведение людей в разных ситуациях и с разных сторон, дает рекомендации и планирует дальнейшие действия по оказанию помощи. Он также занимается коррекцией поведения индивида. Психолог «приоткрывает тайну чужой души и лечит раны».

В то же время имеются неверные пред-

ставления о психологе как о человеке, ставящем диагноз, лечащем.

Специалист-психолог ассоциируется у педагогов со словами: «проблемы», «конфликт», «дискомфорт», «кресло», «рефлексия», «тренинг», «анализ», «доброта», «забота», «оптимизм», «релаксация», «медитация», «доктор», «внушение», и даже «ухо», «спокойствие», «помощь», «совет», «гипноз», «диалог», «монолог», «слушание, видение», «сердечность».

Из 14 опрошенных педагогов к психологу никто не обращался (по личным причинам). Один педагог обращался по вопросам поведения кадет (по всей видимости, к психологу училища). И один обращался к специалисту по невербальному общению.

Каким видят респонденты психолога: толерантным, мягким, добрым, открытым, отзывчивым, понимающим, сострадающим, адекватным, беспристрастным, аккуратным, приятным и правильным, компетентным и грамотным, доброжелательным, внушающим доверие, не равнодушным, общительным и деликатным, с большим жизненным опытом. Он наблюдателен, умеет ладить с людьми, чуткий. Он - профессионал, способный найти подход к каждому и после советов которого хотелось повернуть жизнь в лучшую сторону. Среди коммуникативных особенностей личности психолога были выделены качества: «дружелюбный» и «общительный».

Кроме того, «он должен перешагивать общественное мнение и представление о человеке».

Представления об известных психологах. Наиболее часто назывались: З Фрейд, Д. Карнеги, Л.С. Выготский, К. Юнг, Также

Ж. Пиаже, Э. Эриксон, К. Леви, А. Фрейд, С.Л. Рубинштейн. Назывались педагоги: Я. Корчак, Ш. Амонашвили, философ Шопенгауэр.

Какой бы вопрос был задан психологу:

1. Как раскрыть свой внутренний потенциал?

2. Как справиться со стрессом и усталостью?

3. Как справиться с одиночеством?

4. О своем психоэмоциональном состоянии.

5. Бывает ли у психологов синдром эмоционального выгорания?

6. Как избавиться от беспокойного ума и достичь умиротворения?

7. Как правильно направить детей на успешное обучение?

8. Как повысить мотивацию ребенка к дисциплине? Как расположить ребёнка к себе и своему предмету?

9. Почему психология не является учебным предметом или хотя бы дополнительным занятием?

Интересующая психологическая тематика:

- Учебная мотивация;

- Психология публичного выступления;

- Психология одиночества;

- Педагогическая психология;

- Гендерная психология;

- Возрастная психология;

- Возрастная психофизиология;

- Семейная психология;

- Невербальное общение;

- Новые психологические технологии и открытия.

В своих ответах один из педагогов при-

знался, что предпочитает изучать психологию самостоятельно, а другой выразил желание «систематизировать имеющиеся знания в области психологии».

Выводы исследования

1. Представления кадет о психологии имеются, однако пока отличаются фрагментарностью, неточностью, стереотипностью. Наиболее сформированы представления о полезности этой науки. Кадеты правильно понимают значение психологии в жизни человека. Психология - для них, прежде всего, прикладная наука. Не сформированы представления об известных психологах. В основном, их знания ограничены общением с психологами училища и проводимыми ими уроками (часами) психологии.

2. Существуют различия в представлениях о психологии и психологах у кадетов младших и старших классов.

3. Кадеты неплохо представляют себе профессию психолога, имеют о ней очень достаточно конкретные представления. Наблюдается общая позитивная согласованность образа психолога у кадет и педагогов - человека, который оказывает психологическую помощь, с которым безопасно, интересно и тепло. В ответах кадет и преподавателей видна возрастающая роль психолога в обществе. Современного психолога они видят как специалиста высокого уровня, обладающего духовно-нравственными качествами, уверенного в своем призвании, таланте и способностях, человека вызывающего доверие. Психолог воспринимается как понимающий, чувствующий и врачующий душу человек.

В целом, облик психолога в глазах кадет и педагогов вполне соответствует обыденным представлениям о нем, отражает стереотипы массового сознания, в соответствии с которыми наиболее важными качествами психолога выступают умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность добиваться поставленной цели, эмоциональная стабильность.

4. Интересы в области психологии у кадет 5-6 классов еще не оформлены, так же не богат круг знакомых психологических понятий. У кадет 9 класса выявлен более широкий круг психологических интересов и психологической терминологии.

5. У педагогов училища отмечаются достаточно сформированные представления о психологии и ее представителях. Педагоги владеют многими психологическими понятиями, отмечают важность данной науки, знакомы с именами известных психологов. Интересующая психологическая тематика достаточно широка и включает как темы профессионального, так и личного характера.

Итак, кадеты транслируют, в целом, низкую осведомленность о современной психологии. Это отчасти объясняется юным возрастом детей и еще недостаточно накопленным опытом. Кадеты только начинают свой путь в мир психологии, и имеют пока неопределенное представление о психологии. Однако некоторая предварительная картина образов психологии и психолога, существующих в сознании обучающихся, вырисовалась.

В то же время в ответах кадет нашла отражение недостаточная осведомленность

о психологии и психике, существующая в российском обществе. Многие кадеты испытывали значительные трудности в формулировании ответов.

Между тем, знания о психике и психологии являются важным средством организации человеком своего внутреннего мира, а также понимания им других людей. Человек обращается к психологии, чтобы познать себя и лучше понимать своих близких. Эти знания помогают увидеть и осознать истинные мотивы своих поступков.

Усвоение этих знаний, как правило, происходит стихийно, и потому неэффективно. Необходимо помогать ребенку в понимании себя и других, объяснении своих и чужих поступков, выстраивании линии собственного поведения.

Интерес к этой области знаний возрастает. Психология активно внедряется

Библиографический список

1. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. - С.74.

2. Положение о психологической службе в Кызылском президентском кадетском училище. Утв приказом начальника ФГ-КОУ «Кызылское ПКУ» от 06.07.2015. № 152.

3. Полякова В.В. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса // Башкы. № 1,2, 2017. С. 38-42.

4. Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: Учеб.метод. пособие / Под ред. И.АВ. Дубровиной. - Воронеж. - 2007.

в обучение и воспитание, в бизнес, в искусство. Сегодня без знания психологии не обойтись ни на работе, ни дома. Чтобы быть успешным предпринимателем, устойчивым к стрессу военнослужащим, гибким педагогом нужны определенные знания. Чтобы иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, так же необходимы знания психологии. Понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, - и здесь на помощь придут психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная основы психологии, можно избежать многих ошибок в жизни. «Психология -это умение жить».

Очевидно, что необходимо развивать психологическую культуру с детства. И делать это целенаправленно и системно.

- 800 c.

References

1. Dubrovina I. V. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya: ucheb. posobiye 4-e izd.[Practical Psychology in Education: a tutorial, 4th edition]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2004. P.74. (in Russian)

2. Polozheniye o psikhologicheskoi sluzhbe v Kyzylskom prezidentskom kadetskom uchilishche. Utv prikazom nachal'nika FGKOU «Kyzylskoe PKU» ot 06.07.2015. № 152. [Regulation on Psychological Service at the Kyzyl Presidential Cadet School approved by the Order of Director. 6, July, 2015 No.152]. (in Russian)

3. Polyakova V.V. Psikhologo-

pedagogicheskoye soprovozhdeniye uchebno-vospitatel'nogo protsessa

[Psychological and Pedagogical support of educational process]. Bashky Journal. No. 1,2, 2017. Pp. 38-42. (in Russian)

4. Dubrovina I. V. Prepodavaniye psikhologii v shkole, 3-11 klassy: Ucheb.metod. posobiye [Teaching Psychology at School, 3d - 11th forms: a tutorial]. Voronezh. 2007. 800 p. (in Russian)

Ондар Лилия Монгуновна, кандидат психологических наук, педагог-психолог ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище». г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Liliya Ondar, Candidate of Psychological Sciences, Teaching Psychologist, Kyzyl Presidential Cadet School. Kyzyl, E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию 31.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.