Научная статья на тему 'Диагностический инструментарий оценки результатов формирования этнопедагогической компетентности педагогов в системе повышения квалификации'

Диагностический инструментарий оценки результатов формирования этнопедагогической компетентности педагогов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / НИЗКИЙ ПОРОГОВЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВНИ / ETHNO-PEDAGOGICAL COMPETENCE / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL CRITERIA AND INDICATORS / LOW THRESHOLD / OPTIMUM LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузова Юлия Николаевна, Ильина Татьяна Борисовна

В данной статье авторы обращаются к актуальной проблеме формирования этнопедагогической компетентности у педагогов, работающих с полиэтническими детскими коллективами. Выделение критериев и показателей оценки сформированности этнопедагогической компетентности как результата обучения по программе дополнительного профессионального образования в системе повышения квалификации рассматривается как условие разработки и реализации данной программы. Выявлено, что оценку сформированности этнопедагогической компетентности необходимо осуществлять на основе мотивационно-личностного критерия (показатель сформированность поликультурно значимых личностных качеств), когнитивно-праксеологического критерия (показатели степень освоения знаний и овладения умениями) и деятельностно-поведенческого критерия (показатель способность осуществлять трудовые действия и функции обучения, воспитания и развития в соответствии с поликультурными требованиями профессионального стандарта «Педагог»). Перечень показателей обоснован анализом психолого-педагогических исследований и профессионального стандарта «Педагог». Представлен инструментарий диагностики показателей, охарактеризованы уровни сформированности этнопедагогической компетентности низкий, пороговый, оптимальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC TOOLS TO EVALUATE THE RESULTS OF FORMATION OF ETHNO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE TRAINING SYSTEM

In this article the authors address the topical problem of formation of ethno-pedagogical competence of the teachers working with multi-ethnic children's groups. The selection of the criteria and indicators of evaluation of the level of the competence formation in the course of training under the program of additional professional education is viewed as a condition of its development and implementation. It is revealed that evaluation of ethno-pedagogical competence formation is to be based on several criteria: 1) motivational and personal criteria (indicator is the level of formation of important multicultural personal qualities); 2) cognitive-praxiological criteria (indicator is the degree of development of knowledge and skills) and 3) action-behavioral criteria (indicator is the ability to carry out professional functions of training, education and development in accordance with the multicultural requirements of the professional standard "Teacher"). The list of indicators was composed with the help of the analysis of psychopedagogical research and the professional standard "Teacher". The tools for evaluation of the indicators have been identified and the levels of formation of ethno-pedagogical competence (low, threshold, optimum) are given.

Текст научной работы на тему «Диагностический инструментарий оценки результатов формирования этнопедагогической компетентности педагогов в системе повышения квалификации»

УДК 371.14:371:39

ББК Ч404.78+Ч465 ГСНТИ 14.37.00 Код ВАК 13.00.08

Галагузова Юлия Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: yung.ektb@mail.ru

Ильина Татьяна Борисовна,

аспирант, кафедра педагогики, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: ttn188@yandex.ru

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнопедагогическая компетентность; структурные и функциональные критерии и показатели; низкий, пороговый, оптимальный уровни.

АННОТАЦИЯ. В данной статье авторы обращаются к актуальной проблеме формирования этнопе-дагогической компетентности у педагогов, работающих с полиэтническими детскими коллективами. Выделение критериев и показателей оценки сформированности этнопедагогической компетентности как результата обучения по программе дополнительного профессионального образования в системе повышения квалификации рассматривается как условие разработки и реализации данной программы. Выявлено, что оценку сформированности этнопедагогической компетентности необходимо осуществлять на основе мотивационно-личностного критерия (показатель - сформи-рованность поликультурно значимых личностных качеств), когнитивно-праксеологического критерия (показатели - степень освоения знаний и овладения умениями) и деятельностно-поведенчес-кого критерия (показатель - способность осуществлять трудовые действия и функции обучения, воспитания и развития в соответствии с поликультурными требованиями профессионального стандарта «Педагог»). Перечень показателей обоснован анализом психолого-педагогических исследований и профессионального стандарта «Педагог». Представлен инструментарий диагностики показателей, охарактеризованы уровни сформированности этнопедагогической компетентности - низкий, пороговый, оптимальный.

Galaguzova Yuliya Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Il'ina Tat'yana Borisovna,

Post-graduate Student of Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

DIAGNOSTIC TOOLS TO EVALUATE THE RESULTS OF FORMATION OF ETHNO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN THE TRAINING SYSTEM

KEY WORDS: ethno-pedagogical competence; structural and functional criteria and indicators; low threshold; optimum levels.

ABSTRACT. In this article the authors address the topical problem of formation of ethno-pedagogical competence of the teachers working with multi-ethnic children's groups. The selection of the criteria and indicators of evaluation of the level of the competence formation in the course of training under the program of additional professional education is viewed as a condition of its development and implementation. It is revealed that evaluation of ethno-pedagogical competence formation is to be based on several criteria: 1) motivational and personal criteria (indicator is the level of formation of important multicultural personal qualities); 2) cognitive-praxiological criteria (indicator is the degree of development of knowledge and skills) and 3) action-behavioral criteria (indicator is the ability to carry out professional functions of training, education and development in accordance with the multicultural requirements of the professional standard "Teacher"). The list of indicators was composed with the help of the analysis of psycho-pedagogical research and the professional standard "Teacher". The tools for evaluation of the indicators have been identified and the levels of formation of ethno-pedagogical competence (low, threshold, optimum) are given.

'овые социокультурные реалии XXI ного государства в другое» [9, с. 8]. Про-

.века обусловлены процессами гло- блема приема и адаптации мигрантов ре-

бализации и миграции, вследствие которых шается в том числе и в системе образова-

страны «становятся сообщающимися сосу- ния, так как приезжают они вместе с деть-

дами, позволяющими своим гражданам и ми. Однако сложность ее решения связана

культурным феноменам перетекать из од- с тем, что рост количества детей-ми-

Но

в

© Галагузова Ю. Н., Ильина Т. Б., 2016

грантов в образовательных организациях меняет условия обучения, воспитания, социализации учащихся, расширяя функции учителя и дополняя прежние функции новым содержанием. Теперь, чтобы найти индивидуальный подход к любому ребенку - и к мигранту, и к представителю принимающего населения, - а также выбрать адекватные технологии работы с детским коллективом, педагог должен опираться на учет этнического фактора.

Поликультурность, ставшая характеристикой социальной и образовательной реальности, продиктовала появление новых квалификационных требований к педагогической деятельности в профессиональном стандарте «Педагог». Они по существу являются поликультурными: «знание основ поликультурного образования», «освоение и применение психолого-педагогических технологий... для адресной работы с различными контингентами учащихся», среди которых дети-мигранты, «формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, ... формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения», «навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде» [10].

Система повышения квалификации, являясь подсистемой дополнительного профессионального и непрерывного образования, отвечает на вызовы времени и способна помочь педагогам приобрести в соответствии с поликультурными условиями педагогической деятельности и требованиями профессионального стандарта «Педагог» этнопедагогическую компетентность -интегративное личностное качество, характеризующее готовность и способность педагога выполнять функции обучения, воспитания и развития в условиях поликультурности в соответствии с поликультурными требованиями профессионального стандарта «Педагог» [4, с. 71].

Однако задача разработки и реализации дополнительной профессиональной программы в системе повышения квалификации требует определения критериев, показателей и методов оценки результатов образования - того, что «должен будет знать, понимать и / или быть в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения или его части» [5, с. 9]. При этом главной при обучении по дополнительной профессиональной программе является вторая часть - продемонстрировать способность «эффективно реализовать в профессиональной деятельности приобретенные во время обучения знания, умения» [там же]. Таким образом,

оцениваются как структурные (знания, умения, опыт, личные качества и установки), так и функциональные результаты.

В целях дальнейшего анализа подходов к выделению результатов и критериев и разработки диагностического инструментария оценки этнопедагогической компетентности отметим, что соответственно этим группам результатов А. А. Вербицкий и М. Д. Ильязова выделяют структурные и функциональные критерии, при этом показателями функциональных критериев являются, по мнению авторов, характеристики процесса педагогической деятельности и ее результата [1, с. 37].

Большинство авторов диссертационных исследований, посвященных формированию необходимых в условиях поликультурности качеств у студентов - будущих педагогов, при определении критериев и показателей ориентируются на структурные результаты и критерии. Так, в соответствии с мотивационно-ценностным, когнитивным, операционным компонентами поликультурной компетентности, Ю. В. Ломакина, М. П. Пушкарева, В. Ю. Штыкарева выделяют одноименные критерии и предлагают диагностировать как их показатели поликультурные качества, знания, умения, активность, импровизацию [6; 11; 16].

С. Н. Федорова критериями сформиро-ванности этнопедагогической компетентности называет следующие: 1) познавательно-гностический, показателями которого являются этнопедагогические, профессиональные знания, совокупность знаний о природе и особенностях этнопедагогиче-ской деятельности и т. п.; 2) процессуальный, данными о сформировнности которого выступают этнопедагогические умения и методические компетенции; 3) рефлексивный, проявляющийся в способности к самонаблюдению, самопознанию, самоконтролю при осуществлении этнопедаго-гической деятельности; 4) ценностно-мотивационный критерий с показателями «интеллигентность, патриотизм, восприятие студентом себя как представителя своей национальности» [14, с. 44-47].

Е. В. Фалунина среди критериев готовности педагогов к работе в пространстве современного поликультурного образования и к взаимодействию с детьми и подростками-мигрантами называет степень структурированности психолого-педагогической готовности к работе в современном образовании, наличие гуманистических ценностно-смысловых мотиваций и ориентаций на личностно ориентированную педагогическую деятельность, степень развития профессионально значимых личностных качеств и педагогической направленности,

сформированность конкретных умений и навыков работы в поликультурной образовательной среде и взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Необходимые знания в данной диссертации оказываются показателем критерия, который требует «наличия и конгруэнтности полученных ЗУНов» [13, с. 221-222].

Согласно положениям А. А. Вербицкого и М. Д. Ильязовой, можно заметить, что в данных работах не представлены критерии и показатели оценки функциональных результатов обучения: процесса деятельности (процессуальный функциональный критерий) и продукта деятельности (функциональный результативный критерий) как объектов оценивания. Это вполне естественно, так как «у выпускников педагогического вуза могут быть оценены только готовность к работе в поликультурной образовательной среде, т. е. знаниевая и частично умениевая составляющая компетенции» [3, с. 333].

Закономерно, что в исследованиях, посвященных формированию необходимых в условиях поликультурности качеств у работающих педагогов, используются критерии функционального характера: наряду со структурными результатами оцениваются процесс педагогической деятельности и ее результаты. Так, А. В. Науменко предлагает брать за основу оценки кросскультурной компетентности поведенческие характеристики - продуктивные / непродуктивные способы реагирования в ситуациях межкультурного взаимодействия [7, с. 37].

М. Д. Дюжакова считает, что о сформи-рованности поликультурной компетентности должны свидетельствовать «продукты» деятельности учителя, поэтому предлагает анализировать академические и личностные достижения учащихся разных национальностей. Она рекомендует привлекать методики оценки включенности воспитательных и образовательных действий педагога в деятельность школы по распространению поликультурных ценностей в социуме [3, с. 338].

Е. В. Нечаева среди критериев оценки эффективности подготовки учителей к работе в мультикультурном коллективе учащихся называет «эффективность проведения в образовательном учреждении воспитательной работы поликультурной направленности, повышение интереса учащихся к

этнопсихологической и межкультурной тематике, их участие в конкурсах и ролевых играх» [8]. А. М. Хупсарокова, Ф. П. Хакуно-ва критерием сформированности деятель-ностно-поведенческого компонента поликультурной компетентности у студентов называют показатель активности и успешности действий [15, с. 53-54].

Опираясь на выводы, сделанные в рассмотренных работах, в связи с планируемым внедрением профессионального стандарта «Педагог» в 2016-2017 гг., передачей функции аттестации педагогов в Центры оценки квалификации считаем актуальным при определении результатов и соответствующих им критериев и показателей опираться на квалификационные требования профессионального стандарта «Педагог». Структура требований стандарта отражает как функциональные процессуальные характеристики деятельности педагога при описании трудовых действий, так и структурные - необходимые умения, знания и другие качества. Кроме того, как и в исследованиях М. Д. Дюжаковой, Е. В. Нечаевой, при оценивании сформированности этно-педагогической компетентности у педагога будут учитываться результаты его деятельности - достижения учащихся, детских коллективов, с которыми работает педагог, уровень удовлетворенности детей и родителей - то, что А. А. Вербицкий и М. Д. Илья-зова называют функциональными результативными характеристиками.

Оценка сформированности этнопедаго-гической компетентности осуществляется на основе критериев - мотивационно-лич-ностного, когнитивно-праксеологического и деятельностно-поведенческого. При этом критерий будет пониматься как признак, который является средством для суждения о формируемом профессиональном качестве - этнопедагогической компетентности, а показатели - как данные о мере (степени) проявления этого признака.

Представим критерии и показатели для оценки сформированности личностно-мо-тивационного, когнитивно-праксеологичес-кого, деятельностно-поведенческого компонентов этнопедагогической компетентности, которые разработаны с учетом поликультурных требований профессионального стандарта «Педагог», в табл. 1.

Таблица 1

Планируемые результаты, критерии и показатели оценки сформированности компонентов этнопедагогической компетентности

Планируемые результаты (на основе поликультурных требований профессионального стандарта «Педагог») Оцениваемые в баллах показатели 0 - показатель не проявляется; 1 - единичное проявление; 2 - оптимальное проявление

Личностно-мотивационный критерий

1. Сформированность поликультурно значимых личностных качеств (этнической идентичности на уровне нормы, эмпатии, толерантности) Уровень эмпатии

Индекс толерантности

Тип этнической идентичности

Когнитивно-праксеологичекий критерий

2. Знание психолого-педагогических основ поликультурного образования, в том числе нормативных документов Составление и научное и нормативное обоснование перечня критериев деятельности педагога в полиэтническом детском коллективе, которые позволяют делать следую-зий вывод: 1) знания не освоены - 0; 2) освоены на уровне принятия и понимания - 1; 3) освоены на уровне применения и творчества - 2.

3. Знание методов диагностики учебных и личностных проблем ребенка в полиэтническом детском коллективе и умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты. Решение проблем, составление характеристики и индивидуального образовательного маршрута ребенка осуществляется на основе учета этнопсихологических, этнопедаго-гических особенностей ребенка и его семьи

4.Знание законов развития личности и проявления личностных свойств в соответствии с этнопсихологическими и этнопедагогическими особенностями и умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс обучающихся, для которых русский язык не является родным. В планах индивидуальной и воспитательной работы предусматривается использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс обучающихся, для которых русский язык не является родным.

5. Знание основных закономерностей семейных отношений в соответствии с этнопедагогическими традициями этноса и этнокультурными ценностями и умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с представителями семей и планировать воспитательную деятельность с учетом культурных различий. Воспитательная деятельность планируется (проектируется) с детьми и представителями семей на основе учета эт-нопедагогических традиций этноса и включения этнокультурных ценностей в воспитательный процесс.

б.Знание особенностей межгруппового взаимодействия в полиэтническом детском коллективе и умение анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Характеристика детского коллектива дана с учетом особенностей межгруппового взаимодействия в полиэтническом детском коллективе, предусматриваются меры профилактики межэтнических конфликтов и поддержки в детском коллективе деловой, дружелюбной атмосферы.

7. Знание особенностей межличностного взаимодействия в полиэтническом детском коллективе и умение защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. План воспитательной работы и характеристики детского коллектива отражают особенности межличностного взаимодействия в полиэтническом детском коллективе, выделены группы детей, нуждающиеся в защите их достоинства и интересов, предусмотрены мероприятия и технологии организации помощи обучающимся, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Деятельностно-поведенческий критерий

1. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и реальными учебными возможностями детей. Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и реальными учебными возможностями детей.

2. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики межэтнической напряженности в классе и в школе; применение психолого-педагогических технологий для адресной работы с детьми-мигрантами. Оценивает параметры и проектирует психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывает программы профилактики межэтнической напряженности в классе и в школе.

3. Формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Применяет психолого-педагогические технологии для адресной работы с детьми-мигрантами и формирования толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

4.Наличие положительной динамики результатов в обучении детей-мигрантов; наличие достижений полиэтнического детского коллектива, сформированность безопасной и комфортной образовательной среды. Может продемонстрировать результаты педагогической деятельности (достижения детей, коллектива, свои).

5. Удовлетворенность детей и родителей процессами обучения, воспитания и развития. Показатели удовлетворенности в анкетах детей и родителей.

Показателем мотивационно-личност-ного критерия этнопедагогической компетентности является сформированность поликультурно значимых личностных качеств - этнической идентичности, толерантности, эмпатии, выделенных на основе

анализа психолого-педагогических исследований А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, Д. Диардорфф, М. А. Манойловой, Л. Г. Почебут, В. К. Рощупкина, Г. У. Солда-товой, А. А. Сыродеевой и др. и результатов пилотажного исследования. Для диагности-

ки типа этнической идентичности целесообразно использовать опросник «Типы этнической идентичности» (авторы Г. У. Сол-датова, С. В. Рыжова), толерантности - экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авторы Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шойгерова), эмпатии -тест определения способности педагога к эмпатии В. В. Бойко.

Когнитивно-праксеологическому критерию соответствуют показатели уровня усвоения необходимых знаний в области социальной психологии, этнопсихологии, эт-нопедагогики, поликультурного образования и овладение умениями, показателем которых должен стать уровень решения учебно-профессиональных проблем в контекстно-профессиональной учебной деятельности: оцениваться знания и умения должны на основе полноты перечня критериев деятельности педагогов в условиях поликультурности, решения и составления ими кейсов, проектирования уроков, планов воспитательной работы, мероприятий и их анализа на соответствие задачам, стоящим перед педагогом в полиэтническом детском коллективе, составления и коллективного обсуждения характеристик детей-мигрантов и соответствующих индивидуальных образовательных траекторий (программ).

Критерием деятельностно-поведенчес-кого компонента является способность педагога осуществлять функции обучения, воспитания и развития обучающихся в условиях поликультурности на качественном уровне, который проявляется в процессе труда как выполнение трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и наличии образовательных результатов у обучающихся и детского полиэтнического коллектива. Основными методами для оценки качества образовательного процесса являются наблюдение, экспертная оценка. Качество результата педагогической деятельности оценивается на основе документированного подтверждения результатов - портфолио педагога, его учеников, полиэтнического детского коллек-

тива, показателей удовлетворенности в анкетах родителей и учащихся.

Об уровне сформированности критериев необходимо судить по выраженности показателей. В целях организации оценки эт-нопедагогической компетентности как результата освоения дополнительной профессиональной программы предлагается выделить низкий, пороговый и оптимальный уровни сформированности этнопедагогиче-ской компетентности. Представим уровни сформированности этнопедагогической компетентности в соответствии с показателями, свидетельствующими о степени проявленности критериев, в табл. 2.

Объективность оценки этнопедагогиче-ской компетентности на основе критериев и показателей обеспечивается за счет стандартизации условий и процедуры оценки, а также благодаря использованию диагностических листов самооценки и экспертной оценки, перевода выявленных критериев и показателей в количественные эквиваленты с дальнейшей математической статистической обработкой.

Данный диагностический инструментарий был экспериментально апробирован во время пилотажного исследования на выборке из 23 педагогов общеобразовательных школ в ноябре - декабре 2015 года в рамках авторского семинара (20 часов) «Основы этнопедагогики: педагогическая деятельность в соответствии с поликультурными требованиями профессионального стандарта «Педагог»» на площадке инфор-мационно-методическогот центра Октябрьского района г. Екатеринбурга. Проведенное пилотажное исследование показало ва-лидность, надежность и эффективность разработанной системы критериев, показателей и уровней для оценки сформирован-ности этнопедагогической компетентности и целесообразность их использования как диагностического инструментария в системе повышения квалификации для подготовки педагогов к работе в условиях поликультурности в соответствии с поликультурными требованиями профессионального стандарта «Педагог».

Таблица 2

Уровни проявления критериев этнопедагогической компетентности педагогов

Показатели низкого уровня | Показатели порогового уровня | Показатели оптимального уровня

Мотивационно-личностный компонент

Этническая идентичность по типу «этнонигилизм, этноэгоизм, этно-изоляционизм, этнофанатизм». Показатели толерантности и эмпа-тии на низком уровне. Позитивная этническая идентичность по типу «норма». Показатели толерантности и эмпа-тии на среднем и высоком уровне. Позитивная этническая идентичность по типу «норма». Показатели толерантности и эмпа-тии на высоком уровне.

Когнитивный компонент

Необходимые знания не освоены, нормы и критерии деятельности, соответствующие условиям поликультурности, не выработаны, умения, позволяющие реализовывать педагогические функции в полиэтнических детских коллективах, не сформированы. Система поликультурных, этнопсихологических и этнопедагогических знаний освоена в полном объеме на уровне понимания и принятия. Перечень необходимых умений принят как норма, необходимость овладения ими рассматривается как критерий деятельности, однако опыт успешного применения знаний и умений недостаточен. Система поликультурных, этнопсихологических, этнопедагогических знаний освоена в полном объеме на уровне применения и творчества. Сформированные умения позволяют реализовывать педагогические функции в полиэтнических детских коллективах на высоком уровне в соответствии с требованиями к трудовым действиям профстандарта.

Деятельностно-поведенческий компонент

Не осуществляется профессиональная деятельность в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Не диагностируются проблемы полиэтнического детского коллектива, не разрабатываются программы профилактики межэтнической напряженности в классе и школе в целях формирования безопасной образовательной среды. Незнание технологий адресной работы с детьми-мигрантами ведет к отсутствию системной работы по формированию толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Отсутствуют результаты в обучении детей-мигрантов, нет достижений полиэтнического детского коллектива, низкая удовлетворенность детей и родителей процессами обучения, воспитания, развития. Осуществляется профессиональная деятельность в соответствии с ФГОС с учетом реальных учебных возможностей ребенка. Осуществляется оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Профилактика межэтнической напряженности в классе и школе, которую осуществляет педагог, не имеет программного характера. Психолого-педагогические технологии для адресной работы с детьми-мигрантами применяются изредка или вообще не применяются. Ведется работа по формированию толерантности и позитивных образцов поликультурного общения, но она не имеет системного характера Представлена положительная динамика в обучении отдельных учеников-мигрантов. Сформирована безопасная доброжелательная среда, но нет свидетельств о достижениях полиэтнического детского коллектива. Показатели удовлетворенности детей и родителей выше среднего. Профессиональная деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС с учетом реальных учебных возможностей ребенка. Осуществляется оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Разрабатываются и реализуются программы профилактики межэтнической напряженности в классе и школе. Психолого-педагогические технологии для адресной работы с детьми-мигрантами применяются регулярно и эффективно. Формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения осуществляется на примере поведения педагога и в результате воспитательных воздействий, имеющих системный характер. Зафиксирована положительная динамика учебных результатов всех учеников полиэтнического детского коллектива. Сформирована безопасная и комфортная образовательная среда. Представлены достижения полиэтнического детского коллектива. Высокие показатели удовлетворенности в анкетах детей и родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования : монография. М. : Логос, 2011.

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ, 1999.

3. Дюжакова М. В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов : на материале России и США : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009.

4. Ильина Т. Б. Структура и содержание этнопедагогической компетентности педагогов // Педагогическое образование в России. 2016. №3. С. 69-81.

5. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ / О. И. Ребрин, УрФУ. Екатеринбург : Ажур, 2012.

6. Ломакина Ю. В. Формирование поликультурной компетентности студентов педагогического колледжа средствами народной педагогики : дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2012.

7. Науменко А. В. Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного образовательного учреждения : монография. Мурманск : МГГУ, 2012.

8. Нечаева Е. А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2008.

9. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Интеркультурная педагогика младшего возраста : учебник. М. : ФОРУМ, 2011.

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общегообразования) (воспитатель, учитель)». URL:http: //www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_l55553/.

11. Пушкарева М. П. Формирование поликультурной компетентности будущих учителей русского языка и литературы в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2011.

12. Симонова А. А. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 7. Екатеринбург, 2012.

13. Фалунина Е. В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.

14. Федорова С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006.

15. Хупсарокова А. М, Хакунова Ф. П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 50-55.

16. Штыкарева В. Ю. Дидактические основы этнопедагогической подготовки будущего учителя в образовательном пространстве вуза : дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2005.

REFERENCES

1. Verbitskiy A. A., Il'yazova M. D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya : monografiya. M. : Logos, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. M. : NMTs, 1999.

3. Dyuzhakova M. V. Pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyakh razvitiya migratsionnykh protsessov : na materiale Rossii i SShA : dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2009.

4. Il'ina T. B. Struktura i soderzhanie etnopedagogicheskoy kompetentnosti pedagogov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. №3. S. 69-81.

5. Ispol'zovanie rezul'tatov obucheniya pri proektirovanii obrazovatel'nykh programm UrFU / O. I. Rebrin, UrFU. Ekaterinburg : Azhur, 2012.

6. Lomakina Yu. V. Formirovanie polikul'turnoy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha sredstvami narodnoy pedagogiki : dis. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2012.

7. Naumenko A. V. Formirovanie krosskul'turnoy kompetentnosti kak strukturnogo komponenta profes-sional'nogo soznaniya pedagoga doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya : monografiya. Murmansk : MGGU, 2012.

8. Nechaeva E. A. Podgotovka pedagoga k professional'noy deyatel'nosti v mul'tikul'turnom kollektive uchashchikhsya : dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2008.

9. Protasova E. Yu., Rodina N. M. Interkul'turnaya pedagogika mladshego vozrasta : uchebnik. M. : FORUM, 2011.

10. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchegoobrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/.

11. Pushkareva M. P. Formirovanie polikul'turnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley russkogo yazyka i literatury v obrazovatel'nom protsesse vuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Bryansk, 2011.

12. Simonova A. A. Kompetentnostnyy podkhod v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii // Ponyati-ynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya : sb. nauch. tr. / otv. red. E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova. Vyp. 7. Ekaterinburg, 2012.

13. Falunina E. V. Psikhologo-pedagogicheskaya model' sistemy podgotovki budushchikh uchiteley k rabote v prostranstve sovremennogo obrazovaniya : dis. ... d-ra psikhol. nauk. M., 2012.

14. Fedorova S. N. Formirovanie etnokul'turnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2006.

15. Khupsarokova A. M, Khakunova F. P. Predmetno-soderzhatel'nye komponenty polikul'turnoy kompetentnosti pedagoga // Vestnik Adygeyskogo gos. un-ta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2011. № 1. S. 50-55.

16. Shtykareva V. Yu. Didakticheskie osnovy etnopedagogicheskoy podgotovki budushchego uchitelya v obrazovatel'nom prostranstve vuza : dis. ... kand. ped. nauk. Petrozavodsk, 2005.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.