УДК 377.124:376..684 ББК Ч447.947.8
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.08
Ильина Татьяна Борисовна,
преподаватель русского языка и литературы, Уральский музыкальный колледж; 620098, г. Екатеринбург, ул. А. Валека, д. 25; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка педагогов; дополнительное профессиональное образование; эт-нопедагогическая компетентность; этнопедагогика; дети-мигранты.
АННОТАЦИЯ. В данной статье автор обращается к актуальной проблеме подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании. Выявленный этнопедагоги-ческий характер проблем, специфика содержания деятельности по учебной, социально-психологической и культурной адаптации детей-мигрантов, а также требования профессионального стандарта «Педагог» позволяют считать ключевым фактором подготовки педагогов формирование у них этнопедагогической компетентности в единстве трех выделенных компонентов: личностного (сформированность позитивной этнической идентичности, этнической толерантности, действенной эм-патии), когнитивно-операционного (овладение этнопедагогическими и социально-психологическими знаниями и умениями), праксеологического (способность успешно решать задачи адаптации детей-мигрантов). В статье рассмотрены функциональные (диагностическая, компенсаторная и акмеологиче-ская) и педагогические (сочетание формального, неформального и информального образования в целях достижения образовательного результата, вариативность форм, методов, сроков обучения и оценки, ориентация на опыт обучающихся и деятельностный результат) возможности дополнительного профессионального образования, которые учтены при разработке структурной модели как теоретической основы образовательного процесса формирования этнопедагогической компетентности. Педагогическими условиями реализации модели подготовки педагогов являются модульность и вариативность программ повышения квалификации педагогов, их ориентированность на различные уровни сформированности компонентов этнопедагогической компетентности педагогов, работающих с детьми-мигрантами, конструирование содержания обучения на основе компетентностно ориентированных задач, которые выступают в качестве интегративных дидактических единиц содержания технологии формирования этно-педагогической компетентности педагогов, обеспечение экспертно-консультационного индивидуального сопровождения педагогов на всех этапах обучения, способствующего интеграции возможностей формального, неформального и информального дополнительного профессионального образования. Описан процесс апробации модели и педагогических условий, а также его результаты.
Ilina Tatiana Borisovna,
Teacher of Russian Language and Literature, Ural Music College, Ekaterinburg, Russia
KEYWORDS: teacher training; additional vocational education; ethnopedagogical competence; eth-nopedagogy; migrant's children.
ABSTRACT. The article addresses a current problem of teachers' training to work with migrants' children in additional vocational education. The revealed ethnopedagogical nature of the problems, the peculiarities of activities for adaptation of migrants' children and requirements of professional standard "Teacher" allow to consider ethnopedagogical competence as a key factor of teachers' training. It consist of the unity of three components: personal (formation of positive ethnic identity, ethnic tolerance, effective empathy), cognitive and operational (mastering ethnopedagogical and social and psychological knowledge and abilities), praxeological (ability to successfully solve problems of adaptation of migrants' children). The opportunities of additional vocational education are considered in structural model as theoretical basis of educational process of formation of ethnopedagogical competence. They are: functional (diagnostic, compensatory and acmeological) and pedagogical (a combination of formal, informal education for achievement of educational result, variability of forms, methods, terms of training and assessment, orientation to experience of students and activity result). Pedagogical conditions of realization of teachers' training are described. The first is modularity and variability of programs of professional development of teachers, their focus on various levels of formation of components of ethnopedagogical competence of the teachers working with migrants' children. The second is planning the content of training on the basis of the competence-focused tasks, which act as integrative didactic units of content of technology of formation of ethnopeda-gogical competence of teachers. The third is the expert's individual assistance to teachers at all levels promoting integration of opportunities of formal and informal additional vocational education. Approbation of the model, pedagogical conditions and its results are described.
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
TRAINING OF TEACHERS TO WORK WITH MIGRANTS' CILDREN IN ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION
государственных документов (ФЗ «Об обра зовании в РФ» (2012), Профессиональный образования в свете принятых важнейших стандарт «Педагог» (педагогическая дея-
© Ильина Т. Б., 2017
тельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (2013), Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 г. и др.) характеризуется идеей модернизации. Она предполагает обновление содержания, приведение всех характеристик и качеств дополнительного профессионального образования в соответствие с социальным заказом общества, становление этого вида образования как института непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования педагога как субъекта культуры и деятельности. Сегодня образовательным учреждениям России требуется учитель, способный работать в режиме развития и инноваций, активно осваивающий образовательные технологии, ориентированные на развитие личности ребенка, обладающий не только профессиональными, но и глубокими психолого-педагогическими и социально-педагогическими знаниями, обеспечивающими готовность работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Появление среди обучающихся детей-мигрантов предъявляет новые требования к профессионализму педагога. Среди проблем полиэтнической школы социологи, психологи, педагоги (Д. А. Александров, Ю. В. Андреева, В. В. Баранова, С. В. Владимирова, А. Б. Григорян, В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, В. А. Иванюшина, Я. Н. Крупец, И. М. Кузнецов, Е. Л. Лукьянова, Т. Ф. Новосельцева, Е. Л. Омельченко, Г. А. Сабирова, О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова, Е. А. Шуклина и др.) называют низкую успеваемость детей-мигрантов, их замкнутость и отчужденность, связанную с дискомфортом пребывания в чужой для них культуре, отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с такими детьми у педагогов.
Актуальность обращения к проблеме подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами подтвердило пилотажное исследование, проведенное в Уральском федеральном округе. Оно выявило затруднения учителей (64,34 % из опрошенных) в решении профессиональных задач при работе с детьми-мигрантами. Было обнаружено, что педагоги не осознают сложности задач адаптации детей-мигрантов, не хватает эт-нопедагогических, этнопсихологических, этнокультурных, социально-психологических знаний; преподаватели испытывают затруднения при работе с семьями детей-мигрантов, не владеют способами регулирования межличностных отношений в полиэтнических детских коллективах, не умеют обеспечивать адаптацию детей-мигрантов в школьном коллективе, анализировать и
предотвращать конфликты, возникающие в том числе и на этнической почве; работа по формированию толерантности не имеет системного характера. Многие педагоги (47,6 %) высказали мнение о необходимости повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации «педагог» для работы с детьми-мигрантами. Однако анализ научной литературы показал, что подготовка педагогов в дополнительном профессиональном образовании требует совершенствования.
Обратимся к определению понятия «подготовка». В широком смысле подготовка понимается как «предварительные действия для выполнения чего-либо» [11]. В диссертационном исследовании Ю. Б. Дро-ботенко выявлено, что в российской науке профессиональная подготовка понимается следующим образом: 1) как система профессионального обучения, целью которой является приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы; 2) как процесс сообщения обучающимся знаний и умений и соответствующий результат в виде совокупности специальных знаний, умений, навыков, качеств, трудового опыта, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии; 3) как результат обучения в образовательном учреждении системы профессионального образования [4, с. 73].
По отношению к личности А. А. Баты-шев [15] и Е. И. Бражник, О. Г. Лаврентьева, Л. И. Лебедева [2] профессиональную подготовку рассматривают как готовность специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с государственными стандартами, как наличие компетентности для выполнения поставленных задач.
На основе вышесказанного подготовка педагогов к работе с детьми-мигрантами в дополнительном профессиональном образовании рассматривается как процесс и результат освоения системы этнопедагогиче-ских и социально-психологических знаний, умений, способов деятельности, а также развития у педагогов поликультурно значимых личностных качеств (действенная эмпатия, этническая толерантность, позитивная этническая идентичность). Результатом подготовки является интегративное профессионально-личностное качество -этнопедагогическая компетентность.
Структурно данная компетентность представлена тремя компонентами: личностным (позитивная этническая идентичность, действенная эмпатия и этническая толерантность), когнитивно-операционным (этнопедагогические и социально-психологические знания и умения), праксеологиче-ским (способность продемонстрировать
эффективное педагогическое поведение при работе с детьми-мигрантами).
Для выявления специфики формирования данной компетентности в системе дополнительного профессионального образования были исследованы его возможности. Понятие «возможность» рассматривается как влияние исследуемого педагогического явления на развитие личности обучающихся (Е. Ю. Еремеева, Ю. В. Медова), как совокупность педагогических условий, при которых исследуемое педагогическое явление оказывает эффективное воздействие на развитие личности обучающихся (Н. В. Михни-на, М. А. Харламова). В контексте данной статьи мы понимаем возможности системы дополнительного образования как влияние подсистемы повышения квалификации на развитие личности педагогов, желающих освоить новый для них вид деятельности -работу с детьми-мигрантами. Выделены две группы возможностей: функциональные и педагогические. Функциональные возможности связаны с подготовкой педагога к выполнению новой функции - адаптации детей-мигрантов в российской школе. Данный процесс можно рассматривать как единство трех составляющих:
- учебной адаптации, понимаемой как усвоение ребенком-мигрантом предписываемых норм и ценностей школьного поведения, особенности его включения в учебный процесс;
- социально-психологической адаптации, отражающей процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, гармоничность этих процессов, удовлетворенность ими;
- культурной адаптации, предполагающей освоение ребенком-мигрантом истории и современной жизни принимающего общества, включение в местную подростковую и молодежную культуру.
Педагогические возможности дополнительного профессионального образования определяются предоставлением педагогу права выбора различных сочетаний формального, неформального и информально-го образования в целях достижения образовательного результата, что определяет вариативность форм, методов, сроков обучения, оценки результатов подготовки.
Процесс подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами строится на основе определенной модели. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целевого (формирование этнопедагогической компетентности как цели обучения), теоретического (социокультурный и андрагоги-ческий подходы, принципы диалога культур, практико-ориентированности, вариа-
тивности), содержательного (нормативный, этнопедагогический, социально-психологический, профессионально-педагогический модули), технологического (этапы, стратегии и методы обучения), контрольно-оценочного (критерии, показатели и уровни сформированности этнопедагогической компетентности педагогов) [3]. Основой процесса обучения является технология осознанного действия, реализуемая через мотивационно-диагностический, теоретический и практический этапы обучения на основе продуктивных методов обучения, соответствующих проблемной, информационной и социально-ролевой стратегии, и предусматривающая актуализацию возможностей формального, неформально и информального непрерывного образования взрослых при планировании, организации и реализации обучения педагогов по индивидуальной образовательной траектории.
Педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию модели подготовки педагогов к работе с детьми-мигрантами являются следующие: 1) модульность и вариативность программ повышения квалификации, их ориентированность на различные уровни сформированности компонентов этнопедагогической компететности педагогов, работающих с детьми-мигрантами;
2) конструирование содержания обучения на основе компетентностно-ориентирован-ных задач, которые выступают в качестве интегративных дидактических единиц содержания технологии формирования этно-педагогической компетентности педагогов;
3) обеспечение экспертно-консультацион-ного индивидуального сопровождения педагогов на всех этапах обучения, способствующего интеграции возможностей формального, неформального и информально-го дополнительного профессионального образования. Необходимо отметить, что такие интеграционные процессы, по мнению ученых, «актуальны и востребованы в практической деятельности системы дополнительного образования взрослых» [14].
Рассмотрим представленные условия подробнее. Первое условие нацелено на реализацию возможности осуществлять подготовку в соответствии с потребностями учителей, на «удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [7]. Модульность и вариативность позволяют выстроить индивидуальную образовательную траекторию педагогов так, чтобы максимально снять их профессиональные затруднения при работе с детьми-мигран-
тами. Экспертно-консультационное сопровождение педагогов должно стимулировать процессы личностного и профессионального саморазвития педагога. На любом этапе эксперт совместно с педагогом анализирует те затруднения, которые педагог испытывает в реальной образовательной практике при решении задачи адаптации детей-мигрантов, находит причины и источники разрешения конфликтов. Такое сопровождение позволяет гибко реагировать на потребности обучающихся, которые на начальном этапе планирования обучения не всегда понимают и могут сформулировать свои образовательные запросы.
Реализация второго педагогического условия - конструирование содержания обучения на основе компетентностно-ори-ентированных задач - обеспечивается разработкой и использованием в образовательном процессе задач следующих типов.
1. Педагогические ситуации, собранные на основе анализа опыта педагогов и проблемных ситуаций, с которыми они сталкивались.
2. Упражнения, используемые в социально-психологических тренингах, направленных на рефлексию собственной этнической и культурной идентичности, осмысление влияния атрибутивных процессов на отношение, восприятие и интерпретацию в педагогическом взаимодействии с детьми-мигрантами, повышение компетентности в общении с детьми-мигрантами, их семьями.
3. Просмотр фильмов и видеосюжетов, который обеспечивает актуализацию и визуализацию изучаемых проблем, позволяет на примерах выработать правила педагоги-
ческого взаимодействия при работе с детьми-мигрантами.
4. Игровые задания по этнопедагоги-ке, нацеленные на ознакомление с этнопе-дагогическими приемами воспитания детей разных этносов.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что происходящие в современной российской школе качественные изменения этнического состава приводят к новым требованиям к педагогам, ключевым из которых является адаптация ребенка-мигранта к образовательному процессу российской школы. Это детерминирует необходимость использования возможностей дополнительного профессионального образования, которое должно предлагать педагогам обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Результатом такой подготовки должно стать формирование у педагога этнопе-дагогической компетентности.
Апробированная модель подготовки педагога к работе с детьми-мигрантами в практике учреждений ряда образовательных учреждений (Центр непрерывного образования Уральского государственного педагогического университета, Информационно-методический центр Октябрьского района г. Екатеринбурга, НОЧУ ДПО «Уральский центр инновационных образовательных технологий», МГБОУ СОШ № 7 г. Нефтеюганска ХМАО-Югра) дала позитивные результаты, что позволяет ее использовать как на курсах повышения квалификации, так и при профессиональной переподготовке работающих педагогов в дополнительном профессиональном образовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров Д. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: предварительные данные: рабочие материалы НУЛСОН. - СПб. : Политехнич. ун-т, 2011. - 135 с.
2. Бражник Е. И., Лаврентьева О. Г., Лебедева Л. И. Магистерское образование в системе университетского образования Франции и России : коллект. монография. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. -127 с.
3. Галагузова Ю. Н., Ильина Т. Б. Диагностический инструментарий оценки результатов формирования этнопедагогической компетентности педагогов в системе повышения квалификации // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 9. - С. 17-23.
4. Дроботенко Ю. Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации : дис. ... д-р пед. наук. -Омск, 2017.
5. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А., Засыпкин В. П. Образовательно-адаптационные практики трудовых мигрантов и их детей (на материале исследований в ХМАО-Югре) // Социология образования. -2015. - № 3. - С. 25-37.
6. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов от 22 янв. 2015 г. № ДЛ - 1/05вн.
7. Об образовании в РФ : федеральный закон. - М. : Эксмо, 2013. - 208 с.
8. Омельченко Е. Л. и др. Адаптация детей мигрантов в школе. - Ульяновск : Ульяновск. гос. ун-т, НИЦ Регион, 2010. - 75 с.
9. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. - М. : Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 -166 с.
10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общегообразования) (воспитатель, учитель)» [Электрон-
ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: l2.l2.20l7).
11. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gramota.ru (дата обращения: 12.12.2017).
12. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 5-18.
13. Хухлаева О. В., Хакимов Э. Р., Хухлаев О. Е. Поликультурное образование : учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2014. - 283 с.
14. Чекалева Н. В., Ройтблат О. В., Суртаева H. Н. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (дата обращения: 12.12.2017).
15. Энциклопедия профессионального образования : в 3. т. / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1998. - 440 с.
REFERENCES
1. Aleksandrov D. A. Deti iz semey migrantov v shkolakh Sankt-Peterburga: predvaritel'nye dannye: rabo-chie materialy NULSON. - SPb. : Politekhnich. un-t, 2011. - 135 s.
2. Brazhnik E. I., Lavrent'eva O. G., Lebedeva L. I. Magisterskoe obrazovanie v sisteme universitetskogo obrazovaniya Frantsii i Rossii : kollekt. monografiya. - SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena, 2010. - 127 s.
3. Galaguzova Yu. N., Il'ina T. B. Diagnosticheskiy instrumentariy otsenki rezul'tatov formirovaniya etnopedagogicheskoy kompetentnosti pedagogov v sisteme povysheniya kvalifikatsii // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. - 2016. - № 9. - S. 17-23.
4. Drobotenko Yu. B. Izmeneniya professional'noy podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza v us-loviyakh modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii : dis. ... d-r ped. nauk. - Omsk, 2017.
5. Zborovskiy G. E., Shuklina E. A., Zasypkin V. P. Obrazovatel'no-adaptatsionnye praktiki trudovykh mi-grantov i ikh detey (na materiale issledovaniy v KhMAO-Yugre) // Sotsiologiya obrazovaniya. - 2015. - № 3. -S. 25-37.
6. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke osnovnykh professional'nykh programm i dopolnitel'nykh professional'nykh programm s uchetom sootvetstvuyushchikh professional'nykh standartov ot 22 yanv. 2015 g. № DL - l/05vn.
7. Ob obrazovanii v RF : federal'nyy zakon. - M. : Eksmo, 2013. - 208 s.
8. Omel'chenko E. L. i dr. Adaptatsiya detey migrantov v shkole. - Ul'yanovsk : Ul'yanovsk. gos. un-t, NITs Region, 2010. - 75 s.
9. Polozhenie detey migrantov v Sankt-Peterburge. - M. : Detskiy fond OON (YuNISEF), 2011 - 166 s.
10. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo ob-shchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchegoobrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (data obrashcheniya: 12.12.2017).
11. Spravochno-informatsionnyy portal GRAMOTA.RU [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://gramota.ru (data obrashcheniya: 12.12.2017).
12. Khukhlaev O. E., Kuznetsov I. M., Chibisova M. Yu. Integratsiya migrantov v obrazovatel'noy srede: sot-sial'no-psikhologicheskie aspekty / / Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2013. - № 3. - S. 5-18.
13. Khukhlaeva O. V., Khakimov E. R., Khukhlaev O. E. Polikul'turnoe obrazovanie : uchebnik dlya bakalav-rov. - M. : Yurayt, 2014. - 283 s.
14. Chekaleva N. V., Roytblat O. V., Surtaeva N. N. Otnoshenie k protsessu integratsii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya vzroslykh [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (data obrashcheniya: 12.12.2017).
15. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya : v 3. t. / pod red. S. Ya. Batysheva. - M. : APO, 1998. -440 s.