ДК 371.124:37:39 ББК 74.204.2 + 74.65
ГСНТИ 14.37
Код ВАК 13.00.08
Ильина Татьяна Борисовна,
аспирант кафедры педагогики, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический
университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНОСТИ ПЕДАГОГОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурное образование, этнопедагогическая компетентность, когнитивный компонент.
АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является содержание и структура этнопедагогиче-ской компетентности учителя. Тема статьи посвящена проблеме подготовки учителей к педагогической деятельности в условиях поликультурности. Цель статьи - дать определение этнопедагогиче-ской компетентности педагогов, рассмотреть ее структуру и обосновать содержание выделенных компонентов. Выявлено, что этнопедагогическая компетентность как характеристика профессионализма педагога может быть рассмотрена не только узко в национально-региональном аспекте, но и более широко как профессиональное качество педагога, работающего в условиях поликультурности. Дано определение этнопедагогической компетентности как интегративного качества личности, характеризующего его готовность и способность осуществлять функции обучения, воспитания и развития обучающихся в условиях поликультурного состава субъектов профессиональной деятельности (педагоги; обучающиеся и их родители; поликультурные детские коллективы) на основе знаний (по социальной психологии, этнопсихологии, этнопедагогике), умений (определять специфику культур, интерпретировать особенности поведения учащихся, использовать культурно адекватные способы педагогического взаимодействия), ценностного отношения и интереса к другим культурам и сформированных личностных качеств (толерантности, эмпатии). Определены структурные элементы данной компетентности: мотивационно-личностный, когнитивный и деятельностно-поведенческий компоненты, обосновано и описано содержание этих компонентов.
Il'ina Tat'yana Borisovna,
Post-graduate Student of Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical
University, Ekaterinburg, Russia.
THE STRUCTURE AND CONTENT OF ETHNO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS
KEYWORDS: multicultural education, ethno-pedagogical competence, cognitive component.
ABSTRACT. The article deals with the content and structure of ethno-pedagogical competence of the teacher. The topic of the article is devoted to the problem of training teachers for teaching in a multicultural community. The purpose of this article is to give a definition of ethno-pedagogical competence of teachers, to examine its structure and substantiate the content of the distinguished components. It is revealed that ethno-pedagogical competence as a characteristic of the teacher's professionalism may be considered not only in a narrow national-regional aspect, but also more widely as a professional feature of the teacher working in a multicultural community. The article gives the definition of ethno-pedagogical competence as an integrative quality of a personality, describing its willingness and ability to perform the functions of training, upbringing and development of students in the multicultural composition of the subjects of professional activity (teachers, pupils and their parents; multicultural children's groups) on the basis of knowledge (social psychology, ethno-psychology, ethno-pedagogy), skills (to determine the specificity of cultures, to interpret the behaviors of students, to use culturally appropriate methods of pedagogical interaction), value oriented attitude and interest in other cultures and formed personal qualities (tolerance, empathy). The article defines the structural elements of this competence: motivational-personal, cognitive and activity-behavioral components, and substantiates and describes the content of these components.
П!
"риток мигрантов в мегаполисы России, превращение социального и образовательного пространств в поликультурные, требование воспитания толерантности как одной из ключевых компетенций нового поколения школьников и утверждение ее как основы социального и педагогического взаимодействия изменяют представления о профессиональной деятельности педагога.
Системе образования нужен учитель, который будет оказывать психолого-педагогическую помощь как мигрантам, так и представителям коренного населения,
консультировать детей и их родителей по этнопсихологическим и этнокультурным проблемам; предотвращать и регулировать этнокультурные конфликты; создавать благоприятные условия для межгруппового взаимодействия детей в классных коллективах. Кроме того, ему необходимо владеть технологиями и методами, которые позволили бы решать задачи обучения, воспитания, развития учащихся разных национальностей. Для этого, согласно Профессиональному стандарту «Педагог», он должен обладать следую-
© Ильина Т. Б., 2016
щими характеристиками: знать «основы психодидактики, поликультурного образования»; «методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения», уметь «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс ... обучающихся, для которых русский язык не является родным», «строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей», «защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях» [13].
Требования работодателя совпадают и с требованиями ФГОС ВПО и ФГОС ВО 3+ по направлению «Педагогическое образование», которые утверждают, что будущий педагог должен быть готов «к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям»; характеризоваться «способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия обучающихся» [15]. Несмотря на заданные характеристики нормативно-правовой базы системы образования, проведенное пилотажное социологическое исследование работающих педагогов показало, что они не знают особенностей воспитания и специфики детско-родительских отношений в семьях детей-мигрантов, не учитывают действие механизмов межгруппового взаимодействия в условиях актуализации этнических границ в поликультурных детских коллективах, не понимают, что их собственные интерпретации, оценки, отношения, поведение обусловлены культурной и этнической идентичностью. Так, 29% из опрошенных педагогов (всего в исследование принимало участие 112 работающих педагогов г. Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Богдановича) отказались отвечать на вопросы шкалы Бо-гардуса, которая обычно используется для измерения дистанции, связанной с расовой или национальной принадлежностью. Они характеризовали вопросы, предлагающие перечислить национальности, с которыми готовы отождествить себя или отказываются отождествить, как возмутительные и негуманные, в беседе они подчеркивали, что ко всем детям относятся одинаково, что свидетельствует о том, что они не осознают влияния своей культуры на представления о ценностях и нормах поведения, не рефлексируют этнокультурные стереотипы. Позиция этноцентризма прозвучала и во время интервьюирования в репликах: «Пусть они к нам приспосабливаются!». Наличие фрустрации по отношению к детям-мигрантам отражено
в эмоциональной оценке «трудно», зафиксированной как в анкетах, так и в устных высказываниях педагогов.
Исследование показало, что собственные этнокультурные стереотипы и паттерны поведения педагогов, не подвергшиеся рефлексии, отсутствие специальных знаний по социальной психологии, этнопсихологии и этнопедагогике провоцируют ошибки в восприятии и интерпретации поступков, поведения детей других национальностей и затрудняют коммуникацию с ними, ведут к возникновению конфликтов, психологическим травмам как у учащихся, так и в педагогическом коллективе, что актуализирует работу по формированию этнопедагогиче-ской компетентности педагогов.
Термин «этнопедагогическая компетентность» появился в науке сравнительно недавно. Он рассматривается в ряду других синонимичных понятий: поликультурная компетентность (Т. Д. Гомонова, Т. Ю. Гурьянова, Л. Ю. Данилова, А. О. Деречин, М. В. Дюжа-кова, И. В. Липова, Л. И. Максимова Ф. П. Ха-кунова, А. М. Хупсарокова, И. Е. Шолуд-ченко, Е. И. Щеглова и др.), этнокультурная компетентность (Н. Г. Арзамасцева, А. Б. Афанасьева, Э. В. Екеева, А. С. Купавская, С. Б. Серякова и др.), полиэтническая компетентность (М. А. Манойлова), кросскуль-турная компетентность (А. В. Науменко, О. Н. Недосека), кросскультурная грамотность (В. Г. Рощупкин), интеркультурная компетентность (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина), этнопсихологическая и этнометоди-ческая компетентности (Э. Р. Хакимов), межкультурная (интеркультурная) компетентность (Д. Диардорфф), этнопедагогиче-ская компетентность (Л. Н. Бережнова,
A. Р. Жидик, А. В. Кайсарова, В. А. Комелина, Д. А. Крылов, С. Ю. Лаврентьев, Л. И. Ма-гомедова, И. Л. Набок, В. Ю. Штыкарева,
B. И. Щеглов и др.).
При сопоставлении разных видов ком-петентностей (поликультурная, этнокультурная, полиэтническая, этнопедагогиче-ская, кросскультурная, межкультурная) мы выявили, что общим для всех определений является наличие общесоциального компонента, который предполагает «совокупность представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [2], «качество, обусловливающее . способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие» [17].
М. В. Дюжакова, А. В. Нуждин, Ф. П. Ха-кунова, А. М. Хупсарокова в определении
этнопедагогической компетентности обращают внимание на педагогическую составляющую, связанную с содержанием педагогической деятельности: «педагог должен знать и уметь учитывать особенности поликультурного состава субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики для решения педагогических задач, осуществлять поликультурное воспитание учащихся» [17].
Среди ценностей и личностных качеств, необходимых для формирования этнопеда-гогической компетентности, исследователи выделяют следующие характеристики: ценностное отношение к другим культурам, толерантность, эмпатию [1; 2; 3; 4; 14; 17; 19; 20]. Д. Диардорфф, И. В. Липова, А. В. На-уменко, О. Н. Недосека [20; 9; 8,] обращают внимание на важность осознания педагогом собственной культурной и этнической идентичности, позитивной этнической самоидентификации.
Анализируя работы, посвященные эт-нопедагогической компетентности, заметим, что однозначного толкования данного термина не существует. Так, Э. В. Екеева считает, что это «высокая степень теоретической и практической подготовленности педагога к полноценной трансляции национальной культуры - синтеза национально-особенного и общечеловеческого, с целью формирования совершенной личности в соответствии с программой национального воспитания и с учетом этнопсихологических особенностей ее развития» [5]. С. Б. Серякова, раскрывая сущность понятия «этнопедагогическая компетентность», связывает его с «усвоением педагогом традиционной культуры народа, теоретической и практической готовностью к трансляции ее ценностных ориен-таций и к реализации основных положений этнопедагогики как системы воспитания в условиях педагогической деятельности учреждения образования с учетом своеобразия национально-психологических особенностей представителей разных национальностей» [14]. А. В. Кайсарова полагает, что данное понятие включает «совокупность этнопедагогических знаний и умений, позволяющих педагогу спроектировать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы добиться максимального целенаправленного и последовательного включения в него педагогического наследия своего народа, что способствует формированию у учащихся патриотизма, толерантности, эмпатии, межкультурной чувствительности» [6]. В. Ю. Штыка-рева рассматривает его как «интегратив-ное свойство учителя, включающее ряд компонентов, которое представляет сово-
купность способностей, личностных качеств, сформированных на основе этнопе-дагогических знаний и умений, необходимых в его педагогической деятельности в полиэтническом пространстве, направленных на постоянное овладение новыми знаниями и ценностями» [19].
Сопоставляя данные понятия, отметим, что общим для данных определений является понимание этнопедагогической компетентности как интегративного качества, которое необходимо для педагогической деятельности в поликультурном полиэтническом пространстве, предполагающего умение определять специфику национальных культур, национального характера и строить педагогическое взаимодействие на основе этнопедагогических знаний.
Также при анализе определений было выявлено, что традиционное рассмотрение сущности этнопедагогической компетенто-сти происходит, в основном, только в национально-региональном аспекте, однако мы считаем, что эта дефиниция гораздо шире, она характеризует профессионализм педагога, работающего в условиях поликультурности. Данную идею разделяет ряд ученых (Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов), которые рассматривают эт-нопедагогическую компетентность как определенную квалификацию и совокупность знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды, включающих педагогическую зрелость, этносоциальную мобильность в решении образовательных задач [3, с. 212].
Опираясь на исследования данных ученых, полагаем, что этнопедагогическая компетентость педагога - это интегратив-ное качество личности, характеризующее его готовность и способность осуществлять функции обучения, воспитания и развития обучающихся в условиях поликультурного состава субъектов профессиональной деятельности (педагоги; обучающиеся и их родители; поликультурные детские коллективы) на основе знаний (по социальной психологии, этнопсихологии, этнопедагогике), умений (определять специфику культур, интерпретировать особенности поведения учащихся, использовать культурно адекватные способы педагогического взаимодействия), ценностного отношения и интереса к другим культурам и сформированных личностных качеств (толерантности, эмпатии).
Кроме определения сущностной характеристики понятия, важным являются его составляющие. В соответствии с положениями теории деятельности исследователи рассматривают в составе этнопедагогической компетентности следующие компоненты:
мотивационный (ценностно-мотивацион-ный, мотивационно-личностный, аффективный, аксиологический), содержательный (интеллектуальный), когнитивный, операционный (деятельностный, практический, поведенческий, деятельностно-поведенче-ский). В ряде работ дополнительно выделены рефлексивный (И. В. Липова, Е. М. Щеглова), нравственно-волевой, эмоциональный
либо эмоционально-волевой (С. Б. Серя-кова), ценностно-личностный (М. А. Маной-лова) компоненты.
Опираясь на данные исследования, мы полагаем, что в структуре этнопедагогической компететности педагога можно выделить три компонента: мотивационно-личностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, содержание которых представлено в таблице 1.
Таблица 1
Этнопедагогическая компетентность
Мотивационно -личностный Когнитивный Деятельностно-поведенческий
Отношение к другой культуре как к ценности Толерантность Эмпатия Рефлексия собственной этнической идентичности и знание о ее влиянии на взаимодействие с представителями других культур Знания по социальной психологии Знания по этнопедагогике Умение определять специфику культур, интерпретировать особенности поведения учащихся. Навыки слушания, наблюдения. Умение применять культурно адекватные методы педагогического вз аимодействия Навыки анализа, оценки, отношения Навыки адекватной и эффективной коммуникации в педагогическом взаимодействии с отдельными учащимися, представителями их семей, детскими коллективами
Содержание личностно-мотивационного компонента в структуре этнопедагогической компетентности определяется представлениями педагога о ценности культурного многообразия, любопытством и исследовательским интересом к своей и другой культурам, фрустрационной толерантностью, гибкостью в использовании подходящих стилей коммуникации и поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Деятельностно-поведенческий компонент должен проявляться в умении определять специфику культур, интерпретировать особенности поведения учащихся в соответствии с их этнокультурными и этнопсихологическими особенностями, использовать культурно адекватные способы педагогического взаимодействия, а также в навыках слушания, наблюдения, анализа, оценки, адекватной и эффективной коммуникации в педагогическом взаимодействии с отдельными учащимися, представителями их семей, детскими коллективами. Основополагающим фактором для формирования эт-нопедагогической компетентности педагога
в системе дополнительного профессионального образования является, на наш взгляд, когнитивный компонент, который широко представлен в исследованиях отечественных ученых.
М. В. Дюжакова выделила в структуре данного компонента профессионально-значимые знания: этнические особенности класса, национальные и этнические особенности учащихся разных национальностей, в том числе детей-мигрантов, понимание основ теории мультикультурного образования, культурные традиции наций, основы конфликтологии [4]. А. М. Хупсарокова рассматривает необходимые знания, соответствующие общесоциальному (знания в области сущности культуры, разнообразия и особенностей субкультур, особенностей и закономерностей межкультурной коммуникации, культурной толерантности и интолерантно-сти и т.п.) и профессиональному компоненту (знания в области возрастных, гендерных, национально-религиозных, профессиональных культурных особенностей субъектов педагогического взаимодействия; знание в об-
ласти основ поликультурного воспитания, умение выстраивать конструктивные взаимоотношения и предотвращать межкультурные конфликты.) [17].
С. Б. Серякова подчеркивает необходимость знаний традиционной культуры народа, интериоризации ее ценностей, оснований и смыслов [14], А. Б. Афанасьева -знаний о родной, а также о неродной этно-культурах, их месте в мировой культуре [2], Э. В. Екеева [5], А. В. Кайсарова [6] - знаний по этнопедагогике, этнопсихологии о культуре, нормах и правилах межнационального общения, умения создавать атмосферу межкультурного взаимодействия.
Соглашаясь с результатами представленных исследований, считаем, что в когнитивный компонент этнопедагогической
компетентности педагога должны быть включены знания по этнопедагогике, этнопсихологии и по социальной психологии, так как в образовательном пространстве мегаполисов за последние несколько лет появились риски роста межнациональной конфликтности (ксенофобия принимающего сообщества, столкновения на почве этнической/национальной принадлежности); риски распада единого образовательного пространства («анклавизация» образовательных учреждений, сегрегация детей-мигрантов в школах низкого уровня) (О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, М. Ю. Чи-бисова) [18]. На наш взгляд, когнитивный компонент может быть представлен двумя блоками: социально-психологическим и эт-нопедагогическим (Табл. 2).
Блоки Необходимые знания и умения
Социально-психологический • рефлексия собственной этнической идентичности и знание о ее влиянии на взаимодействие; • знание особенностей историко-социального развития народа, включенного в контакт; • понимание влияния политических и социально-структурных факторов на процессы межгруппового взаимодействия, в том числе и в детских коллективах; • знание особенностей межгруппового взаимодействия (феномены социальной категоризации, групповой идентификации, межгрупповой дифференциации, групповой, этнической и культурной иден-тичностей и их влияние на социально-перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны общения), понимание роли культуры, объединяющей большие и малые группы; • представление о многообразии культурных феноменов и их влиянии на психологию и личность человека; представление о сходстве и различии своей и иной культуры; осознание значимости культурных различий и места этнической идентичности в структуре личности человека; • знание о ситуативных факторах межэтнического взаимодействия и правилах моделирования благоприятных ситуаций (общие цели, интересы, организация сотрудничества); • знание истории разработки проблемы межэтнической толерантности и современных подходов к ее решению
Этнопедагогический • знание этнопедагогических характеристик субъектов педагогического взаимодействия: • знание особенностей религиозно-нравственной культуры; • знание методов народной педагогики; знание особенностей детско-родительских отношений, семейных обрядов, обычаев, традиций; • знание правил поведения со сверстниками, принятыми в культуре; • знание общих подходов к воспитанию детей, принятых в культуре и правил поведения со значимыми взрослыми - наставниками, учителями; • знание этнопсихологических особенностей национальных характеров; • знание особенностей социально-психологической адаптации детей-мигрантов
Таблица 2
Структура когнитивного компонента этнопедагогической кометентности педагога
Комплекс знаний, входящих в социально-психологический и этнопедагогический блоки когнитивного компонента этнопеда-гогической компетентности, ориентируют педагога на «помощь учащемуся в утверждении его личностной идентичности в мире, где взаимодействуют культуры; поддержку в адаптации к новым социокультурным условиям; предупреждение образовательной депривации в процессе обучения в условиях полиэтнического (разнонационального) состава учащихся; организацию и создание условий в образовательном процессе, в которых учащийся может развить этническое самосознание и российскую идентичность»; «принятие ответственности за решение этнопедагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся» [3, с. 210-212]. Освоение содержания когнитивного компонента, предложенного нами, станет основой формирования мотиваци-
онно-личностного и деятельностно-поведенческого компонентов этнопедагоги-ческой компетентности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что приток детей-мигрантов в школы г. Екатеринбурга требует приобретения дополнительных знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта работы каждым педагогом. Вследствие этого актуальной становится задача разработки дополнительных образовательных программ (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) для учителей, работающих в новых для мегаполиса условиях полиэтнического состава учащихся. Выделенные нами компоненты этнопедагогиче-ской компетентности педагога могут стать теоретической основой для разработки содержания программ повышения квалификации и переподготовки в системе дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзамасцева Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе : дис. ... канд. пед. наук. М, 2000.
2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / / Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 189-195.
3. Бережнова Л. Н. Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М. : Академия, 2013. 240 с.
4. Дюжакова М. В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов: на материале России и США : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009.
5. Екеева Э. В. Этнокультурная компетентность педагога // МНКО. 2009. № 7-1. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-kompetentnost-pedagoga (дата обращения 19.02.2016).
6. Кайсарова А. В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе : дис... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008.
7. Комелина В. А., Крылов Д. А., Лаврентьев С. Ю., Жидик А. Р. Сущность и содержание этнопедаго-гической компетентности будущего педагога в контексте поликультурного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14464 (дата обращения 11.03.2016).
8. Липова И. В. Становление поликультурной компетентности воспитателя в условиях профессиональной деятельности в дошкольном учреждении : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010.
9. Недосека О. Н., Науменко А. В. Исследование кросскультурной компетентности педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений / / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 219-223.
10. Нечаева Е. А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2008.
11. Павлова О. С., Назранова Л. Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников // Психологическая наука и образование. Том 7. № 2. С. 35-47. URL: doi:10.17759/psyedu.2015070204 (дата обращения 17.02.2016).
12. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.
13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения 28.08.2015).
14. Серякова С. Б. Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2002.
15. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/ 440301.pdf (дата обращения 11.03.16).
16. Харитонова Ф. П. Проект содержания процесса формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник ЧГПУ. 2013. № 3. С. 191-201.
17. Хупсарокова А. М, Хакунова Ф. П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 50-55.
18. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 5-18.
19. Штыкарева В. Ю. Дидактические основы этнопедагогической подготовки будущего учителя в образовательном пространстве вуза : дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2005.
20. Daria K. Deardorff Exploring interculturally competent teaching in social sciencesclassrooms. URL:
http://www.tru.ca/__shared/assets/ExploringinterculturaUy-competent-teaching29343.pdf (дата обращения
21.01.2016).
LITERATURA
1. Arzamastseva N. G. Formirovanie etnokul'turnoy kompetentnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogov v vuze : dis. ... kand. ped. nauk. M, 2000.
2. Afanas'eva A. B. Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost', struktura soderzhaniya, problemy so-vershenstvovaniya // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 3. S. 189-195.
3. Berezhnova L. N. Nabok I. L., Shcheglov V. I. Etnopedagogika : uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya. M. : Akademiya, 2013. 240 s.
4. Dyuzhakova M. V. Pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyakh razvitiya migratsionnykh protsessov: na materiale Rossii i SShA : dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2009.
5. Ekeeva E. V. Etnokul'turnaya kompetentnost' pedagoga // MNKO. 2009. № 7-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-kompetentnost-pedagoga (data obrashcheniya 19.02.2016).
6. Kaysarova A. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya etnopedagogicheskoy kompetentnosti u studentov v protsesse obucheniya v pedvuze : dis... kand. ped. nauk. Cheboksary, 2008.
7. Komelina V. A., Krylov D. A., Lavrent'ev S. Yu., Zhidik A. R. Sushchnost' i soderzhanie etnopedagogicheskoy kompetentnosti budushchego pedagoga v kontekste polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14464 (data obrashcheniya 11.03.2016).
8. Lipova I. V. Stanovlenie polikul'turnoy kompetentnosti vospitatelya v usloviyakh professional'noy deyatel'nosti v doshkol'nom uchrezhdenii : dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2010.
9. Nedoseka O. N., Naumenko A. V. Issledovanie krosskul'turnoy kompetentnosti pedagogov-psikhologov doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2011. № 3. S. 219-223.
10. Nechaeva E. A. Podgotovka pedagoga k professional'noy deyatel'nosti v mul'tikul'turnom kollektive uchashchikhsya : dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2008.
11. Pavlova O. S., Nazranova L. Zh. Etnokul'turnaya kompetentnost' pedagoga v usloviyakh sredy s po-lietnicheskim sostavom vospitannikov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. Tom 7. № 2. S. 35-47. URL: doi:10.17759/psyedu.2015070204 (data obrashcheniya 17.02.2016).
12. Palatkina G. V. Etnopedagogicheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2003.
13. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (data obrashcheniya 28.08.2015).
14. Seryakova S. B. Formirovanie etnokul'turnoy kompetentnosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk. Novosibirsk, 2002.
15. Federal'nyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (data obrashcheniya 11.03.16).
16. Kharitonova F. P. Proekt soderzhaniya protsessa formirovaniya etnopedagogicheskoy kompetentnosti pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve / / Vestnik ChGPU. 2013. № 3. S. 191-201.
17. Khupsarokova A. M, Khakunova F. P. Predmetno-soderzhatel'nye komponenty polikul'turnoy kompetentnosti pedagoga // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2011. № 1. S. 50-55.
18. Khukhlaev O. E., Kuznetsov I. M., Chibisova M. Yu. Integratsiya migrantov v obrazovatel'noy srede: sotsial'no-psikhologicheskie aspekty / / Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. № 3. S. 5-18.
19. Shtykareva V. Yu. Didakticheskie osnovy etnopedagogicheskoy podgotovki budushchego uchitelya v obrazovatel'nom prostranstve vuza : dis. ... kand. ped. nauk. Petrozavodsk, 2005.
20. Daria K. Deardorff Exploring interculturally competent teaching in social sciencesclassrooms. URL:
http://www.tru.ca/__shared/assets/Exploringinterculturally-competent-teaching29343.pdf (data obrashcheniya
21.01.2016).
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова